При формировании слоговой структуры слова Т.А. Ткаченко выделяет в качестве одного из важнейших условий опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Поэтому предлагает применять в качестве вспомогательных средств зрительные и жестовые символы гласных и согласных звуков на начальном, пусковом этапе работы по формированию слоговой структуры слова. Автор считает, что такой подход существенно облегчает дошкольникам с общим недоразвитием речи ориентировку в структурном составе слова. Также автор обращает большое внимание на лексическое развитие детей, предлагая активнее использовать редко употребляемые, сложные по значению слова (например, макулатура, поверхность, горнолыжный курорт, неправдоподобный, фантастический и др.). Помимо смысла, требующего уточнения, они обладают усложненной слоговой наполняемостью, поэтому тренировка в их произнесении поможет улучшить состояние как слогового контура слова, так и словарного запаса ребенка.
Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова, предложенная Т.А. Ткаченко, включает четыре этапа: подготовительный этап (создание фонетико-фонематической базы), этап формирования слоговой структуры слова, этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, скороговорок с правильно произносимыми звуками) и заключительный этап (использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи). ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ БАЗА — овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, X и их мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.
2. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ БАЗА — способность к воспроизведению: сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА и пр.); слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПУ-ПА); слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО); слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости — глухости (ДА-ТА, ПА-БА); слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости — мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ); слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК). ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
(3 ступени, 20 упражнений)
На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.
Для повторения ребенку даются слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.
1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур (упражнения 1—6).
2-ая ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков (упражнения 7—14).
3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний), содержащих стечения согласных звуков (упражнения 15—20). ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ТОЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Л, Р, Р'). Подразумевается, что к началу данного этапа логопед уже исправил их произношение. В противном случае приступать к многократному повторению и заучиванию текстов не рекомендуется, т. к. дефектное произношение стойко закрепляется.
Отраженное проговаривание и заучивание: слов, словосочетаний и предложений, рифмовок и стихов, скороговорок, рассказов. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Предполагается, что ребенок должен владеть правильным произношением всех звуков речи.
Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи:
составление рассказов по опорным словам,
описание предметов,
придумывание конца или начала к рассказу педагога,
сравнение объектов,
диалог на заданную тему,
рассказывание по воображению,
придумывание сказок по набору игрушек
и т. п. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |