Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

В мире музыки. Наглядное пособие для педагогов учреждений обеспечивающих получение дошкольного образования, родителей


НазваниеНаглядное пособие для педагогов учреждений обеспечивающих получение дошкольного образования, родителей
Дата24.09.2019
Размер1.11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаВ мире музыки.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипНаглядное пособие
#63600
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5
Серия Мир детства»
О.Н. Анцыпирович ОН. Зыль
В мире музыки
Учебное наглядное пособие для педагогов учреждений обеспечивающих получение дошкольного образования, родителей
Рекомендовано
Научно-методическим учреждением Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь
М инск Вы ш эй ш ая школа УДК 3 7 2 .3 .0 3 6 :7 8
ББК 7 4 .1 0 2 А Серия основана в 2005 г.

Р е цензе н ты кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики преподавания искусства Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка Т.П. Королёва; методист по музыке отдела по методике работы с одаренными детьми Минского государственного городского института повышения квалификации и переподготовки кадров образования НИ. Расторгуева

Анцы пирович, ОНА 7 4 В мире музыки учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дош к. образования родителей ОН. Анцыпирович, ОН. Зыль. - Мн Выш. шк с. - (Серия Мир детства»).
18ВК 9 8 5 -06 -116 2-6 Пособие входит в серию Мир детства. Включает игры для интеллектуального развития детей средствами музыкального искусства. Содержит методические рекомендации и набор игровых карточек.
Для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, родителей.
УДК 372.3.036:78
ББК 74.102
18ВН 985-06-1162-6
© Анцыпирович ОН, Зыль ОН, 2005
© Издательство «Вышэйшая школа, 2005
ОТ АВТОРОВ
Уваж аемые педагоги и родит ели!
Учебное наглядное пособие В мире музыки входит в серию развивающих игр Мир детства, предназначенных для работы с детьми в дошкольном учреждении и дома.
Предлагаемое пособие предназначается для организации игровой деятельности дошкольников, направленной на интеллектуальное развитие детей 4 - 5 года жизни средствами музыкального искусства, в дошкольном учреждении ив семье.
В пособие включены игровые задания и игры, связанные единым сюжетом и действующими лицами - персонажами сказки Теремок, героями других знакомых детям сказок. Присутствие любимых детьми персонажей и варьируемый по усмотрению как взрослого, таки самого ребенка сюжет побуждает детей к проявлениям творческой активности.
Весь игровой материал пособия объединен в отдельные тематические блоки, что позволяет решать схожие задачи музыкального и интеллектуального развития ребенка, а использование наглядного материала - привлекать непроизвольное внимание дошкольников, поддерживать их интерес к выполнению игровых заданий.
В каждом блоке присутствуют игровые задания и игры, ориентированные на создание условий для формирования у дошкольников представлений о различных музыкальных явлениях. Даже наиболее простые, направленные на развитие музыкально-сенсорных способностей игровые задания и игры будут формировать у детей первоначальные представления о свойствах музыкальных звуков - их высоте, длительности, силе, тембровой окраске, побуждать малышей к сравнению, сопоставлению этих характеристик, их моделированию. Другие игры потребуют от ребенка усилий по дифференциации воспринимаемой музыки, будут развивать при этом его образное и ассоциативное мышление, способность к анализу, навыки выделения существенных признаков, сравнения, обобщения классификации. При выполнении игровых заданий и вовремя игр дошкольники будут иметь возможность проявить себя в разных видах детской музыкальной деятельности - восприятии, пении, музицировании, песенном и инструментальном творчестве.
Работа с пособием потребует активности и заинтересованности не только от малышей, входящих в Мир музыки, но и от взрослого участника игры - музыкального руководителя, воспитателя родителя. Не только объяснение игровых правил, но и участие в игровых действиях в роли одного из персонажей, коррекция хода игры и ее сюжета, стимулирование творческих проявлений и активности, поощрение успехов детей должны стать ПРАВИЛАМИ ИГРЫ для вас, взрослые
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И РОДИТЕЛЕЙ
М УЗЫ КАК А К СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Значение музыкального искусства в развитии эмоциональной сферы человека общ епризнано и кроется в самой природе музыкального искусства, содержанием которого являются чувства настроения, эмоциональные состояния. Влияние музыки на интеллектуальное развитие предстает в более скрытом виде, что не давало оснований оценить это влияние на протяжении многих веков существования человеческой цивилизации и культуры.
Современные взгляды нам узы ку как эффективное средство развития интеллекта основываются на рассмотрении музыки как семиотической (знаковой) системы, в процессе познания многозначности языка которой происходит формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, что ставит музыку на одну ступень с другими семиотическими системами
и подтверждается в экспериментальных исследованиях наличием корреляции (связи) между уровнями развития музыкальных лингвистических и математических способностей человека.
Особенностью влияния музыки, как и искусства вообще, на развитие личности человека является некоторая отсроченность в получении результата, необходимость продолжительного общения с искусством, превращающего Человека Цивилизации в Человека Культуры. Однако такое направление, как формирование общ емы слительных умений и навыков в процессе знакомства с все более и более обобщенными структурными компонентами музыкального языка, и, соответственно, формирование представлений человека об этих компонентах видится возможным уже в процессе первоначального знакомства с музыкальным искусством - в период дошкольного детства. Это, с одной стороны, позволяет говорить об универсальности музыки в развитии интеллектуальных способностей ребенка, ас другой стороны, неизбежно приводит к необходимости познания специфики музыки как искусства.
М узыка, прежде чем стать для ребенка дошкольного возраста объектом эстетического восприятия, должна стать для него осознанными осмысленным объектом, что предполагает познание ребенком средств музыкальной выразительности, музыкальных форм, жанров и т.д. Учитывая то, что процесс познания протекает в формах чувственного познания и абстрактного мышления, значительную роль в процессе первоначального познания музыки, несомненно, играют сенсорные процессы связанные с восприятием и
воспроизведением дошкольником отдельных свойств музыкального звука, причем внимание педагога к развитию музыкально сенсорных способностей должно быть тем весомее, чем меньше возраст ребенка. Музыкальный звук как художественное явление обладает следующими качествами высотой, силой, длительностью, тембром. Соответственно у ребенка дошкольного возраста развиваются способности к восприятию и воспроизведению высоты, силы, длительности и тембра.
Непосредственными задачами музыкально-сенсорного воспитания дошкольников являются формирование слухового внимания, а также представлений о контрастных исходных звуковых соотношениях стимулирование привычки вслушиваться в разнообразные звуковые сочетания.
В обучении следует использовать метод тактильного, аудиаль-
ного и визуального обследования музыкального звучания.
В процессе решения этих задачу дошкольников на специфическом материале формируются навыки анализа, синтеза, сравнения обобщения, классификации, те. осуществляется непрерывная мыслительная деятельность дошкольников, происходит развитие таких свойств ума, как гибкость, широта, быстрота, креативность.
Накопление и закрепление представлений дошкольников освой bbствах звуков позволяет более осознанно воспринимать музыку, выделяя в ней средства выразительности, что является результатом обобщения представлений о высоте, длительности, силе и тембре звуков и выражается в осознании лада, ритма, динамики и тембровой окраски в более сложных звуковых построениях - мелодии, музыкальной фразе, отображающих музыкальный образ. Этот этап познания закономерностей музыкального языка позволяет формировать представление о значении каждого знака в семиотической системе, которой является музыка, причем неоднозначность каждого из этих знаков, зависимость эмоционально-логического прочтения их значения от общего контекста и использования других знаков - средств выразительности создает предпосылки для развития дивергентного мышления, комбинаторных способностей ребенка. Как и различение свойств звуков в их простейших сочетаниях, таки сложные сенсорные акты, подразумевающие эстетически окрашенные музыкальные переживания, предполагают сложную многоуровневую работу сознания, активное включение бессознательных механизмов мышления, что напрямую связывает их с интеллектуальным развитием дошкольника.
Поскольку восприятием музыкальных звуков и их сочетаний управляет перцептивная установка (те. связанная с восприятием представляющая собой систему настройки анализаторов, концентрирующих внимание и активизирующих память, в результате повторяющихся звуковых воздействий формируются мыслительные представления, отражающие совокупность константных свойств музыкальных звуков и их более сложных сочетаний, что в дальнейшем способствует образованию еще более обобщенных моделей, играющих важную роль в узнавании, сравнении, анализе музыкальных явлений.
Если вычленение из звучащего потока и запоминание константных признаков музыки соотносится со стадией формирования перцептивных действий (связанных с непосредственным восприятием) в развитии музыкального восприятия, то сформированность представлений слушателя дошкольного возраста об определенных моделях - жанре (песня, танец, марши их внутрижанровые разновидности, ладе (мажорная и минорная окраска, форме музыкального произведения (двухчастная, трехчастная, куплетная, стиле соотносимом ребенком с эпохой или национальной принадлежностью музыки) - показатель овладения ребенком стадией образования эстетических моделей. Достижение этой стадии является целью формирования музыкального восприятия ребенка к концу дошкольного возраста. Наибольшей (из доступных ребенку дошкольного возраста) степени обобщения всех языковых закономерностей звучащей музыки, актуализирую щ их развитие музы
кально-языковой способности, требуют представления ом узы ­
кальном стиле (стиль эпохи и национальные стили).
В практике музыкального воспитания дошкольников организация работы по ознакомлению со свойствами музыкальных звуков средствами выразительности, музыкальными жанрами и формами, музыкальными инструментами, стилями осуществляется в рамках музыкально-образовательной деятельности дошкольников, являющейся одним из видов детской музыкальной деятельности наравне с восприятием, пением, музыкально-ритмическими движениями, музицированием и музыкальным творчеством. Основываясь на признании игры как ведущего вида деятельности дошкольника и универсальности ее как методам узы кального воспитания, с учетом выделенных направлений, связанных си н телл ек туал ьн ы м развитием дошкольника, представляется возможным определить следующее содержание работы формирование представлений о свойствах музыкальных звуков формирование представлений о средствах музыкальной выразительности как о средствах воплощения музыкального образа формирование представлений о музыке в обобщенных эстетических м оделях.
При этом необходимо отметить, что процесс формирования указанных представлений будет происходить только при активном взаимодействии взрослого и ребенка, в ситуации, когда взрослый выступает в роли активного участника в процессе развития ребенка, создающего оптимальные условия для интеллектуального развития дошкольника средствами музыкального искусства.
В соответствии с возрастными возможностями дошкольников четвертого и пятого года жизни указанные направления реализуются в данном пособии в следующих играх и игровых заданиях (табл. 1).
Направления формирования представлений о музыкальных явлениях
Тип игры
Музыкаль­
ные
явления
Возраст
3 -4 года -5 лет
ш Ква й
« к й к к Ч
М
м УС м 3 3
| я й га о щ О. и Д
^
1 1 8
«
«
" чан и °
Длитель­
ность
Высота
«Баш мачки», Музыкальный
-
магазин»
«Узнай инструмент Где мое место- К топриш ел ?», Первая гроза Журавли улетают»
«Прогноз погоды », Музыкальное эхо Музыкальные
прятки»
«Пчелка и цветы Лягушонок и кувшинки Сосульки Листопад
«Карусель»
«Построй мосточек Цветочная клумба Лужи на дорожке Весенний сад », ..... Позови друга Чья вещь Ритмическое
домино»
«Три голоса Между небом и землей Качели Едем с горки»
«Л есенки настроения, Снеговики Весенняя песенка ласточек а Л й & я и о 8 ё& сб о В *

*• & ф
&3Р4
Л К
о о КА Ч ой со
С
0
Он
й- ч м
0,38
о о о М
Регистр
Тембр
Динамика
Темп
«Музыкальная мозаика»
Ритм
Лад
к
3
а
сЗ
4 со
•й ° во Л л
р-1 и
К км со Й х К
3 Ц И И ч
я в 8 а
Щ
К
О.Й О Ом- Л О
°
& о ^
« § и й ч & а § ЧК й КН й а


®
Стиль
Форма
Ж анр
«Три окошка»
«Определи форму»
«Музыка друзей Галереям узы каль­
ны х загадок
Весь игровой материал представлен в виде тематических блоков (разделов) в соответствии с направленностью на развитие определенных групп способностей и связанных сними представлений, знаний, умений ребенка. Внутри каждого раздела последовательность игр определяется степенью сложности от простого к сложном у.
Н екоторые игровые задания или отдельные этапы их выполнения отмечены знаком означающим повышенную трудность задания. Такие задания могут использоваться в работе с детьми более старших возрастных групп, нежели изначально рекомендовано. Малыши могут возвращаться к их выполнению после успешного выполнения схожих сними игровых заданий в других тематических блоках. Многие игровые задания рассчитаны на индивидуальную работу с ребенком , но большинство игр предполагает участие группы детей из 4 - 6 человек.
Основой для проведения игр и выполнения игровых заданий является иллюстративный материал. Он включает в себя) декорации, являющиеся своеобразным игровым полем Каждая из декораций состоит из трех частей (листов, которые посредством сгибания, сборки или. склеивания создают объемную картину. Одна из декораций (В теремке) изображает внутреннее убранство теремка, четыре декорации Золотая осень, Зимние забавы », Весна пришла, Веселое лето) - фасад теремка и элементы дворового окружения в разные времена года) графические модели на декорациях, представляющие собой графические изображения, которые и являются основным наглядным материалом к некоторым играми игровым заданиям например таким, как Сосульки, Горки, Цветочная клумба Лягушонок и кувшинки и др) комплекты разрезного материала и графические основы
/ р для-'использования рааразиего материала, расположенные на декорациях. Например, для игры Три окошка используется графическая основана декорации Золотая осень - прорезанные в фасаде теремка окошки с наклеенными с обратной стороны кармашками - и комплект из трех картинок с изображениями спящего мышонка, марширующего с барабаном зайца и танцующей лисы, которые вставляются в кармашки. Для игры Весенняя песенка ласточек используется графическая основана декорации Весна пришла — заборчик с прорезями — и комплект разрезного материала с силуэтными изображениями ласточек, элементы которого могут располагаться в прорезях основы. Аналогично используются
графические основы и разрезной материал и В некоторых других играх и игровых заданиях (Галерея музыкальных загадок, Лужи на дорожке, Пчелка и цветы, Музыкальные прятки Листопад и др
4) динамические (двигающиеся) модели и графические основы для их использования- расположенные на декорациях прорези . Этот вид иллюстративного материала используется в играх и игровых заданиях, где необходимом оделировать изменения звучаниям узы ки (ее силы , ладовой окраски, темпа Например, в игре Снеговики (вариант 1) используется графическая основа — прорези на декорации Зимние забавы - иди нам ическая модель Снеговики, в игре Первая гроза - графическая основа - прорези на декорации Весна пришла- иди нами ч еск ая модель Тучи. Аналогичным образом используются динамические модели в играх Качели, Журавли улетают. В игре Лесенки настроения кроме графической основы иди нами ческой модели Солнышко необходима объемная пяти ступен ная лесенка. В игре Карусель используется только динамическая модель (без графической основы) игровые карты и комплекты карточек для организации игр, не требующих использования декораций. Это материал к играм Чья вещь, Ритмическое домино, Прогноз погоды Музыкальный магазин, Узнай инструмент, Где мое место Музыка друзей) плоскостные Фигурки игровых bперсонаж ей медведь, волк лиса, зайка, лягушонок, мышка, пчела, курочка, петушок, Золушка, Железный Дровосек, Буратино.
П одготовленны й к работе игровой материал (вырезанные игровые карты и карточки вырезанные и склеенные силуэты игровых персонажей, динамические модели) в совокупности с декорациями и расположенными на них графическими моделями и графическими основами будет представлять собой своеобразные тематические блоки (табл. Использование игрового материала данных блоков может быть приурочено к соответствующему времени года. Для организации некоторых игр потребуются только персонажи (Позови друга Кто пришел, Музыкальное эхо, а игровые действия могут происходить на фоне любой из декораций.
Отдельные игры не предполагают использование наглядности из указанных тематических блоков, игровой материал для них представлен по типу лото (Чья вещь, Музыкальный магазин, Узнай инструмент, Где мое место, Музыка друзей домино (Ритмическое домино, мозаики (Музыкальная мозаика. Образец игрового материала Музыкальной мозаики представлен в Приложении данного пособия нас. Игровой материал может быть дополнен другими элементами и изготовлен самостоятельно из бумаги разной фактуры, цвета и т.д. Также самостоятельно необходимо изготовить набор геометрических фигур для игры Определи форму, подставки-опоры для плоскостных фигурок персонажей, призовые фишки о
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей