44 Коррекционная педагогика Н.В. Бабкина Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения 1 На основании анализа диапазона различий между младшими школьниками с задержкой психического развития по уровню и особенностям психического развития в статье описаны их основные группы, условно разделенные по проявлениям выраженности, характеру и структуре нарушения, когнитивному и мотивационному ресурсам обучаемости. Для выделенных групп конкретизированы особые образовательные потребности обучающихся, сгруппированные в отдельных, взаимосвязанных блоках в соответствии с видами деятельности, направленными на их удовлетворение. Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, начальное образование, вариант развития, когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости, особые образовательные потребности, психолого-педагогическое сопровождение. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомначальногообщегообразованияобучающихсясограниченнымивозможностямиздоровья(ФГОСНООобучающихсясОВЗ)[12] образованиедетейсОВЗ,вт.ч.наиболеемногочисленнойинеоднородной по составу категории школьников с задержкой психического развития(ЗПР),осуществляетсясучетомивсоответствиисихособыми образовательнымипотребностями. 1 Исследование выполнено в рамках Государственного задания Минобрнауки РФ ФГБНУИКПРАО(№25.8968.2017/8.9«Современнаясистемамедико-психолого-педагогическойпомощидетямсОВЗдошкольногоишкольноговозраста»). П ед аг ог ик а и псих олог ия образовани я. 2017. № 3 45 Степень нарушения психического развития при ЗПР может различаться,также,какимераеекомпенсируемости,прогнозкоторойимеет вероятностныйхарактер[4;5].Уровеньпсихическогоразвитияребенка сЗПР,поступающеговшколу,зависитнетолькоотхарактераистепени выраженностипервичногонарушения,ноиоткачествапредшествующего(раннегоидошкольного)обученияивоспитания[1;2;7–10]. Диапазон различий в развитии детей с ЗПР достаточно велик: от незначительного, потенциально преодолимого отставания в развитии, которое, тем не менее, может приводить к существенным трудностямобучения,довыраженныхисложныхпоструктуренарушений развития когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. Часть детей способна обучаться совместно с нормально развивающимися сверстниками при незначительной, но обязательной психологопедагогической поддержке, включающей использование специальных приемов обучения, другая часть в процессе обучения нуждается впостоянной,систематическойикомплексной(включающеймедицинскую)коррекционнойпомощи. Сучетомуказанныхразличийнеобходимадифференциацияобразовательных маршрутов, обеспечивающая охват всех детей с ЗПР образованием,соответствующимихвозможностямипотребностям,ипредоставление специальной помощи школьникам с ЗПР, включенным вобщийобразовательныйпоток. Дифференциация образовательных маршрутов обучающихся с ЗПР (и, как следствие, специальных условий образования) должна соотноситься с выраженностью, характером и структурой нарушения психического развития, степенью дефицита познавательных и социальных способностей, осложняемого разного рода дисфункциями и эмоциональнымипроблемами.НаэтомоснованиипредставляетсяцелесообразнымразделениедетейсЗПРнатригруппывсоответствииспреобладаниемилиустойчивымикомбинациямиперечисленныххарактеристик [8],чтовзначительноймересоотноситсяссодержаниемзадачкоррекционно-педагогическойпрактикииодновременноакцентируетвниманиенавероятномгенезисетехилииныхтрудностейразвитияребенка. Группа А – дети с задержкой психического развития, в структуре которойнапервыйпланвыступаюттрудностипроизвольнойрегуляции деятельности и поведения и признаки общей социально-эмоциональнойнезрелости.Данныеособенностиопределяютнеравномернуюлибо недостаточнуюпродуктивностьпознавательнойдеятельности.Нередко уэтихшкольниковмогутотмечатьсянегрубовыраженныедисфункции всферахпространственныхпредставлений,зрительно-моторнойкоординации,атакжепризнакилегкойорганическойнедостаточностиЦНС,
46 Коррекционна я пе даг ог ик а выражающиеся в повышенной психической истощаемости, снижении умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным иэмоциональнымнагрузкам.Типичнымиявляютсяпарциальныетрудностивовладениипредметнымизнаниями.Приэтомобщийуровеньих интеллектуального развития приближается к возрастной норме. Дети удовлетворительноосваиваютнормышкольногоповедения,позволяющиеимвключатьсявобразовательныйпроцессвусловияхфронтальной работы в классе. Когнитивный ресурс обучаемости детей достаточендляосвоенияцензовогоуровняобразованиявсреденормально развивающихсясверстниковвтежекалендарныесроки. Мотивацион-ный ресурс обучаемости и зона ближайшего развития ребенка 1 , входящеговданнуюгруппу,раскрываютсяикорректируютсявпроцессе обучения. Группа В–детисзадержкойпсихическогоразвития,вструктурекоторойнапервыйпланвыступаетнедостаточностьразвитиярегуляторной икогнитивнойсфер,проявляющаясянафоненарушенийкорковойнейродинамики,сниженияумственнойработоспособности,высоковероятных аффективно-поведенческих расстройств, затрудняющих усвоение школьныхнормиадаптациюкшколевцелом.Произвольнаярегуляция поведенияидеятельности,какправило,сформированыунихзначительнонижевозрастнойнормы.Продуктивностьобразовательнойдеятельностичастоизбирательнаинеустойчива,вомногомзависитнетолько отуровнясложностизаданий,ноиотихсубъективнойпривлекательности,атакжеотактуальногоэмоциональногосостоянияребенка.Достаточнотипичнымиявляютсятрудностивусвоенииучебныхдисциплин, обусловленные,помимоперечисленныхвышеособенностейорганизациидеятельности,локальныминарушениямивструктуревысшихпсихических функций (нередко недостаточно сформированных в целом), различныминедостаткамиразвитияречи.Характернадлянихизадержкавсоциальномразвитии.Трудностисоциальногоповедения,взаимодействия с людьми проявляются в косной, стереотипной реализации усвоенныхсоциальныхнавыковбезучетаизменившихсяобстоятельств иусловийвзаимодействия.Всоциальныхвзаимоотношенияхонизатрудняются в понимании контекста и подтекста происходящего в связи с незрелостью эмоционального развития, во многом определяющего 1 Здесьидалее зона ближайшего развития ребенка,входящеговвыделеннуюгруппу, понимается в контексте перспектив освоения образовательного стандарта при создании необходимыхусловий.Разделениена когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемо-стипредлагаетсявпервыеиимеетсвоейцельюопределениеприоритетныхориентиров впостроениипрограммыпсихолого-педагогическойработысребенком. П ед аг ог ик а и псих олог ия образовани я. 2017. № 3 47 дефицитсоциально-перцептивныхспособностей.Когнитивный имоти- вационный ресурсы обучаемостивариативны,новцеломограничены. Зонаближайшегоразвитияребенка,входящеговданнуюгруппу,уточняетсяикорректируетсявпроцессеобучения. Группа С характеризуется значительно более низким в сравнении с возрастной нормой уровнем интеллектуального развития, которое по качественным характеристикам своей структуры (недоразвитие сложныхформмыслительнойдеятельности–категориальногоанализа, абстрагирования,обобщения,опосредствования)приближаетсякфеноменологиилегкойумственнойотсталостииимеетотчетливыепризнаки церебрально-органической недостаточности. Познавательные процессы у этих детей характеризуются выраженным отставанием от условныхнормативовразвития,чтовсочетанииснарушениямиумственной работоспособностизначительноснижаетпродуктивностьдеятельности вцелом.Наэтомфонепроблемысаморегуляциивыражаютсянетольковотчетливыхтрудностяхудержанияцели,планированияиконтроля своейдеятельности,ноивнеобходимостиувеличенияобъемовстимулирующей,организующей,контролирующейпомощидажеприпоэтапномвыполнениизаданий.Уэтихшкольниковзначительнозатруднено формирование учебных навыков и навыков самостоятельной работы. Отмечаются значительные затруднения в освоении предметных областей,ивнекоторыхслучаяхпрограммыотдельныхучебныхдисциплин остаются неусвоенными. Задержка в социальном развитии проявляетсявещеболеевыраженных(посравнениюспредыдущейгруппой) проблемах взаимодействия со взрослыми и сверстниками, осложняемых различными нарушениями речевой коммуникации, трудностями ориентированиявпредметномисоциальномокружении,впонимании контекстаиподтекстапроисходящего.Когнитивный имотивационный ресурсы обучаемости детейсущественноограничены.Зонаближайшегоразвитияребенка,входящеговданнуюгруппу,определяетсявпроцесседиагностическогообучения. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, выраженность задержки развития и рекомендуемый вариант образовательного маршрута определяет психолого-медико-педагогическая комиссия.Темнеменее,школьныйпсихолог(приусловииегодостаточнойквалификации)долженпровестисобственнуюдиагностику,чтобы: а)убедитьсявточностииобоснованностидиагноза; б)получитьуточненноепредставлениеобиндивидуальныххарактеристикахребенка,которыеследуетучитывать,обеспечиваяудовлетворениеегоособыхобразовательныхпотребностей[7–9].
48 Коррекционна я пе даг ог ик а Особыеобразовательныепотребности(ООП)детейсЗПР 1 [2;3;6;11] впериодначальногошкольногообучения,всоответствиисвидамидеятельности,направленныминаихудовлетворение,могутбытьусловно распределеныпоследующимблокам. 1. Особая организация образовательной среды и процесса обучения. Данный блок включает ООП детей с ЗПР, обусловленные типологическими и индивидуальными особенностями их психофизического развития: особую пространственную и временную организацию образовательной среды и процесса обучения; индивидуальный подход корганизацииучебнойработысучетомособенностейусвоенияинформациииформированиянавыков;специальныйинструментарийоценивания достижений и выявления трудностей усвоения образовательной программы(академическогокомпонентаикомпонентажизненнойкомпетенции). 2. Обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения. Данный блок включает ООП, связанные с фрагментарностью представлений детей с ЗПР об окружающем мире, с трудностями выделения и осмысления потенциально доступных связей между объектами иявлениямиокружающегопространства,снеобходимостьюспециальной помощи в освоении различных предметных областей начального образования,восмыслениииупорядочиванииусваиваемыхнауроках знанийиумений,вформированииуниверсальныхучебныхдействий. 3. Формирование саморегуляции. Дефицит саморегуляции является неотъемлемой характеристикой задержки психического развития не только в выраженных, но и в легких ее формах. Все дети с ЗПР нуждаютсявспециальнойработепоформированиюспособностикпроизвольнойорганизациисобственнойдеятельности,косознаниювозникающихтрудностей;умениязапрашиватьииспользоватьпомощьвзрослого; в целенаправленном развитии самостоятельности при решении учебныхибытовыхзадач;вособойработепоформированиюумения применятьзнания,полученныевходеобучения,вповседневнойжизни. 4. Социальная адаптация и формирование жизненных компетенций. ДанныйблоквключаетООПдетейсЗПР,связанныесособенностями социально-эмоциональногоразвития.Ребенокнуждаетсявспециальной работепоформированиюсферыжизненнойкомпетенции,включающей 1 Содержаниетермина«детисособымиобразовательнымипотребностями»органично отражаеттрадиционноедляотечественнойдефектологиипониманиеребенкаснарушениямивразвитиикакнуждающегосяв«обходныхпутях»достижениятехзадачкультурного развития,которыевусловияхнормыдостигаютсяукоренившимисявкультуреспособами воспитанияипринятымивобществеспособамимассовогообразования(О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова).
П ед аг ог ик а и псих олог ия образовани я. 2017. № 3 49 развитие мотивационной сферы, средств коммуникации в условиях учебнойдеятельностииприспонтанномвзаимодействии,стимулированиепознавательнойактивности,побуждениеинтересаксебе,окружающемупредметномуисоциальномумиру. 5. Индивидуализированное комплексное психолого-медико-педагоги- ческое сопровождение.ДанныйблоквключаетООПдетейсЗПР,определяющиесодержаниепсихолого-педагогическойпомощиввосполнениидефицитовсоциальногоикогнитивногоразвитияшкольника,и,при необходимости,медицинскойпомощи,направленнойнакомпенсацию нарушений деятельности центральной нервной системы и коррекцию поведения. Для каждой из выделенных, в соответствии с вариантом развития, групп детей с ЗПР особые образовательные потребности конкретизируются и меняют акцент в зависимости от выраженности нарушения иорганизационныхусловийобучения. Детям,относящимсякгруппе А,дляуспешногоосвоенияначального образования в условиях инклюзии требуется систематическая психолого-педагогическаяиорганизационнаяподдержкавследующихформах: 1)обеспечение особой организации образовательной среды и процес- са обучения,предполагающеенеобходимость: – специальнойустановкиучителянакомфортноевведениепервоклассника с ЗПР в ситуацию школьного обучения в условиях инклюзии: налаживание эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, втом,чтоонуспешенназанятиях;педагогдолженстаратьсятранслироватьэтуустановкуодноклассникамребенкасЗПР; – специальныхзанятийпоотработкеформадекватногоучебногоповедения, в частности, умения вступать в коммуникацию и взаимодействовать с учителем и одноклассниками, адекватно воспринимать похвалуизамечания; – особой пространственной и временной организации образовательной среды и процесса обучения с учетом особенностей развития ребенкасЗПР,выражающихсявповышеннойпсихическойистощаемостиссопутствующимснижениемумственнойработоспособности иустойчивостикинтеллектуальнымиэмоциональнымнагрузкам; – специальной подготовки ребенка к фронтальной работе на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной инструкциикфронтальной;обеспечениенепрерывногоконтролястановления учебно-познавательной деятельности, продолжающегося до появления самостоятельности в выполнении учеником учебных заданий;
50 Коррекционна я пе даг ог ик а – специальноговыборадляребенкасЗПРместавклассе,обеспечивающегоудобныйконтрольсостороныучителяиминимумотвлекающих факторов; – четкойпространственно-временнойупорядоченностиструктурыуроковипребыванияребенкавшколе,обеспечивающейемуопорудля самоорганизации,особеннонаначальномэтапеобучения; – индивидуального подхода: при представлении учебного материала вусловияхклассныхзанятийдолжныучитыватьсяособенностиусвоенияинформациииспецификавыработкинавыковприЗПР;приорганизации самостоятельного выполнения ребенком учебных заданий требуетсяиспользованиематериалавформах,облегчающихеговключениевсамостоятельнуюработу,поддерживающихиорганизующих ее; при осуществлении контроля усвоения программного материала для ученика должны создаваться необходимые организационные условияиприменятьсяспециальнаясистемаоцениваниядостижений; 2)обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения предполагаетнеобходимость: – специальной педагогической помощи в освоении предметных областейначальногообразования,вызывающихособыетрудностиудетей с ЗПР: при освоении состава числа, овладении навыками письма, понимании смысла прочитанного, формировании представлений обокружающеммиреидр.; – индивидуальныхзанятийсребенкомсцельюконтроляусвоенияим нового учебного материала на уроках и оказания при необходимостииндивидуальнойкоррекционнойпомощивосвоениипрограммы поотдельнымучебнымдисциплинамсиспользованиемспециальных методическихприемовикоррекционныхподходов; – помощивразвитииребенкакакактивногосубъектаучебнойдеятельности, способного во взаимодействии с учителем планировать, контролировать,адекватноменятьстратегиюработы,переноситьосвоенныеуниверсальныеучебныедействияизоднойпредметнойобласти вдругую; – введениядлядетейсЗПРспециальныхразделовкоррекционногообучения,способствующихпреодолениюфрагментарностипредставлений обокружающеммире,отработкеразличныхсредствкоммуникации; 3)формирование саморегуляциипредполагаетнеобходимость: – учетаспецификисаморегуляциидетейсЗПР,обеспеченияспециальнойпомощиребенкувосознанииипреодолениитрудностейсаморегуляциинапротяжениивсегоучебно-воспитательногопроцесса; – специальнойработыпоформированиюуребенкаспособностиксамостоятельной организации собственной деятельности, осознанию
П ед аг ог ик а и псих олог ия образовани я. 2017. № 3 51 возникающих трудностей, умения запрашивать и использовать помощь взрослого, умения принимать, сохранять цели и следовать имвучебнойдеятельности,уменияпланироватьсвоюдеятельность, контролироватьисправлятьсясразнообразнымиучебнымизаданиямисамостоятельно; 4) социальная адаптация и формирование жизненных компетенцийпредполагаютнеобходимость: – помощи,направленнойнаадаптациюкшколе,обучениеформамвзаимодействиясосверстникамиивзрослымивразличныхситуациях(деловойинеформальнойкоммуникации,вчрезвычайныхситуацияхит.д.); – специальнойпомощивупорядочиваниииосмысленииусваиваемых знанийиумений,специальнойработепоформированиюуменияприменятьзнания,полученныевходеобучения,вповседневнойжизни; – специальнойработыпоразвитиюсамосознанияребенкасЗПР:помощивосмыслении,упорядочиванииидифференциациииндивидуального жизненного опыта; в проработке впечатлений, воспоминаний, представленийобудущем;вразвитииспособностипланировать,приниматьрешения,осмыслятьпричинно-следственныесвязивпроисходящем,оцениватьсвоипоступкиипрогнозироватьихпоследствия; 5) индивидуализированное комплексное психолого-медико-педагогиче-ское сопровождениепредполагаетнеобходимость: – занятийсоспециалистами,направленныхнакомпенсациюнедостатковпсихосоциальногоразвитияикоррекциюдисфункций,затрудняющихучебно-познавательнуюдеятельность; – психологическогосопровождения,оптимизирующеговзаимодействие ребенкаспедагогамиисоучениками,семьиишколыиявляющегося обязательнымдляребенкасЗПР,обучающегосявначальнойшколе вусловияхинклюзии. Большинство учащихся, входящих в группу В, характеризующихся более выраженными нарушениями психосоциального развития, намоментдостиженияшкольноговозрастане готово к инклюзивному образованию.Имеясходныесученикамипредыдущейгруппыособые образовательные потребности, они нуждаются в усилении коррекционнойсоставляющейобразовательнойпрограммы,увеличениивниманиякформированиюсаморегуляцииисферыжизненнойкомпетенции, содержаниюпсихолого-медико-педагогическогосопровождения.Таким детямтребуетсясистематическаяпсихолого-педагогическая(принеобходимости медицинская) и организационная поддержка в следующих формах: 1) обеспечение особой организации образовательной среды и процес-са обучения,предполагающеенеобходимость: 52 Коррекционна я пе даг ог ик а – специальнойустановкиучителянакомфортноевведениедетейсЗПР вситуациюшкольногообучения:налаживаниеэмоциональногоконтакта, пробуждение в детях уверенности в их способности успешно справлятьсясзаданиями,формированиеучебноймотивацииистимулированиепознавательнойактивности; – специальныхзанятийпоотработкеформадекватногоучебногоповедения, в частности, соблюдения дисциплины (исключающей перемещенияпоклассубезразрешенияучителя,выкрикисместа,перебивание отвечающего и т.д.), умения вступать в коммуникацию и взаимодействовать с учителем и одноклассниками (в частности, обратитьсязапомощьюпризатрудненияхвучебномпроцессе),адекватновосприниматьпохвалуизамечания; – особойпространственнойивременнойорганизацииобразовательной среды и процесса обучения с учетом особенностей развития детей сЗПР,обусловленныхорганическимии/илифункциональныминарушениямидеятельностиЦНСивыражающихсявнизкойсаморегуляции,повышеннойпсихическойистощаемости,сниженнойумственной работоспособности и недостаточной устойчивости к интеллектуальным,эмоциональнымипсихофизиологическимнагрузкам; – специальнойподготовкидетейкфронтальнойработенауроке:планированияобязательногопериодапереходаотиндивидуальнойинструкциикфронтальной;обеспечениякаждомуученикудифференцированнойорганизационнойпомощиинепрерывногоконтролястановления учебно-познавательной деятельности, продолжающегося до появлениясамостоятельностиввыполненииучебныхзаданий; – четкойпространственно-временнойупорядоченностиструктурыуроковипребываниядетейвшколе,обеспечивающейимопорудлясамоорганизации; – специальной организации поведения на перемене, вовлечения детей в занятия, позволяющие им отдохнуть и включиться во взаимодействиесосверстниками; – учета особенностей усвоения информации и специфики выработки навыковприпредставленииучебногоматериалавусловияхклассных занятий(пошаговоепредъявлениематериала,активноеиспользование зрительныхопор,актуализацияличногоопытаребенкаит.д.); – использованияприорганизациисамостоятельноговыполнениядетьмиучебныхзаданийматериалавформах,облегчающихихвключение всамостоятельнуюработу,поддерживающихиорганизующихее; – созданияособыхорганизационныхусловийипримененияспециальной системы оценивания достижений при осуществлении контроля усвоенияпрограммногоматериала;
П ед аг ог ик а и псих олог ия образовани я. 2017. № 3 53 – вслучаеинклюзивногообученияребенкасумереннойЗПР–создания специальныхусловий,обеспечивающихемукомфортноенахождение всреденормальноразвивающихсясверстниковииндивидуализированнуюпомощьиконтрольсостороныучителя(см.соответствующий блокособыхобразовательныхпотребностейдлягруппыА); 2)обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения предполагаетнеобходимость: – использованиявпроцессеобучениядетейспециальныхметодических приемовикоррекционныхподходов,способствующихэффективному усвоениюимиучебногоматериала; – специальнойпедагогическойпомощивосвоенииосновныхпредметных областей начального образования, целенаправленном формировании читательских умений, педагогической поддержки перехода отситуативнойречикконтекстнойипреодолениятрудностейпонимания условий текстовой задачи, расширения и дифференциации представленийобокружающемпредметномисоциальноммиреит.д.; – целенаправленногоформированияуниверсальныхучебныхдействий испособностикихактивномуприменениюипереносуизоднойпредметнойобластивдругую; – введения специальных разделов коррекционного обучения, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностныхотношений,коррекциюнедостатковсаморегуляции,формированиеучебноймотивации,отработкусредствкоммуникации; 3)формирование саморегуляциипредполагаетнеобходимость: – учетаспецификисаморегуляциидетейсЗПР,оказанияимспециальнойпомощиворганизациидеятельности,восознанииипреодолении трудностейсаморегуляциинапротяжениивсегоучебно-воспитательногопроцесса; – специальнойработыпоформированиюуребенкаспособностиксамостоятельнойорганизациисобственнойдеятельности,осознаниювозникающихтрудностей,умениязапрашиватьииспользоватьпомощь взрослого, активизации самостоятельности в решении учебных ибытовыхзадач; – специальнойработыпоформированиюуменияставитьцелииследоватьимвучебнойдеятельности,уменияпланироватьиконтролироватьсвоюдеятельность; 4)социальная адаптация и формирование жизненных компетенций предполагаютнеобходимость: – помощивосвоениисоциальноодобряемыхнормповедения,исключающемзакреплениедезадаптивныхчертиотклоненийвформирова-
54 Коррекционна я пе даг ог ик а нииличности;созданияустановкинаизбеганиеконфликтовиобучениядоступнымспособамихконструктивногоразрешения; – помощи,направленнойнаадаптациюкшколе,обучениеформамвзаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, умениевыбиратьсоответствующиеимформыкоммуникацииипренебречьусвоеннымиправиламипривозникновениинеотложнойситуации,требующейнемедленногообращения; – эмоционально-смысловогокомментария,специальнойпомощивупорядочиваниииосмысленииусваиваемыхзнанийиумений,специальнойработыпоформированиюуменияприменятьзнания,полученные входеобучения,вповседневнойжизни; – специальнойработыпоразвитиюсамосознанияребенкасЗПР:помощивосмыслении,упорядочиванииидифференциациикрайненеполногоифрагментарногоиндивидуальногожизненногоопыта,преодолении ситуативности, однозначности, поверхностности восприятия ипониманияпроисходящегосребенкомивокругнего;впроработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем; в развитии способностипланировать,приниматьрешения,осмыслятьпричинноследственныесвязивпроисходящем,оцениватьсвоипоступкиипрогнозироватьихпоследствия; – определения для каждого ребенка вида деятельности, в которой он может быть успешным, и использования выявленных способностей дляформированияпозитивногосамоотношения; – специальнойпомощиребенкувосознанномконтролированиисвоего психофизическогосостояния,наученииегосвоевременноиадекватно сигнализироватьвзрослымобизменениисамочувствияилионеудобствах,возникающихвпроцессеучебнойдеятельности; 5)индивидуализированное комплексное психолого-медико-педагогиче- ское сопровождение предполагаетнеобходимость: – занятийсоспециалистами,направленныхнапреодолениеразличных дисфункцийпсихосоциальногоиречевогоразвитияшкольникасЗПР; – ограничения психофизиологических нагрузок в пределах индивидуальнойпереносимостиребенка;медицинскогосопровождениясучетом показателей общего состояния здоровья и функционального состоянияцентральнойнервнойсистемы; – психологическогосопровождения,оптимизирующеговзаимодействие ребенкаспедагогамиисоучениками,семьиишколыиявляющегося обязательнымдляребенкасЗПР,обучающегосявначальнойшколе каквспециальныхусловиях,такивусловияхинклюзии. Учащиеся, входящие в группу С, характеризующиеся уровнем интеллектуального развития, приближающимся к легкой умственной
П ед аг ог ик а и псих олог ия образовани я. 2017. № 3 55 отсталостииимеющиеотчетливыепризнакицеребрально-органической недостаточности,должныобучатьсявусловиях специального образова- ния.Многочисленныедисфункции,зачастуюсопровождающиесяобщей соматическойослабленностьюребенка,обусловливаютналичиедополнительных–всравнениисрассмотреннойвышегруппойВ–образовательныхпотребностей.Главнаяособаяобразовательнаяпотребность детей,входящихвэтугруппу,потребностьвпериодедиагностического обучения,позволяющегоопределитьреальныйобразовательныйпотенциал ребенка: способность освоения цензового уровня или необходимостьпереходананецензовый. Такимдетямтребуетсясистематическаяпсихолого-медико-педагогическаяиорганизационнаяподдержкавследующихформах: 1)обеспечение особой организации образовательной среды и процес- са обучения,предполагающеенеобходимость: – разнообразного и систематического стимулирования развития учебноймотивации,познавательнойактивности; – постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе, регулируемого в соответствии с его возможностями справляться с усталостью, пресыщением и перевозбуждением; – индивидуальной помощи (особенно в первое время) в ориентации впространствешколыиворганизациишкольнойжизни; – особойпространственнойивременнойорганизацииобразовательной средыипроцессаобучениясучетомтяжестинарушенияииндивидуальныхвозможностейребенкасЗПР,егоумственнойработоспособности,устойчивостикинтеллектуальным,эмоциональнымипсихофизиологическимнагрузкам; – специальнойорганизациирабочегоместаребенка,позволяющейучителюуделятьемуиндивидуальноевниманиеисвоевременноблокироватьпопыткинеадекватныхдействийвовремяурока; – использования общих здоровьесберегающих технологий на уроках ирежимныхограниченийвнеучебнойдеятельности; – постояннойорганизационнойпомощиинепрерывногоконтролястановленияучебно-познавательнойдеятельностиребенкадопоявления умений принимать и сохранять цели, заданные в конкретных видах учебных заданий, а также мотивации к самостоятельному выполнениюдоступныхвидовдеятельности; 2)обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения предполагаетнеобходимость: – дифференциации организационных форм и педагогических приемовобучениясобязательнымучетоминдивидуальныхособенностей
56 Коррекционна я пе даг ог ик а и возможностей ребенка в процессе реализации его потенциальных возможностейикомпенсациидефицитовпознавательногоисоциального развития; индивидуальной коррекционной помощи в освоении образовательнойпрограммы(возможно,науровнеиндивидуального учебногоплана); – максимальной индивидуализации обучения с оптимальным соотношением академического компонента и компонента жизненной компетенции; – помощи в осмыслении ребенком приобретаемых учебных знаний как знаний, пригодных для применения в привычной повседневной жизни; 3)формирование саморегуляциипредполагаетнеобходимость: – последовательного, целенаправленного формирования умений саморегуляции в условиях учебно-познавательной деятельности и организованногоповедения:удержанияцелидеятельности,планирования действия, определения и сохранения способа действий, осуществлениясамоконтроля,оцениваниярезультатов; 4)социальная адаптация и формирование жизненных компетенций предполагаютнеобходимость: – вовлеченияребенкавсовместнуюдеятельностьнаосновекогнитивногоосмысленияиэмоциональноговосприятияпроисходящего,что являетсяважнымидляразвитияегожизненнойкомпетенции,идля успешностивучебномпроцессе,идлясоциализациивцелом; – развития внимания детей к эмоциональным проявлениям близких взрослыхисоучениковиспециальнойпомощивпониманиивзаимоотношений,чувств,намеренийдругихлюдей; – развитияизакрепленияпростых,ноадекватныхнавыковкоммуникации,доступныхформделовоговзаимодействияиобщениявразных социальныхситуациях; – обученияребенкасигнализироватьвзрослымобизменениисамочувствияилионеудобствах,возникающихвпроцессеучебнойдеятельности; – принятиявовниманиевозможнойбытовойбеспомощностиимедлительности ребенка, связанной с задержкой развития навыков самообслуживанияижизнеобеспечения(вчастности,трудностейспереодеванием, неумения задать вопрос или обратиться за помощью) иподдержкипреодоленияэтихтрудностейспециальнойкоррекционнойработойпоразвитиюсоциально-бытовыхнавыков; – поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта ребенка иегорегулярныхсоциальныхконтактовснормальноразвивающимисясверстниками;
П ед аг ог ик а и псих олог ия образовани я. 2017. № 3 57 5)индивидуализированное комплексное психолого-медико-педагогиче- ское сопровождениепредполагаетнеобходимость: – комплексногосопровождения,гарантирующегополучениемедицинскойпомощи,направленнойнаулучшениедеятельностиЦНСикоррекциюповедения(какусловийоптимизациипедагогическойработы сребенком),атакжеспециальнойсоциально-педагогическойипсихологическойпомощиввосполнениидефицитовсоциального,эмоциональногоикогнитивногоразвитияшкольника. Разумеется, специалистам образовательной организации, участвующим в обеспечении тех или иных видов коррекционной помощи, направленной на реализацию ООП, включенных в указанные выше блоки, недостаточно общего описания возможных потребностей ребенка,условийиспособовихудовлетворения.Необходимаразработка методических рекомендаций по организации дифференцированныхобразовательныхусловий,предполагающая:описаниетипичных проявлений тех или иных трудностей, возникающих в учебной деятельности, учебном и социальном поведении, в процессе коммуникации с окружающими; описание приемов, которые представляютсяэффективнымивтомилииномслучае;определениевозможной продолжительности работы в том или ином направлении (с учетом особенностей каждой из 3-х групп детей с ЗПР) и т.д. Но эта тема требует дополнительной разработки, планируемой в рамках нашего исследования. Взаключениенеобходимоотметить,чтообобщенныеповариантам развития детей особые образовательные потребности не должны восприниматьсякакнекиестатичныеобразования:применительнокконкретномуребенкуихследуетрассматриватькакдинамическуюсистему, изменяющуюсявпроцессеобученияисигнализирующуюонеобходимости своевременного, гибкого и адекватного вмешательства специалистов. Только в этом случае особые образовательные потребности способны превратиться из теоретического конструкта в систему ориентиров для создания гибких дифференцированных образовательных условий,необходимыхдлякаждогоребенкасЗПР. Библиографический список 1. БабкинаН.В.Оценкаготовностикшкольномуобучениюдетейсзадержкойпсихическогоразвития.М.,2015. 2. Бабкина Н.В.Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР // Дефектология. 2016.№5.С.3–9.
58 Коррекционна я пе даг ог ик а 3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями//Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. №5.URL:https://alldef.ru(датаобращения:12.03.2017). 4. ИнденбаумЕ.Л.ДиагностикавконтекстереализациистандартовобразованиядетейсОВЗ:проблемыиперспективы//Дефектология.2016.№4. С.17–24. 5. Инденбаум Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкими формамиинтеллектуальнойнедостаточности:Дис.…д-рапсихол.наук.М., 2011. 6. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М., 2013. 7. КоробейниковИ.А.Современныезадачиипроблемыдифференциальной диагностикинарушенийпсихическогоразвитиявдетскомвозрасте//Воспитаниеиобучениедетейснарушениямиразвития.2016.№3.С.3–9. 8. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детейсЗПР//Дефектология.2017.№2.С.3–13. 9. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. От вариантов развития детей с ЗПР кобразовательныммаршрутам//Воспитаниеиобучениедетейснарушениямиразвития.2016.№1.С.20–23. 10. Коробейников И.А., Инденбаум Е.Л. Проблемы диагностики, коррекции ипрогнозаприорганизациисопровождениядетейслегкимпсихическим недоразвитием//Дефектология.2009.№5.С.22–28. 11. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообразованиядетейсзадержкойпсихическогоразвития.Проект/И.А.Коробейников,Е.Л.Инденбаум,Н.В.Бабкина.М.,2013. 12. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Минобрнауки России от19.12.2014№1598).URL:https://xn--80abucjiibhv9a.xn(датаобращения: 17.11.2016).
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |