Сложи квадрат" Получая части квадрата и задание "сложи квадрат, малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они напоминают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом роисходит енировка в развитии оощу ия и сообразительности при решении проблемы частей целог , их возможных заимо-отношений и взаиморасположений. , п тр цвет щен о в Как сделать игру Приготовьте 24 разноцветных квадрата из бумаги размером х мм (можно и другого размера. Наклейте их на плотный картон толщиною 1-2 мм и положите под пресс. Когда клей высохнет, разметьте квадраты. Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной стороны номер квадрата на каждую его часть. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец — квадрат № 1 (СК-1). Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательными служить она будет дольше, но надо подобрать 23 разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в 23 цвета, да и обрабатывать пластик труднее. Можно использовать и меньшее количество цветов, но их нужно будет разложить в разные пакеты и не смешивать (если же все таки они перепутались – разложить их помогут метки на оборотной стороне. Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей 2-4 лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте под тем же номером, что и квадрат. Оттенки цветов подберите настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету. Как играть Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, и, значит, развивает цветовое зрение. Во-вторых, сложить из каждой кучи кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец СК-1, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит разрешить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, даже из 5. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если незнакомы с образцом решения. Малыши же решают эти "задачки" несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более сложных. Любочке исполнилось 1,5 года, когда взял я для нее первые пакеты с квадратами и начал рассказывать сказку "Жила-была девочка Любочка. Такая она была мастерица, все умела делать и даже большими ножницами резать бумагу и картон. И сделала она своим куколкам разные цветные квадратики для дорожки, красивые-красивые. Целый день делала, а вечером сложила эти квадратики в такие серые пакеты и легла спать. Прошла ночь, а утром Любочка взяла пакетики и стала доставать свои квадратики" Тут я даю Любе первый пакет, иона достает оттуда черный квадрат. Услышал сказку и летний братишка Ваня. Он устроился рядом и наблюдает за мной и Любой. — Вот из таких хороших квадратиков сделает Любочка дорожку для куклы Юли. Давай положим квадратик около куклы. И Люба старательно придвигает первый квадратик к кукле. Ново втором пакете лежит не квадрата прямоугольника, и Любочка в недоумении смотрит на них. Я тоже "удивлен. — Кто-то разрезал квадратики получилось два прямоугольника. Что женам теперь делать, Любочка? Люба переводит взгляд с прямоугольников на меня, а потом берет их и прижимает одну половинку к другой они, к счастью, повернуты окрашенной стороной к нам. Яне могу удержаться от улыбки и уже радостным тоном говорю Любе "Вот хорошо Положи теперь их рядом с черным квадратиком" Иона осторожно укладывает кусочки картона на стол. Первый кусочек ложится рядом с целым квадратом, а второй сдвинулся впереди Люба пытается его придвинуть вплотную. Удается это ей не сразу то кусочек оказывается впереди, то сзади. Мыс Ваней не менее самой Любы хотим, чтобы он лег хорошо, и внимательно наблюдаем за ней. Но вот, наконец, он на месте, Люба смотрит на нас, а мы оба улыбаемся, говорим "Хорошо положила, а Ваня даже хлопает в ладоши и радостно добавляет "Уля, уля!" (Ура) Но следующий квадрат, разрезанный по диагонали, у Любы никак не складывается — половинки сдвигаются то вперед, то назад, никак не останавливаются там, где надо. Мы молча смотрим с Ваней, а Люба через 30 секунд оставила непослушные половинки и повернулась к кошке, прыгнувшей на скамейку. Мы не стали звать Любу, и дальше кусочки квадратов доставал из пакетов Ваня, аккуратно прикладывая их один к другому, устраняя даже миллиметровые щели, и сделал цветную дорожку для куклы почти через весь стол. Не получилось у него квадрата только из пакета С К. — Очень хорошая, ровная дорожка получилась у куколки — подбодрил я Ваню. — Сумеешь ты пробежать пальчиками по такой Дорожке Вот так — ставлю я указательный и средний пальцы на дорожку и осторожно "переступаю" по ней. Ваня копирует мои движения, и после "прогулки" мы снова возвращаемся к СК-10. — А эти трудные кусочки давай сложим пока в десятый пакет. И запишем в твой дневник, что сложил сегодня девятый квадрат. Молодец, Ваня Люба вернулась к нам от кошки, когда мыс Ваней укладывали квадраты в свои пакеты. Ваня разложил пустые пакеты в рядок "по порядку, те. так, чтобы крупные цифры на каждом конверте были видны и шли в порядке номеров (это тоже своего рода задание — разложить пакеты по номерам. А теперь он брал пакет СК-3 и, проверив, что на кусках квадрата с тыльной стороны стоит цифра 3, укладывал в пакет. Любе это тоже захотелось делать, и Ваня, давая ей очередной пакет, пояснил "Сюда зеленые кусочки положи" Так Люба помогла нам уложить остальные квадраты по пакетам, усвоив, видимо, при этом, что в каждый пакет складывают только одноцветные кусочки. Через два дня, когда мы стали складывать из квадратиков "паркетный полу Любы получилось уже 3 квадрата СК-2, СК-4 и СК-5. Так постепенно малыши решают эти "задачки сегодня удалось сложить только квадрат СК-2, а через два дня СК-3 и СК-4. А потом несколько раз подряд ни одного нового квадрата сложить не удалось, и игру "забыли" на неделю или даже больше. Вернувшись к ней, малыш сможет не только справиться с первыми, когда-то им решенными задачами, но и шагнуть значительно дальше. В игре "Сложи квадрат" нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых — исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Начало новой игры обязательно должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали. Усложнения в игре вводятся примерно в такой последовательности 1. Сначала дать только образец СК-1 и конверт с квадратом СК-2. Сможет ли малыш достать их сам из конвертов и уложить рядом вплотную Если он различает цвета, то можно дать сразу 4 конверта. Пусть ребенок сам достает из конвертов кусочки квадрата, сам переворачивает их лицевой стороной вверх, сам подбирает куски одного цвета, сам вкладывает квадрат. После игры он сам может уложить куски квадратов в конверты. 2. Можно увеличивать число конвертов с квадратами, прибавляя каждый раз по 1—2 новых но можно предложить и 8—10 новых сразу, если есть уверенность, что малыш с большинством справится) и укладывая в виде дорожки, большого квадрата (из 4, 9 или 16 штук) или в виде прямоугольника (из 6, 8, 10, 12 штук. 3. Можно предварительно смешивать кусочки от нескольких квадратов и помещать их в один пакет, чтобы у малыша была необходимость рассортировать их сначала по цвету на кучки а складывают квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку. 4. "Злая фея" смешала водном пакете 5—10 и даже 15 квадратов, и их надо разложить не только в кучки по цвету, но ив порядке номеров. Такое задание могут делать развитые малыши уже слет, те. со времени, когда они начинают считать и узнавать цифры. Цифры им попадаются ив других играх, и если у взрослых нет боязни, что это "непосильно, что знание цифр "превышает возрастные возможности, и взрослые будут обращаться с цифрами, как со всеми другими словами и понятиями, то малыши легко запоминают и пользуются цифрами рано (на линейке, на часах, на термометре и т. п. 5. Примерно слети старше можно давать уже самый сложный вариант — разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, куски которых какой-то "неряха" свалил в кучу и перепутал. Тогда понадобится и коробка размером х мм, куда их укладывают один на другой. Порядок складывания можно иногда изменять один раз начинать сит. дав следующий раз начинать с конца, те и т. д, чтобы наверху оказался целый квадрат С К. Если к этому времени еще будут оставаться "труднющие квадраты, неподдающиеся малышу, то их можно откладывать в отдельный конверт или, судя по обстановке, добавлять к тем, что лежат вместе. 6. В тех случаях, когда надо, например, помочь малышу усвоить нумерацию чисел от 1 до 24, задание можно изменять и, перевернув все кусочки на столе тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждом куске квадрата. Цвет тогда может служить только для контроля или вообще "не играть. Их даже складывать в квадраты можно номерами вверх. 7. Когда малыш будет справляться с самыми сложными квадратами, можно давать задание "на время. Для этого договоритесь о правилах. Например, перед началом ребенок готовит для себя стол, ставит на него коробку, открывает крышку и убирает ее со стола, но кусочки из коробки не высыпает. Только по команде судьи "На старт Внимание Начали" можно высыпать куски из коробки на стол и начинать сортировку и укладку в квадраты. Одновременно пускается секундомер или записывается время на часах с секундной стрелкой. Улучшая каждый раз свой "рекорд, те. сокращая время на разборку и укладку, малыш учится находить рациональные приемы работы, экономить время и постепенно из медлительного становится быстрыми расторопным. А если есть несколько комплектов игры, то можно устраивать настоящие соревнования. 8. И, наконец, вершина усложнения игры и безграничное ее расширение — придумывание и изготовление новых квадратов к уже имеющимся 24. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а ведь можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т. д. и т. п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и детей, и взрослых. Сколько новых "квадратов-головоломок" еще можно создать
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |