Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методичка Диагностика инд-пс ос. Педагогическая практика в школе предполагает применение студентами знаний, полученных при изучении курса психологии. Данное пособие поможет изучить индивидуальные и возрастные особенности личности школьника, проанализировать и обобщить полученные результаты.


Скачать 172.5 Kb.
НазваниеПедагогическая практика в школе предполагает применение студентами знаний, полученных при изучении курса психологии. Данное пособие поможет изучить индивидуальные и возрастные особенности личности школьника, проанализировать и обобщить полученные результаты.
АнкорМетодичка Диагностика инд-пс ос.doc
Дата11.10.2017
Размер172.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодичка Диагностика инд-пс ос.doc
ТипПедагогическая практика
#28132
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Педагогическая практика в школе предполагает применение студентами знаний, полученных при изучении курса психологии. Данное пособие поможет изучить индивидуальные и возрастные особенности личности школьника, проанализировать и обобщить полученные результаты. Методики, включённые в пособие, направлены на изучение основных характеристик темперамента и характера учащегося, исследование уровня личностной адаптации ребёнка к школе, что позволяет глубже понять индивидуальные особенности личности ученика и его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Выявление индивидуально-психологических свойств поможет студентам-практикантам определить конкретные задачи воспитательной работы с учащимися, как в аспекте развития их личности, так и в аспекте определения целей и путей коррекционной работы с теми учащимися, которые были предметом их углублённого исследования. Данные, полученные в ходе диагностики и наблюдения за учащимся, вносятся в индивидуальную карту школьника.

Диагностика темперамента

Темперамент определяет динамическую, процессуальную сторону психической деятельности человека, уровень и характер «проницаемости» личности для воздействий. Роль темперамента в учёбе заключается в том, что от его особенностей зависит влияние на деятельность различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.). Знание особенностей темперамента учащихся позволяет индивидуализировать предъявляемые к ним требования, условия и способы работы, повысить продуктивность учебной деятельности в целом. Так, например, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если учебная деятельность будет предполагать частые переходы от одного вида деятельности к другому, требовать оперативности в принятии решений; а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приведут его к быстрому утомлению.

Для изучения свойств темперамента можно использовать как метод наблюдения, так и методику Г.Айзенка (см. приложение 1).

Обработка результатов

Экстраверсия/интроверсия — находится сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 51, 53, 56 и ответов «нет» в вопросах: 5, 14, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41.

Эмоциональная стабильность/нейротизм — находится количество ответов «да» в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 12, 16, 19, 21, 24, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Ложь — находится сумма баллов ответов «да» в вопросах: 6, 23, 36 и ответов «нет» в вопросах: 18, 30, 42, 48, 54. Высокий показатель по данной шкале свидетельствует о возможной недостоверности ответов испытуемого в целом.

По полученным данным строится график.

нейротизм

24

меланхолик холерик

интроверт экстраверт

0 10 24
флегматик сангвиник

0

эмоциональная

стабильность

Выявление акцентуаций

Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Но, в отличие от психопатии, акцентуации характера проявляются не постоянно, а лишь в определенных ситуациях, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Каждый из типов акцентуаций предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Классификация, предложенная немецким ученым К.Леонгардом, основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, стремление к лидерству, словоохотливость, выраженность жестов, мимики и пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостатка серьезного отношения к своим обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, отсутствием самокритичности, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они обладают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это — пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — с дистимной.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, агрессивными, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты». Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и друзьям.

6. Педантичный тип. Ему свойственна выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, уточнения деталей и соблюдения формальных требований. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит близких чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах; однако формализм, занудливость, брюзжание делают данный тип одиноким и изолированным от общения со сверстниками.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности и нерешительности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди очень ранимы, предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Глубоко переживают малейшие неприятности, обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, умение радоваться чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, слезливы.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Он стремится быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезами, обмороками, скандалами, болезнями, хвастовством, нарядами, необычными увлечениями, ложью. Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны яркая выраженность эмоций, высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50—80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например теста Шмишека (см. приложение 2).

Обработка результатов

Используя ключи, подсчитывается сумма «сырых» баллов по каждой шкале (число совпавших с ключом ответов). Произведение «сырого» балла на коэффициент дает показатель типа акцентуации. Показатель считается выраженным, а акцентуированная черта представленной, если он превосходит 12 баллов.

Тип акцентуации

Номера вопросов

коэффициент

1. Гипертимная

«+»: 1, 11, 23, 33, 40, 45, 48, 53, 55, 67, 77

2

2. Дистимичная

«+»: 21, 43, 44, 65, 75, 83, 87; «–»: 30

3

3. Застревающая

«+»: 2, 10, 12, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81

«–»: 46, 59

2

4. Возбудимая

«+»: 8, 20, 25, 31, 42, 52, 64, 74

3

5. Эмотивная

«+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79

3

6. Педантичная

«+»: 4, 9, 14, 17, 26, 36, 39, 58, 61, 70, 80

2

7. Тревожная

«+»: 16, 27, 38, 49, 51, 60, 71, 72, 82;

«–»: 5

2

8. Циклотимная

«+»: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 83, 84

3

9. Демонстративная

«+»: 7, 15, 19, 29, 34, 41, 63, 66, 73, 85, 86

2

10. Экзальтированная

«+»: 22, 32, 34, 54, 76, 88

4



Диагностика школьной дезадаптации

Методика Д.Стотта


В основе методики Д.Стотта, направленной на определение характера дезадаптации ребенка, лежит фиксация форм дезадаптированного поведения по результатам длительного наблюдения за ребенком. Карта наблюдений позволяет фиксировать различные формы поведения, свидетельствующие о плохой приспособленности ребенка к школе. Опора на опыт учителей, воспитателей, классных руководителей — людей, в течение длительного времени постоянно общающихся с детьми, наблюдающих их в самых различных ситуациях, является чрезвычайно существенной. Обычно богатством этого опыта педагог пользуется интуитивно, и передача его другому (например, новому педагогу или студенту-практиканту) оказывается достаточно сложной задачей. Карта наблюдений Д.Стотта облегчает такую возможность.

Предложенная методика позволяет избежать произвольности в наблюдении и способе регистрации его результатов и получить такие материалы, которые были бы достаточно понятны и не содержали никаких готовых выводов. В карте выделены однозначные, относительно элементарные фрагменты поведения ребенка; этих фрагменты сгруппированы в определенные синдромы; между синдромами при последующей обработке возможно установить определённые связи и влияния.

Карта наблюдений включает 172 фрагмента фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых у ребенка должен судить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 13 синдромов. Ниже приводится полный текст карты наблюдений и регистрационный бланк.

В регистрационном бланке отмечаются те цифры, которые соответствуют формам поведения (фрагментам), наиболее характерным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). В бланке номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или иного симптома (фрагмента поведения) для квалификации синдрома. Например, в синдроме Дсимптомы 9 и 10 стоят слева, а симптом 8 — справа от вертикальной черты. Это означает, что симптом 8 говорит о более серьезном нарушении в отношении синдрома Д. При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа — двумя.

Подсчитываются сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптации» по сумме баллов по всем синдромам. Большое число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения, а также определить те синдромы, которые в первую очередь выделяют эти нарушения. Если «коэффициент дезадаптации» превышает 25 баллов, то это свидетельствует о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации — такие дети стоят уже на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога.

В начале описания каждого из симптомокомплексов дается их аббревиатурное обозначение и краткий ключ, который в ходе практического использования целесообразно не включать в текст методики, а иметь отдельно, применяя только в процессе обработки. Использование методики Д.Стотта позволяет снять излишний субъективизм, оценочность психологической характеристики и дает более детальную, объективную картину особенностей развития личности и поведения.

Карта наблюдений

I. НД — недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11—менее явные симптомы; от 12 до 17 — симптомы явного нарушения.

1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

2. Плачет, когда ему делают замечания.

3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.

4. Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, например,во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на этосмотрят).

5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

6. Лжет из боязни.

7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

8. Никогда но приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.

9. Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.

10. Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.

11. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

12. Не подходит к учителю по собственной инициативе.

13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи).

14. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15. Легко устраняется от активного участия в игре.

16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.

II. Д — депрессия. В более легкой форме (симптомы 1—6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9—20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома Д обычно сопутствуют выраженные синдромы ВВ и ТВ (см. IV и V), особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.

1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.

3. Ведет себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.

4. В играх иногда активен, иногда апатичен.

5. В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.

6. Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.

7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

8. Рассерженный, «впадает в бешенство».

9. Может работать в одиночестве, но быстро устает.

10. Для ручной работы не хватает физических сил.

11. Вял, безынициативен (в классе).

12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

13. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.

14. Движения замедленны.

15. Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

16. Взгляд «тупой» и равнодушный.

17. Всегда ленив и апатичен в играх.

18. Часто мечтает наяву.

19. Говорит невыразительно, бормочет.

20. Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

III. У — уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

2. Не реагирует на приветствия.

3. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.

4. Избегает разговоров («замкнут в себе»).

Б. Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).

6. Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.

7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

8. Избегает других людей.

9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.

10. Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).

11. Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.

12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

13. Ведет себя подобно «настороженному животному».

IV. ТВ — тревожность по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1—6 ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7—10 — обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11—16 — проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.

1. Очень охотно выполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.

5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т. п.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.

9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.

11. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.

12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно собственной особой).

13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчиваются успехом.

V. ВВ — враждебность по отношению к взрослым. Симптомы 1—4 — ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5—9 — относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10—17 — открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18—24 — полная, неуправляемая, привычная враждебность.

1. Переменчив в настроениях.

2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в «хорошем» настроении.

3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

4. Часто бывает в плохом настроении.

5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.

6. Когда о чем-то просит учителя, то бывает иногда очень сердечным, иногда — равнодушным.

7. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.

8. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.

9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10. Очень переменчив в поведении. Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу.

11. Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте).

12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13. Неприятен, в особенности, когда защищается от предъявляемых ему обвинений.

14. «Бормочет под нос», если чем-то недоволен.

15. Негативно относится к замечаниям.

16. Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений.

17. Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов.

18. Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.

19. «Дикий» взгляд. Смотрит «исподлобья».

20. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.

21. Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).

22. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными типами».

23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.

24. Ведет себя непристойно.

VI. ТД — тревога по отношению к детям. Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.

1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания.

2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.

3. Склонен «прикидываться дурачком».

4. Слишком смел (рискует без надобности).

5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять.

6. Любит быть в центре внимания.

7. Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя.

8. Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с ним.

9. Хвастает перед другими детьми.

10. Паясничает (строит из себя шута).

11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.

12. Одевается вызывающе (брюки, прическа — мальчики; преувеличенность в одежде, косметика — девочки).

13. Со страстью портит общественное имущество.

14. Дурацкие выходки в группе сверстников.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

VII. А — недостаток социальной нормативности (асоциальность). Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1—5 — отсутствие стараний понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5—9 у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10—16 — отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16 — считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.

1. Не заинтересован в учебе.

2. Работает в школе только тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют работать.

3. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.

4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.

5. Не застенчив, но никогда не просит о помощи.

6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.

7. Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.

8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми.

9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

10. Списывает домашние задания.

11. Берет чужие книги без разрешения.

12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

13. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.

14. «Нечестный игрок» (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).

15. Не может смотреть прямо в глаза другому.

16. Скрытен и недоверчив.

VIII. ВД — враждебность к детям от ревнивого соперничества до открытой враждебности.

1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.

3. Надоедает другим детям, пристает к ним.

4. Ссорится, обижает других детей.

5. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.

8. Пристает к более слабым детям.

9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается и пр.).

IX. Н — неугомонность. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.

1. Очень неряшлив.

2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них очень неприятно.

3. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.

4. В играх совершенно не владеет собой.

5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.

6. Неровный, безответственный в ручном труде.

7. Нестарателен в школьных занятиях.

8. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.

9. В классе не может быть внимателен или длительно на чем-либо сосредоточиться.

10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться хотя бы на относительно длительный срок.

11. Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.

X. ЭН — эмоциональное напряжение. Симптомы 1—5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости. 6—7 — о серьезных страхах. 8—10 — о прогулах и непунктуальности.

1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.

2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.

3. Слишком инфантилен в речи.

4. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.

5. Играет исключительно (преимущественно) с младшими детьми.

6. Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.

7. Другие дети пристают к нему (он является «козлом отпущения»).

8. Его часто подозревают в том, что он прогуливает уроки, хотя на самом деле он пытался это сделать раз или два.

9. Часто опаздывает.

10. Уходит с отдельных уроков.

11. Неорганизован, разболтан, несобран.

12. Ведет себя в группе (классе) как посторонний, отверженный.

XI. НС — невротические симптомы. Острота их может зависеть от возраста ребенка; они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения.

1. Заикается, запинается. «Трудно вытянуть из него слово».

2. Говорит беспорядочно.

3. Часто моргает.

4. Бесцельно двигает руками. Разнообразные «тики».

5. Грызет ногти.

6. Ходит, подпрыгивая.

7. Сосет палец (старше 10 лет).

XII. С — неблагоприятные условия среды.

1. Часто отсутствует в школе.

2. Не бывает в школе по нескольку дней.

3. Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе.

4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.

5. Неряшлив, «грязнуля».

6. Выглядит так, как будто очень плохо питается.

7. Значительно некрасивее других детей.

XIII. Ф — физические дефекты.

1.Плохое зрение.

2. Слабый слух.

3. Слишком маленький рост.

4. Чрезмерная полнота.

5. Другие необычные особенности телосложения.

Обсуждение результатов наблюдения

Структура заполненной карты наблюдений может быть различной. Во-первых, может быть подчеркнуто большое число фрагментов поведения, относящихся лишь к нескольким синдромам. Во-вторых, большое число подчеркнутых фрагментов может быть и при отсутствии какого-либо доминирующего синдрома. В-третьих, можно встретить относительно небольшое количество подчеркнутых фрагментов, но таких, которые свидетельствуют о

тяжелых нарушениях поведения. Наконец, в-четвертых, наблюдаются изолированные подчеркнутые фрагменты. Анализ структуры карты наблюдений, доминирующих синдромов (в случае их наличия), особенностей подчеркнутых фрагментов поведения позволяет понять природу и проявления дезадаптации школьника и наметить пути коррекции.

Однако интерпретация данных и постановка диагноза школьной дезадаптации требуют специальной психологической подготовки, поэтому должны осуществляться совместно с школьным психологом или руководителем практики по психологии.

Индивидуальная карта школьника

1. ФИО____________________________________________________________

Возраст_____________ школа ___________________ класс ________________

2. Состояние здоровья _______________________________________________

3. Положение в классе _______________________________________________

(Немов Р.С. Психология, т.3, с. 382 социометрическая методика)

3.1. Референтная группа в классе _____________________________________

3.2. постоянное поручение в классе (какое, как выполняется) _____________

__________________________________________________________________

3.3. реальная активность (содержание, уровень) _________________________

__________________________________________________________________

4. Ведущие мотивы изучения иностранного языка: интерес ; долг, ответственность; идентификация с другими людьми ; прагматические мотивы ; эмоциональные мотивы ; познавательные мотивы ; другие .

5. Склонность к изучению иностранного языка (Диагностика иноязычных способностей В.В.Рыжова):

5.1. Память:

5.1.1. тип памяти (зрительный, слуховой, зрительно-моторный, комбинированный);

5.1.2. объём вербальной оперативной памяти (методика «10 слов»)

на материале слов родного языка _______________, на материале слов иностранного языка __________________

Оценка: уровень (низкий, средний, высокий).

5.2. Лингвистическое обобщение:

5.2.1. правильных переводов из ___ фраз ___

5.2.2. непереведённых фраз ____

5.2.3. количество установленных правил ___ из ____

Оценка: низкий уровень – до 50%; средний уровень – от 51% до 70%; высокий уровень – от 71% до 100%.

6. Уровень дезадаптации ученика (по методике Стотта) _________________

_________________________________________________________________

7. Дополнительные данные об ученике (индивидуальные особенности темперамента, характера) ________________________________________________

__________________________________________________________________

8. Общие выводы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Рекомендации:

а) какие личностные особенности и особенности познавательной деятельности следует развивать _______________________________________________

__________________________________________________________________

б) возможные пути реализации _______________________________________

__________________________________________________________________
Приложение 1

Тест-опросник Г.Айзенка

Ответь на вопросы только “да” или “нет” (обозначь рядом с номером вопроса «+» в случае согласия или «–» в случае несогласия). Обрати внимание на формулировки вопросов: утвердительный ответ на вопрос «часто ли…» предполагает частое проявление указанного поведения в ситуациях, «бывало ли…» - указанное поведение имело место хотя бы один раз.

1. Часто ли ты испытываешь тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли ты чувствуешь, что нуждаешься в друзьях, которые могут понять, ободрить, посочувствовать?

3. Считаешь ли ты себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно тебе отказаться от своих намерений?

5. Обдумываешь ли ты свои дела неспеша и предпочитаешь ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли ты сдерживаешь свои обещания, даже если это тебе невыгодно?

7. Часто ли у тебя бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли ты обычно действуешь и говоришь?

9. Возникало ли у тебя когда-нибудь чувство, что ты несчастен, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что «на спор» ты способен решиться на многое?

11. Смущаешься ли ты, когда хочешь познакомиться с человеком противоположного пола, который тебе симпатичен?

12. Бывало ли когда-нибудь, что, разозлившись, ты выходил из себя?

13. Часто ли бывает, что ты действуешь необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли тебя беспокоит мысль о том, что тебе не следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаешь ли ты чтение книг встречам с друзьями?

16. Верно ли, что тебя легко задеть?

17. Любишь ли ты часто бывать в компании?

18. Бывают ли у тебя такие мысли, которыми тебе не хотелось бы делиться с другими?

19. Верно ли, что иногда ты настолько полон энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуешь усталость?

20. Стараешься ли ты ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли ты мечтаешь?

22. Когда на тебя кричат, отвечаешь ли ты тем же?

23. Считаешь ли ты все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у тебя появляется чувство, что ты в чем-то виноват?

25. Способен ли ты иногда дать волю своим чувствам, забыть обо всех проблемах и беззаботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у тебя часто бывают натянуты до предела?

27. Окружающие считают тебя человеком живым и веселым?

28. После того, как дело сделано, часто ли ты мысленно возвращаешься к нему и думаешь, что смог бы сделать лучше?

29. Чувствуешь ли ты себя неспокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что ты передаёшь слухи?

31. Бывает ли, что тебе не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если тебе необходимо найти информацию, то ты предпочтёшь найти её в книге, интернете, а не спросить у учителей, знакомых, родителей?

33. Бывает ли у тебя сильное сердцебиение?

34. Нравится ли тебе работа, требующая сосредоточения?

35. В сложных ситуациях бывали ли у тебя приступы дрожи?

36. Всегда ли ты говоришь правду?

37. Бывает ли тебе неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражителен ли ты?

39. Нравится ли тебе работа, требующая быстродействия?

40. Верно ли, что тебе часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что ты нетороплив в движениях и несколько медлителен?

42. Опаздывал ли ты когда-нибудь на учёбу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли тебе снятся кошмары?

44. Верно ли, что ты так любишь поговорить, что не упускаешь любого случая побеседовать?

45. Беспокоят ли тебя какие-нибудь боли?

46. Огорчился бы ты, если бы долго не мог видеться с друзьями?

47. Ты нервный человек?

48. Есть ли среди твоих знакомых те, которые явно тебе не нравятся?

49. Ты уверенный в себе человек?

50. Легко ли тебя задевает критика твоих недостатков или твоей работы?

51. Тебе нравится присутствовать на мероприятиях, в которых участвует много народу?

52. Беспокоит ли тебя чувство, что ты чем-то хуже других?

53. Сумел бы ты внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых совсем не разбираешься?

55. Беспокоишься ли ты о своем здоровье?

56. Любишь ли ты подшутить над другими?

57. Страдаешь ли ты бессонницей?

Приложение 2

Тест-опросник Шмишека

Ответь на вопросы только “да” или “нет” (обозначать рядом с номером вопроса «+» в случае согласия или «–» в случае несогласия).

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

З. Легко ли ты можешь расплакаться?

4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?

5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?

7. Любишь ли ты быть в центре внимания?

8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на все сердишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Ты стремишься добиваться высоких показателей в любом деле, за которое берёшься?

11. Умеешь ли ты выдумывать новые развлечения, занятия?

12. Ты не скоро забываешь, если кто-нибудь тебя обидел?

13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?

14. Отправив письмо по электронной почте или СМС, ждёшь ли ты сообщения о доставке?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, в спортивной секции?

16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?

18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?

19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых относятся к тебе с большой симпатией, дружелюбно?

20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?

21. Тебе обычно немного грустно?

22. Переживая неприятности, случалось ли тебе рыдать?

23. Тебе трудно долго оставаться на одном месте?

24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?

25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек?

26. Раздражает ли тебя, когда твои вещи лежат в беспорядке?

27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?

28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?

29. Ты один из лучших учеников в классе?

30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

31. Легко ли ты можешь рассердиться?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?

33. Учителя считают тебя недисциплинированным?

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?

37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?

38. Тебе неприятно войти в пустую темную комнату?

39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41. Охотно ли ты выступаешь на общеклассных и общешкольных мероприятиях?

42. Ты когда-нибудь убегал из дома?

43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?

44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?

45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?

46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?

47. Любишь ли ты животных?

48. Ты любишь приключения, это – лучше, чем скука или однообразная жизнь?

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?

50. Твое настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли тебе отвечать у доски, даже если ты знаешь вопрос?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?

53. Нравится ли тебе проводить время с друзьями?

54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?

55. Ты не любишь, когда тобой командуют, опекают?

56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?

57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?

59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?

60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?

62. Бывает ли так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новой компании, новом классе, лагере)?

64. В ссоре тебе трудно сразу подобрать нужные слова?

65. Ты быстро устаёшь от шумных компаний?

66. Ты готов на что угодно, лишь бы быть в центре внимания?

67. Можешь ли ты сделать много разных дел за одни день?

68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?

69. Ты – ранимый человек, не любишь, когда на тебя кричат?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?

71. Ты часто бываешь неуверен в себе?

72. Даже незначительная неприятность приводит тебя в отчаяние и уныние?

73. Любишь ли ты носить яркую, экстравагантную одежду?

74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, когда ни с кем не хочется разговаривать?

75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?

76. Можно ли назвать тебя фанатом кого-либо или чего-либо?

77. Тебе трудно доводить начатые дела до конца, особенно, если это требует много времени?

78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ля ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?

80. Станешь ли ты из-за ошибки переписывать лист в тетради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся страшные сны?

83. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?

84. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся?

85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?

86. Любишь ли ты совершать неожиданные для других поступки?

87. Обычно ты немногословен, молчалив?

88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, кто ты такой?

ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

2. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988.

3.Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. – М., 1992.

4. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. - №4, 1984.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1980.

6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.

7. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.

8. Немов Р.С. Психология. Книга I. – М., 2003.

9. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. – Ростов н/Д, 2005.

10. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / Под ред. Калмыковой З.И., Кулагиной И.Ю. – М., 1986.

11. Русалов В.М. О природе темперамента и его место в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. – №11, 1985.

Ольга Игоревна Федосеева
Диагностика

индивидуально-психологических особенностей

личности школьника
учебно-методическое пособие

Редакторы: Л.П.Шахрова

Н.И.Морозова

Лицензия ПД № 18-0062 от 20.12.2000

Подписано к печати Формат 60 х 90 1/16

Печ.л. Тираж Заказ

Цена договорная
Типография НГЛУ им. Н.А.Добролюбова

603155 Н.Новгород, ул.Минина, 31а




перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей