Особенности онтогенетического развития ребенка на этапе младенчества По книге И.В.Шаповаленко «Возрастная психология» Новорожденность (0-2 мес.) Младенческий возраст (от 2мес. до 1 года) Особенности: Ведущая деятельность – ситуативно личностное общение (по М.И.Лисиной)
Развитие общения и речи Возраст в месяцах Развитие коммуникации со взрослым Голосовые реакции 1 Просыпается голодный и мокрый; быстро засыпает; ротовое внимание при общении Крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом 2 Четкий ритм сна и бодрствования; сытый и сухой засыпает не сразу, спокойное бодрствование; улыбка при общении со взрослым Крик интонационно выразительный; начальное гуление (гукание) 3 Активное бодрствование; комплекс оживления при общении Крик с отчетливыми интонациями; певучее гуление 4 Ориентировочная реакция на общение перед комплексом оживления Певучее гуление и смех 5 Ориентировочная реакция, сменяющаяся оживлением или реакция страха Певучее гуление с цепочками звуков, смех, хныкание 6 Четкая ориентировочная реакция; при виде матери беспокоится или оживляется; рассматривает окружающие предметы и людей Короткие лепетные звуки 7 Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт; реакция страха сменяется познавательным интересом; дифференцирует «своих» и «чужих» Активный лепет 8 Игровой контакт со взрослыми; лепет и жест как средство коммуникации; четко дифференцирует «своих» и «чужих» Активный интонационно-выразительный лепет 9 Игровой контакт со взрослыми; различные эмоциональные реакции при контакте с матерью В лепете разнообразные звуковые сочетания; интонационно – мелодическая имитация фразы 10 Реакция неудовольствия на различные ситуации; голосом сигнализирует о биологических нуждах; игровой контакт со взрослым; подражает жестам Подражание звукам и слогам; разнообразие звуковых сочетаний; лепет 11 Реакция торможения при слове «нельзя»; выполняет некоторые просьбы; избирательное отношение к окружающему; понимает название отдельных предметов Подражает слогам и звукам; говорит лепетные слова «мама», «да-да», «тятя» 12 Избирательное отношение к окружающим; общается со взрослыми при помощи звукосочетаний; подчиняется некоторым инструкциям; обращает внимание на лицо говорящего Говорит 5-6 лепетных слов, выраженная интонация просьбы; соотнесение лепетных звуков с лицами и предметами Развитие сенсорных и моторных функций Возраст в месяцах Сенсорные и сенсомоторные акты 1 Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого 2 Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой 3 Плавное слежение за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз к источнику звука; направление руки к объекту 4 Тянется к игрушке; рассматривает свои руки; локализует звук в пространстве 5 Переводит взгляд с предмета на предмет; тянется к игрушке и захватывает её, чаще двумя руками, тянет руку и игрушку в рот; адекватная реакция на интонацию, на голос матери, беспокоится или оживляется 6 Зрительный контроль движений рук; захватывает игрушку с любой стороны; держит в каждой руке по предмету; поворачивается на звук, если внимание его не отвлечено игрушкой, взрослым (активное внимание) 7 Захват игрушки сопровождается генерализованными активными движениями; перекладывает предмет из руки в руку; похлопывает рукой по игрушке; узнает голоса близких 8 Отталкивание предмета, кидание, стучит предметом о предмет, манипулирует двумя-тремя предметами; различает лица людей, знает свое имя 9 Отвечает действиями на словесные инструкции; ищет спрятанную игрушку; берет мелкие предметы двумя пальцами 10 Подражательные движения рук – «ладушки», «до свидания»; вкладывает пальцы в отверстия под контролем зрения; показывает части тела другого человека; захватывает игрушки пальцами 11 Выбрасывает игрушки из кровати; вкладывает пальцы в отверстия на ощупь; подражательные движения – перелистывание страниц, запуск машинки; показывает части своего тела 12 Вкладывание одного предмета в другой; открывает коробку, ящик; узнавание картинок; пользуется ложкой и расческой по назначению Развитие двигательных функции и действий с предметами Возраст в месяцах Двигательные функции 1 Лёжа на животе кратковременно приподнимает голову 2 Лёжа на животе – удерживает голову, в вертикальном положении – не постоянно 3 Лёжа на животе – опирается на согнутые под острым углом предплечья; в вертикальном положении хорошо удерживает голову 4 Лёжа на животе – опирается на согнутые под прямым углом предплечья; лёжа на спине – при тракции за руки, приподнимает голову; поворачивается со спины на бок 5 Лёжа на животе – опирается на вытянутые руки, на одну руку; на спине – при подтягивании за руки, тянется за руками, уверенно поворачивается со спины на бок 6 Лёжа на животе – опирается на вытянутые руки, одну руку; лежа на спине – при подтягивании за руки садится; поворачивается со спины на живот 7 Посаженый ребенок сидит, опираясь на руки; ползает на животе; стоит при поддержке; поворачивается с живота на спину 8 Садится и сидит, не опираясь; становится на четвереньки; ухватившись за опору, становится на колени 9 Сохраняет равновесие, сидя при манипуляциях с предметами; встаёт, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки 10 Стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой 11 Уверенно стоит без опоры; приседает; ходит, держась одной рукой; делает несколько шагов без опоры 12 Ходит без поддержки, приседает и встаёт Кризис одного года Спасибо за внимание! перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |