Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

БЖД (4). Правовые нормативно-технические основы управления. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности


НазваниеПравовые нормативно-технические основы управления. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности
АнкорБЖД (4).doc
Дата17.04.2019
Размер122 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБЖД (4).doc
ТипДокументы
#45420
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Раздел 4.

Правовые нормативно-технические основы управления. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности жиз­недеятельности достигается в ко­нечном счете правильностью и своевременностью принимаемых соответствующих управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых предприятиях и организациях.

Управление БЖД ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою пра­вовую (законодательную), норма­тивную и организационную осно­ву, свои руководящие и контроли­рующие органы. Этими направле­ниями являются обеспечение охра­ны труда, охраны окружающей среды и прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС.

Во всех этих случаях соответ­ствующее законодательство вклю­чает в себя одни и те же виды нор­мативно-правовых актов.

Это Фе­деральные законы, которые прини­маются Государственной думой РФ, и региональные, принимаемые представительными органами субъ­ектов Федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, оп­ределяющих порядок их исполне­ния.

Так для обеспечения требований законов в области обяза­тельного страхования от рисков для здоровья граждан РФ необхо­димы разработка и принятие до­кументов, определяющих размер страховых платежей и методики их определения. Подзаконными акта­ми исполнения могут быть поста­новления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а так­же постановления специально уполномоченных органов в об­ласти управления БЖД, в частно­сти, об утверждении разного рода Положений и Правил.

Законодательство о труде и ох­ране труда является основой управ­ления охраной труда. Оно вклю­чает в себя целый ряд законов, ос­новными из которых являются Федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ" и Трудовой кодекс. Оба федеральных закона направлены на обеспечение сохранения жизни и здоровья ра­ботников в процессе трудовой дея­тельности.

Согласно Федерально­му закону "Об основах охраны тру­да в РФ", каждый гражданин Рос­сийской Федерации имеет право:
на рабочее место, защищен­ное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производствен­ ную травму, профессиональ­ное заболевание или снижение работоспособности;
на возмещение вреда, причи­ненного ему увечьем, профес­сиональным заболеванием либо
иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
на получение достоверной ин­формации от работодателя, го­сударственных и обществен­ных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существую­щем риске повреждения здо­ровья, а также о принятых ме­рах по его защите от воздейст­вия вредных и травмоопасных производственных факторов;
на отказ без каких-либо не­обоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непо­средственной опасности для его жизни и здоровья до уст­ранения этой опасности;
на обеспечение средствами кол­лективной и индивидуальной защиты в соответствии с требо­ваниями законодательных ак­тов об охране труда за счетсредств работодателя.
Для осуществления практиче­ской деятельности в области обес­печения БЖД необходимы нор­мативы и правила ведения соот­ветствующих работ, позволяющие их обеспечить.

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере не­обходимости, но не реже одного раза в три года.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

Обучение по охране труда руководителей и специалистов прово­дится по соответствующим программам по охране труда непосред­ственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образователь­ную деятельность (далее — обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охра­ны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят:

— руководители организаций, заместители руководителей ор­ганизаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физи­ческие лица, иные лица, занимающиеся предприниматель­ской деятельностью; руководители, специалисты, инженер­но-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в про­изводственных подразделениях, а также контроль и техниче­ский надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионально­го, среднего профессионального, высшего профессиональ­ного, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования — пре­подаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жиз­недеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители произ­водственной практики обучающихся — в обучающих органи­зациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

— специалисты служб охраны труда, работники, на которых ра­ботодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране тру­да, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда про­фессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов — в обучающих организациях фе­деральных органов исполнительной власти, органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Руководители и специалисты организации могут проходить об­учение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний тре­бований охраны труда.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов в орга­низации проводится по программам обучения по охране труда, раз­рабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.

В процессе обучения по охране труда руководителей и специали­стов проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., могут использо­ваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанцион­ное обучение.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов органи­заций осуществляется при повышении их квалификации по специ­альности.

Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

Руководители и специалисты организаций, не прошедшие про­верки знаний требований охраны труда при обучении, обязаны после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца. Вопрос о соответствии занимаемой должности руководите­лей и специалистов, не прошедших проверку знаний по охране труда во второй раз, решается руководителем предприятия в установлен­ном порядке.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель обязан проводить ин­структаж по охране труда, организовывать обучение безопасным ме­тодам и приемам выполнения работ. Для лиц, поступающих на ра­боту с вредными и(или) опасными условиями труда, работодатель обязан проводить обучение безопасным методам и приемам выпол­нения работ со стажировкой на рабочем месте.

Перед допуском до работы работники должны пройти: вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку на рабочем месте от 2 до 14 смен под руководством лица, назначен­ного приказом. Работники допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретен­ных навыков безопасных способов работы. Инструктажи по безопас­ности труда по характеру и времени проведения подразделяются на:

— вводный,

— первичный на рабочем месте,

— повторный,

— целевой.

— внеплановый.

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, команди­рованными, учащимися и студентами, прибывшими на производ­ственное обучение или практику.

Вводный инструктаж на предприятиях проводит инженер по ох­ране труда или лицо, на которое приказом по предприятию воз­ложены эти обязанности. Для проведения вводного инструктажа разрабатываются программа и инструкция, которые утверждаются руководителем предприятия.

О проведении вводного инструктажа делается запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью ин­структируемого и инструктирующего, а также в документы о приеме на работу.

От последующих инструктажей на рабочем месте освобожда­ются лица, не связанные с обслуживанием, испытанием, наладкой оборудования и инструментом. Составляется Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от инструктажей на ра­бочем месте, который утверждается руководителем предприятия.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте прово­дится до начала самостоятельной работы руководителем подразде­ления или по его поручению мастером:

— со всеми поступающими на работу в подразделение, вклю­чая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на пе­риод выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;

— с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работ­никами, которым поручается выполнение новой для них ра­боты;

— с командированными работниками сторонних организаций, учащимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практи­ческие занятия), и другими лицами, участвующими в произ­водстве иной деятельности организации.

Первичный инструктаж проводится по разработанным и утверж­денным программам инструктажа на рабочем месте с использовани­ем инструкций по охране труда с целью получения конкретных зна­ний для безопасного выполнения производственного задания.

Программа инструктажа предусматривает:

— общее ознакомление с технологическим процессом на данном участке работы;

— ознакомление с устройством оборудования, а также с опасны­ми зонами оборудования и их ограждениями;

— порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудо­вания, пусковых приборов, заземляющих устройств, инстру­мента, приспособлений);

— порядок применения предохранительных приспособлений;

— требования к спецодежде, спецобуви и другим средствам ин­дивидуальной защиты;

— случаи производственного травматизма и их причины;

— требования безопасности к электрооборудованию, освети­тельным приборам;

— правила безопасности при выполнении работ совместно не­сколькими рабочими;

— меры оказания первой помощи при несчастных случаях, лич­ную гигиену рабочего;

— ответственность рабочих за нарушение правил безопасности труда.

Данный инструктаж проводится с каждым работником индиви­дуально с показом безопасных приемов труда.

Вновь принятый работник проходит стажировку от 2 до 14 смен под наблюдением руководителя подразделения (мастера) или опыт­ного работника. Затем руководитель подразделения проверяет рабо­ту вновь принятого работника и как усвоены требования инструкции по охране труда и осуществляет допуск к самостоятельной работе (ставит свою подпись в журнале инструктажей).

Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, ис­пытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и при­менением сырья и материалов, могут освобождаться от прохожде­ния первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первич­ного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.

Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от ква­лификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в шесть месяцев.

С рабочими, обслуживающими оборудование повышенной опас­ности, повторный инструктаж проводят не реже 1 раза в 3 месяца.

Предприятиями, организациями по согласованию с профсоюз­ными комитетами и соответствующими местными органами госу­дарственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведе­ния повторного инструктажа.

Повторный инструктаж проводят по программам, разработан­ным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте с це­лью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной про­фессии, бригады.

Внеплановый инструктаж проводят:

— при введении в действие новых или переработанных стандар­тов, правил, инструкций по охране труда;

— при изменении технологического процесса, замене или мо­дернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

— при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких по­следствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);

— по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

— при перерывах в работе: для работ с вредными и(или) опас­ными условиями более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев;

— по решению работодателя (или уполномоченного им лица).

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ,

не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погруз­ка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.), ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производстве работ на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы, проведении экскурсий на предприятии. Организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.). Целевой ин­структаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п., фиксируется в наряде-допуске или другом доку­менте, разрешающем производство работ.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплано­вый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (ма­стер, инструктор производственного обучения, преподаватель).

Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний путем устного опроса или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов ра­боты. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной ра­боте или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, по­вторного, внепланового инструктажа, стажировки и о допуске к ра­боте работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и(или) в личной карточ­ке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующе­го. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

Инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавливаю­щий требования по охране труда при выполнении работ на произ­водстве. Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников отдельных профессий, так и на отдельные виды работ. Инструкции для работников разрабатываются на основе межотрас­левых и отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в технической документации завода — изготовителя оборудования, и с учетом конкретных усло­вий производства. Инструкции по охране труда разрабатываются на основании приказа руководителя предприятия и утвержденного руководителем Перечня действующих инструкций на предприятии.

Инструкции должны пересматриваться не реже чем 1 раз в 5 лет, досрочно пересматриваются:

— при пересмотре законодательных актов, стандартов, норма­тивов;

— по указанию вышестоящих органов;

— при внедрении новой техники, технологии, новых материа­лов;

— при изменении условий труда;

— по результатам расследования аварии и несчастных случаев. Контроль за своевременным пересмотром инструкций возлагает­ся на предприятии на службу охраны труда.

Ответственность за пересмотр инструкций возлагается на руко­водителей структурных подразделений, работодателя.

В настоящее время в РФ определяющую роль играют рыночные методы хозяйствования. В связи с этим произошли изменения в практике деятельности предприятий. У многих организаций изменилась структура управления в сторону сокращения ряда должностей специалистов по охране труда, снизился уровень контроля за соблюдением безопасных условий труда. Следствием этого явилось значительное увеличение производственного травматизма.

В результате Правительство РФ разработало «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (далее - Положение). Оно разработано в соответствии со статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 653 "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве".

Положение устанавливает с учетом статей 227 - 231 Кодекса и особенностей отдельных отраслей и организаций обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей - физических лиц с различными категориями работников (граждан).
Граждане, попадающие под действие Положения
а) работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками;

б) уполномоченных работодателем лиц в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (далее - представители работодателя);

в) физических лиц, осуществляющих руководство организацией, в том числе выполняющих функции ее единоличного исполнительного органа, на основании трудового договора, заключенного по результатам проведенного конкурса, избрания или назначения на должность либо другой установленной в соответствии с законодательством или учредительными документами этой организации процедуры (далее - руководители организации);

г) физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем в соответствии и на условиях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (далее - работники), включая:

- работников, выполняющих работу на условиях трудового договора (в том числе заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ), в том числе в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет (надомники);

- студентов и учащихся образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящих производственную практику в организациях (у работодателя - физического лица);

- лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых в установленном порядке к труду в организациях (у работодателя - физического лица);

д) других лиц, участвующих с ведома работодателя (его представителя) в его производственной деятельности своим личным трудом, правоотношения которых не предполагают заключения трудовых договоров (далее - другие лица, участвующие в производственной деятельности работодателя), в том числе:

- военнослужащих, студентов и учащихся образовательных учреждений соответствующего уровня, направленных в организации для выполнения строительных, сельскохозяйственных и иных работ, не связанных с несением воинской службы либо учебным процессом;

- членов семей работодателей - физических лиц (глав крестьянских фермерских хозяйств), членов кооперативов, участников хозяйственных товариществ или иных обществ, работающих у них (в них) на собственный счет;

- членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций, конкурсных и внешних управляющих;

- граждан, привлекаемых по решению компетентного органа власти к выполнению общественно - полезных работ либо мероприятий гражданского характера;

- работников сторонних организаций, направленных по договоренности между работодателями в целях оказания практической помощи по вопросам организации производства;

- лиц, проходящих научно - педагогическую и научную подготовку в системе послевузовского профессионального образования (аспиранты и докторанты);

- работников, проходящих переобучение без отрыва от работы на основе заключенного с работодателем ученического договора;

- психически больных, получающих лечение в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, привлекаемых к труду в порядке трудотерапии в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Расследованию в порядке, установленном статьями 228 и 229 Кодекса и Положением (далее - установленный порядок расследования), подлежат события, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены увечья или иные телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другими лицами, включая: тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током (в том числе молнией); укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, повлекшие за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть (далее - несчастный случай), происшедшие:

а) при непосредственном исполнении трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), в том числе во время служебной командировки, а также при совершении иных правомерных действий в интересах работодателя, в том числе направленных на предотвращение несчастных случаев, аварий, катастроф и иных ситуаций чрезвычайного характера;

б) на территории организации, других объектах и площадях, закрепленных за организацией на правах владения либо аренды (далее - территория организации), либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), в том числе во время следования на рабочее место (с рабочего места), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом и после окончания работы, либо при выполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

в) при следовании к месту работы или с работы на транспортном средстве работодателя или сторонней организации, предоставившей его на основании договора с работодателем, а также на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с документально оформленным соглашением сторон трудового договора или объективно подтвержденным распоряжением работодателя (его представителя) либо с его ведома;

г) во время служебных поездок на общественном транспорте, а также при следовании по заданию работодателя (его представителя) к месту выполнения работ и обратно, в том числе пешком;

д) при следовании к месту служебной командировки и обратно;

е) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель - сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, бригада почтового вагона и другие);

ж) во время междусменного отдыха при работе вахтовым методом, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном и др.) в свободное от вахты и судовых работ время;

з) при привлечении в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастроф, аварий и других чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминогенного и иного характера.

В установленном порядке расследуются также несчастные случаи, происшедшие с работодателями - физическими лицами и их полномочными представителями при непосредственном осуществлении ими трудовой деятельности либо иных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работниками.

Расследуются в установленном порядке, квалифицируются, оформляются и учитываются в соответствии с требованиями статьи 230 Кодекса и Положения как связанные с производством несчастные случаи, происшедшие с работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), а также осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах (далее - несчастные случаи на производстве <*>).

Работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья в связи с проявлениями признаков острого заболевания (отравления) при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем. О каждом страховом случае работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя). О несчастном случае с числом пострадавших два человека и более (далее - групповой несчастный случай), в результате которого пострадавшими было получено повреждение здоровья, отнесенное в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории тяжелых (далее - тяжелый несчастный случай), или несчастном случае со смертельным исходом, происшедшем с работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодатель в течение суток обязан известить в установленном порядке Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Об указанных несчастных случаях, происшедших в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные иным специально уполномоченным органам федерального надзора, территориальный орган федерального надзора направляет информацию по подчиненности (подведомственности) в порядке, установленном соответствующим органом федерального надзора.

Руководитель обязан:

- организовать первую помощь пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;

- принять незамедлительные меры по предотвращению развития аварийной ситуации;

- по возможности сохранить до начала расследования НС обстановку, которая была на

момент происшествия;

Расследование несчастных случаев проводится комиссиями по расследованию несчастных случаев (далее - комиссия), образуемыми и формируемыми в соответствии с положениями статьи 229 Кодекса и требованиями Положения, в зависимости от обстоятельств происшествия, количества пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья. Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов.

Расследование несчастных случаев (в том числе групповых), происшедших в организации или у работодателя - физического лица, в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, проводится комиссиями, образуемыми работодателем (его полномочным представителем) в соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 229 Кодекса, с учетом требований, установленных Положением. Лица, осуществляющие (осуществлявшие) непосредственный контроль за работой пострадавшего, в состав комиссии не включаются.

Несчастные случаи, происшедшие с лицами, направленными в установленном порядке для выполнения работ к другому работодателю и работавшими там под его руководством и контролем (под руководством и контролем его представителей), расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включается полномочный представитель организации или работодателя - физического лица, направивших упомянутых лиц. Неприбытие или несвоевременное их прибытие не является основанием для изменения сроков расследования.

Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или задания направившего их работодателя (его представителя), расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем). При необходимости в состав комиссии могут включаться представители организации, за которой закреплена данная территория на правах владения или аренды.

Несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, выполнявшими работу по заданию работодателя (его представителя) на выделенном в установленном порядке участке сторонней организации, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем (его представителем), производящим работу, с обязательным участием представителя организации, на территории которой производилась эта работа.

Несчастные случаи, происшедшие с работниками при выполнении работы по совместительству, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем (его представителем), у которого фактически производилась работа по совместительству. В этом случае комиссия, проводившая расследование, информирует о результатах расследования и сделанных выводах работодателя (его представителя) по месту основной работы пострадавшего.

Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящими в организациях производственную практику или выполняющими работу под руководством и контролем работодателя (его представителя), проводится комиссиями, формируемыми и возглавляемыми этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включаются представители образовательного учреждения.

Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику на выделенном для этих целей участках организации и выполняющими работу под руководством и контролем полномочных представителей образовательного учреждения, проводится комиссиями, формируемыми руководителями образовательных учреждений. В состав комиссии включаются представители организации

Расследование происшедших в организации или у работодателя - физического лица групповых несчастных случаев, в результате которых один или несколько пострадавших получили повреждение здоровья, относящиеся в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории тяжелых либо со смертельным исходом (далее - групповой несчастный случай с тяжелыми последствиями), тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом проводится комиссиями, состав которых формируется в соответствии с требованиями и в порядке, установленными статьей 229 Кодекса и Положением

<*> Несчастные случаи, происшедшие в указанных учреждениях с работниками и другими лицами, не являющимися гражданами Российской Федерации, расследуются в соответствии с законодательством государства, гражданами которого они являются, если международным договором не предусмотрено иное.

Тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, происшедшие с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера, расследуются в установленном порядке государственными инспекторами труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных пострадавшим (членами его семьи) представлять его интересы в ходе расследования несчастного случая, полномочия которых подтверждены в установленном порядке (далее - доверенные лица пострадавшего). При необходимости к расследованию таких несчастных случаев могут привлекаться представители соответствующего исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации и других заинтересованных органов.

Расследование несчастных случаев, происшедших в организации или у работодателя - физического лица, проводится в соответствии с общим порядком и в сроки, установленные статьей 229 Кодекса, с учетом требований данного раздела настоящего Положения. В зависимости от обстоятельств происшествия и характера повреждений здоровья пострадавших:

- расследование несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, проводится в течение трех дней;

- расследование иных несчастных случаев проводится в течение 15 дней.

Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.

При возникновении обстоятельств, объективно препятствующих завершению в установленные сроки расследования несчастного случая, в том числе по причинам отдаленности и труднодоступности места происшествия (труднодоступные станции и обсерватории, геологоразведочные и иные экспедиции и отряды, буровые платформы на шельфе морей, при выполнении отдельных работ за границей, включая международные перевозки и т.п.), а также при необходимости дополнительного получения соответствующих медицинских и иных документов и заключений, установленные сроки расследования несчастного случая могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 календарных дней.

В случае необходимости дополнительной проверки обстоятельств группового несчастного случая с тяжелыми последствиями, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, в том числе с проведением соответствующих медицинских, технических и иных экспертиз, решение о дополнительном продлении срока его расследования принимается руководителем органа, представителем которого является должностное лицо, возглавляющее комиссию, с последующим информированием об этом соответствующего правоохранительного органа.

Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю (его представителю) или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются в установленном порядке по заявлению пострадавшего или его доверенных лиц в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления. В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в связи с объективными обстоятельствами председатель комиссии обязан своевременно информировать пострадавшего или его доверенных лиц о причинах задержки сроков расследования.

В ходе расследования каждого несчастного случая комиссия производит осмотр места происшествия, выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая и должностных лиц, чьи объяснения могут быть необходимы, знакомится с действующими в организации локальными нормативными актами и организационно - распорядительными документами (коллективными договорами, уставами, внутренними уставлениями религиозных организаций и др.), в том числе устанавливающими порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц, получает от работодателя (его представителя) иную необходимую информацию и по возможности - объяснения от пострадавшего по существу происшествия.

При необходимости председатель комиссии привлекает к расследованию несчастного случая должностных лиц органов государственного надзора и контроля (по согласованию с ними) в целях получения заключения о технических причинах происшествия, в компетенции которых находится их исследование.

Члены комиссии организуют встречи с пострадавшими, их доверенными лицами и членами семей в целях ознакомления их с результатами расследования, при необходимости вносят предложения по вопросам оказания им помощи социального характера, разъясняют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавших, и оказывают правовую помощь по решению указанных вопросов.

Примерный перечень документов, формируемых в ходе расследования несчастного случая (в дальнейшем - материалы расследования), установлен в статье 229 Кодекса. Конкретный объем материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств каждого конкретного происшествия.

Перечень и объем материалов расследования групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в результате аварий (катастроф) транспортных средств, определяется председателем комиссии с учетом имеющихся материалов расследования происшествия, проведенного в установленном порядке соответствующими полномочными государственными органами надзора и контроля или комиссиями и владельцем транспортного средства.

Комиссией принимаются к рассмотрению только оригиналы подготовленных документов, после чего с них снимаются заверенные копии (делаются выписки). Документы с надлежаще не оформленными поправками, подчистками и дополнениями как официальные не рассматриваются и подлежат изъятию.

На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований охраны труда, вырабатывает мероприятия по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев, определяет, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая и квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии могут квалифицироваться как не связанные с производством:

- смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;

- смерть или иное повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) работника (по заключению учреждения здравоохранения), не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие токсические вещества;

- несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовное правонарушение (преступление).

Решение о квалификации несчастного случая, происшедшего при совершении пострадавшим действий, содержащих признаки уголовного правонарушения, принимается комиссией с учетом официальных постановлений (решений) правоохранительных органов, квалифицирующих указанные действия. До получения указанного решения председателем комиссии оформление материалов расследования несчастного случая временно приостанавливается.

В случаях разногласий, возникших между членами комиссии в ходе расследования несчастного случая (о его причинах, лицах, виновных в допущенных нарушениях, учете, квалификации и др.), решение принимается большинством голосов членов комиссии. При этом члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.

Особое мнение членов комиссии рассматривается руководителями организаций, направивших их для участия в расследовании, которые с учетом рассмотрения материалов расследования несчастного случая принимают решение о целесообразности обжалования выводов комиссии в порядке, установленном статьей 231 Кодекса.

При выявлении несчастного случая на производстве, о котором работодателем не было сообщено в соответствующие органы в сроки, установленные статьей 228 Кодекса (далее - сокрытый несчастный случай на производстве), поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии, а также при поступлении от работодателя (его представителя) сообщения о последствиях несчастного случая на производстве или иной информации, свидетельствующей о нарушении установленного порядка расследования (отсутствие своевременного сообщения о тяжелом или смертельном несчастном случае, расследование его комиссией ненадлежащего состава, изменение степени тяжести и последствий несчастного случая), государственный инспектор труда, независимо от срока давности несчастного случая, проводит дополнительное расследование несчастного случая, как правило, с участием профсоюзного инспектора труда, при необходимости - представителей иных органов государственного надзора и контроля, а в случаях, упомянутых во втором абзаце пункта 20 настоящего Положения, - исполнительного органа страховщика (по месту регистрации прежнего страхователя).

По результатам расследования государственный инспектор труда составляет заключение и выдает предписание, являющиеся обязательными для исполнения работодателем (его представителем).

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, каждый работник в РФ имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему. В связи с этим работодатель обязан своевременно и правильно проводить расследование и учет НС, а также нести материальную ответственность за ущерб, причиненный работникам.

Возмещение вреда пострадавшему включает:

- выплаты денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части - в зависимости от степени утраты работоспособности;

- компенсацию дополнительных расходов;

- выплату единовременного пособия;

- возмещение морального вреда.

По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (по несчастным случаям со смертельным исходом - в течение месяца по завершении расследования) работодатель (его представитель) направляет в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в соответствующий территориальный орган федерального надзора, сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах О страховых случаях указанное сообщение направляется также в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).

О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (их представитель) в течение суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие государственные инспекции труда, профсоюзные органы и территориальные органы федерального надзора (если несчастные случаи произошли в организациях (на объектах), подконтрольных территориальным органам федерального надзора), а о страховых случаях - в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).

В необходимых случаях государственным инспектором труда проводится дополнительное расследование несчастного случая (при необходимости, с участием пострадавшего или его доверенного лица, профсоюзного инспектора труда, должностных лиц иных органов государственного надзора и контроля, представителей страховщика). По результатам проведенного дополнительного расследования государственный инспектор труда оформляет акт о расследовании несчастного случая установленной формы и выдает соответствующее предписание, которое является обязательным для исполнения работодателем (его представителем). При этом прежний акт формы Н-1 (Н-1ПС) признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием представителя профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа данной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение несчастных случаев на производстве.

Результаты расследования групповых несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, происшедших в организациях железнодорожного транспорта, рассматриваются также руководителями соответствующих отраслевых органов управления с участием представителей соответствующих территориальных объединений отраслевого профсоюза.

В случае ликвидации в соответствии с действующим законодательством организации или прекращения работодателем - физическим лицом предпринимательской деятельности до истечения установленного срока хранения актов о происшедших несчастных случаях на производстве оригиналы указанных актов подлежат передаче на хранение в установленном порядке правопреемнику, а при его отсутствии - соответствующему государственному органу, осуществляющему данные функции, с последующим информированием об этом государственной инспекции труда.

В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за своевременное и надлежащее расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев на производстве, а также реализацию мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя (его представителя).

Члены комиссий (включая их председателей), проводящие в установленном порядке расследование несчастных случаев, несут персональную ответственность за соблюдение установленных сроков расследования, надлежащее исполнение обязанностей.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей