Главная страница
qrcode

Моторная алалия


Скачать 27.01 Kb.
НазваниеМоторная алалия
Дата30.10.2019
Размер27.01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаХарактеристика уровней при моторной алалии.docx
ТипДокументы
#64722
Каталог

Моторная алалия
Состояние основных форм речи:

Нарушения экспрессивной речи обязательны и составляют суть алалии. Нарушается только вербальная речь, другие же средства звуковой речи сохранны, а именно, мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты», псевдослова; сохранны также и остальные невербальные средства звуковой коммуникации.

Остаются не нарушенными импрессивная и кинетическая речь. Непонимание речи возникает при отсутствии у ребенка соответствующих знаний. Кинетическая же речь наряду с другими невербальными средствами коммуникации очень широко используется детьми и в известной мере компенсирует патологию речи вербальной.

Овладение письменной речью многим детям дается с трудом, и у них часто отмечаются различные формы дислексии и дисграфии.

Нарушения устной речи

Состояние лексической стороны речи у детей с моторной алалией: Отмечаются глубокие отклонения от нормы, которые проявляются как в Словарь может состоять из
  • Характерным является существенное
  • Нарушение актуализации слов вызывает разные
  • Неумение отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи знакомые им слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания – Наиболее
    –замена названий предметов, внешне сходных между собой;

    –замена названия одних предметов другими, сходными по своему назначению;

    –замена названия одних предметов другими, ситуативно связанными с ними;

    –замена одного названия другим на основе обозначения той ситуации, с которой связан предмет;

    –замена названия части предмета или его деталей названием целого;

    –замена слова, обозначающего общее понятие, словом, обозначающим частные понятия;

    –замена слова описанием той ситуации или действия, с которым связан обозначаемый предмет;

    –замена слов звукоподражанием.

    Типичными являются отождествления слов,
    Грамматический строй речи

    Наиболее характерными нарушениями грамматического строя речи являются:
    ограниченное число синтактических конструкций,
    Для всех детей вне зависимости от степени нарушения языковой системы характерно ограничение в использовании набора типов предложений. В основном дети употребляют простые повествовательные и побудительные предложения (чаще нераспространенные). Другие типы предложений – сложные, с однородными членами и проч. – в их речи сравнительно редки, а у некоторых не встречаются вовсе. Дети с более высоким уровнем речевого развития преимущественно используют сочинительную и некоторые формы подчинительной связи – согласование и управление, тогда как примыкание используется крайне редко.

    Число синтаксических конструкций нередко исчерпывается конструкциями «подлежащее», «сказуемое», «подлежащее-сказуемое». Есть тенденция к отнесению сказуемого в конец предложения; к постпозиции определяющего члена конструкции.
    нарушения порядка слов,
  • пропуск необходимых членов конструкций (преимущественно слов-предикатов),
    замены и пропуски предлогов и союзов;
    нарушения согласования и управления;
  • нарушения в структурном оформлении синтаксических связей (замены падежей, пропуски предлогов),
  • частые замены недостающих элементов предложений интонаций, мимико-жестикуляторными средствами.
    Наиболее примечательным симптомом нарушения грамматического строя речи является аграмматизм, который преодолевается весьма медленно и с трудом. При этом следует отметить, что с увеличением у детей словарного запаса увеличивается число грамматических ошибок, т.е. нарастает аграмматизм. Проявления аграмматизма отмечаются не только в устной речи, но и при овладении письмом.

    Часто отмечается нарушение порядка слов в предложении. В лингвистике это называется структурный аграмматизм – нарушение количества и линейной последовательности слов в предложении.

    На морфологическом уровне для детей характерно:
    несогласование в роде и числе;
  • неверное употребление окончаний множественного числа и др.
    Много ошибок допускается в вместо формы определенного лица и числа употребляется неопределенная форма;
  • смешиваются окончания глаголов при изменении по лицам и числам;
  • часто пропускается возвратная частица –ся;
  • не учитываются изменения, происходящие в слове при спряжении и др.
    Синтаксические нарушения на уровне текста (развернутых связных высказываний) у детей с алалией проявляются в отсутствии слов предикатов, ограниченном и неправильном употреблении связи предложений в тексте. Вследствие этого тексты бывают недостаточно развернутыми, в них отмечаются пропуски частей сюжета, нарушаются логические связи.

    Несформированность фонетико-фонематической стороны речи

    Развитие системы произношения у детей с моторной алалией характеризуется качественным и количественным своеобразием. Нарушение звукопроизношения носит
    Фонетические нарушения тесно связаны с особенностями лексического и грамматического развития детей с алалией. Развитие фонетической стороны речи в значительной степени
    В одних случаях расширение словаря стимулирует появление новых звуков, в других – сначала формируются отдельные артикуляции, а затем они закрепляются в словах.

    Отмечаются трудности в комбинировании отдельных элементов речи в единое целое. При алалии с трудом устанавливаются сложные двигательные дифференцировки, затруднено слияние звуков при их правильном или неправильном проговаривании. Это приводит к перестановкам звуков и слогов, к упрощению и искажению структуры слов.

    Звуковая сторона речи в значительной степени зависит от развития словаря и даже определяется им.

    Фонематическое восприятие

    Типичным для учащихся является диффузность фонематических представлений, слабая ориентация в звуковом и слоговом составе слова.


    Недоразвитие фонематического слуха чаще всего проявляется
    Значительные трудности у детей вызывает
    Недостаточность слухового восприятия обнаруживаются у учащихся и при
    Нарушение фонематического слуха вызывает большие затруднения при
    Слоговая структура слова

    Самыми характерными нарушениями слоговой структуры слова являются
    Иногда структура слова нарушается по причине
    Поиск правильного звукового оформления слова приводит к
    Довольно часто
    Нарушение слоговой структуры слова в меньшей степени проявляются при произнесении отдельных слов и в большей – при произнесении предложений.

    Неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается в процессе обучения дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков (в изолированном положении).


    Следует отметить, что при неоднократном повторении ребенком слова улучшение произношения звуков сопровождается
    Нарушение слогового состава слова существенно затрудняет овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью, является стойким и трудно преодолимым.

    Нарушение ритмической организации слова проявляется в замедленности речевого потока, в послоговом произнесении слов с паузами между слогами и словами. Иногда речь носит скандированный характер. Также наблюдается нарушение мелодики, темпа, ритма речи. Дети не в состоянии выстукивать, прохлопывать предложенный ритмический рисунок.

    Итак, при алалии нарушается процесс актуализации нужного слова по звуковым, семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. Характерны нестойкость и разнообразие нарушений слоговой структуры слов, нарушений употребления различных грамматических форм. Анализ высказываний детей с алалией позволяет выделить ряд специфических ошибок: элизии; контаминация; персеверация.

    Наличие выраженного аграмматизма в сочетании с грубым нарушением звукопроизношения, слоговой структуры слова, снижением фонематического слуха приводят к тому, что речь детей с алалией является малопонятной для окружающих. Для детей с моторной алалией характерна низкая речевая активность.



  • Бленды – аномальные слова, образованные путем слияния звуков, звукосочетаний или морфем из разных слов.

    перейти в каталог файлов


    связь с админом