Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Бабкина Н.В. Особые образовательные потребности детей. Н. В. Бабкина Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения


Скачать 214.65 Kb.
НазваниеН. В. Бабкина Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения
АнкорБабкина Н.В. Особые образовательные потребности детей
Дата12.04.2019
Размер214.65 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBabkina_N_V_Osobye_obrazovatelnye_potrebnosti_detei_774_s_ZPR_v_
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43981
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
44
Коррекционная педагогика
Н.В. Бабкина
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения
1
На основании анализа диапазона различий между младшими школьниками с задержкой психического развития по уровню и особенностям психического развития в статье описаны их основные группы, условно разделенные по проявлениям выраженности, характеру и структуре нарушения, когнитивному и мотивационному ресурсам обучаемости. Для выделенных групп конкретизированы особые образовательные потребности обучающихся, сгруппированные в отдельных, взаимосвязанных блоках в соответствии с видами деятельности, направленными на их удовлетворение.
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, начальное образование, вариант развития, когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости, особые образовательные потребности, психолого-педагогическое сопровождение.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартомначальногообщегообразованияобучающихсясограниченнымивозможностямиздоровья(ФГОСНООобучающихсясОВЗ)[12]
образованиедетейсОВЗ,вт.ч.наиболеемногочисленнойинеоднородной по составу категории школьников с задержкой психического развития(ЗПР),осуществляетсясучетомивсоответствиисихособыми
образовательнымипотребностями.
1
 Исследование выполнено в рамках Государственного задания Минобрнауки РФ
ФГБНУИКПРАО(№25.8968.2017/8.9«Современнаясистемамедико-психолого-педагогическойпомощидетямсОВЗдошкольногоишкольноговозраста»).
П
ед аг ог ик а и псих олог ия образовани я. 2017. № 3 45
Степень нарушения психического развития при ЗПР может различаться,также,какимераеекомпенсируемости,прогнозкоторойимеет
вероятностныйхарактер[4;5].Уровеньпсихическогоразвитияребенка
сЗПР,поступающеговшколу,зависитнетолькоотхарактераистепени
выраженностипервичногонарушения,ноиоткачествапредшествующего(раннегоидошкольного)обученияивоспитания[1;2;7–10].
Диапазон различий в развитии детей с ЗПР достаточно велик:
от незначительного, потенциально преодолимого отставания в развитии, которое, тем не менее, может приводить к существенным трудностямобучения,довыраженныхисложныхпоструктуренарушений
развития когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности.
Часть детей способна обучаться совместно с нормально развивающимися сверстниками при незначительной, но обязательной психологопедагогической поддержке, включающей использование специальных приемов обучения, другая часть в процессе обучения нуждается
впостоянной,систематическойикомплексной(включающеймедицинскую)коррекционнойпомощи.
Сучетомуказанныхразличийнеобходимадифференциацияобразовательных маршрутов, обеспечивающая охват всех детей с ЗПР образованием,соответствующимихвозможностямипотребностям,ипредоставление специальной помощи школьникам с ЗПР, включенным
вобщийобразовательныйпоток.
Дифференциация образовательных маршрутов обучающихся с ЗПР
(и, как следствие, специальных условий образования) должна соотноситься с выраженностью, характером и структурой нарушения психического развития, степенью дефицита познавательных и социальных
способностей, осложняемого разного рода дисфункциями и эмоциональнымипроблемами.НаэтомоснованиипредставляетсяцелесообразнымразделениедетейсЗПРнатригруппывсоответствииспреобладаниемилиустойчивымикомбинациямиперечисленныххарактеристик
[8],чтовзначительноймересоотноситсяссодержаниемзадачкоррекционно-педагогическойпрактикииодновременноакцентируетвниманиенавероятномгенезисетехилииныхтрудностейразвитияребенка.
Группа А – дети с задержкой психического развития, в структуре
которойнапервыйпланвыступаюттрудностипроизвольнойрегуляции
деятельности и поведения и признаки общей социально-эмоциональнойнезрелости.Данныеособенностиопределяютнеравномернуюлибо
недостаточнуюпродуктивностьпознавательнойдеятельности.Нередко
уэтихшкольниковмогутотмечатьсянегрубовыраженныедисфункции
всферахпространственныхпредставлений,зрительно-моторнойкоординации,атакжепризнакилегкойорганическойнедостаточностиЦНС,
46
Коррекционна я пе даг ог ик а
выражающиеся в повышенной психической истощаемости, снижении
умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным
иэмоциональнымнагрузкам.Типичнымиявляютсяпарциальныетрудностивовладениипредметнымизнаниями.Приэтомобщийуровеньих
интеллектуального развития приближается к возрастной норме. Дети
удовлетворительноосваиваютнормышкольногоповедения,позволяющиеимвключатьсявобразовательныйпроцессвусловияхфронтальной работы в классе. Когнитивный ресурс обучаемости детей достаточендляосвоенияцензовогоуровняобразованиявсреденормально
развивающихсясверстниковвтежекалендарныесроки.Мотивацион-
ный ресурс обучаемости и зона ближайшего развития ребенка
1
, входящеговданнуюгруппу,раскрываютсяикорректируютсявпроцессе
обучения.
Группа В–детисзадержкойпсихическогоразвития,вструктурекоторойнапервыйпланвыступаетнедостаточностьразвитиярегуляторной
икогнитивнойсфер,проявляющаясянафоненарушенийкорковойнейродинамики,сниженияумственнойработоспособности,высоковероятных аффективно-поведенческих расстройств, затрудняющих усвоение
школьныхнормиадаптациюкшколевцелом.Произвольнаярегуляция
поведенияидеятельности,какправило,сформированыунихзначительнонижевозрастнойнормы.Продуктивностьобразовательнойдеятельностичастоизбирательнаинеустойчива,вомногомзависитнетолько
отуровнясложностизаданий,ноиотихсубъективнойпривлекательности,атакжеотактуальногоэмоциональногосостоянияребенка.Достаточнотипичнымиявляютсятрудностивусвоенииучебныхдисциплин,
обусловленные,помимоперечисленныхвышеособенностейорганизациидеятельности,локальныминарушениямивструктуревысшихпсихических функций (нередко недостаточно сформированных в целом),
различныминедостаткамиразвитияречи.Характернадлянихизадержкавсоциальномразвитии.Трудностисоциальногоповедения,взаимодействия с людьми проявляются в косной, стереотипной реализации
усвоенныхсоциальныхнавыковбезучетаизменившихсяобстоятельств
иусловийвзаимодействия.Всоциальныхвзаимоотношенияхонизатрудняются в понимании контекста и подтекста происходящего в связи
с незрелостью эмоционального развития, во многом определяющего
1
Здесьидалеезона ближайшего развития ребенка,входящеговвыделеннуюгруппу,
понимается в контексте перспектив освоения образовательного стандарта при создании
необходимыхусловий.Разделениенакогнитивный имотивационный ресурсы обучаемо-
стипредлагаетсявпервыеиимеетсвоейцельюопределениеприоритетныхориентиров
впостроениипрограммыпсихолого-педагогическойработысребенком.
П
ед аг ог ик а и псих олог ия образовани я. 2017. № 3 47
дефицитсоциально-перцептивныхспособностей.Когнитивный имоти-
вационный ресурсы обучаемостивариативны,новцеломограничены.
Зонаближайшегоразвитияребенка,входящеговданнуюгруппу,уточняетсяикорректируетсявпроцессеобучения.
Группа С характеризуется значительно более низким в сравнении
с возрастной нормой уровнем интеллектуального развития, которое
по качественным характеристикам своей структуры (недоразвитие
сложныхформмыслительнойдеятельности–категориальногоанализа,
абстрагирования,обобщения,опосредствования)приближаетсякфеноменологиилегкойумственнойотсталостииимеетотчетливыепризнаки
церебрально-органической недостаточности. Познавательные процессы у этих детей характеризуются выраженным отставанием от условныхнормативовразвития,чтовсочетанииснарушениямиумственной
работоспособностизначительноснижаетпродуктивностьдеятельности
вцелом.Наэтомфонепроблемысаморегуляциивыражаютсянетольковотчетливыхтрудностяхудержанияцели,планированияиконтроля
своейдеятельности,ноивнеобходимостиувеличенияобъемовстимулирующей,организующей,контролирующейпомощидажеприпоэтапномвыполнениизаданий.Уэтихшкольниковзначительнозатруднено
формирование учебных навыков и навыков самостоятельной работы.
Отмечаются значительные затруднения в освоении предметных областей,ивнекоторыхслучаяхпрограммыотдельныхучебныхдисциплин
остаются неусвоенными. Задержка в социальном развитии проявляетсявещеболеевыраженных(посравнениюспредыдущейгруппой)
проблемах взаимодействия со взрослыми и сверстниками, осложняемых различными нарушениями речевой коммуникации, трудностями
ориентированиявпредметномисоциальномокружении,впонимании
контекстаиподтекстапроисходящего.Когнитивный имотивационный
ресурсы обучаемости детейсущественноограничены.Зонаближайшегоразвитияребенка,входящеговданнуюгруппу,определяетсявпроцесседиагностическогообучения.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,
выраженность задержки развития и рекомендуемый вариант образовательного маршрута определяет психолого-медико-педагогическая
комиссия.Темнеменее,школьныйпсихолог(приусловииегодостаточнойквалификации)долженпровестисобственнуюдиагностику,чтобы:
а)убедитьсявточностииобоснованностидиагноза;
б)получитьуточненноепредставлениеобиндивидуальныххарактеристикахребенка,которыеследуетучитывать,обеспечиваяудовлетворениеегоособыхобразовательныхпотребностей[7–9].
48
Коррекционна я пе даг ог ик а
Особыеобразовательныепотребности(ООП)детейсЗПР
1
[2;3;6;11]
впериодначальногошкольногообучения,всоответствиисвидамидеятельности,направленныминаихудовлетворение,могутбытьусловно
распределеныпоследующимблокам.
1. Особая организация образовательной среды и процесса обучения.
Данный блок включает ООП детей с ЗПР, обусловленные типологическими и индивидуальными особенностями их психофизического
развития: особую пространственную и временную организацию образовательной среды и процесса обучения; индивидуальный подход
корганизацииучебнойработысучетомособенностейусвоенияинформациииформированиянавыков;специальныйинструментарийоценивания достижений и выявления трудностей усвоения образовательной
программы(академическогокомпонентаикомпонентажизненнойкомпетенции).
2. Обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения.
Данный блок включает ООП, связанные с фрагментарностью представлений детей с ЗПР об окружающем мире, с трудностями выделения и осмысления потенциально доступных связей между объектами
иявлениямиокружающегопространства,снеобходимостьюспециальной помощи в освоении различных предметных областей начального
образования,восмыслениииупорядочиванииусваиваемыхнауроках
знанийиумений,вформированииуниверсальныхучебныхдействий.
3. Формирование саморегуляции. Дефицит саморегуляции является неотъемлемой характеристикой задержки психического развития
не только в выраженных, но и в легких ее формах. Все дети с ЗПР
нуждаютсявспециальнойработепоформированиюспособностикпроизвольнойорганизациисобственнойдеятельности,косознаниювозникающихтрудностей;умениязапрашиватьииспользоватьпомощьвзрослого; в целенаправленном развитии самостоятельности при решении
учебныхибытовыхзадач;вособойработепоформированиюумения
применятьзнания,полученныевходеобучения,вповседневнойжизни.
4. Социальная адаптация и формирование жизненных компетенций.
ДанныйблоквключаетООПдетейсЗПР,связанныесособенностями
социально-эмоциональногоразвития.Ребенокнуждаетсявспециальной
работепоформированиюсферыжизненнойкомпетенции,включающей
1
Содержаниетермина«детисособымиобразовательнымипотребностями»органично
отражаеттрадиционноедляотечественнойдефектологиипониманиеребенкаснарушениямивразвитиикакнуждающегосяв«обходныхпутях»достижениятехзадачкультурного
развития,которыевусловияхнормыдостигаютсяукоренившимисявкультуреспособами
воспитанияипринятымивобществеспособамимассовогообразования(О.И.Кукушкина,
Е.Л.Гончарова).
П
ед аг ог ик а и псих олог ия образовани я. 2017. № 3 49
развитие мотивационной сферы, средств коммуникации в условиях
учебнойдеятельностииприспонтанномвзаимодействии,стимулированиепознавательнойактивности,побуждениеинтересаксебе,окружающемупредметномуисоциальномумиру.
5. Индивидуализированное комплексное психолого-медико-педагоги-
ческое сопровождение.ДанныйблоквключаетООПдетейсЗПР,определяющиесодержаниепсихолого-педагогическойпомощиввосполнениидефицитовсоциальногоикогнитивногоразвитияшкольника,и,при
необходимости,медицинскойпомощи,направленнойнакомпенсацию
нарушений деятельности центральной нервной системы и коррекцию
поведения.
Для каждой из выделенных, в соответствии с вариантом развития,
групп детей с ЗПР особые образовательные потребности конкретизируются и меняют акцент в зависимости от выраженности нарушения
иорганизационныхусловийобучения.
Детям,относящимсякгруппе А,дляуспешногоосвоенияначального
образования в условиях инклюзии требуется систематическая психолого-педагогическаяиорганизационнаяподдержкавследующихформах:
1)обеспечение особой организации образовательной среды и процес-
са обучения,предполагающеенеобходимость:
– специальнойустановкиучителянакомфортноевведениепервоклассника с ЗПР в ситуацию школьного обучения в условиях инклюзии:
налаживание эмоционального контакта с ребенком, поддержание
в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют,
втом,чтоонуспешенназанятиях;педагогдолженстаратьсятранслироватьэтуустановкуодноклассникамребенкасЗПР;
– специальныхзанятийпоотработкеформадекватногоучебногоповедения, в частности, умения вступать в коммуникацию и взаимодействовать с учителем и одноклассниками, адекватно воспринимать
похвалуизамечания;
– особой пространственной и временной организации образовательной среды и процесса обучения с учетом особенностей развития
ребенкасЗПР,выражающихсявповышеннойпсихическойистощаемостиссопутствующимснижениемумственнойработоспособности
иустойчивостикинтеллектуальнымиэмоциональнымнагрузкам;
– специальной подготовки ребенка к фронтальной работе на уроке:
планирование обязательного периода перехода от индивидуальной
инструкциикфронтальной;обеспечениенепрерывногоконтролястановления учебно-познавательной деятельности, продолжающегося
до появления самостоятельности в выполнении учеником учебных
заданий;
50
Коррекционна я пе даг ог ик а
– специальноговыборадляребенкасЗПРместавклассе,обеспечивающегоудобныйконтрольсостороныучителяиминимумотвлекающих
факторов;
– четкойпространственно-временнойупорядоченностиструктурыуроковипребыванияребенкавшколе,обеспечивающейемуопорудля
самоорганизации,особеннонаначальномэтапеобучения;
– индивидуального подхода: при представлении учебного материала
вусловияхклассныхзанятийдолжныучитыватьсяособенностиусвоенияинформациииспецификавыработкинавыковприЗПР;приорганизации самостоятельного выполнения ребенком учебных заданий
требуетсяиспользованиематериалавформах,облегчающихеговключениевсамостоятельнуюработу,поддерживающихиорганизующих
ее; при осуществлении контроля усвоения программного материала для ученика должны создаваться необходимые организационные
условияиприменятьсяспециальнаясистемаоцениваниядостижений;
2)обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения
предполагаетнеобходимость:
– специальной педагогической помощи в освоении предметных областейначальногообразования,вызывающихособыетрудностиудетей
с ЗПР: при освоении состава числа, овладении навыками письма, понимании смысла прочитанного, формировании представлений
обокружающеммиреидр.;
– индивидуальныхзанятийсребенкомсцельюконтроляусвоенияим
нового учебного материала на уроках и оказания при необходимостииндивидуальнойкоррекционнойпомощивосвоениипрограммы
поотдельнымучебнымдисциплинамсиспользованиемспециальных
методическихприемовикоррекционныхподходов;
– помощивразвитииребенкакакактивногосубъектаучебнойдеятельности, способного во взаимодействии с учителем планировать, контролировать,адекватноменятьстратегиюработы,переноситьосвоенныеуниверсальныеучебныедействияизоднойпредметнойобласти
вдругую;
– введениядлядетейсЗПРспециальныхразделовкоррекционногообучения,способствующихпреодолениюфрагментарностипредставлений
обокружающеммире,отработкеразличныхсредствкоммуникации;
3)формирование саморегуляциипредполагаетнеобходимость:
– учетаспецификисаморегуляциидетейсЗПР,обеспеченияспециальнойпомощиребенкувосознанииипреодолениитрудностейсаморегуляциинапротяжениивсегоучебно-воспитательногопроцесса;
– специальнойработыпоформированиюуребенкаспособностиксамостоятельной организации собственной деятельности, осознанию
П
ед аг ог ик а и псих олог ия образовани я. 2017. № 3 51
возникающих трудностей, умения запрашивать и использовать
помощь взрослого, умения принимать, сохранять цели и следовать
имвучебнойдеятельности,уменияпланироватьсвоюдеятельность,
контролироватьисправлятьсясразнообразнымиучебнымизаданиямисамостоятельно;
4)социальная адаптация и формирование жизненных компетенций
предполагаютнеобходимость:
– помощи,направленнойнаадаптациюкшколе,обучениеформамвзаимодействиясосверстникамиивзрослымивразличныхситуациях(деловойинеформальнойкоммуникации,вчрезвычайныхситуацияхит.д.);
– специальнойпомощивупорядочиваниииосмысленииусваиваемых
знанийиумений,специальнойработепоформированиюуменияприменятьзнания,полученныевходеобучения,вповседневнойжизни;
– специальнойработыпоразвитиюсамосознанияребенкасЗПР:помощивосмыслении,упорядочиванииидифференциациииндивидуального жизненного опыта; в проработке впечатлений, воспоминаний,
представленийобудущем;вразвитииспособностипланировать,приниматьрешения,осмыслятьпричинно-следственныесвязивпроисходящем,оцениватьсвоипоступкиипрогнозироватьихпоследствия;
5)индивидуализированное комплексное психолого-медико-педагогиче-
ское сопровождениепредполагаетнеобходимость:
– занятийсоспециалистами,направленныхнакомпенсациюнедостатковпсихосоциальногоразвитияикоррекциюдисфункций,затрудняющихучебно-познавательнуюдеятельность;
– психологическогосопровождения,оптимизирующеговзаимодействие
ребенкаспедагогамиисоучениками,семьиишколыиявляющегося
обязательнымдляребенкасЗПР,обучающегосявначальнойшколе
вусловияхинклюзии.
Большинство учащихся, входящих в группу В, характеризующихся более выраженными нарушениями психосоциального развития,
намоментдостиженияшкольноговозрастанеготово к инклюзивному
образованию.Имеясходныесученикамипредыдущейгруппыособые
образовательные потребности, они нуждаются в усилении коррекционнойсоставляющейобразовательнойпрограммы,увеличениивниманиякформированиюсаморегуляцииисферыжизненнойкомпетенции,
содержаниюпсихолого-медико-педагогическогосопровождения.Таким
детямтребуетсясистематическаяпсихолого-педагогическая(принеобходимости медицинская) и организационная поддержка в следующих
формах:
1)обеспечение особой организации образовательной среды и процес-
са обучения,предполагающеенеобходимость:
52
Коррекционна я пе даг ог ик а
– специальнойустановкиучителянакомфортноевведениедетейсЗПР
вситуациюшкольногообучения:налаживаниеэмоциональногоконтакта, пробуждение в детях уверенности в их способности успешно
справлятьсясзаданиями,формированиеучебноймотивацииистимулированиепознавательнойактивности;
– специальныхзанятийпоотработкеформадекватногоучебногоповедения, в частности, соблюдения дисциплины (исключающей перемещенияпоклассубезразрешенияучителя,выкрикисместа,перебивание отвечающего и т.д.), умения вступать в коммуникацию
и взаимодействовать с учителем и одноклассниками (в частности,
обратитьсязапомощьюпризатрудненияхвучебномпроцессе),адекватновосприниматьпохвалуизамечания;
– особойпространственнойивременнойорганизацииобразовательной
среды и процесса обучения с учетом особенностей развития детей
сЗПР,обусловленныхорганическимии/илифункциональныминарушениямидеятельностиЦНСивыражающихсявнизкойсаморегуляции,повышеннойпсихическойистощаемости,сниженнойумственной
работоспособности и недостаточной устойчивости к интеллектуальным,эмоциональнымипсихофизиологическимнагрузкам;
– специальнойподготовкидетейкфронтальнойработенауроке:планированияобязательногопериодапереходаотиндивидуальнойинструкциикфронтальной;обеспечениякаждомуученикудифференцированнойорганизационнойпомощиинепрерывногоконтролястановления
учебно-познавательной деятельности, продолжающегося до появлениясамостоятельностиввыполненииучебныхзаданий;
– четкойпространственно-временнойупорядоченностиструктурыуроковипребываниядетейвшколе,обеспечивающейимопорудлясамоорганизации;
– специальной организации поведения на перемене, вовлечения детей
в занятия, позволяющие им отдохнуть и включиться во взаимодействиесосверстниками;
– учета особенностей усвоения информации и специфики выработки
навыковприпредставленииучебногоматериалавусловияхклассных
занятий(пошаговоепредъявлениематериала,активноеиспользование
зрительныхопор,актуализацияличногоопытаребенкаит.д.);
– использованияприорганизациисамостоятельноговыполнениядетьмиучебныхзаданийматериалавформах,облегчающихихвключение
всамостоятельнуюработу,поддерживающихиорганизующихее;
– созданияособыхорганизационныхусловийипримененияспециальной системы оценивания достижений при осуществлении контроля
усвоенияпрограммногоматериала;
П
ед аг ог ик а и псих олог ия образовани я. 2017. № 3 53
– вслучаеинклюзивногообученияребенкасумереннойЗПР–создания
специальныхусловий,обеспечивающихемукомфортноенахождение
всреденормальноразвивающихсясверстниковииндивидуализированнуюпомощьиконтрольсостороныучителя(см.соответствующий
блокособыхобразовательныхпотребностейдлягруппыА);
2)обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения
предполагаетнеобходимость:
– использованиявпроцессеобучениядетейспециальныхметодических
приемовикоррекционныхподходов,способствующихэффективному
усвоениюимиучебногоматериала;
– специальнойпедагогическойпомощивосвоенииосновныхпредметных областей начального образования, целенаправленном формировании читательских умений, педагогической поддержки перехода
отситуативнойречикконтекстнойипреодолениятрудностейпонимания условий текстовой задачи, расширения и дифференциации
представленийобокружающемпредметномисоциальноммиреит.д.;
– целенаправленногоформированияуниверсальныхучебныхдействий
испособностикихактивномуприменениюипереносуизоднойпредметнойобластивдругую;
– введения специальных разделов коррекционного обучения, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном
и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностныхотношений,коррекциюнедостатковсаморегуляции,формированиеучебноймотивации,отработкусредствкоммуникации;
3)формирование саморегуляциипредполагаетнеобходимость:
– учетаспецификисаморегуляциидетейсЗПР,оказанияимспециальнойпомощиворганизациидеятельности,восознанииипреодолении
трудностейсаморегуляциинапротяжениивсегоучебно-воспитательногопроцесса;
– специальнойработыпоформированиюуребенкаспособностиксамостоятельнойорганизациисобственнойдеятельности,осознаниювозникающихтрудностей,умениязапрашиватьииспользоватьпомощь
взрослого, активизации самостоятельности в решении учебных
ибытовыхзадач;
– специальнойработыпоформированиюуменияставитьцелииследоватьимвучебнойдеятельности,уменияпланироватьиконтролироватьсвоюдеятельность;
4)социальная адаптация и формирование жизненных компетенций
предполагаютнеобходимость:
– помощивосвоениисоциальноодобряемыхнормповедения,исключающемзакреплениедезадаптивныхчертиотклоненийвформирова-
54
Коррекционна я пе даг ог ик а
нииличности;созданияустановкинаизбеганиеконфликтовиобучениядоступнымспособамихконструктивногоразрешения;
– помощи,направленнойнаадаптациюкшколе,обучениеформамвзаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях,
умениевыбиратьсоответствующиеимформыкоммуникацииипренебречьусвоеннымиправиламипривозникновениинеотложнойситуации,требующейнемедленногообращения;
– эмоционально-смысловогокомментария,специальнойпомощивупорядочиваниииосмысленииусваиваемыхзнанийиумений,специальнойработыпоформированиюуменияприменятьзнания,полученные
входеобучения,вповседневнойжизни;
– специальнойработыпоразвитиюсамосознанияребенкасЗПР:помощивосмыслении,упорядочиванииидифференциациикрайненеполногоифрагментарногоиндивидуальногожизненногоопыта,преодолении ситуативности, однозначности, поверхностности восприятия
ипониманияпроисходящегосребенкомивокругнего;впроработке
впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем; в развитии
способностипланировать,приниматьрешения,осмыслятьпричинноследственныесвязивпроисходящем,оцениватьсвоипоступкиипрогнозироватьихпоследствия;
– определения для каждого ребенка вида деятельности, в которой он
может быть успешным, и использования выявленных способностей
дляформированияпозитивногосамоотношения;
– специальнойпомощиребенкувосознанномконтролированиисвоего
психофизическогосостояния,наученииегосвоевременноиадекватно
сигнализироватьвзрослымобизменениисамочувствияилионеудобствах,возникающихвпроцессеучебнойдеятельности;
5)индивидуализированное комплексное психолого-медико-педагогиче-
ское сопровождение предполагаетнеобходимость:
– занятийсоспециалистами,направленныхнапреодолениеразличных
дисфункцийпсихосоциальногоиречевогоразвитияшкольникасЗПР;
– ограничения психофизиологических нагрузок в пределах индивидуальнойпереносимостиребенка;медицинскогосопровождениясучетом показателей общего состояния здоровья и функционального
состоянияцентральнойнервнойсистемы;
– психологическогосопровождения,оптимизирующеговзаимодействие
ребенкаспедагогамиисоучениками,семьиишколыиявляющегося
обязательнымдляребенкасЗПР,обучающегосявначальнойшколе
каквспециальныхусловиях,такивусловияхинклюзии.
Учащиеся, входящие в группу С, характеризующиеся уровнем
интеллектуального развития, приближающимся к легкой умственной
П
ед аг ог ик а и псих олог ия образовани я. 2017. № 3 55
отсталостииимеющиеотчетливыепризнакицеребрально-органической
недостаточности,должныобучатьсявусловиях специального образова-
ния.Многочисленныедисфункции,зачастуюсопровождающиесяобщей
соматическойослабленностьюребенка,обусловливаютналичиедополнительных–всравнениисрассмотреннойвышегруппойВ–образовательныхпотребностей.Главнаяособаяобразовательнаяпотребность
детей,входящихвэтугруппу,потребностьвпериодедиагностического
обучения,позволяющегоопределитьреальныйобразовательныйпотенциал ребенка: способность освоения цензового уровня или необходимостьпереходананецензовый.
Такимдетямтребуетсясистематическаяпсихолого-медико-педагогическаяиорганизационнаяподдержкавследующихформах:
1)обеспечение особой организации образовательной среды и процес-
са обучения,предполагающеенеобходимость:
– разнообразного и систематического стимулирования развития учебноймотивации,познавательнойактивности;
– постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка
в ситуацию обучения в классе, регулируемого в соответствии с его
возможностями справляться с усталостью, пресыщением и перевозбуждением;
– индивидуальной помощи (особенно в первое время) в ориентации
впространствешколыиворганизациишкольнойжизни;
– особойпространственнойивременнойорганизацииобразовательной
средыипроцессаобучениясучетомтяжестинарушенияииндивидуальныхвозможностейребенкасЗПР,егоумственнойработоспособности,устойчивостикинтеллектуальным,эмоциональнымипсихофизиологическимнагрузкам;
– специальнойорганизациирабочегоместаребенка,позволяющейучителюуделятьемуиндивидуальноевниманиеисвоевременноблокироватьпопыткинеадекватныхдействийвовремяурока;
– использования общих здоровьесберегающих технологий на уроках
ирежимныхограниченийвнеучебнойдеятельности;
– постояннойорганизационнойпомощиинепрерывногоконтролястановленияучебно-познавательнойдеятельностиребенкадопоявления
умений принимать и сохранять цели, заданные в конкретных видах
учебных заданий, а также мотивации к самостоятельному выполнениюдоступныхвидовдеятельности;
2)обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения
предполагаетнеобходимость:
– дифференциации организационных форм и педагогических приемовобучениясобязательнымучетоминдивидуальныхособенностей
56
Коррекционна я пе даг ог ик а
и возможностей ребенка в процессе реализации его потенциальных
возможностейикомпенсациидефицитовпознавательногоисоциального развития; индивидуальной коррекционной помощи в освоении
образовательнойпрограммы(возможно,науровнеиндивидуального
учебногоплана);
– максимальной индивидуализации обучения с оптимальным соотношением академического компонента и компонента жизненной компетенции;
– помощи в осмыслении ребенком приобретаемых учебных знаний
как знаний, пригодных для применения в привычной повседневной
жизни;
3)формирование саморегуляциипредполагаетнеобходимость:
– последовательного, целенаправленного формирования умений саморегуляции в условиях учебно-познавательной деятельности и организованногоповедения:удержанияцелидеятельности,планирования
действия, определения и сохранения способа действий, осуществлениясамоконтроля,оцениваниярезультатов;
4)социальная адаптация и формирование жизненных компетенций
предполагаютнеобходимость:
– вовлеченияребенкавсовместнуюдеятельностьнаосновекогнитивногоосмысленияиэмоциональноговосприятияпроисходящего,что
являетсяважнымидляразвитияегожизненнойкомпетенции,идля
успешностивучебномпроцессе,идлясоциализациивцелом;
– развития внимания детей к эмоциональным проявлениям близких
взрослыхисоучениковиспециальнойпомощивпониманиивзаимоотношений,чувств,намеренийдругихлюдей;
– развитияизакрепленияпростых,ноадекватныхнавыковкоммуникации,доступныхформделовоговзаимодействияиобщениявразных
социальныхситуациях;
– обученияребенкасигнализироватьвзрослымобизменениисамочувствияилионеудобствах,возникающихвпроцессеучебнойдеятельности;
– принятиявовниманиевозможнойбытовойбеспомощностиимедлительности ребенка, связанной с задержкой развития навыков самообслуживанияижизнеобеспечения(вчастности,трудностейспереодеванием, неумения задать вопрос или обратиться за помощью)
иподдержкипреодоленияэтихтрудностейспециальнойкоррекционнойработойпоразвитиюсоциально-бытовыхнавыков;
– поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта ребенка
иегорегулярныхсоциальныхконтактовснормальноразвивающимисясверстниками;
П
ед аг ог ик а и псих олог ия образовани я. 2017. № 3 57 5)индивидуализированное комплексное психолого-медико-педагогиче-
ское сопровождениепредполагаетнеобходимость:
– комплексногосопровождения,гарантирующегополучениемедицинскойпомощи,направленнойнаулучшениедеятельностиЦНСикоррекциюповедения(какусловийоптимизациипедагогическойработы
сребенком),атакжеспециальнойсоциально-педагогическойипсихологическойпомощиввосполнениидефицитовсоциального,эмоциональногоикогнитивногоразвитияшкольника.
Разумеется, специалистам образовательной организации, участвующим в обеспечении тех или иных видов коррекционной помощи,
направленной на реализацию ООП, включенных в указанные выше
блоки, недостаточно общего описания возможных потребностей
ребенка,условийиспособовихудовлетворения.Необходимаразработка методических рекомендаций по организации дифференцированныхобразовательныхусловий,предполагающая:описаниетипичных проявлений тех или иных трудностей, возникающих в учебной
деятельности, учебном и социальном поведении, в процессе коммуникации с окружающими; описание приемов, которые представляютсяэффективнымивтомилииномслучае;определениевозможной
продолжительности работы в том или ином направлении (с учетом
особенностей каждой из 3-х групп детей с ЗПР) и т.д. Но эта тема
требует дополнительной разработки, планируемой в рамках нашего
исследования.
Взаключениенеобходимоотметить,чтообобщенныеповариантам
развития детей особые образовательные потребности не должны восприниматьсякакнекиестатичныеобразования:применительнокконкретномуребенкуихследуетрассматриватькакдинамическуюсистему,
изменяющуюсявпроцессеобученияисигнализирующуюонеобходимости своевременного, гибкого и адекватного вмешательства специалистов. Только в этом случае особые образовательные потребности
способны превратиться из теоретического конструкта в систему ориентиров для создания гибких дифференцированных образовательных
условий,необходимыхдлякаждогоребенкасЗПР.
Библиографический список
1. БабкинаН.В.Оценкаготовностикшкольномуобучениюдетейсзадержкойпсихическогоразвития.М.,2015.
2. Бабкина Н.В.Традиции отечественной научной школы дефектологии
в современных подходах к образованию детей с ЗПР // Дефектология.
2016.№5.С.3–9.
58
Коррекционна я пе даг ог ик а
3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными
потребностями//Альманах Института коррекционной педагогики. 2002.
№5.URL:https://alldef.ru(датаобращения:12.03.2017).
4. ИнденбаумЕ.Л.ДиагностикавконтекстереализациистандартовобразованиядетейсОВЗ:проблемыиперспективы//Дефектология.2016.№4.
С.17–24.
5. Инденбаум Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкими формамиинтеллектуальнойнедостаточности:Дис.…д-рапсихол.наук.М.,
2011.
6. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья /
Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М.,
2013.
7. КоробейниковИ.А.Современныезадачиипроблемыдифференциальной
диагностикинарушенийпсихическогоразвитиявдетскомвозрасте//Воспитаниеиобучениедетейснарушениямиразвития.2016.№3.С.3–9.
8. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дифференциация образовательных
потребностей как основа дифференцированных условий образования
детейсЗПР//Дефектология.2017.№2.С.3–13.
9. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. От вариантов развития детей с ЗПР
кобразовательныммаршрутам//Воспитаниеиобучениедетейснарушениямиразвития.2016.№1.С.20–23.
10. Коробейников И.А., Инденбаум Е.Л. Проблемы диагностики, коррекции
ипрогнозаприорганизациисопровождениядетейслегкимпсихическим
недоразвитием//Дефектология.2009.№5.С.22–28.
11. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт
начальногообразованиядетейсзадержкойпсихическогоразвития.Проект/И.А.Коробейников,Е.Л.Инденбаум,Н.В.Бабкина.М.,2013.
12. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Минобрнауки России
от19.12.2014№1598).URL:https://xn--80abucjiibhv9a.xn(датаобращения:
17.11.2016).

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей