08.04.2014 СОЗДАНИЕ ПЕШЕХОДНОЙ ЗОНЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ ЯДРЕ ВЛАДИМИРА РИСКИ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ Евгения Романова, Илья Косыгин, Сергей Сазонов Существующая концепция пешеходной зоны была создана с целью повторить пешеходные зоны, которые имеются во многих российских городах (создать «Владимирский Арбат»), но она не учитывает исторические, архитектурные и инфраструктурные особенности нашего города. По имеющемуся у администрации города предпроектному предложению пешеходная зона должна быть расположена по улице Большой Московской, растянувшись на 510 метров от перекрестка улицы Большой Московской с улицей Никитской до перекрестка улицы
Большой Московской с улицей Гагарина. Оба упомянутых перекрестка остаются действующими, вокруг Золотых ворот сохраняется разворотное кольцо для общественного и частного транспорта. Движение общественного и частного транспорта на данном участке прекращается, улица, ширина которой варьируется от 19 до 22 (??) метров, становится полностью пешеходной, для рекламно-информационных конструкций на данном участке разрабатывается единый дизайн-код, предполагается, что жители
Владимира смогут сюда приходить «в кафе посидеть, поговорить, книжку почитать»
(цитируется по С. Орловой).
Данное предпроектное решение имеет высокие риски для будущего развития областного центра и
приведет к следующим проблемам в социальной, транспортной, культурной и экономической сферах.
1. Транспорт:
- разрушение текущей и привычной для Владимира на протяжении многих столетий транспортной сети, являющееся грубым нарушением историзма (город всегда развивался вокруг главной транспортной оси – дороги Москва-Нижний Новгород),
- ликвидация сложившейся системы маршрутов общественного транспорта,
- изменение структуры общественного транспорта города Владимира – весьма развитого по российским меркам (демонтаж троллейбусных линий в центре города, ликвидация перевозок троллейбусами, замена полноценных автобусов на микроавтобусы-маршрутки).
2. Экономика:
- падение выручки торговых и развлекательных предприятий в обозначенной пешеходной зоне исторического центра,
- изменение состава размещенных здесь предприятий, возможное запустение данной части города,
снижение арендных ставок, уменьшение поступлений в бюджет города,
- увольнение сотрудников предприятий, покидающих центр города, а также сокращение рабочих мест сотрудников «Владимирпассажиртранса»,
- увеличение затрат в муниципальном бюджете на создание и обслуживание этой части города (в настоящий момент ряд мероприятий проводится за счет средств налогоплательщиков – юридических лиц, размещенных в будущей пешеходной зоне).
3. Историко-культурная среда:
- экстренное, стихийное, по наскоро сделанным проектам расширение параллельных
Большой Московской улиц, территория части которых входит в границы территории объекта культурного наследия достопримечательное место «Исторический центр города
Владимира», что повлечет за собой разрушение привычного историко-архитектурного облика этой части города,
- создание транспортных заторов и пробок в самых посещаемых туристами уголках нашего города: Большая Московская улица рядом с Соборной площадью, разворотное кольцо вокруг Золотых ворот, Театральная площадь, Студеная гора, улица Большая
Московская
возле Рождественского монастыря,
- резкое увеличение негативного воздействия, связанного с возросшей транспортной нагрузкой (в случае сохранения разворотного кольца), на Золотые ворота, уникальный памятник истории и культуры, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
(белый камень обладает высокой чувствительностью к атмосферному загрязнению).
4. Социальная сфера:
- искусственное создание неудобств для рядовых жителей из-за перекрытия основной транспортной артерии, связывающей юго-западную часть города с северо-восточной (если говорить о сети общественного транспорта, это до сих пор так),
- снижение качества жизни горожан из-за увеличения времени проезда через центр как на частном, так и на общественном транспорте (данные Шохиным оценки в лишние «5 минут» пока не подтверждены фактами),
- разрушение привычной для местного населения культурной и социальной среды
(необходимо изучить,
зачем население приходит в центр сейчас, ведь причин множество, среди них и посещение торговых центров, и отдых в культурно-развлекательных заведениях, и что-то еще).
Самая главная цель альтернативного подхода к созданию пешеходной зоны не навредить пока еще гармоничному развитию центра города, вторая цель – наиболее полно раскрыть историко-культурный и туристический потенциал Владимира. Существуют альтернативные взгляды на создание пешеходной зоны в историческом ядре города, не представляющие так много угроз для качества жизни горожан, подразумевающие благоустройство областного центра,
создание дополнительных туристических маршрутов, обновление исторического и культурного имиджа Владимира.
Таким проектом является создание пешеходной зоны по маршруту «Улица Козлов вал –
Спасская церковь – улица Спасская – улица Георгиевская – улица Девическая – Княгинин монастырь – переулок Воровского».
Он подразумевает
- перекрытие движения транспорта по данному маршруту,
- привлечение инвестиций в реставрацию или развитие узловых объектов в этой зоне
(Спасская церковь, Георгиевский храм, первая владимирская аптека, Центр классический музыки, Центр пропаганды изобразительного искусства, Княгинин монастырь),
- создание, а затем финансирование и поддержка созданных на базе этих узловых объектов новых социальных и культурных пространств/площадок (зоны для пленеров художников, театр и кино под открытым небом, мастерская русских ремесел и т.п.,
православный патриотический клуб, логово реконструкторов, русская кухня, открытая концертная площадка для проведения локальных музыкальных фестивалей),
- разработку архитектурно-художественной концепции внешнего облика центра города (в том числе разработку дизайн-кода для информационно-рекламных конструкций, стандартных архитектурных решений для летних веранд кафе, торговых павильонов и навесов, создание концепции малых архитектурных форм и т.п.),
- создание и благоустройство общественных пространств пешеходной зоны (площадок для чтения, отдыха, игр, зеленых зон и т. п.),
- оборудование комфортного для гостей города информационного пространства на всем протяжении пешеходной зоны - установка двуязычных информационных указателей, информационных киосков и т.п.
Мы не против создания пешеходной зоны, мы за сохранение исторического облика нашего города, его обновление и развитие.