Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья


НазваниеРазвитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дата12.11.2019
Размер0.55 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла_Развитие графомоторных навыков у детей.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#65065
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И. Кант
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: вопервых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно
выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом
(например «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Работая с дошкольниками с ОВЗ, мы наблюдаем с какими трудностями сталкиваются эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д.
У детей с ОВЗ плохо развитые двигательные функции рук. Отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Поэтому работа педагогов и родителей не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму.
Основная наша задача — развитие двигательных и познавательных способностей. Она реализуется через развитие:
1. Двигательной области коры головного мозга:

формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами
(твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;

умение владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

формирование зрительно-моторной координации.
2. Речевой области коры головного мозга:

формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями;

развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия;

развитие координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков;

развитие пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.
3. Формирование навыков учебной деятельности:

умение слушать, понимать и выполнять словесные установки;

умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр.
Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга и двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие - смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития.
Различные игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц: сгибательных и разгибательных постоянно
поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.
В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения необходимо проводить для правой и левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.
Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.
Таким образом, повторяя различные игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т.е. вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности. Но приучать детей к таким занятиям нужно с простых и легких упражнений. Они трудны для тех ребят, у которых слабо развиты моторные навыки.
Ребенок с ОВЗ видит образец во всех деталях, но из-за неразвитых мелких движений рук он не может его воспроизвести. Ему сложно работать еще и потому, что он видит уже готовое изображение, но не видел, как его делали. Малышу легче действовать с предметами, вырезать, наклеивать, рисовать, писать и т.д. по показу взрослого. Но в этом случае требуются подробные пояснения.
Также необходимо помнить: то, что интересно, эмоционально окрашено чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и полнее им воспроизводится.
Графомоторные навыки:
1. Мелкая мускулатура пальцев:
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез:
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование:
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика:
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Упражнения для развития графомоторных навыков
1. Мелкая моторика:
- работа с пазлами, мозаикой, бусами, конструктором «Лего», игра с волчками, игра «Золушка» (перебирать фасоль и горох) и др.;
- рисование узоров на листе бумаги в клеточку, не отрывая руки от бумаги и не вращая лист;

- вырезание фигур из бумаги разной сложности;
- обведение по контуру геометрических фигур (большую фигуру нужно обводить по внутреннему контуру, постепенно сжимая радиус обводки; маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится новых фигур, тем лучше.);
- выкладывание фигур, предметов из счетных палочек;
- выкладывание узоров из веревочки;
2. Формирование пространственных представлений, рядоположения:
- конструирование;
- расположи матрешки от большей к меньшей;
- пальчиковые игры;
- массаж лица, языка, рук;
- штриховки;
- построй буквы из пальцев, из других предметов;
- работа с мелкими предметами;
- лепка;
- аппликация;
- рисование.
3. Работа над ритмом:
- выполнение упражнений руками на весу, на опоре, одной рукой, двумя руками;
- чередование ритма;
- акцентуация медленных ритмов в играх.
4. Развитие внимания:
- считывание эмоциональных оттенков;
- путаницы;
- игра «Найди отличия»;
- создание изображения по точкам, по пунктирным линиям;
-выкладывание картинок в правильной последовательности;
- лабиринты;

- отгадывание загадок;
- игра «Что перепутал художник?»;
- дорисовывание симметричных фигур;
- чтение детям сказок, рассказов, прослушивание аудиозаписей.
5. Память:
- выкладывание 3-4 картинок в определенной последовательности, в какой они предъявлялись;
- выкладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной последовательности;
- игра «Чего не стало?», «Что изменилось?»;
- запоминание 4-5 картинок, а затем их отбор среди других 8-10 картинок;
- обведение контуров букв, выполненных пунктиром;
- дописывание букв.

Желаю успехов!
Консультацию подготовила учитель – логопед МАДОУ №8 Ткаченко О.В.
Список используемой литературы
1. Бот, О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с ЗПР // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи
/ О. С. Бот. – Сб. науч. трудов. – М., 1982.
2. Зиннхубер, Хельга. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения: От 4 до 7,5 лет / Хельга
Зиннхубер; (пер. с нем Е. Араловой). – М.: Теревинф, 2009.
3. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка/ М. М. Кольцова. – М. 1973.
4. Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму.
Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков/ С. О. Филиппова – СПб., 1999.
5. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь/ В. В.
Цвынтарный. – Нижний Новгород, 1995.
6. Подрезова, И. А. Школа умелого Карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5–7 лет с речевыми нарушениями / И. А. Подрезова. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей