С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Методическое пособие для начинающих логопедов.docx, Pravilno_pishem_i_proiznosim_G_-_K_-_Kh_L_-_J_B_-_M_S_Z_-_Sh_Zh., Pravilno_pishem_i_proiznosim_Glasnye.pdf, Golikova_E_O_Formirovanie_navyka_pisma_u_shkolnikov_s_armyanskim, Раб тетр Учусь не путать звуки Ч 1.doc, U_M_Sidorova_Uchim_slova_i_predlozhenia_Tetrad_5.pdf, U_M_Sidorova_Uchim_slova_i_predlozhenia_Tetrad_4.pdf, упражнения 104-228.doc и ещё 83 файл(а). Показать все связанные файлы ББК 74.3 Т67
Рецензенты:
профессор, доктор психологических наук, зав. лабораторией педагогики и психологии детей с задержкой психического развития НИИ дефектологии АПН СССР В. И. Лубовский; инспектор Главного управления школ Министерства просвещения СССР О. А. Абрамова; инспектор Главного управления школ Министерства просвещения СССР В. Ф. Мачихина
Рашель Давыдовна ТРИГЕР, Елена Викторовна ВЛАДИМИРОВА
дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития
Подготовительный класс
Зав. редакцией Г. Н. Воскресенский
Редактор В. Я. Мелкумянц. Младший редактор Е. В. Лебедева Художники Н. А. Игнатьев. В. Н. Шварц, И. М. Наумова, В. В. Перцев, Г. А. Конторовская, В. Е. Орлов Художественный редактор Г. А. Студеникина
Технический редактор М. М. Широкова. Корректор И. В. Чернова ИБ № 9094
Сдано в набор 15.02.86. Подписано к печати 28.10.86. Формат 70хвО'/,5. Бумага офсетная № 1. Гарнит. школьная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 9,36. Уел. кр.-отт. 38,02. Уч.-изд л 8 05 Тираж 34500 экз. Заказ № 1222. Цена 1 руб 20 коп.
Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 129846, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Смоленский полиграфкомбинат, Росглавполиграфпрома Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Смоленск-20, ул. Смольянинова, 1.
Тригер Р. Д., Владимирова Е. В.
Т67 Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития: Подгот. класс: Пособие для учителя.— М.: Просвещение, 1986—128 с: ил.
Пособие содержит задания для подготовки детей с задержкой психического развития к обучению чтению и письму и осуществления коррекции их фонематического слуха путем целенаправленной организации деятельности на уроках русского языка.
4310010000— 815
инф. письмо —86
103(03) —86 т ББК 74.3 © Издательство «Просвещение», 1986
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основное назначение данного пособия — обучение детей с задержкой психического развития звуковому анализу и синтезу, умению вычленять из речи отдельные предложения и слова, а также развитие их устной речи.
Объем, содержание и последовательность изложения учебного материала соответствуют типовым программам по русскому языку (подготовительный период) школ и специальных классов выравнивания для детей: задержкой психического развития.
Дидактический материал состоит из 228 карточек с заданиями, предназначенными для совместной работы учителя (родителей) и ученика. Весь текст в карточках читает ребенку взрослый. Пособие рассчитано на активную и постепенно усложняющуюся деятельность школьника, поэтому каждый последующий вопрос или задание следует ему предлагать только после выполнения предыдущего.
Работа с данным дидактическим материалом предусматривает наличие следующего оборудования у учащихся:
фишки для обозначения звуков — красные, синие, зеленые квадраты со стороной 12мм или кружки того же диаметра;
полоски длиной 90мм и шириной 10мм для обозначения предложения. Их форма указывает, что при письме любое предложение начинается с заглавной буквы:
полоски для обозначения отдельных слов в предложении:
для первого слова:
для остальных слов:
Длина полосок 25 мм, ширина —10 мм;
индивидуальная касса для хранения фишек и полосок;
стандартная тетрадь для письма;
тетрадь в клетку;
ручка;
набор цветных карандашей, фломастеров или ручек с красным, зеленым, синим стержнями;
небольшие палочки для показа учеником нужного рисунка в книге;
разрезная азбука;
у учителя (для работы у доски):
цветные фишки, аналогичные тем, которые имеют учащиеся, но большего размера. Для удобства пользования следует сделать каждую фишку на подставке
полоски для обозначения предложений и слов (такие же, как у учащихся, но большего размера);
наборное полотно для схем звукового состава слов и для полосок, обозначающих предложения и слова;
касса для хранения фишек и полосок;
цветные мелки;
набор букв.
Подготовка к обучению грамоте состоит из двух этапов. На первом этапе (карточки № 1 — 74) формируется умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки (гласные [а], [о], [у], [ы], [и], твердые и мягкие согласные), отрабатывается четкая артикуляция звуков, уточняется их звучание.
На втором этапе (карточки № 75—228) у учащихся развивается умение последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры. Именно этот процесс лежит в основе формирования навыков письма и чтения.
Количество карточек на знакомство с каждым звуком и формирование умения вычленять и сочетать звуки несколько больше, чем отведенное на это учебной программой число уроков. Это создает возможность использовать часть материала для самоподготовки и на индивидуальных занятиях.
Прежде чем начать работу по выделению какого-либо звука из слова или последовательному вычленению звуков, необходимо убедиться, что дети верно соотносят это слово с конкретным предметом. Большинство карточек поэтому начинается с заданий рассмотреть и показать на картинке тот или иной предмет.
На п е р в о м э т а п е подготовки к обучению грамоте особое значение придается формированию способа вычленения звука из слова — подчеркнутому его произнесению в слове. Этому действию дети учатся постепенно. Вначале учитель сам произносит слово, выделяя изучаемый звук, а ученики копируют указанный им способ произношения. Часто при этом дети не могут изолированно воспроизвести звук, который они выделили при произнесении слова, тогда учитель называет его сам. В процессе дальнейших упражнений школьники учатся слышать и называть звук, выделяемый из слова учителем, а затем и самостоятельно произносят слова, интонационно выделяя заданный звук и воспроизводя его. Способ подчеркнутого произнесения в словах отдельных звуков временный. Ученик может осуществлять фонетический анализ без утрированного произнесения звуков как только выясняется, что он слышит в слове и выделяет изучаемый звук.
Вычленив звук из слова, дети знакомятся с особенностями его акустики и артикуляции (участие голоса, наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха) и на этой основе — с двумя основными группами звуков русского языка — гласными и согласными, а также с условными обозначениями этих звуков (№ 16, 18, 51, 55 и др.). Необходимо обратить особое внимание на то, что терминология («гласные звуки», «согласные звуки», «твердые согласные», «мягкие согласные») вводится как обобщение собственного чувственного (сенсорного) опыта ребенка. Важно поэтому, чтобы каждый ученик не только услышал изучаемый звук из уст учителя или одноклассников, но и сам воспроизвел его.
В дидактическом материале имеются задания на формирование умения различать звуки, близкие по своим акустическим или артикуляционным свойствам. Для этого проводится попарное сравнение их звучания и произношения (№ 44—50, 134—137, 156 —163 и др.).
В карточках предусмотрено постепенное увеличение их объема и усложнение заданий. Так, ознакомившись со звуком, школьники учатся устанавливать его наличие или отсутствие в словах, далее находят слова с изученным звуком в предложениях и в связном тексте, который зачитывает вслух учитель, подбирают слова, содержащие заданный звук, из собственного словарного запаса.
В пособии имеются также упражнения, направленные на соотнесение звука с буквой (№ 24, 34, 59, 68, 92, 112, 127, 184 и др.), но не включены задания по изучению самой буквы. Однако каждая буква, как и звук, должна быть тщательно и всесторонне изучена учащимися. Учителю необходимо использовать для этой цели многочисленные и разнообразные методические рекомендации, имеющиеся в литературе.
Умение выделять из слов отдельные звуки еще не обеспечивает навыков звукового анализа, необходимых для успешного овладения чтением и письмом. Это лишь его начальная ступень. Основная задача второго этапа подготовки к обучению грамоте состоит в том, чтобы научить детей определять последовательность звуков (не букв!) в слове.
Формирование полноценного звукового анализа и синтеза осуществляется в определенной системе. Сначала учащиеся последовательно выделяют каждый звук в слове на основе громкого проговаривания и заполняют по порядку фишками соответствующего цвета клетки условно-графической схемы звукового состава слова. (Напомним, что с условным обозначением гласных и согласных звуков дети ознакомились на первом этапе подготовки к обучению грамоте). Обозначив звуки цветными фишками, школьники проверяют правильность выполненного ими задания — «читают» по схеме проанализированное ими слово. Термин «чтение» употребляется здесь условно, так как ученик, опираясь на последовательный ряд клеток схемы (по количеству фонем в слове) и цвет фишек, воссоздает звуковой образ слова.
В начале второго этапа (№ 75 — 78, 80, 81) даны подробные (в виде вопросов и заданий) указания о порядке выполнения действий ребенком. Эту систему следует соблюдать и при работе с последующими карточками, где нет детальных инструкций.
Формированию умения ориентироваться в схеме звукового состава слова, в расположении ее элементов, развитию пространственных представлений учащихся способствуют специальные упражнения (№ 32, 42, 58, 60, 69 и др.)
После того как дети научились последовательно выделять в слове звуки на основе громкого проговаривания по готовой условно-графической схеме и с опорой на практическую деятельность с условными значками — фишками, им предлагается анализировать звуковой состав слов уже без готовой условно-графической схемы. Для обозначения этого способа действий в карточках проведена горизонтальная линия. По ней дети выкладывают фишки или чертят (в тетради в клетку) схему звукового состава слова. Образец такой схемы дан в карточке № 109.
Затем учащиеся анализируют звуковой состав слов также на основе проговаривания вслух, но без опоры и на условно-графическую схему и на действие с фишками. Для выполнения заданий такого рода в пособии нет ни схем, ни линий (№ 175, 199, 214, 223 и др.). Таким образом, наличие или отсутствие в карточках условно-графической схемы или линии предполагает разный способ деятельности детей: схема — ученик анализирует звуковой состав слова, проговаривая его и выкладывая фишки; линия — звуковой анализ осуществляется на основе проговаривания звуков и действия с фишками или обозначения звуков цветными карандашами; отсутствие схемы и линии
означает, что звуковой анализ данного слова должен быть осуществлен без опоры на какие бы то ни было внешние действия.
Задания карточек построены так, что формирование умения анализировать звуковой состав слов любой слоговой структуры происходит в вышеуказанной последовательности. Важно, чтобы каждый ребенок выполнил по порядку все задания, так как пропуски отдельных звеньев в усвоении учебного материала ведут к неполноте знаний и неустойчивости навыков.
Учитывая неравномерность овладения действием звукового анализа детьми, следует определить, какой именно способ действия освоен тем или иным учеником и на какие структуры слов он может распространить усвоенные им умения. Исходя из этого, отдельным учащимся, например, необходимо предоставить возможность действовать с фишками по готовой схеме, несмотря на то что весь класс уже анализирует слова изучаемой слоговой структуры только на основе проговаривания вслух.
По мере развития и закрепления умения последовательно выделять звуки из слова детям предлагается заменять фишки, обозначающие гласные звуки, соответствующими печатными буквами (а, о, у, ы, и). Введение букв в схемы звукового состава слов предупреждает в дальнейшем пропуск гласных при письме и подготавливает учащихся к обучению чтению, так как они приобретают навык ориентироваться на гласную.
На обоих этапах обучения в дидактическом материале имеются задания, направленные на сообщение учащимся знаний (№ 3, 11, 14, 20, 52, 58, 75, 76, 77 и др.), на их повторение, закрепление и обобщение (№ 33, 50, 129 и др.), на их проверку и контроль. Ряд таких заданий предложен в игровой форме (№ 126, 154, 178, 212, 222 и др.). Для того чтобы учителю было легче проверить их выполнение, можно рекомендовать учащимся не только показать нужные предметы на рисунке, но и положить к ним палочки-указки, тем самым фиксируя результаты своих действий.
Задания, предназначенные для самостоятельного выполнения учениками, обычно завершают формирование звукового анализа и синтеза слов каждой слоговой структуры. Самостоятельную работу детей по карточкам № 120, 144, 155, 193 предваряет уточнение названий всех картинок: ребенок должен начертить цветную условно-графическую схему слова, обозначающего нужный предмет.
Карточки № 130, 179, 192 и другие содержат материал для самостоятельного вычерчивания учащимися условно-графических схем слов, воспринимаемых с голоса учителя. Прочитав вслух задание, учитель произносит слово, подлежащее звуковому анализу, и делает паузу, необходимую для вычерчивания детьми условно-графической схемы. Далее учитель диктует следующее слово и т. д.
Выполнение заданий по раскрашиванию и дорисовке предметов на картинках (№ 27, 38, 72, 101, 106, 127, 156, 161, 174 и др.) способствует подготовке кисти руки к письму, а также развитию мышления учащихся. Так, например, чтобы дорисовать куклу (№ 134), ребенок должен представить себе ее целостный образ, соотнести его с рисунком, установить недостающие части и воспроизвести их. Кроме того, благодаря выполнению этих заданий, дети переключаются на другой вид деятельности, что обеспечивает им некоторый отдых. Для многократности использования пособия учитель накладывает на эти рисунки прозрачную бумагу (кальку, папиросную) или целлофановую пленку, и ребенок рисует на ней.
Подготовка к обучению грамоте включает в себя и развитие речи учащихся. Большое внимание поэтому уделяется организации словесного высказывания школьников. Работая по дидактическому материалу, необходимо специально учить детей говорить достаточно громко, не торопясь, литературно правильно, интонационно выразительно, давать полные или краткие ответы на вопросы.
Речь взрослого также должна быть четкой и выразительной. Кроме того, необходимо выслушивать ответы детей, не перебивая их, улавливать в высказываниях ребенка достоинства и погрешности и организовывать остальных учеников на исправление допущенных ошибок.
Большое место в дидактическом материале занимают стихотворные тексты (№ 21, 74, 99, 112, 118, 129 и др.). Как правило, они необходимы не только для эстетического воспитания учащихся и развития их речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха. Первоначальное прослушивание стихотворений и заучивание их наизусть (с голоса взрослого) необходимо проводить на самоподготовке, предшествующей уроку, на котором данный текст будет анализироваться.
Ряд заданий пособия направлен на уточнение смыслового значения слов путем их соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира или с их графическим изображением (о чем говорилось выше), на ознакомление с новыми словами, обозначающими предметы и действия (№ 132, 152, 170, 186 и др.) или признаки предметов (№ 24, 68, 173, 176 и др.), а также с обобщающими понятиями (№ 6, 12, 37, 47, 183 и др.). Выполняя задания в № 42, 54, 58, 64, 69, 85 и других, дети учатся понимать значение предлогов, обозначающих пространственные отношения (на, над, под, за, между, перед). Знакомство с указанными предлогами и их использование в речи осуществляются путем рассматривания и словесного обозначения учащимися взаимного расположения изображенных на рисунках предметов, а также на основе выполнения действий с предметами по словесным указаниям учителя.
Задания в карточках № 69, 84, 92, 110, 123, 189 и других направлены на преодоление у школьников с задержкой психического развития трудностей, связанных с употреблением словесных конструкций, которые содержат имена существительные родительного падежа множественного числа и творительного падежа единственного числа.
В результате обучения детей по предлагаемому дидактическому материалу у них должны быть сформированы предусмотренные программой умения (различать на слух звуки речи, последовательно выделять звуки из слов любых слоговых структур, написание которых не расходится с произношением) и знания (о двух основных группах звуков русского языка — гласных и согласных, а также о твердых и мягких согласных).
Система упражнений дидактического материала рассчитана на осуществление преемственности и перспективности обучения: кроме знаний, которые должны быть усвоены детьми, в карточках имеются задания для подготовки учащихся к изучению последующих тем школьного курса. Так, с карточки № 21 начинается практическое ознакомление с предложением.
Вычленению предложения из связной речи и слова из предложения, отработке интонации в конце предложений, а также правильному употреблению терминов «предложение» и «слово» способствует использование условно-графической схемы предложения. Предложение обозначают длинной полоской бумаги, а на доске или в тетради — длинной линией. Начало этой полоски (или линии) должно быть несколько выше остальной ее части, чтобы учащиеся усвоили — начало нового предложения обозначается заглавной буквой. Затем, выделяя и проговаривая каждое слово, ученики выкладывают на парту или вставляют в наборное полотно короткие полоски бумаги (в тетради и на доске чертят короткие линии). Первое слово предложения обозначается полоской (линией), начало которой несколько выше остальной части. Тем самым в схеме ясно показывается, что первое слово предложения пишется с заглавной буквы.
Задания карточек № 22, 33, 41, 62, 82 и других направлены на обучение школьников составлению и распространению предложений.
В пособии представлен также материал, практически знакомящий учеников со словообразованием (№ 51, 97, 104, 125, 142," 169, 177, 181, 211), что способствует накоплению «гнезд» родственных слов, необходимых школьникам для усвоения курса грамматики в последующие годы обучения.
Заключают дидактический материал образцы упражнений, подготавливающих детей к написанию букв. В пособии определена последовательность этих упражнений, количество их учитель должен установить в зависимости от состояния мелкой моторики рук своих учеников.
Пособие может быть использовано также для индивидуальных занятий с детьми, имеющими задержку психического развития и обучающимися в массовой школе.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |