Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

СТАТЬЯ Роль игр занятия в формировании сенсорных эталонов (1). Роль игр-занятий в формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста


Скачать 25.77 Kb.
НазваниеРоль игр-занятий в формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
Дата11.03.2020
Размер25.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСТАТЬЯ Роль игр занятия в формировании сенсорных эталонов (1).do
ТипДокументы
#67605
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

РОЛЬ ИГР-ЗАНЯТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье проанализировано состояние формирования у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов посредством игр-занятий.

Сенсорное воспитание, целью которого является сенсорное развитие, считается одной из главных составляющих воспитания в дошкольном возрасте. Так утверждали известные личности, осуществляющие педагогическую деятельность: Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н.П. Сакулина.

Здесь присутствуют две различные стороны, помогающие понять характер данного понятия. Это своеобразная основа когнитивного развития, одновременно, самостоятельное значение, ведь полноценное восприятие поспособствует эффективному обучению ребенка в разных сферах деятельности, поможет ему приспособиться к социуму [5].

С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков представляющие собой ведущих психологов утверждали следующее: в процессе обучения необходимо добиваться того, чтобы ребенок четко видел, воспринимал окружающие объекты. У него должно развиваться целенаправленное восприятие, внимание должно быть направлено на конкретные стороны. Надо научить выделять самые важные характерные свойства в предметах.

Важное значение в воспитательном процессе имеют сенсорные эталоны – представления о воспринимаемых на уровне чувств качествах объекта, и у детей должно постепенно складываться понимание о них. Данные представления характерны обобщенностью, содержат самые важные свойства. Это общие знания, опыт, который накапливался человечеством на протяжении всей истории существования. Когда ребенок усвоит это понятие, у него появятся знания о главных видах предметов, их качеств [3].

В эталонную систему входят цвета (оранжевый, фиолетовый, красный, желтый, голубой, зеленый, синий, белый, черный), также, пять разных форм (квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник) и величины (маленькая, большая, средняя). Следовательно, первое с чего надо начать в процессе обучения – это с формирования у детей понятия об этом.

Личное восприятие младших дошкольников имеет предметный характер, иначе говоря, качества предмета не отделены у детей от самого предмета – они все видят вместе.

В момент восприятия они замечают лишь самые яркие качества предмета, иной раз лишь одно, по которому и различают между собой предметы. Дети воспринимают, к примеру, зеленую траву, желтый и кислый лимон, взаимодействуя с предметами и тогда уже видят разнообразие. Таким способом у них развивается практический навык разделять характеристики предмета и сам предмет, отмечать подобные характеристики в различных предметах, также, разные в каком-то одном предмете [4].

Представления о разных цветах дети начинают использовать в процессе выполнения задач, где следует определить оттенки разных предметов, обобщить их согласно цветовому признаку. У них также происходит первое знакомство с цветовыми сочетаниями: что цвета «подходят» или «не подходят» друг к другу.

По словам В. Я. Семеновой, ребятам младшего дошкольного возраста присуща фрагментарность, слабоватое восприятие и неумение анализировать.

Для многих детей характерно понижение цветового восприятия, чувствительности. В большинстве случаев они отличают правильно белые, черные цвета, красные, синие – если те являются насыщенными и яркими. Однако, в случае с слабонасыщенными оттенками дело обстоит сложнее – дети не замечают схожести с насыщенными цветами, не способны воспринять подобные по спектру оттенки. Также они путают их названия и активный словарный запас не содержит названия множества оттенков [2].

Существуют специальные критерии, помогающие дать оценку сформированности цветового восприятия – это формирование сенсорных эталонов цветов. Здесь имеются свои показатели:

- способность соотнести цвет и образец;

- способность расположить цвета соответственно образцу;

- способность отыскивать цвета, оттенки согласно названию;

- называние главных и добавочных цветов, также, оттенков.

В качестве формы обучения используют дидактическую игру и здесь присутствует масса сложностей. В ней действенны два начала параллельно, что и отличает от обычной учебы: учебное познавательное и игровое занимательное.

В случае с учебным познавательным имеют место дидактические задания, данные с целью умственного и сенсорного развития. Присутствие задач, ради которых с детьми проводят обучающие игры, делает весь процесс целенаправленным. Однако, дидактическая игра является обучающей и эффективной только тогда, когда задачи ставятся не напрямую, а посредством игры.

Дидактическая игра, применяемая как игровой способ обучения, делится на две разновидности: игры-занятия и игры дидактические. Первая разновидность предполагает непосредственное участие воспитателя, использующего различные приемы ради повышения интереса ребенка. Он должен создать игровую обстановку, обеспечить атмосферу соревнования. Применение различных составляющих игры обязательно идет в комбинации с подсказками, наводящими вопросами, пояснениями [1].

Ведущие специалисты, работающие в сфере игровой деятельности, выделили главную структуру игры: дидактические задания, правила и практические действия.

Игра, предназначенная для обучения, включает дидактическую обучающую задачу. В процессе занятий ребенок решает предоставленную задачу в интересной форме, достигаемой конкретными действиями.

Дидактическую игру и простые игровые упражнения различает то, что в игре все правила контролируются и направляются текущими действиями [3].

В игре обязательными составляющим являются установленные правила, именно благодаря им учитель в процессе игры пытается руководить поведением детей. Таким образом, происходит воспитательно-образовательное занятие и при помощи правил оно движется по нужному пути, сочетая различные задачи. Поведение и взаимоотношения играющий детей становятся более организованными.

С.Г. Якобсон полагает, что для здорового и правильного развития у детей представлений об имеющихся цветах, оттенках, первоначально необходимы именно дидактические игры. В ходе таких занятий они научаться различать главные цвета, узнавать их, выделять среди множества других. Затем следует знакомить с другими оттенками и, таким путем, они будут полноценно развиваться в данном направлении [5].

При достижении данного этапа можно предложить своеобразные игры, которые тренируют в различении оттенков, назывании – это касается, как основных, так и дополнительных.

На подобной основе осуществляется формирование или закрепление детских представлений о конкретной системе цветов, соотношений, месте, также, последовательности каждого из цвета в общем спектре.

Когда ребенок получает знания о цветах, происходит умственное и сенсорное развитие. При использовании данных знаний в качестве эталонов или средства познания различных предметов, он быстрее, эффективнее, двигается и соображает в окружающей среде. В итоге вся последующая деятельность со временем усовершенствуется.

Даже если дети получают нужные знания о цветах, начинают понимать, что собой представляют сенсорные эталоны, это еще не говорит о том, что они станут сами применять их практически. В этом случае предлагаемые игры послужат расширению навыков использования таких эталонов, и функция игр не является учебной, она направлена на применение знаний, которые уже присутствуют [1].

Методы, согласно которым проводятся дидактические игры:

1.Дети младшего дошкольного возраста особенно возбуждены, для них, наглядный пример действует эффективнее, чем слова. По этой причине будет правильнее объяснять правила путем показов конкретных шагов игры. Если предполагается несколько разных правил, не стоит спешить рассказывать о них.

2.Игры должны осуществляться таким образом, чтобы дети были радостными, энергичными, проявляли инициативу.

3.Необходимо обучать детей игре, делая все возможное чтобы они не препятствовали друг другу. Важно тренировать их заниматься маленькими группками, вкладывать понимание, что заниматься вдвоем или в команде намного интереснее.

4. Ребята младшего дошкольного возраста нуждаются в непосредственном участии воспитателя – он обязан быть вовлечен в саму игру. Вначале следует привлечь уникальными яркими материалами, затем разобрать и собрать с детьми. Им должен быть интересен сам предлагаемый материал.

5. У ребят преобладает познание мира на уровне чувств и ощущений, поэтому воспитателю надо подобрать такие игрушки, которые можно исследовать и действовать с ними активно.

6. Уже известные игры станут для детей занимательнее, когда периодически вводить новшества или нечто более сложное, предполагающее активную умственную деятельность. Поэтому советуют повторять одинаковые игры в различных вариантах, постепенно меняя и усложняя процесс.

В процессе прохождения игр у детей образовываются предметные образы с присущими им цветовыми характеристиками. Практические шаги, нацеленные на различение множества цветов и целых образов, помогут научиться определять правильный цвет «в уме». Иначе говоря, ребенок мысленно прокрутит свои действия, начнет выполнять их сначала «в голове». Тогда произойдет быстрое различение цветов, то есть процесс пойдет гораздо быстрее [4].

Игры со временем будут формировать сначала практику, действия по различению цветов, впоследствии произойдет формирование сенсорных эталонов. Задания с усложнением могут начинаться с контрастных цветов, затем добавляются другие цвета. Ребята постепенно будут различать оттенками и развиваться в этом направлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Жукова О. С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. — 352с. — (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).
  • Звягина О. Н., Синяпкина Е. И. Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 222-224. — URL https://moluch.ru/archive/184/47269/ (дата обращения: 21.01.2020).
  • Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 136-139. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664/ (дата обращения: 21.01.2020).
  • Миронова О. В. Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников через дидактические игры // Молодой ученый. — 2019. — №35. — С. 134-138. — URL https://moluch.ru/archive/273/62212/ (дата обращения: 21.01.2020).
  • Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — М.: Дрофа, 2006. — 176с. — (Дошкольник. Психология).
    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей