Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Основная часть Возникновение танца


Скачать 262.65 Kb.
НазваниеОсновная часть Возникновение танца
Дата26.03.2019
Размер262.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаotchet.docx
ТипРеферат
#44226
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Содержание
Введение
Основная часть
Возникновение танца
Сущность и понятие хореографии
Хореография как вид искусства
Индивидуальное задание
Детская хореография
Заключение
Список использованной литературы

Введение


История искусства танца уходит в седую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков через движение. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказывается могущественней, и поэтому язык танца многонационален и понятен всем. Сначала человечество вкладывало в танце свои представления и верования - танец был обрядом.

В пляске человек выманивал у неведомых богов счастливую охоту, обильный урожай, спасение то недугов. Такие обрядовые танцы по сей день можно увидеть у некоторых первобытных племен Австралии или Американских индейцев

Шло время, человечество все энергичнее открывало тайны мироздания, и танцы утрачивали свое первоначальное «магическое» предназначение. Теперь в них выражались свойственные народу вольнолюбие, жизнерадостность, оптимистическое восприятие реального мира. Возродилось целое искусство - хореография. Она, по существу, не имеющая системы записей движений, передавала устно, как эстафету, все ценное и наиболее выразительное, что было на протяжении ее истории.

Как сокровищницу творческой фантазии хранят и передают народы следующим поколениям свои национальные танцы. Они создавались и выкристаллизовывались на протяжении новых веков.

В обработанном виде национальные танцы переходили на паркеты: танцевала знать на придворных балах. Танцевали актеры в интермедиях, чтобы «внести оживление» в ход серьезных драматических и оперных представлений. Сценический танец обогащался техникой, идущей от актеров, акробатов, скоморохов. Так, более четырех веков назад родилсябалет.

Поскольку зарождение танца относится к истокам человеческой культуры, а возможность систематизировать все огромное количество движений появилось только в 17 веке, можно сказать, что такой длительный путь развития и тщательный отбор выразительных средств говорят об объективной эстетической ценности и жизненности этого искусства.

Возникновение танца

Подобно возникновению пещерной живописи, начальной целью возникновения танцев было сопровождение древних ритуалов. Первые уроки танцев стали частью обрядов посвящения. В то же время, танцам никогда не было чуждо подсознательное стремление к получению удовольствий. Этому, в немалой степени способствовали повторяющиеся движения, которые (в сочетании с ритмом бубнов и других древних ударных инструментов) были способны привести танцующих в экстатическое состояние.

Будучи основой танца, ритм является и формообразующим элементом музыки. Таким образом, общее ритмическое начало изначально связывало музыку (и пение) с танцем. С древних времен оба вида искусства выступали в качестве неотъемлемой составляющей магических ритуалов.

Одна из гипотез о происхождении танца - танец произошел из-за необходимости первобытных людей в общении, передачи какой-либо жизненно важной информации. Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Первобытные пляски обязательно имели четкий смысловой стержень, включали пантомиму, элементы подражания. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Познавая мир, человек пытался имитировать (подражать), играть. В играх отражались чувства человека, стремление к счастью и т.д. Имитация окружающего явилась основой танцевального искусства. Первобытный танец возник из эмоций и был напрямую связан с острейшими переживаниями. Эстетическое переживание, эмоции, своеобразное «художественное чувство», пережитые многократно первобытным человеком, постепенно развилось, усовершенствовалось, превратилось в одну из существенных человеческих потребностей. ДревнегреческийфилософПлатон указывал, что человек отличался от животного осознанным чувством гармонии. Но человек не просто имитировал, отбирал отдельные движения, детали – он их стилизовал. Это первичная танцевальная лексика. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Первобытный человек жил в постоянном страхе перед могуществом стихийных сил природы, которые могут то принести ему благо, то причинить зло. Он обожествлял их, пытался умилостивить своих многочисленных богов. Для человека первобытного общества танец - это способ мышления и жизни. Это можно проследить и в наскальных рисунках, и орнаментах, и в древних плясках, языческих играх и обрядах. Среди первобытных танцев преобладали ритуальные танцы, к которым относятся охотничьи и военные. Это мужские танцы. Охотничьи танцы. Охота давала пищу и одежду, развивала у охотников смелость и находчивость. Вот почему охотничья пляска стала первой пляской первобытного человека. В этих древнейших плясках были сюжеты из сцен охоты, игры в птиц и зверей. Древнейшие люди умели мастерски копировать повадки животных, как бы перевоплощаясь в них в танце. Такое перевоплощение, по их мнению, помогало набраться храбрости, выносливости, свойственной тому или иному животному. У каждого племени было свое священное животное, которому покланялись, в честь которого танцевали. В охотничьих танцах человек подражал то движению зверя, то охотника, причем, изображался обязательно знакомый всем зверь. Задача этих танцев ясная и простая: магически воздействовать на результаты охоты, т.е. задобрить божество, укрепить уверенность охотника в себе, запугать преследуемое животное, - и таким образом одержать победу, добыть себе и племени пищу. Бешеные скачки, имитация повадок зверя, устрашающие крики и притопывания создавали, как бы мы сказали теперь, условную картину охоты. Охотничьи танцы являлись своего рода репетицией охоты. В охотничьих плясках мужчины учились выслеживать зверя, маскироваться, тренировали свою наблюдательность, то есть в танце происходила психологическая и физическая подготовка, что способствовало удаче в охоте.

Здесь проявляется утилитарность танцевального искусства (утилитарность – действие, связанное исключительно с практической выгодой, пользой). Человек верил в то, что танец действительно помогает ему в осуществлении этой важной части жизни. Одновременно с этой утилитарной задачей рождалось и эстетическое переживание, как у «актера» (танцующего), так и у зрителя (смотрящего). Военные танцы. У первобытных народов было много воинственных плясок. Они были «игрой» в предстоящую войну, своеобразной репетицией ожидаемых событий. Это тоже своего рода охота – охота на человека. В жизни первобытного человека присутствовали борьба за землю, за стада скота и т.д. По численности они уступали только охотничьим пляскам. В дальнейшем, воинственные танцы получили свое развитие в искусстве Древней Греции, Рима. Военные танцы подразделяются: до боя и после боя. Цель танцев, исполняемых перед боем, поднять боевой дух воинов, настроить их на битву. Танцы, исполняемые после боя, могли быть победными или печальными - оплакивать погибших. К этой же группе относились танцы пленных. Многие военные пляски исполнялись с оружием в руках. Существовали военные пляски, имитирующие бой, т.е. - борьба с воображаемым противником. Ритуальные пляски объединяли соплеменников, вдохновляли на достижение общей цели. Постепенно танец становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний.В первобытнообщинном обществе можно выделить четыре основных обряда: свадебные, рождение ребенка, инициация (совершеннолетие), похоронные (погребальные). Нередко танец был основан на воспроизведении движений, соответствующих роду деятельности, трудовым процессам – ловля животных, гребля, обработка земли, сбор плодов. С образом женщины были связаны образы огня и продолжения рода. Помимо женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ полезного для племени растения. Основу первобытных танцев составляли магия и ритуал. Движения, совершаемые в ходе ритуального действия, всегда были как - то направлены, имели строго определенную цель. Танец здесь выступал как средство приведения себя в специфическое, отличное от бытового состояние. Есть общая характерная черта в исполнении танцев древности – экстатичность, т.е. искренняя убежденность во всесилии танца, его полезности. У ритуальных и обрядовых танцев нет четкого разделения между зрителем, исполнителем и создателем. Как правило, ритуальные танцы исполнялись в кругу. В первую очередь это связано с магическим смыслом: культ Луны и Солнца, взывание к плодородию, благополучию. С другой стороны это самая удобная форма исполнения массового обрядового танца, так как в этих плясках участвовали все. Кроме круга для древних танцев характерно положение каре. Самое распространенное движение в танцах древности - топанье, возможно, потому, что оно заставляло землю трепетать и покоряться человеку. В качестве аккомпанемента использовались хлопки в ладоши, удары ног, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов. Это обращение к божеству, желание пляской умилостивить своих многочисленных богов. Характерная черта древнего периода – наличие шаманов – профессиональных танцовщиков.

Сущность и понятие хореографии.

Танец– это вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Что такое хореография? Что мы подразумеваем под этим словом? Многие считают, что хореография – это танец, или хореография – это балет. Вначале, хореографией именовалась система условных знаков для записи танцев (этот термин был введен в 1700 году французским учителем танцев Раулем Фейе). Термин «хореография» происходит от греческого «choreia» – пляска и «grapho»- пишу. То есть, первоначальное значение слова – запись танца. Позже смысл этого слова стал значительно шире, и понятие хореография в настоящее время включает в себя все то, что относится к понятию танца: и профессиональный классический балет, и народные танцы, и бальные танцы, и модерн. С конца 19 века термин хореография – это танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях. С другими видами искусств хореографию объединяет задача отражения жизни, раскрытия богатства и многообразия внутреннего мира человека. Однако, если литературе служит слово, музыке – звуки, живописи – краски, то хореография пользуется всем богатством пластической выразительности человеческого тела, его безграничными возможностями.

Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Истоки танцевальной образности коренятся в движениях человеческого тела, имеющих обобщающее значение. Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ.

Для того чтобы из простых движений человека получился танец – этого мало. Танец включает в себя два элемента: движение и ритм. Ритм – (греч.) - стройность, соразмерность. Ритм в хореографии – это строго закономерное чередование движений человеческого тела. В процессе труда человек выполнял движения, которые повторяются через определенные промежутки времени. Гребец опускает весла в воду – гребет, сеятель, шагая размеренно, разбрасывает семена в поле. В определенном ритме косит крестьянин, колет дрова лесоруб и т. д. Ритм этот может замедляться или ускоряться, однако во всех случаях и при всех обстоятельствах человек находит тот ритм, который в данных конкретных условиях обеспечивает наибольшие результаты трудовых усилий. Возникновение чувства ритма в процессе работы ускорило появление танца.

Хореография как вид искусства

Танец – искусство, развивающееся во времени, способное выражать не только состояние, но и поступки, действия. Танец организован в пространстве. Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии. В ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные различным темам и историческим событиями в жизни народа. С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете, на льду, иногда - в драме. Любой начинающий хореограф может соприкоснуться к специфике всех этих видов хореографии. Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет. Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое.

Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.

Взрослая и детская хореография имеет три раздела: народный, бытовой (или как его еще называют бальный) танец и профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет.

Индивидуальное задание

Детская хореография

stbxulwlr5i.jpg
_sztvpe2n9k.jpg
Детская хореография — это полезное дополнение к жизни дошкольника, обогащающее серость будничных дней. Именно поэтому большинство детей с нетерпением ожидает следующего занятия.


Заключение

Наличие теории и практики давало возможность сформировать цели, задачи и методы работы с детьми в хореографических коллективах, разработать проблемы специфики развития танцевальных способностей, «танцевального образа» в детском репертуаре, место и значение классического танца в обучении и художественном воспитании школьников. Данное исследование и экспериментальная работа с детьми определили минимум и максимум движений классического танца, которые могут усвоить школьники, не нарушая тех эстетических законов, которые приняты в профессиональном обучении. Были определены движения народно-сценического, с помощью которых можно создать самый разнообразный детский репертуар на высокохудожественном музыкальном материале. Определились некоторые дополнительные методические приемы, не применяемые в профессиональной методике, которые помогают эффективнее осваивать основы грамотности. 

Все это свидетельствует о том, что школами и коллективами, в которых обучают хореографии, решаются важные художественные и воспитательные задачи. Они состоят в том, чтобы развить художественные способности учащихся, привить им любовь к танцу, научить правильно и красиво танцевать, понимать язык хореографического искусства. А тот, в ком пробудилась любовь к истинной красоте танца, защищен от всего пошлого, малохудожественного.

Верная передача характера, стиля, образного содержания музыки является непременным условием любой хореографической деятельности; необходимые для этого знания и навыки в известной степени можно развить в процессе обучения.

Исполнение любых танцев предполагает также определенный уровень развития музыкальных способностей. Ведь движения танцующих должны совпадать с темпом музыки, изменяться соответственно изменению ритма, подчиняться общему характеру музыки. Музыкальность исполнения зависит в первую очередь от уровня развития музыкально-ритмического чувства, которое характеризуется как способность активно переживать музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.


Список использованной литературы

1. Н.В Зарецкая , “
2.  Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала

3.Санкт-Петербургский Гуманитарный Универсистет Профсоюзов «Основы подготовки специалистов хореогафов. 1 часть»

4. В.И. Уральская «Рождение танца»

5. А.Буренина «Ритмическая мозаика»

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей