Содержание Введение Основная часть Возникновение танца Сущность и понятие хореографии Хореография как вид искусства Индивидуальное задание Детская хореография Заключение Список использованной литературы
Введение
История искусства танца уходит в седую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков через движение. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказывается могущественней, и поэтому язык танца многонационален и понятен всем. Сначала человечество вкладывало в танце свои представления и верования - танец был обрядом.
В пляске человек выманивал у неведомых богов счастливую охоту, обильный урожай, спасение то недугов. Такие обрядовые танцы по сей день можно увидеть у некоторых первобытных племен Австралии или Американских индейцев
Шло время, человечество все энергичнее открывало тайны мироздания, и танцы утрачивали свое первоначальное «магическое» предназначение. Теперь в них выражались свойственные народу вольнолюбие, жизнерадостность, оптимистическое восприятие реального мира. Возродилось целое искусство - хореография. Она, по существу, не имеющая системы записей движений, передавала устно, как эстафету, все ценное и наиболее выразительное, что было на протяжении ее истории.
Как сокровищницу творческой фантазии хранят и передают народы следующим поколениям свои национальные танцы. Они создавались и выкристаллизовывались на протяжении новых веков.
В обработанном виде национальные танцы переходили на паркеты: танцевала знать на придворных балах. Танцевали актеры в интермедиях, чтобы «внести оживление» в ход серьезных драматических и оперных представлений. Сценический танец обогащался техникой, идущей от актеров, акробатов, скоморохов. Так, более четырех веков назад родилсябалет.
Поскольку зарождение танца относится к истокам человеческой культуры, а возможность систематизировать все огромное количество движений появилось только в 17 веке, можно сказать, что такой длительный путь развития и тщательный отбор выразительных средств говорят об объективной эстетической ценности и жизненности этого искусства.
Возникновение танца
Подобно возникновению пещерной живописи, начальной целью возникновения танцев было сопровождение древних ритуалов. Первые уроки танцев стали частью обрядов посвящения. В то же время, танцам никогда не было чуждо подсознательное стремление к получению удовольствий. Этому, в немалой степени способствовали повторяющиеся движения, которые (в сочетании с ритмом бубнов и других древних ударных инструментов) были способны привести танцующих в экстатическое состояние.
Будучи основой танца, ритм является и формообразующим элементом музыки. Таким образом, общее ритмическое начало изначально связывало музыку (и пение) с танцем. С древних времен оба вида искусства выступали в качестве неотъемлемой составляющей магических ритуалов.
Одна из гипотез о происхождении танца - танец произошел из-за необходимости первобытных людей в общении, передачи какой-либо жизненно важной информации. Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Первобытные пляски обязательно имели четкий смысловой стержень, включали пантомиму, элементы подражания. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Познавая мир, человек пытался имитировать (подражать), играть. В играх отражались чувства человека, стремление к счастью и т.д. Имитация окружающего явилась основой танцевального искусства. Первобытный танец возник из эмоций и был напрямую связан с острейшими переживаниями. Эстетическое переживание, эмоции, своеобразное «художественное чувство», пережитые многократно первобытным человеком, постепенно развилось, усовершенствовалось, превратилось в одну из существенных человеческих потребностей. ДревнегреческийфилософПлатон указывал, что человек отличался от животного осознанным чувством гармонии. Но человек не просто имитировал, отбирал отдельные движения, детали – он их стилизовал. Это первичная танцевальная лексика. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Первобытный человек жил в постоянном страхе перед могуществом стихийных сил природы, которые могут то принести ему благо, то причинить зло. Он обожествлял их, пытался умилостивить своих многочисленных богов. Для человека первобытного общества танец - это способ мышления и жизни. Это можно проследить и в наскальных рисунках, и орнаментах, и в древних плясках, языческих играх и обрядах. Среди первобытных танцев преобладали ритуальные танцы, к которым относятся охотничьи и военные. Это мужские танцы. Охотничьи танцы. Охота давала пищу и одежду, развивала у охотников смелость и находчивость. Вот почему охотничья пляска стала первой пляской первобытного человека. В этих древнейших плясках были сюжеты из сцен охоты, игры в птиц и зверей. Древнейшие люди умели мастерски копировать повадки животных, как бы перевоплощаясь в них в танце. Такое перевоплощение, по их мнению, помогало набраться храбрости, выносливости, свойственной тому или иному животному. У каждого племени было свое священное животное, которому покланялись, в честь которого танцевали. В охотничьих танцах человек подражал то движению зверя, то охотника, причем, изображался обязательно знакомый всем зверь. Задача этих танцев ясная и простая: магически воздействовать на результаты охоты, т.е. задобрить божество, укрепить уверенность охотника в себе, запугать преследуемое животное, - и таким образом одержать победу, добыть себе и племени пищу. Бешеные скачки, имитация повадок зверя, устрашающие крики и притопывания создавали, как бы мы сказали теперь, условную картину охоты. Охотничьи танцы являлись своего рода репетицией охоты. В охотничьих плясках мужчины учились выслеживать зверя, маскироваться, тренировали свою наблюдательность, то есть в танце происходила психологическая и физическая подготовка, что способствовало удаче в охоте.
Здесь проявляется утилитарность танцевального искусства (утилитарность – действие, связанное исключительно с практической выгодой, пользой). Человек верил в то, что танец действительно помогает ему в осуществлении этой важной части жизни. Одновременно с этой утилитарной задачей рождалось и эстетическое переживание, как у «актера» (танцующего), так и у зрителя (смотрящего). Военные танцы. У первобытных народов было много воинственных плясок. Они были «игрой» в предстоящую войну, своеобразной репетицией ожидаемых событий. Это тоже своего рода охота – охота на человека. В жизни первобытного человека присутствовали борьба за землю, за стада скота и т.д. По численности они уступали только охотничьим пляскам. В дальнейшем, воинственные танцы получили свое развитие в искусстве Древней Греции, Рима. Военные танцы подразделяются: до боя и после боя. Цель танцев, исполняемых перед боем, поднять боевой дух воинов, настроить их на битву. Танцы, исполняемые после боя, могли быть победными или печальными - оплакивать погибших. К этой же группе относились танцы пленных. Многие военные пляски исполнялись с оружием в руках. Существовали военные пляски, имитирующие бой, т.е. - борьба с воображаемым противником. Ритуальные пляски объединяли соплеменников, вдохновляли на достижение общей цели. Постепенно танец становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний.В первобытнообщинном обществе можно выделить четыре основных обряда: свадебные, рождение ребенка, инициация (совершеннолетие), похоронные (погребальные). Нередко танец был основан на воспроизведении движений, соответствующих роду деятельности, трудовым процессам – ловля животных, гребля, обработка земли, сбор плодов. С образом женщины были связаны образы огня и продолжения рода. Помимо женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ полезного для племени растения. Основу первобытных танцев составляли магия и ритуал. Движения, совершаемые в ходе ритуального действия, всегда были как - то направлены, имели строго определенную цель. Танец здесь выступал как средство приведения себя в специфическое, отличное от бытового состояние. Есть общая характерная черта в исполнении танцев древности – экстатичность, т.е. искренняя убежденность во всесилии танца, его полезности. У ритуальных и обрядовых танцев нет четкого разделения между зрителем, исполнителем и создателем. Как правило, ритуальные танцы исполнялись в кругу. В первую очередь это связано с магическим смыслом: культ Луны и Солнца, взывание к плодородию, благополучию. С другой стороны это самая удобная форма исполнения массового обрядового танца, так как в этих плясках участвовали все. Кроме круга для древних танцев характерно положение каре. Самое распространенное движение в танцах древности - топанье, возможно, потому, что оно заставляло землю трепетать и покоряться человеку. В качестве аккомпанемента использовались хлопки в ладоши, удары ног, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов. Это обращение к божеству, желание пляской умилостивить своих многочисленных богов. Характерная черта древнего периода – наличие шаманов – профессиональных танцовщиков.
Сущность и понятие хореографии.
Танец– это вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Что такое хореография? Что мы подразумеваем под этим словом? Многие считают, что хореография – это танец, или хореография – это балет. Вначале, хореографией именовалась система условных знаков для записи танцев (этот термин был введен в 1700 году французским учителем танцев Раулем Фейе). Термин «хореография» происходит от греческого «choreia» – пляска и «grapho»- пишу. То есть, первоначальное значение слова – запись танца. Позже смысл этого слова стал значительно шире, и понятие хореография в настоящее время включает в себя все то, что относится к понятию танца: и профессиональный классический балет, и народные танцы, и бальные танцы, и модерн. С конца 19 века термин хореография – это танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях. С другими видами искусств хореографию объединяет задача отражения жизни, раскрытия богатства и многообразия внутреннего мира человека. Однако, если литературе служит слово, музыке – звуки, живописи – краски, то хореография пользуется всем богатством пластической выразительности человеческого тела, его безграничными возможностями.
Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Истоки танцевальной образности коренятся в движениях человеческого тела, имеющих обобщающее значение. Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ.
Для того чтобы из простых движений человека получился танец – этого мало. Танец включает в себя два элемента: движение и ритм. Ритм – (греч.) - стройность, соразмерность. Ритм в хореографии – это строго закономерное чередование движений человеческого тела. В процессе труда человек выполнял движения, которые повторяются через определенные промежутки времени. Гребец опускает весла в воду – гребет, сеятель, шагая размеренно, разбрасывает семена в поле. В определенном ритме косит крестьянин, колет дрова лесоруб и т. д. Ритм этот может замедляться или ускоряться, однако во всех случаях и при всех обстоятельствах человек находит тот ритм, который в данных конкретных условиях обеспечивает наибольшие результаты трудовых усилий. Возникновение чувства ритма в процессе работы ускорило появление танца.
Хореография как вид искусства
Танец – искусство, развивающееся во времени, способное выражать не только состояние, но и поступки, действия. Танец организован в пространстве. Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии. В ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные различным темам и историческим событиями в жизни народа. С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете, на льду, иногда - в драме. Любой начинающий хореограф может соприкоснуться к специфике всех этих видов хореографии. Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет. Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое.
Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.
Взрослая и детская хореография имеет три раздела: народный, бытовой (или как его еще называют бальный) танец и профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет.
Индивидуальное задание
Детская хореография
Детская хореография — это полезное дополнение к жизни дошкольника, обогащающее серость будничных дней. Именно поэтому большинство детей с нетерпением ожидает следующего занятия.
Заключение
Наличие теории и практики давало возможность сформировать цели, задачи и методы работы с детьми в хореографических коллективах, разработать проблемы специфики развития танцевальных способностей, «танцевального образа» в детском репертуаре, место и значение классического танца в обучении и художественном воспитании школьников. Данное исследование и экспериментальная работа с детьми определили минимум и максимум движений классического танца, которые могут усвоить школьники, не нарушая тех эстетических законов, которые приняты в профессиональном обучении. Были определены движения народно-сценического, с помощью которых можно создать самый разнообразный детский репертуар на высокохудожественном музыкальном материале. Определились некоторые дополнительные методические приемы, не применяемые в профессиональной методике, которые помогают эффективнее осваивать основы грамотности.
Все это свидетельствует о том, что школами и коллективами, в которых обучают хореографии, решаются важные художественные и воспитательные задачи. Они состоят в том, чтобы развить художественные способности учащихся, привить им любовь к танцу, научить правильно и красиво танцевать, понимать язык хореографического искусства. А тот, в ком пробудилась любовь к истинной красоте танца, защищен от всего пошлого, малохудожественного.
Верная передача характера, стиля, образного содержания музыки является непременным условием любой хореографической деятельности; необходимые для этого знания и навыки в известной степени можно развить в процессе обучения.
Исполнение любых танцев предполагает также определенный уровень развития музыкальных способностей. Ведь движения танцующих должны совпадать с темпом музыки, изменяться соответственно изменению ритма, подчиняться общему характеру музыки. Музыкальность исполнения зависит в первую очередь от уровня развития музыкально-ритмического чувства, которое характеризуется как способность активно переживать музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.
Список использованной литературы
1. Н.В Зарецкая , “ 2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала
3.Санкт-Петербургский Гуманитарный Универсистет Профсоюзов «Основы подготовки специалистов хореогафов. 1 часть»
4. В.И. Уральская «Рождение танца»
5. А.Буренина «Ритмическая мозаика» перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |