Речевая деятельность Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. 2-3 мес – гуление. Постепенно становятся разнообразными интонации и усложняются сами звуки. В 5-7 мес гуление постепенно переходит в лепет. В процессе общения ребенок пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить ряды слогов.
В 8 – 9 мес – модулированный лепет с разнообразными интонациями. С 11 мес – появляются первые слова (сущ. ед.ч. И.п.) Начало второго жизни характеризуется расширением объема понимания обращенной речи.
1г 3 м – 1г 10м – период предложений.
Появляются отдельные слова в роли предложений, объединение в одном предложении нескольких слов-корней.
В самостоятельной речи 20 слов. 1г 10м – 2 г – увеличение объема предложения. Это комбинация существительного и глагола – «физиологический аграмматизм».
В самостоятельной речи – 50 слов.
Понимает действие предмета, выполняет просьбы взрослых, состоящие из 2 частей.
Начинает задавать вопрос: «Что это?».
В речи много глаголов в повелительном наклонении. 2 г – 2г 6 м – дальнейший рост простого предложения. Появление бессоюзного сложносочиненного предложения, затем союзные предложения с союзами а, а то, потому что, когда.
Дети могут произносить звуки раннего онтогенеза (нейотированные гласные и простые согласные), произношение более сложных звуков нарушено вследствие физиологического несовершенства артикуляционного аппарата. 2г 6 м – 3 г – развитие сложного предложения.
Появляются сложноподчиненные предложения с союзами: чтобы, если и др.
Активный словарь – 1500 слов.
Период освоения грамматического строя речи – связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов. 3 – 4 года – возраст словотворчества.
Навыки ведения диалога и монолога, может сам формулировать вопросы, дает развернутый ответ на вопросы взрослого.
Использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения, развивается связное высказывание.
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения.
Дети усвоили навыки произношения многих звуков, в их речи исчезло смягченное произнесение согласных звуков и замены их на [т`], [д`]. Появляются свистящие звуки, [л`], йотированные гласные. 4г – 5л
Ребенок владеет навыками согласования членов предложения по грамматическим категориям числа, рода, падежа.
Фразовая речь состоит из 5-6 слов.
Заканчивается формирование произношения шипящих звуков [ш], [ж].
Словарь – 2000 слов. 5л – 6л
Звукопроизношение нормализовалось, грубых аграмматизмов нет.
Возможности ребенка в составлении рассказов возрастают (творческое рассказывание в нужной временной и логической последовательности).
Улучшается способность детей к дифференциации твердых-мягких, звонких – глухих согласных.
Соноры усваиваются позже всех.
Снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи.
Начинает формироваться внутренняя речь, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности. К 7 годам ребенок овладевает устной речью как полноценным средством общения.
|