Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Психологическое обеспечение профессионального отбора и подготовки сотрудников мчс россии


Скачать 82.28 Kb.
НазваниеПсихологическое обеспечение профессионального отбора и подготовки сотрудников мчс россии
Дата20.12.2019
Размер82.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKursovaya_rabota_2_kurs.docx
ТипКурсовая
#65936
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей









Зав. кафедрой
доктор психологических наукЩелкова Ольга Юрьевна

___________(подпись)


Курсовая работа на тему:

«Психологическое обеспечение профессионального отбора и подготовки сотрудников МЧС России»

по специальности 030401 – Клиническая психология
специализация:
Выполнила:
студентка 2 курса
дневного отделения
Курило Диана Марковна

___________(подпись)
Научный руководитель:
к.пс.н., старший преподаватель
Бурина Екатерина Александровна

___________(подпись)


Санкт-Петербург

2018

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...........3

Глава 1. Обеспечение профессионального психологического отбора (ППО) кандидатов на службу в МЧС России…………………………………………...5
Мероприятия и цели ППО………………………………………….......5
  • Необходимость проведения ППО ………………………………....…..9
  • Категории профессиональной психологической пригодности кандидатов по результатам ППО………………………...……….…...11
    Глава 2. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников МЧС России……………………………………………………….14

    2.1 Профессиональные особенности службы спасателей МЧС………..14

    2.2 Особенности психологической подготовки профессиональных контингентов ………………………………………………………….17

    2.3 Задачи и методы осуществления психологической подготовки спасателей к профессиональным действиям в экстремальных условиях.................................................................................................19

    2.4 Понятие психологической готовности спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях……………………………………...……...22

    Заключение……………………………………………………………………….25

    Список литературы………………………………………………………………26
    Введение


    Под профессиональным психологическим отбором в системе МЧС России понимается комплекс психодиагностических мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей, структурных подразделений гражданских профессиональных контингентов МЧС России, а также высших и средних учебных заведений курсантами и слушателями с целью обеспечения соответствия профессионально важных социально–психологических и психологических качеств требованиям военно–профессиональной деятельности (Бобровицкая М.М. и др., 2006).

    В свою очередь, психологическая подготовка в системе МЧС России –
    целью
    работы явилось изучение различных аспектов применения системы профессионального психологического отбора специалистов в структуре МЧС России, а также сопровождения их служебной деятельности.

    В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
    анализ необходимости проведения профессионального психологического отбора в структуре МЧС России;
  • изучение влияния различных категорий профессиональной пригодности на приём кандидатов
  • изучение особенностей и методов психологического сопровождения деятельности профессиональных контингентов.

    Глава 1. Обеспечение профессионального психологического отбора (ППО) кандидатов на службу в МЧС России

    1.1 Мероприятия и цели ППО

    Мероприятия по профессиональному психологическому отбору (ППО) в МЧС России проводятся в целом ряде случаев: при комплектовании и расстановке кадров, при поступлении абитуриентов в учебные заведения МЧС России, приеме на работу, заключении контракта с военнослужащими, назначении на новую должность, переводе с другого места работы (службы).

    Прогнозирование успешности в учебной или профессиональной области ликвидации последствий ЧС зависит не только от общей и специальной подготовки кандидата, но и от степени развития у него ряда неспецифических профессионально значимых качеств (индивидуально– личностных особенностей, особенностей интеллектуальной и мотивационной сфер, характеристик эмоциональной устойчивости, показателей внимания, памяти, сенсомоторных функций и т.д.).

    ППО подразумевает изучение способов установления сходства между особенностями человека и объективными требованиями труда. Исследование уровней соответствия трудовому посту проводится на основе таких параметров как: физическая тяжесть труда, временные и пространственные ограничения, ограничения когнитивной сферы, личностные качества и др.
    Психологами, которые занимались изучением профессионального отбора специалистов экстремального профиля (Крылов А.А., Марищук В.Л., Никифоров A.M., Рыбников В.Ю., Третьяков В.П.), были выделены следующие этапы ППО:
    Первый этап – предварительное собеседование и первичная оценка личностных качеств кандидата;
  • Второй этап – психологическое обследование (тестирование);
  • Третий этап – обработка и интерпретация результатов обследования;
  • Четвертый этап – итоговое собеседование, принятие решения о категории пригодности кандидата.
    Решение о непригодности, принятое на любом из этапов, прекращает дальнейшую процедуру обследования кандидата, т.е. каждый этап профессионального отбора является вполне самостоятельным в отношении принятия решения о профессиональной пригодности.

    В настоящее время в практику профотбора широко внедряются психодиагностические тестовые методы, которые можно разделить на следующие группы: тесты для исследования основных свойств ВНД, психодиагностические методики для исследования эмоционально-волевых и характерологических особенностей личности, интеллектуальные и психометрические тесты (Крылов А.А., 2008).

    На первом этапе отбора необходимо оценить следующие качества:
    пунктуальность: выявляется информация об умении планировать свои действия и собранности;
  • внешний вид: даёт информацию об аккуратности и склонности к соблюдению социальных норм, дисциплинированности;
  • жестикуляция: активная жестикуляция руками, постукивание пальцами или ручкой по столу, тремор рук и пр. свидетельствуют о волнении;
  • коммуникативные умения и навыки: могут проявляться в словарном запасе, темпе речи, умении грамотно строить фразы и предложения, адекватные реакции на состояние и интересы собеседника; важно оценить умение кандидата установить и поддерживать во время беседы контакт;
  • интеллектуальный уровень: чаще всего проявляется в беседе через умение строить логические умозаключения; необходимо проанализировать, как кандидат соотносит смысл вопроса, обращенного к нему, с формой и полнотой формулируемого ответа;
  • мотивация профессионального выбора: выясняется, что является реальной причиной поступления на обучение/работу/службу кандидата в данную структуру; информация на этот счет может быть получена из ответов самого кандидата, с помощью психологических тестов, либо посредством анализа автобиографического эссе.
    На втором этапе проведения профессионального психологического отбора к использованию рекомендован комплекс методик, распределенных по трем основным блокам, которые прошли массовую апробацию специалистами Государственного учреждения «Центр экстренной психологической помощи МЧС России» и доказали свою практическую ценность с точки зрения валидности результатов. В комплекс вошли:
    интеллектуально – мнестический блок;
  • эмоционально – личностный блок;
  • мотивационно – волевой блок.
    В каждом блоке выделена одна методика, являющаяся обязательной для использования в ситуации профессионального психологического отбора. Остальной перечень методик рекомендуется к проведению при необходимости получения дополнительной информации.

    В качестве обязательной методики интеллектуально-мнестического блока с целью определения группы профессиональной пригодности кандидатов рекомендуется применять «краткий ориентировочный тест» (КОТ). Он относится к категории психодиагностических тестов, позволяющих получить информацию об общем уровне интеллектуального развития индивида, уровне его осведомленности и способности к обучению. В структуру теста включены такие компоненты интеллектуального развития, как:
    способность к обобщению и анализу информации;
  • пространственное мышление;
  • математические способности;
  • грамотность, лингвистические способности;
  • выбор оптимальной стратегии, ориентировка;
  • скорость и точность восприятия;
  • опора на существенные признаки;
  • гибкость мышления.
    В качестве обязательной методики эмоционально-личностного блока с целью определения группы профессиональной пригодности кандидатов рекомендуется применять многоуровневый личностный опросник «Адаптивность». Личностные опросники позволяют получить информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне – от его физического и психического состояния до его морально – этических, общественных взглядов и характера межличностных отношений. Опросник включает следующие шкалы:
    достоверность;
  • поведенческая регуляция;
  • коммуникативный потенциал;
  • моральная нормативность;
  • личностный адаптивный потенциал.
    В качестве обязательной методики мотивационно-волевого блока с целью определения группы профессиональной пригодности кандидатов рекомендуется применять тест «Уровень притязаний» К.Шварцланера. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

    Третий и четвёртый этапы ППО будут рассмотрены и проанализированы в следующих подглавах работы.

    Важным является представление о динамике функционального состояния, развитии психологических свойств и качеств, происходящих в процессе учебы и работы по специальности. В связи с этим целесообразно повторять оценку индивидуально–психологических особенностей через интервалы времени, в которые происходят значимые воздействия на личность. Это требование составляет принцип динамичности (пролонгированности) отбора (Бобровницкая М.М., Голубева О.Ю., Коняева Т.Н., Шойгу Ю.С., 2006).

    В конечном итоге, целями профессионально-психологического отбора являются:
    оценка развития необходимых для успешного обучения и деятельности по выбранной специальности индивидуально-психологических качеств и свойств личности кандидата;
  • вынесение заключения о пригодности к обучению или практической деятельности по соответствующей специальности;
  • содействие улучшению кадрового потенциала спасательных бригад путем профессиональной ориентации кандидатов на 
службу и их обучение в высших учебных заведениях МЧС России; 

  • содействие улучшению качественного состава руководящего звена путем углубленного психологического изучения кандидатов на руководящие должности аппаратов и подразделений МЧС, предоставления психологических рекомендаций относительно формирования резерва кадров на выдвижение (Шленков А.В., 2004; Маклаков А.Г., 2013).
    1.2 Необходимость проведения ППО

    Необходимость в проведении ППО возникает не всегда. Отбор необходим и эффективен только в тех случаях, когда: 1) велика доля лиц, не справляющихся с обязанностями после функционального обучения; 2) ошибка специалиста, допущенная по причине несоответствия требованиям профессиональной̆ деятельности, а) сопряжена с большим материальным или моральным ущербом, б) чревата опасностью для жизни людей. Более того, учитывая высокие расходы на подготовку курсантов высших и средних учебных заведений, профессиональный психологический отбор призван обеспечить существенное снижение соответствующих затрат за счет сокращения числа лиц, которые в последующем оказываются профессионально непригодными или по причине недостаточной мотивации по окончании учебы отказываются от работы по выбранной специальности. Ежегодная статистика аварий и катастроф, связанных с ошибочными действиями сотрудников МЧС России также показывает актуальность проблемы профотбора в данной силовой структуре (Крылов А.А., 2008).

    Приказы, регламентирующие деятельность психологической службы, и в том числе ППО в подразделениях МЧС России, говорят о необходимости отбора кандидатов, готовых по своим личностным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников МЧС обязанности. Определение соответствия этих качеств и свойств личности кандидата, поступающего на службу в МЧС России, в соответствии с нормативно-одобренными требованиями является основой для современного ППО, способного в перспективе решать возложенные задачи кадрового обеспечения.

    Важным является тот факт, что отказ в приёме на службу, работу или учёбу по результатам этого отбора защитит самого кандидата от непосильной по психоэмоциональным и психофизическим параметрам деятельности, снизит риск возникновения психосоматических заболеваний, защитит от негативных последствий его профессиональной несостоятельности. Таким образом, профессионально-психологический отбор служит интересам не только организации, но и конкретных людей, позволяя им сохранить психологическое и физическое здоровье (Казаков Ю.Н., 2007).

    Проблема профессионального психологического отбора специалистов экстремального профиля (в т.ч. спасателей МЧС России), является ведущей в рамках основных проблем психологии труда, психологии безопасности, экстремальной психологии. Научная разработка и практическая реализация процедуры определения профессиональной пригодности требуют учета и соблюдения ряда принципиальных положений, которые определяют методологию психологического обследования и организационные формы его проведения, а также связь результатов определения пригодности с другими формами обеспечения успешности обучения и эффективности профессиональной деятельности. Многие принципы исследовали такие авторы как: В.Д. Шадриков, Д.А. Ошанин, А.А. Крылов, С.А. Конопкин, В.П. Зинченко, Н.Д. Завалова, Е.А. Климов, Г.М. Зараковский, Г.С. Суходольский и др.

    Экстремальный характер деятельности спасателей МЧС России, значительные физические и нервно-психические нагрузки при ликвидации аварий, катастроф и ЧС обусловливают актуальность и практическую необходимость проведения мероприятий по психологическому отбору кандидатов на службу/работу/обучение в рассматриваемую структуру (Дорохова О.В., 2012).

    1.3 Категории профессиональной психологической пригодности кандидатов по результатам ППО

    По результатам психодиагностического обследования выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидатов:

    I категория профессиональной пригодности – «рекомендуется в первую очередь». Относимые к этой категории кандидаты по результатам социально- психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования полностью соответствуют требованиям к работе по специальности или к обучению в ВУЗе, что позволяет им в установленные сроки овладеть образовательной программой преимущественно с отличными оценками;

    II категория профессиональной пригодности – «рекомендуется. Относимые к этой категории кандидаты по результатам социально – психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в основном соответствуют требованиям к работе по специальности или к обучению в ВУЗе, что позволяет им в установленные сроки овладеть образовательной программой преимущественно с хорошими оценками;

    III категория профессиональной пригодности – «рекомендуется условно». Относимые к этой категории кандидаты по результатам социально – психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования минимально соответствуют требованиям, предъявляемым к работе по специальности или к обучению в ВУЗе, с трудом могут овладеть образовательной программой и способны показать преимущественно удовлетворительные знания. Лица, отнесенные к данной категории, допускаются к обучению в ВУЗе при недостатке кандидатов на обучение;

    IV категория профессиональной пригодности – «не рекомендуется». Относимые к этой категории кандидаты по результатам социально– психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования не соответствуют требованиям, предъявляемым к работе по специальности или к обучению в ВУЗе, не допускаются к участию в конкурсе для зачисления в ВУЗ и не могут быть включены в список лиц, имеющих право на зачисление в ВУЗ вне конкурса, а также не могут претендовать на выбранную должность в структуре МЧС России (Голубева О.Ю., Коняева Т.Н., 2006).

    Порядок определения общей категории профессиональной пригодности кандидата:
    определяется категория профпригодности кандидата по отдельно взятой методике, рекомендованной к обязательному проведению в каждом блоке.
  • общая группа профессиональной пригодности кандидата определяется по наименьшей категории, полученной по одной из обязательных методик блока (Бобровницкая М.М., Шойгу Ю.С., 2006).
    Пример: КОТ – I категория профессиональной пригодности, МЛО «Адаптивность» - IV категория профессиональной пригодности, «Уровень притязаний» К. Шварцладера – II категория профессиональной пригодности.

    Общая категория профессиональной пригодности – IV «не рекомендуется».
    Глава 2. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников МЧС России

    2.1 Профессиональные особенности службы спасателей МЧС

    Служба в МЧС России относится к разряду деятельности в экстремальных условиях. По данным отечественных и зарубежных исследований, профессиональная деятельность сотрудника спасательных частей в зоне ЧС по своей стрессогенности занимает первое место в перечне 35 наиболее типичных специальностей и оценивается в 9,9 балов по 10-бальной шкале. Из чего можно сделать вывод, что выполнение служебных обязанностей сопровождается различными психоэмоциональными нагрузками (Семикин Р.С., 2014).

    Экстремальные условия деятельности, с которыми сталкивается личный состав спасательных подразделений, с психологической точки зрения, характеризуется сильными психотравмирующими факторами. Выработка определенных стереотипов поведения и одновременная адаптация к ситуациям риска, отражающих реакцию организма на психотравмирующие факторы, происходит в процессе становления личности в профессиональном плане (Сельченок К.В., Тарас А.Е., 2001).

    На практике личность развивается всё время, так как на нее повседневно влияют люди (началь­ники, сослуживцы), оружие, и специальная техника, а также такие жизненные обстоятельства, как учения, дежурства, постоянное решение сложных, непривычных и неожи­данных задач. Человек общается с другими спасателями (сотрудниками МЧС), обменивается с ними знаниями, мыслями, опытом, согласовывает свои действия, сотрудничает в общем, коллективном действии. Подобная ра­бота интеллектуального порядка положительно влияет на развитие познава­тельных процессов, обогащает эмоциональную сферу, особенно высшие со­циальные, морально- психологические чувства, укрепляет волю. Овладевая оружием и специальной техникой, человек совершенствует свои технические знания и практические навыки. Во время несения службы к нему обращены сложные гума­нитарно-специальные и нравственно-психологические требования, выполняя которые он развивает общественное сознание, дисциплинированность, куль­туру поведения.

    На начальном этапе службы происходит адаптация личности к новым услови­ям жизни и деятельности. При этом некоторые люди при изменении жизненной обстановки испытывают определенный стресс, т.к.
    Через некоторое время, по мере того как формируются необходимые спосо­бы поведения, завершается процесс адаптации к условиям службы в подразделениях МЧС РФ и начинается активное сознательное становление специалиста. Это выражается в развитии специфических качеств личности, которые обусло­влены особым характером деятельности подразделений МЧС РФ, их назначе­нием, традициями, особенностями решаемых задач, специального снаряжения и техники (Русаев Э.С., 2003).

    Наряду с личностной адаптацией и развитием, в процессе становления личности, под влиянием стрессогенных факторов, происходит формирование деформаций. Последствия воздействия психотравмирующих факторов оказывают сильное влияние на профессиональную деятельность сотрудников МЧС России. Источники психической травматизации и непосредственные стрессоры, влияющие на психику и соматическое здоровье работников, могут быть самые разнообразные. Стресс представляет собой наиболее сильный фактор, отражающийся на профессиональной деятельности лиц, по роду своей профессии постоянно сталкивающихся с опасностью и риском для жизни. Однако, не любое действие окружающей среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации (Сельченок К.В., Тарас А.Е., 2001).

    Такими стрессогенными факторами являются:
    риск для жизни и здоровья; 

  • дефицит времени для анализа обстановки и принятия решения; 

  • высокая цена возможных ошибок; 

  • осознанная ответственность за результаты выполняемых 
спасательных работ; 

  • большие физические и психические нагрузки; 

  • конфликтные ситуации в процессе спасательных работ; 

  • интенсивное влияние неблагоприятных факторов окружающей среды.

    Негативное влияние каждого из этих факторов отдельно или их совокупность, может приводить к истощению защитных сил (функций) организма и возникновению расстройств психогенного характера, вплоть до появления нервно-психических и нервно-соматических заболеваний (Ковтунович М. Г.; Рожков Н.В., Ениколопов С.Н., Орлова Е.В., 2007).


    Таким образом, профессиональная деятельность сотрудников МЧС России заключается в овладении специальными приемами и стереотипами поведения в экстремальных ситуациях, связанных с ликвидацией последствий ЧС. На этом фоне происходит активное формирование таких важных качеств личности, как устойчивость к высокому уровню опасности, рискованности, стрессогенности, определённому уровню ответственности; происходит выработка механизмов поведения и действий в неопределенных ситуациях, в условиях ограниченного пространства и дефицита времени (Марьин М.И., 1999).

    2.2 Особенности психологической подготовки профессиональных контингентов

    В структуру психологической работы входят следующие элементы: психологическая подготовка; психологическое сопровождение; психологическая помощь; психологическая реабилитация (Ковтунович М.Г.; Рожков Н.В., Ениколопов С.Н., Орлова Е.В., 2007).


    Рассматривая организацию психологической подготовки спасателей, можно выделить ряд этапов:
    1-й этап – определение содержания и оптимального объема психологической подготовки с учетом профиля подразделения;
  • 2-й этап – определение возможностей всех форм обучения и воспитания сотрудников для обеспечения их психологической подготовки;
  • 3-й этап – комплексное и целенаправленное планирование психологической подготовки и методическое обеспечение её эффективного проведения;
  • 4-й этап – осуществление психологической подготовки в той или иной форме;
  • 5-й этап – контроль и оценка хода результатов психологической подготовки.
    Структурно, психологическая подготовка делится на общую, специальную и целевую.


    Общая психологическая подготовка – это деятельность руководителей, командиров (начальников) по формированию у личного состава чувства патриотизма, профессиональной активности, готовности к самопожертвованию, т.е. конкретной мотивации, целеустремленности, направленности. Она предполагает вооружение личного состава необходимыми психологическими знаниями, формирование психологической готовности и устойчивости к выполнению профессиональных задач. Достигается путем получения военнослужащими и спасателями знаний, в том числе профессионально-психологических; формирования представлений об эффективных действиях по ликвидации последствий ЧС и характере воздействия отрицательных факторов на психику и сознание; формирования у личного состава положительной направленности, целеустремленности и мотивов для добросовестного выполнения своих обязанностей и т. п.

    Специальная психологическая подготовка предусматривает выработку у личного состава психологической готовности и устойчивости при подготовке к конкретным видам аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Она осуществляется путем формирования высокой эмоционально- волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самообладание в опасных для жизни ситуациях, готовности к решительным коллективным и одиночным действиям. Специальная психологическая подготовка осуществляется в процессе учебы, проведения специальных психофизических тренировок (Бодров В.А., Бессонова Ю.В., 2005).

    Целевая психологическая подготовка – это деятельность руководителей, командиров по формированию у личного состава качеств, способствующих выполнению поставленных конкретных задач. 


    В соответствии с требованиями руководящих документов МЧС России и других ведомств, деятельность психологической службы должна быть направлена на повышение эффективности профессиональной подготовки кадров для структурных подразделений, формирование их профессиональных знаний, умений и навыков, воспитание всесторонне зрелой личности (Олейников В.С., 1996).

    К психологическим профессионально важным качествам (ПВК) спасателей предъявляются следующие базовые требования:
    высокая нервно-психическая устойчивость;
  • высокий уровень самоконтроля;
  • высокая активность;
  • хороший интеллект;
  • невысокий уровень тревожности.
    Для руководителей всех уровней важно обладать хорошими организаторскими способностями.

    Особое значение для МЧС России приобретают проблемы, связанные с разработкой системы мероприятий, направленных на психологическое обеспечение профессиональной деятельности и сохранение профессионального здоровья сотрудников. В настоящее время в процесс подготовки специалистов для структурных подразделений МЧС России внедряются новые программы, средства, методы психологической работы, образовательные стандарты, создаются учебно-научные комплексы, вводятся дополнительные подразделения психологического обеспечения (Гапонова Г.И., 2013).

    В содержательном плане психологическая подготовка должна способствовать созданию нового типа развивающей, воспитывающей и обучающей среды, содействующей росту профессионально-творческого потенциала личности действующих специалистов подразделений.

    Одна из главных задач психологической подготовки – не только оказывать своевременную помощь и поддержку сотрудникам, но и научить их самостоятельно, ответственно относиться к своему здоровью, обучить приемам развития стрессоустойчивости, помочь специалистам стать полноценным субъектами своей профессиональной жизни (Рожков Н.В., 2005).

    В связи с этим, любая профессиональная деятельность, связанная с риском, требует особого внимания со стороны психологических служб в системе подготовки кадров.

    2.3 Задачи и методы осуществления психологической подготовки спасателей к профессиональным действиям в экстремальных условиях

    Для обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья специалистов МЧС России, в рамках психологической подготовки, осуществляются следующие виды психодиагностических обследований: профессиональный психологический отбор, мониторинговые психодиагностические обследования, психодиагностические обследования в постэкспедиционный период, психодиагностические обследования в рамках работы аттестационных комиссий (назначение на вышестоящую должность, аттестация спасателей, аттестация на право ведения боевых действий по тушению пожаров в средствах индивидуальной защиты органов дыхания в непригодной для дыхания среде), социально-психологические исследования (Голубева О.Ю., 2012).

    Средствами, позволяющими подготовить спасателя к действиям в экстремальной обстановке, являются:
    Площадка эмоционально-волевых упражнений – это территория с оборудованными на ней специальными устройствами, позволяющими создавать такие учебные ситуации, которые вызывали бы у обучаемых психическую напряженность, волнение, колебания, страх, но в то же время вынуждали бы их, пересиливая себя, выполнить требуемые учебные действия.
  • Психологическая полоса представляет собой связанные в единую цепь комплексы различных объектов, препятствий и учено-служебных ситуаций, ставящих сотрудников перед необходимостью решать сложные психологические и физические задачи, мобилизовать свои возможности.
  • Полигоны специальной подготовки – это совокупность размещенных на специально отведенной территории макетов и копии объектов, представляющих оперативный интерес, и специально приспособленных для проведения занятий.
    Безусловно, практическое обучение в ситуации, приближенной к реальной, изучение факторов психогенного воздействия ЧС и реакции человека на них, освоение спасателями навыков аутогенной тренировки очень важны. Поскольку сотрудники, прибывшие на место катастрофы, также, как и пострадавшие, не застрахованы от проявления различного рода психических отклонений. Этот факт может существенно снизить темпы и качество спасательных работ (Грачев А.А., 2011).

    Повысить эмоциональную устойчивость спасателя к таким психотравмирующим факторам ЧС, как вид обезображенных живых и погибших людей, крики и стоны позволяют тренировки на полигонах, где применяются специальные муляжи, звуковое сопровождение. Такими способами обучения ни в коем случае не следует пренебрегать, т.к. в реальной обстановке обученный спасатель не потеряет несколько часов на психологическую адаптацию к экстремальным условиям.

    Психологические качества личности спасателя не являются чем-то постоянным и неизменным. Учебные занятия и тренировки, внутригрупповое взаимодействие, самостоятельные упражнения и приемы аутогенного психокоррекционного воздействия способны существенно изменить и развить те или иные личностные психологические черты. Психологическая адаптация позволяет спасателям адекватно реагировать на сложившуюся обстановку в зоне ЧС и в установленные сроки приступить к выполнению аварийно-спасательных работ. Кроме того, овладение спасателями навыками саморегуляции позволит в экстремальных условиях преодолевать утомление, а также восстанавливать работоспособность в гораздо более сжатые сроки (Русаев Э.С., 2003).

    Психологическая подготовка спасателей призвана решать следующие основные задачи:
    повышение психологической устойчивости сотрудников МЧС к действию экстремальных факторов и их сочетаний в чрезвычайных ситуациях;
  • развитие у сотрудников ПВК, формирование у них особых характеристик навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях.
  • формирование у спасателей представлений о характере подготовки и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР); 

  • оказание психологической поддержки спасателям во время работы в экстремальных условиях;
  • восстановление нарушенных психических функций во время проведения аварийно-спасательных работ и после их окончания.

    2.4 Понятие психологической готовности спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях

    Главным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психических качеств с помощью средств педагогики, главным из которых является максимальное приближение обучения к реальным условиям решения предстоящих задач. Известный советский педагог А.С. Макаренко писал: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество…» (Марищук В.Л., Евдокимов В.И., 2001).

    Знания не могут быть глубокими и прочными, если они не подкреплены практическим опытом. Вот почему при проведении занятий с личным составом формирований по ведению спасательных работ в районах ЧС нужно не только давать словесное описание необходимых действий, но и отрабатывать с обучаемыми приемы и способы локализации и тушения пожаров, проведения работ по защите от наводнения, оказания первой медицинской помощи и т.п. Иными словами, должна использоваться такая система обучения, когда от усвоения знаний, закрепленных в памяти, образов и понятий переходят к приобретению умения психологического образования, успешно объединяющего знания с практическим действием в конкретной обстановке, и в дальнейшем – к выработке навыка – такого действия, которое выполняется быстро, правильно, экономно, с наибольшей концентрацией внимания автоматически. Приобретение навыков особенно важно потому, что они позволяют четко выполнять работу в условиях больших физических и психологических нагрузок. Прочные навыки способны противостоять дезорганизующему воздействию значительных по силе отрицательных эмоций. В основе выработки навыка лежит сознательное многократное повторение действий (упражнение). При этом отрабатываемые приемы повторяются не механически, а постоянно усовершенствуются (Шленков А.В., 2006).

    Различают три психофизиологических механизма, которые влияют на психологическую готовность человека к нахождению и действию в экстремальных условиях:
    Первый – безусловнорефлекторный – заключается в том, что внешние раз­дражители (сильные и неожиданные звуки, вид погибшего и искалеченного человеческого тела, внешние выражения страха в поведении другого человека, тошнота и некоторые другие) являются безусловными сигналами, на которые психика реагирует эмоцией испуга, страха различной интенсивности. По мере адаптации к такого рода воздействиям, безусловные рефлексы тормозятся, и эмоция страха ослабевает и даже полностью исчезает.
  • Второй механизм реагирования на факторы опасности – условнорефлекторный. Он действует тогда, когда человек получил некоторый опыт и у него вы­работался нежелательный условный рефлекс на те элементы обстановки, кото­рые сами по себе вполне безопасны, сопутствовали раньше действию реаль­ной опасности. На этой основе страх может быть вызван практически любым факторам, если только он раньше был связан с тем или иным элементом действ­ительной опасности. Борьба с этим видом страха ведётся путём торможения соответствующего условного рефлекса.
  • Третий механизм – интеллектуальный: чувство страха может быть следствием мысленного воссоздания опасности, воображения опасной ситуации, воспомина­ние о пережитой угрозе и т. п. (Русаев Э.С., 2003).
    Если человек способен противостоять опасности, не давать воли страху, активно действовать в смертельной обстановке. Угрозе он противопоставляет чувство гражданского долга и самоотверженность, волю к победе, отвагу, смелость, храбрость, мужество, склонность к разумному риску и способность к раз­витию оперативного возбуждения и другие каче­ства и состояния, считается, что он психологически подготовлен к выполнению боевых задач в особо трудных и опасных условиях (Шойгу Ю.С., 2007).

    Заключение

    В данной работе были рассмотрены различные аспекты применения системы профессионального психологического отбора и особенности подготовки специалистов МЧС России. Изучение мероприятий на каждом этапе отбора доказало необходимость проведения ППО в структуре для выявления у кандидатов противопоказаний к несению службы в экстремальных условиях в связи с большими физическими и психоэмоциональными нагрузками на специалистов данного профиля. В связи с этим была проанализирована зависимость приёма кандидатов

    Список литературы
  • Бодров В.А., Бессонова Ю.В. Развитие профессиональной мотивации спасателей // Психологический журнал. No 2. 2005.
  • Гапонова Г.И. Психолого-педагогические обеспечение профессиональной подготовки инженеров МЧС и пожарной безопасности // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность – Краснодар: КСЭИ, 2013. - No 3-4.
  • Голубева О.Ю. Психодиагностическое обеспечение деятельности специалистов экстремального профиля / научн. мат. V Съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». – Т. 2. – Москва, 2012.
  • Ковтунович М. Г.; Рожков Н.В., Ениколопов С.Н., Орлова Е.В., Психологическая подготовка спасателей: Учебное пособие для спасателей студенческих спасательных отрядов /Под ред. М. Г. Ковтунович. – М., 2007.
  • Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел РФ. Решение Коллегии МВД России от 22 окт. 2003 г. No 5 КМ/2.
  • Крюкова М.А. Профессиограмма спасателя поисково-спасательной службы МЧС России: Руководство. ГУ ЦЭПП МЧС России (филиал ВЦЭРМ МЧС России г. Санкт-Петербург). М., 2000.
  • Марьин М.И. Динамика заболеваемости пожарных нервно-психическими болезнями // Пожарная безопасность. 1999.
  • Олейников В.С. Акмеологические проблемы воспитания профессионально- нравственной культуры. СПб., 1996.
  • Рожков Н. В. Психологическая подготовка спасателей. Методическое пособие. М.: Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, 2005.

  • Сельченок К.В., Тарас А.Е. Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия. Сер. Библиотека практической психологии. 2001.
  • Шленков А.В. Анализ сформированности психологической готовности к выполнению служебных обязанностей молодыми сотрудниками пожарно-спасательных формирований. // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России № 4 (15) 2006.
  • Шленков А.В. Методы профессионального психологического отбора в структурные подразделения МЧС России (учебно-методическое пособие). СПб.: СПб ИГПС МЧС России, 2004.

  • перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей