Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Инок Григорий (Круг) - Мысли об иконе. Православие и современность. Электронная библиотека. Инок Григорий (Круг)


Скачать 455.02 Kb.
НазваниеПравославие и современность. Электронная библиотека. Инок Григорий (Круг)
АнкорИнок Григорий (Круг) - Мысли об иконе.pdf
Дата29.03.2017
Размер455.02 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаInok_Grigoriy_Krug_-_Mysli_ob_ikone.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#13385
страница6 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7
Всемирное Воздвижение Креста Господня
"Подобно тому, как четыре конца
креста с помощью середины - центра -
твердо держатся и крепко связываются,
так и через посредство Силы Божией
содержится и высота, и глубина, и
длина, и ширина, то есть вся как бы
видимая и невидимая тварь."Св. Иоанн
Дамаскин
"Древо жизни, насажденное Богом в
раю, прообразно Честной Крест. Ибо
так как смерть вошла через посредство
древа, то надлежало, чтобы через древо
же были дарованы жизнь и воскресение.
Вот и смерть Христа, или крест, одел
нас в ипостасную Божию Мудрость и
Силу. Поклоняемся же и мы образу
Честного и Животворящего Креста, -
поклоняемся, почитая не вещество, - да
не будет, но образ как символ
Христа"Св. Иоанн Дамаскин
Все двунадесятые праздники отмечают события, не выходящие за пределы евангельского круга, в то время как в Воздвижении Креста вспоминается то, что произошло значительно позднее, хотя по существу своему праздник этот наполнен тем же немеркнущим светом, сродным всем двунадесятым праздникам, и возводит сознание к славе искупительного подвига Христова. Празднуется день обретения Креста Господня и в более общем, в более всеобъемлющем смысле, прославляется в этом празднике самый, крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Празднуется Крест, поднятый над вселенной и освятивший мир.
Исторически в этот праздник вспоминается то, как был найден долго находившийся в земле и как бы потерянный для людей Крест, на котором был распят
Господь. В IV столетии Елена, мать Константина Великого, пожелала отправиться в
Иерусалим на поклонение святыням, хранящимся там и связанным с воспоминанием событий земной жизни Спасителя. По сохранившимся данным, основной причиной паломничества царицы Елены было желание найти в Иерусалиме Крест, на котором пострадал Спаситель. По прибытии в Иерусалим, по указанию царицы Елены, были начаты раскопки на Голгофе, на том месте, где пострадал Христос. Из земли были извлечены несколько крестов и, по преданию, не было возможности определить с достоверностью, который из этих крестов был подлинным крестом, на котором пострадал
Сам Господь. Узнан и определен был Крест благодаря совершившемуся при нем чуду. По преданию, близ выкопанных из земли крестов совершалось погребальное шествие, и чтобы испытать крест, чтобы узнать, какой из вырытых крестов является подлинным

Крестом Христовым, вырытые из земли кресты были приложены к покойнику, и, когда коснулись скончавшегося одним из крестов, произошло чудо воскресения. Так, по церковному преданию, была удостоверена с несомненностью подлинность обретения
Креста.
На иконе Воздвижения Креста это чудо изображается по-разному. Иногда изображается не воскресший покойник, но старец в тяжелой болезни, исцеленный прикосновением к Кресту. Так или иначе, сохраняется свидетельство о том, что Крест был опознан совершившимся чудом. Патриарх на площади, при стечении множества народа, трижды поднял обретенный Крест. Этот совершенный патриархом чин, - Воздвижение
Креста, составляет основу изображения на иконах праздника и навечно запечатлен в литургическом действии, в церковном обряде совершения праздника. Епископ или старший священник, в монастыре обычно игумен, в сопровождении сослужащих ему священников, выносит крест из алтаря, становится посредине храма и при пении "Господи, помилуй", повторенном 40 раз медленно, совершает осенение храма крестом, склоняясь, как бы погружаясь, в крестную смерть Христову, и вновь выпрямляясь в образ
Воскресения.
Воздвижение Креста не есть только праздник обретения Креста, но, по существу, полное и совершенное прославление Креста как спасительного знамени Церкви. И не только видимого Креста, но Креста как силы Божией, содержащей мир. Можно сказать, что Крест утверждает самую основу сотворенного мира. В самом творение мира легла множественность, сведенная воедино, - благословенная печать Креста определяет бытие от самого создания. В начале Бог сотворил небо и землю, видимый мир и невидимый. Мир ангельских чиноначалий, мир осязаемый, телесный, и мир животный, не имеющий духовной, присущей Ангелам природы. И последним, как бы завершительным творением
Божиим человека, сочетается духовная природа, сродная ангельскому миру, и природа душевно-животная, подобающая всей животной твари. И здесь можно усмотреть все ту же благодатную печать Креста.
Ангельский мир, получивший в создании иерархически соподчиненное строение, также в самом своем устройстве несет славу Креста. И вся вселенная, от самого начала своего, исполнена этой славой. И Крест, благословение и основа мироздания, был как бы обесславлен и обесчещен грехом, грехопадением человека, породившим распад этого высокого крестного единства вселенной. Человеческое падение стало источником вражды, смерти, распада. И Крест был избран Спасителем как орудие искупления распадающегося грехом мира, как знамя победы над смертью, как собрание воедино мира, поврежденного грехом. Спаситель простер руки на Кресте, чтобы спасти погибшее, собрать расточенное.
Крест, источник радости и благословенного единства мира, стал источником страдания и смерти. И вновь избранный Христом во спасение мира становится знамением победы над смертью и венчает Церковь славой на небе и на земле.
Нерукотворный Образ
Лик Христа, чудесно напечатленный на плате (убрусе) Самим Спасителем в дар царю Авгарю, - вот то знамя, которое украсило Церковь. Сия победа осенила и утвердила православное почитание образа в двух естествах и единой ипостаси. И в этом почитании утвердило почитание всякого священного изображения.
Праздник, которым Церковь отметила это событие, известен под названием
Третьего Спаса, и богослужебное содержание его отмечено исключительным богословским богатством и глубиной. В составлении праздничного канона участвовали и патриарх Герман, и великий защитник Церкви, творец канонов Феофан, мученически пострадавший за вдохновенную защиту иконопочитания.
Событие возникновения Нерукотворного Образа, на основании свидетельств и церковного предания, представляется в общих чертах таким: царь Эдесса Авгарь, уже в
конце земного пути Господа, пожелал увидеть Его у себя и беседовать с Ним. Для этого он отправил к Спасителю небольшое посольство, состоящее из нескольких приближенных, с тем, чтобы посольство это встретило Господа и передало приглашение прибыть к царю и провести с ним некоторое время.
Посольство эдесского царя передало Спасителю приглашение своего царя.
Спаситель, однако, не смог поехать к царю, потому что знал приближение своих крестных страданий и не хотел оставлять Иудею. Но, чтобы не огорчить царя, он совершил чудо, которое сделалось и основой, и знамением той славы, которая стала неизменным и вечным достоянием Церкви, ее оплотом и красотой.
"Колеблемо лестию сопротивных, оправдал еси Христе, честными Твоими утвердив страстями и зрака изображением". В этом тропаре канона святой патриарх
Герман приравнивает спасительную силу изображения Христова образа к страстям
Христовым.
Это действие Христа, - напечатление Своего Образа на плате, - на первый взгляд относящееся только к царю, пожелавшему иметь изображение Его, на самом деле имеет более общее значение. Это бесконечная забота о всем человеческом роде, который спасается, освящаясь образом Христовым.
"Христос Собезначальный Сын Отцу, и Превечный и Невидимый описанного плоти, остави нам изображение на спасение душам нашим.
Плотски изобразитеся по нам, иже прежде бесплотный, не отвергнися зрака, даруя нам божественное изображение".
В словах тропаря говорится о том, что изображение дается на спасение душам нашим. Смысл этих слов заключается в том, что изображение Спасителева образа на убрусе, а вслед ему всякое священное изображение, имеет двойственный смысл, является образом и путем спасения и дается нам на спасение. Подобно тому, как вочеловечение
Свое Спаситель совершил нас ради человек и нашего ради спасения.
В чем же спасительный смысл святого изображения, в чем заключался спасительный смысл напечатления Спасителем Своего Лика на убрусе? В том, что в образе Христовом божественное неразрывно и непреложно сопряжено с человеческим.
Итак, икона есть видимое и осязаемое свидетельство припряжения сотворенного человеческого начала нетленному божественному бытию.
В своих определениях Седьмой Вселенский Собор неоднократно указывает, каким должно быть почитание святых икон, каким образом икона может быть спасительна.
Основной смысл почитания икон Собор полагает не в почитании и поклонении самой материи иконы, не в почитании самих досок и красок или мозаичных плиток, но в том, чтобы в духовном усилии, взирая на образ, вознести внимание к самому источнику образа
Невидимому Первообразу Богу. Такое исповедание почитания икон Седьмым Вселенским
Собором ставит священное изображение как бы на грани видимого и осязаемого мира и мира духовного, божественного. Икона становится как бы видимым символом невидимого мира, его осязаемой печатью, и смысл ее - быть светлыми вратами неизреченных тайн, путем божественного восхождения.
Седьмой Вселенский Собор и отцы Церкви, творения которых имели особое значение на Соборе, в особенности, быть может, св. Иоанн Дамаскин, подчеркивают именно такой смысл почитания икон. В основном для отцов Собора икона Христа и икона
Божией Матери, в особенности когда Она изображена с Младенцем, является свидетельством неложности вочеловечения Христова. Есть и другой смысл такой неразлучности икон Христа и Матери Божией. Как указывает Л. Успенский, икона Христа есть образ вочеловечившегося Бога, икона же Божией Матери есть совершенный образ обоженного человека, на чем покоится наше спасение. Слово стало плоть, дабы сделать человека сопричастным Божеству.
Иконы святых являются подтверждением и развитием той же основы.
Нерукотворный Образ Христов является как бы первопечатью и источником всякого
образа, и от него всякий образ исходит и рождается в нем, источником реки, стремящей свои воды в бесконечную жизнь. Воды эти - бесчисленное богатство икон, порожденных и берущих свое начало от Нерукотворного Образа Христова и направляющих Церковь в ее неустанном движении к концу времен и Царству Будущего Века.
И еще думается, Нерукотворный Образ Христов является не только источником священных изображений, но и образом, изливающим свет и освящающим и изображение, и искусство не церковное. Например, в первую очередь искусство портрета. В этом смысле икона в своем церковном богослужебном бытии не отделена от внешнего искусства, но подобна снеговой вершине, которая проливает ручьи в долину, наполняя ее и сообщая всему жизнь. Есть и иная сокровенная связь иконы с внешней, нецерковной живописью. Икона зарождает в живописи, чуждой Церкви, совершенно подчас земной, таинственную жажду оцерковиться, изменить свою природу, и икона в этом случае является небесной закваской, от которой вскисает тесто.
Об изобразимости Воскресения Христова
Неоднократно в Церкви возникали разногласия по поводу того, как должен изображаться на иконе тот или иной праздник, тот или иной святой, то или иное богочеловеческое понятие. Вызывают разномыслие и различные, принятые в церковном обиходе, иконы Воскресения Христова. Возник и продолжает возникать вопрос о том, какие именно иконы Воскресения Христова правильно выражают смысл священного события, и какие иконы являются менее совершенными и желательными. Какие, наконец, вовсе недопустимы для поклонения и почитания как ложные, совершенно искажающие смысл события праздника и уводящие сознание верующих на темные тропы лживых образов, чувств и представлений, препятствуя постижению события, будучи непреодолимой преградой к нему, а не дверью, вводящей в светлый чертог церковного торжества. Одно из мнений высказано было с большой определенностью Л. Успенским.
Он полагает, что Воскресение Христово является Таинством совершенно неведомым и непостижимым и не может быть изображено, ибо таким образом умалялась бы сама таинственная природа события. Единственно приличествующим изображением
Воскресения Христова является изображение Жен Мироносиц у Гроба.
На этой иконе изображены жены, приносящие миро на гроб Спасителя и удостоверяемые Ангелом о Воскресении Христа. Перед женами изображается опустевший гроб Спасителя с оставленными пеленами и отдельно лежащим святым платом. Ангел в белоснежных одеждах, восседающий на отваленном камне гробницы, возвещает женам радостную весть. Иногда изображается не один, а два Ангела. На основании евангельских повествований, Ангел или Ангелы являются первыми свидетелями и очевидцами
Воскресения Христова, надо думать, первыми собеседниками Спасителя после его воскресения.
Сошествие во ад
Эта икона, возникшая в глубокой древности (по-видимому, в XII столетии), иконографией своей обязана во многом свидетельству, заключенному в апокрифическом
Евангелии от Никодима.
Спаситель изображен сходящим в преисподнюю, окруженный сиянием, пронизанный лучами, небесными кругами (мандрола), - знаменующими Его божественное достоинство и славу.
Спаситель на этой иконе является как бы солнцем, сошедшим в преисподнюю. Все в Спасителе исполнено стремительного движения. Край одежды развевается и приподнят ветром, знаменуя молниеносность сошествия Спасителя во ад. Ноги Спасителя попирают
сокрушенные врата ада, сорванные с заклепов и простертые крестообразно над бездной, в которую низвергнуты ад и смерть. В левой руке Спаситель держит крест, который и является здесь оружием победы над смертью, как бы копьем в руке воина. Правая рука протянута Адаму. Спаситель своей рукой крепко обхватывает руку Адама и с силой вырывает его, совершенно обессиленного, из смертного сна.
Левая рука Адама бессильно покоится в руке Христа. В движении правой руки уже заметно самостоятельное движение Адама к Спасителю, она молитвенно раскрыта и протянута ко Христу. В этом противоречивом движении рук Адама приоткрывается таинственное оживотворение человека Воскресением Христовым. Полное бессилие смерти и возникающее внутреннее нерасторжимое тяготение человека к Богу.
В чертах лика Адама также борются смертельная изможденность и радость вновь видеть своего Создателя. По другую сторону бездны Ева простирает закрытые краем одежды руки ко Христу, стоя на коленях. По правую руку Христа мы видим сонм пророков во главе с Предтечей. По левую руку Спасителя, со стороны Евы, - сонм праотцов. Горы, в верхней части, сужаясь и сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над ними два Ангела, вносящие орудия страстей: крест, трость с губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье.
"И почи Бог в седьмой день"
В этой замечательной иконе все наполнено глубокой и таинственной прозрачностью: и богатство легчайших зеленоватых оттенков, положенных плавно, и движение основных линий, и распределение изображений, как бы сведенных к самой середине иконы, и очень простой, несколько геометрический ее характер. Все в этом образе дышит беспредельной небесной высотой.
Созерцательной высотой овеян сам замысел иконы, в котором иконописец, создавший этот образ, выразил почивание Господа Саваофа, отдохновение его от дел творения мира. И в этом почивании, в пророческих снах провидения - искупление мира, воплощение Бога Слова, пребывание Эммануила, Сущаго от века, в недрах Отчих, в недрах Божией Матери.
Икона имеет такое строение: самую середину ее занимают небесные круги, их два, и средний круг, или сфера, как бы небо небес, и заключает в себе основной замысле иконописца. Почти посредине, несколько справа, изображен одр. На одре, в сияющих белых одеждах, изображен почивающий Бог Отец в образе Старца с белоснежными длинными волосами и бородой. Положение тела и головы исполнены глубокого покоя седьмого дня, отдохновение от шестоднева - от труда сотворения вселенной.
Весь внутренний небесный круг полон исполненных легчайшей и светлой прозеленью Херувимов, окружающих одр. Все пространство сферы заполнено движением херувимских крыльев, и это обилие мерцающих крыльев усиливает впечатление покоя и сна. Но Бог Отец не изображен погруженным в полный покой. Глава его приподнята, глаза открыты и обращены к Божией Матери, изображенной с левой стороны внутреннего небесного круга. Божия Матерь изображена с воздетыми руками и со Спасителем
Эммануилом на груди, окруженным небесной сферой. Над главой Божией Матери осеняющий крыльями Спасителя и Приснодеву пламенный Херувим. Над изображением
Божией Матери и Господа Саваофа, над этим внутренним небом, изображен воевода небесных сил, - Архангел Михаил со сферой в левой руке.
Все три небесных круга вписаны в звезду, составленную из двух четырехугольников, как бы наложенных один на другой. Такая звезда является образом
Отеческой славы, венцом Господа Саваофа, и неизменно окружает главу Бога Отца. В самой верхней части иконы изображена Святая Троица, написанная вся только прозеленью. Троица здесь знаменует Великий Совет Пресвятой Троицы - совещание о сотворении мира. Изображение Троицы - это уже не явление Ее Аврааму и Сарре, но
совещание Трех Ангелов Великого Совета о сотворении мира и о спасительном воссоздании искупительной жертвой воплощающегося Бога Слова. Ниже изображен уготованный престол, на котором будет принесена Бескровная Жертва. Близ четырех углов иконы помещены, заключенные в круги, четыре Евангелиста, возвещающие спасение четырем концам вселенной.
Иконы Матери Божьей
Не в полной ясности видим мы изображение Бога Отца, первой ипостаси
Пресвятой Троицы, в стенной росписи храмов, на изображениях на крестах, на иконах -не в самодовлеющей силе, а во взаимоотношении к другим Лицам Пресвятой Троицы. Но выражение благодатного присутствия в Церкви и спасительного действия в мире, например, благословляющее изображение Бога Саваофа, - мы видим во множестве икон.
Наиболее характерной иконой такого рода можно признать чудотворный образ
Курской Коренной Божией Матери - "Знамение", где Бог Саваоф, окруженный пророками, благословляет Матерь с Предвечным Младенцем Эммануилом.
В этой иконе есть известное своеобразие. Здесь сонм пророков обращен не к
Матери Божией и ПреДвечному Младенцу Эммануилу, как обычно бывает в пророческом чине иконостаса, но к Богу Саваофу. И тут мы видим Бога Отца, преподающего благословение двумя руками с одинаковым сложением перстов правой и левой руки.
Благословляет Господь Саваоф и Божию Матерь с воздетыми в молении руками, и
Эммануила, и пророков, склоненных к Нему. В этой иконе останавливает внимание иконографическое ее содержание.
Божия Матерь "Знамение" с Младенцем Эммануилом в небесном круге на Ее груди, помещается в середине пророческого ряда в уставном иконостасе, а Бог Отец, благословляющий двумя руками, является неполным изображением "Отечества" - иконы, которая помещается в иконостасе в среднем чине праотцов, прямо над образом Божией
Матери "Знамение". На одной стороне, по правую руку Бога Отца, царь Давид во главе пророческого ряда, на другой стороне - царь Соломон.
Подобная же икона была явлена уже в наше время. Эта икона тоже чудотворная,
"Державной Божией Матери", или, как она называлась первоначально, "Божия Матерь
Коломенская". И здесь Бог Отец благословляет Божию Матерь, сидящую на престоле с
Младенцем Спасителем на руках. Верхнее облачение Божией Матери ярко-красного цвета, на главе венец, в правой руке Царица Небесная держит скипетр, левой держит
Младенца.
Спаситель в белом одеянии правой рукой благословляет державу, левой держит свиток. На заднем плане изображено небо, покрытое темной, почти черной, грозовой тучей. В верхней части иконы, над самой главой Божией Матери, тучи разрываются, слагаясь венцом и открывая темносинее ночное небо. В этом бездонном небе изображен
Бог Отец с простертыми в благословении руками. В благословении простерта не только правая рука, но обе руки, так же, как в иконах "Отечество". Так почти всегда изображается на иконах благословение Бога Отца, благословение, подобное тому, каким благословляли ветхозаветные патриархи, каким благословляет архиерей на богослужении, ибо в таком благословении выражается благодать Отечества, оно соответствует самой отеческой природе первой ипостаси - в этом вся сила.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей