Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

биоэтика 3 2014. Тема лекции Система специалист пациент Трансплантация Законодательство РФ


Скачать 336.43 Kb.
НазваниеТема лекции Система специалист пациент Трансплантация Законодательство РФ
Анкорбиоэтика 3 2014.pptx
Дата24.10.2017
Размер336.43 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлабиоэтика 3 2014.pptx.pptx
ТипЛекции
#29813
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Биоэтика

Кафедра педагогики и психологии БГМУ 2014г.

Лектор Липатова Елена Ефратовна

Тема лекции

  • 1. Система «специалист – пациент»

  • 2. Трансплантация

  • Законодательство РФ

  • 3. Клинические испытания и эксперименты на человеке



Законы биоэтики

  • Первый закон биоэтики. Закон благоговения перед жизнью.

  • В ситуации морального выбора, связанной с вмешательством личности в процессы жизнедеятельности, которое представляет для них возможную или действительную опасность, разумному и нравственному человеку присуще благоговение перед жизнью.


Законы биоэтики

  • Второй закон биоэтики. Закон разумного и нравственного обоснования.

  • Любое вмешательство в процессы жизнедеятельности, которое представляет для них возможную или действительную опасность, требует разумного и нравственного обоснования.

  • Третий закон биоэтики. Закон оснований морального выбора.

  • Основаниями морального выбора цели и средств любого вмешательства в процессы жизнедеятельности, которое представляет для них возможную или действительную опасность, служат разум и добрая воля, направленные на высшее благо, которым является жизнь.


ПРАВИЛА БИОЭТИКИ

  • правило правдивости,

  • правило уважения неприкосновенности частной жизни,

  • правило конфиденциальности,

  • правило информированного согласия.



Модель взаимоотношений работников здравоохранения и пациентов

  • Американский философ Р. Витч выделил четыре основные модели: инженерную, пасторскую (патерналистскую), коллегиальную и контрактную (договорную). По своему моральному значению эти модели представляют собой иерархию возрастания этических ценностей от наименее морально обоснованной – инженерной к наиболее обоснованной – контрактной.
  • Инженерная модель - технологическая модель, модель автомеханика, характеризуется отношением врача к пациенту как безличностному организму, в котором возник очаг патологии.

  • Показателями служат объективные параметры биохимии, физиологии, клинических исследований.



  • Отношения между врачом и пациентом напоминают отеческое отношение родителя к ребенку или пастора (священника) к прихожанину (pater, лат. – отец).

  • По сравнению с предыдущей моделью, в этой отмечается существенный этический элемент. Патерналистское отношение мотивировано стремлением помочь слабому, подопечному человеку. Оно основывается на добродетельных качествах покровительствующей личности: благотворительности, милосердии, справедливости.


  • Патернализм (преобладание покровительства) гораздо более древний тип отношений, чем инженерная модель, т.к. господствовал в медицине несколько тысячелетий, еще до клятвы Гиппократа. Патернализм ущемляет права пациента как автономной личности, самостоятельно принимающей решение.
  • Патернализм может быть вполне адекватной формой отношения врачей к больным детям (детская нейрохирургия) и к взрослым пациентам с ограниченной дееспособностью. Патернализм возможен по отношению к конкретному пациенту, в должном месте, в должное время, и в должной степени.


  • Пациент должен получить достаточное количество правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания. После этого пациент оказывается в состоянии принимать участие в выработке конкретных решений и выступать в роли коллеги лечащего врача.
  • Однако совпадение уровней знаний медика и больного редко имеет место (только если больной сам врач).



  • Отношения между врачом и пациентом могут приближаться к коллегиальности.

  • 1) Хронические заболевания. Некоторые из них возникают в детстве, неизлечимы и смертельно опасны, если их не контролировать известными средствами, например, инсулином при диабете. Причем, такие больные нуждаются в самопомощи. Знания они получают, прежде всего, от медиков.
  • 2) Специальные школы (например, школы больных диабетом), где этих больных готовят к правильному поведению при обострении болезни типа диабетической комы. Самое правильное отношение к этому больному будет напоминать форму диалога с профессионалом, где совместно вырабатывается адекватное решение.


  • Под контрактной моделью взаимоотношений между медиками и пациентами подразумевают, в первую очередь, отношения, построенные на взаимном уважении и доверии, и лишь во вторую очередь, имеется в виду формальная сторона отношений, а именно – договор с пациентом, контракт, соглашение, в котором определяются рамки взаимоотношения пациента и врача.


  • При данной модели большим успехом у пациентов пользуются врачи, сочетающие высокий профессионализм и личностные качества, развитые на основе ценностных ориентаций врача, соблюдения им принципов и норм биоэтики. Эта модель аналогична тому, как в современном обществе на договорной основе строятся отношения с выборной властью, заключаются трудовые отношения, оформляются семейные и многие другие юридические документы.


  • По мнению Р. Витча, именно эта модель в наибольшей степени защищает моральные ценности автономной личности.

  • Для реализации контрактных отношений существенно важны моральные принципы свободы, сохранения достоинства, правдивости, справедливости.

  • Контрактная модель позволяет избежать ущемлений свободы, характерных для инженерной и патерналистской модели, с одной стороны, а с другой, она не создает иллюзии соучастия пациента в качестве коллеги врача.
  • Пациент добровольно устанавливает отношения с врачом на тех условиях, которые считает для себя выгодными и приемлемыми. Если условия не соблюдаются, то пациент вправе считать для себя договор недействительным, лишить врача тех полномочий, которыми он его наделил.


Модели взаимоотношения врач-пациент (по Р. Витчу)

Инженерная

  • Принципы (технократические)

Отношение, как к безличному механизму

  • Задачи

Исправление отклонений физиологического механизма

  • Методы диагностики

Физиологические параметры, биохимические, рентгенологические

Противоречит принципу уважения автономии пациента. Пациент не участвует в обсуждении

монологичное и диалогичное взаимодействие
  • Модели взаимоотношений можно классифицировать также по типу взаимоотношений между врачом и пациентом: монологичному или диалогичному взаимодействию.

  • Монологичной модельюсчитают такую модель, в которой общение между врачом и пациентом выстраивается как монолог специалиста с невежественным слушателем.

  • Диалогичной моделью считается такая модель, при которой взаимодействие врача и пациента разворачивается как диалог равноправных партнеров, обсуждающих общую проблему.

  • Коллегиальная модель приближается к диалогичной.

  • Коллегиальную модель рассматривают через призму солидарной ответственности за здоровье пациентов нескольких врачей.



Система «специалист – пациент».

  • 1. Оптимистическая (рациональный оптимизм, иррациональный оптимизм).

  • 2. Реалистическая (оптимальное сочетание оптимизма и пессимизма)

  • 3. Пессимистическая (рациональный пессимизм, иррациональный пессимизм).



  • Рациональный оптимизм врача (РОВ) основан на глубоких знаниях о закономерностях течения конкретного патологического процесса, о больших возможностях современной медицинской науки и практики в области лечения диагностированного заболевания, на объективно благоприятном прогнозе течения заболевания у пациента, на адекватной самооценке врача, на уверенности в правильности своих действий, на высокой степени самоконтроля и на личной ответственности за свой моральный выбор.


  • Иррациональный оптимизм врача (ИОВ) проявляется в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная возможности современной медицинской науки и практики в области лечения определенного заболевания, предвидя объективно неблагоприятный исход заболевания, демонстрирует пациенту полную уверенность в своих профессиональных способностях и убеждает его в благоприятном исходе заболевания, проявляя при этом завышенную самооценку, низкую степень самоконтроля и безответственность за свой моральный выбор.


  • Рациональный пессимизм врача (РПВ) основан на глубоких знаниях о закономерностях течения конкретного патологического процесса, об ограниченных возможностях современной медицинской науки и практики в области лечения диагностированного заболевания, на объективно неблагоприятном прогнозе течения заболевания у пациента, на адекватной самооценке врача, на уверенности в правильности своих действий, на высокой степени самоконтроля и на личной ответственности за свой моральный выбор.


  • Иррациональный пессимизм врача (ИПВ) проявляется в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная возможности современной медицинской науки и практики в области лечения определенного заболевания, предвидя объективно неблагоприятный исход заболевания, демонстрирует пациенту полную неуверенность в своих профессиональных способностях и убеждает его в неблагоприятном исходе заболевания, проявляя при этом заниженную самооценку, низкую степень самоконтроля и безответственность за свой моральный выбор.


  • Рациональный оптимизм пациента (РОП) основан на обыденных (бытовых) знаниях о течении конкретного патологического процесса, о больших достижениях современной медицинской науки и практики в области лечения диагностированного у него заболевания, на объективно удовлетворительном состоянии, на уверенности в правильности действий врача, на адекватной самооценке, на высокой степени самоконтроля за состоянием своего организма и на личной ответственности за свой моральный выбор.


  • Иррациональный оптимизм пациента (ИОП) проявляется в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная возможности современной медицинской науки и практики в области лечения определенного заболевания, отмечая объективно ухудшение состояния, демонстрирует полную уверенность в своих силах и в благоприятном исходе заболевания, проявляя при этом завышенную самооценку, низкую степень самоконтроля за состоянием своего организма и безответственность за свой моральный выбор.


  • Рациональный пессимизм пациента (РПП) основан на обыденных (бытовых) знаниях о течении конкретного патологического процесса, об ограниченных возможностях современной медицинской науки и практики в области лечения диагностированного заболевания, на объективном ухудшении состояния, на адекватной самооценке, на неуверенности в правильности действий врача, на высокой степени самоконтроля и на личной ответственности за свой моральный выбор.


  • Иррациональный пессимизм пациента (ИПП) проявляется в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная возможности современной медицинской науки и практики в области лечения определенного заболевания, отмечая объективно улучшение состояния, демонстрирует полную неуверенность в действиях врача, проявляя при этом заниженную самооценку, низкую степень самоконтроля и безответственность за свой моральный выбор.


Врач-пациент

  • Очевидно, что самым лучшим сочетанием стратегий будет такое, при котором рациональному реализм врача соответствует рациональный реализм пациента, а самым худшим – ИПВ/ИПП. Очевидно, что в подавляющем большинстве случаев оправданным моральным выбором врача должна являться стратегия рационального оптимизма, вселяющая надежду на благоприятный прогноз заболевания. И лишь при объективно неблагоприятном исходе заболевания, и при отсутствии каких-либо возможностей его предотвращения можно считать морально оправданным рациональный пессимизм врача, который проявляет при этом по отношению к пациенту милосердие, сочувствие и сострадание.


Модели взаимоотношения врач-пациент (в биографическом плане заболевания)

Больные в остром периоде заболевания

Заболевание может быть временным с возвращением к прежнему образу жизни. Больные могут быть пассивными участниками взаимоотношений врач-пациент

  • Выделяют следующие виды общения (С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко):

  • 1.«Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски



«Контакт масок»

  • (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.



«Контакт масок»

  • В рамках диагностического и лечебного взаимодействия данный вид общения проявляется в случаях малой заинтересованности медицинского работника или пациента в результатах взаимодействия.



  • Примитивное общение, когда оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — «отталкивают».



  • Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения медицинского работника и пациента в случаях, когда целью обращения становится получение каких-либо дивидендов



  • (больничного листа, справки, формального экспертного заключения и пр.). Формирование примитивного вида общения может происходить и по желанию медицинского работника — в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть его благополучие. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает, вслед за получением желаемого результата.


  • Формально-ролевое общение, когда регламентированными оказываются и содержание, и средства общения.

  • Подобный выбор вида общения со стороны (медицинского работника) врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой



  • Деловое общение — это общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.



  • Духовное межличностное общение редко встречается в системе (медицинский работник) врач - больной. Оно подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения.


  • Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает столь интимного контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медицинского работника.


  • Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов. В медицине известен способ, названный «ипохондритизацией пациента».



  • (заключение медицинского работника о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения тяжести обнаруженных расстройств). Целью такой манипуляции может быть:



  • а) снижение ожиданий больного успеха лечения в связи с избежанием медицинским работником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента,

  • б) демонстрация необходимости дополнительным квалифицированных воздействий со стороны медицинского работника с целью получения вознаграждения.



Трансплантация

  • Трансплантация

  • Законодательство РФ



  • В 1930 г. Филатов пересадка роговицы от трупа.

  • В 1934 г. Ю.Ю. Вороной пересадил почку от трупа женщине умиравшей от отравления ртутью, но пересаженная почка оказалась функционально неполноценной. Четыре последующие операции, выполненные им до 1950 г. не принесли успеха.
  • В 1954 г. пересадка почки - американский хирург Д. Мюррей. донор – реципиент однояйцовые близнецы

  • Пересадку почки от живого донора впервые в нашей стране осуществил в 1965 г. академик Б.В. Петровский.

  • В 1967 г. пересадка сердца (от погибшего человека) выполнена Кристианом Бернардом



Шамов Владимир Николаевич

  • В 1928 г. профессор В.Н. Шамов высказал мысль о возможности переливания трупной крови. Через год он доказал, что микробы из кишечника попадают в брыжеечные вены через 20-22 часа после смерти человека.
  • 20 ноября 1919г. в клинике факультетской хирургии военно-медицинской академии В. Н. Шамов произвел первое переливание крови с учетом групповой принадлежности донора и реципиента.

  • В. Н. Шамов в 1928 г. предложил и успешно провел переливание трупной крови. В 1930 году он проделал такой опыт: выпустил 9/10 крови у собаки, затем перелил ей кровь собаки, которая 10 часов была мертва, и обескровленная собака ожила.
  • Один из основоположников трансплантологии в СССР.



Основные этические проблемы трансплантации органов и тканей человека

  • Проблема коммерциализации в трансплантации.

  • Проблемы, связанные с ключевыми этапами технологии трансплантации:

  • 1. Констатация смерти человека по критериям смерти мозга.

  • 2. Изъятие (забор) органов и/ или тканей у трупа и живого донора.

  • 3. Распределение органов и/ или тканей реципиентам.



Смерть и умирание

  • В подавляющем большинстве стран мира главным критерием смерти человека признана смерть мозга.

  • Концепция смерти мозга была разработана в неврологии после описания состояния запредельной комы французскими невропатологами П. Моларом и М. Гулоном.

  • Данная концепция основана на понимании смерти человека как состоянии необратимой деструкции и/или дисфункции критических систем организма, т.е. систем, незаменимых (ни сейчас, ни в будущем) искусственными, биологическими, химическими или электронно-техническими системами, а такой системой является только мозг человека.


  • Гарвардские критерии смерти мозга были признаны в несколько измененном виде мировым медицинским сообществом (Сиднейская декларация ВМА). В последующие годы во многих странах мира были приняты законодательные акты, в которых главным критерием смерти человека утверждалась смерть мозга.


Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
  • Статья 66. Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий

  • 1. Моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека).

  • 2. Смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех его функций, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких.



Глава 8. Медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека

  • 3. Диагноз смерти мозга устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находится пациент. В составе консилиума врачей должны присутствовать анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее пяти лет. В состав консилиума врачей не могут быть включены специалисты, принимающие участие в изъятии и трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей.
  • 4. Биологическая смерть человека устанавливается на основании наличия ранних и (или) поздних трупных изменений.

  • 5. Констатация биологической смерти человека осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером).



Этические и организационные принципы диагностики «смерти мозга»

I. Принцип осуществления единого подхода копределению «смерти мозга», в независимости от того, будет ли в последствии осуществлён забор органов для трансплантации.

Реализуется в праве пациента на незаинтересованную констатацию смерти, т. е. на диагностику без учёта возможности дальнейшей пересадки.

 

II. Принцип коллегиальности – обязательное участие в процессе диагностики нескольких врачей (минимум 3-х).

 

III. Принцип организационной и финансовой независимости бригад:

ставящих диагноз «смерти мозга»

забирающих органы

совершающих трансплантацию.

 



Виды юридического регулирования изъятия органов и тканей у умершего человека.

Презумпция согласия (предполагаемое согласие)

(Россия, Австрия, Бельгия, Испания, Венгрия, Чехия)

Презумпция несогласия

(США, Канада, Франция, Германия, Португалия Голландия, Скандинавские страны, Польша)

Предполагаемое согласие
  • Презумпции согласия (или предполагаемого согласия) констатируется отсутствие отказа, хотя согласие и не испрашивается, но предполагается (неиспрошенное согласие).

  • В соответствии со ст. 8 Закона РФ № 4180-I изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Следовательно, согласие на изъятие органов и (или) тканей у трупа презюмируется в том случае, если эта презумпция не опровергнута заявлением о несогласии подобного изъятия, данным человеком при жизни, либо его близкими родственниками или законным представителем после смерти.


  • 1. Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут обеспечить сохранение жизни пациента (реципиента) либо восстановление его здоровья.
  • 2. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только в случае, если по заключению врачебной комиссии медицинской организации с привлечением соответствующих врачей-специалистов, оформленному в виде протокола, его здоровью не будет причинен значительный вред.
  • 3. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) не допускается у живого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) или признанного в установленном законом порядке недееспособным.
  • 4. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) допускается у живого донора при наличии его информированного добровольного согласия.

  • 5. Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека допускается при наличии информированного добровольного согласия совершеннолетнего дееспособного реципиента, а в отношении несовершеннолетнего реципиента, а также в отношении реципиента, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если он по своему состоянию не способен дать информированное добровольное согласие, - при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя, данного в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


  • 6. Совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • 7. В случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) имеют супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии - один из близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка).
  • 8. В случае смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей.
  • 9. Информация о наличии волеизъявления гражданина, указанного в части 6 настоящей статьи, иных лиц в случаях, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи, выраженного в устной или письменной форме, заверенной в порядке, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, вносится в медицинскую документацию гражданина.


  • 10. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке поставлена в известность о том, что данное лицо при жизни либо иные лица в случаях, указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи, заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти для трансплантации (пересадки).
  • 11. Органы и ткани для трансплантации (пересадки) могут быть изъяты у трупа после констатации смерти в соответствии со статьей 66 настоящего Федерального закона.

  • 12. В случае необходимости проведения судебно-медицинской экспертизы разрешение на изъятие органов и тканей у трупа для трансплантации (пересадки) должно быть дано судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора.
  • 13. Не допускается принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации (пересадки).

  • 14. В Российской Федерации осуществляется учет донорских органов и тканей, а также лиц, нуждающихся в лечении методом трансплантации (пересадки) органов и тканей.

  • 15. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка) осуществляются в соответствии с федеральным законом».



  • Необходимым условием для введения в правовое поле презумпции согласия на изъятие в целях трансплантации органов (тканей) человека после его смерти является также наличие опубликованного для всеобщего сведения и вступившего в силу законодательного акта, содержащего формулу данной презумпции, – тем самым предполагается, что заинтересованные лица осведомлены о действующих правовых предписаниях. В Российской Федерации таким актом является Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека».
  • Кроме того, российское законодательство не препятствует гражданам зафиксировать в той или иной форме (в том числе нотариальной) и довести до сведения учреждения здравоохранения свое несогласие на изъятие у них органов и (или) тканей после смерти в целях трансплантации, причем нарушение соответствующего волеизъявления влечет наступление юридической ответственности.


Критерии, учитываемые при распределении донорских органов (выборе реципиента)

  • 1.Степень совместимости пары донор – реципиент;

  • 2.Степень тяжести реципиента;

  • 3. Очерёдность (длительность нахождения в «листе ожидания»).

  • В настоящее время во многих странах мира для обеспечения равноправия граждан при проведении дорогостоящих операций по пересадке органов и тканей применяют два принципа: «природной лотереи» и очередности. Принцип «природной лотереи» подразумевает совместимость пары «донор-реципиент», при которой минимизируется риск отторжения трансплантата.


Евгеника

  • Евгеника (от греческого благородный, хороший род) - созданное Френсисом Гальтоном и восходящее к «Государству» Платона учение об условиях, при которых рождается потомство, удачное по своим физическим и духовным признакам, и предотвращается рождение неудачного поколения.


Евгеника

  • Впервые этот термин прозвучал в книге английского биолога Ф. Гальтона – «Наследственность таланта, его законы и последствия», изданной в 1869 году.

  • Ф. Гальтон выдвинул теорию о наследственном происхождении склонностей, способностей и талантов.

  • Автор утверждал, что совесть, достоинство и другие проявления высшей психики человека биологически предопределены.



Евгеника

  • Целью этого учения было улучшение «человеческой природы»

  • на первых этапах путем предупреждения возможного ухудшения его наследственных качеств,

  • в дальнейшем через создание и раз-работку методов, способствующих совершенствованию качеств человека, таких как наличие здоровья, умственная способность, одаренность.





Евгеника

  • Программа физического уничтожения душевнобольных во времена третьего рейха в Германии включала ряд последовательных этапов:

  • 1) стерилизацию, которой подлежали больные шизофренией, циклотимией, наследственной эпилепсией, наследственной слепотой и глухотой, алкоголизмом, умственной отсталостью;





Евгеника

  • 2) уничтожение детей с физическими и умственными недостатками;

  • 3) акцию «Т4» — постепенное полное физическое уничтожение взрослых психически больных к 1945 году.

(J. E. Meyer. В. Д. Менделевич)



Евгеника

  • 5 сентября 1942 г., персонал Дома сирот и двести детей вышли по приказу эсэсовцев на улицу и построились в колонну. Над колонной развивалось детдомовское знамя; четырехлистный золотой клевер на зеленом фоне.
  • Сомкнутым строем, спокойно и с достоинством, с Корчаком в первом ряду дети прошли по улицам замершей Варшавы к пахнущим хлорной известью вагонам на Умщлягплатце у Гданьского вокзала.

  • Поезд отправился в направлении лагеря смерти в Требленке



Евгеника

  • Януш Корчак – врач – педиатр, писатель – гуманист, педагог.

  • Корчак спокойно, с чувством исполненного долга встретил смерть.

  • После его гибели остались талантливо написанные книги и страстный завет потомкам «Уважать человека ибо каждый человек… заключает в себя весь мир».



Биоэтика



  • Дахау – первый концентрационный лагерь фашистской Германии. Создан в 1933г., сразу же после прихода Гитлера к власти, для уничтожения инакомыслящих.

  • Позже здесь проводились медицинские эксперименты «во имя сохранения чистоты арийской крови».



  • К началу войны лагерь Дахау представлял собой великолепно отлаженную фабрику убийств, пыток и экспериментов на людях со 125 отделениями.



  • За время существования лагеря через него прошли 250 тыс. человек из 24 стран, из них 70 тыс. были зверски замучены и уничтожены, 140 тыс. выживших после «экспериментов» переведены в другие концлагеря Германии и лишь 20 тыс. дожили до освобождения



  • Врач - антифашист Франтишек Блага (Чехословакия) и его помощники:

  • профессор Лимузен (Клермон-Феррана),

  • профессор Шкерли и доктор Кунц (Югославия),

  • доктор Юннгофф (Нидерланды),

  • доктор Шневайс (Австрия),

  • профессора Вороблевский и Маседкин (СССР)



  • (все заключенные концлагеря Дахау) собрали и сохранили документы, которые стали объективными свидетельствами фашистских зверств в Дахау.

  • Из 48 обвиняемых 46 были повешены. В ходе Нюрнбергского процесса был разработан Нюрнбергский кодекс, который явился первым международным документом, содержащим перечень этико-правовых принципов проведения исследования на людях.


  • Данные документы были основными аргументами обвинения на судебном процессе в Нюрнберге над немецкими врачами, надзирателями и начальниками лагеря.

  • Нюрнбергский кодекс был подготовлен участвующими в процессе американскими экспертами – медиками - Лео Александером, Эндрю Иви и стал составной часть решения, вынесенного судом.



  • В ходе Нюрнбергского процесса над нацистскими учеными и врачами-преступниками, были оглашены свидетельства об экспериментах, проводившихся над заключенными концлагерей. Особо жестокий, бесчеловечный характер экспериментов заключался в том, что в них фактически планировалась смерть испытуемых.


  • Нюрнбергский кодекс

  • Тяжесть свидетельских показаний, лежащих перед нами, заставляет сделать вывод, что некоторые виды медицинских экспериментов на человеке в целом отвечают этическим нормам медицинской профессии лишь в том случае, если их проведение ограниченно соответствующими, четко определенными рамками.


  • Защитники этой практики отстаивают свои взгляды на том основании, что результаты этих экспериментов полезны всему обществу, но достичь их с помощью других методов невозможно. Таким образом, все согласны, что необходимо соблюдать определенные базовые принципы, удовлетворяющие соображениям морали и закона.


  • Прежде всего необходимо добровольное согласие объекта эксперимента, которое означает, что лицо, вовлеченное в эксперимент, имеет защищенное право выбора без какого – либо элемента насилия, обмана, мошенничества, хитрости или других скрытых форм принуждения; обладает достаточными знаниями; чтобы понять сущность предмета эксперимента и принять осознанное решение.


  • Последнее требует, чтобы до принятия утвердительного решения объект эксперимента был информирован о его характере, продолжительности и цели; методе и способах, с помощью которых он будет проводиться; обо всех возможностях и неудобствах и рисках; о последствиях для его здоровья или личности, которые могут возникнуть в результате участия в эксперименте.


  • Каждый, кто руководит экспериментом или занят в нем, несет ответственность за качество полученного согласия. Эта личная ответственность не может безнаказанно делегироваться другим лицам.



  • Эксперимент должен приносить обществу положительные результаты, недостижимые другими методами или способами исследования; они не должны быть случайными или по сути своей ненасущными.



  • Эксперимент должен основываться на данных, полученных в исследованиях на лабораторных животных, знании естественной истории болезни или других вопросов, имеющих прямое к нему отношение. Он должен быть организован таким образом, чтобы предполагаемые результаты оправдали саму постановку эксперимента.
  • При проведении эксперимента необходимо максимально избегать всех физических и психических страданий и повреждений.



  • Ни один эксперимент не должен проводиться в том случае, если есть основание предполагать возможность смерти или инвалидизирующего ранения, за исключением тех случаев, когда врачи исследователи сами служат объектом своих исследований.



  • Степень допустимого риска никогда не должна превышать гуманных соображений важности проблемы, которая решается в ходе эксперимента.



  • Должна быть проведена соответствующая подготовка и обеспеченно необходимое оборудование для защиты объекта эксперимента от даже отдаленной возможности ранения, инвалидности или смерти.



  • Эксперимент должен проводиться только лицами, имеющими научную квалификацию. На все стадии эксперимента необходимо требовать от тех, кто проводит его или занят в нем высшей степени внимания и профессионализма.


  • Во время проведения эксперимента объект должен иметь право остановить его, если его физическое или психическое состояние, по его мнению, делает продолжение эксперимента невозможным.



  • Во время проведения эксперимента исследователь должен быть готов прекратить его на любой стадии, если, по его мнению, высшие профессиональные соображения и добросовестная оценка дают основание полагать, что проведение эксперимента приведет к ранению или смерти объекта эксперимента.


ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (1948 г.)

  • Являясь представителем медицинской профессии, я торжественно обещаю посвятить свою жизнь служению человечества.

  • Я буду заниматься своим делом совестливо и с достоинством. Моей основной заботой будет здоровье пациента.



  • Я буду уважать секреты, которые мне доверяют.

  • Я всеми силами буду поддерживать честь и благородные традиции медицинской профессии.



  • Я не позволю, чтобы религия, национализм, расизм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга.



  • Я буду поддерживать высшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия; даже под угрозой я не использую мои знания в области медицины в противовес законам человечности.

  • Я даю эти обещания торжественно, от души, с чистой совестью.



ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (1968г.) ВСЕМИРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АССОЦИАЦИИ

  • В эту минуту, когда я становлюсь полноправным представителем медицинской профессии:

  • Я торжественно связываю себя обещанием посвятить свою жизнь служению человечеству;

  • Я буду относиться к своим учителям с уважением и благодарностью, которых они заслуживают;



  • Я буду выполнять свой профессиональный долг честно и с достоинством;

  • Здоровье моего пациента да будет всегда моей первой мыслью;

  • Я буду уважать секреты моего пациента;

  • Я буду сохранять всеми силами честь и благородные традиции медицинской профессии;



  • Мои коллеги да будут моими братьями;

  • Я не позволю, соображениям религии, национальности, расы, партийной политики или социального положения помешать исполнению моего долга и встать между мной и моим пациентом;



  • Я буду сохранять исключительное уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия; даже под угрозой я не использую свои медицинские знания против законов гуманизма.

  • Я даю это обещание торжественно, свободно и честно



Общие особенности врача
  • Врач должен всегда соответствовать высочайшим стандартам профессионального поведения.

  • Врач должен исполнять свои профессиональные обязанности, не думая о выгоде.



  • Следует считать неэтичным:

  • А) любую саморекламу, за исключением разрешенной национальными кодексами медицинской этики;



  • Б) сотрудничество в любом медицинском учреждении, где врач не имеет профессиональной независимости;

  • В) получение любых денег сверх профессионального гонорара за услугу, оказанную пациенту, даже с его согласия.



  • Любое действие или совет, которые могли бы ослабить физическую или психическую сопротивляемость человека, могут быть использованы только в его интересах.

  • Врачу рекомендуется относиться с огромной осторожностью к разглашению открытий или новых технологий лечения.

  • Врач должен подтверждать или свидетельствовать только в пользу того, в чем лично уверен.



  • Обязанности врача по отношению к больному

  • Врач всегда должен помнить, что его обязанность – сохранение человеческой жизни.

  • Врач должен проявлять по отношению к своему пациенту полную лояльность и использовать в помощь ему все научные знания. Всякий раз, когда исследования или лечение требуют знаний, превышающих его способности, он должен пригласить других врачей, имеющих соответствующую квалификацию.


  • Врач должен сохранять абсолютную секретность во всем, что касается пациентов, которые ему доверяются.

  • Долг врача – предоставить срочную помощь, если он неуверен, что другие специалисты хотят или могут ее предоставить.



  • Обязанности врачей по отношению друг к другу

  • Врач должен вести себя по отношению к своим коллегам так, как он хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему. Врач не должен переманивать пациентов у своих коллег. Врач должен соблюдать принципы Женевской декларации, одобренные Всемирной медицинской ассоциацией.


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей