Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

МЕТОДИЧКА_ВКР_ПОСЛЕДНИЙ_ВАРИАНТ[1]. Московский гуманитарный педагогический институт


НазваниеМосковский гуманитарный педагогический институт
АнкорМЕТОДИЧКА ВКР ПОСЛЕДНИЙ ВАРИАНТ[1].doc
Дата15.09.2017
Размер412 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЕТОДИЧКА_ВКР_ПОСЛЕДНИЙ_ВАРИАНТ[1].doc
ТипДокументы
#12034
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет информационных технологий в образовании

Кафедра информационных систем и технологий

А.И. КАПТЕРЕВ, В.Л. СИМОНОВ, С.Б. ЦЫБЕНОВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы

по специальности
230202.65 Информационные технологии в образовании

Москва - 2011

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет информационных технологий в образовании

Кафедра информационных систем и технологий

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы

по специальности
230202.65 Информационные технологии в образовании

Рекомендовано Ученым советом

факультета_Информационные технологии в образовании

(протокол №________ от_____________________2011 года)

Председатель Ученого совета факультета

к.т.н., доцент И.В. Красильников ______________________

(подпись)

Одобрено кафедрой информационных систем и технологий

(протокол №________ от_____________________2011 года)

Зав. кафедрой информационных систем и технологий

к.т.н., доцент В.Л. Симонов _________________________

(подпись)
Москва - 2011

Составители: Каптерев Андрей Игоревич, доктор педагогических наук, доктор социологических наук, профессор кафедры информационных систем и технологий МГПИ, заслуженный работник ВШ РФ;

Симонов Владимир Львович, заведующий кафедрой информационных систем и технологий МГПИ, кандидат технических наук, доцент;

Цыбенова Светлана Батожаргаловна, доктор физико-математических наук, профессор кафедры информационных систем и технологий МГПИ.
Рецензент: Маньковский Иван Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационной безопасности и программной инженерии факультета информационных технологий Российского государственного социального университета


Методические материалы разработаны для студентов, обучающихся по специальности 230202.65 «Информационные технологии в образовании». — М.: Московский гуманитарный педагогический институт, кафедра «Информационные системы и технологии», 2011г . — 55 c.

Аннотация: Выпускная квалификационная работа выполняется студентами 5-го курса специальности 230202.65 – Информационные технологии в образовании. В методических материалах представлены требования к выполнению, оформлению, подготовке и организации защиты выпускной квалификационной работы специалиста по информационным технологиям в образовании.


© Каптерев А.И., Симонов В.Л., Цыбенова С.Б., 2011

© Московский гуманитарный педагогический институт, 2011

СОДЕРЖАНИЕ



4.1. Требования к помещению 50

4.2. Требование к рабочему месту 51

4.3. Общие рекомендации по работе оператора ЭВМ 55

Выводы 56


1. Общие положения

Настоящие методические материалы определяют требования к содержанию, структуре, объему и проведению выпускных квалификационных работ (ВКР), выполняемых выпускниками института, на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (утв. приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155), рекомендаций учебно-методических объединений вузов России, Положения об итоговой государственной аттестации МГПИ (утв. Ректором МГПИ от 28.12.2010г., № 07-06/14), Положения о выпускных квалификационных работах выпускников МГПИ (утв. на заседании Ученого совета МГПИ от 28.12.2010 г., № 07-05/14).

Выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или работы) является заключительным этапом обучения студента на соответствующей ступени образования и имеет своей целью:

  • расширение, закрепление и систематизацию теоретических знаний, приобретение навыков практического применения этих знаний при решении конкретной научной, технической, производственной, экономической или организационно-управленческой задачи;

  • развитие навыков ведения самостоятельных теоретических и экспериментальных исследований, оптимизации проектно-технологических и экономических решений;

  • приобретение опыта обработки, анализа и систематизации результатов теоретических и инженерных расчетов, экспериментальных исследований, в оценке их практической значимости и возможной области применения;

  • приобретение опыта представления и публичной защиты результатов своей деятельности.

Выпускная квалификационная работа выполняется на завершающем этапе обучения студента в вузе и является самостоятельной научно-исследовательской работой, которую выполняет выпускник под научным руководством преподавателя.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это самостоятельное научно-практическое исследование, которое позволяет установить квалификационный уровень знаний выпускника и умение использовать эти знания в своей будущей профессиональной учебно-методической и научно-практической деятельности. При выполнении ВКР выпускнику необходимо показать знание специальной литературы, умение самостоятельно ее анализировать и делать обобщающие выводы.

Выпускная квалификационная работа должна основываться на научных концепциях в предметной области «Информационные технологии в образовании», содержать элементы творчества, новизны и быть направленной на эффективное решение научно-практической задачи по выбранной тематике исследований по сравнению с ранее известными решениями по применению информационно-коммуникационных технологий в образовательной и профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа студента-дипломника должна отражать владение гуманитарными, социально-экономическими и естественнонаучными дисциплинами, глубокое знание общепрофессиональных дисциплин и дисциплин профильной подготовки в предметной области «Информационные технологии в образовании».

ВКР должна показать умение применять эти знания в практической научно-исследовательской работе, а также подтвердить владение навыками по использованию информационных источников, нормативных материалов, отразить умение критически оценивать существующие научные концепции и подходы к решению проблем информатизации образования и общества.

Выполнение выпускной квалификационной работы должно быть ориентировано на закрепление теоретических знаний, полученных в процессе освоения профессионально-образовательной программы, углубления навыков самостоятельной работы с литературными источниками и информационными ресурсами глобальных сетей, содержащими научные, методические и статистические материалы, а также умение изучать и анализировать современные методы обработки результатов информационной деятельности в профессиональной практике.

Выпускная квалификационная работа определяется как квалификационный научный труд, на основании которого определяется уровень профессионализма выпускника. Показателем оценки качества ВКР, а, следовательно, и оценки профессионализма специалиста является исследование, которое ориентировано на практическое применение в сфере образования, выполненное на конкретных материалах. Выводы и рекомендации, предлагаемые в ВКР, полностью или частично могут быть внедрены в педагогическую практику для совершенствования процесса обучения на базе широкого использования информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на современные методы и средства информатизации образования, сетевые технологии, технологии дистанционного образования и другие подобные инновации в педагогике, поддерживаемые информационно-технологическими и программно-аппаратными средствами.

Требования к объему и содержанию выпускной квалификационной работы различаются в зависимости от ступени обучения и учебного времени, отводимого на подготовку работы, и излагаются в настоящем положении.

Общие требования к ВКР определены ГОС ВПО по направлению подготовки специалистов 230202.65 – Информационные технологии в образовании. Обязательные требования к содержанию, структуре, формам представления и объемам выпускных работ излагаются далее.

Актуальность темы ВКР, соответствие тематики профилю направления подготовки специалистов по информационным технологиям в образовании, научное руководство и организация ее выполнения определяет выпускающая кафедра информационных систем и технологий и непосредственно руководитель работы. Руководителями выпускных квалификационных работ являются высококвалифицированные преподаватели кафедр, а также специалисты других вузов, научных и образовательных учреждений, имеющие ученые степени и (или) звания.

Руководитель ВКР:

  • выдает задание на выпускную работу;

  • оказывает студенту-дипломнику помощь в выборе темы, разработке индивидуального плана ВКР, организации и выполнении работы;

  • проводит систематические занятия со студентом-дипломником в виде консультаций его в соответствии с индивидуальным планом;

  • проверяет выполнение работы (по частям и в целом);

  • дает письменный отзыв о работе студента.

Студент-дипломник по утвержденному индивидуальному плану выполнения ВКР (см. Приложение 1) проводит самостоятельный поиск, накопление и систематизацию материала; анализ предметной области; разрабатывает проект, проводит научно-исследовательскую или научно-практическую работу; формулирует выводы по проделанной работы.

За все сведения, изложенные в выпускной работе, принятые решения и за правильность всех данных ответственность несет непосредственно студент - автор выпускной работы.

Выпускная квалификационная работа является важнейшим итогом обучения на соответствующей стадии образования, в связи с этим содержание выпускной работы и уровень ее защиты должны учитываться как основной критерий при оценке уровня подготовки выпускника и оценке качества реализации образовательной программы в институте.

2. Организация выполнения выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа студента-дипломника должна представлять собой самостоятельное и логически завершенное теоретическое или экспериментальное исследование, связанное с разработкой теоретических вопросов, экспериментальными исследованиями или с решением задач прикладного характера (проектированием информационных систем), являющихся, как правило, частью научно-исследовательских работ, выполняемых выпускающей кафедрой.

По решению кафедры выпускная работа может быть представлена в виде обобщения курсовых проектов, выполняемых студентом по общепрофессиональным и специальным дисциплинам направления подготовки.

Выпускная работа студента-дипломника выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в период обучения (5 лет). При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе изучения дисциплин общепрофессионального цикла и специальных дисциплин.

Выпускная работа студента-дипломника выполняется на 5-ом году обучения. Затраты времени на подготовку работы определяются учебным планом и составляют 12 недель.

2.1. Выбор темы ВКР и назначение научного руководителя

Темы выпускных квалификационных работ студентов-дипломников разрабатываются выпускающей кафедрой. Тема ВКР должна быть актуальной и иметь научно-практическую направленность. Студентам-дипломникам также разрешается предлагать свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения, с последующим утверждением темы ВКР в установленном порядке.

Студент-дипломник подает на кафедру заявление на выбор темы и научного руководителя ВКР в начале завершающего учебного года.

Утверждение темы дипломного проекта осуществляется деканом факультета по представлению кафедры на основе поданного студентом-дипломником заявления, а затем утверждается приказом ректора.

Особенно следует обратить внимание на то, что тема дипломного проекта должна быть абсолютно одинаковой во всех документах, а именно:

  • в приказе о темах дипломных работ;

  • на титульном листе дипломного проекта;

  • в задании на дипломный проект;

  • в направлении на предварительную защиту;

  • в рецензии на дипломный проект.

Для руководства выпускными работами по представлению выпускающей кафедры назначаются руководители, являющиеся высококвалифицированными преподавателями кафедр, а также специалистами других вузов, научных и образовательных учреждений, имеющими ученые степени и (или) звания.

По предложению руководителя выпускной работы кафедре в случае необходимости предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам выпускной работы из числа сотрудников других кафедр вуза.

Студент совместно с руководителем составляют индивидуальный план-график выполнения выпускной квалификационной работы (Приложение 1).

Студенту следует периодически (по обоюдной договоренности, не реже одного раза в неделю) информировать руководителя о ходе подготовки дипломного проекта и консультироваться по вызывающим затруднение вопросам. Кроме того, студент по мере готовности должен предоставлять руководителю для прочтения части дипломного проекта, а затем готовый дипломный проект.

После прочтения окончательного варианта дипломного проекта руководитель составляет письменный отзыв, в котором характеризует качество дипломного проекта, оценивает проект и мотивирует возможность представления дипломного проекта для предварительной защиты на кафедре.

При получении положительного отзыва руководителя дипломного проекта, дипломный проект вместе с заданием на дипломный проект, отзывом руководителя представляется на кафедру для проведения предварительной защиты.

2.2. Содержание выпускной квалификационной работы

Выпускные квалификационные работы выполняются в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к дипломным работам (проектам) и должны быть представлены в виде рукописи.

На основании выполнения выпускной работы студент-дипломник должен подготовить к заседанию ГАК пояснительную записку, которая содержит совокупность исходных положений и всех результатов, выдвигаемых автором для защиты, имеющих внутреннее единство, свидетельствующих о способности автора решать научно-исследовательскую, прикладную или техническую задачу на базе полученных теоретических знаний и практических навыков.

Выпускная квалификационная работа студента-дипломника по специальности 230202.65 – Информационные технологии в образовании должна включать формулировку цели работы и обоснование ее актуальности, обзор современной литературы по выбранной теме, сравнительный анализ возможных вариантов решения, обоснование оптимального выбора решения задачи или разработка нового метода, изложение полученных результатов, их анализ с целью оценки эффективности в достижении поставленной цели, выводы, список использованной литературы и содержание.

Выпускная работа должна показать умение автора кратко, лаконично и аргументировано излагать материал. Ее оформление должно соответствовать современным требованиям к оформлению научно-технических документов.

В соответствии с Положениями об итоговой государственной аттестации выпускников вузов, утвержденного Минобразования России, о выпускных квалификационных работах выпускников МГПИ, ГОС ВПО по направлению «Информационные системы» пояснительная записка для выпускной квалификационной работы имеет следующую структуру:

  • Титульный лист.

  • Аннотация.

  • Задание на выпускную квалификационную работу студента-дипломника.

  • Содержание.

  • Введение.

  • Основная часть (2-4 главы с изложением основных результатов работы).

  • Технико-экономическое обоснование проекта.

  • Экологическое обоснование проекта.

  • Заключение.

  • Список использованной литературы.

  • Приложение (приложения).

Титульный лист пояснительной записки к выпускной работе оформляется на специальных бланках, разработанных Учебным управлением МГПИ (Приложение 2).

Аннотация представляет собой краткое содержание и основные результаты выпускной работы. Объем аннотации от 0,5 до 1,0 страницы.

Задание на выпускную квалификационную работу выдается на выпускающей кафедре после утверждения научного руководителя (Приложение 3). Студент совместно с руководителем составляют задание на дипломный проект, которое включает план работы, перечень основных литературных источников и т. д. Затем, в соответствии с этим заданием, студент разрабатывает и оформляет дипломный проект.

В содержании приводятся заголовки глав, параграфов и т. д. с указанием страниц всех частей работы. При этом заголовки и их рубрикационные индексы должны быть приведены в строгом соответствии с текстом.

Введение. Во введении должна быть отражена актуальность темы, сформулирована цель исследований, определены методы решения поставленной задачи. Во введении должны быть освещены вопросы современного состояния решаемой задачи. Значение решаемой задачи для решения вопросов использования информационных технологий в рассматриваемой сфере деятельности. Объем введения составляет обычно 2-4 страницы.

Основная часть(2 − 4 главы). В главах излагаются основные этапы и результаты решения задач и приводятся требуемые математические расчеты, проводится их анализ.

Каждая глава должна заканчиваться выводами, где в краткой форме излагаются результаты данного этапа работы и конкретизируются задачи и методы их решения в последующих главах. Объем выводов составляет обычно 1-2 страницы.

В связи с особенностями специальности 230202.65 «Информационные технологии в образовании» (разработка специализированных информационных систем либо их модулей) желательно в специальную часть включить раздел, посвященный безопасности информации. Данный раздел может содержать следующие параграфы:

  • Организационные мероприятия при работе с ИС;

    • Защита веб-серверов;

    • Основы безопасности информации;

      • Внешний веб-хостинг;

      • Безопасное проектирование;

      • Аутентификация;

      • Компоненты, библиотеки и надстройки;

      • Лог-файлы;

      • Обеспечение безопасности кода;

      • SQL-инъекция.


Обязательными элементами ВКР специалиста являются технико-экономическое и экологическое обоснование дипломного проекта.

Технико-экономическое обоснование проекта. Объем этого раздела может составлять 10−15 страниц. Примерное содержание технико-экономического обоснования разработанного проекта может включать следующие подразделы:

  • Управление рисками на предприятии;

  • Расчет затрат на разработку системы:

    • Расчет затрат на основную заработную плату разработчикам;

    • Расчет дополнительной заработной платы разработчиков программы;

    • Расчет отчислений на социальное страхование и обеспечение;

    • Расчет затрат на амортизацию ЭВМ, используемых при разработке системы анализа учебного процесса в среднем учебном заведении;

    • Расчет затрат на электроэнергию, используемую ЭВМ в процессе разработки программы;

    • Расчет накладных расходов;

  • Расчет затрат на эксплуатацию системы:

    • Расчет затрат на основную заработную плату обслуживающего персонала программы;

    • Расчет дополнительной заработной платы обслуживающего персонала программы;

    • Расчет отчислений на социальное страхование и обеспечение;

    • Расчет затрат на амортизацию ЭВМ, используемых при эксплуатации системы;

    • Расчет затрат на электроэнергию, используемую ЭВМ в процессе эксплуатации программы;

    • Расчет накладных расходов;

  • Расчет отпускной цены разрабатываемой системы;

  • Расчет экономической эффективности;

  • Расчет окупаемости капитальных вложений;

  • Выводы.

Пример проведения расчетов по технико-экономическому обоснованию проекта приведен в Приложении 4.

Экологическое обоснование проекта. Объем этого раздела составляет обычно 10−12 страниц, где рассматриваются требования к производственной и экологической безопасности, приводятся рекомендации по оптимальной санитарно-гигиенической обстановке по работе инженера-проектировщика с персональным компьютером и программным обеспечением. Примерное содержание этого раздела включает:

  • Обоснование необходимости эргономического анализа;

    • Эргономика рабочего места;

    • Рекомендации по комплектации оборудования рабочего места.

  • Требования по обеспечению необходимой освещенности рабочего места пользователя;

  • Обеспечение электробезопасности и пожаробезопасности;

  • Выводы.

Пример проведения расчетов по экологическому обоснованию проекта приведен в Приложении 5.

Примечание. Не следует называть главы, разделы и параграфы «слепыми» названиями (не отражающими их сущность), например «Основная часть», «Технико-экономическое обоснование проекта», «Экологическое обоснование проекта». Название должно отражать сущность раздела, например «Проектирование модуля учета персонала информационной системы отдела кадров», или «Оценка вредных факторов при разработке информационной системы отдела кадров», и т.п.

Заключение. В заключении формулируются главные выводы, показывающие достигнутый уровень решения проблемы и определяются пути внедрения и направления дальнейшего совершенствования информационной (телекоммуникационной) системы. Объем заключения составляет обычно 1−2 страницы.

Список использованной литературы. В список, по усмотрению автора, включается литература с указанием библиографических данных. Если в пояснительной записке сделаны ссылки на научно-техническую информацию, позволяющую принять конкретное решение, включение первоисточника в список является обязательным.

Приложения. В приложения можно включать материалы (таблицы, результаты экспериментов и расчетов, схемы, распечатки программ на исходном языке программирования отлаженных основных программных модулей или адаптированных программных средств, использованных в работе), подтверждающие выводы и рекомендации работы, а также дополнительные материалы.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей