Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

логика вар 1. Содержание Теоретическое задание Практические задания Список литературы Теоретическое задание


НазваниеСодержание Теоретическое задание Практические задания Список литературы Теоретическое задание
Дата13.02.2020
Размер153 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлалогика вар 1.doc
ТипДокументы
#67061
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей




Содержание
1. Теоретическое задание…………………………………………………3

2. Практические задания………………………………………………….6

Список литературы………………………………………………………23

1. Теоретическое задание
Что такое объем и содержание понятия? На какие виды различаются понятия по объему? На какие виды они различаются по содержанию?

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии.

Содержанием понятия «ромб» является совокупность двух существенных признаков: «быть параллелограммом» и «иметь равные стороны».

Содержание понятия «ученик» включает в себя признаки «познавать новое», «заниматься под руководством учителя» и «посещать школу». Содержание понятия «хороший ученик» включает в себя признаки «познавать новое», «заниматься под руководством учителя», «посещать школу», «получать хорошие отметки», «исполнительность», «обязательность», «воспитанность». Любой ли отличник может в соответствии с этими признаками называться хорошим учеником? Отметим, что разные люди по-разному представляют себе хорошего ученика, поэтому для каждого человека может быть свой набор существенных признаков.


Автомобиль - транспортное средство, имеющее двигатель, кузов, колеса и устройство управления. Это содержание понятия, а его объемом являются все существующие в мире автомобили.

Объемы и содержания понятий находятся в тесной взаимозависимости. Одно из важнейших проявлений этой связи фиксируется в законе обратного отношения между содержанием и объемом понятия: если одно понятие шире другого по объему, то первое беднее второго по содержанию; если же первое понятие уже второго по объему, то оно богаче его по содержанию.

Все понятия по объему и содержанию делятся на несколько  видов. По объему они бывают:

единичными (в объем понятия входит только один объект, например: «солнце», «город Москва, «первый президент России»), 

общими (в понятия входит много объектов, например: «небесное тело», «город», «президент»),

нулевым (в понятия не входит ни одного объекта,, например «Баба Яга», «Кощей Бессмертный», «Дед Мороз», т.е. понятие существует, а объект, который оно обозначает, не существует). 

По объему понятия  также бывают:

собирательными (понятие обозначает объект, который состоит, собирается из какого-либо ограниченного набора элементов, делится, распадается на какие-то составные части, например «10 класс», «рота солдат», «музыкальный коллектив»),

несобирательными понятиями (понятие обозначает объект, который не состоит, не собирается из какого-либо ограниченного набора элементов, не делиться, не распадается на какие-то составные части, являясь чем-то единым, целым, например: «человек», «растение», «звезда».

По содержанию понятия  бывают:

конкретными (понятие обозначает какой-либо объект, например: «стол», «гора», «дерево»),

абстрактными (понятие обозначает не объект, а признак, свойство, например: «мужество», «глупость», «неряшливость»).

относительные (понятии, в которых мыслятся объекты, существование одного из которых предполагает существование другого, например, «родители» - «дети», «учитель» - «ученик»),

безотносительные (понятие, в которых мыслятся объекты, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого объекта, например, «фермер», «луг», «человек»).

Так же по содержанию понятия бывают:

положительными (понятие обозначает наличие чего-либо, например: «животное», «комета», небоскреб»),

отрицательными (понятие обозначает отсутствие чего-либо, например «не животное», «не щкола», «неправда», «бестактность»). Легко заметить, что понятие является отрицательным, когда слово, которым оно выражено, употребляется с частицей не или без, однако, если эта частица входит в состав слова, которое без нее не употребляется («неряха», «неряшливость», «ненастье»), то понятие, выраженное таким словом является положительным.

Любому понятию  можно дать логическую характеристику. Это значит – разобрать по его объему и содержанию. Сначала надо определить единичным, общим или нулевым оно является, потом установить собирательное оно или несобирательное, затем выяснить конкретное оно или абстрактное и, наконец, ответить на вопрос – положительное оно или отрицательное. Например, понятие «солнце» - единичное (потому что в его объем входит только один объект, одно небесное тело), несобирательное (т.к. Солнце не состоит из нескольких частей, не делится на них), конкретное (солнце – это объект, а не признак или свойство), положительное (т.к. этим понятием обозначают наличие, а не отсутствие объекта), безотносительное (т.к. мыслится отдельно, не в связке с каким-либо объектом)


2. Практические задания
Задание 2. Укажите, какие пары понятий представляют собой отношение:

А – подчинения (первое понятие родовое);

В – подчинения (первое понятие видовое);

С – пересечения;

D – соподчинения;

Е – противоречия.

1) а – участник забастовки; б – организатор забастовки;

2) а – студент НИНХ; б – учащийся государственного вуза;

3) а – студент заочного факультета, посещающий занятия; б – студент заочного факультета, посещающий занятия по логике;

4) а – студент НИНХ; б – студент НИНХ, не являющийся жителем Новосибирска;

5) а – артиллерийское орудие, не сделавшие не одного выстрела во время боевых действий; б – артиллерийское орудие, сделавшее один выстрел во время боевых действий; артиллерийское орудие;

6) а – живое существо; б – теплокровное живое существо;

7) а – студент НИНХ; б –совершеннолетний учащийся вуза;

8) а – человек, потерявший голос; б – человек с сильным голосом; человек.
Ответ:

А – подчинения (первое понятие родовое) – 3, 4, 6

В – подчинения (первое понятие видовое) – 1

С – пересечения – 2, 7

D – соподчинения – 5, 8

Е – противоречия

Задание 3. Нарисуйте круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: студент, студент НИНХ, студент заочного факультета, студент второго курса заочного факультета НИНХ.

Задание 4. Перечислите определения, нарушающие правила: А – соразмерности; В – ясности; С – недопустимости круга в определении.

1. Человек – животное, способное к совершению купли и продажи.

2. Либеральный человек – человек, имеющий либеральные убеждения.

3. История – это драма ужасов, пересказанная впечатлительным ребенком.

4. Студент – лицо, успешно выдержавшее вступительные испытания в вузе.

5. Форма правления есть способ организации и формирования верховной государственной власти.
Ответ.
Правило соразмерности определяющего и определяемого понятий: совокупности объектов, охватываемых ими, должны быть одними и теми же. Соблюсти это правило вовсе не так легко, но оно позволяет довольно просто отграничить рассматриваемый объект (или группу объектов) от всех остальных, определив его волевым образом.

С правилом соразмерности связаны три возможные ошибки:

а) Слишком широкое определение - объем определяемого понятия является частью объема определяющего понятия. Чтобы обнаружить ошибку «слишком широкое определение», следует задать вопрос: все ли элементы объема определяющего понятия являются элементами объема определяемого понятия. И если ответ на этот вопрос будет «нет», то налицо ошибка «слишком широкое определение».

б) Слишком узкое определение - объем определяющего понятия является частью объема определяемого понятия. Чтобы обнаружить ошибку «слишком узкое определение», следует задать вопрос: всели элементы объема определяемого понятия являются элементами объема определяющего понятия?; если ответ на этот вопрос будет «нет», то налицо ошибка «слишком узкое определение».

в) Определение является перекрещивающимся - объем определяемого понятия является частью определяющего понятия и наоборот.

Определение 1 «Человек - животное, способное к совершению купли и продажи» нарушает правило соразмерности, а именно в нем заключается ошибка узкого определения. Это объясняется тем, что объем определяющего понятия является частью объема определяемого понятия, т.е. понятие «человек» включает в себя людей (животных), как способных совершать куплю и продажу так и нет, это связанно с делением людей на дееспособных, недееспособных и ограниченно дееспособных.

Определение 3 «История - это драма ужасов, пересказанная впечатлительным ребенком» также не соразмерно, оно перекрещивающееся, т.к. объем определяемого понятия является частью определяющего понятия и наоборот, т.е. история ещё является общественной наукой, изучающей прошлое человечества как исторический процесс; процесс развития природы и общества, то есть имеет множество определений. Также «драма ужасов, пересказанная впечатлительным ребенком» тоже не всегда является историей, это может быть анекдот, сказка и т.д. Данное определение не соразмерно, оно перекрещивающееся.

Определение 4 «Студент - лицо, успешно выдержавшее вступительные испытания в вузе» не соразмерно, оно слишком широкое, т.к. объем определяемого понятия является частью объема определяющего понятия. Это объясняется тем, что не все лица, выдержавшие вступительные испытания в вузе становятся студентами, что зависит от их желания и возможностей, но все кто становятся студентами, должны успешно сдать вступительные экзамены в вузе.

Правило ясности. Определение должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке, называемой определением неизвестного через неизвестное. Правило ясности предостерегает от подмены определения метафорами, сравнениями и т.д., которые, хотя и имеют важное значение для характеристики предмета, однако определениями не являются.

Определение 2 «Либеральный человек - человек, имеющий либеральные убеждения» нарушает правило ясности, так как применяется система определяющих терминов, которые неизвестны в той же степени, что и определяемое понятие, следовательно, правило ясности нарушено.

Определении 5 «Форма правления есть способ организации и формирования верховной государственной власти» нарушает правило ясности, так как понятие «верховная государственная власть» само нуждается в определении, т.е. ошибка заключается в том, что определение построено как неизвестного через неизвестное.

Правило недопустимости круга в определении. Если при определении понятия мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг.

Разновидностью круга в определении является тавтология - ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое. Такие ошибочные определения называют «то же, через то же самое». Эти и им подобные определения не раскрывают содержание понятия. Тавтология отличается от круга в определении меньшей сложностью построения. Определяющее понятие является простым повторением определяемого.

Определение 2 «Либеральный человек - человек, имеющий либеральные убеждения» нарушает правило недопустимости круга в определении, т.к. наблюдается логическая ошибка, заключающаяся в том, что определяемое понятие встречается в определяющем понятии (Тавтология).

Ответ: А - 1, 3, 4

В - 2, 5

С - 2
Задание 5. Перечислите, какие деления понятий нарушают правила:

А – соразмерности;

В – проведения деления по одному основанию;

С – взаимоисключения членов деления.

1. Сделки могут быть односторонними, двусторонними, много- сторонними и письменными. ________________

2. В диссертации можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы.

3. Государства делятся на демократические и унитарные.

4. Задания этой контрольной работы делятся на задания по темам «Понятие», «Суждение» и «Умозаключение».

5. Студенты заочного факультета НИНХ делятся на не сдавших зачет и сдавших его своевременно.
Ответ.

1. Сделки могут быть односторонними, двусторонними, много- сторонними и письменными. ________________

Рассмотрим правило «Деление должно быть соразмерно». Сформулируем утверждение «Всякая сделка или односторонняя или двусторонняя или многосторонняя и письменная». Это утверждение неверно, так как существуют сделки заключенные в устной форме, следовательно, приведенное деление нарушает данное правило.

Рассмотрим правило «Деление должно проводиться по одному основанию». Здесь член деления «сделка бывает односторонняя, двусторонними, многосторонними» выделен по основанию фактического количества сторон (участников сделки), а «сделка бывает письменной» - по основанию формы её заключения. Значит, приведенное деление нарушает данное правило.

Рассмотрим правило «Члены деления должны исключать друг друга». Понятия «сделки могут быть односторонними, двусторонними, многосторонними» и «сделки могут быть письменными» не исключают друг друга, т.к. они могут быть одновременно и «односторонними, двусторонними, многосторонними» и «письменными», не смотря на то, что они бывают либо односторонними, либо двусторонними, либо многосторонними. Т.о., данное правило нарушается.
2. В диссертации можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы.

Рассмотрим правило «Деление должно быть соразмерно». Сформулируем утверждение «Во всякой лиссератцииможно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы». Это утверждение верно, так как в любой диссертации данное деление на части соблюдается, следовательно, приведенное деление не нарушает данное правило.

Рассмотрим правило «Деление должно проводиться по одному основанию». Здесь член деления «В диссертации можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы» выделен по основанию части книги. Приведенное деление не нарушает данного правила.

Рассмотрим правило «Члены деления должны исключать друг друга». Деление частей диссертации на введение, заключение, основную часть и список литературы соблюдает данное правило, так как данные понятия находятся в отношении несовместимости, а именно соподчинения.
3. Государства делятся на демократические и унитарные.

Решение: Рассмотрим правило «Деление должно быть соразмерно». Сформулируем утверждение «Всякое государство или демократическое или унитарное». Это утверждение неверно, так как существуют такие государства, например, как тоталитарные, федеративные. Следовательно, приведенное деление нарушает данное правило.

Рассмотрим правило «Деление должно проводиться по одному основанию». Член деления «государства делятся на демократические» выделен по основанию формы власти, при которой носитель власти провозглашает сам себя имеющим право на власть, а «государства делятся на унитарные» - на основании формы государственно-территориального устройства, т.к. федеративное государство представляет собой объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Значит, приведенное деление нарушает данное правило.

Рассмотрим правило «Члены деления должны исключать друг друга». Понятия «демократическое государство» и «унитарное государство» не исключают друг друга, государство может быть одновременно и демократическим и унитарным, т.е. данные понятия находятся в отношении совместимости. Т.о., данное правило не соблюдается.
4. Задания этой контрольной работы делятся на задания по темам «Понятие», «Суждение» и «Умозаключение».

Решение: Рассмотрим правило «Деление должно быть соразмерно». Сформулируем утверждение «Всякое задание этой контрольной работы делятся на задания по темам «Понятие», «Суждение» и «Умозаключение». Это утверждение верно, так как задание этой контрольной работы по другим темам быть не может, следовательно, приведенное деление не нарушает данное правило.

Рассмотрим правило «Деление должно проводиться по одному основанию». Член деления «задания этой контрольной работы» выделен на основании тем «Понятие», «Суждение» и «Умозаключение». Значит, приведенное деление не нарушает данное правило.

Рассмотрим правило «Члены деления должны исключать друг друга». Понятия задания по темам «Понятие», «Суждение» и «Умозаключение» несовместимы, задание может относиться к одной из данных тем, т.е. они несовместимы. Т.о., правило соблюдается.
5. Студенты заочного факультета НИНХ делятся на не сдавших зачет и сдавших его своевременно.

Решение: Рассмотрим правило «Деление должно быть соразмерно». Делимое понятие «студенты заочного факультета НИНХ», члены деления (1) - «студенты заочного факультета НИНХ, не сдавшие зачет», (2) - «студенты заочного факультета НИНХ, сдавшие зачет своевременно». Утверждение «Всякий студент заочного факультета НИНХ есть или не сдавший зачет, или сдавший зачет своевременно» неверно, поскольку существуют студенты заочного факультета НИНХ, сдавшие зачеты после установленного срока. Исходя из этого, указанное деление является несоразмерным, правило нарушено.

Рассмотрим правило «Деление должно проводиться по одному основанию». Здесь члены деления выбраны на основании срока сдачи контрольной работы. Следовательно, данное правило соблюдается.

Рассмотрим правило «Члены деления должны исключать друг друга». Понятия «студенты заочного факультета НИНХ, не сдавшие зачет», «студенты заочного факультета НИНХ, сдавшие зачет своевременно» находятся в состоянии несовместимости. Таким образом, данное правило соблюдается.

Ответ: А - 1, 3, 5

В - 1, 3

С - 1, 3
Задание 6. Пусть А – Андрей проголосовал за законопроект, В – Борис проголосовал за законопроект, С – Семен проголосовал за законопроект. Формализуйте приведенные ниже суждения.

Для получившихся формул постройте таблицы истинности и укажите:

А – какие из них соответствуют приведенной ниже таблице;

В – какие являются тавтологиями (логическими законами).
A
B
C
Результат
1
1
1
1
1
1
0
1
1
0
1
1
1
0
0
1
0
1
1
1
0
1
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0

1. По крайней мере, Семен или Борис проголосовали за законопроект. Если Андрей не голосовал «за», то без сомнения также не голосовал «за» и Семен. Следовательно, Андрей или Борис голосовали за законопроект.

2. Если Андрей проголосовал «за», то Семен точно не голосовал «за». А если Андрей не проголосовал «за», то Борис тоже не голосовал «за». Следовательно, Андрей или Борис голосовали за законопроект.

3. Если Семен и Андрей проголосовали «за», то Борис уж точно не голосовал «за». А если «за» голосует Андрей, то обязательно «за» голосует и Семен. Следовательно, Андрей или Борис голосовали за законопроект.

4. Семен голосует «за» тогда и только тогда, когда «за» голосует Андрей. Однако Андрей не голосует «за», если и только если «за» голосует Борис. Следовательно, Андрей или Борис голосовали за законопроект.
Ответ:
Формализуем приведенные суждения.

Построим таблицы истинности для первого суждения:

А
В
С












f1
И
И
И
Л
Л
И
И
Л
И
Л
И
И
Л
Л
И
И
И
Л
И
Л
И
Л
И
Л
Л
И
И
И
И
И
И
Л
Л
Л
И
Л
И
И
Л
И
Л
И
И
И
Л
И
Л
И
Л
И
Л
И
Л
И
И
И
И
И
И
И
Л
Л
И
И
Л
И
Л
И
Л
И
Л
Л
Л
И
И
Л
И
И
Л
И

Построим таблицы истинности для второго суждения:
А
В
С














f2
И
И
И
Л
Л
Л
Л
И
Л
Л
И
И
И
Л
Л
Л
И
И
И
И
Л
Л
И
Л
И
Л
И
Л
Л
И
Л
И
И
И
Л
Л
Л
И
И
И
И
И
И
И
Л
И
И
И
Л
Л
И
Л
Л
И
И
Л
И
Л
И
Л
И
И
Л
Л
И
И
Л
Л
И
И
И
Л
И
И
И
И
И
Л
Л
Л
И
И
И
И
И
И
И
И

Построим таблицы истинности для третьего суждения:
А
В
С












f3
И
И
И
Л
И
Л
И
Л
Л
И
И
И
Л
Л
Л
И
Л
Л
Л
И
И
Л
И
И
И
И
И
И
И
И
И
Л
Л
И
Л
И
Л
Л
И
И
Л
И
И
Л
Л
И
И
И
И
И
Л
И
Л
Л
Л
И
И
И
И
И
Л
Л
И
И
Л
И
И
И
И
И
Л
Л
Л
И
Л
И
И
И
И
И

Построим таблицы истинности для четвертого суждения:
А
В
С










f4
И
И
И
Л
И
Л
Л
Л
И
И
И
Л
Л
Л
Л
Л
Л
И
И
Л
И
Л
И
И
И
И
И
И
Л
Л
Л
Л
И
Л
И
И
Л
И
И
И
Л
И
Л
И
И
Л
И
Л
И
Л
И
Л
И
И
Л
Л
И
И
Л
И
Л
И
И
Л
Л
Л
И
Л
Л
Л
И
И

Таким образом, формализация суждений и построенных таблиц усматривается, что ни одно из суждений не соответствует приведенной в условии таблице.

Задание 7. Установите пары суждений, находящиеся в отношении:

А – противоречия,

В – подчинения (для разных вариантов разные отношения).

1. Все овощи полезны. – Некоторые овощи бесполезны.

2. Митинг, на который никто не пришел, не состоялся. – Митинг, на который никто не пришел, не состоялся.

3. Все бармаглоты перед сном мухряют. – Ни один бармаглот не мухряет перед сном.

4. Некоторые грымзики фиолетовые. – Некоторые грымзики не фиолетовые.

5. Хомозоид, которого никто не видел, не был изловлен. – Ни один не увиденный хомозоид не был изловлен.

Ответ.

1. Все овощи полезны. – общеутвердительное

Некоторые овощи бесполезны. - общеотрицательное

Отношение противоречия (А)

2. Митинг, на который никто не пришел, не состоялся. –

Митинг, на который никто не пришел, не состоялся.

Суждения идентичны, одинаковы

3. Все бармаглоты перед сном мухряют. – общеутвердительное

Ни один бармаглот не мухряет перед сном. – общеотрицательное

Отношение противоположности

4. Некоторые грымзики фиолетовые. – общеутвердительное

Некоторые грымзики не фиолетовые. – общеотрицательное

Отношение подпротивности

5. Хомозоид, которого никто не видел, не был изловлен. – частноутвердительное

Ни один не увиденный хомозоид не был изловлен. – общеотрицательное

Отношение противоречия

Задание 8. Укажите, какие из приведенных ниже непосредственных умозаключений являются: А – правильным превращением; В – правильным обращением; С – правильным противопоставлением предикату.

1. Все эскимосы любят эскимо, следовательно, эскимо – любимое блюдо эскимосов.

2. Некоторые русские поэты были футуристами, следовательно, их нельзя назвать не футуристами.

3. Некоторые российские города расположены к западу от Урала, следовательно, некоторые города, расположенные к западу от Урала, являются российскими.

4. Все пингвины обсуждали проблему потепления, следовательно, проблема потепления – это то, что обсуждали все пингвины.

5. Все удоды писали жаловались на засуху, следовательно, некоторые из тех, кто жаловался на засуху, – удоды.
Ответ:

Превращение суждений состоит в установлении отношения субъекта к понятию, противоречащему предикату исходного суждения. Преобразование одного суждения в другое, противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату истинного суждения называется превращением. Из приведенных ниже непосредственных умозаключений являются А – правильным превращением: 1, 3, 4, 5

Преобразование суждения, в результате которого субъект исходного суждения становится предикатом, а предикат субъектом заключения, называется обращением. Из приведенных ниже непосредственных умозаключений являются В – правильным обращением: 2

Задание 9. Установите, в каких силлогизмах термин «ассенизатор» является:

А – средним термином;

В – большим термином.

1. Все ассенизаторы – чистильщики, значит, Акичатпонг не чистильщик, так как он не ассенизатор.

2. Акичатпонг не ассенизатор, так как он не чистильщик, а все ассенизаторы – чистильщики.

3. Некоторые ассенизаторы – чистильщики, так как Акичатпонг – ассенизатор и чистильщик.

4. Некоторые люди – чистильщики, все чистильщики – ассенизаторы, значит, некоторые люди – ассенизаторы.
Ответ:

А – средним термином – 1

В – большим термином – 2, 3, 4
Задание 10. Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:

А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок;

В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением (для разных вариантов разные правила); С – все правила соблюдаются.

1. Все вахтеры – люди, некоторые вахтеры бдительны, следовательно, некоторые вахтеры бдительны.

2. Все преступления наказуемы, значит, действия Н. не наказуемы, так как его действия не являются преступлением.

3. Некоторые толкоеки неразумны, так как некоторые политики разумны, а многие толкоеки не политики.

4. У всех часовщиков хорошее зрение, значит, Суслов – часовщик, так как у него хорошее зрение.

5. Многие чистильщики внимательны, но часть внимательных людей совершает оплошности, значит, некоторые чистильщики совершают оплошности
Ответ:

Термин считается распределенным, если он взят в полном объеме.

Нарушено правило А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок в силлогизмах: 5.

Нарушено правило В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением в силлогизмах: 3

С – все правила соблюдаются в силлогизмах: 1, 2, 4
Список литературы

Большой юридический словарь. – М.: Юристъ, 1998. - 1100 с.
  • Ивин А. А. Логика: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Знание, 2008. – 340с.
  • Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. – М.: НОРМА – М, 2009. – 426с.
  • Мельников В. Н. Логические задачи. – Киев, Одесса: знание – сила, 1989. – 365 с.
  • Челпанов Г. И. Учебник по логике. – М.: Гардарики, 2004. – 386 с.

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
    перейти в каталог файлов

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей