Проблема формирования правового государства является одной из ключевых задач развития нашей страны на ближайшую и длительную перспективу. Как известно, без построения правового государства, без создания и постоянной модернизации гражданского общества невозможно движение любого государства в направлении создания современного, демократически организованного, прогрессивно ориентированного, справедливо и социально защищенного общественного устройства. Для Российской Федерации это проблема имеет особенное значение, так как период движения нашей страны к правовому государству и гражданскому обществу продолжается относительно небольшой исторический срок. начиная с реформы 1990-х годов, в отличие, например, от западных стран, в которых этот процесс протекает уже несколько столетий и не прерывался эпохой советского тоталитаризма. Если сравнить все доступные мне определения правового государства и систематизировать приводимые в различных изданиях его основные признаки (этих признаков различные авторы приводят от 5 до 10), то можно сформулировать следующее. Определение правового государства, которое , на мой взгляд , является таким типом государственного устройства, в котором : во-первых , обеспечивается приоритет (верховенство) закона (права) во всех сферах жизни общества; во-вторых, обеспечивается равенство всех граждан и организаций ( независимо от положения) перед судом и законом ; в-третьих , реализуют (то есть не могут нарушаться) все гражданские права и свободы людей; в-четвертых ,государство и граждане несут друг перед другом взаимную ответственность; в-пятых ,сама государственная власть осуществляется при обязательном разделении и независимом существовании трех ветвей: законодательный , исполнительный и судебный.
Если говорить о правовом государстве то уже в первой статье российской Конституции провозглашается, что наша страна – «есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» .Тем самым уже в самом начале основного закона нашей страны объявляется, что она , по своему строению , должна формироваться как правовое государство. Второй важнейшей характеристикой Конституции РФ, определяющей нашу страну как правовое государство выступает, на мой взгляд то, что Конституция четко определяет верховенство закона(права) во всех сферах, «содержит требования правовых законов и запрет антиправовых (правонарушающих) законов». Третьим важным признаком правового государства, как известно, является равенство всех граждан и организаций (независимо от положения в двух первых пунктов статьи 19, где провозглашается равенство всех граждан (независимо от пола, расы. языка и т.д) перед законом в судом.
Наконец, реализация пятого важнейшего признака правового государства (разделение и независимое существование ветвей государственной власти) конституционно обеспечивается в нашей стране положениями статьи 10 Конституции РФ, где объявляется, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые функционируют самостоятельно.
Во-первых, как известно гражданское общество имеет плюралистический характер, что подразумевает множество форм собственности, наличие различных партий и движений, свободу слова, отсутствие единой идеологии, веротерпимость. Это хорошо прописано в основных статьях главы 2 « Права и свободы человека и гражданина»
Во-вторых, действующая российская конституция закладывает нормативно-правовые основы для функционирования различных общественных объединений и движений (профсоюзы, церковные, молодежные организации и т.д.), которые, как известно, являются одним из основных элементов гражданского общества)
В-третьих, Конституция РФ, хотя и в самом общем виде, но все же в рамках основного закона закрепляет полномочия местного самоуправления, развития которого предопределяет в значительной степени развитие гражданского общества в местах непосредственного проживания граждан. Так, в статьях 130-133 описаны предварительно самые общие права и направления возможной эволюции местного самоуправления, с точки зрения наделения его дополнительными полномочиями в области материального и финансового обеспечения
Изучение имеющихся источников и литературы позволило мне сформулировать следующие трудности, которые необходимо преодолеть современной России на пути становления правового государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей стране, как и во всех цивилизованных странах мира, проблема построения правового государства, продолжает оставаться даже очень актуальной. Я считаю, что для России, по объективным причинам, эта проблема даже более злободневна, чем для многих другим стран, которые продвинулись в этом направлении дальше, чем мы. Но, несмотря на это, в нашей стране уже создана значительная нормативная база для постепенного создания правового государства и гражданского общества. А Конституция Российской Федерации, принятая в 1993-м году и многократно дополняемая, как раз и заложила нормативные основы движения нашей страны к достижению этих великих целей- построению правового государства. Хотя проблемы в этой сфере продолжают оставаться острыми, что мы попытались показать в своей работе перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |