Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ Чудова Светлана Викторовна, МАДОУ № 39 (Сухой Лог, Россия) Индивидуальная программа составлена на основании рабочей программы группы общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни и рабочей программы учителялогопеда. Рабочие программы разработаны на основе целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом психофизических особенностей детей дошкольного возраста, в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС, Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 ) и условиям ее реализации, с учетом специфики социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс, отраженных в «Примерной региональной программе образования детей дошкольного возраста». Сведения о ребенке ____________________________________________________________________________________ Характеристика деятельности: Навыки самообслуживания, внешний вид _______________________________; Игровая деятельность _______________________________________________; Конструктивная и графическая деятельность ___________________________; Отношение к занятиям ______________________________________________; Темп деятельности __________________________________________________. Сформированность умений и навыков в соответствии с программой ДОУ Формирование элементарных математических представлений: ______________________________________________________________________ Представление об окружающем мире: ______________________________________________________________________ Речевое развитие. _______________________________________________________________________ Личностные особенности: ______________________________________________________________________ Заключение ___________________________________________________ Цель коррекционо-развивающей работы своевременное выявление, устранение нарушений компонентов речевой системы. Содержание программы Исходя из индивидуальных особенностей развития ребенка целесообразно в рамках коррекционо - образовательного процесса использование комплексного подхода. Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие. Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Реализация принципа комплексности предусматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей. Работой по разделу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями. Календарно-тематическое планирование № Месяц Сроки Неделя Тема 1 Сентябрь 1.09-5.09 1 Диагностика 2 8.09-12.09 2 Диагностика 3 15.09-19.09 3 Индивидуальные занятия по уточнению артикуляционного уклада 4 22.09-26.09 4 Индивидуальные занятия по уточнению артикуляционного уклада 5 Октябрь 29.09-3.10 1 Осень. Осенние периоды. 6 6.10-10.10 2 Осень. Деревья осенью. 7 13.10-17.10 3 Овощи. Огород. 8 20.10-24.10 4 Сад. Фрукты. 9 27.10-31.10 5 Лес. Грибы. Ягоды. 10 Ноябрь 3.11-7.11 1 Перелетные птицы 11 10.11-14.11 2 Человек. Семья. 12 17.11-21.11 3 Осенняя одежда. Обувь. Головные уборы. 13 24.11-28.11 4 Посуда. 14 Декабрь 1.12-5.12 1 Зима. Зимние месяцы. 15 8.12-12.12 2 Зимующие птицы. 16 15.12-19.12 3 Дикие животные. 17 22.12-26.12 4 Новый год 18 29.12-31.12 5 Повторение 19 Январь 6.01-9.01 2 Повторение 20 12.01-16.01 3 Домашние животные. 21 19.01-23.01 4 Домашние птицы. 22 26.01-30.01 5 Игрушки. 23 Февраль 2.020-6.02 1 Профессии. 24 9.02-13.02 2 Транспорт. Профессии на транспорте. 25 16.02-20.02 3 День защитника Отечества. 26 24.02-27.02 4 Мебель 27 Март 2.03-6.03 1 Весна. Мамин день. 28 9.03-13.03 2 Комнатные растения. 29 16.03-20.03 3 Зоопарк. 30 23.03-27.03 4 Морские, речные и аквариумные обитатели. 31 Апрель 30.03-3.04 1 Наша страна. Наш город. 32 6.04-10.04 2 Насекомые. 29 13.04-17.04 3 Цветы. 30 20.04-24.04 4 Космос. 31 27.04-30.04 5 Перелетные птицы весной. 32 Май 4.05-8.05 1 День Победы 33 11.05-15.05 2 Времена года. Лето. 34,35 18.05-29.05 3,4 Диагностика. Коррекционный компонент
Перспективный план логопедической работы с ______________________________ на ____ – ____ учебный год Логопедическое заключение: ОНР III уровень. Коррекционо - развивающая работа начинается с середины сентября, после завершения обследования. Проводится два раза в неделю. Вся индивидуально-подгрупповая работа делится на несколько этапов: I. Подготовительный тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной коррекционной работе: вызвать интерес к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков; в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики; II. Формирование правильного звукопроизношения -устранение дефектного звукопроизношения; - развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; Виды коррекционной работы на данном этапе: 1. Постановка звуков: шипящие Ш, Ж, Щ→соноры Л, ЛЬ, Р, РЬ. Способ постановки смешанный. 2. Автоматизация звуков в слогах. 3. Автоматизация звуков в словах. 4. Автоматизация звуков в предложениях. 5. Дифференциация звуков: Ш – Ж,Ш-С, Ж-З, Щ – СЬ, Л – ЛЬ, Р-РЬ, Л – Р 6. Автоматизация звуков в спонтанной речи. III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа параллельно с коррекцией звукопроизношения. различение на слух звуков; определение места звука в словах; выделение первого гласного звука в слове; выделение первого согласного звука в слове; выделение последнего гласного в словах; выделение последнего согласного в словах; называние звуков по порядку в трехбуквенных и четырехбуквенных словах. IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. «Что изменилось?» «Чего не стало?» «Четвертый - лишний» V. Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам расширение словаря существительных, прилагательных, наречий; называние детенышей диких и домашних животных; умение подбирать прилагательные к существительным, заменять слово другим со сходным значением. VI. Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов называние, запоминание слов со стечением согласных; называние, запоминание слов со сложной слоговой структурой. VII.Совершенствование грамматического строя речи формирование умения употреблять существительные в единственном и множественном числе (пень-пни, рот-рты и т.д.); употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа; согласование слов в предложении; согласование имен числительных с именами существительными; употребление в речи несклоняемых существительных; работа с предлогами: «над», «под», «за», «из-за», «из-под»; работа с предлогами. Дифференциация предлогов; формирование умения образования притяжательных прилагательных от существительных. VIII. Развитие связной речи на базе правильно произносимых звуков совершенствование диалогической формы речи; развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы; развивать умение (по плану, по образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картинки с последовательно развивающимся действием; развитие умения составлять рассказы из личного опыта. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей Взаимодействие логопеда с воспитателями осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционноразвивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания. В календарных планах воспитателей в начале года логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Логопед исправляет нарушения речи Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе Подготовительный этап Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у ребенка движения и положения органов артикуляционного аппарата. Этап появления звука Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания. Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи) Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы. Воспитатель по заданию логопеда закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал. Рабочая программа составлена совместно с учителем логопедом на основании программы: 1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 2. Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СП., 2015. перейти в каталог файлов
|