Главная страница
qrcode

Конспект занятия.. Тема классного часа История быта и традиций русского народа


НазваниеТема классного часа История быта и традиций русского народа
Дата08.12.2019
Размер1.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонспект занятия..doc
ТипКлассный час
#65679
Каталог

Тема классного часа: « История быта и традиций русского народа».

Цели:

1.Расширять кругозор детей об истории быта и традиций русского народа.

2. Пробудить интерес к культуре родного народа, к традиционным занятиям славян; воспитывать чувство гордости, любви к Родине, природе. Развивать детское музыкальное творчество.

3.Совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности. Продолжать работу по сплочению коллектива.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, фортепиано, магнитофон.

Методическое обеспечение:

1.Музыкальные инструменты: ложки, трещотки;

2.Портреты композиторов, художников;

3.Репродукции картин.

Методы, используемые на уроке:

1.Метод звуковой и зрительной наглядности.

2. Метод эмоциональной драматургии урока.

3.Метод систематичности.

Виды музыкальной деятельности:

1.Слушание музыки;

2.Игра в оркестре.

Оформление: в центре класса столы с домашней утварью, лавки, прялка, самовар. На полу домотканые половики.

Классный час разработан учителем начальных классов Барбашовой. А.Ю.

Ход классного часа:
Погружение в тему занятия.
Звучит русская народная музыка. В горнице хозяйка.

Хозяйка. Рада видеть вас у себя в гостях. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник.

Зазывалы:

Зимний вечер тёмен, долог, Эй подруженьки – подружки,

Насчитаю 40 ёлок. Веселушки хохотушки.

То на лавке посижу, Эй ребята – молодцы.

То в окошко погляжу. Озорные удальцы!

Будут песни, будут пляски. Проводите поплясать.

Зимний вечер скоротать.

Хозяйка. Давайте познакомимся, пусть каждая команда представиться.

Визитная карточка каждой группы. Дети читают потешки .

1 группа. « Радуга».

Потешка:

Петухи поют в амбаре,
Куры проснутся -
На двор просятся.
Пора бабушке вставать,
Курам корму давать.
Куры прилетели,
На заборе сели,
Слетели, поели,
Опять улетели.

2.группа. « « Задорники».

К двум старушкам в погребок
По сметанку, по творог,
По парное молоко.
Тут увидели кота
Две старушки из окна,
Сапогом били кота
Поперек живота.
- Вот тебе, коток,
И сметана и творог.

3. группа. « Ярило».

И туга, и высока! 
Не давай нам дождичка, 
Подавай нам ведрышко. 
Чтоб ребятам погулять, 
Чтоб телятам поскакать, 
Нужно солнышко, 
Колоколнышко!

4. группа « Матрёшки».

Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

5 группа. « Русские звёзды».

На дубу живет сова,
Живет-поживает,
Скатерть вышивает:
Иголочкой тык-тык –
Не дотыкаивает;
Остренькою тык-тык –
Перетыкивает.

Хозяйка. В старые времена был такой обычай у русских людей; как закончатся полевые работы, коротали вечера вместе. И как говорится в русской пословице: « От скуки бери дело в руки» .

А чтобы весело было, то песню затянут, то шуткой перебросятся.

Посмотрите ребята, какие вещи моей работы есть в моём сундуке ( выставка собственной коллекции).

А вот в сундуке и валенок оказался, который ещё мой дед валял. Валенки – исконно- русская обувь. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин. Процесс изготовления валенок очень сложный. Прежде всего, овечью шерсть очищали, разбивали до тех пор, пока она не станет мягкой, сваливали вручную, выдерживали в кипятке и в соляном растворе, надевали на треугольную форму, обколачивали и только после этого сбивали войлок на колодке до нужного размера. Валенки были замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь до следующего поколения. Без валенок наши предки не мыслили святочные гуляния, ярмарки.

Вот и мы с вами проведём дело за рукоделием. Каждой команде необходимо оригинально оформить валенок.

Демонстрация изделия, обсуждение.

Хозяйка.

Мальчики здесь мастера,

Ловко правят все дела.

Да и девочки под стать,

Им не станут уступать.

Конкурс « Быстрый валенок».

Хозяйка. Вот и прошла наша весёлая минутка. Такие весёлые минутки помогали русскому человеку в его работе.


Внимательно рассмотрите репродукцию картины Антонины Леонардовны Ржевской «Весёлая минутка». Антонина Леонардовна, родилась в Тверской губернии в обедневшей дворянской семье. Училась в Мариинской гимназии в Твери. В 1880 году переехала в Москву. Работала типографским корректором, давала частные уроки; одновременно поступила вольнослушательницей в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где ее руководителем был В.Е.Маковский.

Выставляться А.Л.Ржевская начала в 1890-х годах. В 1897 году на XXV выставке Товарищества передвижников появляется ныне широко известная, разошедшаяся по России в тысячах репродукциях картина А.Л.Ржевской "Веселая минутка", купленная для своей галереи П.М.Третьяковым. После этого А.Л.Ржевская становится действительным членом Товарищества передвижных художественных выставок (кроме нее, подобная честь была оказана еще только одной женщине - Э.Я.Шанкс). 

Работа с картиной.

Как вы думаете, сколько примерно лет юным мастерам? Секреты, какого промысла рассказывает их наставник? Легко ли юным мастерам сидеть долго за работой?

Какие предметы можно разглядеть на стене, столе?

Как вам кажется, эта картина написана в 18 или в 20 веке?

Ответьте на вопросы: насколько серьёзной является для мальчиков работа в мастерской?

Какие качества характера помогают справиться с трудной работой?

Хозяйка. Русский фольклор всегда помогал в работе. То ли это загадка, потешка, пляски, пословицы . А вот в пословицах высмеивают недостатки русского характера.

Прочитайте пословицы , о каком недостатке характера говорится в пословицах:

1 группе: «Доброе слово лечит, а злое убивает».

2 группе: « Каждый день, частичку мудрости прибавляет».

3 группе: «Без хозяина дом сирота».

4 группе: «Как аукнется, так и откликнется».

5 группе: «Всякая работа мастера хвали».

Часто можно прочитать пословицы в русских народных сказках. ( Появляется учёный кот)

Кот.

- Здравствуйте, ребята. Я - Учёный кот. Живу с хозяйкой в горнице и слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах. Я вам сейчас загадки загадаю , а вы найдёте эту вещь в горнице.

Если отгадаете без подсказки моей хозяйки, получите 2 баранки. С подсказкой – одну.

( по группам)

Кривой конь лезет в огонь ( кочерга).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо( самовар).

Новая посудина, а вся в дырах ( решето).

Всех кормит с охотою, а сама безротая ( ложка).

Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает ( ухват).

Хозяйка . Где ты был проказник? В какой сказке задержался?

Кот.

- Я бродил по улицам Москвы. Много красивых домов видел. Видел терем за высоким забором. Долгие годы здесь жил русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Посмотрите на этот чудесный дом!

Хозяйка. Ай да кот, ай да молодец. Все знают имя художника Виктора Михайловича Васнецова. Его отец был священником и очень любил природу. Он привил это чувство своим сыновьям.

Художник любил русскую природу, людей, ему был интересен быт русского человека.

Мебель, печи, люстры выполнены по рисункам художника. Лавки, и сундуки украшены резьбой.

В мастерской художника, с картин на тебя смотрят Алёнушка, Иван-царевич.

Хозяйка. Ребята, какими чувствами была полна душа художника, когда он писал эти картины?

Хозяйка. Милый кот, а как заканчиваются твои сказки, которые ты сочиняешь?

Кот. У моих сказок хороший конец. Я оставляю надежду , что добро победит зло.

На картине « Иван Царевич на Сером волке» , деревья- великаны могучего леса встают непроходимой стеной, но перед добрыми героями лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья.

Да ребята, красота природы вдохновляет многих людей. Природа в крестьянской жизни – часть повседневного быта. Например, в стихах Сергея Есенина, солнце- колесо от телеги,

облака – коровы. В этих образах ощущаешь красоту деревенской жизни. Есенин вырос среди раздолья русской природы . И она научила его « любить» на этом свете всё, что дорого русскому человеку.

Послушайте стихотворение:

Край любимый!

Сердцу сняться

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Ответьте на вопрос: Кого вдохновляли исторические сюжеты , в которых ярко выделялись русские национальные черты? В творчество людей, какой профессии вошла русская народная песня?

Русичи – это музыкально одаренная нация. С великой гордостью мы произносим имена русских композиторов. П.И.Чайковский, М.А. Балакирев, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков и др. Подробно вы узнаете о композиторах, на уроках музыки Татьяны Анатольевны. Знакомьтесь с нашей гостьей.

Шумовой оркестр. Ложкари исполняют мотив русской народной песни.

Кот.

- Хозяйка, играми да плясками сыт не будешь. Ребята, угостите меня баранками.

Хозяйка. Давайте посчитаем, чья команда собрала больше всех сладких баранок к чаю.

Подводятся итоги работы в группах.

Да ребята, мы сегодня открыли ещё одну страничку своей азбуки воспитания 4 « В» класса.

Тема, которой: « История быта и традиций русского народа».

Историю своего народа необходимо знать и рассказывать родным и близким . Можно рассказать в стихах. Дети читают стихотворение.

На завалинках, в светёлке Словом, эти посиделки

Иль на бревнышках, каких Были праздником души.

Собирались посиделки, Быт людей отмечен веком,

Пожилых и молодых. Поменялся старый мир.

При лучине ли сидели, Нынче все мы по « сусекам»

Иль под светлый небосвод Личных дач или квартир.

Говорили, песни пели Наш досуг порою мелок,

И водили хоровод. И, чего там говорить:

А играли как! В горелки! Скучно жить без посиделок,

Ах, горелки хороши! Их бы надо возродить.

Хозяйка. Такие весёлые и поучительные посиделки вы можете устроить и у себя дома.

За чашкой ароматного чая рассказать родителям об истории быта, традиций русского человека.

Я буду говорить фразы. А если вы считаете, что фраза сказана про вас, выйдите в круг.

Я сегодня продемонстрировал своё творчество.

Я сегодня размышлял об истории русского быта.

Я сегодня приобретал основы музыкальных знаний.

Я сегодня была в русском народном костюме.

У меня сегодня хорошее настроение.

Хозяйка. Посидели, повеселились, пора и честь знать.

( хозяйка разламывает пряник, « разлом»- русский старинный обычай, когда гостям пора уходить домой, а у современников праздник заканчивается чаепитием).


перейти в каталог файлов


связь с админом