Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Программа коррекция смешанной


НазваниеПрограмма коррекция смешанной
АнкорSelezneva Progroamm korrektsii smeshannyo disgrafii 2-3 klass.doc
Дата20.06.2019
Размер206 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаSelezneva_Progroamm_korrektsii_smeshannyo_disgrafii_2-3_klass.do
ТипПрограмма
#55117
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИЯ «СМЕШАННОЙ» ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-3-Х КЛАССОВ

Селезнева Н.И. -учитель-логопед, ОУ № 236, Фрунзенский район

Пояснительная записка

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предпо­лагает определенную степень сформированности средств языка, на­выков свободного и адекватного пользования этими средствами в це­лях общения.

Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди уча­щихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы. Чаще всего при об­следовании речи детей логопеды школ констатируют нарушение письменной речи - дисграфию. Помимо классических вариантов дисграфии (акустическая, артикуляторно-акустическая и др.) отмечается еще один вид нарушений письма, так называемая смешанная или сложная дисграфия. При «смешанной» дисграфии ошибки множе­ственны и разнообразны. Диагностические исследования свидетель­ствуют о том, что «смешанная» дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка (ОНР), нарушения письма носят системный характер. Сложность нарушения обусловливает систем­ный подход к коррекции «смешанной» дисграфии, причем не только со стороны логопеда, но и учителя, родителей.

Программа составлена с учетом степени нарушения и основы­вается на следующих теоретических положениях:
комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
компенсаторные возможности развивающегося мозга в ус­ловиях стабилизации патологического процесса (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский);
поэтапное формирование умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин).
Содержание и структурирование программы опирается на дидактические принципы: научности, доступности, последовательности и систематичности, индивидуального подхода, сознательности и активности, наглядности.

Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.

Задачи:
уточнение и развитие пространственно-временных пре, ставлений;
развитие функции фонематического анализа и синтеза; звуко-слоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза;
коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи
развитие связной речи.
Программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи у учащихся 2-3-х классов.

С учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся групповые (3-6 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность коррекционных занятий - 2-3 раза в неделю. Продолжительность группового занятия - 40 минут, индивидуального - 20 минут, Сроки коррекционной работы определяется степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп - схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием и согласовывается с родителями и классным руководителем.

Содержание

Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению. Количество часов рассчитано на один учебный год и зависит от периодичности занятий. Если занятия проводятся 2 раза в неделю, то в течение года ребенок занимается 60 часов, если 3 раза в неделю, то 90 часов. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.
2-Й КЛАСС

I этап. Диагностический

На этом этапе учитель-логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования

фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

// этап. Звукослоговой состав слов

Развитие слогоритмической структуры слова, слогового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза.

/// этап. Дифференциация твердых и мягких согласных

Образование гласных II ряда; гласные первого и второго ряда; обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю; дифференциация твердых и мягких согласных.

IVэтап. Дифференциация гласных звуков и букв

Звук и буква о; звук и буква а; дифференциация о - а; звук и буквам; дифференциация о - у; звук и буква и; дифференциация и-у; буква е, звуки у, э; буква ю, звуки у, у; дифференциация и-у.

V этап. Дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим и артикуляционным признакам, и букв, сходных по графическим и оптическим признакам.

Основной задачей этого этапа является:
развитие умения дифференцировать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи;
дифференциация звонких и глухих согласных;
дифференциация твердых и мягких согласных;
дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим признакам;
дифференциация согласных звуков, сходных по артикуляционным признакам;
дифференциация согласных букв, сходных по графическим и оптическим признакам.
Методические рекомендации

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
каждый, из смешиваемых звуков, «отрабатывается» изолированно (уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение (графема), фонематический анализ, синтез слов с заданным звуком);
затем оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
3-Й КЛАСС

I этап. Диагностический

Обследование учащихся проводится по той же схеме, что и во втором классе с изменением содержания речевого материала (материал подбирается соответственно возрасту школьников).

// этап. Коррекционно-логопедическая работа на фонетике-фонематическом уровне

Дифференциация понятий «звук» и «буква». Фонетико-фонематический анализ слов. Мягкий знак. Разделительный мягкий знак. Гласные второго ряда. Дифференциация твердых и мягких согласных. Согласные ж, ш, ц. Согласные ч, щ. Слогоритмическая организация слова.

III этап. Коррекционно-логопедическая работа на лексико-грамматическом уровне

Синонимы, антонимы, многозначность слов. Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол). Однокоренные слова. Дифференциация предлогов и приставок.

Методические рекомендации

Коррекционно-логопедическая работа над именем существительным проводится в следующей последовательности: формирование понятия о предмете, классификация имен существительных по группам, употребление имен существительных в единственном и множественном числе, образование имен существительных различными способами (суффиксальным, префиксальным, префик­сально-суффиксальным).

При работе над глаголом важное место должны занять упражнения в словоупотреблении и словообразовании. А также умение ставить вопросы к глаголам, изменять их по числам и временам, согласовывать глаголы с именами существительными.

При работе над именем прилагательным необходимо включать упражнения по классификации лексики (подбор прилагательных по материалу, месту, времени, цвету, вкусу, запаху, размеру, весу и т. д.), изменению имен прилагательных по числам и родам; согласованию имен прилагательных с существительными.

IV этап. Коррекционно-логопедическая работа на синтаксическом уровне

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений.

Методические рекомендации

При работе над предложением следует учить:
выделять предложения из сплошного текста;
учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать такие синтаксические единицы, как предложение, его главные члены (подлежащие и сказуемое) и словосочетание, представляющее связь одного из главных членов с второстепенным членом предложения;
формировать умение определять части речи на основе лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

Направление работы: Коррекция «смешанной» дисграфии у учащихся 2-х классов
Дата
п/п
в теме
Тема
Количество часов
/ этап. Диагностика
6




Обследование состояния звукопроизношения
1




Слуховой диктант. Исследование состояния словарного запаса
1




Списывание с печатного текста. Исследование процесса чтения
1




Исследование фонематического восприятия. Диктант слов паронимов. Исследование фонематического анализа и синтеза
1




Обследование грамматического строя речи
1




Изложение по плану или по вопросам. Обследование зрительно-пространственных функций
1
// этап. Звукослоговой состав слов
14




Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква»
1




Гласные звуки и буквы
1




Согласные звуки и буквы
1




Слог. Слогообразующая роль гласного
1




Слоговой анализ и синтез слов (вычленение слога из слова, определение количества слогов в слове, последовательность слогов в слове, позиционный анализ)
4




Фонематический анализ и синтез слов (выделение звука на фоне слова, позиционный анализ, определение количества звуков в слове, последовательность, количество звуков в слове)
4




Ударение. Смыслоразличительная роль ударения
2
/// этап. Дифференциация твердых и мягких согласных
10




Гласные второго ряда. Образование гласных второго ряда
1




Практическое усвоение гласных второго ряда
1




Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и
5




Дифференциация твердых и мягких согласных
3
IV этап. Дифференциация гласных звуков и букв
16




Звук и буква а
1




Звук и буква о
1




Дифференциация о - а
1




Звук и буква у
1




Дифференциация у а
2




Звук и буква и
1




Дифференциация и у
2




Буква ю. Фонетический анализ буквы ю. Фонематический анализ слов с буквой ю
2




Буква ё. Фонетический анализ буквы ё. Фонемати­ческий анализ слов с буквой ё
2




Дифференциация ё - ю
3
V этап. Дифференциация согласных звуков,

сходныхпо акустическим и артикуляционным признакам,

и букв,сходных по графическим и оптическим признакам
45-60




Звук и буква п
1




Звук и буква б
1




Дифференциация звуков п - б
2-3




Звук и буква ф
1




Звук и буква в
1




Дифференциация звуков ф - в
2-3




Звук и буква к
1




Звук и буква г
1




Дифференциация звуков к-г
2-3




Звук и буква т
1




Звук и буква д
1




Дифференциация звуков т - д
2-3




Звук и буква с
1




Звук и буква з
1




Дифференциация звуков с - з
2-3




Звук и буква ш
1




Звук и буква ж
1




Дифференциация звуков ш - ж
2-3




Звук и буква ц
1




Дифференциация звуков с - ц
2-3




Звук и буква ч
1




Звук и буква т
1




Дифференциация звуков ч - т
2-3




Дифференциация звуков ч - ц
2-3




Дифференциация звуков ч - щ
2-3




Дифференциация звуков ш - щ
2-3




Дифференциация графически сходных букв п-т
2-3




Дифференциация графически сходных букв б-д
2-3




Дифференциация графически сходных букв л-м
2-3




Дифференциация графически сходных букв х-ж
2-3
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

Направление работы:Коррекция «смешанной» дисграфии у учащихся 3-х классов
Дата
п/п
в теме
Тема
Количество часов
/ этап. Диагностика
5-6
II этап. Коррекционно-логопедическая работа на фонетико-фонематическом уровне
16




Дифференциация понятий «звук» и «буква»
1




Гласные звуки и буквы
1




Согласные звуки и буквы
1




Слоговой анализ и синтез слов
1




Фонематический анализ и синтез слов
1




Мягкий знак - показатель мягкости согласных
1




Разделительный мягкий знак Фонематический анализ слов с разделительным ь
2




Гласные е, ё, ю, я, и. Фонетический разбор слов с гласными е, ё, ю, я, и(транскрипция)
3




Дифференциация твердых и мягких согласных
2




Разделительный твердый знак. Фонематический анализ слов с разделительным ъ
1




Фонематический анализ и синтез слов с согласными ж, ш, ц
1




Фонематический анализ и синтез слов с согласными ч, щ
1
/// этап. Коррекционно-логопедическая работа на лексико-грамматическом уровне
40




Синонимы, антонимы, омонимы, многозначность слов
3




Слова, обозначающие предмет - имена существительные
1




Дифференциация имен существительных по родам, категориям одушевленности, неодушевлен­ности, числам
3




Слова, обозначающие действие предмета - глагол
1




Дифференциация глаголов по времени, виду, числам
3




Дифференциация имен существительных и глаголов. Согласование имен существительных и глаголов в числе и времени
2




Слова, обозначающие признак предмета - имя прилагательное
1




Дифференциация имен прилагательных по родам, числам
2




Дифференциация имен существительных, имен прилагательных, глаголов
2




Согласование имен существительных и имен при­лагательных в роде и числе
1




Морфемный анализ и синтез слов (корень, приставка, суффикс, окончание)
1




Образование слов при помощи суффикса
2




Образование слов при помощи приставки
2




Суффиксально-префиксальный способ образования слов
2
IV этап. Коррекционно-логопедическая работа

на синтаксическом уровне
14




Предложение
1




Выделение предложений из сплошного текста
1




Словосочетание. Дифференциация

словосочетаний и предложений
2




Грамматическое оформление предложения
3




Распространение предложений (по схемам, вопросам)
4




Самостоятельное составление предложений (по заданному слову, по заданному словосочетанию и др.)
3
Список литературы
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.,1991.
Ильина М.Н. Подготовка к школе. - СПб., 1995.
Каше Г.А. Подготовка детей к школе с недостатками речи. -М„ 1985.
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1998.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шеховской. -М., 2003.


    Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.,1990.
    Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. -М., 1990.
    Милоствиненко Л. Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - СПб., 1995.
    Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. - СПб., 1994.
    Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995.
    Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1995.
    Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М., 1997.
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей