Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 14 «Солнышко»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании Заведующая МБДОУ № 14
педагогического совета ___________И.В.Комарова
протокол № 1 приказ № ________ от
« » 2015 г. «_____ »_________2015 г Рабочая программа художественно-эстетической направленности
«Театр Буратино»
Программа предназначена
для детей 5-7 лет
Срок освоения программы 2 года
Составитель программы:
Мальцева Л.Ф.
музыкальный руководитель, I кв.кат.
Ковдор
2015г.
Содержание программы
Пояснительная записка
Направленность программы
Новизна программы
Используемые методы
Цель программы
Задачи программы
Возраст детей
Сроки реализации
Методическое обеспечение.
Оборудование и материал
Формы и методы занятий
Форма организации занятий
Количество учебных часов в неделю.
Количество детей в группе.
Планируемые результаты.
Материал.
Форма отчетности.
Календарный учебный график
Учебный план
Тематический план
Оценочный материал
Диагностика
Анализ продукта деятельности.
Анализ процесса деятельности.
Список использованных источников
Пояснительная записка Театр - как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильной модели поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками.
Современная педагогика из дидактической стала развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей интересов. В этом плане невозможно переоценить роль развития речи. Этот процесс предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.
Использование детьми разнообразных средств выразительности речи- важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Такую привычку можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Поэтому в нашем детском саду был организован театральный кружок «Музыкальный театр». Можно уверенно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать, сопереживать.
Занятия в театральном кружке содействуют развитию социальной уверенности воспитанников, формированию позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого ребёнка.
Направленность программы
Программа интегрирует в себе художественно-эстетическую, социально- коммуникативную и речевую направленность, разработана на основе парциальной программы Сорокиной Н.Ф. «Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».
Предназначена для детей, желающих развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус, научиться общаться, приобщиться к навыкам театральной и музыкальной культуры, постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности, владению речью как средством общения и культуры.
Актуальность программы
В возрасте 5-7 лет дети смотрят на мир широко открытыми глазами, для них все интересно. Как никогда в это время возможности театрализованной и музыкальной деятельности огромны: тематика их не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя работе кружка, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, развивается диалогическая и монологическая речь.
Новизна программы
Заключается в ее направленности на решение нескольких задач: интеграции 3 направлений. Дети во время репетиций, постановки спектаклей и концертов общаются друг с другом, играют в совместных спектаклях.
Используемые методы:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично- поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группе;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Цель программы
1. Воспитывать гармоничную разностороннюю личность.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Расширять общекультурный кругозор детей: интеллектуальное, эстетическое, духовно- нравственное.
4. Воспитывать способности активного восприятия искусства.
Задачи программы
1. Ввести детей в мир художественной культуры.
2. Формировать целостное представление об искусстве.
3. Способствовать воспитанию художественно- эстетического вкуса, интереса к искусству.
4. Развивать сознательное и эмоциональное восприятие произведений искусства.
5. Сформировать навыки творческой деятельности.
6. Развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение.
7. Уметь применить на практике полученные знания.
8. Выявлять и развивать индивидуальные творческие способности
Возраст детей 5 -7 лет.
Сроки реализации 2 года.
Методическое обеспечение
Оборудование.
- наличие музыкального зала;
- костюмы и декорации;
- аудио-и видеотехника;
- библиотека изданий по предмету;
- фонотека;
- наглядные и демонстрационные пособия.
Техническое оснащение занятий:
Ноутбук
Мультимедийное оборудование
Музыкальный центр
Пианино
Дидактический материал
1.Фотографии-иллюстрации с изображением сцен детских спектаклей по сказкам и произведениям. 2. Фотографии и схемы-эмоции. 3.Карточки с изображениями различных эмоций, портреты людей. 4.Карточки с изображениями сказочных героев. 5.Диагностический инструментарий для изучения результатов обучения.
6. Методические пособия (сценарии) и худ литература (сказки, стихи) – авторские и народные. Реализация поставленных задач предполагается
через такие виды деятельности, как:
1. Беседа.
2. Игровые виды деятельности.
3. Восприятие музыки.
4. Слушание музыкального произведения и создание его пластического образа.
5. Музыкально- ритмические движения.
6. Выразительное чтение.
7. Участие в постановке спектакля.
Форма организации занятий
Программа кружка подготовлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В кружок отбираются дети по желанию родителей. Занятия проводятся в музыкальном зале, два раза в неделю, продолжительностью 30 минут. Оптимальное количество детей-12 человек.
Важно чередование различных видов деятельности на занятиях, присутствие игровых форм, что позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомление детей.
На каждом занятии (независимо от темпа) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; слушание музыки.
При работе над постановкой спектакля целесообразно разделение участников на группы:
1. Солисты: в эту группу входят дети, имеющие достаточно высокий уровень развития музыкальных способностей, а также дети с вокальными, театральными данными или перспективой их развития.
2. Актёрская группа: основные действующие лица на сцене.
Все эти малые группы мобильны, при постановках дети могут быть переведены из одной группы в другую.
Итогом деятельности детей является их участие в постановке спектакля.
Количество учебных часов в неделю.
1 раз в неделю, продолжительностью с детьми старшей группы – 25 минут, с детьми подготовительной к школе группы - 30 минут.
Количество детей в группе.
Старшая группа - 5 чел;
Подготовительная группа - 7 чел.
Планируемые результаты:
В ходе реализации данной программы ребенок приобретает следующие навыки и умения:
навыки эмпатии;
умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей;
навыки эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
навыки саморегуляции;
умение передавать собственное эмоциональное состояние с помощью художественных средств;
навыки рефлексии
Форма отчетности: Итогом деятельности детей является их участие в постановке спектаклей, эпизодов сказок на утренниках и развлечениях, конкурсов рисунков, выступления на площадках города. Годовой календарный график Начало учебного года: - 1 сентября
Окончание учебного года: - 31 мая Количество и продолжительность занятий по дополнительному образованию.
-
Группы
| Циклы занятий
| Количество/продолжительность занятий
| Понедельник
| Вторник
| Среда
| Четверг
| Пятница
| II половина дня
| Старшая группа
5-6 лет
| Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальный театр»
познавательно-речевой направленности
|
| -
| 1
| -
| -
| Подготовительная
группа
от 6 до 7лет
| Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальный театр»
познавательно-речевой направленности
| -
| -
| 1
| -
| -
|
ПЛАН РАБОТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «Музыкальный театр»
Сентябрь
| Неделя
| Тема, программное содержание
| Содержание
| 1
| Знакомство. Рассказать детям, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека.
| 1.Игра «Давайте познакомимся».
2.Беседа о театре.
3.Игра «Измени голос».
| 2
| «Язык жестов» Развивать внимание, память, образное мышление детей.
| 1.Игра «Где мы были…».
2.Беседа.
3.Подвижная игра «Смелые мышки».
4.Отгадывание загадок.
| 3
| Чтение пьесы Л. Поляк «Репка». Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Репка».
| 1.Дыхательная гимнастика.
2.Чтение пьесы Л. Поляк «Репка».
3.Импровизация сказки «Репка».
| 4
| Репетиция пьесы «Репка». Развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат. Заучивание текста пьесы «Репка».
| 1.Голосовая гимнастика.
2.Зарядка для губ.
3.Репетиция пьесы.
|
Октябрь
| Неделя
|
Тема, программное содержание
| Содержание
| 1
| Театрализованные игры: «Колобок», «Теремок». Развивать правильное речевое дыхание, внимание, память.
| 1.Игры и упражнения на речевое дыхание.
2.Артикуляционная гимнастика.
3.Импровизационная игра «Колобок».
4.Импровизация сказки «Теремок».
| 2
| Воображаемое путешествие. Развивать воображение, фантазию, мять детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.
| 1.Артикуляционная гимнастика.
2.Воображаемое путешествие.
3.Репетиция песен.
| 3
| Игровой урок. Развивать выразительность жестов, мимики,
голоса.
| 1.Артикуляционная гимнастика.
2.Игра «Животные во дворе».
3.Игра «Дедушка Молчок».
4.Репетиция песен
| 4
| Эмоции. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, злость) по мимике.
Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной
культуры.
| 1.Упражнения на гласные и согласные
звуки.
2.Игра «Зеркало».
3.Упражнение «Изобрази эмоции»
4.Рассматривание репродукций картин,
фотографий.
|
Ноябрь
| Неделя
| Тема, программное содержание
| Содержание
| 1
| Работа над инсценировкой «В новогоднем лесу».(Л. Олиферовой). Развивать диапазон и силу звучания голоса; внимание, наблюдательность, память детей.
| 1.Упражнение «Насос».
2.Чтение инсценировки.
3.Распределение ролей.
4.Репетиция инсценировки
| 2
| Работа над инсценировкой «В новогоднем лесу». (Л. Олиферовой). Работать над артикуляцией; продолжать заучивать текст.
| 1.Игра «Чудо- лесенка». Работа над техникой
речи.
2.Репетиция.
| 3
| Работа над инсценировкой «Снеговик и гномы».(В. Сотниковой). Развивать речевое дыхание, тренировать три вида дыхания; учить детей произносить скороговорки.
| 1.Техника речи. Игра «Самолёт».
2.Репетиция.
3.Прослушивание музыкальных произведений.
| 4
| Работа над инсценировкой «Снеговик и гномы». (В.Сотниковой).
Совершенствовать чёткое произнесение гласных и согласных. Развивать дыхание, общение, внимание.
| 1.Игра «Весёлые стихи».
2.Репетиция.
3.Работа над песнями к инсценировками
|
Декабрь
| Неделя
| Тема, программное содержание
| Содержание
| 1
| Работа над инсценировкой «Петрушкин цирк». (И.Бодраченко) Развивать дикцию, память, внимание. Умение общаться друг с другом.
| 1.Познакомить детей с новой инсценировкой.
2.Распределение ролей.
3.Репетиция
| 2
| Работа над инсценировкой «Петрушкин цирк». (И.Бодраченко).
Создавать положительный эмоциональный настрой. Закрепить понятие «рифма».
| 1.Знакомство с рифмой.
2.Репетиция.
| 3
| Театральные игры: «Семь сыновей», «Ходим кругом». Развивать умение детей произвольно реагировать на команду, снимать зажатость и скованность
| 1.Работа над техникой речи.
2.Игра «Семь сыновей».
3.Игра «Ходим кругом».
| 4
| Новогодние утренники
« Здравствуй, добрый Новый год!».
|
|
Январь
| Неделя
| Тема, программное содержание
| Содержание
| 2
| Театрализованная игра «Корабль». Развивать кругозор детей; совершенствовать память, внимание, общение.
| 1.Беседа о корабле и морской терминологии.
2.Игра «Корабль».
| 3
| Работа над спектаклем «Три поросёнка». Формировать грамотную речь, совершенствовать ум, создавать образы с помощью жестов и мимике.
| 1.Чтение сказки «Три поросёнка».
2.Упражнения на дыхание и артикуляцию.
3.Репетиция эпизода «Давайте построим дом».
| 4
| Репетиция спектакля «Три поросёнка». Совершенствовать технику речи, дыхание, голос. Добиваться веры в предлагаемые обстоятельства.
| 1. Упражнения на дыхание, голос 2. Игра «Ворона». 3. Репетиция эпизода «Быстро мы построим дом»
|
Февраль
| Неделя
| Тема, программное содержание
| Содержание
| 1
| Репетиция спектакля «Три поросёнка». Закрепить мизансцены и текст спектакля «Три поросёнка».
| 1.Упражнение на дыхание.
2.Репетиция.
| 2
| Театрализованная игра «Путешествие». Совершенствовать эмоциональную память, наблюдательность детей.
| 1.Упражнение на голос и дыхание.
2.Работа со скороговорками.
3.Игра «Путешествие».
| 3
| Репетиция сценки «Подснежник». (А.Михайленко)
| 1.Чтение сценки «Подснежник».
2.Распределение ролей.
3.Беседа с детьми.
4.Репетиция.
| 4
| Репетиция сценки «Подснежник». (А. Михайленко).
Совершенствовать культуру и технику речи.
| 1.Упражнение на технику речи.
2.Прослушивание песен.
3.Репетиция.
|
Март
| Неделя
| Тема, программное содержание
| Содержание
| 1
| Театрализованная игра «Последний герой». Развивать правильное речевое дыхание, быстроту реакции, смелость, сообразительность,
воображение и фантазию.
| 1. Упражнение на дыхание «Прямой маятник», «Цветочный магазин», «Ручной мяч».
3.Театрализованная игра «Последний герой».
| 2
| Театрализованная игра «Ярмарка». Тренировать дикцию; расширять диапазон голоса и уровень громкости.
|
| 3
| Работа над спектаклем «Разноцветные краски». (Е.Шаламоновой). Создать положительный эмоциональный настрой на занятие.
| 1.Упражнение по ритмопластике «Весёлые
Путешественники».
2.Знакомство со сказкой «Разноцветны краски».
3.Распределение ролей.
4.Репетиция.
| 4
| Работа над спектаклем «Разноцветные краски».(Е.Шаламоновой)
| 1.Работа над техникой речи.
2.Репетиция эпизода «Краски поссорились».
3.Упражнение по ритмопластике Буратино».
|
Апрель
| Неделя
| Тема, программное содержание
| Содержание
| 1
| Работа над спектаклем «Разноцветные краски». (Е.Шаламоновой) Совершенствовать элементы актёрского мастерства.
| 1.Повторение текста.
2.Репетиция эпизода «Путешествие на
радугу».
3.Повторение танцев и песен.
| 2
| Театральная игра «Путешествие на Луну». Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность. Воспитывать ловкость, смелость.
| 1.Беседа о космосе и космонавтах.
2.Игра «Полёт на Луну».
| 3
| Работа над спектаклем «Разноцветные краски» (Е.Шаламоновой).
| 1.Повторение песен и танцев.
2.Репетиция спектакля.
артикуляцию, дикцию.
| 4
| Театрализованная игра «Цирк зверей». Пополнять словарный запас детей; воспитывать умение вежливо общаться действовать с воображаемыми предметами.
| 1.Упражнение «Вкусные слова».
2.Театрализованная игра «Цирк зверей».
3.Игра «Дрессированные обезьяны».
|
Май
| Неделя
| Тема, программное содержание
| Содержание
| 1
| Театрализованная игра «Цирк зверей». Знакомить детей с основам театральной культуры; прививать любовь к животным.
| 1.Упражнения на гласные и согласные звуки.
2.Беседа о номерах театрализованной игры
«Цирк зверей».
3.Упражнение «Кошки и попугаи».
4.Упражнение «Дрессированные собачки».
| 2
| Концерт «Цирк зверей». Учить средствами театральной деятельности рассказывать о жизни и возможностях животных.
| 1.Рассказ ведущего.
2.Концертные номера.
| 3
| Театрализованная игра «Мир сказок». Показать детям отрывки детского сада отрывки из спектаклей, подготовленных участниками театрального кружка.
| 1.Отрывок из спектакля «Репка».
2.Отрывок из спектакля «Три поросёнка».
3.Отрывок из спектакля «Разноцветные краски».
| 4
| Игровая программа «Это вы можете!». Закрепить пройденный материал (пословицы, поговорки, песни, отрывки из спектаклей и т.д.)
| 1.Беседа о театре и театральной деятельности.
2. Игры.
|
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности театрального кружка определяется с помощью диагностики. Основу её составляет диагностическая таблица, помогающая определить уровень усвоения ребёнком знаний и оценить их по трехбалльной шкале. ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Высокий уровень
( 3 балла) Средний уровень
( 2 балла) Низкий уровень
( 1 балл) Итого баллов
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и деятельности. Знает правила поведения в театре. Интересуется театрализованной деятельностью. Знает правила поведения в театре. Не проявляет интереса к театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре.
Называет различные виды театра, знает их различия. Может охарактеризовать театральные профессии. Использует свои знания в театрализованной деятельности. Затрудняется назвать виды театра.
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА Высокий уровень
( 3 балла) Средний уровень
( 2 балла) Низкий уровень
( 1 балл) Итого баллов
Понимает главную идею литературного произведения, поясняет своё высказывание. Понимает главную идею литературного произведения. Понимает содержание произведения.
Даёт подробные словесные характеристики главным и второстепенным героям. Даёт словесные характеристики главных и второстепенных героев. Различает главных и второстепенных героев.
Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета. Затрудняется выделить единицы сюжета.
Умеет пересказать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно- образные средства выразительности речи. В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения). Пересказывает произведение с помощью педагога. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЕ РАЗВИТИЕ Высокий уровень
( 3 балла) Средний уровень
( 2 балла) Низкий уровень
( 1 балл) Итого баллов
Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства выразительности. Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу. Требуется помощь в выразительности. Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения. ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Высокий уровень
( 3 балла) Средний уровень
( 2 балла) Низкий уровень
( 1 балл) Итого баллов
Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами в планировании коллективной деятельности. Не проявляет инициативу, пассивен на всех этапах работы над спектаклем. УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Высокий уровень (18-21 балл).
Средний уровень (11- 17 баллов).
Низкий уровень (7- 10 баллов).
По результатам мониторинга заполняется протокол.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антипина Е.А. Кукольный театр в детском саду. Сценарии с нотным приложением.-М.: ТЦ Сфера, 2010.
Бартковский А.И., Лыкова И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе, семье.-М.:ИД «Цветной мир», 2013.
Дерягина Л.Б. Играем в сказку.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам-М.:Просвещение, 1982.
Пименов В.А.Театр на ладошках.-Воронеж.-1998.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»-М.: АРКТИ,2004.
Что такое театр/Сост. Оганесян А.В.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |