Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образоват ельная система


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеОбразоват ельная система
Анкорmetod-teh-3kl_2010.pdf
Дата18.04.2017
Размер0.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetod-teh-3kl_2010.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#14622
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6

Методические рекомендации соответствуют учебнику,
рекомендованному Министерством образования и науки
Российской Федерации
Смоленск
«Ассоциация XXI век»
2010
ОБРАЗОВАТ ЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Н. М. Конышева
ТЕХНОЛОГИЯ
Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений
Пособие для учителя

3
1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА
«ХУДОЖЕСТВЕННО КОНСТРУКТОРСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
В третьем классе продолжается начатое на предыдущей ступени обучения последовательное освоение материала, на правленного на формирование у школьников осмысленного отношения к миру вещей, но теперь эта работа углубляется,
расширяется и систематизируется.
Все концептуальные идеи, на которых строится программа,
сохраняются и продолжают развиваться. По прежнему главной из этих идей остается общеобразовательная направленность уроков практического труда. Поэтому большое внимание уде ляется соединению в единой познавательной деятельности умственной и практической работы учеников.
В целом программа третьего класса по своему содержанию наиболее тесно связана с предыдущим учебным годом. И в ней,
как и прежде, изучение специальных вопросов дизайна и фор мирование дизайнерских знаний не является самоцелью, а слу жит необходимой базой для углубления общего образования и развития учеников.
Основные задачи третьего года обучения можно сформу лировать кратко:
1) углубление и конкретизация знаний и представлений о правилах и законах создания мира вещей и его сосуществова нии с миром природы;
2) расширение и совершенствование знаний и умений, свя занных с обработкой различных материалов и использованием соответствующих инструментов;
3) расширение и углубление чертежно графической грамот ности;
4) обогащение сенсорного опыта, уточнение знаний и впе чатлений о предметах и явлениях окружающего мира;
5) развитие познавательных процессов (восприятия, вни мания, памяти, мышления, воображения и пр.) и приемов по знавательной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обоб щение, классификация и пр.);
6) воспитание организованности, добросовестности и куль туры труда.

4
В данном списке задачи сформулированы достаточно обоб щенно, их конкретное наполнение обеспечивается программ ным содержанием, которое представлено далее. Разумеется,
при этом остаются еще весьма актуальными и многие из тех за дач, которые учитель решал на предшествующих ступенях обу чения. В частности, работа над формированием произвольнос ти поведения, умения слушать и понимать учителя, как правило,
продолжается не только в третьем классе, но и в дальнейшем.
Точно так же необходимо будет специально заботиться о со вершенствовании навыков работы с учебником. Важной оста ется и работа по формированию учебной мотивации, развитию моторики рук, координации движений и действий. Во всяком случае, если задачи, стоявшие во втором и даже в первом клас се, не были своевременно в полной мере решены, необходимо продолжить над ними работать.

5
2. ПРОГРАММА
«ХУДОЖЕСТВЕННО КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(ОСНОВЫ ДИЗАЙНОБРАЗОВАНИЯ)».
3 КЛАСС. НАШ РУКОТВОРНЫЙ МИР
(ОТ МИРА ПРИРОДЫ К МИРУ ВЕЩЕЙ)
Основная тема программы третьего класса — «Человек —
Предмет — Среда». Дальнейшее ознакомление с некоторыми новыми правилами дизайна строится на осмыслении духов
но психологического содержания предметного мира и его
единства с миром природы.
Внимание детей заостряется на положении о первичности мира природы по отношению к рукотворной среде; еще раз предлагается внимательно присмотреться к удивительно гар моничному устройству самых привычных и обыденных предме тов природы. Безусловно, следует учитывать весь предыдущий опыт детских наблюдений, но на этом этапе он получает в сово купности с новыми фактами более глубокую качественную оцен ку. Эта оценка трансформируется в очень важный вывод: при родой во всем предусмотрен строго выверенный порядок,
изучая который человек творец может позаимствовать полез ные конструктивные и художественные идеи; невнимательное же отношение к этим фактам обедняет творчество мастера и даже может вызвать цепь нравственных разрушений, хаос
1
. От талкиваясь от этой мысли, ученики проектируют отдельные вещи на основе форм и образов природы
Главные вопросы собственно дизайнерской линии на
данном этапе обучения — это вопросы о стиле проектируе
мых вещей и их стилевом единстве. Проблема неразрывной связи предмета со средой становится объектом специального осмысления.
При проведении с детьми художественно конструкторско го анализа изделий учитель в соответствии с конкретными те
1
Мы не имеем в виду, что подобные выводы и идеи, которые формируются в сознании учеников в соответствии с программой, должны ими заучиваться в виде словесных формулировок или какого либо другого формального знания.
Речь идет о выработке соответствующих представлений и отношения к миру.

6
мами обращает их внимание и на другие, более частные требо вания: композиционную целостность и пропорциональность от дельных частей в предмете (основные закономерности гармо нии); функциональность (степень соответствия формы, цвета,
материала, декора основным функциям изделия); технологич ность (лаконичность конструкции, адекватность способов рабо ты). Однако все эти требования не формулируются в виде ака демических правил и, разумеется, не предназначены для формального заучивания. Они просто учитываются в изделиях.
При этом задания даются таким образом, чтобы сугубо ди зайнерские идеи по возможности рассматривались не только в художественно конструкторском, но и в духовно психологичес ком аспекте.
Основные содержательные компоненты программы третьего класса следующие:
Формы природы и форма вещей
Изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декоративно художественных изделиях и предметах утилитар но бытового назначения.
Композиции из природных форм; передача природных форм и образов в различных материалах: коллажи на темы при роды; оригами, образы животных; лепка животных по наблю дениям.
Стилизация природных форм в бытовых вещах: подбор де кора к изделию в соответствии с его формой на основе стили зации растительных и других природных мотивов.
Характер и настроение вещи. Гармония вещей
Целесообразность формы и декора в предметах быта. Про ектирование вещей определенного назначения с учетом конк ретных закономерностей и основных принципов дизайна.
Пригласительные билеты, поздравительные открытки; уб ранство праздничного стола (салфетки, посуда и пр.); украше ния для елки и для интерьера: игрушки, упаковки для подарков
(конструирование, стилизация, комбинированная работа); об ложка для книги (ткань, аппликация); записная книжка опреде ленного назначения (простой переплет).
Основные принципы и конкретные примеры стилевой гар монии. Варианты стилевого объединения в вещах (комплекты

7
предметов интерьера: кухонный комплект, сервиз, комплект ук рашений).
Новые материалы и технологии
Новые приемы разметки: работа с циркулем (построение окружности, развертки конуса, построение форм на основе кру га); построение прямоугольника с помощью угольника; комби нированное построение разверток с использованием разных инструментов.
Новые приемы обработки ткани и новые технологии шитья:
изготовление выкройки; раскрой парных деталей с припуском и без припуска; швы «назад иголка», стебельчатый, тамбурный.
Технология переплета. Простой переплет (книжка тетрадь в мягкой обложке).
Изготовление изделий из бисера. Чтение и составление про стейших схем.
Комбинаторика в формообразовании. Использование моду лей в формообразовании предметов.
Технология печати оттисков с матриц. Эстамп.
Наблюдения и опыты в третьем классе: аналогии вфор мах и конструкциях природы и созданиях человека (птица — са молет, рыба — подводная лодка, колючки репейника — застеж ка «репейник» и пр.); упорядоченное и строго закономерное строение объектов природы в соответствии с универсальными законами (семена в корзинке подсолнуха, чешуйки шишек, рыб,
лепестки и листья растений и пр.); целесообразность и красота этих закономерностей; наблюдение и изучение форм животных,
растений для последующего воссоздания их в изделиях.
Изучение образцов дизайна и декоративно прикладно
го искусства: коллажи; посуда на основе стилизованных при родных форм; декоративные предметы интерьера; декоратив ные игрушки и малая бытовая скульптура; стилизованные открытки и упаковки для подарков; комплекты предметов для кухни; сервизы; записные книжки; силуэтные изображения; из делия из бисера; эстампы.
Логические задачи и задания на пространственное
мышление аналогичны таким же задачам для 2 го класса, но выполняются на более сложном материале и более сложных кон струкциях.

8
К концу третьего года обучения учащиеся должны
знать
1
:
— что мир природы первичен по отношению к искусственно созданному миру вещей;
— что в создании предметного мира человек многое заим ствовал из природных конструкций, но очень многое еще оста лось им не раскрытым;
— что при изготовлении бытовых вещей на основе природ ных форм эти формы должны быть переработаны и изменены в соответствии с новой функцией — иначе впечатление от вещи будет нехудожественным и неприятным;
— что вещи, окружающие человека, обладают определен ным «характером» и «настроением», которое выражается в их форме и отделке;
— что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь дол жна соответствовать общей обстановке);
— что с помощью циркуля можно выполнить точные постро ения геометрических форм;
— что такое силуэтное изображение; что такое эстамп;
иметь представление:
— чем точнее человеку удается использовать в конструкции создаваемых им вещей идеи, подсказанные природой, тем бо лее удачными получаются его творения;
— о том, что для каждой вещи, создаваемой и используе мой человеком, существует одно общее требование: она долж на быть одновременно удобной в использовании и выразитель ной внешне (т.е. соответствовать формуле «красота + польза»);
— чем вычурнее вещь, тем уже область ее применения; уни версальные вещи отличаются строгостью и простотой;
— о приемах стилизации природных форм в вещах;
уметь:
— выполнять построение и разметку фигур с помощью цир куля;
— выполнять построение прямоугольника с помощью уголь ника и линейки;
1
Знания и умения, сформированные на предыдущих этапах обучения
(1 и 2 классы), здесь не обозначаются.

9
— оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
— выполнять швы «назад иголка», стебельчатый, тамбурный и использовать их при изготовлении изделий;
— изготавливать изделия из бисера по простым схемам; со знательно вносить изменения в схемы в соответствии с постав ленными задачами конструктивного и декоративного плана;
— придумывать и изготавливать несложные комплекты из делий по принципу стилевой гармонии;
— изготавливать изделия из папье маше;
— использовать комбинированные техники в соответствии с конструктивной или декоративно художественной задачей.

1 0
3. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНИКА
«НАШ РУКОТВОРНЫЙ МИР»
Учебник построен по блочно тематическому принципу. По этому в общем содержании выделены четыре основных блока,
или раздела, которые примерно соответствуют учебным четвер тям. В каждом блоке представлен цикл уроков по взаимосвязан ным темам, а в целом раздел имеет общую тему, которая выне сена в его название: 1) «Образы природы в творениях человека»;
2) «Характер и настроение вещи»; 3) «Красота и уют нашего дома»; 4) «Весна, весна на улице!».
Такая структура позволяет реализовать системный подход в освоении программного материала. Поскольку содержание знаний, получаемых третьеклассниками, становится все более разносторонним, а сами знания углубляются, их систематиза ция необходима для полноценного усвоения. В эту систему включается также вся сумма знаний, полученных ранее, — в пер вом и особенно во втором классе.
Помимо этого в содержании разделов учтен также и кален дарный принцип планирования уроков, который для начальной школы весьма актуален.
Таким образом, структура учебника в полной мере отражает именно общеобразовательный, культурологический смысл учеб ного предмета. Все «технологические» линии, разумеется, вклю чены в содержание учебника в полном объеме, но они играют подчиненную роль. С точки зрения освоения практических при емов, материалов и технологий деятельность третьеклассников разнообразна, характеризуется четко выдержанной последова тельностью в формировании действий и операций и представ лена работами более высокого технологического уровня, чем раньше. Однако в общей проблематике разделов технологичес кий принцип не выражен; он отражен лишь в поясняющих назва ниях частных тем — что еще раз подчеркивает служебную, а не глав ную роль практико технологических вопросов.
Первый раздел — «Образы природы в творениях человека».
Материалы данного раздела открывают одну из главных проблем всего курса — о первичности мира природы по отношению к миру вещей и о том, что человек в своих творениях учится у

1 1
природы. На новом, более высоком уровне познавательной де ятельности третьеклассники учатся анализировать формы, об разы, конструкции природы, внимательно их изучают и переда ют в своих изделиях. При этом они осваивают различные новые материалы и способы их обработки. Однако главный смысл этих уроков – обогащение и расширение сенсорного опыта учени ков, накопление и конкретизация знаний и впечатлений об ок ружающем мире.
Во втором разделе — «Характер и настроение вещи» — ос новной акцент перемещается на одну из центральных проблем всего курса художественно конструкторской деятельности (ди зайна) — проблему социально психологической информатив ности мира вещей. Разумеется, этих «мудреных» слов мы уче никам не говорим, однако на уровне, доступном их пониманию,
формируем соответствующие знания и представления. Эти зна ния расширяют и углубляют информацию, полученную во вто ром классе: каждая хорошая вещь должна соответствовать сво ему месту и времени. Для детей в этом смысле близки и понятны слова о том, что каждая вещь обладает определенным характе ром и настроением. Чтобы высветить эту проблему ученикам более ярко и «выпукло», для первых уроков четверти специально подобраны соответствующие изделия: не совсем обычные от крытки двух видов (открытка с окошком и фигурная открытка).
В чем состоит «секрет» нашего замысла? С одной стороны,
открытка представляет собой хорошо знакомую и достаточно привычную для каждого ребенка вещь. Поздравительные и при гласительные праздничные открытки широко используются практически в каждой семье, дети и сами уже неоднократно де лали подобные изделия в школе и даже в детском саду; таким образом, назначение и некоторые правила создания этой вещи им хорошо известны. С другой стороны, мы специально отобра ли открытки не классического вида, а с некоторыми художе ственными вольностями, так сказать, с претензией на необыч ность. Человеку с недостаточно развитым вкусом подобные изделия зачастую представляются более красивыми, чем обыч ная, классическая открытка. Дети, кстати, также очень часто предпочитают вычурные и замысловатые вещи более строгим,
«обыкновенным». Между тем подобные открытки (и другие та

1 2
кие же вещи) хороши и уместны лишь в определенных случаях и только при условии, что в них каждая деталь хорошо продума на, а все выдумки и художественные вольности не превратились в вычурность. В этом возрасте необходима ненавязчивая, но целенаправленная работа по формированию у школьников пра вильных эстетических представлений и хорошего вкуса. На по добных образцах, неизменно привлекательных для детей, очень удобно проводить такую работу.
Все остальные изделия, которые предусмотрены во второй четверти, также обладают ярко выраженным характером и на строением, поскольку они предназначены для новогодних праз дников: это оформление праздничного стола, сувениры, упаков ки к новогодним подаркам. В пределах всех этих уроков также уместно формировать у детей соответствующие знания и пред ставления о характере и настроении вещи.
Помимо этого во второй четверти продолжается освоение новых, более сложных приемов практической работы и новых технологий. Из перечня тем видно, что предполагается знаком ство с новыми видами ручных швов, а также обучение третье классников приемам разметки с помощью нового для них инст румента – циркуля. Вся эта разноплановая познавательная деятельность гармонично представлена в конкретных темах и изделиях данного раздела.
В третьей четверти продолжается освоение важнейшего содержательного компонента программы третьего класса, а именно — темы «Человек — Предмет — Среда». Вопросы о том,
каким должен быть «мир вещей», наполняются новым смыслом:
ученики не только продолжают знакомиться с конкретными пра вилами дизайна, но и осмысливают духовное, психологическое содержание предметного мира, который человек создает для себя. Наиболее удобно эту проблему рассмотреть на примере собственного бытового окружения, поэтому для учеников она сформулирована как «Красота и уют нашего дома». Именно для своего дома они изготовят некоторые полезные вещи и в ре зультате не только освоят новые технологии работы, но и заду маются о том, что мир вещей существует для человека, а не на оборот. Предусмотренные в данном разделе изделия могут быть хорошими подарками мамам к 8 Марта.

1 3
Как и прежде, при изготовлении бытовых вещей третьекласс ники руководствуются общим правилом: единства утилитарной и эстетической сторон в каждом предмете. На конкретных при мерах они убеждаются, что в хороших вещах эти две стороны неразрывны: красота всегда целесообразна, а удобство не про тиворечит внешней привлекательности. Специальной «дизай нерской» терминологии ученики не осваивают; главным по пре жнему является не формальное знание слов, а понимание сути.
Тем не менее в третьей четверти мы предлагаем некоторые спе циальные понятия: вводятся такие слова, как «стиль», «стиле вое единство», «стилевая гармония», «дизайнер», а также основ ное правило дизайна в виде формулы «КРАСОТА+ПОЛЬЗА».
Однако, как и прежде, эти понятия даются не для формального заучивания и последующей проверки, а, скорее, с целью обоб щения уже достаточно большой накопленной информации по ча сти требований и правил, которые соблюдаются в процессе со здания предметной среды. Кроме того, мы относим большинство из этих понятий не к узкоспециальным, а к общекультурным, по нимание этих слов необходимо, поэтому они должны войти хотя бы в пассивный словарь третьеклассников.
Говоря с учениками о стиле проектируемых вещей и их сти левом единстве, мы хотим, чтобы они задумались о неразрыв ной связи предмета с другими предметами и со средой в це лом; именно эта проблема предлагается для обсуждения в третьем разделе учебника.
Своеобразие содержания уроков 3 й четверти обусловлено также и тем, что в данный календарный период заметно снижа ются функциональные возможности организма. Физиологи от мечают, что в период с февраля примерно до конца марта у школьников существенно снижается работоспособность и, на против, повышается утомляемость. Все это послужило основа нием для исключения из содержания уроков заданий, требую щих особенно интенсивных умственных нагрузок, частого переключения внимания и пр. Основу учебной деятельности со ставляют такие виды работ, которые связаны с более монотон ным и длительным трудом, но зато и позволяющим не растра чивать нервную энергию. В третьей четверти много уроков по шитью.

1 4
Общее название уроков последней четверти года в учебни ке 3 класса — «Весна, весна на улице!». Это название отражает,
что в тематике уроков учтены и календарный принцип и, мораль ное состояние, настроение школьников в данный период.
Ближе к концу учебного года, примерно с апреля месяца,
работоспособность учащихся вновь возрастает. Тем не менее в этот период лучше предлагать им для выполнения более яркие,
необычные работы, привлекательные сами по себе. Разумеет ся, это не означает снижения познавательного и развивающего начала уроков. Третьеклассники продолжают осваивать новые технологии, а также учатся их творчески использовать. Они при сматриваются к объектам природы, сравнивая с ними свои ру котворные вещи. Отмечают изящество форм и цвета в природе,
учатся передавать их в декоративно художественных изделиях.
Кроме того, на уроках расширяются их представления о народ ных обычаях и традициях (в связи с соответствующими кален дарными датами и праздниками). Как и прежде, много внима ния уделяется развитию познавательных процессов.
Таким образом, структура и содержание учебника «Наш ру котворный мир» задают соответствующее направление в осво ении учениками программного содержания учебного предме та: они «заставляют» рассматривать сугубо дизайнерские идеи не только в художественно конструкторском, но и в духовно психологическом аспекте. В конце концов, гораздо более важ но, чтобы ученики задумались о нравственном, «человеческом»
смысле предметного мира, а не только о формальных требова ниях и о технологии изготовления тех или иных вещей.
По каждой теме в учебнике даются соответствующие мате риалы: тексты, инструкции, схемы, вопросы и задания, а также зрительный ряд из образцов изделий и предметов декоратив но прикладного искусства. Как и в учебниках для других клас сов, предлагаемый материал рассчитан на вариативный подход к изучению конкретных тем. Даже для уроков, на которых пред полагается организация работы учащихся по образцу, обычно выбирается не единственный образец для прямого копирова ния, а возможные варианты изделия (что позволяет организо вать полноценный анализ конструкции, выделить в ней наибо лее существенные компоненты и помогает формировать

1 5
вариативность и гибкость мышления у учеников). Кроме того,
обширный и разнообразный зрительный ряд вызывает у школь ников интерес, повышает уровень понимания темы.
В содержании учебника к отдельным темам предлагаются также фрагменты литературных текстов: стихи или проза. Это не просто «украшения» книги, а необходимые дополнения к те мам, в которых желательно усилить духовно эмоциональное впечатление от изучаемого материала.
Информация более общего вида, относящаяся к проблема тике всего учебного года, а также справочная информация типа общих памяток вынесена на форзацы. К ней учитель может об ращаться по мере необходимости не один раз.
В целом отобранное и структурированное таким образом содержание учебника направлено на оказание учителю помощи при подготовке к урокам, а также на создание условий для пол ноценной работы учеников.

1 6
4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ К УЧЕБНИКУ
«НАШ РУКОТВОРНЫЙ МИР»
Тетрадь является дополнением к учебнику. Ее использова ние в учебном процессе не является строго обязательным, по скольку образовательный стандарт обеспечивается содержани ем учебника. И все таки тетрадь поможет организовать более разнообразную работу третьеклассников на уроке, а также луч ше связать занятия практическим трудом с другими учебными предметами.
Использование тетради облегчает подготовку учителя к уро кам и их проведение. С помощью тетради учителю значительно проще организовать проектную, конструкторскую деятельность учащихся, а также дифференцированно строить их работу на уроке с учетом различных уровней практической и теоретичес кой подготовки.
Задания в тетради разработаны в соответствии с аналогич ными темами учебника — как по содержанию, так и по характе ру познавательной деятельности учеников в пределах прохож дения темы. Однако это не означает, что содержание работы,
предложенное в учебнике, в тетради просто повторяется. На против, при сохранении сути задания оно дается в другом виде.
Это расширяет вариативность и разнообразие подходов к его вы полнению, а также позволяет подойти с разных сторон к реше нию поставленной задачи (и, следовательно, лучше ее понять).
В тетради представлены задания как рационально логичес кого, так и художественного характера.
В соответствии с общей методической линией, заложенной в программе, задания тетради обеспечивают сочетание репро дуктивной и поисковой познавательной деятельности. Работ,
предполагающих механическое изготовление поделок, в ней не предусмотрено.
Что касается учеников, то рабочая тетрадь во многих случа ях заметно облегчает им понимание и выполнение заданий, дан ных в учебнике.
Например, в необходимых случаях рабочие листы частично или почти полностью оформлены художником. Такая помощь

1 7
предложена отнюдь не с целью традиционной «экономии» вре мени для того, чтобы за урок учеником непременно было выпол нено то или иное изделие. Это, как правило, обучающая под сказка, необходимая начинающему мастеру: она задает соответствующий уровень работы и направляет учебно поиско вую деятельность. Однако, как сказано в обращении к ученикам в начале тетради, подобную подсказку нужно еще правильно по нять и грамотно использовать — а это тоже творчество. Таким образом, вся вспомогательная информация, дополнительная помощь в создании изделий и пр. в рабочей тетради тщательно дозирована в расчете на активизацию познавательной деятель ности учеников, а отнюдь не на упрощение их работы на уроке.
В тетради довольно много заданий, предполагающих выпол нение рисунков, чертежей, эскизов или схем. В этих случаях для них не только отведено соответствующее место, но при необхо димости дана и направляющая разметка или другие вспомога тельные рисунки и построения. Их характер и содержание раз работаны также с учетом особенностей познавательной деятельности школьников.
К каким то темам в тетради дано больше заданий, к каким то меньше. Сложность предлагаемых заданий также неодина кова. Разумеется, не следует гнаться за тем, чтобы выполнить абсолютно все задания по каждой теме да еще при этом обяза тельно уложиться в урок. Среди разных заданий можно найти наиболее подходящие для каждого класса и для каждого ученика.
Тетрадь снабжена Приложением, в которое включены спе циальные материалы для вырезания необходимых заготовок и изготовления изделий.
Листы Приложения следует предварительно вынуть из тет ради, сняв скрепки.
Для того чтобы из размеченных в тетради заготовок можно было изготовить разные варианты изделий, эти заготовки чаще всего сделаны двусторонними, так что, используя разные их сочетания, можно выполнить довольно большое количество ва риантов одного и того же изделия.
Тетрадь может быть использована и как самостоятельное учеб ное пособие, например, для организации творческой деятельно сти учеников в группе продленного дня или в кружковой работе.

1 8
5. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ
В третьем классе приемы работы над изделиями становятся заметно сложнее, поэтому на каждое из них требуется довольно много времени. Следует заметить, что само по себе освоение этих приемов оказывает на третьеклассников развивающее воздей ствие, поэтому не стоит пренебрегать качеством работы. Как и на предыдущих ступенях обучения, необходимо создавать такие условия, чтобы школьники приучались выполнять изделия тща тельно и на хорошем уровне; в третьем классе это особенно важ но, поскольку идет интенсивное формирование эмоционально волевой сферы личности, а также оценки и самооценки. Не имеет смысла поступаться ни развитием интеллектуально творческих способностей, ни практических умений школьников. В связи с этим целесообразно предоставить ученикам возможность прой ти весь (или почти весь) технологический процесс изготовления изделия самостоятельно.
Чтобы обеспечить необходимое качество работы, не следу ет торопиться и торопить детей; не надо гнаться за тем, чтобы в результате каждого урока обязательно получилась «поделка».
В конце концов, для хорошего, качественного выполнения тех изделий, которые входят в программное содержание, даже хо рошо подготовленному взрослому человеку времени урока было бы недостаточно, а тем более ученику третьего класса.
Следует также учесть, что в третьем классе школьники не просто изготавливают изделия, а усваивают определенные зна ния о предметном мире, о его взаимосвязях с миром природы,
о правилах создания красивых и удобных вещей. Соответствен но этому значительное время на уроках отводится ознакомле нию с образами и конструкциями природы, с произведениями декоративно прикладного искусства, а также обсуждению свя занных с этим проблем.
Как всегда, параллельно с приобретением новых знаний и умений большое внимание уделяется развитию у школьников познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения,
мышления и речи). С этой целью в задания к урокам включены соответствующие задачи на размышление, пространственное

1 9
представление, выделение главного, запоминание и т. д. Мно гие задания требуют проявить смекалку, догадку, инициативу и творчество.
Каждое изделие выполняется учениками не путем механи ческого следования инструкции, а продумывается ими в соот ветствии с определенными требованиями, которым должна от вечать вещь. В связи с этим на уроке значительное место отводится предварительным, или текущим, или итоговым обсуж дениям. Все эти обсуждения фактически обеспечивают на каж дом уроке неформальную проектную деятельность учеников.
С этой целью не упустите из виду вопросы и информацию, кото рые даются к уроку помимо технологических инструкций.
В заданиях, связанных с конструированием, могут быть до полнительные задачи, направленные на развитие конструкторс кой мысли или даже просто на лучшее понимание предлагаемой конструкции. Они не менее важны, чем работа по изготовлению поделки.
При этом мы не должны забывать, что имеем дело с урока ми практического труда, а значит, в их структуре и содержании нельзя допускать перекосов в сторону «длинных разговоров» в ущерб практической работе над изделиями. Все обсуждения
и сообщения должны быть уместными, необходимыми для
осмысленной и творческой работы учеников.
Несколько расширенные беседы и обсуждения вы встрети те в наших примерных сценариях тех уроков, которые связаны с творческим замыслом и поиском какого то художественного образа. Однако эти беседы носят не формальный «вопросно ответный» характер, а всегда являются эвристическими: они необходимы для развития воображения, а также для сознатель ного отбора и использования учениками материалов и спосо бов работы. В таких обсуждениях и сообщениях учителя каждое слово строго выверено. Заметьте, что именно в этих структур ных компонентах урока осуществляется настоящая интеграция
с другими учебными предметами, которая также лишена всяко го формализма. Вместе с тем в содержании учебника и в наших примерных разработках абсолютно исключены непродуктивные разговоры и так называемые «элементы занимательности», а также формальная «интеграция» (наподобие справочных сведе

2 0
ний или вопросов, более уместных в других учебных дисципли нах, и пр.), которая лишь отвлекает учеников от существа рабо ты на уроке. Все подчинено основным задачам учебного пред мета и конкретного урока.
Как и на предыдущих ступенях обучения, мы рекомендуем использовать гибкую структуру урока, в которой обсуждения гармонично сочетаются с практической работой. С этой целью вся словесная и визуальная информация необязательно долж на даваться единым блоком; целесообразнее делить ее на час ти, соответствующие компонентам познавательной деятельно сти на уроке. Это позволяет исключить переутомление учеников и поддерживать все познавательные процессы в активном со стоянии. Часть информации имеет смысл вынести на итоговое обсуждение — так школьникам проще бывает сделать необхо димые обобщения по теме.
С учетом важности и сложности той темы, которую ученики осваивают в течение учебного года («От мира природы — к миру вещей»), мы считаем необходимым выделить в начале года один урок специально для обсуждения основных вопросов общей темы. Это позволит учителю на последующих уроках раскрывать все частные проблемы данной темы именно как части единой системы. В этом обсуждении ученики не пассивны, они работа ют с учебником, учатся размышлять, анализировать, обобщать,
формулировать свои мысли — т. е. осуществляют активную по знавательную деятельность.
Особого, но уже несколько иного внимания потребуют так же и уроки, посвященные работе с тканью. Их основная труд ность — монотонность работы и большие по сравнению с дру гими изделиями затраты времени.
Очень важно, чтобы для работы по шитью ученикам были со зданы комфортные условия. Слишком жесткие ограничения вре мени нежелательны, ибо они могут провоцировать стресс. При ступая к подобным изделиям, школьники должны знать, что работа над ними рассчитана на несколько уроков. Поскольку тщательность выполнения каждой работы приобретает особый образовательный и воспитательный смысл, лучше потратить на нее побольше вре мени и, если это потребуется, распределить на большее число уро ков, но всегда стремиться к наилучшему качеству.

2 1
В методическом плане организация работы по шитью также может быть несколько своеобразной — с учетом ее монотонно сти. Во всяком случае, когда уже не требуются пояснения и по мощь в выполнении работы, учитель может, например, почитать классу интересную книгу или включить для прослушивания хо рошую музыку.
Основной цикл уроков работы с тканью сосредоточен в тре тьей четверти не случайно. Нелишне вспомнить, что именно на данный период в народе приходились многочисленные «зимние рукоделия» и что в процессе подобных работ принято было про водить всевозможные «беседы» и прочие мероприятия — что как раз и скрашивало однообразие и монотонность.

2 2
6. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
Ниже приводится примерный тематический план на учебный год, составленный с учетом содержания последнего издания учебника (2004 года). Предлагаемый вариант планирования уро ков является примерным, поскольку ситуация с данным учеб ным предметом остается недостаточно определенной и в раз ных школах реально могут быть разные условия. Наш план составлен из расчета двух часов в неделю. В иной ситуации учи тель может как увеличить это время (например, за счет внеуроч ной работы и пр.), так и уменьшить его при необходимости. Ма териалы учебника рассчитаны на вариативный подход. В любом случае главным требованием остается основательность в изу чении основных компонентов программы и тщательность в ра боте над изделиями.
Разумеется, все это требует времени, поэтому мы еще раз повторим рекомендацию, которая уже звучала в наших пособи ях ранее: учителю лучше взять для работы в течение четверти меньше изделий по количеству, но постараться отработать на них необходимые умения и сформировать у учеников общеоб разовательные знания. Материалы учебника предоставляют для этого хорошие возможности, обеспечивая учителю большой выбор изделий по одной и той же теме. Например, по теме «Об разы природы и творения человека» предлагаются два основ ных варианта изделий: композиция в комбинированной технике
«Сказочная птица» и композиция в технике коллажа из ткани со свободным выбором тематики. По каждому из этих изделий, в свою очередь, можно выбрать любой из предложенных в учеб нике вариантов: сказочную птицу можно выполнить из бумаги,
природных материалов, кусочков ткани и пр.; для коллажа мож но взять любой сюжет (натюрморт, пейзаж, сюжетную картинку и пр.). Технику коллажа из ткани можно применить к созданию композиции «Сказочная птица», тогда вместо двух изделий мож но выполнять одно, но побольше над ним поработать. В нашем примерном планировании на оба изделия отводится 5 часов;
соответственно они могут быть потрачены на выполнение од ного изделия. В таких больших работах для третьеклассников

2 3
есть особый смысл, т. к. важно обеспечить им возможность вы полнить изделие осмысленно и качественно. При этом за время работы они овладевают довольно большим объемом информа ции и хорошо ее усваивают.
К Новому году и Рождеству ученики могут изготавливать довольно большое количество сувениров. В связи с этим изде лия, не вошедшие в урочную работу, можно изготовить в круж ках, на занятиях по интересам, а также дома. Инструкции в учеб нике и особенно материалы в рабочей тетради рассчитаны и на самостоятельную работу учеников.
Таким образом, ориентируясь на наши рекомендации, учи тель может сам определить, как лучше распределить часы, пре дусмотренные для этого учебного предмета, в течение четвер ти и года.
Примерный тематический план на учебный год
I четверть. Формы природы и форма вещей; 16 час.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей