Главная страница
qrcode

Societe Financiers Short Version


НазваниеSociete Financiers Short Version
АнкорSF Financial Ratios Short Version.pdf
Дата05.04.2019
Размер3.96 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSF_Financial_Ratios_Short_Version.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#42762
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5

F
INANCIAL
R
ATIOS
Societe Financiers
Short Version

С
ОДЕРЖАНИЕ
2
Income Statement / Cash Flow Statement
Profitability Ratios 3
Coverage Ratios
Balance Sheet
Liquidity Ratios
Solvency Ratios
Mixed
Efficiency Ratios
Market Multiples and Ratios
Market Capitalization/Per Share Items
Enterprise Value multiples
Контакты
56

Для подготовки этого учебного материала использовались данные с таких онлайн-ресурсов, как MyAccountingCourse.com,
AccountingCoach.com и Investopedia.com. Особое внимание было уделено сверке материала с информацией на официальном сайте международных стандартов финансовой отчетности
(МСФО) – Iasplus.com. В демонстрационных целях мы также использовали большое количество финансовых данных реальных компаний.
3

ПРЕДИСЛОВИЕ
Финансовый анализ является неотъемлемой частью работы финансового аналитика или финансового менеджера. Любой финансовый профессионал обязан разбираться в бухгалтерском учете и финансовом анализе компании, без которых полное представление о её хозяйственной деятельности, вероятном развитии и рисках невозможно. Умение проводить финансовый анализ также весьма полезно для предпринимателей и владельцев фирм, так как позволяет им иметь полное представление о количественных характеристиках своей компании и понимать возможности роста на базе существующих ресурсов.
Финансовый анализ компании строится на прочном фундаменте знаний бухгалтерского
(финансового) учете. Для извлечения максимальной пользы из этого учебного материала, а не малополезных «отрывочных представлений» вам необходимо знать бухгалтерский учет хотя бы на среднем уровне.
В частности, нужно понимать, какие основные формы бухгалтерской отчетности существуют,
4
помнить, как они формируются и на «зубок» знать динамику отчетностей и связь между ними. В идеале, на данном этапе вы должны уметь строить простейшие отчетности на основе первичных данных и понимать, как они могут меняться в зависимости от внешних факторов. Если ваши знания не удовлетворяют вышеописанным требованиям, я рекомендую закрыть этот документ и заняться изучением фундаментальных тем финансового учета.
Если же вы чувствуете, что готовы приступить к изучению финансового анализа, усвойте одну простую истину: финансовый анализ
— это не «священный грааль», позволяющий определить источник проблем. Усвоив некоторое количество показателей, метрик, отношений и мультипликаторов, вы не станете вдруг «зрить в корень» и находить ошибки и несостыковки в отчетностях компаний, как это делал Бен Аффлек в боевике «The Accountant». Проведение финансового анализа – это первый шаг к решению корпоративных проблем:
приведение цифр «в порядок», перевод количественных данных на «человеческий язык». Вы можете думать о показателях, метриках, отношениях и мультипликаторах как о финансовых KPI компании, которые дают оценку результатам ее хозяйственной деятельности. Благодаря финансовому анализу вы можете понять, где нужно
«копать» и как.
Почему так? Почему польза финансового анализа ограничена? Ответ прост — финансовый анализ основывается на бухгалтерском (финансовом) учете, который описывает деятельность компании в цифрах.
Важно понимать, что бухгалтерский учет берет во внимание лишь исторические данные, которые сформировались благодаря финансовым транзакциям. Те, в свою очередь, являются последствием реальной активности компании, деятельности ее сотрудников.
Финансовый анализ не отвечает на вопрос:
«Почему этот набор действий был совершен?» или «Зачем менеджмент компании решил
П
РЕДИСЛОВИЕ
5
заняться этим проектом?». Ответы на эти вопросы – прерогатива финансового планирования и других направлений в бизнесе. Финансовый анализ же показывает индикаторы и дает указания для дальнейшей аналитической работы.
Продукт финансового анализа (в идеале): серия рекомендаций для управленцев и дорожная карта по каждой предлагаемой инициативе. Именно за это рынок готов платить деньги финансовым профессионалам и предлагать им работу.
Работая с цифрами, важно не «скатываться» до уровня калькулятора и не заигрываться с математикой. В бизнесе все поддается логике, и эта логика оцифровывается в финансовом учете. За цифрами стоят решения, которые далеко не всегда связаны с той или иной математической моделью.
Таким образом, фокусируйтесь на решении проблемы, а не на рабочих инструментах, связанных с ними.

ПОВТОРЕНИЕ
Перед тем, как перейти к финансовому анализу, давайте кратко повторим отчетности и связь между ними, чтобы избежать недоразумений при прочтении этого материала:
Существуют три основные формы отчетности:
— отчет о финансовых результатах
(Income Statement - ОФР);
— отчет о движении денежных средств
(Cash Flow Statement - ОДДС);
— балансовый отчет (Balance Sheet - Баланс).
Как правило, эти отчетности специальным образом подготавливаются (согласно определенным стандартам – РСБУ, МСФО,
US GAAP и т.д.) к определенной отчетной дате – как минимум раз в квартал.
В МСФО кроме основных форм присутствуют еще две дополнительные отчетности – отчет об
6
ином совокупном доходе (Other
Сomprehensive Income – OCI) и отчет об изменениях в капитале (Statement of Changes in Equity), которые в рамках данного материала рассматриваться не будут.
ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ показывает все источники экономической выгоды для компании (выручка и неоперационная прибыль) и статьи расходов (разного рода затраты и неоперационные убытки); строится по принципу начисления, т.е. доходы и расходы записываются в отчетность вне зависимости от того, когда были получены или израсходованы (и затрагиваются ли вообще денежные средства в рамках той или иной операции). ОФР – это таблица, демонстрирующая результаты, которые компания показала за отчетный период.
Он начинается с выручки и заканчивается чистой прибылью (исключение – спаренная отчетность с OCI, когда результатом является совокупный доход – Comprehensive
Income (CI)).

П
ОВТОРЕНИЕ
ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ показывает все источники и статьи расходов денежных средств компании за отчетный период.Так как отчет о финансовых результатах строится по принципу начисления, полученный результат (чистая прибыль или убыток) почти никогда не сходится с реальным движением денежных средств на расчетном счете компании. Более того, ОФР не показывает изменения в оборотном капитале компании, капитальные затраты и ее финансовую деятельность за период. Без этой информации невозможно построить балансовую отчетность компании на конец периода. Отчет о движении денежных средств бывает двух типов: построенный косвенным методом (indirect method) и построенным прямым методом
(direct method). В рамках РСБУ принято использовать прямой метод, а в рамках
МСФО – косвенный (хотя IAS 7 наоборот поощряет использование прямого метода, большинство компаний считают косвенный метод более информативным).
Вне зависимости от используемого метода
ОДДС состоит из трех секций: операционный денежный поток (Cash from Operations - CFO), инвестиционный денежный поток (Cash from
Investing Activities - CFI) и финансовый денежный поток (Cash from Financing Activities
- CFF). Главное отличие косвенного метода от прямого состоит в презентации первой секции — денежного потока – от операционной деятельности (CFO).
О
ПЕРАЦИОННЫЙ
ДЕНЕЖНЫЙ
ПОТОК
показывает
«денежную» прибыль компании (Cash Net
Income), которая получается путем нормализации чистой прибыли (или доналоговой прибыли) из ОФР благодаря корректировкам неденежных доходов и расходов, а также реклассификации
7
некоторых статей (переводит из секции
CFO в секцию CFI или CFF). Кроме этого, из скорректированной, «денежной» прибыли вычитаются изменения в операционных активах и обязательствах (т.е. в оборотном капитале). Это нужно для того, чтобы показать, какую часть прибыли компания вернула обратно в бизнес в отчетном периоде, чтобы ее деятельность продолжала нормальное существование. В результате мы получаем денежный поток от операционной деятельности (Cash From
Operations). Как правило, операционный денежный поток компании положителен.
В противном случае ее владельцы
(акционеры и кредиторы) платят за то, чтобы она «держала свои двери открытыми», что в долгосрочной перспективе невозможно без дополнительных денежных вливаний.
За операционным денежным потоком следует
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ
ДЕНЕЖНЫЙ
ПОТОК
(CFI)
, который показывает, как компания инвестировала деньги в отчетном периоде.
Инвестирование в данном случае обозначает покупку и продажу основных средств или нематериальных активов, а не покупку или продажу финансовых активов
(Естественно, все зависит от типа компании.
Если это финансовая организация, то ее главное активы – это ценные бумаги, т.е. финансовые активы, а не оборудование или недвижимость). В большинстве случаев инвестиционный денежный поток отрицателен, так как компания тратит деньги на обновление основных средств, нематериальных активов, а также покупку финансовых активов для управления ликвидностью и заработка дополнительной прибыли. Эти затраты в большинстве случаев превышают денежные притоки от продажи тех или иных долгосрочных активов.

Последняя секция –
ДЕНЕЖНЫЙ
ПОТОК
ОТ
ФИНАНСОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– показывает взаимоотношение компании со своими владельцами (акционерами/учредителями и кредиторами). В CFF можно увидеть, как компания привлекала финансирование
(получение кредита, привлечение акционерного капитала) или его возвращала
(дивиденды, выкуп акций на казначейский счет компании, погашение кредита). Так как операционный денежный поток далеко не всегда удовлетворяет инвестиционные потребности компании (покрывает «минус»
CFI), менеджменту приходится работать с инвесторами, привлекая дополнительные средства. Таким образом, для быстрорастущих компаний CFF обычно имеет положительный баланс, а компании со стабильными операционными денежными потоками, покрывающие потребности в оборотном капитале компании и капитальных затратах, могут возвращать оставшиеся денежные средства инвесторам. В таких случаях CFF имеет отрицательное сальдо (компания возвращает больше денег владельцам, чем получает от них в отчетном периоде).
Отчет о движении денежных средств заканчивается простым подсчётом баланса денежных средств на расчетных счетах компании по следующей формуле: конечный баланс денежных средств в периоде = начальный баланс денежных средств в периоде + операционный денежный поток
+ инвестиционный денежный поток
+ финансовый денежный поток.
Последняя строка ОДДС является первой строкой балансового отчета стандартного вида.
Если компания в каждом периоде теряет деньги (сальдо денежных потоков за период отрицательное), она долго «не протянет»,
8
так как денежные средства на расчетных счетах просто закончатся за несколько кварталов.
БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЕТ компании показывает ее финансовое состояние на отчетную дату. В отличие от предыдущих двух отчетностей, он не является «динамичным». Скорее, его можно сравнить с фотофинишем, фиксирующим положение объекта в момент времени.
Кроме этого, баланс компании является кумулятивным результатом производственно
-хозяйственной деятельности: в отличие от
ОФР и ОДДС, он не обнуляется в конце периода. Благодаря этому свойству данной отчетности мы можем проанализировать финансовый успех компании на продолжительном промежутке времени, сравнив её финансовое состояние с более ранними периодами (мы также можем сравнить исторические ОФР и ОДДС, но это, скорее, требования стандартов финансовой отчетности GAAP, чем механический результат записи транзакций за период).
Балансовый отчет компании состоит из двух крупных секций – активов и пассивов.
А
КТИВЫ
– это все имущество компании, а пассивы – это источники финансирования этого имущества. Пассивы делятся на две части – обязательства (кредиты и задолженности) и капитал владельцев
(по сути, обязательства компании перед ними). Каждая категория, за исключением капитала, делится на текущую и долгосрочную. Текущие активы или обязательства имеют «срок годности» длительностью один финансовый год, а долгосрочные – более длинный. Кроме того, активы компании можно разделить на ликвидные и неликвидные,
П
ОВТОРЕНИЕ
где ликвидность – вероятная скорость превращения этих активов в денежные средства. Обязательства компании можно разделить на три категории: операционные
(перед поставщиками, партнерами, сотрудниками, клиентами), финансовые
(кредиты и их разновидности, финансовый лизинг) и иные (налоги, пенсионные обязательства, резервы по обязательствам и т.п.).
В общем виде балансовый отчет имеет вертикальную форму: начинается с активов
(профильтрованных по ликвидности и «сроку жизни»), продолжается обязательствами
(текущими, затем долгосрочными) и заканчивается капиталом владельцев.
Обычно финансовое положение компании на конец определенного отчетного периода сравнивается с прошлыми данными (на конец предыдущего или более раннего периода).
К
АПИТАЛ
владельцев в рамках балансового отчета состоит из следующих счетов: уставный капитал (Common Stock), эмиссионный доход/
добавочный капитал (Additional Paid-In Capital),
привилегированные акции (Preferred Shares), нераспределенная прибыль (Retained Earnings),
казначейские акции (Treasury Stock), накопленный иной совокупный доход
(Accumulated Other Comprehensive Income) и неконтролирующие доли (Non-Controlling
Interest/Minority Interest). Далеко не все перечисленные счета обязаны присутствовать в капитале владельцев компании (многое зависит от размера компании, ее статуса, сложности операционной структуры, а также структуры капитала), но «минимальный набор» для любой компании таков: уставный капитал и нераспределенная прибыль.
9
Баланс активов всегда равен балансу пассивов. Это фундаментальное бухгалтерское уравнение (Активы =
Обязательства + Капитал владельцев).
Каждый элемент имущества компании должен иметь финансовое происхождение.
Чистая прибыль из ОФР закрывается в счете нераспределенной прибыли на балансовом отчете по следующей формуле:
Начальный баланс нераспределенной прибыли + Чистая прибыль/Чистый убыток – Дивиденды, начисленные в периоде =Конечный баланс нераспределенной прибыли.
При этом, большинство остальных счетов баланса строится на основе их предыдущего балансов и изменений, взятых из отчета о движении денежных средств (ОДДС). Оставшиеся счета баланса обновляются отдельными транзакциями.
Связь между отчетностями, обозначенная выше, позволяет разместить все отчетности компании на одном листе и изучать их, двигаясь вертикально.
Таким образом, отчетности удобнее всего анализировать в следующей последовательности:
1. Отчет о финансовых результатах
(Income Statement)
2. Отчет о движении денежных средств
(Cash Flow Statement)
3. Балансовый отчет (Balance Sheet)
П
ОВТОРЕНИЕ

П
ОВТОРЕНИЕ
Поэтому мы классифицируем показатели, метрики, отношения и мультипликаторы в соответствии с основными отчетностями
Некоторые показатели, метрики, отношения и мультипликаторы задействуют данные из нескольких отчетностей. Поэтому мы сначала изучим те, которые касаются ОФР и ОДДС, а затем перейдем к показателям, метрикам, отношениям и мультипликаторам, использующим цифры из балансового отчета.
10
INCOME STATEMENT /
CASH FLOW STATEMENT:
— Profitability Ratios
— Coverage Ratios
BALANCE SHEET:
— Liquidity Ratios
— Solvency Ratios
MIXED:
— Efficiency Ratios
MARKET MULTIPLES
AND RATIOS:
— Market Capitalization
— Enterprise Value Multiples компании и сохраняем последовательность анализа:
В данной сокращённой версии материала мы рассмотрим лишь первую часть основных финансовых коэффициентов из семи:
Profitability Ratios. Остальные шесть частей доступны участникам Академий SF и наших отдельных курсов, связанных с финансами и бухгалтерским учетом.

PROFITABILITY RATIOS
PROFITABILITY RATIOS
(КОЭФФИЦИЕНТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ)
– количественные метрики, показывающие маржинальность (эффективность) компании на разных уровнях ее цепочки создания ценности.
Как правило, коэффициенты рентабельности затрагивают в основном данные из отчета о финансовых результатах (Income Statement).
Однако, понимая значимость отчета о движении денежных средств, можно модифицировать коэффициенты рентабельности, используя, например, скорректированную чистую прибыль или операционный денежный поток. Один коэффициент из списка также использует данные из балансовой отчетности.
11
Мы рассмотрим следующие коэффициенты рентабельности:
- Маржа валовой прибыли
(Gross Profit Margin)
- Маржа EBITDA (EBITDA Margin)
- Маржа операционной прибыли
(Operating Margin)
- Маржа чистой прибыли
(Net Income Margin)
- Маржа свободного денежного потока
(Free Cash Flow Margin)
- Рентабельность собственного капитала
(Return on Equity (ROE)).
Кроме этого, мы познакомим вас c DuPont
Analysis (анализ ДюПонт), который раскладывает показатель Return on Equity на составляющие и определяет главные изменения в нём.

GROSS PROFIT MARGIN (GPM)
– маржа валовой прибыли – коэффициент, показывающий, сколько процентов выручки остается «в кармане» компании после прямых затрат на создание и реализацию продукта
(переменные издержки).
Считается по формуле:
GPM = Gross Profit / Revenue
= Валовая прибыль / Выручка
С
ЛЕДУЕТ
ОТМЕТИТЬ
,
ЧТО
ВО
ВСЕХ
РАСЧЕТАХ
КОЭФФИЦИЕНТОВ
,
ЗАТРАГИВАЮЩИХ
ВЫРУЧКУ
,
МОЖНО
ИСПОЛЬЗОВАТЬ
КАК
«
ГРЯЗНУЮ
»
ВЫРУЧКУ
,
ТАК
И
ЧИСТУЮ
ВЫРУЧКУ
(
Т
Е
ГРЯЗНУЮ
ВЫРУЧКУ
ЗА
ВЫЧЕТОМ
НДС,
СКИДОК
,
РЕЗЕРВОВ
ПО
СОМНИТЕЛЬНЫМ
СЧЕТАМ
И
ВОЗВРАТОВ
ТОВАРОВ
).
«Г
РЯЗНАЯ
»
ВЫРУЧКА
ПОЗВОЛЯЕТ
БОЛЕЕ
ДЕТАЛЬНО
АНАЛИЗИРОВАТЬ
ЦЕНОВУЮ
ПОЛИТИКУ
КОМПАНИИ
,
КАЧЕСТВО
ОБСЛУЖИВАНИЯ
КЛИЕНТОВ
И
ПРОДАВАЕМЫХ
ТОВАРОВ
. К
ОМПАНИИ
РЕДКО
ПОКАЗЫВАЮТ
ДЕТАЛЬНЫЕ
РАСЧЕТЫ
ПРОДАЖ
,
ПРЕДПОЧИТАЯ
ПРЕЗЕНТОВАТЬ
ЧИСТУЮ
ВЫРУЧКУ
В
СЕГДА
МОЖНО
ПРОБОВАТЬ
НАЙТИ
БОЛЕЕ
ДЕТАЛЬНУЮ
ИНФОРМАЦИЮ
ПО
РАСЧЕТУ
ЧИСТОЙ
ВЫРУЧКИ
В
ПРИМЕЧАНИЯХ
К
ФИНАНСОВЫМ
ОТЧЕТНОСТЯМ
. В
АЖНО
КОНТРОЛИРОВАТЬ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
РАСЧЕТОВ
,
ЧТОБЫ
НЕ
ДЕЛАТЬ
ОШИБОЧНЫХ
ВЫВОДОВ
Маржа не может превышать значение в 100% от выручки, при этом она может быть отрицательной.
Gross Profit / Валовая прибыль =
Revenue / Выручка – Cost of Goods Sold
/ Cебестоимость товаров (услуг).
Что входит в себестоимость товаров:
— Стоимость материалов (за вычетом НДС)
12
— Стоимость человекочасов, потраченных на создание продукта / реализации услуги
— Комиссионные для отдела продаж
— Затраты на эквайринг при безналичном расчете
— Амортизация оборудования
/ нематериальных активов, которые требуются для создания единицы продукции
— Затраты на коммунальные услуги
(электричество, вода, свет и т.д.)
— Затраты на логистику (за исключением случаев, когда клиент забирает товар
«с завода»).
Как используется этот коэффициент:
— Маржа валовой прибыли дает первый индикатор того, как успешно компания ведет бизнес. Чем выше маржа валовой прибыли, тем лучше.
— Чтобы определить, какой уровень
GPM является «хорошим» для компании, необходимо проводить сравнительный анализ с конкурентами, а также изучать, как этот показатель меняется с течением времени в компании.
— Нет смысла сравнивать маржу валовой прибыли между компаниями из разных индустрий, так как структура расходов и доходов, а также их классификация в
ОФР, могут сильно отличаться (например,
сравнивать авиалинии с банками или охранное предприятие с ритейлом).
— Для публичных компаний информация по валовой прибыли находится в открытом доступе – достаточно посмотреть отчетности. Однако, когда речь идет о частных компаниях, необходимо тщательно изучить структуру расходов и доходов компании, чтобы составить правильное представление о валовой прибыли предприятия, так как не все компании имеют четкую учетную политику и постоянство в презентации результатов.
G
ROSS
P
ROFIT
M
ARGIN

ПРИМЕР
Рассмотрим исторические значения валовой прибыли и ее маржи для LinkedIn Corp
(сейчас часть Microsoft Corporation).
Мы видим, что валовая прибыль компании
(Источник: Capital IQ)
Из таблицы выше мы видим, что маржа валовой прибыли LinkedIn Corp за последние
12 месяцев (LTM – last twelve months) 2015 года была выше среднего и медианного значения и стояла на втором месте в списке после
Mixi, Inc. С одной стороны, при прочих равных условиях более высокая валовая прибыль, чем у конкурентов, обычно позитивно влияет на оценку компании (т.е. компания оценивается по более высоким мультипликаторам, чем средний конкурент). С другой стороны, нужно учитывать следующие два момента. Во-первых, валовая прибыль не является идеальным фундаментом для сравнения компаний между собой, так как в ней (по большей части) не учитываются фиксированные издержки, которые могут существенно влиять на всю экономику компании (в зависимости от индустрии, в которой работает компания).
13
растет не только в абсолютном значении, но и в процентах от выручки. Это хороший знак, если, конечно, компания не меняла за эти четыре финансовых года свою учетную политику и просто не переносила некоторые издержки на строки ниже, что маловероятно.
Во-вторых, бывает очень сложно подобрать конкурентов компании для сравнительного анализа. Например, в данном случае мы с натяжкой можем назвать Alphabet Inc.,
Yahoo Inc. и Care.com прямыми конкурентами LinkedIn Corporation.
Основной бизнес Alphabet Inc и Yahoo Inc.
– поисковые системы, а Care.com – это платформа для поиска воспитателей для детей, инструкторов для животных и сиделок для пожилых. В свою очередь,
LinkedIn Corporation – социальная сеть для деловых людей. Таким образом, структура выручки и затрат между этими четырьмя компаниями может сильно различаться. Именно поэтому не следует слепо делать выводы на основе ограниченных количественных данных, пример которых мы видим в таблице.
G
ROSS
P
ROFIT
M
ARGIN

EBITDA MARGIN
– пожалуй, самый знаменитый показатель операционной эффективности компании, основанный на нестандартной метрике
(non-GAAP) под названием «прибыль до вычета процентов по кредитам, налога на прибыль и амортизации по основным средствам и нематериальным активам»
(Earnings Before Interest, Tax, Depreciation and Amortization – EBITDA).
EBITDA Margin показывает самую реалистичную прибыль компании без поправок на неоперационные факторы деятельности предприятия (налог на прибыль, который компания не регулирует; амортизацию, которая задается налоговым кодексом и лучшими практиками индустрии, при этом не влияющая на коммерческий успех компании; проценты по кредитам, которые не связаны с коммерческой деятельностью компании, а относятся, как правило, к финансированию капитальных затрат. Кроме этого, амортизация, как правило, - самая крупная неденежная издержка в ОФР компании).
Считается по формуле:
EBITDA Margin = EBITDA / Revenue = EBITDA
/ Выручка
Маржа не может превышать 100% от выручки, при этом она может быть отрицательной.
Чтобы посчитать этот показатель, нужно сначала понять, как получить значение для
EBITDA, так как его нет в официальной отчетности компании. Есть два способа посчитать EBITDA: отталкиваясь от выручки и отталкиваясь от чистой прибыли.
Рассмотрим оба:
14
EBITDA (1) = Net Income + Income Tax
Expense + Interest + Depreciation &
Amortization = Чистая прибыль +
Начисленный налог на прибыль +
Начисленные проценты по кредитам +
Амортизация основных средств и нематериальных активов.
Все данные в формуле можно найти либо в ОФР, либо в ОДДС (например, амортизация).
В чем плюсы этой формулы:
— Легко запомнить (очевидно из названия);
— Легко найти данные и сложить их;
— Прозрачная схема расчетов.
В чем минусы этой формулы:
— Чистая прибыль может быть сильно
«загрязнена» неоперационными расходами и доходами, а также единоразовыми прибылям и убытками. Чтобы этого избежать,
необходимо корректировать формулу.
— Корректировка формулы занимает лишнее время, всегда есть вероятность для совершения ошибок.
— В некоторых случаях к чистой прибыли добавляются неоперационные элементы, такие как прибыль или убыток от финансовых вложений (Non-controlling interest income/loss) и пр., которые не имеют отношения к коммерческому успеху компании.
— Менеджмент компании, используя эту формулу, любит «приукрашивать» финансовый результат путем постоянных его корректировок (Adjusted EBITDA).
Вот пример:
EBITDA M
ARGIN

(Источник: getfilings.com)
Очевидно, что минусы подхода bottom-up
(расчет «снизу-вверх», начиная с чистой прибыли компании) перевешивают плюсы.
Поэтому данная формула не подходит для получения точных аналитических данных.
EBITDA (2) = Revenue – Cost of Goods Sold
(Cost of Revenue) – Selling, General, and
Administrative Expenses + Depreciation &
Amortization = Выручка – Себестоимость товаров/услуг – Коммерческие,
Административные и Общие Расходы +
Амортизация Основных Средств и
Нематериальных Активов.
15

Все данные в формуле можно найти либо в ОФР, либо в ОДДС (например, амортизация).
В чем плюсы этой формулы:
— Показывает операционные доходы и расходы, связанные с коммерческим успехом компании;
— Легко найти данные и сложить их;
— Формула не имеет тех недостатков, которые имеет подход «bottom-up».
EBITDA M
ARGIN

В чем минусы этой формулы:
— Сложнее запомнить, а значит, выше шансы допустить ошибки;
— Если ОДДС составлена прямым методом, а в ОФР амортизация не стоит отдельной строкой, посчитать EBITDA будет невозможно без подробных примечаний, так как D&A, как правило, находится в нескольких категориях расходов
(себестоимость продукции, коммерческие/
административные расходы и прочие расходы).
Однако мы видим, что плюсы этого метода расчета EBITDA превосходят минусы.
Поэтому мы рекомендуем выбирать эту формулу для расчета EBITDA компании.
OIBDA
– Operating Income Before
Depreciation and Amortization (операционная прибыль до вычета амортизации по основным средствам и нематериальным активам) – разновидность EBITDA, часто встречаемая в анализе компаний в ТМТ секторе (телекоммуникации, медиа и технологии) и в секторе развлечений
(Entertainment).
Основное отличие OIBDA от EBITDA в том, что при расчете используется не чистая прибыль (Earnings), а стандартная операционная прибыль (GAAP Operating
Income). Операционная прибыль, с одной стороны, оставляет меньше места для манипуляций («корректировок»), а с другой
– показывает результаты коммерческой деятельности компании, не принимая во внимания успехи или неудачи ее инвестиционной или финансовой деятельности.
16
Формула для расчета: OIBDA =
Operating Income + Depreciation and
Amortization = Операционная прибыль
+ Амортизация основных средств и нематериальных активов.
Иногда в популярных источниках
(Investopedia, MyAccountingCourse и т.д.) можно увидеть, что кроме операционной прибыли и амортизации в формуле присутствуют начисленные за отчетный период налоги и проценты по кредитам. Это неверно, так как эти расходы уже входят в операционную прибыль
(вычитаются из нее, находятся строками ниже в ОФР), а значит, добавление их к операционной прибыли приводит к двойному учету, делая показатель OIBDA завышенным.
ПРИМЕР
Рассмотрим исторические значения OIBDA и ее маржи для LinkedIn Corp (стр. 17).
Как мы видим, OIBDA LinkedIn Corp растет в абсолютном значении, но падает относительно выручки (больше 16% в
2010 г., но ниже 10% в 2015 г.), при том, что валовая прибыль выросла как в абсолютном выражении, так и с точки зрения маржинальности. При более внимательном анализе исторической отчетности видно, что основным фактором, давящим на операционную прибыль, является рост коммерческих, административных и общих расходов
(SG&A). На втором месте – стремительно
EBITDA M
ARGIN
/OIBDA

OIBDA растущие затраты на научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР – Research & Development
(R&D)). Иными словами, расходы на персонал.
С первого взгляда кажется, что рост этих расходов – негативный фактор, который нужно устранить. С другой стороны, рост текущих расходов на SG&A наверняка является инвестицией в будущую выручку компании, так как шансы того, что менеджмент LinkedIn
Corp бездумно нанимает рабочие руки, крайне малы. Чтобы новые члены команды показали результаты на уровне выручки
(причем неважно, являются ли новые сотрудники менеджерами по продажам, маркетологами или разработчиками продуктов,
так как все эти функции ведут к увеличению продаж в той или иной степени), должно пройти время, так как им необходимо длительное корпоративное обучение и, возможно, освоение в новых проектах, которые компания инициировала.
Что касается R&D, тут все проще – исследовательская деятельность является
17
инвестицией в рост компании, при этом ее плоды могут быть видны лишь через несколько лет по прошествии текущего отчетного периода. МСФО (в частности, стандарт IAS 38) дают строгие правила по капитализации продуктов деятельности
R&D (т.е. их представления на отчетности не как расходовв ОФР, а как нематериальных активов на балансе, которые со временем амортизируются), поэтому многие компании вынуждены списывать в расходы большинство затрат, касающихся R&D. Естественно, данная практика не совсем верно отображает реальную стоимость нематериальных активов компании и ее технологий/
бизнес-процессов. Суммируя, можно отметить главное правило анализа подобных расходов для любой компании: важна не динамика расходов относительно выручки, а её результаты. Другими словами,
нужно понимать, есть ли цель в увеличении штата сотрудников и к каким показателям растущие расходы приведут в будущем, а не почему исторические цифры лучше текущих. Как правило, компании подробно объясняют это в презентациях и на групповых звонках с внешними аналитиками, когда обсуждают итоги квартала или финансового года.
(Источник: Capital IQ)

OIBDA
(Источник: Capital IQ)
Давайте сравним маржу EBITDA LinkedIn
Corp с конкурентами (данные за 2015 год).
П
РИМЕЧАНИЕ
:
МЫ
ИСПОЛЬЗОВАЛИ
OIBDA,
А
НЕ
EBITDA,
ПОТОМУ
ЧТО
ЭТИ
ДАННЫЕ
УЖЕ
БЫЛИ
ГОТОВЫ
ДЛЯ
L
INKED
I
N
C
ORP
И
ЕЕ
КОНКУРЕНТОВ
В отличие от радужных показателей маржи валовой прибыли мы видим, что маржа
EBITDA LinkedIn Corp гораздо ниже среднего.
В частности, у этой компании третий самый худший показатель в списке после
Care.com и Twitter, Inc. Так как EBITDA – самый распространенный финансовый показатель, используемый в оценке компаний, было бы логично предположить, что низкая маржинальность по EBITDA в
18
случае LinkedIn Corp негативно влияет на ее оценку в сравнении с конкурентами
(речь о мультипликаторе EV/EBITDA, где EV – стоимость предприятия). Но предположения не соответствуют действительности.
Из таблицы (стр.19) мы видим, что LinkedIn
Corp имеет второй самый высокий мультипликатор EV/Revenue (отношение стоимости предприятия к выручке) после
Facebook, Inc. и самый высокий мультипликатор EV/EBITDA в списке
(высокое значение скорее связано с тем, что EBITDA за последние 12 месяцев того финансового года сильно «просела» по отношению к предыдущему, так как мультипликатор EV/Revenue не выходит за рамки разумного). Остается

OIBDA предположить, что высокая оценка компании связана с тем, что она показала стремительный рост выручки за предыдущие несколько лет, и рынок верит, что ей «есть куда расти и есть ресурсы для этого». И это предположение
EBITDA и ее маржа являются ключевыми показателями операционной эффективности, которые влияют на оценку, внутренний и внешний анализ кредитоспособности, управленческий учет и иные операционные
19
имеет рациональный фундамент, учитывая, что рост выручки превысил в среднем 31%
(CAGR) за 2011 - 2015 гг. При этом за 12 месяцев фискального 2015 года продажи выросли более чем на 37%.
функции и решения внутри компании
(управление проектами, создание, запуск,
развитие продуктов). Умение считать
EBITDA и ее маржу – важнейший навык в анализе эффективности компании.
(Источник: Capital IQ)
(Источник: Capital IQ)

Считается по формуле:
Operating Margin = Operating Income /
Revenue = Операционная прибыль /
Выручка
Маржа не может превышать значение в 100% от выручки, при этом она может быть отрицательной.
O
PERATING
M
ARGIN
OPERATING MARGIN
(МАРЖА ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ)
– коэффициент, показывающий, сколько процентов от выручки компании остается в операционной прибыли. В свою очередь, операционная прибыль (Operating Income)
– это «сухой остаток» операционной деятельности компании (т.е. той деятельности, ради которой она существует).
Чтобы увидеть операционную прибыль компании, достаточно взглянуть на ее официальную отчетность, так как компании презентуют эту стандартную метрику
(GAAP) не реже, чем раз в квартал.
Б
ЫВАЮТ
СЛУЧАИ
(
НАПРИМЕР
,
В
ОТЧЕТНОСТИ
ПАО
«М
АГНИТ
»),
КОГДА
ОПЕРАЦИОННАЯ
ПРИБЫЛЬ
НЕ
20
РАССЧИТЫВАЕТСЯ
ОТДЕЛЬНО
,
И
СТРОКИ
ОФР
ПРЕЗЕНТУЮТСЯ
ОДНИМ
МАССИВОМ
. Ч
ТОБЫ
РАССЧИТАТЬ
ОПЕРАЦИОННУЮ
ПРИБЫЛЬ
В
ТАКИХ
СЛУЧАЯХ
,
НУЖНО
ИЗ
ВЫРУЧКИ
ВЫЧЕСТЬ
ВСЕ
ОПЕРАЦИОННЫЕ
ИЗДЕРЖКИ
(
ВОЗМОЖНО
ПРИДЕТСЯ
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
ПРИМЕЧАНИЯМИ
,
ЧТОБЫ
НЕ
«
СМЕШИВАТЬ
»
ДАННЫЕ
,
ВКЛЮЧИВ
В
РАСЧЕТЫ
НЕОПЕРАЦИОННЫЕ
ДОХОДЫ
И
РАСХОДЫ
).
(Источник: Aeroflot Investor Relations)

O
PERATING
I
NCOME
VS
. EBIT
Многие люди, знакомые с азами корпоративных финансов, могут спросить:
«Операционная прибыль – это то же самое, что EBIT?». Ответ неоднозначный – и да, и нет одновременно. EBIT – прибыль до вычета налога на прибыль и начисленных процентов по кредитам (Earnings Before Interest and Tax) – широко используемый финансовый показатель в оценке компании, являющийся при этом нестандартным значением (non-GAAP). EBIT также фигурирует в одной из формул расчета свободного денежного потока (Free Cash Flow
– FCFF и FCFE), который является базой для расчета стоимости предприятия (Enterprise Value)
в методе оценке дисконтированных денежных потоков (Discounted Cash Flow analysis – DCF).
Если посмотреть на примеры расчета операционной прибыли, то станет понятно, что разницы между Operating Income и EBIT почти нет. Ключевое слово – «почти». В чем же разница?
Давайте рассмотрим оба финансовых показателя более детально. Операционная прибыль рассчитывается по следующей, весьма простой, формуле:
Operating Income (Операционная прибыль)
= Revenue – Cost of Goods Sold – Selling,
General, and Administrative Expenses – Other
Operating Expenses (Income) = Выручка –
Себестоимость Товаров – Коммерческие,
Административные и Общие Издержки –
Иные Операционные Издержки (Прибыль).
При этом, амортизация (Depreciation
& Amortization) уже зашита либо в себестоимость продукции, либо в SG&A.
Если она стоит отдельной строкой, ее также нужно вычесть из выручки.
21
Как мы видим, операционная прибыль – финансовый показатель, основанный на операционных данных и призванный показывать коммерческий успех компании.
Теперь давайте приблизимся к формуле расчета EBIT:
EBIT (Прибыль до вычета налога на прибыль и начисленных процентов по кредитам)
= Net Income + Income Tax
Expense + Interest = Чистая прибыль +
Налог на Прибыль + Начисленный
Процентпо Кредитам.
EBIT можно также рассчитывать по формуле:
EBIT = Revenue – Operating Expenses (OPEX)
= Выручка – Операционные расходы. Но этот подход не исключает учета неоперационных элементов, которые могут быть «зашиты» в крупные группы расходов.
Отметим, что формула начинается с чистой прибыли, которая, как мы определили в секции EBITDA Margin, совсем не является
«чистой» с точки зрения входящих в неё переменных. На чистую прибыль влияют неоперационные прибыли и убытки
(non-operating income/losses), а также единоразовые доходы и расходы (one-off items). Так, ключевая разница между
Operating Income и EBIT состоит в том, что первый показатель концентрируется на операционных доходах и расходах, а второй включает неоперационные элементы (хотя не всегда). Так как EBIT считается по-разному, он не является стандартным показателем (GAAP) в финансовых отчетностях. Когда в отчетном периоде нет неоперационных элементов или единоразовых прибылей/убытков,
EBIT равен операционной прибыли.

EBIT
VS
. EBITDA
При взгляде на финансовый показатель
EBIT возникает вопрос: «Зачем нужно уметь его считать и как он используется?».
В предыдущей секции мы установили, что EBITDA – это важнейший показатель операционный эффективности, широко применимый за пределами фин. анализа.
22
Зачем тогда думать об EBIT? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть более детально структуру доходов и расходов компании, а также обратить внимания на движение денежных средств в отчетном периоде. Давайте разберемся пошагово.
1 шаг
EBITDA и EBIT – показатели финансового результата, то есть они не включают в расчет фактор времени, от которого зависят денежные потоки компании. Простой пример: выручка прямо влияет на EBITDA и EBIT. При этом выручка может быть трех типов: полученная в периоде, полученная в виде дебиторской задолженности и «сконвертированная» из расходов будущих периодов – Unearned Revenue. Качество и
«консистенция» выручки не влияют на EBITDA и EBIT, но влияют на денежные потоки компании в периоде. Логично, что рост дебиторской задолженности, составляющий часть роста выручки в периоде, никак не влияет на расчетный (банковский) счет компании в периоде.
2 шаг
Для нормальной жизнедеятельности компании необходимо «возвращать прибыль в бизнес». Это называется реинвестированием и делится на две большие категории: покупку оборотных активов и приобретение долгосрочных активов (капитальных активов – основных средств и долгосрочных нематериальных активов).
Первые относятся к тем активам, которые участвуют в операционной деятельности компании – запасы (Inventory), расходные материалы
(Supplies), расходы будущих периодов (Prepaid Expenses), дебиторская задолженность (Accounts Receivable – она тоже «покупается», когда клиент получает сначала услугу или товар, а лишь потом ее оплачивает). Краткосрочные финансовые активы (Short-Term Investments)
не относятся к операционным активам, хотя и классифицируются как краткосрочные активы, поэтому их купля-продажа отражается в секции инвестиционных денежных потоков (Cash from Investing Activities) в отчете о движении денежных средств (Cash Flow Statement).

23 3 шаг
Покупка оборотных активов, необходимая для запуска очередного операционного цикла (Operating Cycle), и приобретение долгосрочных активов не учитываются в отчете о финансовых результатах (Income Statement), так как эти операции не являются финансовыми результатами компании в периоде (т.е. последствиями коммерческой деятельности предприятия или неоперационными элементами, влияющими на чистую прибыль).
Логично, что затраты, связанные с приобретением оборудования, не будут стоять в одном отчете с затратами на персонал или маркетинг (оборудование все же влияет на ОФР с помощью амортизации – D&A, т.е. ежеквартального списания части его балансовой стоимости). При этом, например, покупка запасов также не учитывается в ОФР, ведь согласно принципу соответствия
(Matching Principle), себестоимость проданных товаров (Cost of Goods
Sold) должна учитывать лишь стоимость реализованной продукции в периоде, т.е. «соответствовать» выручке, тогда как остальная продукция остается на складе и классифицируется как краткосрочный
(и операционный) актив на балансе.
Понятно, что компания не всегда будет реализовывать
100% приобретенной в периоде партии товара, а значит, разница между признанной себестоимостью в ОФР и размером сделки по приобретению запасов в периоде должна где-то отражаться.
Кроме этого, ОФР влияет лишь на «правую» часть баланса – пассивы компании (в частности, на капитал владельцев – Shareholders’ Equity), а значит, баланс не будет сходиться, если мы будем использовать лишь ОФР.
Поэтому изменение в балансе запасов отображается в ОДДС, если он построен косвенным методом, или в примечаниях к отчетности, если Cash Flow Statement построен прямым методом. На EBITDA или EBIT это никак не влияет, что является одним из недостатков этих финансовых показателей.
EBIT
VS
. EBITDA

2
4 шаг
Таким образом, «правильным» показателем операционного успеха компании является отнюдь не EBITDA, а операционный денежный поток (Cash Flow from Operations), который учитывает, как финансовые результаты, так и изменения в оборотном капитале (в операционных активах и пассивах, которые часто финансируют первые, экономя денежные средства компании).
При этом самым корректным показателем денежного потока является свободный денежный поток (Free Cash Flow), который можно представить, как разницу между операционным денежным потоком и капитальными затратами (сюда также можно включить покупку или создание нематериальных активов, если те являются необходимыми условиями для долгосрочного коммерческого успеха компании.
Однако учитывать приобретение или реализацию финансовых вложений нет смысла, так как это скорее относится к управлению ликвидностью компании, чем частью ее операционной деятельности, если, конечно, компания не является финансовой организацией).
Пример расчета свободного денежного потока (Free Cash Flow) на основе финансовых данных LinkedIn Corp:
(Источник: Capital IQ)
Мы могли бы включить в расчеты покупку/
создание нематериальных активов, но для достоверных результатов нужно изучать разбивку этой строки в ОДДС.
EBIT
VS
. EBITDA

EBIT
VS
. EBITDA
25
Так, мы определили, что EBITDA – не лучший финансовый показатель, отражающий реальное движение денег в компании и показывающий «сухой остаток», который можно выплатить владельцам бизнеса в виде дивидендов, выкупить их доли на баланс компании или погасить кредит (помним, что в нашем случае владельцы это и акционеры/

  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом