Главная страница
qrcode

Статистические методы обработки данных1. Мотивы профессионального самоопределения старшеклассников


Скачать 102.5 Kb.
НазваниеМотивы профессионального самоопределения старшеклассников
Дата04.11.2019
Размер102.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСтатистические методы обработки данных1.doc
ТипДокументы
#64846
Каталог



Статистические методы обработки данных

Тема: «Мотивы профессионального самоопределения старшеклассников»
Методика «Шкала ранжирования мотивов»
Цель: выявить основные мотивы, которыми руководствуется респондент при выборе профессии, место внутренних и внешних мотивов в рейтинге выбора работы. Сравнить изменения мотивов выбора профессии учеников от 7 к 11 классу.
Проведение: Респонденту предлагается ознакомиться с 10 предложенными мотивами и расположить их согласно собственной мотивации при выборе профессии (от 1 до 10).

Подсчет и обработка результатов: анализируется место каждого мотива в рейтинге и преобладание внешних или внутренних мотивов.
Коэффициент корреляции «τ» Кендалла относится к числу непараметрических, т.е. при вычислении этого коэффициента не играет роли характер распределения сравниваемых переменных. Коэффициент «τ» предназначен для работы с данными, полученными в ранговой шкале. Он основан на вычислении суммы инверсий и совпадений.

Коэффициент корреляции позволяет определить, согласованно ли изменяются ранговые показатели у испытуемых.

Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть ранжированы. Такими рядами, среди прочих могут быть два групповых профиля признака, т.е. два усредненных профиля, полученные в ходе обследования двух групп испытуемых.
1) Вычисление коэффициента корреляции при сравнении мотивов профессионального самоопределения учеников 7 и 9 классов.

Таблица 1
Мотивы
7 класс
9 класс
Совпадения
Инверсии
интересная деятельность
3
2




применение личных способностей
9
9




возможность работать творчески
10
8




самостоятельность в работе
6
7




возможность самовыражения
7
6




влияние на деятел. других людей
4
5




продвижение по службе, карьера
2
3




больший доход
1
1




возможность общения
5
4




возможность риска
8
10





Таблица 2
Мотивы
7 класс
9 класс
Совпадения
Инверсии
больший доход
1
1
9
0
продвижение по службе, карьера
2
3
7
1
интересная деятельность
3
2
7
0
влияние на деятел. других людей
4
5
5
1
возможность общения
5
4
5
0
самостоятельность в работе
6
7
3
1
возможность самовыражения
7
6
3
0
возможность риска
8
10
0
2
применение личных способностей
9
9
0
1
возможность работать творчески
10
8
0
0






39
6

Проверка правильности подсчета числа совпадений и инверсий:

P+Q = (N-1)*N/2

Где P – число совпадений, Q – число инверсий, N – число ранжируемых признаков.

39+6=45 и (10-1)*10/2=45

Следовательно, подсчет числа инверсий и совпадений был произведен правильно.

Подсчет коэффициента Кендалла по трем формулам:
Τ эмп = P-Q / N*(N-1)/2 Τ эмп = 39-6 / 10*(10-1)/2 = 0,73
  • Τ эмп = 1 – 4*Q / N*(N-1) Τ эмп = 1 – 4*6 / 10* (10-1) = 0,73
  • Τ эмп = 4*P / N*(N-1) – 1 Τ эмп = (4*39 / 10*(10-1)) – 1 = 0,73
    Проверка уровня значимости коэффициента:

    Тф = Τ эмп * √n-2/1- Τ эмп* Τ эмп,

    где Τ эмп – коэффициент корреляции, N – число коррелируемых признаков, Тф проверяется на уровень значимости по таблице для t-критерия Стьюдента. Число степеней свободы в этом случае будет равно k=n-2.

    Тф = 0,73 * √10-2 / (1- 0,73* 0,73) = 0,73 * 2,39 = 1,74

    Число степеней свободы в нашем случае k=n-2=10-2=8. По таблице для k=8 находим критические значения критерия Стьюдента, они равны соответственно для P≤0,05 tкр = 2,31 и для P≤0,01 tкр =3,36.

    T кр = ∫ 2,31 для P≤0,05

    ∫ 3,36 для P≤0,01

    Строим ось значимости:


    Значение величины Тф попало в зону незначимости. Принимается гипотеза о том, что коэффициент корреляции «τ» Кендалла достоверно не отличается от нуля. Согласованности между учащимися 7 и 9 классов в оценке значимых мотивов нет.
    2) Вычисление коэффициента корреляции при сравнении мотивов учеников 9 и 11 классов.

    Таблица 1
  • Мотивы
    9 класс
    11 кл.
    Совпадения
    Инверсии
    интересная деятельность
    2
    1




    применение личных способностей
    9
    5




    возможность работать творчески
    8
    8




    самостоятельность в работе
    7
    7




    возможность самовыражения
    6
    4




    влияние на деятел. других людей
    5
    9




    продвижение по службе, карьера
    3
    3




    больший доход
    1
    2




    возможность общения
    4
    6




    возможность риска
    10
    10





    Таблица 2
    Мотивы
    9 класс
    11 кл.
    Совпадения
    Инверсии
    больший доход
    1
    2
    8
    1
    интересная деятельность
    2
    1
    8
    0
    продвижение по службе, карьера
    3
    3
    7
    0
    возможность общения
    4
    6
    4
    2
    влияние на деятел. других людей
    5
    9
    1
    4
    возможность самовыражения
    6
    4
    4
    0
    самостоятельность в работе
    7
    7
    2
    1
    возможность работать творчески
    8
    8
    1
    1
    применение личных способностей
    9
    5
    1
    0
    возможность риска
    10
    10
    0
    0






    36
    9

    Проверка правильности подсчета числа совпадений и инверсий:

    P+Q = (N-1)*N/2

    Где P – число совпадений, Q – число инверсий, N – число ранжируемых признаков.

    36+9=45 и (10-1)*10/2=45

    Следовательно, подсчет числа инверсий и совпадений был произведен правильно.

    Подсчет коэффициента Кендалла по трем формулам:
    Τ эмп = P-Q / N*(N-1)/2 Τ эмп = 36-9 / 10*(10-1)/2 = 0,6
  • Τ эмп = 1 – 4*Q / N*(N-1) Τ эмп = 1 – 4*9 / 10* (10-1) = 0,6
  • Τ эмп = 4*P / N*(N-1) – 1 Τ эмп = (4*36 / 10*(10-1)) – 1 = 0,6
    Проверка уровня значимости коэффициента:

    Тф = Τ эмп * √n-2/1- Τ эмп* Τ эмп,

    где Τ эмп – коэффициент корреляции, N – число коррелируемых признаков, Тф проверяется на уровень значимости по таблице для t-критерия Стьюдента. Число степеней свободы в этом случае будет равно k=n-2.

    Тф = 0,6 * √10-2 / (1- 0,6* 0,6) = 0,6 * 2,71= 1,62

    Число степеней свободы в нашем случае k=n-2=10-2=8. По таблице для k=8 находим критические значения критерия Стьюдента, они равны соответственно для P≤0,05 tкр = 2,31 и для P≤0,01 tкр =3,36.

    T кр = ∫ 2,31 для P≤0,05

    ∫ 3,36 для P≤0,01

    Строим ось значимости:


  • перейти в каталог файлов


    связь с админом