Содержание Особенности строения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.
Скелет новорожденного состоит из костной и хрящевой ткани. Костная ткань формируется постепенно и постепенно заменяется хрящевой тканью. К моменту рождения ребенка окостенелыми являются лиш диафизы длинных трубчатых костей. позвоночник на 39% состоит из хрящевой ткани. У детей в костной ткани органические элементы преобладают над неорганическими (соли кальция и фосфора), чем обусловлена большая эластичность скелета и легкое возникновение деформаций при его длительном напряжении и неправильном положении тела.
Деформации скелета у детей и подростков.
Выделяют 2 большие группы деформаций скелета у детей: Врожденные Приобретенные
Нарушения осанки
В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.
Выделяют четыре основных фактора, являющихся причиной нарушения осанки у детей (расположены в порядке убывания степени их влияния): длительная гиподинамия в неудобной, неправильной позе. неправильное питание. травмы
Различают три степени нарушений осанки. При первой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают в прямой стойке. При второй степени отклонения от нормы устойчивы (не исчезают в прямой стойке), но связаны, как правило, лишь с изменениями мышечного аппарата. Искривления третьей степени затрагивают скелет, поэтому лечению поддаются с трудом.
Нарушение осанки могут возникать в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника :
а). " сутуловатость " - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза ;
б). " круглая спина " - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника ; в). " вогнутая спина " - усиление лордоза в поясничной области;
г). " кругло-вогнутая спина " - увеличение грудного кифоза и увеличение увеличение поясничного лордоза;
д). " плоская спина " - сглаживание всех физиологических изгибов;
е). " плоско-вогнутая спина " - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. 1 степени2 степени3 степени Осложнениями сколиоза являются деформации грудной клетки с формированием реберно-позвоночного горба, смещение средостения, вторичные нарушения функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушение биомеханки позвоночника, дегенеративные изменения спинного мозга и его корешков с развитием Деформации стопы
статическим травматическим паралитическим
Профилактика деформаций скелета у детей и подростков:
1) в 1-5 классах необходимо 2-3 раза прерывать урок на 1 - 2 минуты, выполняя с детьми упражнения для глаз и позвоночника, или давая им возможность подвигаться. В 6-8 классах достаточно одного перерыва на 1-2 минуты в середине урока, который также можно посвятить гимнастике. В 9-11 классах можно обойтись без перерыва, но нельзя использовать перемену в качестве учебного времени;
школьные учителя, особенно младших классов, должны регулярно напоминать ученикам о необходимости поддержания правильной осанки; школьную мебель необходимо подбирать по росту каждому ребенку. В кабинетах младшей школы должна стоять мебель категории
целесообразно проводить ежегодное обследование всех учащихся хирургом-ортопедом; для детей с выявленными нарушениями осанки необходимо организовывать специальные медицинские группы под руководством врача ЛФК или тренера-специалиста; некоторые упражнения на уроках физкультуры, требующие определенных навыков в каких-либо видах спорта, нужно заменить упражнениями для укрепления ОДА. По возможности 1-2 четверти в год проводить уроки физкультуры в бассейне;
в школьное меню включать продукты, богатые кальцием, фосфором, витаминами; заменить ученические сумки ранцами, а приносимые учебники распределять между детьми, сидящими за одной партой; Детская одежда и обувь должны соответствовать гигиеническим нормативам для детей определенного возраста СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫМ.В Антропова «Гигиена детей и подростков», М: «Медицина», 1982г. В.Н.Кардашенко «Гигиена детей и подростков»,М: Медицина, 1988. Ю.П. Пивоваров «Гигиена и основы экологии человека.». 1998 г. М.Г.Привес «Анатомия человека» СПб «Гиппократ», 2001г. Штурм В.А. «Врожденные заболевания и аномалии развития костно-суставного аппарата у детей и их лечение.» Автореф. докт. дисс. Л., 1984. Абальмасова Е.В. «Деформации опорно-двигательного аппарата и причины их происхождения.» Ташкент, 1976. АА.Яковлева «Предупреждение болезней суставов у детей», М: Медицина, 197 5. В.А.Епифанова «ЛФК и врачебный контроль», М:Медицина, 1990 . А.М.Вейн «Заболевания вегетативной нервной системы», М: Медицина, 1991. Р.Нордерман « Боль в спине», М: Медицина, 1991. П.П.Пригун «Головокружение»,Минск «Беларусь», 1998. ГОСТ 11015-93 «Столы ученические.Типы и функциональные размеры». ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры».
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |