НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
Письмо
Чтение
А графия дискалькулия
дизорфография
Дисграфия. Определение. Симптоматика.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.
Дисграфия – стойкая неспособность овладеть навыком письма по правилам графики, не смотря на достаточность интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха. (А.Н. Корнев)
Дисграфия – это частичное нарушение навыков письма в следствие очагового поражения или дисфункции головного мозга (нейропсихологический подход).
Симптоматика дисграфии
Признаки дисграфических ошибок по Р.И. Лалаевой:
1. Стойкие, повторяющиеся, многочисленные
2. Специфические т.е. ошибки в словах, которые регулируются фонетическим принципом.
Типология ошибок: Замена букв, обозначающих оптически или графически сходные буквы. Замена букв, обозначающих акустически схожие звуки. Ошибка - нарушение фонематического восприятия.
Гласные - О-У
Согласные парные – Г-К, Д-Т, Б-П, Ж-Ш, З-С.
Смешение сонорных Р-Л.
Смешение по месту образования.
Способы образования: Смычные Щелевые Африкаты (Ч-Т, Ц-Т,Ц-С) Дрожащие Смычно-проходные Искажения звукобуквенной структуры слова - пропуски, перестановки, добавления. Искажения структуры предложения Аграмматизм на письме. Искажение буквы при записи. Классификация дисграфических ошибок по Корневу: Ошибки звукобуквенной символизации. Замена и смешение фонетически и оптически близких букв.
Ошибки графического маркирования синтаксической структуры предложения. Ошибки графического моделирования фонематической структуры слова (пропуски, перестановка, замены, добавления) Классификация по Садовниковой И.Н.
Уровни ошибок: Буквы и слога Слова Словосочетания и предложения I уровень. Ошибки на уровне буквы и слога.
Ошибки, отражающие трудности фонематического анализа. Пропуск Пропуск свидетельствует о том, что ребенок не выделил в составе слова всех его звуков. Перестановка Перестановки свидетельствуют, что ребенок не верно определил последовательность звуков (девча, чунал, зиам). Вставка (шекола, ноябарь) II уровень. Ошибки фонематического восприятия.
Смешения букв, обозначающих артикуляторно-акустически сходные звуки. Смешения букв указывает на то, что пишущий выделил определенный звук, но для его обозначения выбрал не верную букву (цапля-чапля, щенок-сенок, сом-сум, дом-том).
III уровень. Ошибки, обусловленные кинетическим сходством.
I уровень. Ошибки, обусловленные трудностями языкового анализа.
Ошибки связаны с неспособностью вычленить в речевом потоке устойчивые единицы.
И _ДУТ, НА _ЧАЛОСЬ, Б _РАТ, Д _ЛЯ. ДЕТ_ВОРА.
II уровень. Ошибки, обусловленные трудностями морфологического анализа и синтеза.
ЛЁ___- ЛЕД(И)ОК, МЁ__-МЕДОК, МЕДОВЫЙ.
III уровень. Ошибки на уровне словосочетаний и предложений. Ошибки, связанные с отсутствием обозначения границ предложения, либо с их произвольным обозначением. Несогласованность членов предложения в роде, числе и падеже. НАСТУПИЛО НОЧЬ, ВОРОНА ПЕРЕЗИМОВАЛО. МАША СОБИРАЛ ЯГОДЫ В ЛЕС.
– застревание. КООТ, КОТТ, У ДЕДА МОДОЗА, МАГАЗИМ.
– упреждение, предвосхищение определенного элемента.
НА ДЕВЕВЬЯХ, ДОД КРЫШЕЙ.
– слияние фрагментов. Обусловлена грубым нарушением звукового анализа.
ЛЕПТБАУ – лепят снежную бабу.
ШАР- ХАР - Ш-Ж-Х
ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Считается, что трудности в овладении письменной речи, а в дальнейшем дисграфия и дислексия возникают как результат сочетания трех групп явлений: Биологическая недостаточность мозга и мозговых систем. Задержка формирования функциональных систем, необходимых письменной речью. Условия среды т.е. социальные условия: Конституциональные предпосылки: Сложности в становлении латерализации (функциональной специализации полушарий ГМ). Наследственная отягощенность в нарушениях письменной речи. Неблагоприятные факторы пренатального, натального и раннего периода развития. Эти вредности приводят к энцифалопатическим нарушениям, могут приводить к различным неврологическим психоневрологическим синдромам, вызывают аномалии в развитии подкорковых структур и коры ГМ. СДВГ- синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
ММД – минимальная мозговая дисфункция.
Социальные факторы: Не соотнесённость с фактической «зрелостью» ребенка время начала обучения грамоте. Не соотнесённость с возможностями ребенка объема требований при овладении грамотой. Не соотнесенность с индивидуальными особенностями и потребностями ребенка методов и темпов обучения. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |