Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Начало холодной войны внешняя политика СССР в новых условиях


Скачать 102.33 Kb.
НазваниеНачало холодной войны внешняя политика СССР в новых условиях
Дата01.04.2019
Размер102.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаnachalo-kholodnoi-voiny-1.docx
ТипУрок
#44443
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

9 класс. История. Учитель Коробка И.И.

Тема урока: « Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях».

Цели урока дидактические: создать условия
для ознакомления учащихся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг; уяснения ее основных целей и направлений;
для формирования у учащихся представления о принципах, методах и подходах внешней политики СССР;
для развития навыков работы с источниками, дополнительной литературой, исторической картой, умения обобщать и систематизировать материалы.
методические: продолжить формирования навыков систематизации и обобщения знаний на основе полученной ранее информации и самостоятельной работы с разнообразной текстовой информацией.
научные: Проанализировать особенности международных отношений сверхдержав в период «холодной войны».
воспитательные: Продолжить рассмотрение роли «холодной войны» в процессе развития нашей страны, дать оценку последствий для современного общества.
Учебно-методический комплекс: Карта мира, компьютерная презентация к уроку, раздаточный материал – приложения: схемы, документы, контурные карты - листы. Данилов А.А.; Косулина Н.Г. История России 20 век . Учебник для 9-го класса. Листы – самооценки.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: эвристический, объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, практический, картографический.

Педтехнологии, элементы которых использованы на уроке: проблемного обучения, критического мышления, здоровьесберегающие,  ИКТ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок – практикум.

Основные понятия: "холодная война", "доктрина Трумэна", "план Маршалла",НАТО, ОВД, СЭВ, социалистический лагерь, биполярный мир.

Ход урока.

«Война невероятна, мир невозможен».

Реймон Арон

Учитель:» 2 сентября 1945 года закончилась Вторая Мировая война. Арон Реймон французский социолог, известный политический обозреватель сказал: «Война невероятна, мир невозможен». Какие вопросы у вас возникают в связи с такой необычной оценкой ситуации?
(Возможные варианты ответов: Что же тогда ожидает мир ? Как будут себя вести бывшие военные союзники и бывшие противники? По каким принципам будут строиться международные отношения?).
    На сегодняшнем уроке я вам предлагаю разобраться с данной проблемой. Опираясь, на имеющиеся знания из курсов отечественной и всеобщей истории, заполните схему:
    2 сентября 1945 г. Окончание Второй мировой войны

    Основные участники международных отношений

    (США СССР Великобритания Франция Китай)

    Противоречия:
    Военно-политическое соперничество.
    Создание стратегически важных зон влияния.
    Ограничения внешнеполитической самостоятельности стран, вошедших в зону влияния СССР и США;
    Демонстрация силы новых научно – технических длстижений.
    Создание НОВОЙ СИСТЕМЫ международных отношений

    ?????(«ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»)

    Группы представьте ваши схемы. (ПРОВЕРКА ПО ЗАПОЛНЕННОМУ СЛАЙДУ). Определим круг стран и возникшие проблемы международных отношений.

    Учитель: Окончание Второй мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Решением этого вопроса и занялись ведущие государства антигитлеровской коалиции – СССР, США, Англия и Франция, к которым вскоре присоединился Китай. Объективное развитие ситуации вело к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за стремления усилить свои позиции на мировой арене. Это, так или иначе, затрагивало интересы каждой из стран коалиции. В то же время выявилась и особенность характерная именно для периода после Второй мировой войны: конфронтация между бывшими союзниками проявилась в идеологической форме и постепенно превращалась в идейно-политическое противостояние – СССР, с одной стороны, и западные союзники – с другой. Его признаки начали нарастать уже в конце 1945 г. и отчетливо просматривались к концу 1946г. Вскоре появился и термин, обозначающий это противоборство – "холодная война".

    СЛАЙД №4. Какова же тема нашего урока сегодня? Начало«холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях».
      По группам напишите несколько слов – ассоциаций со словом ВОЙНА .
      Что в перечне лишнее, если мы будем подразумевать «холодную» войну? ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОСКУ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ СЛОВ.

      Страх, смерть, слезы,
        Наша с вами задача сегодня определить сущность понятия «холодная война», т.е. причины, признаки, участники и виновники ее начала… Нам в этом поможет выполнение проблемных заданий экзаменационного характера на выбор суждений. Документальный практикум. Из предложенных суждений выберите то, которое вам наиболее предпочтительнее.Приведите факты из документов, которые аргументируют вашу точку зрения. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА:
        1.Виновниками начала «холодной войны» выступили США и их союзники, проводя жёсткую политику в отношении СССР.
        2.СССР виноват в развязывании «холодной войны», проводя после окончания Второй мировой войны политику расширения своего влияния в мире.
        Приложение №2. Раздаточный материал.

        1группа. Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)
        От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике «железная завеса» спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы... За исключением Британского Содружества наций и США, где коммунизм находится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации... наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...
        Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил. Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более того, что новая война нависла... Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотреть здесь сегодня, — это система предотвращения угрозы войны, обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...».

        2 группа. Из статьи Л. Безыменского, В. Фалина «Кто развязал «холодную войну»:  «Холодная война» разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать Землю «по крайней мере на 85 процентов» (выражение г. Трумэна) похожей на американский эталон. «Холодная война» не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению».

        Из статьи Дж. Л. Геддиса «О прошлом во имя будущего»: «Статья Л.Безыменского и В.Фалина... являет собой пример «попятного движения» в области истории... Такая точка зрения попятна прежде всего потому, что она не допускает возможности, что ни та, ни другая сторона в 1945 г. не желала «холодной войны»... По окончании второй мировой войны и США, и Советский Союз заботились в первую очередь о собственной безопасности. Трагедия заключалась в том, что добивались они своей цели в одностороннем порядке, вместо того чтобы действовать сообща... История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого и черного». При рассмотрении такого сложного вопроса, как истоки «холодной войны», нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».
        3 группа .Мнение американского историка Дж. Геддиса
        Но, признавая за Западом частичную ответственность за «холодную войну» как результат упомянутых ошибок, мы не должны упускать из виду и ошибки, допущенные советской стороной, а это неизбежно вновь приводит нас к вопросу о Сталине и созданной им политической системе. Сталин, мягко говоря, не страдал чрезмерной доверчивостью, и  дни, когда «культ личности» находился в зените, эта черта его характера не могла не отразиться на советской дипломатии, У Запада были законные основания для тревоги,  когда Сталин  после июня 1941  г. настаивал на сохранении контроля  над территориями,  приобретенными им в результате пакта 1939 г. с нацистской  Германией. У Запада были основания для тревоги, когда свободные выборы в Польше, обещанные Сталиным на Ялтинской конференции, так и не состоялись. У Запада были основания для тревоги, когда в 1945 г. коммунистические партии по всей Европе внезапно отказались от линии на сотрудничество с Западом, которой они придерживались во время войны.

        4 группа. Из статьи западногерманского историка Б. Грайнера
        В Вашингтоне имелась группа, коей было совершенно безразлично, что думают и делают СССР или Сталин. Это — разработчики военных планов. Самое позднее с лета 1945 г. они твердо знали своего врага и серийно выпускали военные планы. В 1948—1949 гг., к примеру, считалось возможным покончить с Советским Союзом, уничтожив атомными бомбами его 70 городов и индустриальных центров. С маниакальной точностью были расписаны все детали: нападению подвергнутся 1947 объектов, в течение 30 дней намечалось 2,7 миллиона человек убить и 4 миллиона ранить. В марте 1954 г. командование стратегических ВВС видело себя на пике могущества. В случае необходимости оно бралось обрушить со всех сторон света на СССР 750 бомб и в течение двух (!) часов превратить его в «дымящиеся радиоактивные руины». Заметим, что по этому сценарию США никак не пострадали бы.

        Выводы по работе с документами:
        Причины «холодной войны»:
        Столкновение интересов двух великих держав.
        Борьба США и СССР за мировое господство.
        Боязнь странами Запада «экспорта» коммунизма.
        Стремление к экономическому и военному превосходству.

        Теперь попробуем дать определение :
        «Холодная война» - состояние противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США с их политическими партнерами, с другой. Продолжалось с 1946 г. по рубеж 90-х. получило название «холодной войны», поскольку в отличие от «горячих войн» осуществлялась экономическими, идеологическими и политическими методами.


        Подводя итоги, выделим характерные черты понятия «холодная война»:
        1) Гонка вооружений.
        2) Создание образа врага.

        4) Военные конфликты.
        3) Раскол мира

        Работа с картой: посмотрите на документ №2(см. приложение) - отметьте на карте страны, входившие в противоборствующие блоки – мир стал биполярным (две мировые системы - капиталистическая и социалистичекая.)

        IV. Задание по карте: красным цветом зарисовать страны «социалистического лагеря», а синим цветом «капиталистического лагеря». Сделать выводы! ОТ ГРУПП ПО 1 ЧЕЛОВЕКУ РАБОТАЮТ У НАСТЕННОЙ КАРТЫ: КРЕПЯТ РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФЛАЖКИ. Сравнивают работу групп.

        НАТО

        1949 г.
        ОВД

        1955 г.
        США
        СССР
        Великобритания
        Болгария
        Франция
        Венгрия
        Бельгия
        ГДР
        Италия
        Польша
        Канада
        Румыния
        Нидерланды
        Чехословакия
        Люксембург
        Албания (до1962 г.)
        Норвегия


        Исландия


        Португалия


        Греция


        Турция


        ФРГ


        Испания


        Дания


        МИР стал биполярным!

        V. СЛОВАРЬ УРОКА. Методы ведения «холодной войны» (называют самостоятельно учащиеся по группам, отвечая на вопросы, можно использовать «конверты помощи» с информацией):

        1 группа. Создание биполярного мира. Во главе со сверхдержавами

        Как назывался мир, в котором активно развивалась борьба за лидерство между двумя сильнейшими мировыми лидерами? (биполярный мир) А как назывались государства в 40-80-х годах, обладавшие ядерным оружием и мощным военно-промышленным комплексом, а также противостоявших в «холодной войне»? (сверхдержава).

        2 группа. Создание военно-политических блоков

        Как назывались объединения Западных государств с целью создания единой экономической и военной политики? (военные блоки) Какие военно-политические блоки были созданы в Европе в период «Холодной войны»? (1949 г НАТО, 1955 г Варшавский договор)

        3 группа. Участие в локальных войнах

        Как называются войны, охватывающие относительно небольшое число государств и ограниченный географический регион? (локальные войны).

        4 группа. Проведение политики сдерживания.

        Как называлась политика сверхдержав, целью которой было удержать противника от распространения своей идеологии, политики, власти. (политика сдерживания) . Доктрина Трумэна. «План Маршалла».
        В 1947 г. была разработана доктрина Трумэна – программа мер по «спасению Европы от советской экспансии».Одним из проявлений нового курса США стал план Маршалла. Цель доктрины Трумэна – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии ( доктрина сдерживания социализма) ; заставить СССР уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма) .
        Содержание доктрины Трумэна:
        -  широкомасштабная экономическая помощь европейским странам;
        - создание военно- политического блока;
        - размещение вблизи советских границ сети военных баз США (Греция, Турция);
        - поддержка внутренней оппозиции в странах Восточной Европы;
        - при  необходимости использование вооруженной силы.
        План Маршалла – ( по имени госсекретаря США) – оказание помощи странам Европы.
        VI. Итоги. Подводят самостоятельно учащиеся на основе услышанного материала на уроке. Чем же опасна холодная война?
        «Холодная война» продолжалась с 1946 по 1991 год, практически до распада СССР. обзорно этапы холодной войны, как перспектива дальнейшего изучения проблем международных отношений).


        КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА? – видео О ГОНКЕ ВООРУЖЕНИЙ И О ТЕРРАКТЕ 11 СЕНТЯБРЯ В США!

        УЧИТЕЛЬ: «Холодная война» серьезно повлияла на внутреннюю жизнь государств. Черно-белое видение мира порождало чувство настороженности по отношению к внешнему миру и создавало тягу к искусственной внутренней сплоченности перед лицом внешнего врага. Холодная война заставила направить колоссальные средства на вооружение. Эта гонка породила и невиданные научные открытия. Она обескровило советскую экономику, и снизила конкурентоспособность американской. Соперничество СССР и США с одной стороны облегчило народам колониальных и зависимых стран борьбу за независимость, но с другой, превратило этот зарождающийся «третий мир» в арену бесконечных региональных и локальных конфликтов за сферы влияния. «Холодная война» оказала глубокое и многогранное воздействие на послевоенную мировую историю.

        Рефлексия: Есть выражение, что все находится в руках человека. Я предлагаю вам макеты для создания плаката по теме урока.

        https://www.kvnsamara.ru/images/ruki.jpg
        Домашнее задание: Ответить на проблемный вопрос: «Была ли, на ваш взгляд, «холодная война» неизбежным следствием итогов Второй мировой войны, или существовала иная альтернатива развития международных отношений во второй половине XX века»?

        или как вариант: Заполнить «Рабочий лист» по теме урока.

        Рабочий лист к уроку

        Тема: «Холодная война»
        Речь Уинстона Черчилля была обнародована _________________ года, в городе _____________________.
        Её суть заключается_________________________________________

        ___________________________________________________________
        ___________________________________________________________

        Речь Гарри Трумэна была обнародована_________________года.

        Она стала ______________ внешней политики государства.

        План Маршалла это__________________________________________

        ___________________________________________________________

        Какая организация была создана 25.01.1949 года с целью объединения экономики социалистических стран, ее назвали «_________________

        ___________________________________________»
          Это событие считают апогеем «холодной войны»_________________
          ______________________________________________________________

          Что является символом?___________________________________________

          «Железный занавес» в Азии, что это такое?__________________________

          ______________________________________________________________

          Какая организация была создана 4 апреля 1949 году? Что стало её символом?________________________________________________________

          __________________________________________________________________

          Какой военный блок социалистических стран стал противовесом НАТО?

          ______________________________________________________________
          признаки, отражающие сущность «холодной войны»:

          ________________________________________________________________
            Что такое «холодная война»?
            ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Эссе на тему: «Была ли, на ваш взгляд, «холодная война» неизбежным следствием итогов Второй мировой войны, или существовала иная альтернатива развития международных отношений во второй половине XX века?»

        Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

        перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей