Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живо... Сюжеты и образыдревнерусскойживописи


Скачать 14.65 Mb.
НазваниеСюжеты и образыдревнерусскойживописи
АнкорБарская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живо.
Дата29.03.2017
Размер14.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBarskaya_N_A_Syuzhety_i_obrazy_drevnerusskoy_zhivo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#13412
страница6 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
33
Рождество Христово Ико}ш.
Середина XVII века. ЦМИАР. Москва.
34
Рождес то Христово Миниатюра. Конец XI века. Библиотека Палатина. Парма. Италия

67 Праздники
Кроме этого извода, в древнерусском искусстве существовал еще один вариант изображения Рождества Христова. Дело в том, что в Евангелии рассказ о рождении Иисуса Христа и о поклонении ему волхвов тесно сплетен и дополнен рассказом о неудавшейся попытке царя Ирода погубить младенца Иисуса.
Рассказ этот в Евангелии выглядит так волхвы, идущие поклониться Иисусу Христу, пришли в Иерусалим и стали спрашивать Где родившийся Царь Иудейский ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».
Этот вопрос о новорожденном царе встревожил царя Ирода. Он созывает первосвященников и книжников стем, чтобы узнать у них месторождения Христа. Они ответили ему, что место это — Вифлеем. Тогда Ирод, выведав у волхвов время появления звезды, отправляет их в Вифлеем, прося их, после того как увидят они младенца, вернуться и точно указать место, ибо он также хочет ему поклониться. Но волхвы, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду,
«иным путем отошли в страну свою. Иосифу во сне является ангел и говорит ему встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф,
послушавшись ангела, той же ночью, взяв Младенца и Мать, ушел в Египет.
Ирод, не дождавшись волхвов и увидав себя осмеянным, весьма разгневался и приказал
«избить» (убить) в Вифлееме всех младенцев от двух лети ниже, что и исполнили его воины, вызывая вопли, рыдания и стоны матерей. По смерти Ирода ангел является Иосифу в Египет и велит ему возвращаться с Младенцем и Матерью Его
«в землю Израилеву», так как тех, кто искал души Младенца, уже нет в живых. Иосиф вернулся и вновь поселился с Младенцем и Матерью Его в Назарете.
Этот евангельский рассказ дополняли апокрифы, которые также известны былина Руси.
«Протоевангелие» сообщает, что уйти в свою страну путем иным, не возвращаться к Ироду велит волхвам явившийся им во сне ангел. Среди
«избиваемых» вифлеемских младенцев был будущий Иоанн Креститель — Предтеча Иисуса Христа. Мать Иоанна Елизавета чудом спасла его по ее молитве раскрылась гора, иона с сыном скрылась от воинов.
Известна была на Руси и апокрифическая повесть еще об одном спасенном младенце, по имени Нафанаил: его спасает мать, спрятав под смоковницей. Считалось, что этот младенец, повзрослев, стал одним из учеников Иисуса Христа и уверовал в него именно потому, что Иисус Христос таинственным образом знал этот эпизод его детства, сказав ему при первой встрече Я видел тебя под смоковницей».
Еще в глубокой византийской древности сложился извод, получивший особенно широкое распространение в русской живописи конца века, где собственно Рождество Христово, входящие в него обычно действующие лица и эпизоды составляют лишь ядро изображения. А вокруг этого ядра располагаются почерпнутые из
Евангелия и апокрифов эпизоды о неудавшемся замысле Ирода погубить новорожденного Иисуса Христа, о том,
как с помощью вышних сил удалось спасти эту только что начавшуюся и такую драгоценную для людей жизнь.
В XVII столетии такого рода изображения были в стенописи ярославских церквей, в московских, поволжских, северных иконах.
Одно из лучших и совершенных произведений этого извода — икона
«Рождество Христово, написанная в середине XVII века царскими мастерами, те. художниками, работавшими на самого царя для церкви Калязина монастыря, принадлежащая сейчас
Центральному музею имени Андрея
Рублева.
Вверху иконы располагается большая пещера Рождества, на фоне которой в ее центре не возлежит даже на

68 Сюжеты и образы древнерусской живописи алом ложе, а как бы парит, господствуя над всем изображенным, светлоликая радостная Богородица. У ног ее, в пещере, ясли со спеленутым младенцем,
в которые заглядывают воли осела справа повитуха собирается купать младенца. Над пещерой летящий ангел держит звезду, а вокруг широко раскинулась земная твердь в виде легких желтых, светло-зеленых, розовых горок, похожих на сращение драгоценных кораллов. И среди этих горок, вблизи пещеры, располагаются обычные участники Рождества Христова славословящие ангелы, поклоняющиеся пастухи, задумчивый Иосиф.
Дальше, среди отрогов и уступов,
идут эпизоды неосуществившегося замысла Ирода, отобранные и расположенные так, чтобы сделать зримой, сохранить в вечной людской памяти историю чудесного спасения младенца
Иисуса Христа. Сам Ирод, затевающий злое дело, изображен в нижнем правом углу иконы. Отделенный изогнутой стеной и портиком, в царских одеждах восседает он натроне, а стоящие передним старцы-книжники разворачивают книгу, где в древних пророчествах указано месторождения Иисуса
Христа.
Прямо над Иродом, в верхнем углу иконы, скачут в Вифлеем по звезде»
три волхва в развевающихся плащах,
а чуть ниже, приехав туда, приносят они дары младенцу—его держит на руках сидящая под портиком Богородица. Но напротив принесения даров»
изображен сон волхвов над спящими волхвами стоит ангел, повелевающий им не возвращаться к Ироду. И напротив едущих по звезде, наискосок от
Ирода, круто разворачивают своих коней волхвы, отходящие иным путем в страну свою».
На розовом склоне, над портиком
Ирода, представлены спящий Иосиф и стоящий над ним ангел, повелевающий ему бежать с матерью и младенцем. И прямо, против Ирода, изображено бегство в Египет, окончательно разрушившее его замысел Иосиф, ведущий в поводу коня, на котором сидит
Богородица с младенцем на руках,
и идущий за ними старший сын Иосифа
Иаков подходят к вратам града спасительным вратам Египта.
Между Иродом, злоумышляющим против Иисуса Христа, и бегством в Египет, решившим его судьбу, помещено избиение младенцев — то, что удалось избежать Иисусу Христу.
Рядом с Иосифом сидит на холме закутанная в темное, печальная женщина скорбящая по избитым детям мать,
а чуть ниже воин, поднявший копье,—
исполнитель этого избиения, исполнитель страшного приказа Ирода. Но,
обозначив точно избиение младенцев,
мастер умножает мотив чудесного спасения, изобразив лишь спасшихся в Вифлееме младенцев. Рядом со скорбной матерью, под смоковницей, лежит спрятанный младенец, будущий ученик
Иисуса Христа Нафанаил. А от копья воина схоронилась в расселину горы
Елизавета с младенцем Иоанном,
Предтечей Христовым, на руках.
Согласуясь с общим радостным итогом потерпевшего крах Иродова замысла, все, даже самые драматичные из входящих в него эпизодов предстают на иконе свободными от какого- либо напряжения светлы лики, выразительны, но мягки жесты, клубящиеся багряные, темно-зеленые одежды, крылья ангелов, сбруя коней «прописаны»
и украшены мерцающим золотом. Как венцом, окружают они пещеру Рождества с торжествующей, светлой Богородицей, сливаются с эпизодами собственно Рождества Христова веди- ное, праздничное целое. Верна общей русской традиции, сложившейся во вре-

69 Праздники мена Андрея Рублева, эта икона безусловным центром события предстает здесь Богородица, ясно, хотя и более упрощенно, передана преображающая мир радость Рождества
Христова.
Событие Рождества полагалось в древности столь важным, что вслед за праздником Рождества Христова идут в церковном круге два праздника, посвященные участникам этого события.
На следующий день после Рождества справляется Собор Богоматери, где прославляется Богородица как родившая Спаса. А еще через несколько дней поминаются младенцы, убиенные в Вифлееме, чтутся их мучения, мучения невинные, почитавшиеся как безусловный залог спасения.
Образом всех трех праздников являются, по существу, и икона из Калязина, и другие произведения того же извода. Ноне только в церковном кругу, аи в фольклоре, в быту стремились на Руси постигнуть чудесную тайну Рождества Спасителя, приблизиться к ней. Вечером накануне праздника исполнялись песни-колядки, где поминались и волхвы, и пастухи, и праведный Иосиф, с которыми отождествляли себя, вступали в разговор, вместе размышляли исполнители колядок и их слушатели. Именно разыгранные события Рождества, история Иродовых злодеяний легли в основу самобытного славянского народного театра.
Эти обычаи ушли из нашей жизни,
оставшись разве что в далеких северных или западноукраинских деревнях.
У нас сохранился и любим всеми лишь завезенный Петром Первым с Запада обычай рождественской елки — живого дерева, убираемого игрушками и подарками для детей в честь тех даров,
которые привезли младенцу Иисусу
Христу волхвы. Но прекрасные древнерусские образы Рождества Христова ставят всех нас—и тех, кто обращается к ним в храмах, и тех, кто знакомится сними в музеях и по книгам веди- ную человеческую цепь постигающих таинственную и великую суть этого события. В ту цепь, вначале которой стоят волхвы и пастухи, пришедшие почти две тысячи лет назад на пастушеское поле под Вифлеемом.
Образы Сретения Господня
Сретение Господне — двунадесятый праздник, приходится на й день после Рождества (2 февраля 15 по новому стилю. Он установлен в честь одного из немногих описанных Евангелием событий детства Христа — принесения его, как первенца семьи, в Иерусалимский храм, как того требовал обычай.
Славянское слово сретение переводится на современный русский язык как
«встреча». В праздник Сретения празднуется не само принесение младенца в храма та особая знаменательная встреча, которая в это время в храме произошла.
Евангелист Лука так рассказывает об этом событии Мария и Иосиф отправились с младенцем на й день в храм (Моисеев Закон предписывал совершать над каждым первенцем мужского пола обряд посвящения Богу, взяв с собой двух горлиц для принесения традиционной жертвы.
И тогда же пришел по вдохновению в храм человек по имени Симеон, муж праведный и благочестивый, которому было предсказано, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа.
И когда родители принесли младенца Иисуса, он взял его на руки, благословил Бога и сказал:
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение
Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Симеон благословили удивлявшихся его словам Иосифа и Богородицу, еще

70 Сюжеты и образы древнерусской живописи
Сретение. Икона. 14251427 гг.
Из иконостаса Троицкого собора
Троице-Сергиевой лавры. Сергиев Посад.
36
раз предрек великую и трудную судьбу Сына,
предрек и материнскую скорбь о нем, сказав Материи Тебе самой оружие пройдет душу. Евангелист говорит, что вовремя встречи Симеона с Иисусом Христом в храме была жившая там вдова, пророчица Анна, которая славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. Совершив обряд, Иосиф и Мария с младенцем вернулись в Назарет.
Встреча старца Симеона с младенцем Иисусом Христом, «сретение»
в Иерусалимском храме ветхого, уходящего века итого нового мира, который возвестил своим приходом Спаситель суть, главный смысл принесения во храм. Встретив Иисуса Христа,
Симеон обрел смерть, отпущение по слову Божьему от уже тяготившей его,
исчерпавшей себя жизни, но обрели победу над смертью, грядущее спасение,
которое принес людям Иисус Христос.
Пророчествуя, Симеон подтверждает неотменимость судьбы Иисуса Христа,
ее высокий смысл, подтверждает и не- отменимость муки скорби в этой судьбе.
В византийском искусстве был выработан канон, позволяющий передать в живописи главные черты этого события достоверные обстоятельства принесения во храм и свершившуюся вовремя этого принесения встречу. Опираясь на этот канон, глубоко и проникновенно размышляли об этой встрече древнерусские художники. Чрезвычайно выразительны древнейшие, домон- гольские образы Сретения, сохранившиеся в стенописи ив убранстве древних храмов, по существу опирающиеся на один очень простой и ясный вариант, извод этого канона. Среди этих древнейших образов прекрасно сохранилось Сретение, как и все другие изображения, выполненные в технике золотой наводки на меди, украшающие
Златые врата Рождественского собора в Суздале XIII века.
На вратах под надписью
(т. е. «Сретение
Господне» в сокращении по-славянски)
ясно, лаконично и изящно обозначено место действия возвышается в виде легкого кивория — навеса Иерусалимский храм и внизу — его замкнутые врата. Внутри храма (на его фоне) по обеим сторонам от врат обращены друг к другу встретившиеся младенец Иисус Христос на руках у Материи старец Симеон, простерший к нему «покровенные» — покрытые одеждой в знак почтения руки. В торжественной и ясной симметрии распола-

71 Праздники гаются остальные участники события:
за Богородицей стоит пророчица Анна, аза Симеоном — благочестивый
Иосиф.
Кротка, нежна Мать, таинственно величав, чудесен ребенок, торжественно восседающий у нее на руках и повернувший к Симеону увенчанную нимбом голову. И удивительно могуч,
могуч именно в своей древности
Симеон. В нем,
в его склоненной мощной фигуре,
в крупном, изборожденном морщинами лике с ниспадающими до плеч волосами поистине воплощен век, обретший свой предел,
и та сила, обретенная в долгой праведной жизни,
в «благословении
Духа Святого»,
которая позволяет ему принять на руки узнанного
«законодавца и закона Творца».
Потрясен стоящий за Симеоном Иосиф, и вдохновенно пророчествует Анна, стремительно воздев руку над тихо склоненной головой
Богородицы, обратив ввысь проникнутое страстным порывом лицо.
Золотая линия, виртуозно владея которой, мастер словно высекает свои образы, создает свойственное этой технике мерцание света, и оно служит дополнительным источником таинст-
Сретение. Икона 14251427 гг. Из иконостаса
Троицкого собора Троице-Сергиевоп лавры.
Сергиев Посад (Фрагмент.)
37
венности образа, набрасывает на него покров чуда и тайны.
Ясный и простой извод «Сретения
Господня», лежащий в основе изображения на Златых вратах Рождественского собора в Суздале и излюбленный мастерами домонгольской эпохи, часто избирали и русские художники последующих веков.
Чуть видоизменив, избрал его и мастер, писавший «Сретение»
в 1425—1427 гг.
для знаменитого иконостаса Троицкого собора
Троице-Сергиевой лавры (сейчас находящегося там),
создававшегося при участии и под руководством Ру- блева. На иконе из
Троицкого иконостаса, на золотом фоне, следуя канону, обозначает мастер место действия -- изображает Иерусалимский храм.
Перевитые алым велумом, развертываются здесь перед зрителем как бы увиденные одновременно все его главные части темно-зеленая узкая башня со входными вратами, осененный легким золотисто-коричневым киворием алый престол — святая святых храма и подымающийся рядом с ним золотистыми ступенями жертвенник. И также, следуя канону (но здесь по обеим сторонам от престола, стоят, повернувшись друг

72 Сюжеты и образы древнерусской живописи к другу, Мария и Симеон, за Марией Иосифа за Симеоном — пророчица Анна.
Симеон уже принял младенца на по- кровенные руки полноту и труд этого приятия на руки Бога живого выражает вся его необыкновенно глубоко склоненная фигура, хотя сам младенец,
которого он нежно прижимает к щеке, трогательно мал. А тихо светящийся лик
Симеона, к которому прижат младенец, полон глубокой, действительно уже освободившейся от всего житейского, прозревающей грядущее мысли.
Внимая пророчеству, вникая в грядущее, недвижима, словно изваяна Богородица в темных одеждах, склонена ее увенчанная нимбом голова,
отрешен и сосредоточен светлый,
юный лик. Устремив взгляд на Си- меона, не так отрешенно, но глубоко задумчив и Иосиф, держащий белых жертвенных горлиц, в своем тихо мерцающем поверх темного хитона золотистом плаще. Чуть отвернувшись от всех, подняв голову, сосредоточенно и твердо славит Бога пророчица Анна. И ее стройная, покрытая неж- но-зелеными одеждами фигура подни-
Сретение. Икона
(из так называемого Кашинского иконостаса)
Середина XV века. ГРМ. Санкт-Петербург.
(Фрагмент.)
38
мающаяся над согбенным Симеоном,
словно еще раз напоминает о высоком смысле ожидаемого грядущего.
Опираясь на древний канон, художник века, возможно, ученик Андрея Рублева, обогатил образ Богородицы тончайшими оттенками мыслей и чувств.
В той среде, к которой принадлежал этот мастер в среде лучших русских художников столетия, был принят еще один извод
Сретения, позволяющий раскрыть и иные оттенки в образе этого праздника. Этим вторым изводом пользовался сам Андрей Рублев, но приписываемая ему икона Сретение Господне»
из Благовещенского собора Московского Кремля очень сильно утрачена, темного утеряно в ее живописи. Зато хорошо сохранилось построенное поэтому изводу, написанное в конце столетия «Сретение»
из знаменитого иконостаса, который по месту находки в городе Кашине обычно именуется «Кашинским».
В «Кашинском Сретении, окруженный небесной лазурью, также развертывается Иерусалимский храм. Он предстает здесь в виде необычайной

73 Праздники округлой золотистой стены, осененной алым велумом, изображающей его преддверье, которая смыкается с мощной золотистой башней с синими кровлями собственно храмом. Перед башней, на ступенях высокой лестницы,
стоит Симеон. Безмерная старость и безмерная"же готовность принять избавление от нее воплощены в необычайно могучей, под стать подымающейся за ним башне, глубоко согбенной фигуре с простертыми покровенны- ми руками, с которой ниспадают резкими крупными складками бирюзово- зеленые одежды.
А навстречу Симеону друг за другом движутся Богородица с младенцем на руках, Анна, невысоко поднявшая руку в пророческом жесте, и Иосиф, несущий белых горлиц. Мерно ступают они подчиненные единому ритму, ложатся складки их неярких вишневых,
темно-зеленых, охристых одежда впереди, как вспышка света, сияет белизной рубашечка младенца. Неотмени- мо, неуклонно их движение навстречу
Симеону, навстречу будущему, которое он пророчит. И это высокое приятие несущего и славу, и горе, нужного всему роду людскому грядущего, особенно ясно воплощено в образе Богородицы,
в просветленном, твердом и сосредоточенном выражении ее юного, почти детского лика.
Сути изображенного подчинен, помогая ее постичь, и окружающий действующих лиц неодушевленный мир.
Не только прекрасен и величав храм место чудесной встречи, но и наклон стены преддверия вторит движению идущих, умножает его неуклонный характер. Подчеркивая неизбежность встречи, соединяя ее участников, как бы навстречу этому осеняющему идущих наклону склоняется Симеон, а их стройные фигуры вторят ясным вертикалям стоящей за ним башни.
Сретение. Икона
(из так называемого Кашинского иконостаса).
Середина XV века. ГРМ. Санкт-Петербург.
39
И в дальнейшем в русском искусстве изображения Сретения Господня следовали древним изводам, не добавляя новых деталей, так как каких-либо апокрифов, преданий о Сретении несу- ществовало и литературным источником всегда были лишь евангельский текст и следующие ему песнопения службы. В этих древних изводах мастера делали лишь небольшие изменения и с помощью этих изменений, с помощью средств самой живописи — линии,
цвета, ритма — открывали новые оттенки в той встрече мира уходящего с несущим ему обновление Иисусом
Христом, которая составляет суть праздника Сретение

74 Сюжеты и образы древнерусской живописи
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей