Номинация «Создание системы социальных лифтов для детей с особыми образовательными потребностями» ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ Абазян Елена Сарибековна, педагог-психолог ГБОУ Школы №2109 г. Москва Путь каждого человека по дороги жизни своеобразен. Проходя этот путь мы общаемся с людьми, взаимодействуем с предметами, волей-неволей становимся участниками различных ситуаций, природных явлений. В этом сложном процессе развивается наше отношение ко всему происходящему, закрепляются одни качества, исчезают другие. Мы стремимся к лучшему. Главное в этом стремлении - не потерять "свое лицо", свое я", "свою человечность". Я, как и все, являясь участником процесса жизни, также меняюсь, одновременно меняя все вокруг себя. Во всем этом процессе стараюсь не только " иметь "свое лицо", "свое я", "свою человечность"", но помочь сделать то же людям, окружающим меня. Насколько это, получается, судить им!
ПРОЕКТ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ Пояснительная записка. Пространственная ориентация является важным условием формирования знаний, умений и навыков, развития мышления детей. Под пространственными представлениями понимаются представления об отношениях между объектами в пространстве или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаках предметов как величина, их протяженность (высокий- низкий, длинный-короткий), понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево - направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе - дальше), о местоположении (в середине, между). Представления о последовательности смены явлений и состоянии материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений. Детям уже в дошкольном возрасте очень важно самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Формирование пространственно-временных представлений – один из разделов программы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Работа по формированию пространственно - временных представлений у дошкольников с ОВЗ строится по тем же направлениям, что и с нормативно развивающимися детьми. Однако, учитывая особенности развития детей с ОВЗ, требуется значительно больше времени на усвоение пространственно – временных представлений и использование в экспрессивной речи. Недоразвитие речи дошкольников оказывает влияние на понимание и употребление ими словесных обозначений пространственных и временных отношений. Для многих детей с ОВЗ характерно недостаточное понимание пространственно-временной терминологии, а также недостаточная и низкая актуализация всех пространственно-временных связей и отношений в экспрессивной речи. В связи с этим развитие пространственно-временных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании связной речи и математических представлений. Кроме того для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность - графических знаков и временную - звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспект восприятия и воспроизведения речи, не могут быть разобщены. Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, в данной программе - основной формой занятий выступает обучающая игра. Цель программы: формирование пространственно- временных представлений у дошкольников с ОВЗ (ТНР - тяжелые нарушения речи, ЗПР - задержка психического развития). Задачи программы: обучение детей ориентировке в схеме собственного тела, обучение восприятию местоположения и удаленности предметов в пространстве (знакомого и незнакомого помещения), обучение восприятию пространственных отношений между предметами, обучение ориентировке на листе бумаги, обучение освоению ребенком правильного использования и понимания пространственных предлогов, сложных речевых конструкций,
формирование знаний об окружающем ребенка; расширение и активизация словаря, активизация познавательной деятельности, развитие познавательных компетенций, развитие восприятия, развитие внимания, развитие памяти, развитие предметно-действенного, наглядно-образного, словеснологического мышления, развитие речевой сферы, развитие воображения, профилактика ошибок оптико - пространственного типа, развитие сенсомоторных функций (зрительный и слуховой гнозис, кинестетический гнозопраксис), формирование сукцессивных и симультатных процессов, интеграция речевых и неречевых функций в процессе выполнения математических заданий. формирование и уточнение временных понятий и представлений, обучение ориентировки в длительности временных интервалов, формирование умений воспроизводить временные ряды: части суток (младшая группа), времена года, названия месяцев, дней недели (старшая группа, подготовительная группа), формирование представлений о последовательности различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), формирование умений понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра» (средняя группа), формирование умений понимать и использовать понятия «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время», развитие умений различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута,10 минут, 1 час), используя песочные часы и звуковой таймер развитие умения определять время по часам (механическим, электронным, кварцевым) с точностью до 1 часа. Содержание программы по развитию программы развития пространственных и временных представлений дошкольников с особенностями развития определяют гуманистические, личностно-ориентированные, индивидуально-дифференцированные, дидактические принципы. Целевая группа и лица, непосредственно получающие помощь: дети с нарушениями пространственно-временных представлений. Работа планируется с детьми 3-5 и 5-7 лет и предполагает активное использование интегративных и комплексных занятий-проектов по развитию пространственно-временных представлений ребенка, в соответствии со специальными коррекционными программами. Направления работы: диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования детей, знакомство родителей с результатами диагностического обследования; развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями пространственно-временных представлений; консультативная работа с родителями и педагогами предполагает подготовку рекомендаций, по оказанию помощи детям, как в условиях семейного воспитания, так и в общеобразовательном учреждении, что обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями пространственно-временных представлений. Формы работы. Программа реализуется при активном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.
Организация работы рассчитана на 2 года, первый период - работа с детьми 3-5 лет, второй период - работа с детьми 5-7 лет. Форма проведения занятий: индивидуальная, продолжительность занятия 30 мин, периодичность встреч -1 раз в неделю. Взаимодействие психолога с родителями воспитанников и воспитателями осуществляется посредством специально разработанного раздаточного дидактического материала; памятки, буклеты, листовки-распечатки. Этапы реализации программы 1. Подготовительный этап: проведение предварительной индивидуальной диагностики (изучение, выявление, анализ полученных данных о пространственно-временных представлениях), оценка предварительных результатов диагностики и информирование родителей. 2. Основной этап: реализация программы (согласование графика занятий с режимом дня и графиком непосредственной образовательной деятельностью, проведение занятий), консультативное сопровождение 3. Заключительный этап: проведение повторной диагностики с целью выявления уровня освоения программы, динамики развития ребенка, информирование родителей о полученных результатах. Планируемые результаты по итогам освоения детьми и реализации программы: сформированные умения ориентироваться в схеме собственного тела, сформированное умение правильно воспринимать местоположения и удаленности предметов в пространстве, сформированное умение правильно воспринимать пространственные отношения между предметами, сформированное умение ориентироваться на листе бумаги, сформированное умение правильного использования и понимания пространственных предлогов, сложных речевых конструкций, сформированный достаточный объем знаний об окружающем ребенка в соответствии с возрастной нормой; наличие познавательной активности и познавательных компетенций, сформированное восприятие, в соответствии с возрастными показателями, сформированное внимание, в соответствии с возрастными показателями, сформированная память, в соответствии с возрастными показателями, сформированное предметно-действенное, наглядно-образное, словеснологическое мышление в соответствии с возрастом, сформированная речевая сфера в соответствии с возрастными показателями, сформированное воображение, в соответствии с возрастными показателями, отсутствие ошибок оптико - пространственного типа, сформированность сенсомоторных функций (зрительный слуховой гнозис, кинестетический гнозопраксис), сформированость сукцессивных и симультатных процессов, интеграция речевых и неречевых функций в процессе выполнения математических заданий, сформированные временные понятия и представлений, сформированное умение ориентироваться в длительности временных интервалов, воспроизводить временные ряды: части суток (младшая группа), времена года, названия месяцев, дней недели (старшая группа, подготовительная группа), сформированные представления о последовательности различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), сформированное умение понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра» (средняя группа), сформированное умение понимать и использовать понятия «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время», сформированное умение различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута,10 минут, 1 час), используя песочные часы и звуковой таймер сформированное умение определять время по часам (механическим, электронным) с точностью до 1 часа. Тематическое планирование занятий для детей 3-5 лет В структуру каждого занятия входят упражнения направленные на развитие: пространственных представлений (идут под номером 2); в этом блоке структурно представлен блок игр и упражнений данного направления, временные представления (идут под номером 3); в этом блоке структурно представлен блок игр и упражнений этого направления, общей моторики или нейродинамических показателей (идут под номером 4); в этом блоке структурно представлен блок игр и упражнений данного направления, математических представлений (идут под номером 5); в этом блоке структурно представлен блок игр и упражнений данного направления. № п/п Тема, содержание Количество занятий 1 Тема: Диагностика блок 1.Вводная беседа. 2.Упражнение «Определи местоположение…». 3.Упражнение «Соотнеси событие со временем». 4.Упражнения на оценку моторной сферы. 5.Упражнения на оценку математических представлений. 6.Ритуал прощания. 1 2 Тема: Диагностика блок 1.Вводная беседа. 2.Упражнение «Определи местоположение…». 3.Упражнение «Соотнеси событие со временем». 4.Упражнения на оценку моторной сферы. 5.Упражнения на оценку математических представлений. 1
6.Ритуал прощания. 3 Тема: Где я 1.Вводная беседа. 2.Задание «Вверх-вниз». 3.Игра «Когда это бывает?» 4.Упражнения «Вдох-выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазами». 5.Упражнения «Один - много», «Сравни по величине», «Круг». 6.Ритуал прощания. 1 4 1.Вводная беседа. 2.Задание «Впереди - сзади». 3. Игра «Назови пропущенное слово». 4. Упражнения «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестное марширование», «Подвигаем глазами и подышим». 5.Упражнения «Один - много», «Сравни по величине», «Круг». 6.Ритуал прощания. 1 5 1.Вводная беседа. 2.Задание «Впереди - Позади». 3. Упражнение с картинками «Разложи по порядку» (утро, день, вечер, ночь). 4. Упражнения «Вдох-Выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазами». 5.Упражнения «Один - много, поровну». «Сравни по величине, длине». «Круг, треугольник» 6.Ритуал прощания. 1 6 1.Вводная беседа. 2.Задание «Справа – слева (ориентировка в схеме собственного тела)». 3. Игра «Назови пропущенное слово». 4. Упражнения «Вдох-выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазами». 5.Упражнения «Один - много, поровну». «Сравни по величине, длине». «Круг, треугольник». 6.Ритуал прощания. 1 7 1.Вводная беседа. 2.Задание «Справа – слева». 3.Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь». 4. Упражнения «Вдох, пауза, выдох, пауза». «Потягивания», «Ласточка». «Перекрестное марширование». «Подвигаем глазами и подышим». 5.Упражнения «Больше – меньше (методом наложения)». «Сравни предмет по длине, ширине (методом наложения)», «Круг, треугольник, квадрат». 6.Ритуал прощания. 1 8 1.Вводная беседа. 2.Задание «Справа – слева (ориентировка в схеме собственного тела)». 3.Игра «Когда это бывает?» 4.Упражнения «Вдох-выдох». «Тянемся к солнышку». «Равновесие». «Рисование двумя руками». «Подвигаем глазами». 5. Упражнения «Чего больше - чего меньше (метод приложения)?». 1
«Сравни предмет по длине, ширине (метод зрительного соотнесения)». «Круг, треугольник, квадрат». 6. Ритуал прощания. 9 1.Вводная беседа. 2.Задание «Справа –слева (в пространстве)». 3.Игра «Назови пропущенное слово». 4. Упражнения «Вдох, пауза, выдох, пауза». «Потягивания». «Ласточка». «Перекрестное марширование». «Подвигаем глазами и подышим». 5.Упражнения «Чего больше - чего меньше? (метод зрительного соотнесения)», «Сравни предмет по длине, ширине, высоте, величине», «Мешочек с формами». 6.Ритуал прощания. 1 10 1.Вводная беседа. 2.Задание «Вверху слева - внизу справа». 3.Игра «Что мы делаем?». 4.Упражнения «Вдох-выдох». «Тянемся к солнышку». «Равновесие». «Рисование двумя руками». «Подвигаем глазами». 5.Упражнения «Чего больше - чего меньше?». «Сравни предмет по длине, ширине, высоте, величине». «Мешочек с фигурами различающимися по величине». 6.Ритуал прощания. 1 11 1.Вводная беседа. 2.Задание «Вверху - внизу слева». 3.Игра «Назови соседей». 4. Упражнения «Вдох, пауза, выдох, пауза». «Потягивания». «Ласточка». «Перекрестное марширование». «Подвигаем глазами и подышим». 5.Упражнения «Больше - меньше». «Найди бабочку с одинаковым узором». «Выдели изображение предметов среди геометрических фигур, поставь черточки в геометрических фигурах». 6.Ритуал прощания. 1 12 1.Вводная беседа. 2.Задание «Вверху слева, вверху справа - внизу слева, внизу справа». 3. Игра «Вчера, сегодня, завтра». 4.Упражнения «Китайский болванчик №1». «Струночка». «Равновесие с поворотом». «Одностороннее марширование». «Подвигаем глазами». 5. Упражнения «Сравни равные и неравные группы предметов». «Найди такое же изображение». «Положи на картинки похожие геометрические фигурки». 6.Ритуал прощания. 1 13 1.Вводная беседа. 2.Задание «Верхняя слева - нижняя справа (на листе) ». 3.Игра «Что мы делаем?». 4. Упражнения «Китайский болванчик №2». «Потягивания». «Ласточка». «Перекрестное марширование». «Подвигаем глазами». 5. «Сравни равные и неравные группы предметов (по количеству)». «Найди такое же изображение»,«Положи на картинки похожие геометрические фигурки». 6.Ритуал прощания. 1 14 1.Вводная беседа. 2.Задание «Вверх-вниз, влево - вправо». 3.Игра «Назови соседей». 4. Упражнения «Вдох, пауза, выдох, пауза». «Потягивания». «Ласточка». «Одностороннее марширование». «Подвигаем глазами». 5. «Установи равенства между неравными по количеству группами предметов (способ добавления 1 предмета) ». «Найди посуду с одинаковыми узорами». «Покажи и назови большого, среднего, маленького Мишку, большой, средний, маленький треугольник». 6. Ритуал прощания. 1 15 1.Вводная беседа. 2.Задание «Вверху - внизу, слева - справа, в центре». 3. Игра «Вчера, сегодня, завтра». 4.Упражнения «Китайский болванчик №1,№2». «Струночка». «Равновесие с поворотом». «Одностороннее марширование». «Подвигаем глазами и подышим». 5.«Установи равенства между неравными по количеству группами предметов (способ добавления 1 предмета)». «Найди посуду с одинаковыми узорами», «Покажи и назови большого , среднего, маленького Мишку, большой, средний, маленький треугольник». 6. Ритуал прощания. 1 16 1.Вводная беседа. 2.Задание «Вверху - внизу, слева - справа, в центре». 3. Игровое упражнение «Исправь ошибку» 4. Упражнения «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания»,«Ласточка», «Перекрестное марширование»,«Подвигаем глазами и подышим». 5. «Установи равенства между неравными по количеству группами предметов (способ убавления 1 предмета)», «Дифференциация по величине, высоте, ширине и толщине», «Найди аналогичные геометрические фигуры и изображения». 6. Ритуал прощания. 1 17 1.Вводная беседа. 2.Задание «Слева - справа, в центре». 3.Игры-загадки про части суток. 4.Упражнения «Китайский болванчик №1», «Струночка», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами». 5. «Установи равенства между неравными по количеству группами предметов (способ убавления 1 предмета)», «Дифференциация по величине, высоте, ширине и толщине», «Найди аналогичные геометрические фигуры и изображения». 6. Ритуал прощания. 1 18 1.Вводная беседа. 2.Задание «Слева - справа, в центре». 3.Беседа на тему «Времена года». 4. Упражнения «Китайский болванчик №2», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестное марширование», «Подвигаем глазами». 5. «Больше – меньше - поровну», «Разложи сумочки по своим местам», «Разложи геометрические фигуры по величине, форме». 6.Ритуал прощания. 1
19 1.Вводная беседа. 2.Задание «Слева - справа, в центре». 3.Беседа и рассматривание картинок на тему «Зима». 4.Упражнения «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим». 5. «Больше – меньше - поровну», «Разложи сумочки по своим местам», «Разложи геометрические фигуры по величине, форме». 6. Ритуал прощания. 1 20 1.Вводная беседа. 2.Задание «Слева - справа, в центре». 3.Беседа и рассматривание картинок на тему «Весна». 4.Упражнени «Перекат», «Упрямая шея», «Памятник», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки». 5. «Сравни множества, с помощью составления пар (линией)», «Сравни два предмета по 2 признакам- длине, ширине (лента, шарф, дорожка, речка)», «Круг, треугольник, квадрат, шарвыделить признаки». 6. Ритуал прощания. 1 21 1.Вводная беседа. 2.Задание «На (в предметно-практической деятельности)». 3.Беседа и рассматривание картинок на тему «Лето». 4.Упражнения «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим». 5«Сравни множество, с помощью составления пар (линией)», «Сравни два предмета по 2 признакам- длине, ширине (лента, шарф, дорожка, речка)», «Круг, треугольник, квадрат, шар - выделить признаки». 6. Ритуал прощания. 1 22 1.Вводная беседа. 2.Задание «На (в предметно-практической деятельности)». 3.Беседа и рассматривание картинок на тему «Осень». 4.Упражнения «Свеча», «Угол»,«Равновесие с поворотом», «Конфетка, лошадка, свеча»,«Глазки». 5. «Сравни множество предметов разных по цвету», «Сравни предметы по 3 признакам величины - длина , ширина, высота», «Круг, треугольник, квадрат, шар, куб -выделить признаки». 6. Ритуал прощания. 1 23 1.Вводная беседа. 2.Задание «Под (в предметно-практической деятельности)». 3. Игровое задание «Разложи картинки по порядку» (картинки с временами года). 4.Упражнени «Перекат», «Упрямая шея», «Равновесие с поворотом», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки». 5. «Сравни множество предметов разных по цвету», «Сравни предметы по 3 признакам величины - длина , ширина, высота», «Круг, треугольник, квадрат, шар, куб выделить признаки». 6. Ритуал прощания. 1 24 1.Вводная беседа. 2.Задание «На – под (на листе)». 3. Игра «Когда это быает?». 1
4.Упражнения «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим». 5. «Сравни множество предметов разных по размеру», «Сравни предметы по 4 признакам величины - длина, ширина, высота, толщина», «Прямоугольник и его элементы- углы и стороны». 6.Ритуал прощания. 25 1.Вводная беседа. 2.Задание «На – под (на листе)» 3. Игра «Времена года». 4.Упражнени «Перекат», «Упрямая шея», «Памятник», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки». 5. «Сравни множество предметов разных по размеру», «Сравни два предметы по 4 признакам величины - длина, ширина, высота, толщина», «Прямоугольник и его элементы- углы и стороны». 6.Ритуал прощания. 1 26 1.Вводная беседа. 2.Задание «В (в предметно-практической деятельности)» 3.Характеристика частей суток и их особенностей (утро-день вечер-ночь). 4.Упражнения «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим». 5. «Сравни множество предметов разных по форме», «Сравни предметы по 4 признакам величины- длина, ширина, высота, толщина », «Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб - выделить признаки». 6.Ритуал прощания. 1 27 1.Вводная беседа. 2.Задание «В – на (на листе)» 3. Устанавливать последовательность различных событий : что было раньше (сначала), что позже (потом). 4. Упражнение «Перекат», «Упрямая шея», «Памятник», «Перекрестное марширование»,«Подвигаем глазами». 5. «Сравни множество предметов разных по форме», «Сравни предметы по 4 признакам величины - длина, ширина, высота, толщина», ««Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб выделить признаки». 6.Ритуал прощания. 1 28 1.Вводная беседа. 2.Задание «Перед – за (в предметно-практической деятельности)» 3. Устанавливать последовательность различных событий : что было раньше (сначала), что позже (потом). 4.Упражнения «Старт», «Упрямые ручки», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча», «Подвигаем глазами и подышим». 5. «Сравни множество предметов разных по цвету, размеру, форме; сравни части множества, определяя их равенства и неравенства (способ составления пар)», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, располагая их в определенной последовательности - в порядке нарастания величины», «Сравни большие и маленькие круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб». 1
6. Ритуал прощания. 29 1.Вводная беседа 2.Задание «Между (в предметно-практической деятельности)». 3. Устанавливать последовательность различных событий : что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. 4.Упражнение «Перекат»,«Упрямая шея», «Равновесие с поворотом», «Конфетка, лошадка, свеча»,«Глазки». 5. «Сравни множество предметов разных по цвету, размеру, форме. Сравни части множества, определяя их равенства и неравенства (способ составления пар)», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, располагая их в определенной последовательности - в порядке нарастания величины», «Сравни большие и маленькие круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб». 6.Ритуал прощания. 1 30 1.Вводная беседа. 2.Задание «Между – за (на листе)» 3.Устанавливать последовательность различных событий : что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. 4. Упражнение «Перекат», «Упрямая шея», «Памятник», «Перекрестное марширование»,«Подвигаем глазами и подышим». 5. «Счет до 5, на основе наглядности», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, расположенных их в случайном порядке», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка-круг, платок- квадрат, мяч-шар и т.д.». 6.Ритуал прощания. 1 31 1.Вводная беседа. 2.Задание «Перед- за – между (на листе)» 4.Упражнение «Старт», «Упрямые ручки», «Памятник», «Перекрестное марширование»,«Глазки». 5. «Счет до 5, на основе наглядности», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, расположенных в случайном порядке», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка-круг, платок- квадрат, мяч-шар и т.д.». 6. Ритуал прощания. 1 32 1.Вводная беседа. 2.Задание «Между – за – на (на листе)» 3.Повторение всех времен года, нахождение их на картинке. 4. Упражнение «Перекат», «Упрямая шея», «Памятник», «Перекрестное марширование», «Подвигаем глазами». 5. «Счет до 5,соотнося каждое числительное с одним предметом, пересчитываемой группы; обобщение после подсчета», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка-круг, платок- квадрат, мяч-шар и т.д.». 6.Ритуал прощания. 1 33 1.Вводная беседа. 2.Задание «На - под - за - перед - в – между (на листе)». 3.Повторение времен года, определение их на сюжетной картине. 4.Упражнение «Старт», «Упрямые ручки», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча», «Подвигаем глазами и подышим». 1 5. «Счет до 5,соотнося каждое числительное с одним предметом, пересчитываемой группы; обобщение после подсчета», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка-круг, платок- квадрат, мяч-шар и т.д.». 6.Ритуал прощания. 34 1.Вводная беседа. 2.Задание « В Центре, вверху слева, вверху справа - внизу слева, внизу справа». 3.Игра «Вчера, сегодня, завтра». 4.Упражнение «Перекат»,«Упрямая шея», «Равновесие с поворотом», «Конфетка, лошадка, свеча»,«Глазки». 5. «Счет до 5,соотнося каждое числительное с одним предметом, пересчитываемой группы; обобщение после подсчета», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка-круг, платок- квадрат, мяч-шар и т.д.». 6. Ритуал прощания. 1 35 Тема: Диагностика блок 1.Вводная беседа. 2.Упражнение «Определи местоположение…». 3.Упражнение «Соотнеси событие со временем». 4.Упражнения на оценку моторной сферы. 5.Упражнения на оценку математических представлений. 6.Ритуал прощания 1 36 Тема:Диагностика блок 1.Вводная беседа. 2.Упражнение «Определи местоположение …». 3.Упражнение «Соотнеси событие со временем». 4.Упражнения на оценку моторной сферы. 5.Упражнения на оценку математических представлений. 6.Ритуал прощания 1
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |