Нарушения голоса Канд. пед. наук, О.В. Елецкая О. Елецкая: логопедам: https://vk.com/eletskaya_olga olga_eletskaya@mail.ru
Строение речевого аппарата Периферический отдел произносительного механизма анатомически представлен речевым аппаратом. Речевой аппарат включает дыхательный, голосовой и артикуляторный (надставную трубу) отделы.
Голос звук, издаваемый человеком при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые складки вибрируют и создают звуковые колебания в проходящем через них воздухе. - Характерный для каждого человека тембр голоса приобретается в результате прохождения звуковых волн через резонаторы, роль которых выполняют окружающие гортань сверху и снизу воздухоносные полости: ротоглоточная и носовая сверху и трахея с крупными бронхами снизу.
Характеристики голоса
Нарушения голоса - это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата
Частота голосовых нарушений у взрослых (по материалам Ю.С. Василенко)
КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА
КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАРУШЕНИЯМ ГОЛОСА
Причины расстройства голоса несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса, а также правил общей гигиены, перенапряжение голоса, неправильная техника голосоподачи, снижение слуха. Глубокое изучение расстройств голоса возможно лишь при комплексном исследовании больных рядом специалистов. При этом первостепенное значение имеет обследование: клиническое (фониатрическое, отоларингологическое, неврологическое), логопедическое и психологическое. Рассмотрение расстройств голоса в медицинском, логопедическом и психологическом аспектах дает возможность более глубоко вскрыть природу дефекта и выработать наиболее эффективные пути и методы его преодоления.
Данные об основных расстройствах голоса у детей и подростков
Медицинский аспект классификации позволяет учесть: а) какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой); б) какой отдел анализатора нарушен (периферический или центральный); в) каков характер нарушения (расстройства органического или функционального характера).
Логопедический аспект классификации называет и вскрывает сущность того или иного расстройства голоса. Основные нозологические единицы: афония, дисфония, ложносвязочный голос, ринолалия и ринофония. Каждая из форм нарушений голоса своеобразно проявляется в виде расстройства высоты, силы, модуляций голоса и ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.
Своеобразие нарушения зависит от ряда факторов: степени нарушения, какой отдел анализатора пострадал, когда возникло нарушение, как комбинируется данное расстройство с речевым и т. д.
Качественная характеристика нарушений голоса
Психологический аспект классификации - учитывает влияние расстройства голоса на коммуникативную функцию речи ребенка, на особенности его личности. Наблюдается снижение коммуникативной функции речи в связи с трудностями общения при отсутствии или нарушении голоса.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА Н.Ф. Лебедева) (Ф.А. Иваневская, М. Зееман).
Чешский ученый М. Зееман отмечает, что гиперкинетическая дисфония развивается обычно лишь в том случае, когда к перенапряжению голоса присоединяются другие внутренние или внешние причины. К первым (внутренним) относится плохо поставленный голос, немузыкальность, конституционально неполноценные слизистые оболочки верхних дыхательных путей, асимметрия гортани и т. п. Аденоиды - это лимфатическая ткань в носоглотке детей 2-10 лет.
Увеличенные аденоиды Увеличенные аденоиды
Ларингит Ларингит
Тонзиллит Тонзиллит
Узелки на связках Узелки на связках
Предрасполагающим фактором для возникновения узелков у детей является гипотония мышц голосового аппарата, а также перенесенные инфекционные заболевания (грипп, ангина), операции горла, носа. Свежие узелки после нескольких дней молчания исчезают. Старые узелки лечат терапевтическим или хирургическим методом в сочетании с фониатрическими упражнениями. Клиническую картину этого нарушения дополняет расстройство фонационного дыхания — оно становится поверхностным, слабым, напряженным.
Основные меры профилактики и гигиены голоса не кричать (в детском саду, школе, в дыму, сырости, на ветру, на холоде), громко не разговаривать; необходимо периодически проходить осмотр у отоларинголога, вовремя лечить хронический тонзиллит и аденоиды; родители, воспитатели детских садов, педагоги в школах должны внимательно вслушиваться в голос детей и направлять их на консультацию к отоларингологу и логопеду. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |