Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов, курс математики в дополнительном первом (I') классе рассчитан на 99 ч (33 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение математики в дополнительном первом (I') классе, определено Примерным недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов и составляет 3 ч в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В Примерной рабочей программе по математике для первого дополнительного (I') класса определены планируемые личностные и предметные результаты освоения АООП, которые представлены в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета». Примерная рабочая программа по математике обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результатыосвоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные примерной рабочей программой по математике для первого дополнительного (I') класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению математики. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета «Математика», и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися математическими знаниями и умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Математика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в ПрАООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. Данным положением ПрАООП следует руководствоваться при организации образовательной деятельности по изучению математики отдельными обучающимися, у которых отмечаются локальные поражения ЦНС (например, обучающиеся с грубой акалькулией). Обучающиеся с указанной патологией могут успешно осваивать АООП по другим учебным предметам, но испытывать серьезные затруднения в овладении математическими знаниями и умениями, не овладевая даже минимальным уровнем планируемых предметных результатов по математике. Переводить таких обучающихся на АООП (вариант 2) в связи с отсутствием минимального уровня достижения планируемых результатов освоения АООП лишь по одному учебному предмету – математике, нецелесообразно. В отношении подобных обучающихся следует предусмотреть осуществление образовательной деятельности по математике на доступном для них уровне, по индивидуальной программе, с возможностью их аттестации по данной программе и переводом в следующий класс.
Достижению планируемых личностных и предметных результатов освоения математики будет способствовать организация систематической и целенаправленной образовательной деятельности с учетом рекомендаций по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению, представленных в примерной рабочей программе (см. п. 4 «Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету»). ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Пропедевтика
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами.
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 5
Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 5.
Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 5. Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры.
Место каждого числа в числовом ряду. Сравнение чисел в пределах 5, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше.
Состав чисел 2, 3, 4, 5 из единиц. Состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных частей.
Единицы измерения и их соотношения
Монеты: 1 р., 2 р., 5 р. Узнавание, называние, дифференциация монет. Получение 2 р., 3 р., 4 р., 5 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р.
Арифметические действия
Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.
Сложение, вычитание чисел в пределах 5. Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Арифметические задачи
Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи.
Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету с использованием иллюстраций.
Геометрический материал
Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной формы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 ч в неделю, 99 ч в год
Разделы программы
| Название темы
| Содержание темы
| Количество часов
| Первое полугодие – 48 ч
| Подготовка к изучению математики (48 ч)
| Пропедевтика.
Свойства предметов.
| Цвет, назначение предметов.
| Различение предметов по цвету. Назначение знакомых предметов.
| 1
| Геометрический материал.
| Круг.
| Круг: распознавание, называние.
Определение формы предметов путем соотнесения с кругом (похожа на круг, круглая; не похожа на круг).
| 1
| Сравнение предметов.
| Большой – маленький.
| Сравнение двух предметов по величине (большой - маленький, больше – меньше).
Сравнение трех-четырех предметов по величине (больше, самый большой, меньше, самый маленький).
| 2
| Сравнение предметов.
| Одинаковые, равные по величине.
| Выявление одинаковых, равных по величине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов.
| 1
| Положение предметов в пространстве, на плоскости.
| Слева – справа.
| Ориентировка в схеме собственного тела.
Определение положения «слева», «справа» применительно к положению предметов в пространстве относительно себя; по отношению друг к другу; на плоскости.
Перемещение предметов в указанное положение.
| 1
| Положение предметов в пространстве, на плоскости.
| В середине, между.
| Определение положения «в середине», «между» применительно к положению предметов в пространстве по отношению друг к другу; на плоскости.
Перемещение предметов в указанное положение.
| 1
| Геометрический материал.
| Квадрат.
| Квадрат: распознавание, называние.
Определение формы предметов путем соотнесения с квадратом (похожа на квадрат, квадратная; не похожа на квадрат).
Дифференциация круга и квадрата; дифференциация предметов по форме.
| 1
| Положение предметов в пространстве, на плоскости.
| Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.
| Определение положения «вверху», «внизу» применительно к положению предметов в пространстве относительно себя; по отношению друг к другу; на плоскости.
Определение положения «выше», «ниже», «верхний», «нижний» применительно к положению предметов в пространстве по отношению друг к другу; на плоскости.
Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов «на», «над», «под».
Перемещение предметов в указанное положение.
| 2
| Сравнение предметов.
| Длинный – короткий.
| Сравнение двух предметов по размеру: длинный - короткий, длиннее – короче.
Сравнение трех-четырех предметов по длине (длиннее, самый длинный, короче, самый короткий).
Выявление одинаковых, равных по длине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов.
| 2
| Положение предметов в пространстве, на плоскости.
| Внутри – снаружи, в, рядом, около.
| Определение положения «внутри», «снаружи» применительно к положению предметов в пространстве по отношению друг к другу; на плоскости.
Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов и наречий «в», «рядом», «около».
Перемещение предметов в указанное положение.
| 1
| Геометрический материал.
| Треугольник.
| Треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов путем соотнесения с треугольником (похожа на треугольник, треугольная; не похожа на треугольник).
Дифференциация круга, квадрата, треугольника; дифференциация предметов по форме.
Выделение в целостном объекте (предмете, изображении предмета) его частей, определение формы этих частей.
Составление целостного объекта из отдельных частей (в виде композиции из геометрических фигур).
| 1
| Сравнение предметов.
| Широкий – узкий.
| Сравнение двух предметов по размеру: широкий - узкий, шире – уже.
Сравнение трех-четырех предметов по ширине (шире, самый широкий, уже, самый узкий).
Выявление одинаковых, равных по ширине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов.
| 2
| Положение предметов в пространстве, на плоскости.
| Далеко – близко, дальше – ближе, к, от.
| Определение положения «далеко», «близко», «дальше», «ближе» применительно к положению предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу.
Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов «к», «от».
Перемещение предметов в указанное положение.
| 1
| Геометрический материал.
| Прямоугольник.
| Прямоугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов путем соотнесения с прямоугольником (похожа на прямоугольник, прямоугольная; не похожа на прямоугольник).
Дифференциация круга, квадрата, треугольника, прямоугольника; дифференциация предметов по форме.
Выделение в целостном объекте (предмете, изображении предмета) его частей, определение формы этих частей.
Составление целостного объекта из отдельных частей (в виде композиции из геометрических фигур).
| 1
| Сравнение предметов.
| Высокий – низкий.
| Сравнение двух предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже.
Сравнение трех-четырех предметов по высоте (выше, самый высокий, ниже, самый низкий).
Выявление одинаковых, равных по высоте предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов.
| 2
| Сравнение предметов.
| Глубокий – мелкий.
| Сравнение двух предметов по размеру: глубокий – мелкий, глубже – мельче.
Сравнение трех-четырех предметов по глубине (глубже, самый глубокий, мельче, самый мелкий).
Выявление одинаковых, равных по глубине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов.
| 2
| Положение предметов в пространстве, на плоскости.
| Впереди – сзади, перед, за.
| Определение положения «впереди», «сзади», применительно к положению предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу.
Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов «перед», «за».
Перемещение предметов в указанное положение.
| 1
| Положение предметов в пространстве, на плоскости.
| Первый – последний, крайний, после, следом, следующий за.
| Определение порядка следования линейно расположенных предметов, изображений предметов, на основе понимания и использования в собственной речи слов, характеризующих их пространственное расположение (первый – последний, крайний, после, следом, следующий за).
| 2
| Сравнение предметов.
| Толстый – тонкий.
| Сравнение двух предметов по размеру: толстый – тонкий, толще – тоньше.
Сравнение трех-четырех предметов по толщине (толще, самый толстый, тоньше, самый тонкий).
Выявление одинаковых, равных по толщине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов.
| 1
| Единицы измерения и их соотношения.
| Сутки: утро, день, вечер, ночь.
| Выделение частей суток (утро, день, вечер, ночь), установление порядка их следования.
Овладение представлением: утро, день, вечер, ночь - это одни сутки.
Определение времени событий из жизни обучающихся применительно к частям суток.
| 2
| Единицы измерения и их соотношения.
| Рано – поздно.
| Ориентирование во времени на основе усвоения понятий «рано», «поздно» применительно к событиям из жизни обучающихся.
Установление последовательности событий на основе оперирования понятиями «раньше», «позже» (на конкретных примерах из жизни обучающихся).
| 1
| Единицы измерения и их соотношения.
| Сегодня, завтра, вчера, на следующий день.
| Ориентирование во времени на основе усвоения понятий «сегодня», «завтра», «вчера», «на следующий день» применительно к событиям из жизни обучающихся.
| 1
| Единицы измерения и их соотношения.
| Быстро – медленно.
| Овладение понятиями «быстро», «медленно» на основе рассмотрения конкретных примеров движущихся объектов.
| 1
| Сравнение предметов.
| Тяжелый – легкий.
| Сравнение двух предметов по массе: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (тяжелее, самый тяжелый, легче, самый легкий).
Выявление одинаковых, равных по тяжести предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов.
| 2
| Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
| Много – мало, несколько.
Один – много, ни одного.
| Сравнение двух-трех предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.
Оценивание количества предметов в совокупностях «на глаз»: много – мало, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих (стало несколько, много; осталось несколько, мало, ни одного).
| 3
| Единицы измерения и их соотношения.
| Давно – недавно.
| Ориентирование во времени на основе усвоения понятий «давно», «недавно» применительно к событиям из личной жизни обучающихся.
| 1
| Единицы измерения и их соотношения.
| Молодой – старый.
| Сравнение по возрасту: молодой – старый, моложе (младше) – старше.
Сравнение по возрасту двух – трех людей из ближайшего социального окружения обучающегося (членов семьи, участников образовательного процесса).
| 1
| Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
| Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество.
| Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.
| 4
| Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
| Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ.
| Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
| 2
|
| Повторение, обобщение пройденного
|
| 2
|
| Резерв
|
| 2
| Второе полугодие – 51 ч
| Первый десяток (45 ч)
| Нумерация.
Единицы измерения и их соотношения.
| Число и цифра 1.
| Обозначение цифрой (запись) числа 1.
Соотношение количества, числительного и цифры.
Знакомство с монетой достоинством 1 р.
| 3
| Нумерация.
Единицы измерения и их соотношения.
Арифметические действия.
Арифметические задачи.
| Число и цифра 2.
| Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 2.
Место числа 2 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 2.
Счет предметов в пределах 2. Соотношение количества, числительного и цифры.
Сравнение чисел в пределах 2.
Пара предметов: определение пары предметов, составление пары из знакомых предметов.
Знакомство с монетой достоинством 2 р. Знак арифметического действия «+», его название («плюс»), значение (прибавить).
Знак арифметического действия «-», его название («минус»), значение (вычесть).
Составление математического выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией).
Знак «=», его значение (равно, получится).
Запись математического выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.
Арифметическая задача, ее структура: условие, вопрос.
Составление арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету. Решение и ответ задач.
| 8
| Геометрический материал.
| Шар.
| Шар: распознавание, называние.
Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с шаром.
Дифференциация круга и шара.
Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на круг, похожи на шар).
Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (мяч, апельсин – похожи на шар, одинаковые по форме; монета, пуговица – похожи на круг, одинаковые по форме и т.п.), разной формы.
| 2
| Нумерация.
Единицы измерения и их соотношения.
Арифметические действия.
Арифметические задачи.
| Число и цифра 3.
| Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 3.
Место числа 3 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 3.
Счет предметов в пределах 3.
Соотношение количества, числительного и цифры.
Количественные и порядковые числительные, их дифференциация.
Использование порядковых числительных для определения порядка следования предметов.
Сравнение чисел в пределах 3.
Состав чисел 2, 3.
Получение 3 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р. Арифметическое действие – сложение, его запись в виде примера.
Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Арифметическое действие – вычитание, его запись в виде примера.
Составление арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету. Решение и ответ задач.
| 8
| Геометрический материал.
| Куб.
| Куб: распознавание, называние.
Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с кубом.
Дифференциация квадрата и куба.
Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на квадрат, похожи на куб).
Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (кубик игровой, деталь конструктора в форме куба – похожи на куб, одинаковые по форме; платок, салфетка – похожи на квадрат, одинаковые по форме и т.п.), разной формы.
| 2
| Нумерация.
Единицы измерения и их соотношения.
Арифметические действия.
Арифметические задачи.
| Число и цифра 4.
| Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 4.
Место числа 4 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 4.
Счет предметов в пределах 4. Соотношение количества, числительного и цифры.
Сравнение чисел в пределах 4.
Состав числа 4.
Получение 4 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р. Сложение и вычитание чисел в пределах 4.
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 4.
Решение примеров на последовательное присчитывание (отсчитывание) по 1 единице (2 + 1 + 1 = 4, 4 – 1 – 1 = 2).
Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 4 по предложенному сюжету.
Составление задач по готовому решению.
| 8
| Геометрический материал.
| Брус.
| Брус: распознавание, называние.
Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с брусом.
Дифференциация прямоугольника и бруса.
Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на прямоугольник, похожи на брус).
Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (коробка, шкаф – похожи на брус, одинаковые по форме; тетрадь, классная доска – похожи на прямоугольник, одинаковые по форме и т.п.), разной формы.
| 2
| Нумерация.
Единицы измерения и их соотношения.
Арифметические действия.
Арифметические задачи.
| Число и цифра 5.
| Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 5.
Место числа 5 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 5.
Счет предметов в пределах 5. Соотношение количества, числительного и цифры.
Сравнение чисел в пределах 5.
Состав числа 5.
Знакомство с монетой достоинством 5 р.
Получение 5 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р.
Сложение и вычитание чисел в пределах 5.
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 5.
Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 2 с помощью последовательного присчитывания (отсчитывания) по 1 (3 + 2 = 5, 3 + 1 + 1 = 5; 5 – 2 = 3, 5 – 1 – 1 = 3).
Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 5 по предложенному сюжету.
Составление задач по готовому решению.
| 9
|
| Резерв
|
| 3
| Итоговое повторение (6 ч)
| РЕКОМЕНДАЦИИ ПО учебно-методическоМУ и материально-техническОМУ обеспечениЮ образовательной деятельности ПО ПРЕДМЕТУ Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по математике для первого дополнительного (I') класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Алышева Т.В. Математика. Первый дополнительный (I') класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
2. Учебник:
- Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 1.
3. Рабочая тетрадь:
- Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.- Ч. 1.
4. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
- электронная форма учебника: Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч.1.
5. Технические средства:
- классная доска;
- персональный компьютер (ноутбук, планшет);
6. Учебно-практическое оборудование:
- наборы счетных палочек;
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал (шишки, желуди и пр.), геометрические фигуры и тела);
- набор предметных картинок;
- наборное полотно.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты
У обучающегося будет сформировано:
- умение соблюдать правила поведения на уроке математики;
- позитивное отношение к изучению математики;
- умение соблюдать правила общения с учителем и сверстниками, вслушиваться в слова учителя и сверстников, повторять их; воспринимать обращение учителя и адекватно реагировать на него; отвечать на вопросы учителя (на доступном уровне);
- доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся;
- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; рассказывать о выполненном учителем, одноклассниками или самим ребенком действии и о том, что планируется сделать (с помощью учителя);
- умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции (с помощью учителя);
- умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами (с помощью учителя);
- начальные навыки сотрудничества (конструктивного взаимодействия) с учителем и сверстниками (с помощью учителя);
- умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания (с помощью учителя);
- умение принимать оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
- умение составить и высказать фразу с использованием математической терминологии на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций (с помощью учителя);
- начальные навыки работы с учебником математики: нахождение в учебнике указанного задания (с помощью учителя); использование иллюстраций, содержащихся в учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с предметами или выполнения задания в тетради (с помощью учителя);
- понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать и использовать для выполнения практических упражнений (с помощью учителя);
- умение отразить в записи с использованием математической символики предметные отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей или их иллюстраций, с помощью учителя);
- начальные элементарные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении;
- начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании;
- отдельные элементарные представления о семейных ценностях и социальном окружении, начальные навыки безопасного поведения в помещении и на улице.
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень
| Достаточный уровень
| Пропедевтика
| - знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих величину, размер предметов, их массу; - умение сравнивать предметы по величине, размеру «на глаз», наложением, приложением (с помощью учителя); сравнивать предметы по массе с помощью мускульных ощущений; - знание слов, отражающих количественные отношения предметных совокупностей, умение использовать их в собственной речи; - выполнение оценивания и сравнения количества предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделения лишних, недостающих предметов (с помощью учителя); уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих; - умение увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемах жидкостей, сыпучего вещества;
- знание и использование в собственной речи слов, определяющих положение предметов в пространстве, на плоскости; - определение положения предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу; определение положения предметов на плоскости; перемещение предметов в указанное положение (с помощью учителя); - установление и называние порядка следования предметов (с помощью учителя); - знание частей суток, порядка их следования; - овладение элементарными временными представлениями, использование в речи при описании событий собственной жизни слов: сегодня, завтра, вчера, рано, поздно, вовремя, давно;
- узнавание и называние геометрических фигур; определение формы знакомых предметов путем соотнесения с геометрическими фигурами.
| - знание и использование в собственной речи слов, определяющих величину, размер предметов, их массу; - умение сравнивать предметы по величине, размеру «на глаз», наложением, приложением; сравнивать предметы по массе с помощью мускульных ощущений;
- знание слов, отражающих количественные отношения предметных совокупностей, умение использовать их в собственной речи; - выполнение оценивания и сравнения количества предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделения лишних, недостающих предметов; уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих;
- умение увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемах жидкостей, сыпучего вещества; объяснять эти изменения; - знание и использование в собственной речи слов, определяющих положение предметов в пространстве, на плоскости; - определение положения предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу; определение положения предметов на плоскости; перемещение предметов в указанное положение; - установление и называние порядка следования предметов;
- знание частей суток, порядка их следования; - овладение элементарными временными представлениями, использование в речи при описании событий окружающей жизни слов: сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно; - узнавание и называние геометрических фигур; определение формы предметов путем соотнесения с геометрическими фигурами.
| Нумерация
| - знание количественных, порядковых числительных в пределах 5; - откладывание чисел в пределах 5 с использованием счетного материала; - знание числового ряда в пределах 5 в прямом порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 5 (с помощью учителя); - осуществление счета предметов в пределах 5; обозначение числом количества предметов в совокупности;
- выполнение сравнения чисел в пределах 5 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей (с помощью учителя);
| - знание количественных, порядковых числительных в пределах 5; - откладывание чисел в пределах 5 с использованием счетного материала; - знание числового ряда в пределах 5 в прямом и обратном порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 5;
- осуществление счета в пределах 5; обозначение числом количества предметов в совокупности; - выполнение сравнения чисел в пределах 5 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей;
- знание состава чисел 2-10 из двух частей (чисел) с опорой на разложение предметной совокупности на две части.
| Единицы измерения и их соотношения
| - узнавание монет (1 р., 2 р., 5 р.), называние их достоинства.
| - узнавание монет (1 р., 2 р., 5 р.), называние их достоинства; умение получить 2 р., 3 р., 4 р., 5 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р.
| Арифметические действия
| - знание названий арифметических действий сложения и вычитания, их знаков («+» и «-»); - составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией); - понимание сущности знака «=» и умение его использовать при записи числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1; - понимание смысла действий сложения и вычитания, умение их иллюстрировать в практическом плане при выполнении операций с предметными совокупностями; - выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 5 с опорой на предметно-практические действия с предметными совокупностями.
| - знание названий арифметических действий сложения и вычитания, их знаков («+» и «-»); - составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией); - понимание сущности знака «=» и умение его использовать при записи числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1; - понимание смысла действий сложения и вычитания, умение их иллюстрировать в практическом плане при выполнении операций с предметными совокупностями; - выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 5.
| Арифметические задачи
| - выделение в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных; - выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, с записью решения в виде примера; называние ответа задачи;
- составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету с использованием иллюстраций (с помощью учителя).
| - выделение в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных; - выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями и с помощью иллюстрирования, с записью решения в виде примера; называние ответа задачи; - составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету с использованием иллюстраций.
| Геометрический материал
| - различение плоскостных и объемных геометрических фигур; - определение формы знакомых предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами (с помощью учителя).
| - различение плоскостных и объемных геометрических фигур; - определение формы предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами.
|
6. Приложения. Сокращения и обозначения
АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа.
ПрАООП – примерная адаптированная основная общеобразовательная программа.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
ФГОС НОО - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
ЦНС – центральная нервная система
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |