Дифференциация звуков [с-ш-ж-з-ц-ч-щ]
Когда все звуки (и свистящие, и шипящие, и аффрикаты) поставлены и автоматизированы, нужно приложить некоторые усилия к тому, чтобы они не смешивались в речи ребенка, не путались, особенно это касается случаев так называемого полиморфного нарушения звукопроизношения, при котором у ребенка было нарушено произношение многих звуков разных групп. После того как звуки отдифференцированы в определенных парах, нужно научить ребенка различать их в различных упражнениях.
1. Предложите ребенку повторить слоговые ряды:
- жа-за-ша-са
- шу-жу-зу-су
- сы-жи-ши-зы
- аз-аш-ас-аз
- ос-ож-оз-ош
- уз-уш-уж-ус
- ажа-аза-аса-аша
- ужу-узу-ушу-усу
- ошо-осо-ожо-озо
- жво-шво-сво-зво
- сну-шну-жну-зну
- злы-жлы-слы-шлы
- ча-ца-ша-са
- шу-жу-чу-щу
- сы-цы-ши-чи
- ач-аш-ас-ащ
- ос-оч-ощ-оц
- ущ-уш-уч-ус
- ажа-аза-ача-аца
- ужу-уцу-ушу-ущу
- ошо-осо-оцо-ощо
- чво-шво-цво-зво
- сну-цну-жну-чну
- цлы-жлы-члы-шлы
2. Предложите ребенку закончить слово слогом
- жа, ша, са, за, ча, ца, ща:
гру…, кури…, зада…, бороди…, колба…, берё…, ду…, больни…, встре…, лы…, ручи…, мимо…, ли…, ка…
- жи, ши, сы, зы, цы, чи, щи:
ули…, пла…, ужа…, шала…, гара…, моро…, пле…, ланды…, зака…, кле…, леден…, воло…, эта…, вра…
- жок, шок, сок, зок, чок:
дру…, крю…, голо…, гор…, огры…, творо…, стари…, ку…, ме…, гла…
- жик, шик, чик, щик:
маль…, но…, ёр…, свар…, я…, паль…, ры…, гро…
- цо, чо, со:
коль…, пле…, мя…, коле…, хар…, крыль…
3. Предложите ребенку повторить пары слов:
- щель — цель
- чумка — сумка
- качка — каска
- чётки — щётки
- шок — сок
- жесть — честь
- качель — кашель
- кружок — крючок
- плач — плащ
- пальчик — пайщик
- ножка — ночка
- цель — щель
- цокот — шёпот
- цирк — чирк
- цоколь — сокол
4. Предложите ребенку повторить предложения:
- У девочки на пальце золотое колечко с красным камушком.
- Большая ящерица съела золотистую бабочку.
- Гоша, Света и Зоя читают сказку про чудовище.
- Наша дача находится далеко от станции в густом лесу.
- Ночью за печкой пищал сверчок и жужжал жук.
- Женя горько заплакал, потому что не справился с решением задачи.
- Дедушка закрыл дверцу на щеколду и на крючок.
- Положи сачок на шкаф и покажи нам бабочку.
- Мама ищет сумку и ключи, которыми надо закрыть ящик со спицами.
- Ученица читает хорошо, а пишет еще лучше.
- Лошадь везла повозку, украшенную бубенцами и колокольчиками.
- Курица утащила червяка под навес и угостила цыплят.
- У свиньи густая жесткая щетина, а вместо носа — пятачок.
5. Предложите ребенку придумать предложения по картинкам:
- Мальчик чистит зубы щеткой.
- Мышка спряталась за чашкой.
- Цыплята ищут червяков, а курица клюет зернышки.
- Мальчики на улице запускают воздушных змеев.
6. Предложите ребенку повторить:
- са-са, ша-ша, ча-ча — санки, шарик, чайка
- со-со, шо-шо, чо-чо — соки, шёпот, чёлка
- су-су, шу-шу, чу-чу — сумка, шутка, чурка
- сы-сы, ши-ши, чи-чи — сырник, шины, чипсы
- са-са, ша-ша, ча-ча — лиса, кушак, очаг
- со-со, шо-шо, чо-чо — песок, мешок, учёт
- су-су, шу-шу, чу-чу — сосуд, Мишук, каучук
- сы-сы, ши-ши, чи-чи — усы, пошив, мечи
- ца-ца, ша-ша, ча-ча — цапля, шайба, чарка
- цо-цо, шо-шо, чо-чо — цоколь, шорох, чётки
- цу-цу, шу-шу, чу-чу — цугом, шутка, чудо
- цы-цы, ши-ши, чи-чи — цыпки, шило, читка
- ца-ца, ша-ша, ча-ча — овца, душа, печаль
- цо-цо, шо-шо, чо-чо — лицо, пушок, плечо
- цу-цу, шу-шу, чу-чу — к лицу, пишу, ворчун
- цы-цы, ши-ши, чи-чи — гонцы, кувшин, почин
- ща-ща, ша-ша, ча-ча — щавель, шарик, чаща
- що-що, шо-шо, чо-чо — щёголь, шорник, чёбот
- щу-щу, шу-шу, чу-чу — щука, шурин, чубчик
- щи-щи, ши-ши, чи-чи — щипцы, шифер, чирей
- ща-ща, ша-ша, ча-ча — праща, лошак, причал
- що-що, шо-шо, чо-чо — ещё, крюшон, начёс
- щу-щу, шу-шу, чу-чу — прищур, дышу, молчун
- щи-щи, ши-ши, чи-чи — ямщик, аршин, врачи
- жи-жи, зы-зы, цы-цы — жилка, зыбка, цыпки
- жо-жо, зо-зо, цо-цо — жёлтый, зонтик, цокот
- жу-жу, зу-зу, цу-цу — ажур, ползун, к лицу
- жа-жа, за-за, ца-ца — жаба, зала, царь
- жи-жи, зы-зы, цы-цы — ужи, тазы, птенцы
- жо-жо, зо-зо, цо-цо — лужок, дозор, кольцо
- жу-жу, зу-зу, цу-цу — кунжут, лизун, к бойцу
- жа-жа, за-за, ца-ца — вожак, базар, пыльца
7. Предложите ребенку повторить:
- ша-ша-ша, ча-ча-ча, ща-ща-ща — в камышах паучата пищат
- шо-шо-шо, чо-чо-чо, що-що-що — есть пушок у волчонка ещё
- шу-шу-шу, чу-чу-чу, щу-щу-щу — малышу я чулочки тащу
- ши-ши-ши, чи-чи-чи, щи-щи-щи — не спеши, помолчи, подтащи
- са-са-са, ча-ча-ча, ца-ца-ца — Саня чаем поила отца
- со-со-со, чо-чо-чо, цо-цо-цо — Соня мыла плечо и лицо
- су-су-су, чу-чу-чу, цу-цу-цу — сумку я подкачу молодцу
- сы-сы-сы, чи-чи-чи, цы-цы-цы — сын учил стихи про огурцы
8. Разучите с ребенком чистоговорки и стихи:
— Почему ты черен, кот?
— Лазил ночью в дымоход.
— Почему сейчас ты бел?
— Из горшка сметану ел.
— Почему ты серым стал?
— Пес в пыли меня валял.
— Так какого же ты цвета?
— Я и сам не знаю это.
(В. Левановский)
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока…
Он идет смешной-смешной,
Путается в лапах.
Подрастет щеночек мой —
Он поправдашний, живой.
(И. Токмакова)
Бежит ежик
Вдоль дорожек
Да скользит на льду.
Говорит ему лисица:
— Дай, переведу.
Отвечает серый ежик:
— У меня две пары ножек.
Сам я перейду!
(С. Маршак)
Булки, сайки, калачи,
Не шалите вы в печи!
Сильным жаром пышет печь,
Надо корочку беречь.
Ну, румяньтесь, не шалите!
А не то вы подгорите.
Будете, бедняжки,
Просто замарашки.
Напугаете народ,
И никто вас не возьмет.
(О. Дриз)
Месяц заблудился
У косматой чащи.
Рогом зацепился
За сучок торчащий…
Понял, что попался…
И над спящим лугом
До утра качался,
Бледный от испуга.
(Т. Золотухина)
Чуть побольше рукавички
Подарили мне щенка,
Он пока что с непривычки
Не лакает молока.
Я позвал на помощь кошку,
Я придвинул ближе плошку.
Хорошо пошел урок.
Лижет плошку мой щенок.
(А. Шлыгин)
У котенка шерстка гладкая,
И она, наверно, сладкая,
Потому что Васька рыжий
Часто-часто шерстку лижет.
(Р. Селянин)
Заключение
Итак, дорогие читатели, вы подошли к концу нашей книги. Значит, у вас хватило терпения и времени ознакомиться с предложенным автором материалом. А может быть, вы уже начали выполнять упражнения? И это, наверное, оказалось непросто. Но разве любящих родителей остановят трудности, когда нужно помочь своему ребенку? И мы надеемся, что наш опыт, знания помогут вам преодолеть все преграды и наш совместный труд не пропадет даром.
Успехов вам!
СОДЕРЖАНИЕ
- От автора 3
- Как развивается речь? 6
- Почему ребенок неправильно произносит звуки? 9
- Проверяем звукопроизношение 13
- Учимся слышать и различать звуки речи 35
- Узнавание и различение неречевых звуков 35
- Различение на слух длительности звучания, темпа, ритма, громкости, высоты голоса 37
- Узнавание и различение слов, близких по звуковому составу 40
- Различение и дифференциация слогов 46
- Узнавание и дифференциация звуков 49
- Развитие фонематического (звукового) анализа 70
- Гимнастика для правильного произношения 81
- Упражнения для губ 83
- Упражнения для нижней челюсти 84
- Упражнения для языка 84
- Упражнения для мягкого нёба 85
- Жевательные упражнения 85
- Развиваем речевое дыхание 86
- Дыхательные упражнения 86
- Исправляем нарушения звукопроизношения 88
- Исправление недостатков звукопроизношения 90
- Нарушения произношения звуков [с] и [з] 90
- Исправление нарушений произношения звуков [с] и [з] 91
- Закрепление (автоматизация) звуков [с] и [з] 93
- Закрепление (автоматизация) звука [с] 94
- Закрепление (автоматизация) звука [с’] 100
- Закрепление (автоматизация) звука [з] 104
- Закрепление (автоматизация) звука [з’] 109
- Нарушения произношения звуков [ш] и [ж] 111
- Исправление нарушений произношения звуков [ш] и [ж] 112
- Закрепление (автоматизация) звука [ш] 114
- Закрепление (автоматизация) звука [ж] 119
- Нарушения произношения звука [ц] 124
- Исправление нарушений произношения звука [ц] 125
- Закрепление (автоматизация) звука [ц] 126
- Нарушения произношения звука [ч] 130
- Исправление нарушения произношения звука [ч] 132
- Закрепление (автоматизация) звука [ч] 134
- Нарушения произношения звука [щ] 141
- Исправление нарушений произношения звука [щ] 142
- Закрепление (автоматизация) звука [щ] 144
- Нарушения произношения звука [л] 148
- Исправление нарушений произношения звука [л] 149
- Нарушения произношения звука [л] 151
- Исправление нарушений произношения звука [л] 152
- Закрепление (автоматизация) звука [л’] 155
- Нарушения произношения звука [р] 160
- Исправление нарушений произношения звука [р] 161
- Исправление нарушений произношения звука [р’] 165
- Закрепление (автоматизация) звука [р] 165
- Закрепление (автоматизация) звука [р’] 171
- Чтобы звуки не смешивались 176
- Дифференциация звуков [с-ш], [з-ж] 176
- Дифференциация звуков [з-ж] 181
- Дифференциация звуков [ш-ч] 186
- Дифференциация звуков [ч-ц] 192
- Дифференциация звуков [с-ц] 196
- Дифференциация звуков [ч-т’] 201
- Дифференциация звуков [ц-т’] 205
- Дифференциация звуков [л-р] 210
- Дифференциация звуков [з-с] 216
- Дифференциация звуков [ж-ш] 221
- Дифференциация звуков [с-ш-ж-з-ц-ч-щ] 226
- Заключение 237
Полную версию учебного пособия можно скачать здесь.