Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Нейропсихологические причины школьной неуспеваемости


НазваниеНейропсихологические причины школьной неуспеваемости
Дата13.10.2019
Размер69.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаNieiropsikhologhichieskiie_prichiny_shkolnoi_nieuspievaiemosti.d
ТипДокументы
#64212
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Нейропсихологические причины школьной неуспеваемости
Нейропсихологические исследования показывают, что более чем у 70% детей дизонтогенез происходит в подкорковых и стволовых отделах головного мозга, ко­торые формируются внутриутробно или при рожде­нии и закладывают основу для всего последующего он­тогенеза. По результатам исследований Л.С. Цветковой, подавляющее большинство обследованных детей с дизонтогенезом средней степени тяжести составляют мальчики. Вместе с тем аналогичные проблемы у де­вочек выявляются более грубо.

С возрастом у ребенка маскируется та часть познаватель­ного дефицита, которая связана с недостаточностью межполушарных и подкорково-корковых связей. Многие из про­блем компенсируются за счет речевого опосредования, оставаясь несформированными. В этом случае симптомы это­го синдрома размыты и противоречивы.

Недостаточность развития речи, письма, чтения начи­нается не в школе, а еще во внутриутробном развитии и раннем младенчестве. Уже сам факт того, что ребенок не ползал или ползал по измененной схеме (назад, вбок и т.д.), может свидетельствовать о дизонтогенетическом развитии.

Считается, что под воздействием ритма сердца и дыха­ния матери у эмбриона к 5 месяцам внутриутробного раз­вития развиваются и миелинизируются нервные сети вес­тибулярного аппарата. Работа матери за компьютером, с электроприборами, неоновое освещение, алкоголь, куре­ние в этот период влияют на формирование ритмической модели ребенка. Младенцы, родившиеся без чувства внут­реннего ритма, не успокаиваются при ритмичном пока­чивании, «ворковании» или сосании соски. От этого они еще больше раздражаются. Употребление матерью алкого­ля влияет на рост нервных сетей в лобной доле мозга пло­да. Потом это может проявиться в таких симптомах, как снижение концентрации внимания, раздражительность ребенка, патологическая любовь к сладкому, гиперак­тивность, депрессии, аутизм.

Отставание в познавательной сфере неизбежно влечет за собой изменения в сфере интересов и потребностей, поскольку психическая жизнь, как и все в природе, стре­мится к заполнению пустоты.

В настоящее время специалисты отмечают резкое увели­чение числа детей с отклонениями в психическом разви­тии. 85% детей, рожденных после 1991 года, имеют нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений мозга (А.В. Семенович). Мозг таких детей работает за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях не приносят результатов.

Мозговые дисфункции возникают также в результате локальных повреждений головного мозга при патологии беременности и родов. Их развитие возможно при пора­жениях различных мозговых зон, так как высшие психи­ческие функции обеспечиваются одновременной совме­стной работой многих областей головного мозга. А.Р. Лурия отмечал, что «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть ло­кализованы в узких зонах мозговой коры или в изоли­рованных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление слож­ных психических процессов и которые могут распола­гаться в совершенно различных, иногда далеко сто­ящих друг от друга участках мозга».

В случае ранних очаговых поражений мозга специ­фические функции, благодаря высокой пластичности мозговых механизмов, могут компенсироваться. Такие перестройки происходят за счет деятельности других мозговых зон. Особенно ранима по отношению к ран­ним повреждениям мозга функциональная система вни­мания, опирающаяся на значительное число структур мозга. Другим значимым последствием раннего пора­жения мозга является нарушение миелинизации. Од­ной из причин возникновения синдрома дефицита вни­мания и гиперактивности является дисфункция префронтальных отделов мозга за счет замедления миелинизации. Известно, что миелинизация префронтальной области, осуществляющей функции организации, программирования и контроля психической деятельности, завершается позднее всего. У мальчиков эти про­цессы продолжаются дольше, чем у девочек.

Генетические механизмы контролируют в первую оче­редь ранние этапы развития центральной нервной систе­мы, представляющие собой сложную программу форми­рования, миграции и дифференцировки нейронов. От того, как скоро и пластично в системах мозга осуществляются адаптивные перестройки, обеспечивающие реализацию новых физиологических функций, зависит степень пол­ноценности той или иной системы и организма в целом, а также течение последующих стадий онтогенеза. Это от­носится и к пренатальному онтогенезу, в котором заклад­ка структур и функций может рассматриваться не только как преадаптация, но и как форма адаптации к тем спе­цифическим условиям, которые создаются материнским организмом.

Существует определенная взаимосвязь между сроками воздействия патологических факторов в онтогенезе и ха­рактером последующих неврологических расстройств. Ус­тановлено, что нарушения течения онтогенеза на ранних стадиях чаще вызывают поражения подкорковых структур мозга, тогда как факторы, действующие в пери- или постнатальный период, преимущественно влияют на формирование высших корковых функций. Эта закономерность может быть объяснена принципом гетерохронии развития разных отделов мозга (теория системогенеза П. К. Анохина). Согласно принципу гетерохронии эмбриогенеза (внутриутробное развитие плода), клеточная дифференциация нейронов, образование между ними синаптических свя­зей и миелинизация проводящих путей завершаются в раз­личных отделах центральной нервной системы в разные сроки и с разной скоростью в соответствии со сроками созревания тех функциональных систем, в которые они включены. Так, неблагоприятные воздействия на ранних сроках онтогенеза могут послужить причиной возникно­вения детских церебральных параличей и умственной от­сталости. Патологические воздействия на плод в более по­здние сроки беременности служат фактором риска для развития минимальных мозговых дисфункций (неравно­мерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей) и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Среди мальчиков частота встречаемости мозговых дис­функций в 2,5 раза больше, чем среди девочек, что объяс­няется следующими причинами:

— центральная нервная система плода мужского пола в пре- и перинатальном периоде наиболее восприимчива к патологическим воздействиям;

— у девочек, по сравнению с мальчиками, меньшая сте­пень функциональной специализации полушарий, что обес­печивает более высокие компенсаторные механизмы;
влиянием наследственных факторов.
Предпринималось несколько попыток классифицировать нейропсихологические симптомы, однако, по мнению боль­шинства специалистов, диагностическая ценность методов при этом снижается и страдает качественный анализ нару­шений психических функций.

Луриевская классификация синдромов основана на ре­гиональном морфологическом критерии: области пораже­ния мозга подразделяются на корковые (теменные, височ­ные, премоторные и др.) и подкорковые (синдромы пора­жения различных глубинных структур, включая неспеци­фические образования).

Базисом для классификации несформированности яв­ляется тот или иной вариант незрелости и искажения фор­мирования мозговой организации. Отечественными учены­ми описано шесть основных синдромов отклоняющегося развития у детей-правшей и синдром атипии психическо­го развития у детей с наличием актуального или семейно­го левшества. Типология отклоняющегося развития разра­ботана Н.Я. Семаго.

Современная клинико-психологическая классифика­ция онтогенеза психики детей включает в себя синдро­мы дефицитарности, несформированности и атипию пси­хического развития. Такая классификация основана на этапах структурно-морфологического развития. Известно, что к концу первого года жизни субкортикальные обра­зования головного мозга завершают свое развитие. Нару­шениям развития этих структур будут соответствовать синдромы дефицитарности. Синдромы функциональной несформированности могут иметь место только там, где продолжается развитие той или другой структуры мозга. Например, для височных отделов мозга этот период продолжается до 9 лет, а для лобных до 12—15 лет.

Рассмотрим названные синдромы подробнее.

Синдром дефицитарности подкорковых образований (базальных ядер) мозга. Дети с таким синдромом отличаются выраженной эмоциональной лабильностью (реагированием), быстрой истощаемостью, неадекватными реакциям на происходящее, патологическим упрямством, неустой­чивым вниманием, нестабильной успеваемостью, тенден­цией к ригидности (неспособность к изменению) психи­ческих процессов. У них могут отмечаться излишняя полнота или недостаток веса, энурез до 10—12 лет, неста­бильный аппетит и сон, аллергии, нейродермиты, псориаз, метеозависимость. Встречаются реакции логоневроза и от­сутствие тонкой моторной дифференциации. Для этого син­дрома специфично обилие синкинезий, дистоний, вычур­ных поз и ригидных телесных установок.

Речь у них, как правило, хорошо развита, иногда пред­ставляется даже несколько вычурной и резонерской. Нередки элементы заикания и некоторых дизартрических проявлений. Имеет место излишняя активность и нерас­четливость двигательных и жесто-мимических актов. Такие дети часто гримасничают, вскрикивают, похрюкивают, смеются.

На фоне явно сниженной нейродинамики для детей с таким синдромом характерна недостаточность фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержания уровня тонуса. Коррекционная работа должна в этом случае быть направлена на то, чтобы сознательно понизить активность ребенка до его возможностей и выстраивать линию его поведения, ми­нимально опираясь на речь и максимально используя дви­гательные, изобразительные, паралингвистические сред­ства. Необходимо в коррекционном процессе нацеливать детей на усвоение правил, ритуалов, ролей, социально ориентированных алгоритмов поведения.

Синдром дефицитарности стволовых образований мозга (дис-генетический синдром). Внешне у детей с таким синдромом можно наблюдать асимметрии лицевые и глазных щелей, неправильный рост зубов, обилие пигментных пятен, ангиом. Наблюдаются глазодвигательные дисфункции: неравно­мерность парного движения глаз, отсутствие конвергенции, орально-мануальные и опто-оральные синкинезии (допол­нительные движения), постоянные девиации языка.

У таких детей могут быть искажены пороги болевой чувствительности, в результате чего они плохо чувствуют боль и поэтому могут быть безжалостными по отноше­нию к другим (могут укусить, ударить, толкнуть и др.).

Дисгенетический синдром включает латеральные (пра­во- и левополушарные) и межполушарные патологические признаки, которые актуализируются во всех уровнях функ­ционирования вербальных и невербальных психических процессов.

В двигательной сфере наблюдаются обоерукость или псевдолеворукость, грубые дефекты реципрокных и синергических сенсомоторных координации с обилием синкине­зии, вычурных поз и патологических ригидных установок.

Иногда фасадом этого синдрома (особенно у девочек) выступает типичная «лобная» симптоматика, нехарактер­ная для детей. Развитие девочек может идти по олигофреническому типу, а мальчиков — по шизофреническому.

В настоящее время происходит прогрессирующее увели­чение числа детей с описываемым синдромом. Именно они составляют подавляющее большинство неуспевающих уча­щихся в учебной деятельности.

Корни необходимо искать в раннем пре- или перина­тальном периоде. Именно эти дети демонстрируют наибо­лее труднокорригируемые дефекты в поведении, в овла­дении чтением, письмом, математическими навыками. Для коррекции такого типа детей эффективными являются «Метод замещающего онтогенеза» А.В. Семенович и «Про­грамма комплексной нейропсихологической коррекции и реабилитации» Н.Я. Семаго. Они используют принцип со­отнесения актуального статуса ребенка с основными эта­пами формирования мозговой организации психичес­ких процессов. Коррекционной мишенью является формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонталь­ных взаимодействий. Для этого используется комплекс­ная методика психомоторной коррекции, включающая Физические, этологические, арттерапевтические, восточные психотехники. Постепенно в этот процесс интегрируется нейропсихологическая и логопедическая коррекция когнитивных процессов

Каждый уровень коррекции имеет свою «мишень воздействия». Методы первого уровня направлены на элиминацию дефекта и функциональную активацию под корковых образований головного мозга, методы второго уровня — на коррекцию задних и премоторных отделов правого и левого полушарий и их взаимодействия; методы третьего уровня — на формирование оптимального функционального статуса передних (пре фронтальных) отделов мозга. Удельный вес и время использования тех или иных методов зависят от исходного статуса ребенка.

Синдром функциональной несформированности правого полушария. Он обнаруживает себя недостаточностью про­странственных представлений, мозаичным восприятием и нарушением порядка воспроизведения слухоречевых и зри­тельных эталонов. Нередки предметные парагнозии, дефекты) соматического и лицевого гнозиса (от греческого слова «зна­ние, познание, узнавание», осознанное восприятие), цветоразличения и дифференциации эмоций.

Общая несформированность пространственных представ­лений приводит к закономерному повышению побочных ассоциаций и новообразований: бесплодное фантазирова­ние, нетривиальные творческие находки. Речь и мышление могут оставаться в пределах нормативных показателей, од­нако в ряде случаев наблюдается обилие интонационных и жестовых компонентов.

Часто такой синдром связан с наследственной эндо­кринной (функциональные нарушения щитовидной желе­зы, сахарный диабет), сердечно-сосудистой и ревматичес­кой отягощенностью (особенно по линии матери).

К феноменам асоматогнозиса (невосприятие собствен­ного тела) правого полушария можно отнести дезориен­тировку в теле, ощущения его чуждости, изменения ве­личины, фактуры конечностей (особенно левой половины тела), их множественности; фингерагнозию (нарушение ощущения пальцев)

При повреждении правого полушария в 80% случаев происходит нарушение в ощущении схемы тела, конфабуляции (додумывание, галлюцинации) и псевдореминисценции (искаженные воспоминания, иллюзии).

Чаще всего отмечаются три варианта нарушения ВПФ, свидетельствующие о наличии правополушарной патологии
Дисфункция задних отделов мозга приводит к про­странственным искажениям из-за нарушений зрительного и зрительно-предметного восприятия, недостаточности глазодвигательной системы, игнорирования левого поля зрения, нарушения зрительной памяти. Дисфункция пе­редних отделов правого полушария проявляется в расторможенности, гиперактивности, несформированности произвольного внимания, повышенной отвлекаемости и соответственно низкой работоспособности. Кроме того, отличительными чертами такой патологии являются за­медленный процесс усвоения, трудности автоматизации любого навыка. При этом речевые и вербально-интеллек-туальные функции являются сформированными. Здесь имеет место локальная патология правого полушария, ко­торая часто подтверждается тем, что в первый год жизни у таких детей выявляется наличие повышенного тонуса в левых конечностях, который исчезает после курсов ле­чебного массажа. В возрасте 5—6 лет у таких детей при­сутствуют признаки единой неврологической симптома­тики в виде сглаженности левой носогубной складки, повышения сухожильных рефлексов слева.
  • Проявляется дефицитарность пространственных функций и функций произвольного внимания. Однако отсутствие синдромного проявления нарушения ВПФ и задействование компенсаторных механизмов свидетель­ствуют о вторичной дефицитарности правого полуша­рия, связанной с первичной патологией левого. Нали­чие правосторонней неврологической симптоматики, запоздалое развитие собственно речевых функций у де­тей этой группы свидетельствуют о ранней патоло­гии, иногда морфологическом недоразвитии левого по­лушария, приводящем, в свою очередь, к нарушению онтогенеза, которое компенсируется за счет гиперак­тивизации правого полушария и приводит к его де­фицитарности. К этому варианту можно отнести и де­тей-левшей, у которых в силу недоразвития моторных функций правой руки (теменных отделов левого полушария) устанавливается вынужденное левшество, при­водящее к значительному замедлению темпов психи­ческой активности и сочетанию грубых нарушений моторно-речевых и пространственных функций.
  • Причиной (особенностью) функциональной недо­статочности правого полушария является негрубая правополушарная симптоматика, сочетающаяся с негрубой левополушарной симптоматикой на фоне нестабильной работоспособности и первичных нарушений концентра­ции внимания. Основной локальный диагноз — наруше­ние глубоких структур мозга (подкорковых или стволо­вых) и несформированность стволово-корковых связей. В этих случаях вертикальная организация мозговых основ психических процессов претерпевает определенные из­менения, но подлежит значительной компенсации при сохранности собственно корковых отделов головного мозга.
    Еще на этапе подготовки к школе таких детей можно предупредить причины их возможной неуспеваемости. Коррекционная работа может быть направлена на рече­вые дисфункции и на развитие дефицитарных зрительно-пространственных функций, без чего невозможно овладение школьными математическими знаниями. Дети с недостаточным развитием речевых функций (функцио­нальной недостаточностью левого полушария) диагнос­тируются достаточно рано и берутся на коррекционную работу в возрасте 3—5 лет. Дети с функциональной недо­статочностью правого полушария гораздо реже попадают в поле зрения специалистов.

    Коррекция правополушарной функциональной несформированности требует применения специфически ориен­тированных методов (развитие пространственных представ­лений, соматогнозиса, межполушарных взаимодействий). Для коррекции этого синдрома можно использовать «Про­грамму формирования пространственных представлений», разработанную Н.Я. Семаго.

    Синдром функциональной несформированности межпо­лушарных взаимодействий транскортикального уровня (мо­золистого тела). Этот синдром отличается характерным набором типичных признаков «функциональной авто­номности» мозговых полушарий: несформированность координации рук; обилие реверсий (зеркальности), как элементарных, так и системных; отчетливая тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля и латеральные отличия при выполнении одного и того же задания правой и левой рукой; несформированность фонематического слуха, аномия; «краевые» эффекты па­мяти, когда воспроизводятся первый и последний эта­лоны; использование различных стратегий решения ин­теллектуальных задач.

    Восприятие перцептивного поля у таких детей проис­ходит справа налево, вычитание из нижнего числа верх­него, из левого — правого. У детей с функциональной несформированностью парной работы полушарий возник­новение аномии доказывает связь между полимодальным восприятием образа (правое полушарие) и слова (левое полушарие). Такой ребенок обычно раздвигает руки в про­странстве.

    В норме индивидуальный латеральный профиль должен сформироваться к 6—7-летнему возрасту. У детей с таким синдромом он формируется только к 9—10 годам.

    Перечисленные искажения психического развития де­тей приводят к множеству вторичных дефектов, являющихся причиной учебной и поведенческой дезадаптации.

    В коррекционной работе по этому синдрому можно ис­пользовать программу «Гимнастика мозга» П. и Г. Деннисон (США), «Комплекс кинезиологических упражнений», раз­работанный А.Л. Сиротюк.

    Синдром функциональной несформированности левой ви­сочной области. Его отличительной чертой являются труд­ности в звукоразличении и понимании речи, восприни­маемой на слух. Остальные психические функции не обна­руживают какой-либо значительной дефицитарности. Та­кой ребенок жалуется на то, что учитель говорит очень быстро или много непонятных слов, что в классе всегда шумно. При чтении такой ребенок проглатывает окон­чания, плохо интонирует текст, однако понимает про­читанное. Хуже обстоит с письмом, так как оно в боль­шей степени зависит от фонематического слуха ребенка. Наблюдаются слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягко­сти—твердости, глухости—звонкости.

    Недостаточность функциональной активности левой височной доли показывает значимость своевременного со­зревания в онтогенезе межсистемных мозговых связей.

    Такого ребенка приходится по нескольку раз окликать и объяснять, что от него требуется. Он не слышит не только чужую речь, но и свою собственную.

    С возрастом происходит некоторое затухание отмечен­ных дефектов. Нахождение ребенка в речевой среде являет­ся корригирующим фактором, как и использование тради­ционных психологических и логопедических методик.

    Синдром функциональной несформированности лобныхотделов мозга. Ребенок с таким нарушением легко от­влекается, не может сосредоточиться, быстро устает, он вял и равнодушен. Учебная программа усваивается им с трудом. У такого ребенка недостаточные внимание и логика. Названные проявления свидетельствуют о недостаточности нейродинамического компонента психической деятельности. Однако ребенок может выдержать до­статочно высокий темп работы и показать хорошие) результаты.

    В письме ребенка с описываемым синдромом характер­ны пропуски букв, речь носит реактивную форму, сниже­на ее обобщающая функция. Он еще не достиг того уровня развития, когда речь становится организатором и констру­ирующим фактором его деятельности. Из-за этого нормаль­ное развитие других познавательных процессов несколько снижено.

    Внедрение внешних опор, контроль со стороны взрос­лого, дробление заданной программы на последовательные подпрограммы существенно повышают продуктивность дея­тельности такого ребенка.

    В 6—7 лет, когда активно формируется произвольное внимание, у таких детей наблюдается повышенная отвлекаемость. К 12 годам на первый план выступает сни­жение интеллекта, самоконтроля и прогнозирования, отсутствие критичности. Речь у них не становится орга­низатором и конструирующим фактором деятельности. Из-за этого нормальное развитие других познаватель­ных процессов не приводит к адекватной адаптации к новым социальным условиям. В этом случае необходимо привлечение внешних опор, организующая деятельность со стороны взрослого.

    По мере созревания лобных отделов мозга под влия­нием обучения возможна произвольная регуляция пси­хических процессов. Однако у разных детей вследствие влияния отдельных биологических и социальных факто­ров произвольность может достигать неодинаковой сте­пени сформированности.

    В коррекционной работе по элиминации этого синд­рома можно использовать «Программу формирования про­извольной регуляции» Н.Я. Семаго и «Методику форми­рования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности» Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной.




    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей