Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Культура России во второй половине XVIII века. Образование


НазваниеОбразование
АнкорКультура России во второй половине XVIII века.doc
Дата25.09.2017
Размер54 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКультура России во второй половине XVIII века.doc
ТипДокументы
#19614
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление. Создается система общего и специального образования, открывается университет, возникают периодическая печать и журналистика. Происходит становление новой, ориентированной на запад поэзии, драматургии и прозы. В живописи на первый план выдвигается портрет. В архитектуре появляются выдающиеся образцы гражданского зодчества.

Образование. Со времен Петра I просвещение в России обретало все более четкий светский характер. Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» была массовой и повсеместной. Увеличилось число солдатских гарнизонных школ. Основное внимание уделялось образованию дворян в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. — Морской шляхетский корпус. Помимо этого, дворянских детей обучали в частных пансионах, а также на дому. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей-иностранцев, особенно французов.

Несмотря на столь крупные успехи в области просвещения в России потребность в системе образования ощущалась все более остро. Разработка проектов школьного образования была поручена одному из ярких общественных деятелей того времени — И. И. Бецкому. Он был инициатором и женского образования.

Но деятельность И. И. Бецкого и реализация его плана ни в коей мере не решали проблему создания системы начального образования. Для решения этого вопроса в 1782 г. организуется «Комиссия об учреждении училищ». Первым итогом работы Комиссии

было открытие 4-классных и 2-классных народных училищ в Петербургской губернии.

Всего в конце XVIII в. в России насчитывалось около 550 различных учебных заведений, в которых обучалось около 60 тыс. человек.

Одним из главных событий середины XVIII в. было открытие первого высшего гражданского учебного заведения — Московского университета. Куратором его был И. И. Шувалов. Однако идейным строителем Московского университета был М. В. Ломоносов. Он разработал проект организации университета, добивался того, чтобы университет был бессословным и светским (так как в нем не преподавалось богословие). Он принял активное участие и в создании учебников. Для подготовки студенческих кадров при университете была создана специальная гимназия с двумя отделениями — для дворян и разночинцев.

Создание в России Академии наук, бурное развитие в XVIII в. мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской науки.

Наука. Просвещение как культурно-историческая эпоха переживается национальным самосознанием только в том случае, если к государственной политике просветительства присоединяется общество. Сначала это происходит при помощи отдельных выдающихся личностей – просветителей. Так в европейском Просвещении возвысились фигуры Данте, Эразма Роттердамского, а позже – Дидро, Вольтера. Они становятся апостолами нового культа – культа науки, разума и книги.

В России такие мощные фигуры появились в середине XVIII в., когда к усилиям власти на ниве национального просвещения стало подключаться общество. Роль первого просветителя в России выполнило само государство, люди у трона, петровская «ученая дружина». Она подбиралась как группа лично преданных государю людей, которые ревностно выполняли его волю, проводили в жизнь его концепцию преобразования России. Среди них: Я.В. Брюс, Д.К. Кантемир, В.Н. Татищев, А.П. Волынский, Г.Ф. Бужинский, Ф. Прокопович. Все они были яркими личностями, которые, однако, рассматривали собственный талант и знания как орудие «блага государства». Их еще нельзя назвать собственно просветителями. Это, скорее, ученые люди, талантливо и изобретательно исполнявшие государственную политику и личные идеи императора. Несмотря на приметы энциклопедических знаний у представителей «ученой дружины», они прежде всего были «слуги государевы». Когда В.Н. Татищев, поклонник просвещения и «дедушка исторической науки» в России, увлекшись рационализмом, выставил напоказ свой атеизм, Петр I не постеснялся пустить в ход свою знаменитую дубинку. Государева рука возымела действие.

Несомненно, выдающимся русским энциклопедистом XVIII в. был М.В. Ломоносов. Его деятельность охватывала столько областей знаний и искусств, что еще в начале XIX в. в Европе бытовало мнение, что это два разных человека: Ломоносов-химик и Ломоносов-поэт. Этот человек обладал главным талантом – талантом учиться. Главная его заслуга состояла в основании и открытии Московского университета (1755 г.).

В XVIII в. растет интерес российского общества к своему историческому прошлому, появляются историографические труды. Первый русский историк В. Н. Татищев (1686—1750) пишет «Историю Российскую с самых древнейших времен». Вслед за Татищевым появляются исторические труды М. В. Ломоносова, М. М. Щербатова, И. Н. Болтина, И. И. Голикова, Г. Ф. Миллера и др.

Важной фигурой в науки в екатерининскую эпоху была Е.Р. Дашкова. Она активно участвовала в дворцовом перевороте, который привел к власти Екатерину II, за что получила титул статс-дамы. Е.Р. Дашкова имела обширные научные связи с европейскими просветителями. Она переписывалась и общалась с д’Аламбером, Дидро, Рейналем. Еще обширнее были ее связи в Англии – историки У. Робертсон и А. Фергюсон, физик Дж. Блэк, экономист А. Смит. По ее предложению, членом Петербургской Академии наук стал Б. Франклин, один из авторов американской Конституции. По рекомендации Б. Франклина Е.Р. Дашкова была избрана членом философского общества в Филадельфии.

После размолвки с императрицей она удалилась от двора. Но за свои обширные познания и научные связи по всему миру получила должность первого президента новой Российской академии (Императорская Российская академия).

Ряд интереснейших достижений характеризует развитие технической мысли в России. Видные научные деятели - С. К. Котельников, разработавший вопросы теоретической механики и математической физики, С. Я. Румовский — основоположник отечественной астрономии. Одним из известнейших изобретателей того времени был И. П. Кулибин. Он в 1776 г. разработал проект одноарочного деревянного моста через Неву длиной в 298 м (проект остался неосуществленным), разработал проекты «самобеглой коляски»,

протезов для инвалидов, прожектора, лифта и т. д. В 60-х гг. развернулась деятельность великого русского изобретателя И. И. Ползунова, прославившегося изобретением в 1764 — 1765 гг. универсальной паровой машины, которой можно было приводить в действие

любые заводские механизмы. Ползунову, таким образом, принадлежит честь первому открыть век пара — он это сделал на 20 лет раньше, чем Дж. Уатт.

Широкое развитие получили физико-географические исследования и естествознание. В 1724 г. по приказу Петра I была снаряжена Первая Камчатская экспедиция во главе с В. Берингом и А. И. Чириковым. Итоги этой экспедиций грандиозны: описаны богатства Урала, Сибири и Алтая, собраны материалы по географии, зоологии, ботанике, этнографии и т. п.

Литература и общественная мысль. Театр. Основным направлением в литературе был классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов.

Наиболее ярко это проявилось в творчестве А. П. Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции, а также у раннего представителя классицизма XVIII в. — А. Д. Кантемира. Важным этапом в развитии русского классицизма явилось творчество придворного поэта В. К. Тредиаковского (1703—1769). Отстаивая чистоту русского литературного языка, М. В. Ломоносов создает учение о трех литературных «штилях». Крупнейшим русским поэтом конца XVIII в. был Г. Р. Державин (1743—1816).

На исходе XVIII в. наблюдается отход от классицизма, преодоление сентиментализма и формирование реалистических тенденций. Раньше всего это проявилось в творчестве Д. И. Фонвизина (1745—1792) — автора комедий «Бригадир» и бессмертного «Недоросля».

Основоположником русского сентиментализма считается писатель, историк, носивший прозвище «Колумб русской истории», автор «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзин (1766—1826).

Крупнейшей фигурой русской общественной мысли является А. Н. Радищев (1749—1802). Занимая пост военного прокурора, в годы пугачевского восстания он познакомился с делами беглых рекрутов, в которых как в зеркале, отразились порядки крепостной России. Это подвело Радищева к мысли о необходимости крестьянской революции в России. В своем литературном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он осуществил переход от литературного жанра сентиментализма к критическому реализму.

Во второй половине XVIII столетия в России происходит развитие журналистики. С конца 1750-х гг. появляются первые частные журналы. Среди них «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова. В основном это были дворянско-сословные издания. В период правления Екатерины II развернулась деятельность просветителя Н. И. Новикова (издатель сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Пустомеля», издатель словарей, детских, женских журналов).

В XVIII столетии в России довольно широкое развитие получило театральное искусство. Известнейший театр с великолепной труппой крепостных актеров был у графов П. Б. Шереметьева и Н. П. Шереметьева. В труппе Шереметева блистала знаменитая крепостная актриса и певица П. И. Ковалева-Жемчугова (1768— 1803).

Интересную эволюцию в XVIII в. претерпевает музыкальное творчество. В дворянской среде широко распространяется русская народная песня, а также стилизация под народный склад песни.

Живопись. Постепенно происходит совершенствованием портретной живописи. Портреты, выполненные русскими художниками, стояли на уровне лучших образцов мировой живописи. Новшество состояло в появлении ранее почти отсутствовавших жанров: пейзажей, полотен на сюжеты из отечественной истории, картин с бытовыми сюжетами.
Обучение живописи начиналось в Академий художеств, открытой широко образованным ревнителем распространения просвещения И. И. Шуваловым в 1757 г., затем совершенствовали свои навыки в Париже или Риме, после чего возвращались на родину.
Среди портретистов выделялись три великих мастера: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский. Рокотов положил начало новому этапу в изображении человеческой личности в живописи. Им выполнены парадные портреты Екатерины, ее сына Павла, вельмож, но не эти работы прославили художника. Мастерство его проявилось в

небольших по размерам интимных портретах ничем не примечательных людей, так что до сих пор не удалось установить, кто изображен на некоторых из них. Художник предстает тонким психологом, умевшим передать душевные переживания человека, — для него
главным было отражение душевного состояния.
Сын священника, Левицкий родился на Украине. Его отличает умение передать внешнее сходство модели в сочетании с ее психологическим образом. Кисти Левицкого принадлежит портрет знаменитого Д. Дидро, выполненный во время пребывания последнего в России. Художник сумел создать образ мыслителя: высокий лоб,

проницательный взгляд выразительных глаз. Он же выполнил серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.

Вершина портретного мастерства достигнута в работах Боровиковского. Он в 1783 г. украшал в Кременчуге дворец, предназначавшийся для коронованной путешественницы. Знамениты его женские портреты Н. А. Нарышкиной, М. А. Орловой и др. Хрестоматийную известность приобрел его поэтичный и женственный портрет М. И. Лопухиной.
Среди портретистов — выходцев из крепостной среды — выделяется крепостной

Шереметева И. П. Аргунов. Среди работ Аргунова выделяется портрет крестьянки с типично русским приветливым лицом в национальной одежде. Положение крепостного художника лишало его возможности полностью посвятить себя творчеству.
Другой крепостной художник, принадлежавший Потемкину, Михаил Шибанов, положил начало жанровой живописи в России. Его кисти принадлежат картины «Крестьянский обед», «Сговор».
Родоначальником пейзажа был С. Ф. Щедрин. Он изображал парковый ландшафт

Павловска и Петергофа.

Архитектура, скульптура. В 1-й половине XVIII в. господствующим стилем в архитектуре было барокко. Для него характерно создание огромных ансамблей, отличающихся торжественностью, пышностью, обилием лепнины, скульптур, колонн. Во 2-й половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм.

Наиболее яркой фигурой середины XVIII столетия был В. В. Растрелли (1700—1771). Его основными архитектурными шедеврами являются: дворец в Петергофе; дворцовый ансамбль в Царском Селе; Смольный монастырь под Петербургом. Он строил пышные дворцы, храмы, павильоны, загородные комплексы и т. п. В 1754—1762 гг. Растрелли возвел новый Зимний дворец примерно на том же месте, где стоял Зимний дворец Петра I.

Во 2-й половине XVIII в. появляется ряд крупнейших талантливых русских зодчих. В их деятельности русский классицизм обрел свои основные черты. В. И. Баженов (1737—1799) — великий русский зодчий, один из первых представителей русского классицизма. Его постигла трагическая судьба: проект грандиозного дворца в Московском Кремле был одобрен, но не осуществлен. Вторая его работа — проектирование и строительство царского загородного дворца в с. Царицыно под Москвой — была доведена до окончания постройки, но, по приказу Екатерины II, разрушена за близость Баженова к Новикову. Долгие годы В. И. Баженов выполнял заказы частных лиц, и только в 90-е гг. XVIII в. создал проект Михайловского замка, построенного для Павла I в 1797— 1800 гг. архитектором Бренна.

Наряду с дворцово-парковой архитектурой в XVIII столетии все большее значение приобретает строительство зданий общественного назначения. Одной из первых построек подобного типа является знаменитое Адмиралтейство в Петербурге работы русского архитектора И. К. Коробова (1700—1747).

В строительство крупных общественных сооружений в Москве большой вклад внес великий русский зодчий М. Ф. Казаков (1738—1812). Будучи одним из учеников и почитателей В. И. Баженова, он продолжил совершенствование особенностей русского классицизма, сделал его еще более строгим и простым. Замечательный пример творчества Казакова — Сенатское здание в Московском Кремле.

Одновременно с русскими зодчими в России успешно работали и иностранцы. Среди них наиболее талантливыми были шотландец Чарльз Камерон и итальянец Джакомо Кваренги.

Одним из первых образцов классицизма стало огромное здание Академии художеств, возводившееся на протяжении четверти века (1763—1788 гг.). Создать в России Академию художеств, в которой могли бы учиться живописцы, скульпторы, архитекторы, то есть своего рода центр искусств, задумал еще Петр I. Этот замысел осуществила его дочь Елизавета в конце своего царствования — в 1757 г. в Петербурге.

Архитектор И. Е. Старов (1745—1808) также придерживался канонов классицизма. Самое знаменитое его произведение — Таврический дворец князя Г. А. Потемкина-Таврического в Петербурге (1783—1789). Им построен и собор Александро-Невской лавры. Именно Старов создал классический тип дворца-усадьбы, применив особую композицию с основным корпусом и боковыми флигелями (пристройками), вынесенными вперед (эта схема очень понравилась русским помещикам).

Наконец, нельзя не упомянуть о великолепных достижениях русских скульпторов XVIII столетия. В числе первых стоит знаменитый Ф. И. Шубин (1740—1805). Тенденции реализма, острая портретная характеристика выражены в его творчестве четко, рельефно. Шубинские портретные бюсты рассчитаны на круговой осмотр. Игра теней и световых бликов на поверхности мрамора или бронзы придает скульптуре особую живость и выразительность.

В области декоративной скульптуры в эту эпоху работала целая плеяда выдающихся мастеров: Ф. Г. Гордеев; М. И. Козловский; И. П. Прокофьев; Ф. Ф. Щедрин; И. П. Мартос.

Они дали замечательные образцы декоративной и монументальной скульптуры. Особо следует отметить памятник Петру I, созданный французским скульптором Фальконе (1716—1791). В целом в конце XVIII—начале XIX вв. публика предпочитала скульптуры, выполненные на мифологические и исторические сюжеты. Поэтому очень популярным был М. И. Козловский (1753—1802), так как в своем творчестве он обращался в основном к античной мифологии и библейским преданиям.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей