Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками.

Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками Учебные материалы

Дифференциация звуков [с-ш-ж-з-ц-ч-щ]

Когда все звуки (и свистящие, и шипящие, и аффрикаты) поставлены и автоматизированы, нужно приложить некоторые усилия к тому, чтобы они не смешивались в речи ребенка, не путались, особенно это касается случаев так называемого полиморфного нарушения звукопроизношения, при котором у ребенка было нарушено произношение многих звуков разных групп. После того как звуки отдифференцированы в определенных парах, нужно научить ребенка различать их в различных упражнениях.

1. Предложите ребенку повторить слоговые ряды:

  • жа-за-ша-са
  • шу-жу-зу-су
  • сы-жи-ши-зы
  • аз-аш-ас-аз
  • ос-ож-оз-ош
  • уз-уш-уж-ус
  • ажа-аза-аса-аша
  • ужу-узу-ушу-усу
  • ошо-осо-ожо-озо
  • жво-шво-сво-зво
  • сну-шну-жну-зну
  • злы-жлы-слы-шлы
  • ча-ца-ша-са
  • шу-жу-чу-щу
  • сы-цы-ши-чи
  • ач-аш-ас-ащ
  • ос-оч-ощ-оц
  • ущ-уш-уч-ус
  • ажа-аза-ача-аца
  • ужу-уцу-ушу-ущу
  • ошо-осо-оцо-ощо
  • чво-шво-цво-зво
  • сну-цну-жну-чну
  • цлы-жлы-члы-шлы

2. Предложите ребенку закончить слово слогом

  • жа, ша, са, за, ча, ца, ща:

гру…, кури…, зада…, бороди…, колба…, берё…, ду…, больни…, встре…, лы…, ручи…, мимо…, ли…, ка…

  • жи, ши, сы, зы, цы, чи, щи:

ули…, пла…, ужа…, шала…, гара…, моро…, пле…, ланды…, зака…, кле…, леден…, воло…, эта…, вра…

  • жок, шок, сок, зок, чок:

дру…, крю…, голо…, гор…, огры…, творо…, стари…, ку…, ме…, гла…

  • жик, шик, чик, щик:

маль…, но…, ёр…, свар…, я…, паль…, ры…, гро…

  • цо, чо, со:

коль…, пле…, мя…, коле…, хар…, крыль…

3. Предложите ребенку повторить пары слов:

  • щель — цель
  • чумка — сумка
  • качка — каска
  • чётки — щётки
  • шок — сок
  • жесть — честь
  • качель — кашель
  • кружок — крючок
  • плач — плащ
  • пальчик — пайщик
  • ножка — ночка
  • цель — щель
  • цокот — шёпот
  • цирк — чирк
  • цоколь — сокол

4. Предложите ребенку повторить предложения:

  • У девочки на пальце золотое колечко с красным камушком.
  • Большая ящерица съела золотистую бабочку.
  • Гоша, Света и Зоя читают сказку про чудовище.
  • Наша дача находится далеко от станции в густом лесу.
  • Ночью за печкой пищал сверчок и жужжал жук.
  • Женя горько заплакал, потому что не справился с решением задачи.
  • Дедушка закрыл дверцу на щеколду и на крючок.
  • Положи сачок на шкаф и покажи нам бабочку.
  • Мама ищет сумку и ключи, которыми надо закрыть ящик со спицами.
  • Ученица читает хорошо, а пишет еще лучше.
  • Лошадь везла повозку, украшенную бубенцами и колокольчиками.
  • Курица утащила червяка под навес и угостила цыплят.
  • У свиньи густая жесткая щетина, а вместо носа — пятачок.

5. Предложите ребенку придумать предложения по картинкам:

  • Мальчик чистит зубы щеткой.
  • Мышка спряталась за чашкой.
  • Цыплята ищут червяков, а курица клюет зернышки.
  • Мальчики на улице запускают воздушных змеев.

6. Предложите ребенку повторить:

  • са-са, ша-ша, ча-ча — санки, шарик, чайка
  • со-со, шо-шо, чо-чо — соки, шёпот, чёлка
  • су-су, шу-шу, чу-чу — сумка, шутка, чурка
  • сы-сы, ши-ши, чи-чи — сырник, шины, чипсы
  • са-са, ша-ша, ча-ча — лиса, кушак, очаг
  • со-со, шо-шо, чо-чо — песок, мешок, учёт
  • су-су, шу-шу, чу-чу — сосуд, Мишук, каучук
  • сы-сы, ши-ши, чи-чи — усы, пошив, мечи
  • ца-ца, ша-ша, ча-ча — цапля, шайба, чарка
  • цо-цо, шо-шо, чо-чо — цоколь, шорох, чётки
  • цу-цу, шу-шу, чу-чу — цугом, шутка, чудо
  • цы-цы, ши-ши, чи-чи — цыпки, шило, читка
  • ца-ца, ша-ша, ча-ча — овца, душа, печаль
  • цо-цо, шо-шо, чо-чо — лицо, пушок, плечо
  • цу-цу, шу-шу, чу-чу — к лицу, пишу, ворчун
  • цы-цы, ши-ши, чи-чи — гонцы, кувшин, почин
  • ща-ща, ша-ша, ча-ча — щавель, шарик, чаща
  • що-що, шо-шо, чо-чо — щёголь, шорник, чёбот
  • щу-щу, шу-шу, чу-чу — щука, шурин, чубчик
  • щи-щи, ши-ши, чи-чи — щипцы, шифер, чирей
  • ща-ща, ша-ша, ча-ча — праща, лошак, причал
  • що-що, шо-шо, чо-чо — ещё, крюшон, начёс
  • щу-щу, шу-шу, чу-чу — прищур, дышу, молчун
  • щи-щи, ши-ши, чи-чи — ямщик, аршин, врачи
  • жи-жи, зы-зы, цы-цы — жилка, зыбка, цыпки
  • жо-жо, зо-зо, цо-цо — жёлтый, зонтик, цокот
  • жу-жу, зу-зу, цу-цу — ажур, ползун, к лицу
  • жа-жа, за-за, ца-ца — жаба, зала, царь
  • жи-жи, зы-зы, цы-цы — ужи, тазы, птенцы
  • жо-жо, зо-зо, цо-цо — лужок, дозор, кольцо
  • жу-жу, зу-зу, цу-цу — кунжут, лизун, к бойцу
  • жа-жа, за-за, ца-ца — вожак, базар, пыльца

7. Предложите ребенку повторить:

  • ша-ша-ша, ча-ча-ча, ща-ща-ща — в камышах паучата пищат
  • шо-шо-шо, чо-чо-чо, що-що-що — есть пушок у волчонка ещё
  • шу-шу-шу, чу-чу-чу, щу-щу-щу — малышу я чулочки тащу
  • ши-ши-ши, чи-чи-чи, щи-щи-щи — не спеши, помолчи, подтащи
  • са-са-са, ча-ча-ча, ца-ца-ца — Саня чаем поила отца
  • со-со-со, чо-чо-чо, цо-цо-цо — Соня мыла плечо и лицо
  • су-су-су, чу-чу-чу, цу-цу-цу — сумку я подкачу молодцу
  • сы-сы-сы, чи-чи-чи, цы-цы-цы — сын учил стихи про огурцы

8. Разучите с ребенком чистоговорки и стихи:

— Почему ты черен, кот?

— Лазил ночью в дымоход.

— Почему сейчас ты бел?

— Из горшка сметану ел.

— Почему ты серым стал?

— Пес в пыли меня валял.

— Так какого же ты цвета?

— Я и сам не знаю это.

(В. Левановский)

 

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока…

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапах.

Подрастет щеночек мой —

Он поправдашний, живой.

(И. Токмакова)

 

Бежит ежик

Вдоль дорожек

Да скользит на льду.

Говорит ему лисица:

— Дай, переведу.

Отвечает серый ежик:

— У меня две пары ножек.

Сам я перейду!

(С. Маршак)

 

Булки, сайки, калачи,

Не шалите вы в печи!

Сильным жаром пышет печь,

Надо корочку беречь.

Ну, румяньтесь, не шалите!

А не то вы подгорите.

Будете, бедняжки,

Просто замарашки.

Напугаете народ,

И никто вас не возьмет.

(О. Дриз)

 

Месяц заблудился

У косматой чащи.

Рогом зацепился

За сучок торчащий…

Понял, что попался…

И над спящим лугом

До утра качался,

Бледный от испуга.

(Т. Золотухина)

 

Чуть побольше рукавички

Подарили мне щенка,

Он пока что с непривычки

Не лакает молока.

Я позвал на помощь кошку,

Я придвинул ближе плошку.

Хорошо пошел урок.

Лижет плошку мой щенок.

(А. Шлыгин)

 

У котенка шерстка гладкая,

И она, наверно, сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто-часто шерстку лижет.

(Р. Селянин)

Заключение

Итак, дорогие читатели, вы подошли к концу нашей книги. Значит, у вас хватило терпения и времени ознакомиться с предложенным автором материалом. А может быть, вы уже начали выполнять упражнения? И это, наверное, оказалось непросто. Но разве любящих родителей остановят трудности, когда нужно помочь своему ребенку? И мы надеемся, что наш опыт, знания помогут вам преодолеть все преграды и наш совместный труд не пропадет даром.

Успехов вам!

СОДЕРЖАНИЕ

  • От автора 3
  • Как развивается речь? 6
  • Почему ребенок неправильно произносит звуки? 9
  • Проверяем звукопроизношение 13
  • Учимся слышать и различать звуки речи 35
  • Узнавание и различение неречевых звуков 35
  • Различение на слух длительности звучания, темпа, ритма, громкости, высоты голоса 37
  • Узнавание и различение слов, близких по звуковому составу 40
  • Различение и дифференциация слогов 46
  • Узнавание и дифференциация звуков 49
  • Развитие фонематического (звукового) анализа 70
  • Гимнастика для правильного произношения 81
  • Упражнения для губ 83
  • Упражнения для нижней челюсти 84
  • Упражнения для языка 84
  • Упражнения для мягкого нёба 85
  • Жевательные упражнения 85
  • Развиваем речевое дыхание 86
  • Дыхательные упражнения 86
  • Исправляем нарушения звукопроизношения 88
  • Исправление недостатков звукопроизношения 90
  • Нарушения произношения звуков [с] и [з] 90
  • Исправление нарушений произношения звуков [с] и [з] 91
  • Закрепление (автоматизация) звуков [с] и [з] 93
  • Закрепление (автоматизация) звука [с] 94
  • Закрепление (автоматизация) звука [с’] 100
  • Закрепление (автоматизация) звука [з] 104
  • Закрепление (автоматизация) звука [з’] 109
  • Нарушения произношения звуков [ш] и [ж] 111
  • Исправление нарушений произношения звуков [ш] и [ж] 112
  • Закрепление (автоматизация) звука [ш] 114
  • Закрепление (автоматизация) звука [ж] 119
  • Нарушения произношения звука [ц] 124
  • Исправление нарушений произношения звука [ц] 125
  • Закрепление (автоматизация) звука [ц] 126
  • Нарушения произношения звука [ч] 130
  • Исправление нарушения произношения звука [ч] 132
  • Закрепление (автоматизация) звука [ч] 134
  • Нарушения произношения звука [щ] 141
  • Исправление нарушений произношения звука [щ] 142
  • Закрепление (автоматизация) звука [щ] 144
  • Нарушения произношения звука [л] 148
  • Исправление нарушений произношения звука [л] 149
  • Нарушения произношения звука [л] 151
  • Исправление нарушений произношения звука [л] 152
  • Закрепление (автоматизация) звука [л’] 155
  • Нарушения произношения звука [р] 160
  • Исправление нарушений произношения звука [р] 161
  • Исправление нарушений произношения звука [р’] 165
  • Закрепление (автоматизация) звука [р] 165
  • Закрепление (автоматизация) звука [р’] 171
  • Чтобы звуки не смешивались 176
  • Дифференциация звуков [с-ш], [з-ж] 176
  • Дифференциация звуков [з-ж] 181
  • Дифференциация звуков [ш-ч] 186
  • Дифференциация звуков [ч-ц] 192
  • Дифференциация звуков [с-ц] 196
  • Дифференциация звуков [ч-т’] 201
  • Дифференциация звуков [ц-т’] 205
  • Дифференциация звуков [л-р] 210
  • Дифференциация звуков [з-с] 216
  • Дифференциация звуков [ж-ш] 221
  • Дифференциация звуков [с-ш-ж-з-ц-ч-щ] 226
  • Заключение 237

Полную версию учебного пособия можно скачать здесь.

Оцените автора
Metodich.ru
Добавить комментарий