Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Проблема пропуск букв в словах Глава 2


НазваниеПроблема пропуск букв в словах Глава 2
АнкорPishu bez oshibok Russkiy yazyk s neyropsikhologom.pdf
Дата17.06.2019
Размер1.1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPishu_bez_oshibok_Russkiy_yazyk_s_neyropsikhologom.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#54643
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .............................................................................................................. 5
Долой безграмотность! .............................................................................. 5
Пазлы успеха ................................................................................................ 6
При чем тут нейропсихология ................................................................ 6
Скорая помощь ..........................................................................................11
Чтение — это важно! ................................................................................13
Все гениальное — просто! .......................................................................14
«Не буду! Не хочу!» .................................................................................16
«Без этих игр — ребенок тигр!» ............................................................18
Глава 1.
Проблема: пропуск букв в словах ................................................21
Глава 2.
Проблема: замена букв при письме .............................................31
Упражнения при смешении букв по зрительно-пространственному сходству.....................................32
Упражнения при смешении звуков по фонетико-фонематическому сходству .........................................34
Упражнения при смешении низкочастотных звуков и звуков по акустико-артикуляционным свойствам ....................36
Скороговорки и забавные выражения для проговаривания «непослушных» звуков и формирования кинестетического анализа ....................................37
Глава 3.
Проблема: не могу запомнить словарные слова .....................41
Алгоритм запоминания словарных слов (информация для взрослых) .............................................................................................41
Способы, облегчающие запоминание словарных слов ................42
Способы запоминания и проверки словарных слов .....................45
Глава 4.
Проблема: не умею пользоваться правилами ..........................49
Глава 5.
Проблема: не умею описывать, рассказывать, рассуждать ........................................................................................................62
Упражнения по образцу .........................................................................65
Конструктивные упражнения...............................................................66
Творческие упражнения .........................................................................67
Заключение ......................................................................................................82
Литература .......................................................................................................88
Приложение 1.
Семантическая карта .........................................................90
Приложение 2.
Список словарных слов, распределенных тематически (1–5 классы)...........................................................................91
Приложение 3.
Слова с удвоенными согласными ..................................93
Оглавление
4
Введение
Можно долго говорить о новаторских методах обучения, о реформе школьного процесса, о внедрении техники в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается. По самым общим подсчетам, таких детей сегодня около 25 % от общешкольной популяции. Эти факты свидетельствуют о том, что четверть детского населения страны не владеет родным языком! Еще более печально знать, что трудности письма и чтения, которые возникают у школьников, сохраняются и в их взрос лой жизни: даже закончив школы и институты, они остаются безграмотными. Смириться с такой ситуацией нельзя.
Долой безграмотность!
Попробуем выделить несколько основных, наиболее часто встречающихся проблем:

несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов;

нечитаемый почерк;

незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;

несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма;

неумение составлять связные, логичные тексты;

нелюбовь или даже ненависть к чтению;

негативное отношение к урокам русского языка.
Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом
6
Следует отметить, что в большинстве случаев эти проблемы не существуют по отдельности, а образуют целый комплекс. Можно вы делить чисто нейропсихологические предпосылки, затрудняющие освоение языка. Но зачастую они отягощены еще и психологическими сложностями. Чтобы распутать этот клубок, приходится решать проблемы в комплексе. Прежде всего необходимо понять, из каких аспектов
складывается грамотность, и проанализировать каждое звено в отдельности.
Пазлы успеха
Грамотность складывается из трех основных блоков, подобно тому, как из отдельных пазлов складывается целостная картинка.
Выделим эти аспекты. Первый из них — нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать. Второй аспект — социально-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению. Третий аспект — психологический, то есть уровень мотивации ребенка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще. Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.
При чем тут нейропсихология
Оказывается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.
Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня
Введение
7
грамотности, плохого почерка и, как след ствие, неудовлетворительного поведения на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, какого-либо предмета или слова, а левое — за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить актив ных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных!
За 10 лет существования Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии было принято 2600 детей с жалобами на трудности овладения письменной речью. У большинства из них обследование с помощью нейропсихологи ческих методов выявило снижение активности мозговой коры, сочетающееся, как правило, с дефектами моторики, речевого внимания, пространственной ориентации, зрительного восприятия, логического мышления (Соболева, 2004). Если вспомнить слова основоположника отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия о том, что «акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного “центра”; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга»
(Лурия, 1969), то можно представить, что труднос ти овладения письмом для этой группы детей вполне объяснимы.
Хотите убедиться, что ошибки в русском языке часто происходят не из-за детской лени, а из-за особенностей нейропсихологического разви тия, характерных для современных детей?
Попробуем популярно объяс нить, с функционированием каких отделов мозга связана грамотность.
Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом
8
Все отделы мозга, по А. Р. Лурия, условно разделены на три
блока (Лурия, 1972). Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными, просто их энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожи и мешать другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.
Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации, а это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применения правил грамматики.
Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.
При недостаточном развитии третьего блока — блока программирования и контроля — ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.
Введение
9
Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, созреют, но, пока это произойдет, он упустит уже очень многое из школьного материала. Как бы репетиторы ни мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устранить истинную причину. Бывают случаи, когда при благоприятных обстоятельствах развитие мозга ребенка до некоторой степени активизируется без внешней помощи. При каких условиях это может произойти? Во-первых, если ребенок живет за городом, в хороших экологических условиях и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей.
Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в различные игры, правила которых выдумываются и дополняются по ходу игры. В-третьих, занимается активными физическими упражнениями. Но даже при этом у большинства детей отмеченные трудности сохраняются или вообще прогрессируют.
Что же предпринять наблюдательному, неравнодушному, думающему учителю и любящему родителю, желающим научить ребенка родному языку? Постоянно напоминать о его
«глупых ошибках» и отвратительном почерке? Нарисовать страшную картину будущего всех безграмотных людей? Нанять репетитора или стать им? Засадить за дополнительные занятия?
Можем сказать сразу: ни один из вышеперечисленных способов не поможет. Более того, подобные действия нанесут ребенку моральную травму: к трудностям овладения родным языком прибавится еще и страх, еще и ненависть к предмету, еще и досада на родителей...
Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом
10
Взрослые склонны приписывать участившиеся двойки лени или невнимательности. Но как понять, что ребенку действительно трудно дается правописание? Определить это можно по характеру ошибок. Если характер ошибок схож с примерами, приведенными ниже, тетрадь вашего ученика сигнализирует:
«Нужна помощь!» (Соболева, 2006):

отсутствуют пропуски между словами и предложениями;

не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;

зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевернуты в другую сторону;

повторение одной и той же буквы: пироп вместо пирог;

замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат),
т-п
(пигр);

ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;

пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);

забывание начертания редко встречающихся букв («ъ»,
«э») или прописных букв;

нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупному).
Помочь ребенку может хороший специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка. Но и другие «заинтересованные лица» способны освоить некоторые простые методы, используя которые можно преодолеть подобные трудности в письме. Эти методы представлены в нашей книге.
Введение
11
Скорая помощь
Что же могут сделать учителя и родители?
Первое и самое главное: обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика и вовремя обратиться к нейропсихологам, чтобы своевременно и эффективно помочь вашему ребенку.
Второе, не менее важное: не ждать, что «само как-нибудь рассосется», а искать помощи и верить, что результат будет достигнут.
Третье: понять, что бесконечные двойки и наказания за плохие оценки только ухудшат ситуацию.
Чтобы достичь желаемого, примите к сведению несколько полезных советов.
Учителям!

Не торопите неуспешного ребенка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.

Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.

Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.

Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.

Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмо ции — важный стимул для «питания» функций.
Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом
12

Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.

Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10.
Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.
Родителям!

Знайте все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши.

Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой — или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.

Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жест ким полотенцем, следите за тем, чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ, правильно питался (полезная для ума пища — бананы, орехи, мед, лимоны).

Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».

Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь.
Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.
Введение
13

Попросите учителя информировать вас об успехах ребенка.

Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной прогулки или на катке — и успех будет обеспечен.

Не забудьте о важной составляющей грамотного письма — чтении.
Чтение — это важно!
«У чтения почти те же механизмы, что и у письма», — скажет нейропсихолог. «Без чтения не бывает письма», — уверен учитель. И каждый из них будет прав.
Чтение — не только признак интеллигентности. Книги расширяют словарный запас, а это значит, что для начитанного ребенка значительно облегчается, например, поиск проверочных слов или написание творческой работы. Внимательный ребенок, читая, непроизвольно запоминает и написание слова, что, несомненно, повышает уровень его грамотности. Имея перед собой классические образцы, ученик иначе организует собственную речь, легче строит фразы, устные ответы, пересказы.
Для детей, которые дружат с книжками, не существует проблемы понимания условия задачи или задания к упражнению.
Одним словом, читающие школьники всегда более успешны.
Одна из основных причин, по которой дети не хотят читать, такая же, как и у безграмотного письма, — нейропсихологическая. Труднее всего чтение дается детям с недоформированной межполушарной связью. Но есть и еще одна причина — педагогическая.
Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом
14
Безусловно, семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, — это еще одна предпосылка грамотности и чутья к родному языку. При отсутствии близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет в руки книгу. Чтение станет для него любимым занятием только тогда, когда он почувствует, что жизнь его родителей немыслима без книг.
Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, и все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений — большая редкость в нынешнее время, как и книга в качестве лучшего подарка. Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.
Среди причин, отбивающих интерес к чтению, есть и те, которые можно назвать школьными. Несмотря на то что предмет «Литература» существует в школьном расписании, любовь к книге от этого не увеличивается, а иногда и пропадает совсем. Причиной тут может служить и формальное отношение учителя к предмету, и несоответствие школьной программы сегодняшним интересам детей.
Все гениальное — просто!
Что же можно сделать в домашних и школьных условиях, чтобы стимулировать процесс чтения? Поверьте, от вас не потребуется особых знаний и умений, технических приспособлений, мно-
Введение
15
го времени. Вот несколько простых советов, однако следование им принесет неожиданный результат.
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей