Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Охрана речи


Скачать 34.04 Kb.
НазваниеОхрана речи
Дата18.01.2020
Размер34.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат поедупреждение реч наруш.docx
ТипЗадача
#66362
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Введение

Профилактика нарушений речи, так же, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребёнка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. К сожалению, иногда всё же не удаётся полностью предупредить возникновение речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся. Именно на эту сторону вопроса нам хотелось бы обратить особое внимание родителей: надо приложить все усилия к тому, чтобы своевременно выровнять положение дел и уж во всяком случае его не усугубить. С этих позиций мы и подходим к освещению вопроса. Проследим поэтапно (как бы по ходу развития ребёнка) содержание профилактических мероприятий.


 


Охрана речи

Поскольку многое в развитии ребёнка может предопределить наследственность, то будущим родителям нужно очень серьёзно подойти к этому вопросу. При наличии особо неблагоприятной наследственности по материнской или отцовской линии необходимо обратиться за консультацией к специалистам, после чего тщательно взвесить все «за» и «против».

Очень отрицательно сказываются на будущем ребёнке возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации, тем более если они приобретают затяжной характер. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки. Нет таких житейских проблем, которые были бы важнее нервно-психического здоровья ребёнка и полноценности его речи — это в конечном итоге всегда осознаётся всеми родителями, но нередко такое осознание приходит слишком поздно...

Что касается профилактики речевых нарушений, то она складывается в основном из таких двух моментов:

- забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов.

- забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.

Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:

- предупреждение ушибов в области головы;

- предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);

- охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.

Охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:

а) предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;

б) исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щёку во время сна (последнее может повести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);

в) раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);

г) своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба;

д) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4—5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка).

Охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряжённая речь и т. п.).

Охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания, борьба с аскаридами и т. д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь — заикания.

Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем:

обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребёнка людей);

поощрение лепета ребёнка мимикой радости;

воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком начиная с первых дней его жизни;

медленное и чёткое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку «приступить» к постепенному овладению речью;

отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;

приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;

систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;

полное исключение случаев «сюсюкания» с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания;

занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;

развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

Если несмотря на принятые профилактические меры случилось так, что в период беременности, родов или раннего развития ребёнка какие-то неблагоприятные факторы всё же имели место, то не нужно думать, что у Вашего ребёнка обязательно появятся расстройства речи. Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огромная и ничем не заменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растёт и развивается ребёнок. Если же эти условия оставляют желать лучшего, то на компенсацию рассчитывать не приходится, скорее наоборот — уже имеющиеся отклонения в развитии можно усугубить. Таким образом, если у Вас не всё благополучно обстояло с протеканием беременности, родов или самого раннего периода развития ребёнка, то нужно, не впадая в панику, приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить возможно более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребёнка.

Не менее важное значение имеет и своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации при поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определённых мозговых структур и нормализации имеющихся в них патологических процессов. В подавляющем большинстве случаев все это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно смягчить негативное влияние имевшихся вредностей на весь ход дальнейшего развития ребёнка.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном виде профилактики — о профилактике рецидивов (возвратов) речевых расстройств. Такие рецидивы речевых нарушений могут иметь место в случае недостаточно прочного закрепления результатов логопедической работы или при особо неблагоприятных жизненных ситуациях, срывающих механизмы компенсации. Из всех случаев речевой патологии такие рецидивы чаще всего наблюдаются при заикании. Здесь важно понимать, что вновь воспитанный навык правильной речи является ещё очень непрочным и поэтому для его полной автоматизации необходимо определённое время и непрерывная работа по закреплению. Даже при нарушениях звукопроизношения может произойти возврат к старой дефектной артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная. По этой причине и после прекращения логопедических занятий родители должны в течение некоторого времени проводить с ребёнком специальные упражнения и осуществлять контроль за его речью. На заключительном занятии логопеды обычно обязательно дают такие рекомендации, но, к сожалению, некоторые родители недооценивают их важность.

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.
            Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
Они не соответствуют возрасту говорящего;
  • Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и      выражением незнания языка;
  • Связаны с отклонениями в функционировании      психофизиологических механизмов речи;
  • Носят устойчивый характер и самостоятельно не      исчезают;
  • Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее      психическое развитие ребенка;
  • Требуют определенного логопедического воздействия в      зависимости от их характера.

    Причины нарушений речи:  

             

      Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко. Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности), токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др. Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.). Не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения.
    Основные причины речевых нарушений – это:
      Соматическая ослабленность;
    1. замедленное психофизическое развитие;
    2. отягощенная наследственность, травмы;
    3. неправильное строение органов речевого аппарата;
    4. невнимание к речевому развитию детей в младшем       возрасте;
    5. двуязычие в семье и др.
           В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы. Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:
      1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

      Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:
      Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
    6. Нарушение умственных действий по звуковому анализу      и синтезу слова.
      2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточнаясформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.
      3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
      Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:
      Замена звука на более простой по артикуляции
    7. Нестабильное использование звука в речи
    8. Искаженное произношение звука
         У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.

           Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.
      4. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.
      5. Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.

         Как вести себя с заикающимся ребенком:
      не стоит обращать особое внимание ребенка на      речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация      на дефекте может привести к нежелательным последствиям;
    9. ни в коем случае не    связывайте неудачи ребенка с его речевым
           дефектом;                                                                        
    10. объективно подчеркивайте достоинства своего      ребенка;
    11. поощряйте его общение с другими детьми;
    12. не стоит напоминать ребенку о      психических травмах и неприятных переживаниях;
    13. обратите внимание на чередование      периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.
          

      Профилактика речевых расстройств
      Профилактика нарушений речи, так же, как и про
      После рождения ребёнка необходимо внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отклонение от нормального хода развития.
      Профилактика непосредственно ре­чевых нарушений в раннем возрасте склады­вается в основном из таких двух моментов:


    14. Решение первой из названных задач

      конкретно выражается в следующем:
      предупреждение ушибов головы;
    15. охрана артикуляторных органов, состоящая в сле­
    16. исключение случаев сосания пальца или посто­
    17. раннее протезирование зубов в случае их преж­девременной потери, поскольку потери зубов у детей вызывает значительную деформацию со­седних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
    18. своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются y ребенка;
    19. Забота o правильном речевом развитии ребенка
      должна выражаться в следующем:
      обеспечение благоприятного речевого окружения
    20. поощрение лепета ребенка мимикой радости;
    21. отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на нена­
    22. приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника поскольку зрительное воспри­ятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;
    23. занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, a также предупреждает невнятность речи;

    24. Заключение



    25. перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей