Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Сложи квадрат. Получая части квадрата и задание


Скачать 338.59 Kb.
НазваниеПолучая части квадрата и задание
АнкорСложи квадрат.pdf
Дата24.01.2018
Размер338.59 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSlozhi_kvadrat.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#35266
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Сложи квадрат"
Получая части квадрата и задание "сложи квадрат, малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они напоминают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом роисходит енировка в развитии оощу ия и сообразительности при решении проблемы частей целог , их возможных заимо-отношений и взаиморасположений.
, п тр цвет щен о
в
Как сделать игру Приготовьте 24 разноцветных квадрата из бумаги размером х мм (можно и другого размера. Наклейте их на плотный картон толщиною 1-2 мм и положите под пресс. Когда клей высохнет, разметьте квадраты. Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной стороны номер квадрата на каждую его часть. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец — квадрат № 1 (СК-1). Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательными служить она будет дольше, но надо подобрать 23 разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в 23 цвета, да и обрабатывать пластик труднее. Можно использовать и меньшее количество цветов, но их нужно будет разложить в разные пакеты и не смешивать (если же все таки они перепутались – разложить их помогут метки на оборотной стороне. Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей 2-4 лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте под тем же номером, что и квадрат. Оттенки цветов подберите настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету. Как играть Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, и, значит, развивает цветовое зрение. Во-вторых, сложить из каждой кучи кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец СК-1, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит разрешить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, даже из 5. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если незнакомы с образцом решения. Малыши же решают эти "задачки" несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более сложных.

Любочке исполнилось 1,5 года, когда взял я для нее первые пакеты с квадратами и начал рассказывать сказку "Жила-была девочка Любочка. Такая она была мастерица, все умела делать и даже большими ножницами резать бумагу и картон. И сделала она своим куколкам разные цветные квадратики для дорожки, красивые-красивые. Целый день делала, а вечером сложила эти квадратики в такие серые пакеты и легла спать. Прошла ночь, а утром Любочка взяла пакетики и стала доставать свои квадратики" Тут я даю Любе первый пакет, иона достает оттуда черный квадрат. Услышал сказку и летний братишка Ваня. Он устроился рядом и наблюдает за мной и Любой.
— Вот из таких хороших квадратиков сделает Любочка дорожку для куклы Юли. Давай положим квадратик около куклы. И Люба старательно придвигает первый квадратик к кукле. Ново втором пакете лежит не квадрата прямоугольника, и Любочка в недоумении смотрит на них. Я тоже "удивлен.
— Кто-то разрезал квадратики получилось два прямоугольника. Что женам теперь делать, Любочка? Люба переводит взгляд с прямоугольников на меня, а потом берет их и прижимает одну половинку к другой они, к счастью, повернуты окрашенной стороной к нам. Яне могу удержаться от улыбки и уже радостным тоном говорю Любе "Вот хорошо Положи теперь их рядом с черным квадратиком" Иона осторожно укладывает кусочки картона на стол. Первый кусочек ложится рядом с целым квадратом, а второй сдвинулся впереди Люба пытается его придвинуть вплотную. Удается это ей не сразу то кусочек оказывается впереди, то сзади. Мыс Ваней не менее самой Любы хотим, чтобы он лег хорошо, и внимательно наблюдаем за ней. Но вот, наконец, он на месте, Люба смотрит на нас, а мы оба улыбаемся, говорим "Хорошо положила, а Ваня даже хлопает в ладоши и радостно добавляет "Уля, уля!" (Ура) Но следующий квадрат, разрезанный по диагонали, у Любы никак не складывается — половинки сдвигаются то вперед, то назад, никак не останавливаются там, где надо. Мы молча смотрим с Ваней, а Люба через 30 секунд оставила непослушные половинки и повернулась к кошке, прыгнувшей на скамейку. Мы не стали звать Любу, и дальше кусочки квадратов доставал из пакетов Ваня, аккуратно прикладывая их один к другому, устраняя даже миллиметровые щели, и сделал цветную дорожку для куклы почти через весь стол. Не получилось у него квадрата только из пакета С К.
— Очень хорошая, ровная дорожка получилась у куколки — подбодрил я Ваню. — Сумеешь ты пробежать пальчиками по такой Дорожке Вот так — ставлю я указательный и средний пальцы на дорожку и осторожно "переступаю" по ней. Ваня копирует мои движения, и после "прогулки" мы снова возвращаемся к СК-10.
— А эти трудные кусочки давай сложим пока в десятый пакет. И запишем в твой дневник, что сложил сегодня девятый квадрат. Молодец, Ваня Люба вернулась к нам от кошки, когда мыс Ваней укладывали квадраты в свои пакеты. Ваня разложил пустые пакеты в рядок "по порядку, те. так, чтобы крупные цифры на каждом конверте были видны и шли в порядке номеров (это тоже своего рода задание — разложить пакеты по номерам. А теперь он брал пакет СК-3 и, проверив, что на кусках квадрата с тыльной стороны стоит цифра 3, укладывал в пакет. Любе это тоже захотелось делать, и Ваня, давая ей очередной пакет, пояснил "Сюда зеленые кусочки положи" Так Люба помогла нам уложить остальные квадраты по пакетам, усвоив, видимо, при этом, что в каждый пакет складывают только одноцветные кусочки. Через два дня, когда мы стали складывать из квадратиков "паркетный полу Любы получилось уже 3 квадрата СК-2, СК-4 и СК-5. Так постепенно малыши решают эти "задачки сегодня удалось сложить только квадрат
СК-2, а через два дня СК-3 и СК-4. А потом несколько раз подряд ни одного нового квадрата сложить не удалось, и игру "забыли" на неделю или даже больше. Вернувшись к ней, малыш сможет не только справиться с первыми, когда-то им решенными задачами, но и шагнуть значительно дальше.
В игре "Сложи квадрат" нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых — исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо
обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Начало новой игры обязательно должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали. Усложнения в игре вводятся примерно в такой последовательности
1. Сначала дать только образец СК-1 и конверт с квадратом СК-2. Сможет ли малыш достать их сам из конвертов и уложить рядом вплотную Если он различает цвета, то можно дать сразу 4 конверта. Пусть ребенок сам достает из конвертов кусочки квадрата, сам переворачивает их лицевой стороной вверх, сам подбирает куски одного цвета, сам вкладывает квадрат. После игры он сам может уложить куски квадратов в конверты.
2. Можно увеличивать число конвертов с квадратами, прибавляя каждый раз по 1—2 новых но можно предложить и 8—10 новых сразу, если есть уверенность, что малыш с большинством справится) и укладывая в виде дорожки, большого квадрата (из 4, 9 или 16 штук) или в виде прямоугольника (из 6, 8, 10, 12 штук.
3. Можно предварительно смешивать кусочки от нескольких квадратов и помещать их в один пакет, чтобы у малыша была необходимость рассортировать их сначала по цвету на кучки а складывают квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку.
4. "Злая фея" смешала водном пакете 5—10 и даже 15 квадратов, и их надо разложить не только в кучки по цвету, но ив порядке номеров. Такое задание могут делать развитые малыши уже слет, те. со времени, когда они начинают считать и узнавать цифры. Цифры им попадаются ив других играх, и если у взрослых нет боязни, что это "непосильно, что знание цифр "превышает возрастные возможности, и взрослые будут обращаться с цифрами, как со всеми другими словами и понятиями, то малыши легко запоминают и пользуются цифрами рано (на линейке, на часах, на термометре и т. п.
5. Примерно слети старше можно давать уже самый сложный вариант — разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, куски которых какой-то "неряха" свалил в кучу и перепутал. Тогда понадобится и коробка размером х мм, куда их укладывают один на другой. Порядок складывания можно иногда изменять один раз начинать сит. дав следующий раз начинать с конца, те и т. д, чтобы наверху оказался целый квадрат С К. Если к этому времени еще будут оставаться "труднющие квадраты, неподдающиеся малышу, то их можно откладывать в отдельный конверт или, судя по обстановке, добавлять к тем, что лежат вместе.
6. В тех случаях, когда надо, например, помочь малышу усвоить нумерацию чисел от 1 до 24, задание можно изменять и, перевернув все кусочки на столе тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждом куске квадрата. Цвет тогда может служить только для контроля или вообще "не играть. Их даже складывать в квадраты можно номерами вверх.
7. Когда малыш будет справляться с самыми сложными квадратами, можно давать задание "на время. Для этого договоритесь о правилах. Например, перед началом ребенок готовит для себя стол, ставит на него коробку, открывает крышку и убирает ее со стола, но кусочки из коробки не высыпает. Только по команде судьи "На старт Внимание Начали" можно высыпать куски из коробки на стол и начинать сортировку и укладку в квадраты. Одновременно пускается секундомер или записывается время на часах с секундной стрелкой. Улучшая каждый раз свой "рекорд, те. сокращая время на разборку и укладку, малыш учится находить рациональные приемы работы, экономить время и постепенно из медлительного становится быстрыми расторопным. А если есть несколько комплектов игры, то можно устраивать настоящие соревнования.
8. И, наконец, вершина усложнения игры и безграничное ее расширение — придумывание и изготовление новых квадратов к уже имеющимся 24. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а ведь можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т. д. и т. п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и детей, и взрослых. Сколько новых "квадратов-головоломок" еще можно создать




перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей