Главная страница
qrcode

Абрамова Практикум по возрастной психологии. О том, что такое психология развития, и о некоторых методах исследования в ней 3


НазваниеО том, что такое психология развития, и о некоторых методах исследования в ней 3
АнкорАбрамова Практикум по возрастной психологии.doc
Дата15.09.2017
Размер2.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАбрамова Практикум по возрастной психологии.doc
ТипГлава
#11945
страница1 из 24
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

ГЛАВА о том, что такое психология развития, и о некоторых методах исследования в ней 3

ЛИЧНОСТЬ КАК ЦЕЛОЕ Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. — Л., 1925 9

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 16

МЕТОД АНКЕТЫ* 16


УДК 159.922.6(076.58) ББК 88.4я73 А16

Абрамова Г. С.

А16 Практикум по возрастной психологии: Учеб. по­собие для студ. вузов. — 2-е изд., стереотип. — М.:

Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с. ISBN 5-7695-0302-5

Задача книги — показать читателю возможности решения воп­роса об уровне и норме психологического развития конкретного человека. Главные вопросы — что, как и почему изучать для ха­рактеристики психической реальности человека — обсуждаются в этом практикуме.

Книга адресована студентам вузов, может быть полезна учите­лям, врачам, юристам, психологам.

УДК 159.922.6(076.58) ББК 88.4я73

> Абрамова Г. С., 1998 > Издательский центр «Академия», 1998

ОТ АВТОРА

Перефразируя Монтеня, можно сказать, что в этой книге я лишь составила букет из чужих цветов, а моя здесь только ленточка, которая связывает их. Выбрать «цвет» для этой ленточки мне помогла возрастная психология. Есте­ственно, что в работе не отражены в равной мере все ее проблемы, так как я пользовалась правом автора выби­рать из безбрежного моря психологической информации то, что сама считала наиболее значимым и интересным для моих возможных читателей.

КАК ПОСТРОЕН ПРАКТИКУМ ?

Практикум предназначен для специалистов, работаю­щих с понятием нормы психологического развития, и для студентов, изучающих это понятие. Специалист, употреб­ляющий это понятие, — учитель, врач, юрист, психолог, социальный работник — решает задачи конкретного че­ловека. Это могут быть задачи постановки или уточнения диагноза, задачи определения уровня готовности челове­ка к какому-то виду деятельности (учебной, профессио­нальной, семейной жизни и т. п.).

«Норма психического развития» — это способ мышле­ния исследователя или практика об индивидуальной жиз­ни конкретного человека, о закономерностях этой жизни. Само это понятие опирается на концепцию жизни, ко­торая входит имплицитно в способ мышления любого исследователя или практика. Чтобы понятие «нормы пси­хического развития» приобрело содержание именно поня­тия, а не осталось пустым словосочетанием (симулякром), исследователь должен владеть феноменологией психическо­го развития. Этого можно достигнуть, овладевая существу­ющими в психологии способами анализа интегративных характеристик психической реальности, которые обладают важнейшим свойством, а именно — способностью поро­ждать в ней новые качества.

Практикум построен таким образом, чтобы в ходе ра­боты над заданиями и при выполнении экспериментов читатель обладал возможностью «видения» интегративных качеств психической реальности. Это умение позволяет

принимать более обоснованные решения о способах по­лучения психологической информации и ее содержании при решении конкретных задач конкретного человека. Именно с этой целью проводился отбор научных текстов, которые представлены в виде введения к каждой главе практикума. Тексты даются в виде конспектов-пересказов или как цитаты из авторских работ. Одна из задач практи­кума — познакомить читателя с хрестоматийными текста­ми в области психологии развития для понимания совре­менных проблем как научной, академической, так и прак­тической психологии.

Самая главная цель практикума — показать читателю возможности методического решения вопроса об уровне и норме психического развития конкретного человека.

С первых же страниц практикума хотелось обратить вни­мание читателя на то, что личностная значимость решения вопроса о соответствии или несоответствии некой норме резко возрастает для человека в тех ситуациях, где прини­маются ответственные для его жизни решения. Например, о готовности к какому-то виду деятельности, об эксперт­ной оценке его деятельности, о возможности человека отвечать за самого себя. В современных условиях, когда работа людей, оценивающих «нормативные» показатели психики человека, приобретает все большее значение, их теоретический и методический уровень становится не толь­ко личным вопросом профессиональной зрелости, но и социально значимым явлением — конкретизацией цен­ности различных свойств психической реальности.

Например, одним из первых показателей готовности ребенка к школе является характер «внутренней позиции школьника». Благоприятный вариант «внутренней пози­ции» связан с ориентацией ребенка на содержательные стороны школьной жизни: хочет учиться (или учится), потому что надо хорошо читать, писать и др. В высказыва­ниях этих детей присутствует ориентация на самообразо­вание («буду уметь, знать, смогу» и др.). Неблагоприят­ный вариант «внутренней позиции школьника» связан с ориентацией на формальные стороны школьной жизни: хочет учиться, потому что купят (есть) портфель, пенал; в школе не надо спать, как в детском саду, и др.*

* Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекционные и развиваю­щие игры для младших школьников. — Волгоград: Перемена, 1993.

«Внутренняя позиция школьника» — одна из интегративных характеристик ребенка в младшем школьном возрасте, она отражает качественные изменения его отношения с другими людьми и с собой. Это связано с появлением новой формы обобщения своего места среди других людей. Таких интегративных образований в психи­ческой реальности человека выявлено и исследовано на сегодняшний день достаточно, чтобы говорить о существо­вании прогностической психодиагностики и обоснованной коррекционной (при необходимости) работе взрослого с ребенком или зрелого человека с самим собой (или совме­стно со специалистом) по направленному изменению па­раметров психической реальности.

Главные вопросы — что, как и почему изучать для ха­рактеристики психической реальности человека — и об­суждаются в этом практикуме.

Читатель может выполнить задания, воспроизвести клас­сические эксперименты, сопоставить свои данные с уже известными закономерностями. Возможно, у него будут условия для того, чтобы проследить особенности измене­ния выявленных характеристик своих испытуемых в тече­ние длительного времени и тем самым оценить точность психологических прогнозов. Возможно... Желаю удачи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов


связь с админом