Программа курса «Компьютерное Лего-конструирование» Составитель: Калашников С.П.,
заместитель директора МОУ СОШ №6
с.Гофицкое Петровского района Пояснительная записка
С 2005 года МОУ СОШ №6 с.Гофицкое участвовала в федеральном проекте «Информатизация системы образования» в качестве основной апробационной площадки. Конструкторы Лего «ПервоРобот» были поставлены в школу в августе 2005 года. Рекомендации по составлению Программы кружка «Робототехника» были даны на ознакомительных курсах для учителей - представителей краевых апробационных площадок в г.Ставрополе методистом Института новых технологий (Содержательной основой для занятий служат методические материалы (Лего-компьютер RCX снабжен датчиками, инфракрасным портом, что позволяет использовать программную среду ROBOLAB - простого и мощного языка программирования - для введения школьников в сложную среду информационных и материальных технологий. Большая часть занятий посвящена разработке индивидуальных проектов и соревнованиям между учащимися. Работа над проектами проводится в группах по 2-3 человека. Учащимся предлагается также создать сетевое Интернет-сообщество со школьниками из других городов по обмену идеями работы в среде ПервоРобот.
Характеристика образовательной программы: программа рассчитана на 1 год обучения: 2 часа в неделю, 66 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю; контингент воспитанников: дети от 7 до 14 лет; по преобладающим методам и средствам: развивающие, игровые, творческие; по подходу к ребёнку и воспитательной ориентации: культурологическая, личностно-ориентированная; по организационным формам социально-воспитательного процесса: групповые, индивидуальные; по ориентации на сферы и структуры индивида: эмоциональная. Деятельность педагога и детского учреждения строятся на следующих принципах:
- принцип доступности и последовательности;
- принцип индивидуально-личностного подхода;
- принцип сотрудничества.
Все занятия с образовательными конструкторами ЛЕГО предусматривают, что учебный процесс включает в себя четыре составляющих:
установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие.
Установление взаимосвязей
Устанавливая связи между уже имеющимся и новым опытом, полученным в процессе обучения, ребёнок приобретает знания. Конструктор помогает детям изучать основы информационных технологий, устанавливая взаимосвязи между идеями и подходами, которые применяются при выполнении заданий, представленными в видеофильмах и фотографиях, иллюстрирующих реально применяемые технологии.
Конструирование
Обучение в процессе практической деятельности предполагает создание моделей и практическую реализацию идей. Занятия с образовательными конструкторами ЛЕГО знакомят детей с тремя видами конструирования: Свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей, что позволяет им прийти к пониманию определённой совокупности идей. Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для получения и обработки данных. Свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам. Рефлексия
Возможность обдумать то, что они построили и запрограммировали, помогает ученикам более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих этапах. Размышляя, дети устанавливают связи между полученной ими новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также предыдущим опытом.
Развитие
Творческие задачи, представляющие собой адекватный вызов способностям ребёнка, наилучшим образом способствуют его дальнейшему обучению и развитию. Радость свершения, атмосфера успеха, ощущение хорошо выполненного дела – всё это вызывает желание продолжать и совершенствовать свою работу. На этом этапе ученикам предлагаются дополнительные творческие задания по конструированию или программированию.
Цель программы: введение школьников в сложную среду конструирования с использованием информационных технологий.
Задачи программы: Познакомить учащихся с основными понятиями компьютерного Лего-конструирования. Познакомить учащихся с языком пиктограмм и правилами программирования в среде РОБОЛАБ. Научить учащихся умению вводить программный код в микропроцессорный блок RCX посредством инфракрасного порта. Создать полигон для испытания Лего-конструкций. Создать вместе с учащимися несколько действующих ЛЕГО-моделей. Познакомить учащихся с правилами ЛЕГО-соревнований. Провести совместно с учащимися два ЛЕГО-соревнования за год обучения. Установить электронную переписку с учащимися из г.Ставрополя, С-Петербурга, Москвы, занимающимися с учебным средством ПервоРобот, для обмена идеями создания моделей. Ожидаемые результаты
В результате работы с Лего-конструктором и учебной средой «ПервоРобот» учащиеся будут уметь: создавать реально действующие модели роботов; управлять поведением роботов при помощи простейшего программирования; применять на практике конструкторские, инженерные и вычислительные навыки. Портрет выпускника объединения
«Компьютерное Лего-конструирование».
рефлексия
Личностная
Культура
коммуникабельность
самостоятельность
взаимопомощь
конструктивная активность
способность формулировать цели и задачи
гибкость мышления
Техническая
культура
межпредметные связи
способность к переносу теоретических знаний в практическую плоскость
наблюдательность
легкость генерирования идеи
пространственное воображение
компьютерная грамотность
IT-культура
знание основ компьютерного дизайна умение работать со справочной специальной литературой на цифровых носителях умение работать с инструментами и техническим оборудованием в IT-среде
навыки конструирования и программирования
владение Интернет-технологиями
- №
Содержание деятельности Количество часов Примечание теория практика 1 Вводное занятие 1
2 Конструктор ЛЕГО: функции процессора RCX, наборы команд 4 8 3 Функции процессора RCX Лего-конструктора 2 8 4 Полигоны для отработки программируемых действий Лего-моделей 1 3 5 Основы программирования на языке РОБОЛАБ 4 8
6 Разработка самостоятельных индивидуальных и групповых проектов 4 16 Соревнования проводятся несколько раз. Работа над индивидуальными проектами проходит в период между соревнованиями. 7 Соревнования роботов 1 5
10 Заключительное занятие 1
Итого часов: 66
Литература и методические материалы. Пособие для учителя. Содержит методические рекомендации по проведению занятий с конструктором «ПервоРобот» и микрокомпьютером RCX. Приведённые в пособии задания для учащихся различаются по уровню сложности. Имеются также листы для копирования. Книга проектов. Включает в себя описание девяти проектов с возрастающим уровнем сложности. Компакт-диск «Руководство пользователя. ПервоРобот 2.5.4» . Знакомит с языком образного программирования ROBOLAB, последовательно переходя от простейших примеров к всё более сложным. Приведён список используемых команд-пиктограмм, словарь терминов, техническое описание RCX, советы по устранению неполадок и упражнения по программированию. Компакт-диск с видеофильмами. Содержит видеосюжеты реальных ситуаций и процессов, которые учитель может продемонстрировать учащимся при обсуждении проекта и путей его реализации. Методические материалы, размещенные на сайте |