Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

право. Происхождение и понятие права


НазваниеПроисхождение и понятие права
Анкорправо.pdf
Дата13.01.2017
Размер0.76 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаpravo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#5532
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

1
Происхождение и понятие права
Функционирование развитого общества возможно лишь в условиях правовой упорядоченности общественных отношений. Право - это порядок общественных отношений, определяющих поведение людей в соответствии с государственно выраженной волей.
В обществе право призвано служить целью и средством удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов, как граждан, так и общества в целом. Право придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность и подконтрольность. Оно делает общественные отношения цивилизованными. Без права государство не может обеспечить не только безопасность граждан, но даже материальное производство и распределение его благ, ибо право закрепляет и развивает формы собственности, выступает мощным средством государственного управления.
Право, воплощая общую, согласованную волю участников общественных отношений, способствует развитию частных интересов, является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе, направлено на ликвидацию произвола ("свобода от"), уничтожающего свободу ("свободу для"). В праве представлена формальная свобода, исторически определенная и объективно обусловленная в реальных отношениях. В правовом и социальном государстве оно представляет собой нормативно закрепленную и реализуемую идею справедливости на основе согласованного интереса. Таким образом, право противостоит анархии, произволу, насилию и несправедливости, утверждает свободу и справедливость. Оно стремится цивилизованным способом разрешать конфликты интересов, находя их разумный, возможный компромисс. В этом случае право выступает в качестве мощного фактора прогресса, источника обновления общества. В современном мире право приобретает общепланетарное значение, поскольку правой подход является одним из немногих возможных цивилизованных средств решения проблем международного и межнационального характера. Особенно важна роль права в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных отношений, что особенно актуально сейчас для
России.
Функции права можно разделить на социально-политические и специально-юридические (в рамках самого права), которые могут быть регулятивными и охранительными.

2
Структура права

3

4
Происхождение и сущность права может рассматриваться с различных точек зрения, зависящих от мировоззрения:
1) теория естественного права основывается на неких неизменных принципах, признающихся изначально присущими человеку (гуманизм, справедливость, свобода и т.д.).
2) психологическая школа рассматривает право как отражение психической деятельности субъекта;
3) марксистская школа права выводит его основоположения из экономической жизни общества, ориентируется на "примат государства" по отношению к праву и индивиду;
4) историческая школа права рассматривает любое явление в сфере права с точки зрения его возникновения и развития.
В широком, социологическом смысле, право представляет собой порядок общественных отношений, формируется как через государство и создаваемые им законы, так и в фактически складывающихся отношениях людей. Оно включает в себя совокупность всех правовых явлений в общепланетарном масштабе (в том числе субъективное, естественное и позитивное).
В
узком
смысле
право сводится к определенной совокупности
юридических норм, выражающих государственную волю и требования гражданского общества.
В этом случае его определяют как позитивное или объективное.
Существует два фундаментальных понимания права:
1. Естественное право. Оно исходит из того, что право не исчерпывается законом и не тождественно ему. Естественное право рассматривает социально-правовые притязания людей на жизнь, свободу, труд, равенство, самоопределение и другие естественные потребности, как данные им изначально и от рождения (то, что "всегда является справедливым и добрым"). Они не должны быть отчуждаемы. В Конституции России сказано, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (п. 2 ст. 17). Естественное право как совокупность изначально присущих человеку прав и свобод воплощает в себе идею высшей справедливости, поэтому позитивное право, создаваемое государством, не должно ему противоречить.
2. Позитивное право. В основе права - теоретические положения. Однако не существует права вообще. Оно выступает в виде определенной системы правил поведения, излагается в законах, которые охраняются и реализуются принудительной силой государства в качестве общеобязательных. В позитивное право входят самостоятельные отрасли права, например, административное, уголовное, гражданское.
Право в объективном смысле означает систему общеобязательных норм поведения, составляющих юридические нормы.
Субъективное право выражает возможность действовать на основе свободной инициативы конкретного лица (право на получение высшего

5 образования, на труд и т.д.). Здесь термин "субъективное" мыслится не в качестве "условного", противоположного объективному, а в смысле отношения к субъекту, ибо оно принадлежит ему и зависит от его сознания и воли. Под субъективным правом подразумеваются официально признанные и нормативно закрепленные возможности, которыми располагают физические и юридические лица.
Право также употребляется в качестве морально-этической категории.
Это "право в неюридическом смысле" или "корпоративное право" (право членов религиозных или общественных организаций).
В обычном (профессиональном) смысле право употребляется чаще всего как совокупность правил поведения, которая исходит от государства и (или) поддерживается им в качестве средства решения юридических дел. Именно из этого понимания мы и будем исходить. Право также может выступать в теоретической и практической форме.
К специфическим
признакам
права можно отнести следующее:
- нормативность (совокупность определенных правил, выработанных данным обществом). Право имеет формальную определенность и закрепляется (группируется) по признаку предметной направленности;
- охраняемость государством от возможного нарушения с помощью мер
(аппарата) принуждения;
- общеобязательность для всего населения;
- выражение воли общества, государства, иногда - доминирующего класса, группы или лица. В последних случаях общесоциальная функция права искажается интересом господствующих в обществе сил.
Право создается в силу объективной необходимости, особой значимости и всеобщей потребности урегулировать наиболее типичные, многократно повторяющиеся отношения между людьми. Право основано на учете интересов различных слоев общества и обусловлено материальными
(экономическими), географическими, демографическими, политическими, национальными, научными и другими факторами. Право выражается через систему регулятивных средств: норм права, принципы и фактические действия людей, отличающиеся качеством нормативности. Оно не исчерпывается однократным исполнением и рассчитано на неопределенный
(обезличенный) круг соответствующих субъектов. Оно рассчитано не на разовые отношения и не на каких-то конкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированных исполнителей, подпадающих под условия его действия.
Публичное и частное право:
Публичное право – нормы, закрепляющие порядок деятельности государственной власти и управления. Оно состоит из отраслей конституционного, административного, уголовного и пр. права.
Частное право – система юридических норм, охраняющая и регулирующая отношения частных лиц. Состоит из отраслей: гражданского, трудового, семейного, финансового и пр. права.

6
Линия сравнения
Публичное право
Частное право
1.
Интересы, которые обеспечивает
Общественные, государственные
Личные
2.
Предмет правового регулирования
Неимущественные отношения
Имущественные и неимущественные отношения
3.
Метод правового регулирования
Соподчиненность и координация действий участников правовых отношений.
Императивный
(субординационный) метод: вертикально- властная связь между субъектами общественных отношений
Соподчиненность и координация действий участников правовых отношений.
Диспозиционный
(координационный) метод: горизонтальные связи равных субъектов общественных отношений
4.
Состав участников Государственные органы власти; частные лица и государство
Частные лица
(физические и юридические).
5.
Состав отраслей права
Конституционное, административное, уголовное, финансовое право, процессуальные отрасли и т.д.
Гражданское, предпринимательское, трудовое, семейное право и т.д.
6.
Сущность
Нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления
Упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц
Конституция Российской Федерации
Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции
РФ
Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.
Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в

7 которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ.
Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.
Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135
Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в
Конституцию.
Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.
Часть конституционных норм может быть изменена путем издания
Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.
Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет
Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3)
Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.
В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.
Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст.
65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется
Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и
Алании.

8

9
Основные понятия и нормы отраслевого права
Отрасль права — совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования.

10
Отрасль права
Основные источники
Основные понятия
и нормы
Государственное
(конституционное право) закрепляет основы государственного строя
РФ, права, свободы и обязанности личности, государственно- территориальное устройство страны, порядок организации и компетенцию органов власти и
Конституция РФ; федеральные конституционные законы; акты Конституционного суда
РФ; международные и федеративные договоры; указы
Президента
РФ; конституции и уставы субъектов РФ; регламенты
Государственной
Думы и
Совета Федерации
Конституция
РФ; конституционный строй
РФ, его основы; Россия – федеративное, демократическое, правовое, социальное, суверенное, светское государство; государственный аппарат; органы исполнительной власти; Президент

11 местного самоуправления
РФ;
Прокуратура
РФ; гражданство
РФ; конституционные права и свободы человека и гражданина; конституционные обязанности человека и гражданина
Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере управления
Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы, законодательные акты субъектов РФ; постановления
Правительства РФ; приказы и инструкции министерств и ведомств; акты руководителей аппаратов
Государственной
Думы; акты Центрального банка
России; акты мунициапальных органов; акты правосудия; Кодекс РФ об административных правонарушениях; международные, федеративные, административные договоры; административные обыкновения, которые не закреплены актами власти.
Субъект и объект гражданских правоотношений; движимое и недвижимое имущество; правоспособность и дееспособность; право собственности; сделка; договор; гражданско- правовая ответственность
Гражданское право представляет совокупность норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественные и личные неимущественные отношения
Конституция
РФ;
Гражданский кодекс
РФ; федеральные законы; указы
Президента
РФ; постановления Правительства
РФ; приказы и инструкции министерств и ведомств; международные договоры; общепринятые принципы и нормы международного права; обычаи делового оборота
Субъект и объект правоотношений; движимое и недвижимое имущество; правоспособность и дееспособность; право собственности; сделка; договор; гражданско- правовая

12 ответственность
Трудовое право регулирует отношения между работодателем и наемным работником, основанные на трудовом договоре
Конституция РФ; Трудовой кодекс
РФ; федеральные законы; указы Президента РФ;
Постановления Правительства
РФ; распоряжения
Правительства
РФ; распоряжения соответствующих министерств и ведомств; локальные нормативные акты
Трудовые отношения; работодатель; работник; трудовой договор; коллективный договор; трудоустройства; рабочее время; время отдыха; трудовая дисциплина
Уголовное право представляет совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для системы общественных отношений
Уголовный кодекс РФ
Преступление; наказание; уголовная ответственность

13 1.
Организация Объединенных Наций (ООН) https://www.un.org/
2.
ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) https://typo38.unesco.
org/ru/
3.
Всемирная организация интеллектуальной собственности https://www.wipo.int/p ortal/index.html.ru
4.
Всемирная торговая организация (ВТО) https://www.imf.org/e xternal/russian/index.htm
5.
Международный валютный фонд (МВФ) https://www.imf.org/e xternal/russian/index.htm
6.
Международный Суд https://www.icj- cij.org/homepage/ru/
7.
Всемирная торговая организация (WTO – World Trade
Organization) https://www.wto.org/
8.
Всемирный банк https://www.worldban k.org/eca/russian/
9.
НАТО (Организация Североатлантического договора) https://www.nato.int/c ps/ru/SID-0BE9FFAB-
109BD1FC/natolive/index.htm
10.
ЕС (Европейский Союз) https://europa.eu/
11.
ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в
Европе https://www.osce.org/r u/
12.
Европейский Суд по правам человека https://www.echr.coe.i nt/echr/Homepage_FR
13.
Электронная библиотека международных документов по правам человека https://www.hri.ru/

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей