Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Курсы ТД No. 3. Правописание суффиксов и оконча... Правописание суффиксов и окончаний именных частей речи Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания


Скачать 38.02 Kb.
НазваниеПравописание суффиксов и окончаний именных частей речи Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
АнкорКурсы ТД No. 3. Правописание суффиксов и оконча.
Дата25.09.2017
Размер38.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсы ТД No. 3. Правописание суффиксов и оконча...docx
ТипДокументы
#19301
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Занятие 3. Правописание суффиксов и окончаний именных частей речи
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

И вижу я клоч..к земли припавш..й к трем березам д..лекую дорогу за леском реч..нку со скрипуч..м перевозом пе..аный берег с низким ивн..ком.
1. Правописание окончаний имен существительных

Падежные окончания имен существительных




1 склонение

2 склонение

3 склонение

(разносклоняемые, искл.: на -ия, -ий, -ие)

Род. п.

-И \ -Ы землИ

– // –

степИ; временИ, путИ; акциИ

Дат. п.

землЕ

– // –

степИ; временИ, путИ; акциИ

Предл. п.

землЕ

(на) столЕ

(о) степИ; временИ, путИ; акциИ;

санаториИ; тестированиИ

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор гласной в окончании существительных.

I. 1. В травяном насто... 2. Быть в уныни... 3. Находиться в раздумь... 4. Сушить на батаре… 5. Идти по опушк... 6. Спасаться от погон... 7. В пограничном инцидент... 8. Средство для мебел... 9. Подойти к колыбел... 10. Кататься на карусел… И. Поселок на взгорь... 12. Выйти из организаци... 13. Работать по инструкци... 14. Присутствовать на лекци... 15. В ветках магноли...

II. 1. На лекци.. по техник.. безопасност... 2. В сражени.. на пол.. бран... 3. По информаци.. о зачистк.. местност... 4. Среди поросл.. акаци.. и сирен... 5. О пребывани.. на дач.. у подруг... 6. В спор.. о сил.. вол... 7. По приближени.. к оград.. дач_. 8. В навар.. полын.. и валерьянк...

III. Мечта о счасть.., на Рижском взморь.., жить в Закавказь.., находился в забыть…

2. Поставьте существительные в форму родит. падежа множ. числа (кого? чего?).

Шалунья__, запястье__, копье__, скамья__, ружье__; вишня__, спальня__, бойня__, барышня__, боярышня__, деревня__, кухня__.

3. Вставьте пропущенные буквы. Объясни выбор окончания.

Фамилии


Названия населенных пунктов


о



ы(и)


о


с ДарвинОм

с ЧеховЫм


под БолдинОм


Сражение под Бородин_м – опера «Князь Игорь», созданная А. П. Бородин_м, в небе над Тушин_м, волшебный мир, созданный Гансом Христианом Андерсен_м, бои под Чернигов_м, знакомство со столицей Ирландии Дублин_м; отдых на Волге под Саратов_м; циклы стихов, созданные А. Н. Апухтин_м.

4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор окончания

-ищ-


-ишк-(-ышк), -ушк-(-юшк-)


м.р. и ср.р.

ж.р.

м.р. и ср.р.

м.р. (одушевлен.)

ж.р.

е


а


о


а


а


сапогсапожнще поленополенище


силасилища


домдомишко

ружье ружъншко


ворворишка


просьбапросъбишка


Головушк.., шалунишк.., ножищ.. (от нога), ножищ.. (от нож), братишк.., письмишк.., церквушк.., соседушк.., долюшк.., заборишк.., человечишк.., коровищ.., болотищ.., комнатушк.., перышк.., старичишк.., грязищ.., мелочишк.., беседушк.., ручищ.., хлебушк.., сынишк.., думушк.., верблюдищ.., плутишк.., кулачищ..

5. Объясните выбор гласной в окончании существительного (грамматико-стилистические особенности).

А. Встреча с (Долгих, Иван Гусь, Даниленко, Немирович-Данченко, Татьяна Друбич, Виктор Друбич, Фенимор Купер, Даниель Дефо, Павел Александрович Ленц).

Б. 1. Купить бочонок мед.... 2. Высыпать килограмм горох.... 3. Выпить литр квас... и стакан морс.... 4. Стакан ча.... Выпить ча.... Сортировка ча.... 5. Раскраснеться от мороз.... 6. Скрыться из вид.... 7. Умереть со смех....

В. 1. Весной все деревья в цвет.... 2. Картина исполнена в цвет.... 3. В «Вишневом сад...» Чехова есть очень интересные герои. 4. Находиться в цветущем сад... - одно удовольствие.

Г. 1. Пропуск(а, и) уроков строго фиксируются в классном журнале. 2. В спортивные лагер(я, и) поедут многие ученики нашей школы. 3. Автобус в горах Испании могут водить только опытные шофер(ы, а). 4. Ассоциация «Латвияс авто» заключила договор(ы, а) с Россией и Белоруссией. 5. На заводской проходной вахтер проверял пропуск(а, и).

6. Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.

1. Мать велела купить несколько (простыни). 2. Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила около двух (килограммы) (помидоры). 3. В углу стояло несколько (кочерга). 4. После (заморозки) ягоды рябины становятся сладкими. 5. Сегодня нужно забрать братишку из (ясли). 6. В далекий поход по северным землям мы взяли две пары резиновых (сапоги), несколько пар шерстяных (чулки и носки).
2. Правописание окончаний имен прилагательных и причастий

1. Вставьте пропущенные гласные. Задайте вопрос от существительного.

1) Утренн..м ветерком – в утренн.м ветерке, 2) под свеж..м сеном – на свеж..м сене, 3) при малейш..м движении – в малейш..м движении, 4) о заячь..м испуге – с заячь..м испугом.

2. Определите род имени существительного. Согласуйте прилагательное или глагол с существительными.

В парке открыт... нов... автомат-закусочная. 2. Кресло-кровать стоял... в углу. 3. Лежал... на среди вещей плащ-палатка. 4. Витрина-стенд помещен... в коридоре. 5. Завод-лаборатория выполнил... срочный заказ. 6. Клуб-читальня закрыт... на ремонт. 7. Книга-справочник распродан.... 7. Песня-романс стал... популяр...н.... 8. Письмо-открытка доставлен... адресату.

(Картофельный) пюре, (цветной) тюль, (разборчивый) подпись, (сладкий) какао, (долгий) путь, (заказной) бандероль, (новый) рояль, (серый) мышь, (мелкий) дробь, (новый) ателье, (мелкий) кафель, (белый) лебедь, (ледяной) прорубь, кофе (остыл), (стальной) рельс(а), (новый) туфля/ туфель, (лечебный) шампунь, (красивый) бра.

Улан-Удэ стал... столицей Бурятии. Небольш... шимпанзе прыгнул прямо к решетке. На жердочке сидел нахохливш..ся какаду. Избранн... жюри рассмотрел... всю программу. Жалюзи все еще закрывал... входную дверь. Меня познакомили с мол од... крупье.

3. Найдите все причастные обороты, определив, к каким словам они относятся. Графически обозначьте эту связь: X I I. Допишите окончания и расставьте знаки препинания.

Все вокруг утонуло в снегу наконец-то выпавш__ в эту ночь начавш__ся нудным осенн__ дождем и закончивш__ся обильн__ снегопадом означающ__ долгожданный приход сильно задержавш__ся в этом году весны.

В сильно обмелевш__ пруду почти сплошь заросш__ всякой болотной травой сплетающ__ в частую сеть свои загнивающ_ в стояч__ воде побеги еще водится кое-какая рыба.
3. Правописание суффиксов существительных и прилагательных

1. Проанализируйте состав слова определите. Какие гласные в суффиксах пропущены?

1

-ин

-ин-к

-енк

..ен-к

2

-..ик; -ник; -чик -ик-а (Р.п.)

-ек -к-а (Р.п.)

Велич..на, завал..нка, пес..нка, протал..нка, веноч..к, глоточ..к, порож..к, череш..нка, венч..к, солом..на, паш_нка, колокольч..к, жемчуж..на, цветоч..к, спал..нка, трещ..нка, воскресн..к, клюкв_нка, комоч..к, колосоч..к, стол..к, калач..к, ключ..к, громад..на, ореш..к, сарайч..к, замоч..к, черкеш..нка, быстр..на, кувшинч..к, глуб..на, свинарн..к, монаш..нка, бас..нка, внуч..к, испар..на, голубоч..к, диванч..к, пузыреч..к, баш..нка, подорожн..к, отмет..на, росточ..к, ударн..к, виш..нка, питомн..к, изюм..нка, неж..нка, окра..на, стульч..к, диков..нка, клубоч..к, самолет..к, извил..на, тиш_на, отдуш..на, беж__нка, миндал..на.

2. Одинаково или по-разному вы оформите данные пары слов?

Казах?..кий — казац?__кий, услужл..вый — фланел..вый, немец?_кий — кавказ?__кий, изменч..вый — ключ..вой, скольз?_кий — подольский, топол..вый — угодл..вый, дерз?_кий — мерз?__кий, усидч_вый — разборч_вый, уз?_кий — француз?_кий, молодец?_кий — половец?_кий киргиз?_кий — близ?_кий.

3. Укажите номера слов, в которых следует поставить букву 1 – а, 2 – е.

1)Наг..та, 2) ма..та, 3) летуч..сть, 4) бел..зна, 5) зрел..сть, 6) толк..тня, 7) лев..зна, 8) гор..сть, 9) голуб..зна, 10) одиноч..ство, 11) кипуч..сть, 12) смел..сть, 13) чист..та, 14) ползуч..сть, 15) стук..тня, 16) дух..та, 17) дремуч..сть, 18) нищ..та, 19) горячн..сть, 20) бледн..та, 21) текуч..сть, 22) нов..зна, 23) пах..та, 24) добл..сть, 25) треп..тня, 26) срам..та, 27) виноват..сть, 28) пуст..та, 29) крив..зна, 30) разн..сть, 31) болт..вня, 32) крот..сть, 33) ворк..тня, 34) упруг..сть, 35) нем..та, 36) старш..нство.

4. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание суффиксов.

Бру..атый, весну..атый, взбалм..шный, гречи..ный, губ..тый, гуттаперч..вый, дуд..тый, желё..атый, зве..атый, краеве..ский, крупи..атый, кукуш..чий, миндал..вый, наборщи..ий, надоедл..вый, предоктябр?..ский, ресни..атый, рыж..ватый, рыба..ий, сегодн..шний, сельд..ной, скоморош..ий, слезоточ..вый, смол..н..стый, табун?..щи..ий, топл..вный.

5. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Акимыч

Перево_иком на нашем пароме служил бывший фронтовик Акимыч. Всем извес?__но что до войны он работал на верф__ и освоил много судостроительных специальностей разме_ика свар..ика сбор_ика ре_ика строгал_ика. После пр..зыва в армию за него решили быть ему пулеме_иком. Он был _говорчив и готов ко всему возр..жений не последовало и всю войну он прош_л наво_иком в пулеметном ра..чете. С детства он хорошо знал немец?__кий язык это очень кстати ок..залось на фронте ему часто пр..ходилось подменять перево_ика и допрашивать перебе_иков и пле..ых.

Кончилась война и устроился Акимыч на железную дорогу путевым обхо..иком и сма_иком потом перебрался учет..иком в контору и вот на старост.. лет опять __делался водником и почти судохо_иком.

5. Склонение числительных

1. Раскройте скобки, запишите цифры словами, выбрав правильную форму числительного и существительного.

1) Из 293 учеников, 2) к 958 домам, 3) с 733 ребятами, 4) в (полтораста) (километры) от города, 5) у 894 детей, 6) на 261 (квадратный метр) площади, 7) утолить жажду (полторы) (кружка) воды, 8) к 129 учебникам, 9) за 382 детскими садами, 10) в 151 квартире, 11) около 1516 человек, 12) по 9693 домам, 13) до (полтора) (раз), 14) показатели 2000 и 2013 гг.

2. Просклоняйте числительные: 591, 1672, 123, 241, 754, 415, 134, 387, 799.


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей