Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтени... Нарушение процесса овладения чтением у школьников


НазваниеНарушение процесса овладения чтением у школьников
АнкорЛалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтени.
Дата15.09.2017
Размер0.93 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтени...doc
ТипДокументы
#11933
страница5 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ.

Умственно отсталый ребенок в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормальный школьник. Однако умственно отсталый ребенок проходит их гораздо медленнее (Г. Я. Трошин, М. Ф. Гнездилов). По данным Г. Я. Трошина, эти дети овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем дети в норме. У умственно отсталых ступени обучения чтению растягиваются во времени и промежутки между ними более продолжительны. Вследствие этой замедленности каждая из ступеней получает наиболее полное и отчетливое выражение. Если у учащихся массовой школы процесс овладения чтением протекает настолько быстро, что отдельные ступени бывают стертыми, то в процессе формирования навыка чтения у умственно отсталого каждая ступень легко обозрима.

Характерным для этих детей является то, что один и тот же ребенок пользуется как примитивными, так и более совершенными способами чтения, что зависит от характера читаемого материала.

Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова).

Так, усвоение букв представляет большую трудность для этих детей: из-за недоразвития фонематического восприятия, неумения различить оппозиционные звуки, несформированности пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Особенно сложным для них является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется, прежде всего, на основе четкого представления о звуковой структуре слогов. Как показывают многие исследования, функция фонематического анализа формируется у умственно отсталых школьников с большим трудом. Сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге.

У умственно отсталых детей в процессе чтения слов, вследствие недифференцированности восприятия, почти не существует доминирующих букв. Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое, в слово, а способность звуко-слогового синтеза у этих детей снижена, что обусловливает замедленное узнавание и понимание прочитанного слова.

Еще большие затруднения вызывает у них чтение и понимание предложений и текста.

Существуют различные точки зрения о том, какую роль играют в процессе чтения смысловые догадки. Так, Г. Я. Трошин отмечает, что у умственно отсталых гораздо чаще наблюдается чтение слов по догадке, чем у нормальных детей. По мнению же М. Ф. Гнездилова, смысловые догадки в процессе чтения проявляются у умственно отсталых детей очень слабо.

Оба автора указывают на большое количество, по сравнению с нормальными детьми, ошибок в процессе чтения.

В методике и практике вспомогательной школы учитываются указанные особенности овладения процессом чтения. Букварный период во вспомогательной школе занимает более длительный отрезок времени. Если в массовой школе букварный период заканчивается в декабре, то во вспомогательной школе он продолжается до конца учебного года, а иногда усвоение букв продолжается и во II классе. Несмотря на такую длительность букварного периода, не все умственно отсталые дети овладевают навыком чтения слов, предложений по букварю. Среди школьников I - II классов вспомогательных школ отмечается большое количество со специфическими стойкими нарушениями чтения, дислексиями. Так, по данным К. Аверино-Жакке, почти у 70% детей с умственной отсталостью в степени средней дебильности обнаруживаются дислексии. По нашим данным, у 62% учеников первых классов вспомогательной школы отмечаются нарушения чтения. Во вторых классах 25% детей имеют дислексии. Таким образом, во вторых классах нарушения чтения встречаются в 2,5 раза реже, чем в первых. Но все же и во вторых классах довольно большое количество детей в процессе чтения делают специфические стойкие ошибки. Следует отметить, что часть учеников I класса с выраженными дислексиями остается в I классе повторно, поэтому во II класс попадают дети лишь с нередко выраженной дислексией. Это отчасти объясняет большую разницу в количестве нарушений чтения в первых и вторых классах вспомогательной школы.

СИМПТОМАТИКА ДИСЛЕКСИИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ . (Вопрос о симптоматике и характере нарушений чтения у умственно отсталых детей излагается по материалам наших исследований, проведенных в 1968 - 1970 гг.).

У умственно отсталых детей с дислексиями ошибки в процессе чтения многочисленны и разнообразны по своим проявлениям. Отмечаются ошибки как при назывании изолированных букв, так и ошибки при чтении слогов, слов, предложений и текста.

ОШИБКИ ЧТЕНИЯ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У УЧЕНИКОВ I КЛАССА.

У учеников I класса при усвоении букв могут быть следующие нарушения:

1. Полное незнание букв.

2. Называние букв несоответствующими сочетаниями звуков (буква а называется уо и т. п.), словами, начинающимися с соответствующих звуков. Например, буква к называется кошка, д - дом, буква буква ё-ёжик.

3. Незнание большого количества букв. Исключение составляют буквы, обозначающие гласные и некоторые длительные согласные звуки.

4. Замены сходных по начертанию букв (т - г, в - б, п - н, т - н и т. д.); обозначающих звонкие и глухие согласные звуки (з - с, б - п, д - т. Коза читается как "коса", бочка как "почка", таскает как "даскает", моет как "моед").

5. Недифференцированные замены букв, например д - г, ы - о, х - к.

При чтении изолированных слогов могут быть следующие ошибки:

1. Побуквенное чтение слогов без последующего слияния (слог ба читается как "б, а"); с последующим слиянием звуков (са читается "с, а-са", ну - "н, у-ну"),

2. Замены слогов другими слогами, отличащимися лишь гласными звуками, при этом слоги читаются слитно (ро читается как "ру", но - как ну", жу - как "жа"), замены слогов слогами с гласным а, при этом согласный звук слога воспроизводится правильно (жу читается как "жа", ро - как "ра", ну - как "на", зы - как "за").

3. Замены согласного звука в слоге. Гласный звук воспроизводится правильно, слоги читаются побуквенно с последующим слиянием, все буквы читаемого слога называются правильно. Однако при последующем слитном их воспроизведении согласный звук слога заменяется. Так, например, слог ру читается как "р, у-ну", ду как "д, у-бу", ха - как "х, а-на". Замены звуков носят недифференцированный характер.

Аналогичное искажение читаемых слогов встречается и у детей в норме, которые читают слоги сразу слитно. Как и в предыдущем случае в процессе чтения слога производятся недифференцированные замены согласных. Так, например, то читается как "го"; па - как "ба"; ру - как "ну"; ха - как "на".

4. Замены слогов с твердыми согласными слогами с мягкими согласными звуками. Например, слог ру прочитывается как "рю", ро - как "рё", ту - как "тю".

При чтении слов наблюдаются следующие нарушения:

1. Побуквенное чтение слогов в слове с последующим слиянием их воспроизведения (р'у-ру, к'а-ка). Прочитанное таким способом слово осмысливается.

2. Побуквенное чтение слов с последующим снятием, но без их осмысления. В этих случаях прочитанное слово не соотносится с его значением. Так, мыло читается сначала побуквенно, затем слитно. Однако на вопрос "Что им делают?" ребенок не дает ответа. При повторении же слова педагогом слово осмысливается, и ребенок правильно отвечает и находит соответствующую картинку. Правильно прочитанное слово ребенок не сразу может соотнести со словом устной речи, а потому и не осмысливает его.

3. Слоговое чтение и понимание только простых фонетически слов, т. е. слов, состоящих из двух открытых слогов или из одного закрытого слога (рама, дом).

4. Слово читается правильно, но воспроизводится повторно как один бессмысленный слог, включающий звуки данного слова (каша читается сначала как "ка-ша", затем воспроизводится повторно как "шу"; Шура, прочитанное слоговым способом "Шу-ра", затем повторяется как слог "ру").

5. При чтении слов первый слог читается правильно, второй же заменяется слогом, не соответствующим напечатанному (дает прочитывается как "да-рит". В односложных словах искажается конец слова: слово пьет читается как "пьере").

6. Не читается конечная согласная слова (шар прочитывается как "ша"), конечная гласная: Луша - как "Луш", вода - как "вод".

7. В словах, как и в слогах, твердые согласные заменяются мягкими. Вместо петух читается "петюх", вместо лужок - "люжок".

8. В конце слова после согласного добавляется гласный звук: вот читается как "вота".

9. Пропуски согласных при их стечении (кукла читается как "кула", ест - как "ет" или слово заменяется другим, более простым: лампа читается как "лапа", ствол - как "стол").

10. Добавления гласных звуков между согласными при их стечении: пасла дети читают "пасала", таскали - "тасакали".

11. Перестановки звуков в обратных слогах: арбуз дети читают как "рабуз", утка - "тука", дает - "дате", ослик - "солик", ест - "сет".

12. Неустойчивое искаженное прочтение слова, когда неправильно воспроизводится читаемое слово и заменяется другими словами или звукосочетаниями, сходными по звуко-буквенному составу: шкаф сначала читается как "шапка", затем - как "шакал", ест - как "сет", "сесу".

13. Замедленное чтение, когда забываются звуки и слово воспроизводится искаженно: капуста - "пуста".

14. Побуквенное чтение слогов слова без последующего слияния: называются буквы, составляющие слово, само слово не осмысливается.

15. Побуквенное чтение с хорошим пониманием прочитанного (петух - воспроизводится как "и, е, т, у, х", но слово правильно соотносится с картинкой).

16. Побуквенное чтение с последующим слитным воспроизведением, но не адекватное напечатанному, а лишь содержащее некоторые звуки, входящие в состав предъявленного слова. Так, лыжа после побуквенного его прочтения воспроизводится как "жаба", "шалаш" или "лужа".

17. Перестановки слогов при воспроизведении слова, прочитанного побуквенно (мыло - "м, ы, л, о - ломы").

18. Замены слова при чтении бессмысленными сочетаниями, включающими звуки предъявленного для чтения слова (таскали- "тасик"; утка - "ухта". При этом прочитанное слово не соотносится с его значением); замены слова другими словами, сходными по звуко-буквенному составу (шкаф - "шапка").

19. Затруднения в осмысливании правильно прочитанных слов. В этом случае слово узнается лишь после многократного его повторения.

При чтении предложений и текста отмечаются следующие ошибки:

1. Замедленное и искаженное воспроизведение читаемого, вследствие чего нарушается понимание прочитанных предложений.

2. Побуквенное чтение при хорошем понимании читаемого текста.

3. Затрудненное понимание текста при послоговом способе чтения, при технически правильном.

4. Неправильное воспроизведение прочитанных предложений при послоговом чтении. При повторном чтении предложения дети воспроизводят лишь последнее его слово.

ОШИБКИ ЧТЕНИЯ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У УЧЕНИКОВ II КЛАССА.

1. В результате несформированности синтеза слогов в слово невозможность чтения слогов и слов при усвоении всех букв.

2. Побуквенное чтение с правильным слитным последующим повторением слов и с хорошим пониманием прочитанного.

3. При побуквенном чтении прочитанное слово в предложении не соотносится с его значением, при повторении заменяется другим словом, в какой-то степени сходным по звучанию (со скамейки повторяется как "хозяйки", слезть - "есть", под дождем - "костюм" и т. п.).

Таким образом, слово, которое зрительно воспринято правильно, искажается при воспроизведении.

4. Наблюдаются замены слов другими:

а) словами, не сходными по буквенному составу (дети - "домики");

б) словами, сходными по буквенному составу, родственными словами или формой одного и того же слова (шарф - "шкаф", не жми - "не жмись", следи -"сидит", зима - "зимняя", со скамейки - "со скамейкой" и т. п.).

5. Вставки согласных звуков (весь - "весть").

6. Добавление гласного звука между двумя согласными при стечении (птицы - "потицы", кормила - "коромила").

7. Опущение конечной гласной (за грибами - "за грибам").

8. Перестановки звуков (взяла - "звяла", ниточки - "ниточки", дверь - "древерь").

9. Замены гласных при чтении (рожок некоторые дети читают как "ружок", другие - как "рожук").

10. Взаимные замены оппозиционных звуков, например, звонких и глухих (т и "д"; ф и "в"; б и "п"; ц и "щ"; ш и "щ"; щ и "ч"; пальто - "пальдо", одевается - "отевается", форточку - "фордочку").

11. Пропуски букв при стечении согласных, в результате чего происходит замена слова бессмысленными звукосочетаниями (ослик читается иногда как "осик", кормила - как "комила").

12. Нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу: слово со стечением согласных заменяется более простым фонетическим словом (ствол прочитывается как "стол", лампа - как "лапа").

Рассмотренные ошибки при чтении у учеников I - II классов вспомогательной школы, естественно, затрудняют или делают невозможным понимание прочитанного текста, предложения. Так, ученику I класса предлагалось в конце учебного года прочитать следующий текст:

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Этот текст ребенок воспроизвел следующим образом:

"Зайку борстила хозаика,
Паде дождием соталась заик,
Сто стакамеики слезт е мого,
Бес до неточеки промояк".

Прочитанный текст не соотносился со смыслом.

Затруднения в осмыслении прочитанного наблюдаются также при побуквенном способе чтения.

Нарушения смысловой стороны чтения наблюдаются не только I в случаях искаженного воспроизведения печатного текста. В ряде случаев при довольно хорошем техническом уровне чтения, даже при усвоении способа чтения целыми словами, некоторые дети не осмысливают прочитанный текст. В этом случае правильно прочитанное слово не соотносится в процессе чтения со словом устной речи. Интересен тот факт, что тот же текст, прочитанный или пересказанный педагогом, усваивается довольно быстро и правильно.

Таким образом, нарушения чтения у учащихся I - II классов вспомогательной школы можно представить в виде следующих типичных проявлений: 1) неусвоения букв; 2) побуквенного чтения; 3) искажения звуковой и слоговой структуры слова; 4) нарушения понимания читаемого.

Остановимся на распространенности и особенностях указанных проявлений нарушений чтения у учеников I - II классов.

Неусвоение букв. У умственно отсталых детей это нарушение выражается в разной степени: от неусвоения нескольких букв до 20 - 25 букв. В последнем случае усваиваются лишь буквы, обозначающие гласные (преимущественно а, о, у) и длительные согласные (ш, р, с, х и др.).

Усвоение различных букв алфавита неодинаково. Одни буквы усваиваются быстро и прочно, другие - с трудом. Реже встречаются нарушения в усвоении а, у, о, ы, м, ф; чаще - к, х, н, п, ж, б, в, з, и. Особенно трудно усваиваются д, т, г, е, причем в одних случаях буквы совсем не называются, в других - заменяются. Наиболее часты следующие замены: д - "л", х - "к", ж -"з", г - "т", г - "к", д - "у", ж - "ш", т - "г", д - "т", р - "л".

Замены г - "к", ж - "з", ж - "ш", д - "т", р - "л" можно объяснить фонетическим сходством звуков, которые обозначают эти буквы; г - "т", т - "г", к - "л" - сходством по графическому признаку; д - "л", х - "к" - сходством по нескольким признакам; д - "л" сходны не только графически, но и по артикуляции. Сходные графически буквы х и к обозначают звуки, сходные по звучанию и артикуляции.

Одни дети, не усвоившие букв, умеют читать слоги, иногда простые фонетические слова, состоящие из знакомых букв, другие - нет.

Неусвоение букв обнаружено у 51% учеников I класса и лишь 1,5% - II класса. У учащихся II класса уже сформирован стойкий образ звуко-буквы и соотнесение графического образа буквы с акустико-кинестетическими образами звука не вызывают у этих детей затруднений, за очень немногими исключениями. Количество букв, не усвоенных учащимися II класса, сравнительно невелико, 2 - 3 буквы. Часто в процессе чтения эти буквы все же трансформируются в звуки. Слова с буквами, которые не называются изолированно, часто прочитываются.

Побуквенное чтение. У умственно отсталых детей отмечаются разнообразные варианты побуквенного чтения. В одних случаях дети произносят раздельно простые слоги, нанизывая буквы и называя их поочередно (са читается как с, а без последующего слияния). В других случаях изолированно называют буквы, затем произносят слог (с, а - са). В ряде случаев дети могут соотнести со значением прочитанные побуквенно слова. Часть детей осмысливает целые предложения и тексты, прочитанные побуквенно.

Среди учеников I класса побуквенное чтение, по нашим данным, наблюдается у 49% детей с нарушениями чтения, во II классе - лишь у 26% детей.

Искажения звуковой и слоговой структуры слова при чтении. У умственно отсталых детей в процессе чтения отмечаются многочисленные искажения звуко-слоговой структуры слова, разнообразные по характеру.

В I классе, по нашим данным, искажения читаемых слов отмечены у 38% учеников. Во II классе искажения звуко-слоговой структуры слова выявлены у 10% учеников.

Распространенность отдельных форм искажений слов в I и II классах различная.

В I классе:

1) замены звуков в словах (при правильном назывании изолированных букв) (лиса - "ниса");

2) перестановка звуков (утка - "тука", арбуз - "рабуз");

3) замены читаемого слова другим словом либо асемантичным звукосочетанием (шкаф - "шапка", марка - "рака");

4) пропуски согласных при стечении (кукла - "кула", лампа - "лапа", "лама");

5) вставки гласных в середине слова между согласными при их стечении (пасла - "пасала", кукла - "кукала");

во II классе:

1) замены слов другим словом или асемантичным звукосочетанием;

2) перестановка звуков;

3) замены звуков в словах;

4) пропуски согласных при стечении.

Количество искажений звуко-слоговой структуры слова в I классе гораздо больше, чем во II. Во II классе почти отсутствуют такие формы искажений, как пропуски согласных при отсутствии их стечения, пропуски гласных, перестановки слогов в слове. Меняются и количественные соотношения различных форм искажений слова, встречающихся и в I, и во II классе. Так, в I классе самыми распространенные являются замены звуков в словах. Во II классе - замены слов другими словами. Этот факт подтверждает в какой-то степени усиление роли догадки на более высоких этапах формирования навыка чтения. Ошибки искажений структуры читаемых слов являются наиболее распространенными среди всех других ошибок как в I, так и во II классе.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей