Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Программа для обучения и развития ребенка младшего дошкольного возраста с зпрр здоровье и условия воспитания


НазваниеПрограмма для обучения и развития ребенка младшего дошкольного возраста с зпрр здоровье и условия воспитания
АнкорIndividualnye programmy dlya detey s zaderzhkoy razvitia i umstvenno otstalykh detey.pdf
Дата20.06.2019
Размер0.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIndividualnye_programmy_dlya_detey_s_zaderzhkoy_razvitia_i_umstv
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#55144
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

1
ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» лаборатория дошкольного воспитания детему с проблемами развития зав.лабораторией Е.А.Стребелева, д.п н, профессор
(тел. 245 – 06 – 05)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ программа
для обучения и развития ребенка
младшего дошкольного возраста с ЗПРР
1. Здоровье и условия воспитания:
1. Выполнение четкого режима дня: занятие с Ребенком проводятся регулярно в первой и во второй половине дня (по 20 – 40 мин. по 2 раза в день).
Иметь в наличии два набора игрушек и пособий: первый, для повседневной игры (куклы, кубики, наборы посуды, мягкие игрушки и т.д.); второй набор для обучения; этот набор дается ребенку только для занятий со взрослым;
2. Всем взрослым соблюдать единые требования к обучению Ребенка. Требовать от него соблюдения социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; убирать за собой игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки) со взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, правильно держать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).
3. Все взрослые должны проводить с Ребенком беседу о смене ситуации. Например, вечером: «Сегодня ложимся спать, уже темно, надо отдыхать. А завтра будем играть. Тебя будут ждать - тетя Галя и тетя Таня.
И дети – Ваня, Аня, Паша»; «Вот наступает вечер, скоро придет няня – Нина. «Сейчас мы завтракаем, потом оденемся и пойдем гулять. На улице будем копать ямку» и т.д.
Закреплять у ребенка называние себя в первом лице «Я хочу…», «Я буду», «Я поела», «Я иду гулять», «Я нарисовала», «Я слепила», «Я мою руки», «Почитай мне сказку», «Дай мне пить» и обращение к воспитателю на «ты»: «Ты и я пойдем гулять», «Я и ты будем смотреть мультфильмы».
4. В процессе выполнения режимных моментов близкие взрослые выполняют массаж пальцев и рук ребенка
2-3 раза в день по 5-7минут.
Массаж проводится на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком. Виды упражнений:
4.1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке;
4.2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) - от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.
4.3. Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от его середины до основания пальцев с переходом на движение по внутреннему стороне большого пальца – 2- 4 раза по каждой ладони («рисуем», мотаем клубочек).
4.4. Точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльноладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем).
4.5 Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.
4.6 Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» -
5-6 раз.
2. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

2
Учить действовать самостоятельно:

приучать расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место;

умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем); чистить зубы; пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка; учить расчесывать самостоятельно волосы перед зеркалом; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;

во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки во время еды и есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана; пользоваться салфеткой во время и после еды.

одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви) - трусы, колготки, брюки, обувь, шапку, куртку, рейтузы; продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик).
3. Социальное развитие:

закреплять представления о себе, учить называть свое имя, половую принадлежность («Я - девочка, Я -
Лена»); учить смотреть на себя в зеркало, показывать на себя рукой и говорить: Я – (имя…….)!.

учить соотносить свои вещи, игрушки, с местоимениями – (Моя куртка, мои вещи, мой мяч); важно, чтобы взрослые в своей речи употребляли личные местоимения: (Я пришла за тобой. Что ты делала? Где
твои вещи? Возьми свою куртку. Вот моя рука, давай свою руку. Дай мне пакет. Ты, молодец. Ты, умеешь одеваться, молодец!).

продолжать совершенствовать представления Ребенка о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. (Провести игру: «Где носик, где ротик», уточнить функции носа - через нос мы дышим, там есть ноздри, воздух туда попадает «Да, это носик, мы им дышим; в нем есть дырочки- ноздри, через них проходит воздух, мы вдыхаем воздух и через ноздри дышим»;

изучить рот: там есть губы, зубы, язык (темп медленный, атмосфера веселая): «Это ротик, через него выходит воздух, при этом особо подчеркиваем - воздух выходит»; (провести игру подуем на шарик);

формировать представления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить», «Я устала, я хочу спать»,
«Я не хочу пить», «Я хочу читать книгу»; «Я хочу играть» и т.д.

обращать внимание Ребенка на просьбы других людей: «Я хочу играть с куклой», «Никита хочет играть с тобой в мяч. Он приглашает тебя играть», «Никита хочет пить, дай ему чашку с водой», «Тетя устала, она хочет спать» и т.д.

продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как у тебя дела?», «Какие у тебя игрушки?»; «Как тебя зовут?» «Кто ты?»; «Давай играть в куклы». «Будем возить кубики и строить домики для зверей» и т.д.

воспитывать эмоциональное отношение к «чувствам» игрушек – мишке холодно, жарко, горячо, кукла довольна, недовольна, радуется, плачет, хочет купаться, больше она не хочет купаться и т.д.;

формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться к воспитателю: «Тетя, дай», «Спасибо, Наташа).

познакомить Ребенка с тем, что у взрослых есть имя и отчество: ………..
4. Физическое воспитание:
При выполнении физических упражнений важно формировать у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом, - руки вверх; выдох через рот – руки вниз);
Развитие общих движений:

учить выполнять различные движения на шведской стенке;

учить перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог и т.д.

продолжать учить переползать под скамьей, под ворота, через обруч.

продолжать учить ударять ногой по мячу (играть в футбол).

продолжать учить прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте

учить спрыгивать с небольшой высоты; делать приседания вместе с мячом или куклой
(вначале с поддержкой взрослого); ходить по скамейке, удерживая равновесие с помощью рук в стороны;

3 учить ходить на мысках – руки вверх: «Мы большие жирафы, мы очень большие жирафы – вот такие», тянуться вверх, стоя на мысках и произносить звук – «вооо!»;

продолжать учить выполнять движения под речевые высказывания: ходить в присядку, руки на коленях («Мы маленькие цыплятки, мы говорим-цып-цып. Мы маленькие утятки, мы говорим – крякря»).
Продолжать развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:

учить ловить мячи разного размера и разные по весу; бросать в цель игры - “Лети стрела”,
“Кольцеброс” и т.д.); бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы вперед, отмечая каждый раз длину броска (можно бросать в обруч или другую цель).

доставать предметы, находящиеся вверху, становясь на мысочки.
5. Развитие познавательной деятельности.
5.1 Сенсорное воспитание:
продолжать развивать ориентировки на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов.
Величина: выделять три-четыре предмета по величине: большой, средний, маленький, самый маленький;
- учить различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов: подобрать крыши разного размера к домам; подобрать к этим домам елочки в соответствии с размером; спрятать яблоки в корзинки с учетом трех-четырех величин.
Форма: учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач:опускать различные формы в прорези; выделять различные формы среди других: “собери все кирпичики для дорожки”; “давай построим башни», выбери все крыши”; доставать из мешочка по слову разные формы (шарики, кубики, кирпичики, крыши); и предметы, разные по форме, материалу, величине (домики, елочки, шапочки, ленточки, губки, щетки и др.).
Цвет: продолжать учить называть основные цвета (желтый, красный, зеленый, синий); знакомить с новыми цветами (белый, черный и др.). Учить соотносить цвет с предметом (желтый – цыпленок; зеленый – огурец; красный – яблоко; синий – кубик) и т.д.
Целостное восприятие – продолжать учить складывать разрезную картинку из трех-четырех частей; собирать сборно-разборные игрушки (машинку, пирамидку, бочки, кубики-вкладыши, матрешку и др.).
Тактильно-двигательное восприятие: продолжать формировать ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное восприятие: (твердый - мягкий, холодный – теплый); доставать предметы по слову из мешочка: «достань холодное», «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из
2-х); продолжать учить выбирать игрушки по слову (выбор из трех): «достань голышку», «достань рыбку»,
«достань уточку» и т.д.
Продолжать учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты):
«Что …….. (называется имя ребенка) взяла, яблоко или морковь?», «Что там лежит - апельсин или морковь» (можно использовать картинки для соотнесения с предметом) и т.д.
Слуховое восприятие:

учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др.;

различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;

различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?: - овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующий игрушку (картинку).
5. 2 Формирование наглядно-действенного мышления:

знакомить Ребенка с проблемными ситуациями, показать, что есть ситуации, когда рукой нельзя достать предмет или игрушку и надо искать орудия или вспомогательное средство (палочку, лопатку, сачок и т.д.);

учить решать простейшие проблемно-практические задачи методом проб - пользоваться предметамиорудиями при выполнении определенных действий: продолжать выбирать предмет-орудие (из 3-4-х) для достижения предмета-цели: «достань тележку» (использовать палочку с различным концом); «достань рыбку» (использовать удочки разные по длине); «качели» (угадай, кто сможет покачаться на качелях – мишка (пластмассовый) и сова (железная); мишка и кошка (оба пластмассовые)- Почему мишка и сова не могут покачаться?

4

учить находить картинку с изображением предмета-орудия к изображенному сюжету: Что нужно мальчику для рисования? Что нужно девочке, чтобы покатать куклу? Что нужно девочке, чтобы покататься с горки? и т.д.
5. 3. Ознакомление с окружающим:

уточнить представления об явлениях природы: зимой – идет снег, дети катаются на лыжах, санках, коньках; выделять сюжетную картинку «Зимой» среди двух картинок;

продолжать формировать умения наблюдать за изменениями природы, за явлениями природы
(солнце, дождь, ветер), отвечать на вопрос: «Какая сегодня погода?»;

закрепить представления о домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь, (части тела – голова, туловище, лапы, хвост, глаза, уши, нос, рога), познакомить с их детенышами (у кошки- котята, у собаки - щенок);

закрепить представления о диких животных и их детенышах: заяц, медведь, волк, белка, еж;

продолжать обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: учить выделять группу однородных предметов: мебель, транспорт. Вначале на предметах, а позже на картинках.
Затем обобщать в слове: «Вот наша мебель», «Вот транспорт» и т.д..

учить группировать картинки по функциональному назначению: в одну сторону - игрушки, в другую
– посуду;

знакомить с овощами и фруктами: морковь, лук, огурец, помидор, картофель, капуста, чеснок, редиска; яблоко, груша, апельсин, лимон, банан;

учить различать знакомые овощи и фрукты по вкусу, проводить игру «Угадай, что съела?».

знакомить с видами транспорта: грузовая машина, троллейбус, автобус, лодка, самолет, вертолет;

знакомить с предметами мебели – кресло, тумба, шкаф.

учить различать некоторые предметы живой природы: цветы, ягоды, деревья, кусты, грибы, шишки; знакомить с птицами - воробей, ворона, голубь, утки, курица с цыплятами, гуси.

знакомить с профессиями: музыкального педагога, доктора.

учить показывать картинки с изображением движений и действий людей: «Покажи, где дядя читает книгу? Покажи, где мальчик катается на лыжах? Покажи, где мальчик катается на санках? Покажи, где девочка танцует? Где тетя шьет?” и т.д.

на прогулке продолжать развивать движения и игровые действия: лепить снежки; катать куклу на саночках; лепить снеговика; лепить снежные куличики; обращать внимание на явления природы: солнышко светит; снег идет, вокруг много снега – на елках, на веранде, на машинах; ветер дует - холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев.
5.4. Формирование количественных представлений:

продолжать учить различать количества пустой - полный; употреблять в речи слова пустой –
полный;

учить выделять 1, 2, 3, 4 предмета из группы по подражанию, образцу;

соотносить количество 1-4 с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?

учить находитьзаданное количество однородных предметов 1-4 в окружающему обстановке;

закрепить умение показывать и называть единичные и парные части тела и лица (две руки и ноги, один нос и т.п.);

учить выполнять счетные операции в пределах 3-х;

учить составлять равные по количеству множества предметов и понимать выражение столько…,
сколько…. (Например: “Сколько елочек, столько грибочков”; Сколько вагончиков, столько матрешек; где
больше, где меньше);

учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах 3 - х. (Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе; учить
Аню непосредственно перед каждым предметом совершать только 1 хлопок.).
6. Развитие речи:
Проводить активную артикуляционную гимнастику:

растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.;

5

удерживать язык в определенной позе: во рту – неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой и против часовой стрелки и др.;

отраженно произносить набор звуков и слогов русского языка;

развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки и.т.д.
Развитие понимания обращенной речи:

учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они».

учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу.
Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми).

учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).
В работе по формированию у Ребенка фонетико-фонематического слуха рекомендуем начать с повторения за педагогом звуков, слогов и простых слов.
Далее проводится работа по уточнению слогового состава разных слов (от простых к сложным).
При необходимости упражнения сопровождаются игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком и т.д.).
Следует особо обратить внимание на дифференцирование слогов и слов, близких по звучанию, со стечением согласных, сложных по своей слоговой структуре.
Параллельно ребенку предлагается прослушивание звуков живой, неживой природы и звуков речи.
Рекомендуем петь песенки со звукоподражанием: веселые, спокойные, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку, побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях
(например, уронили Мишку (на пол).
Формирование активной речи:

делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);

учить подражать действиям губ – «по - пу - пы”, “мо-мы”; “то – ты - ту”, “до-ды”, делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию); “спрятать язычок - вот он - нет язычка, щелкать язычком»; учить произносить звукоподражание и слова (при этом у ребенка либо картинка, либо игрушка);

уточнить (закрепить) произнесение одних и тех же слогов: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Папа-па-па!

закрепить произношение звукоподражаний: «гав-гав», «му-му», «мяу-мяу», «пи-пи» и т.д.

уточнить предметный словарь (мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов;

учить произносить отдельные слова (логопед группирует их по частям речи): Миша, Даша, Петя,
Аня, стой, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, пить, вот, там; так и т.д.

учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай!»,
«Коля, на мяч», «Мама идем гулять», «идем спать»;

учить произносить элементарные фразы, обращая внимания на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Будем рисовать», «Будем строить», «Мы готовим обед», «Ребенка рисовала», «Маша проснулась», «Подними Машу» и т.д.

обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;

учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;

учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в различных падежах;

вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (пример: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);

формировать у Ребенка потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать: лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть? В лото или домино?»; Кто пришел? Кто приехал?
Кто там идет? Как зовут эту ребенка? и т.д).

учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту («Где Ребенка была? Гуляла на улице. Что там видела? Там холодно, много снега. С кем гуляла? Кого видела? Как зовут няню? Тетя Галя);

учить при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать с Ребенка игры с пальчиками с речевым сопровождением:

6 например, считалки: “Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для чижа, а эта для Маши”; «Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час. Раз, два три, четыре, мышки дернули за гири, вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон» и другие.
Игра. «На блины»: Стал (называется имя ребенка) гостей собирать.- Хлопки в ладоши, то правая, то левая
рука сверху. - И Иван приди, И Степан приди, Да Андрей приди, Да и Матвей приди. – Кончик
полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев
левой руки, начиная с большого и мягко покачивает их. - А Митрошечка: Ну, Пожалуйста!- Указательный
палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой. Стала Аня гостей угощать: И Ивану блин, И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке – Мятный пряничек!» - Хлопки
в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Левую руку поворачивает ладонью вверх, большой палец правой
руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы, кладя блин. Стала Аня гостей провожать: - Прощевай, Иван! – Прощевай, Степан. - Прощевай, Андрей! – Прощевай, Матвей!
Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого. – А ты, Мирошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко! Три первых пальца правой руки ласково поглаживают
мизинец левой сверху донизу;

учить отвечать на простые вопросы логопеда по демонстрации предметов и картинок: что это? – это дом; что это? – это мяч и т.д.

учить отвечать на вопросы логопеда, описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из 2- 3– 4 –х слов: например, «Что делает девочка? - Девочка едет. Девочка едет на велосипеде», «Что делает мальчик? - Мальчик рисует. Мальчик рисует картину» и др.
Птичка сидит в гнезде. Рыба плавает в воде. Мальчик идет в школу» и т.д.;

учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в драматизации этих сказок.

Побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы: Тетя, что это? Что у тебя в сумке? Что у тебя в мешочке? И т.д.
Постановка звуков осуществляется по традиционным методикам, при этом учитывается работа по
выше указанным разделам.
7. Формирование игровой деятельности:

учить воспроизводить цепочку игровых действий (3-4 действия): кормление, укладывание куклы спать, гулянье с нему; строительные игры – нагружаем кубики, везем их строить зоопарк, строить дом;

включать знакомые игровые действия в простой сюжет, постепенно усложняя его (игры: Магазин,
Доктор, Повар и др.).

учить выполнять роли в процессе простой сюжетно-ролевой игры: в повара, доктора, музыкального руководителя, няни и др.
8. Формирование продуктивных видов деятельности:
Главное в занятиях - сформировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.
Учить узнавать в изображениях (лепке, рисунке, аппликации, постройке) реальные предметы окружающей действительности.
Лепка

формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных приемов («огурец», «апельсин», «банан», «мандарины», «помидор»);

учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин;

учить лепить предметы по подражанию («Баранки», «Колобок»).
Рисование:

вызывать интерес к рисованию: взрослый на глазах у ребенка рисует красками, при этом он может брать краску рукой, а не только кисточкой. Он изображает снежинки или капли дождя, которые падают на землю; шарик с веревочкой; елочку с игрушками; дорожку для зайчика; следы зайчика; колобка, который катится по дорожке; ежика под елочкой и т. д. Рисуя снежинки, взрослый говорит: «Вот они снежинки, падают на землю. Снежинок много на земле, на деревьях, на крышах домов и т.д.

учить рисовать различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши) прямые, круговые линии: клубок, «Снег идет», «На елочке иголки», дорожки;

7

учить дорисовывать картинку: ленточки к шарику, веревочку к машинке и т.д.;

в дальнейшем учить Ребенка рисовать знакомые предметы в определенной ситуации – «колобок катится по дорожке», «дождь идет», «листья опадают», «ежик идет по дорожке», «зернышки для курочек» и т.д.

учить рисовать знакомые предметы по образцу.
Конструирование:

учить строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции: “Лесенки”, стол и кроватка для матрешек; «Клетки для большого и маленького зверему», «Гаражи для большой, среднему и маленькой машин», «Дачи высокую и низкую для матрешек», дорожки между домами и т.д.; обыгрывать знакомые постройки.
Аппликация:

познакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу: учить наклеивать простые предметы по показу - «Шары на ниточках», «Рыбки в аквариуме»;

учить Ребенка располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпкой, наклеивать простые предметы - мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики и т.д.

8
ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»
лаборатория дошкольного воспитания детей с проблемами развития
зав.лабораторией Е.А.Стребелева,
д.п н, профессор
(тел. 245 – 06 – 05)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ,
ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ребенка старшего дошкольного возраста
с умственной отсталостью легкой формы
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ:
1 часть:
1. Условия воспитания:
1.
Здоровье: - поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня У ребенка должно быть два разных набора игрушек и пособий: первый набор для свободного пользования (2-3 игрушки), второй - используется только в процессе занятий, а затем убирается.
2.
В процессе выполнения режимных моментов близкие взрослые выполняют массаж пальцев и рук ребенка.
3.
Массаж проводится (2-3 раза в день) на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком. Виды упражнений:
1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке;
2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца)- от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.
3.Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2-4 раза по каждой ладони (рисуем, мотаем клубочек).
4. Точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлении от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем).
5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.
4.
Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» - 5-6 раз.
2. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.
Учить действовать самостоятельно в быту:

В спальне (приучать расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место);

В ванной (умываться; чистить зубы; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой);

Во время еды.

одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви); продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик);

продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, чистить обувь, стирать носовые платки, трусы; убирать за собой посуду, мыть ее и т.д.);

учить использовать бытовые приборы для хозяйственных нужд семьи: пылесосом, микроволновой печью, чайником, телевизором, музыкальным центром, а также соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор, застилать свою постель и т.д.).

9
3. Социальное развитие.
Учить взаимодействовать с новым взрослым в новых условиях.
Закреплять невербальные (жестовые) и вербальные (речевые) способы общения: показывать приветствие
(прощание) рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть словом – «привет, пока, на, дай, это, то».
Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела и лица, их функции
(«Что твои руки умеют делать?», «Чем ты смотришь? и т.д.); дифференцировать имя и фамилию; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я, …..». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку на «ты» и "Вы", по имени. Показывать на себя рукой и говорить: «Это, я …………».
Закрепить представление о том, что она девочка (мальчик). Учить обозначать себя словом: «Я - девочка, меня зовут ……..». Учить узнавать своих сверстников по полу на картинках и фотографиях, а также узнавать пол другого человека.
Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий, определять свою позицию в семье («Я - дочка»). Учить задавать вопросы: «Как тебя зовут?», «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?", Почему?" и т.п.
(Оформить альбом с фотографиями ребенка о его деятельности (играет, пишет, читает, рисует) и членов ее семьи).
Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, продолжать учить выделять, называть и узнавать предметы и их изображение на картинке: это стол, стул, шкаф, кровать, также обозначать предметы обобщающим словом (например, мебель и т.д.). (Группы окружающих предметов – игрушки, посуда, мебель, транспорт, животные домашние и дикие, птицы, насекомые и т.д.).
Учить адекватно использовать предметы окружения и знать их назначение: ручка, чтобы писать; стул, чтобы сидеть, книга, чтобы читать, игрушка, чтобы играть и т.д.
Формирование основных способов усвоения общественного опыта: продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу (3-4 детали), по речевой инструкции.
4. Физическое развитие и физическое воспитание
- развитие общих движений: учить делать вдох через нос, а выдох - через рот; развивать движения рук (общие движения – взмахи руками в стороны, вверх, за спину, впереди груди, круговые движения); совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью и др.);
- учить ходить "гусиным шагом" (приподнимая высоко колени);
- учить перешагивать (перепрыгивать) через один, два предмета (кирпичики из конструктора, веревку, обруч и т.п.);
- учить ходить на пятках, мысочках, а также наружной стороне стопы; учить ударять по мячу ногой из положения стоя, попадая в "ворота"; учить подниматься и спускаться с лестницы, попеременно поднимая ноги; чередовать ходьбу на пятках и носках (до 3-х кругов на каждый вид ходьбы); учить выполнять различные движения (бег, ходьба) под музыку, ориентируясь на музыкальное сопровождение; учить бросать мячи в цель двумя руками;

10 учить ловить мячи разного размера; учить прыгать на двух ногах; прыгать на одной ноге, передвигаясь вперед.
5. Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание и ознакомление ребенка с окружающим миром рекомендуем проводить по следующим разделам: формирование восприятия формы (учить соотносить предметы по форме – телевизор, квадрат; зеркало – овал и т.д.; по цвету; величине.
- учить находить предметы и игрушки, учитывая их расположение в комнате (найди машинку за стулом; положи мяч в корзину и т.д.)
- учить целостно воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);
- учить находить в предметах окружающего мира известные формы (круг, треугольник, квадрат, овал), учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т.д.);
- учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине (2 группы, затем 3 группы);
- учить находить отличия двух предметов, картинок (увеличить до 3 - 4-х отличий), сравнивая зрительно оба предмета и по памяти (1-2 отличия);
- учить находить место предмета в ряду других (из 4 -5 -6-ти), раскладывать по порядку 5-6 предметов, отличающихся друг от друга (по нарастанию) новыми элементами;
- учить находить все предметы на «зашумленной» картинке, когда изображения нескольких предметов накладываются друг на друга.
Счетные операции:
- учить воспринимать количество предметов в пределах 3-х – 5и всеми анализаторами, соотносить с количеством пальцев, предметов, выделять по слову заданное количество;
- учить использовать при сравнении количества приемы наложения и приложения, выделения по слову; продолжать формировать понятия: «поровну, больше, меньше; при сравнении определять –
«больше на..., меньше на ...»; учить пересчитывать предметы в прямом и обратном порядке с подведением итогового числа; учить считать от заданного числа до заданного числа; учить решать задачи с открытым результатом в пределах 5-и, с закрытым в пределах 4-х – 5-и; формировать счетные операции путем умственных действий (например, в коробке 5 карандашей –
3 синих, остальные красные. Сколько красных карандашей в коробке?).
Формирование наглядно-образного мышления и элементов логического мышления:
формировать умение выполнять классификацию (4-й лишний – зрительно и на слух, разложи картинки – какая к какой подходит: игра «Логический поезд»); игры «съедобное – несъедобное», «летает – не летает».
Ознакомление с окружающим.
Продолжать формировать представления об явлениях окружающей действительности, обращать внимание на причинно-следственные связи (дует ветер – качаются ветки деревьев; ручьи текут - тает снег; дождь идет - на улицах лужи и т.д.);

11
- на изменения погоды и природные явления (сегодня день солнечный (пасмурный), идет снег и т.д.).
В работе по формированию у Ребенка фонетико-фонематического слуха рекомендуем
начать с повторения за педагогом слогов (на парные согласные и чередование
гласных: па – ба – па;
по – пы – по и т.д.) и простых слов.
Далее проводится работа по уточнению слогового состава разных слов (от простых к
сложным).
При необходимости упражнения сопровождаются игровыми действиями
(отхлопывание, отстукивание молоточком и т.д.).
Следует особо обратить внимание на дифференцирование слогов и слов, близких по
звучанию, со стечением согласных, сложных по своей слоговой структуре.
Также предлагается прослушивание звуков живой, неживой природы и звуков речи
(течет вода из крана, звенит колокольчик и т.д.).
Формирование активной речи:

делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);

учить выражать свои потребности фразой в конкретной ситуации: «Тетя, дай куклу!», «Коля, на мяч», «Мама идем гулять», «идем спать»;

при произнесении фразы обращать внимание на окончания слов (работа над
глагольным словарем): «Давай играть с куклой», «Будем рисовать солнце», «Будем
строить красный дом», «Мы готовим обед для куклы», «Аня рисовала грибок» и т.д.

обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы,
прилагательные, числительные;

учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;

учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в
различных падежах;

вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (пример: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);

учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов и картинок 2-мя – 3-мя фразами.

учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые
сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в
драматизации этих сказок.

Побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы: Тетя, что это? Что у тебя в
сумке? Что у тебя в мешочке? И т.д.

продолжать учить выражать свои потребности словом: «Я хочу пить чай. Я буду играть (рисовать, писать, читать и т.д.)…; отвечать на вопросы: «Что ты хочешь? Что ты будешь делать?

учить выражать свой опыт в слове: «Я могу писать, рисовать и т.д.»;

учить использовать в речи сложную фразу (потому что, чтобы, когда и т.д.), использовать местоимения, наречия, союзы, сложные предлоги (из-за, из-под), предлоги при ответах на вопросы (с, у, за, над и т.д.), обращать внимание на правильное употребление падежных окончаний имен существительных при ответах на вопросы.
Постановка звуков осуществляется по традиционным методикам, при этом учитывается работа по выше указанным разделам.
Развитие грамматического строя языка:

12
- отработка предложно-падежной конструкции слов по лексическим темам
(употребление предлогов - за, на, под, над, перед, около, позади, впереди);
- отработка номинативного словаря (слова-предметы);
- отработка слов-эпитетов;
- отработка в речи слов-действий;
- количественных и порядковых числительных
- формирование простой фразы из 2-4 слов (составление простого предложения по
картинке. Подкладывание палочек заменяющих наглядно одно слово: Корова жует
траву.
Подготовка руки к письму:
- пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (пальчики поздоровались, колечки – Зайчики, надуваем воздушный шарик и т.д.;
- работа с мелким сыпучим материалом – чечевицей, фасолью, горохом, орехами (перекладывание крупы в различные емкости, выкладывать их по заданной линии и т.д.);
- учить работать на альбомном листе бумаги – определять середину, верх, низ, право, лево;
- формировать элементарные графические умения: рисовать геометрические формы и штриховать их;
- рисовать линии: дорожки слева направо; сверху вниз, прямые, ломаные, волнистые, прерывистые;
- познакомить с тетрадью в клетку и линейку.
6. Продуктивные виды деятельности:
Рисование - рисовать зимние сюжеты: «Снег идет», «Огоньки зажглись», «Украсим снег», «Метель»,
«Дождик» (новогодний), «Снежинки». Учить рисовать круглые предметы: «снежный ком», «снеговик»,
«шарики» для елки, «апельсины», «яблоки» и т.п. Рисовать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кончиком кисти). Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать. Рисовать по подражанию.
Учить раскрашивать картинки разнообразно, используя не только основные цвета, но и оттенки.
Лепка - лепить предметы круглой формы разной величины, развивать кругообразные движения руки
(«Снеговик», «Снежный ком»), прямые движения («Палочка для снеговика», «Столбики»). Учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.
Аппликация - создавать зимние сюжеты: «Нарядим елочку», «Елочка», «Фонарики», «Флажки»,
«Снеговик», «Снежинки». Учить приклеивать разные формы, чередовать их (бусы, треугольники, части домика и др.). Продолжать учить резать ножницами: резать полоску на квадратики, делать надрезы по сторонам «салфетки», «снежинки».
Конструирование - учить выкладывать узоры из геометрических форм по образцу (по чередованию с учетом форм, цвета, величины);
- учить строить из плоскостных палочек постройки по образцу и памяти;
Воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.
Воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.
Учить готовить и убирать рабочее место.
10. Трудовое воспитание.

13
- продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, чистить обувь, стирать носовые платки, убирать за собой посуду, мыть ее и т.д.);
- учить использовать бытовые приборы для хозяйственных нужд семьи: пылесосом, микроволновой печью, чайником, телевизором, музыкальным центром, а также соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор, застилать свою постель и т.д.).
ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»
лаборатория дошкольного воспитания детей с проблемами развития
зав.лабораторией Е.А.Стребелева,

14
д.п н, профессор
(тел. 245 – 06 – 05)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ,
ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ребенка раннего возраста со значительной задержкой
психического и моторного развития
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ:
1 часть:
Условия воспитания:
5.
Здоровье: - поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня (сон днем - 2 раза по 1,
5 – 2 часа; прогулка по 1, 5 часа 2 раза в день; занятия проводятся после сна, после еды в первой и во второй половине дня (по 15 –20 мин по 2-3 раза в день): поем песенки, массаж рук, игра с игрушками. У ребенка должно быть два разных набора игрушек и пособий: первый набор для свободного пользования (2-3 игрушки), второй - используется только в процессе занятий, а затем убирается.
6.
В процессе выполнения режимных моментов близкие взрослые выполняют массаж пальцев и рук ребенка 2-3 раза в день по 2 3 минуты.
7.
Массаж проводится (2-3 раза в день) на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком. Виды упражнений:
1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке;
2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца)- от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.
3.Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2-4 раза по каждой ладони (рисуем, мотаем клубочек).
4. Точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлении от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем).
5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.
8.
Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» - 5-6 раз.
2.
Социальное развитие.
Вызывать эмоциональную реакцию ребенка на ласковое обращение к нему знакомого взрослого.
Установление эмоциональных контактов, «заражение эмоцией» и поддержание «комплекса оживления» и положительных эмоциональных связей со взрослым (Упражнения и игры: «Посмотри мне в глазки», «Поморгаем глазками», игра «Ку-ку», «Подуй, ветерок»).
Учить реагировать и откликаться на свое имя.
Формировать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, бабушки, дедушки). Игры - «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Песенка-болтушка»,
«Ласочка-ласочка» (поглаживание ручек, ты меня гладишь, я тебя), «Тритатушки - три-та-та» (ритмичные телесные потряхивания), «Дуй, дуй, ветерок», «Качели» (совместные покачивания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»), «Часики» (совместные покачивания вперед-назад в сопровождении слов «тик-так» со сменой двух ритмов); игры-подражание «Хлоп-хлоп, ты ладошечка”
(ладошкой ребенка по своей, и наоборот)
Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем, указывать на части тела и лица; определенные предметы (покажи, где глазки, ротик, ...носик, ...ручки; «где часики?», «где огонек?», «где кошка?», «где собака?».
Побуждать ребенка есть с ложки, пить из чашки, пережевывать твердую пищу.
Периодически высаживать ребенка на горшок (формирование навыка опрятности).

15
Формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим навыкам (умыванию и др.).
2. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Этот раздел направлен на формирование у ребенка основных двигательных навыков: перевороты в обе стороны, сиденье, вставанье, ползанье, ходьба.
3. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное воспитание и ознакомление с окружающим начинается с развития у ребенка зрительных, слуховых ориентировочных реакций.
Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности.
Вызывать интерес к звучащим предметам и игрушкам (погремушкам).
Учить выделять предметы (игрушки): это шарик (кубик), это ляля (машинка) и др.
Учить выбирать из двух один предмет: «Дай, мячик. Дай, лялю!»
Формировать интерес к ориентировочной деятельности: «Кто там?» Игрушка находится под салфеткой: «Вот она! Лягушка – ква-ква!»; «Что там? Взрослый стучит по коробке. Тук-тук. Там юла – заведем ее».
Учить ребенка обращать внимание на окружающих людей: «Кто пришел? Кто там? Это папа!»
Обращать внимание ребенка на животных, птичек, изменения в явлениях природы (Дует ветерок. Вот так он дует. Идет снежок, он холодный, и т.д.).
Обращать внимание ребенка на величину предметов (большая машина – маленькая машина) и т.д.
4. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учить выполнять предметные и предметно-игровые действия (все действия сопровождаются комментариями взрослого).
Например, брать и удерживать игрушки в руке, перекладывать из одной руки в другую; бросать и собирать шарики (каштаны) в таз; с помощью рук засыпать игрушки и искать их в сыпучем материале (используются чечевица, горох, фасоль); снимать кольца с пирамиды; развивать соотносящие действия: нанизывать на стержень кольца пирамиды (от 3 до 5 колец); закрывать кастрюли, коробки крышками; развивать орудийные действия: пересыпать чечевицу (горох) ложкой из одного сосуда в другой; развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку;
«играть» на пианино; «звонить» по телефону, включать лампочку; выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка «топ-топ»; зайка – «прыг-скок»; паровозик – «ту-ту»; ляля «ам-ам»; причешем волосы и т.д.
5. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
1) Развитие понимания обращенной речи:
- учить выполнять действия по словесной инструкции: «Где мама? Вот она! Где глазки? Вот они! Где ручки? – Вот они, хлоп-хлоп! Игра в « ладушки»;
- Дай, куклу, чашку, ложку и т.д.
2) Формировать активную речь.
- петь песенки со звукоподражанием: веселые, спокойные, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку;
-произносить слоги: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!
- учить дуть – на свечку, в дудочку, на бабочку и др.
Также проводится массаж лица и артикуляционного аппарата.
2 ЧАСТЬ:

16
Педагогическая работа с родителями:
1. Матери рекомендуется завести:
1) дневник-наблюдений, который заполняется ежедневно в процессе и после занятий с ребенком.
В дневнике конспектируются упражнения и занятия с ребенком и педагогом; отмечаются задания на дом
(фиксируются проблемы, с которыми сталкивается мать при их выполнении); фиксируются наблюдения матери за действиями и времяпровождением малыша, как в процессе специальных занятий, так и в свободной деятельности, а также вопросы к педагогу.
2) фотоальбом, в который будут вклеиваться фотографии малыша, его близких родственников (ребенок с мамой; ребенок с папой гуляют, малыш ест, малыш катает машину и т.д.) в течение продолжительного периода времени.
3) альбом детских поделок (альбом заполняется в течение раннего и дошкольного периода развития ребенка).
2. На начальном этапе обучения и воспитания ребенка важно акцентировать внимание близких взрослых на создании условий для коррекционно-педагогических занятий с ним:
- соблюдение взрослым режима дня ребенка;
- организация предметно-развивающей среды (подбор игрушек в соответствии с уровнем развития ребенка);
- формирование способов взаимодействия с ребенком, учитывая уровень его общения (преимущественно, эмоционально-личностную форму общения): мать обращается к ребенку, называя его ласковыми словами, поглаживая его по головке, по ручкам, обнимая и прижимая к себе; нахваливает его, ободряет, подхватывает ответные голосовые реакции; поддерживает интерес малыша к предметам, игрушкам и к совместным действиям с ними;
- на включение близких взрослых в ход занятия.
3. Рекомендуется следующая литература:
1. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения для обучения детей с отклонениями в развитии
(переиздание) (в соавторстве с А.А. Катаевой). - М.: Владос, – 2001.
2. Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагога / Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002.
Примеры индивидуальных программ:
3. Стребелева Е.А., Браткова М.В. статья «Варианты индивидуальной программы
воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с
психофизическими нарушениями» //Дефектология. – 2001. - №1.
4. Стребелева Е.А. статья Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2001. - №1.
Аннотация: в статье представлено продолжение примерной индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна; определены задачи, методы и приемы коррекционной работы с ребенком 3-го года жизни.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей