Рэй Берк и Рон Херрон
ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
Проверенное и поэтапное руководство по воспитанию ответственных детей и созданию счастливой семьи
Санкт-Петербург
2001
О Г Л А В Л Е Н И Е:
Предисловие редактора перевода ................................ 6
Введение .........................................................8
Глава 1 Наказание иди обучение .................................. 11
Глава 2 Ясность ............................................ 17
Глава 3 «Последствия» ....................................... 23
Глава 4 Положительные «последствия» .................................. 31
Глава 5 Отрицательные «последствия» .............................. 37
Глава 6 Эффективная похвала .....................................47
Глава 7 Профилактическое обучение ...................... ...........55
Глава 8 Четкие требования .......................................... 63
Глава 9 Сохраняйте спокойствие ..................................... 71
Глава 10 Корректирующее обучение ...................................79
Глава 11 Обучение самоконтролю .................................... 87
Глава 12 Принятие решений ....................................... 97
Глава 13 Графики и договоры ...................................... 105
Глава 14 Семейные собрания ...................................115
Глава 15 Средства массовой информации — друзья или враги? .................. 121
Глава 16 Социальные навыки.......................................... 129
Глава 17 Влияние сверстников ................................... 153
Глава 18 Как помочь ребенку добиться успехов в учебе ................... 159
Краткий справочник ............................................ 175
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА ПЕРЕВОДА:
Бойз Таун» («город мальчиков») был основан в 1917 году священником отцом Фланаганом как дом-город для осиротевших и беспризорных детей. 20-е годы в США были временем экономического кризиса и «великой депрессии», безработицы, голода и нищеты. Дети в такие трудные времена страдают не меньше, чем взрослые, но не умеют, не могут организовывать митинги и просить о помощи. Отец Флананган хотел помочь детям пережить это нелегкое время, дать им возможность нормально развиваться и вырасти хорошими и ответственными людьми. И помог. Дом-город, организованный священником, удивительно напоминал легендарную коммуну для беспризорников, основанную А. С. Макаренко примерно в то же время в России. Фильм о «Бойз Таун» был так же популярен в Америке, как «Республика ШКИД» у многих поколений русских людей.
«Бойз Таун» развивался все эти годы и превратился во всемирно известную организацию со своей системой помощи сиротам, беспризорным и «трудным» детям и их родителям. Эта система включает в настоящее время приюты, семейные дома, терапевтические дома-центры, больницы, телефоны доверия, учебные программы для родителей и профессионалов на территории США и Южной Африки. Система построена так, что каждый ребенок, мальчик или девочка 10—18 лет, любой национальности и религии, оказавшийся в трудной ситуации, может найти здесь необходимую помощь. Больше 20 лет «Бойз Таун» помогает не только мальчикам, но и девочкам, и в сентябре 2000 года дети проголосовали за его переименование в «Город девочек и мальчиков» — «Гелз — Бойз Таун».
«Бойз Таун» пользуется поистине всенародным уважением и признанием. Каждый американец и многие люди в других странах знают это название. Есть ценности жизни, для которых не существует границ, национальных и политических. Воспитание детей — одна из таких ценностей. Я рада представить программу «Воспитание на основе здравого смысла» читателям в России. Более пятисот тысяч родителей в 13 странах мира, включая Англию, Германию, Францию и Японию, прошли обучение по данной программе со времени ее разработки в 1989 году. Программа удивительно хорошо работает и помогает детям и родителям жить в мире и согласии. Надеюсь, она окажется полезной и вам.
Выход этой книги в России стал возможен благодаря сотрудникам «Бойз Таун», их бескорыстной помощи и заинтересованности, прежде всего благодаря директору, отцу Петеру, его доброму вниманию и заботе о детях, в какой бы стране мира снк ни жили, Рею Берку, Джо Диллону, Джени Сербер, Барбаре Лоннборг и многим другим. Я хочу поблагодарить мою маму, а также Евгения Креславского, Виктора Бергера и Людмилу Гудман-Турменко за ценные советы, касающиеся перевода книги. Спасибо моим детям, Кате и Яше, которые помогли мне оценить замечательный эффект «Воспитания на основе здравого смысла». Особая признательность Кате за помощь в переводе и подготовке рукописи.
Татьяна Балашова,
кандидат психологических наук
ВВЕДЕНИЕ
Вам предстоит нелегкая, но очень важная работа, может быть, самая важная из тех, какие только бывают на свете. Кое-кто считает, что она плохо оплачивается, не всегда приносит удовлетворение, отнимает огромное количество сил и времени и никогда не может быть доведена до конца.
И тем не менее, это удивительная работа! Услышав, что мы называем воспитание детей самым благодатным и замечательным занятием в мире, некоторые родители отнесутся к этому более чем скептически: что за радость вытирать сопливые носы, поднимать сонных детей в школу, целыми днями таскать их по всевозможным кружкам и занятиям, выслушивать жалобы на несправедливость учителей и нытье по поводу вареной моркови? Однако все это — внешняя сторона дела, за ней — нечто гораздо большее: узы, которые соединяют нас и наших детей, и возможность поделиться с ними своей любовью и своими жизненными ценностями.
Вряд ли можно найти родителей, никогда не испытывавших трудностей с детьми. У каждого бывают минуты, когда он начинает сомневаться в правильности своих поступков и нуждается в помощи и совете. Тут-то и может пригодиться вам наша книга.
Нам отлично известно, как трудно воспитывать детей. Наша организация — «Бойз Таун» («Город мальчиков») была основана священником, отцом Эдвардом Дж. Фланаганом, в 1917 году. Она оказывала помощь осиротевшим и беспризорным мальчикам, предоставляла им кров, кормила, учила и давала профессию. В конце 60-х — начале 70-х годов, когда проблемы американских детей стали более сложными и серьезными, «Бойз Таун» расширил область своей деятельности и разработал программу «Семейный дом», предназначенную не только для мальчиков, но и для девочек, а также для целых семей. В 80-х годах у нас появился еще один проект, получивший название «Воспитание на основе здравого смысла», который стал основой этой книги. С тех пор с нашими методами воспитания познакомились тысячи родителей в США и других странах.
Чем же хороши наши методы? Мы считаем, что в воспитании необходимо опираться на две вещи — на «голову» и на «сердце». Говоря о «голове», мы имеем в виду использование логического, практического метода воспитания, иными словами, мы учим родителей навыкам, которые помогут им изменить поведение детей. Под «сердцем» мы понимаем безусловную любовь к детям. Те из мам и пап, кто последовал нашим советам, считают, что благодаря «Воспитанию на основе здравого смысла» они научились лучше справляться с родительскими обязанностями, получать от них большее удовлетворение, а их дети стали лучше себя вести.
Для ребенка нет человека важнее, чем его папа или мама. Вы — его первый и самый главный учитель. Никто никогда не сможет повлиять на жизнь маленького человека сильнее, чем его родители, и поэтому от вас потребуется вся любовь, вся энергия и все терпение, на которое вы только способны. Вкладывая их, вы поймете, что нет более трудного и интересного дела, чем воспитание детей.
В этой книге говорится о многом из того, что необходимо знать и уметь родителям, но есть одно условие, без которого невозможен успех: вы должны отдавать ребенку время. Научить его чему-нибудь можно, только находясь рядом с ним. Нельзя познать радость и богатство семейного общения, не посвящая этому времени. Это абсолютно необходимо. Время, проведенное вместе, является тем элементом, который цементирует семью.
Каждая глава книги посвящена отдельному навыку воспитания. Она подробно описывает его и приводит примеры практического применения. Мы рекомендуем подробно познакомиться и постараться запомнить все «шаги» каждого из этих навыков, а затем почаще обращаться к ним на практике.
Прекрасно понимая, что в мире не бывает абсолютно одинаковых ситуаций, одинаковых детей и одинаковых родителей, мы приводим практические инструкции и предложения, которые помогут вам приспособить каждый из навыков к вашей уникальной ситуации, к вашему стилю взаимодействия с ребенком. Описываемые здесь навыки больше всего подходят для воспитания детей от 3 до 16 лет.
Поведение ребенка формируется в течение всей его жизни, и не стоит надеяться, что оно изменится за один день. Постарайтесь замечать даже небольшие сдвиги в нужном направлении и хвалить себя даже за самые маленькие успехи. Помните, что иногда, прежде чем улучшиться, поведение ребенка может на некоторое время стать хуже — не спешите опускать руки! Ваши старания обязательно будут вознаграждены, и на смену сомнениям придет ощущение уверенности. Будьте настойчивы, и ваши самоотверженность, терпение и труд непременно увенчаются успехом.
ГЛАВА 1: НАКАЗАНИЕ ИЛИ ОБУЧЕНИЕ
Чтобы лучше понять, какой тактики воспитания вы придерживаетесь, когда ваши дети плохо себя ведут, попробуйте ответить на следующие вопросы: Ругаете ли вы детей за их поведение? Прибегаете ли к угрозам, зная, что не станете или не сможете привести их в исполнение? Говорите ли детям то, о чем впоследствии жалеете? Часто ли уступаете детям только потому, что это легче, чем вступать с ними в спор? Часто ли прибегаете к строгому наказанию за небольшие проступки? Наказывали ли вы когда-нибудь своих детей физически — шлепали или поддавали им, потому что считали, что никакие другие средства уже не могут помочь? Если на некоторые из приведенных вопросов вы ответили положительно, это, скорее всего, означает, что в воспитании вы полагаетесь на наказание. Если так, вы не одиноки. Многие родители, стремясь добиться от детей хорошего поведения, срываются на крик, бранят, обзывают их и наказывают физически. Но наказание — не лучший способ воспитания.
НАКАЗАНИЕ:
Под неприемлемым наказанием мы понимаем грубость и насилие, неразумные действия, вредящие ребенку. Когда детей подвергают телесным наказаниям — бьют, шлепают, дают подзатыльники — это наносит им эмоциональный и физический вред.
Когда ребенка унижают, высмеивают, кричат на него или изолируют — это тоже неприемлемое наказание, поскольку оно мешает правильному развитию ребенка.
Почему же тогда взрослые так часто прибегают к подобным способам воздействия? Такое наказание позволяет быстро изменить поведение ребенка (хотя впоследствии вызывает еще большие трудности во взаимоотношениях родителей и детей). Кроме того, оказавшись в трудном положении, взрослые нередко просто не знают, что можно предпринять, и потому реагируют автоматически, давая волю своему гневу и раздражению. Иногда их пугает потеря власти над ребенком: а вдруг дети перестанут их слушаться? Возможно также, что никто никогда не учил их другому способу воспитания, и они просто следуют примеру своих родителей.
Вот два примера неподходящего наказания:
Миша играет с мячом и учится забивать его в ворота. Его брату Диме тоже не терпится погонять мяч, и, не дожидаясь своей очереди, он выбивает его из-под Мишиных ног. Миша толкает Диму. Вошедшая в этот момент мама хватает Мишу и говорит: «Как тебе не стыдно обижать брата?»
Леночка взяла красный карандаш и нарисовала картинку на обоях в гостиной. Получившийся рисунок так ей понравился, что она позвала маму, чтобы та тоже полюбовалась им. Мама рассердилась и, шлепнув Леночку, на час отправила ее в детскую.
В ответ на неподходящее или неразумное наказание дети, скорее всего, поведут себя не самым лучшим образом — будут кричать, браниться или же, обиженно пробурчав себе что-нибудь под нос, уйдут в другую комнату. Вероятнее всего, им не понравится это наказание, да и у вас от него останется неприятный осадок. Более того, вряд ли это наказание научит детей вести себя правильно, чтобы избежать неприятностей в будущем.
Неподходящее наказание влияет на то, как дети воспринимают себя. От того, что на ребенка кричат, унижают и бьют, сильно страдает его самолюбие. Он начинает искать способы отомстить наказавшему его человеку, или старается его избегать.
Нередко наказание нарастает, как «снежный ком». Когда какая-то мера не приводит к ожидаемому результату, родители уже не могут остановиться и прибегают к более жесткой. Так наказание может перерасти в крики, а затем и в побои.
ОБУЧЕНИЕ: Цель этой книги — показать родителям, как более эффективно учить своих детей правильно себя вести, не прибегая при этом к неподходящим наказаниям. «Воспитание на основе здравого смысла» предлагает родителям то, что мы называем «разумным обучением». Разумное обучение — это позитивный и эффективный подход к неправильному поведению детей.
Использовать разумное обучение вам помогут следующие указания: Прежде всего, Во-вторых, В-третьих, В-четвертых, В-пятых, В-шестых, Иными словами, разумное обучение поможет вашему ребенку обрести уверенность в себе, научит его ладить с окружающими и привьет навыки, необходимые для принятия самостоятельных решений.
ГЛАВА 2: ЯСНОСТЬ
«Ты поступаешь безответственно!»
«Никита, ну-ка соберись и перестань безобразничать!»
«Когда мы были в магазине, ты был просто умницей!»
Действительно ли понимают наши дети, что мы имеем в виду, когда говорим подобные вещи?
Если мы хотим чему-то научить своего ребенка, необходимо говорить с ним на понятном ему языке. Что могут означать для детей слова вроде «безответственно», «безобразничать», «неуважительно»? Им трудно взять в толк, чего от них хотят, и это вызывает у них недоумение и досаду.
Стараясь научить чему-то детей, необходимо доходчиво излагать свои мысли, сообщать, чего от них хотят и как именно они должны этого добиться. Следует указывать детям, когда они делают что-то неправильно, а когда правильно.
БУДЬТЕ КОНКРЕТНЫ
Необходимо воздерживаться от неопределенных высказываний. Родители должны давать точное описание поведения детей и говорить о том, что можно увидеть, услышать или измерить. Вот примеры точного описания поведения:
«Моя дочь говорит по телефону больше часа».
«Когда я прошу сына что-то сделать, он закатывает глаза и выходит из комнаты».
«Когда мои дети приходят домой из школы, они убирают на место портфель и сразу же спрашивают, не надо ли помочь по хозяйству».
«Когда я говорю дочери, что у нее в комнате беспорядок, она начинает кричать и жаловаться, что я ни на минуту не оставляю ее в покое».
«Сын помог мне убрать со стола, вымыл посуду и подмел на кухне».
Эти описания точно передают то, что можно видеть или слышать. Что значит «измерить поведение»? Когда человек лежит на диване, это можно рассматривать как его поведение. Поведение — это то, что человек делает. Вы можете измерить, сколько времени ваш сын проводит на диване, или, как часто он на нем лежит, ставя галочку в календаре, каждый раз, как он это делает.
Для того чтобы дети вас правильно понимали, используйте знакомые им слова. С маленькими детьми говорите простым языком, избегая длинных предложений. Вот несколько вопросов, следуя которым, вы сможете понятнее говорить с ребенком о его поведении:
КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ЕГО ПОВЕДЕНИИ
То, как вы сообщаете ребенку о его поведении, тоже очень важно. Прежде всего, когда будете говорить с ним, Во-вторых, В-третьих, В-четвертых, И, наконец, А теперь давайте посмотрим, как одно и то же поведение можно описать в общих, неопределенных словах или точно и конкретно.
Пример неопределенного замечания: «Дима, почему при посторонних людях ты ведешь себя как маленький?»
А вот как можно было бы сказать то же самое, но только гораздо конкретнее: «Дима, когда приходят гости, сначала поздоровайся с ними, а потом можешь идти к себе играть».
Вместо весьма расплывчатого: «Пожалуйста, веди себя в магазине прилично», можно сказать так: «Запомни, что в магазине, мы не будем покупать конфет. Я бы хотела, чтобы ты помогла мне найти продукты, которые нам нужно купить, и положить их в сетку. Можешь помочь мне их нести. Хорошо?»
И еще два слова о том, как говорить с детьми об их поведении. Очень важно, чтобы ребенок знал, что даже, когда вам не нравится то, как он себя ведет, вы по-прежнему любите его и именно поэтому хотите исправить его ошибки. В других главах этой книги будет показано, как доходчиво объяснить детям, за что их хвалят, а что в их поведении требуется изменить.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |