Биоэтика Кафедра педагогики и психологии БГМУ 2014г. Лектор Липатова Елена Ефратовна
Тема лекции 1. Система «специалист – пациент» 2. Трансплантация Законодательство РФ 3. Клинические испытания и эксперименты на человеке
Законы биоэтики Первый закон биоэтики. Закон благоговения перед жизнью. - В ситуации морального выбора, связанной с вмешательством личности в процессы жизнедеятельности, которое представляет для них возможную или действительную опасность, разумному и нравственному человеку присуще благоговение перед жизнью.
Законы биоэтики Второй закон биоэтики. Закон разумного и нравственного обоснования. Любое вмешательство в процессы жизнедеятельности, которое представляет для них возможную или действительную опасность, требует разумного и нравственного обоснования. Третий закон биоэтики. Закон оснований морального выбора. - Основаниями морального выбора цели и средств любого вмешательства в процессы жизнедеятельности, которое представляет для них возможную или действительную опасность, служат разум и добрая воля, направленные на высшее благо, которым является жизнь.
ПРАВИЛА БИОЭТИКИ правило правдивости, правило уважения неприкосновенности частной жизни, правило конфиденциальности, правило информированного согласия.
Модель взаимоотношений работников здравоохранения и пациентов - Американский философ Р. Витч выделил четыре основные модели: инженерную, пасторскую (патерналистскую), коллегиальную и контрактную (договорную). По своему моральному значению эти модели представляют собой иерархию возрастания этических ценностей от наименее морально обоснованной – инженерной к наиболее обоснованной – контрактной.
Инженерная модель - технологическая модель, модель автомеханика, характеризуется отношением врача к пациенту как безличностному организму, в котором возник очаг патологии. Показателями служат объективные параметры биохимии, физиологии, клинических исследований. Отношения между врачом и пациентом напоминают отеческое отношение родителя к ребенку или пастора (священника) к прихожанину (pater, лат. – отец). - По сравнению с предыдущей моделью, в этой отмечается существенный этический элемент. Патерналистское отношение мотивировано стремлением помочь слабому, подопечному человеку. Оно основывается на добродетельных качествах покровительствующей личности: благотворительности, милосердии, справедливости.
- Патернализм (преобладание покровительства) гораздо более древний тип отношений, чем инженерная модель, т.к. господствовал в медицине несколько тысячелетий, еще до клятвы Гиппократа. Патернализм ущемляет права пациента как автономной личности, самостоятельно принимающей решение.
- Патернализм может быть вполне адекватной формой отношения врачей к больным детям (детская нейрохирургия) и к взрослым пациентам с ограниченной дееспособностью. Патернализм возможен по отношению к конкретному пациенту, в должном месте, в должное время, и в должной степени.
- Пациент должен получить достаточное количество правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания. После этого пациент оказывается в состоянии принимать участие в выработке конкретных решений и выступать в роли коллеги лечащего врача.
Однако совпадение уровней знаний медика и больного редко имеет место (только если больной сам врач).
Отношения между врачом и пациентом могут приближаться к коллегиальности. - 1) Хронические заболевания. Некоторые из них возникают в детстве, неизлечимы и смертельно опасны, если их не контролировать известными средствами, например, инсулином при диабете. Причем, такие больные нуждаются в самопомощи. Знания они получают, прежде всего, от медиков.
- 2) Специальные школы (например, школы больных диабетом), где этих больных готовят к правильному поведению при обострении болезни типа диабетической комы. Самое правильное отношение к этому больному будет напоминать форму диалога с профессионалом, где совместно вырабатывается адекватное решение.
- Под контрактной моделью взаимоотношений между медиками и пациентами подразумевают, в первую очередь, отношения, построенные на взаимном уважении и доверии, и лишь во вторую очередь, имеется в виду формальная сторона отношений, а именно – договор с пациентом, контракт, соглашение, в котором определяются рамки взаимоотношения пациента и врача.
- При данной модели большим успехом у пациентов пользуются врачи, сочетающие высокий профессионализм и личностные качества, развитые на основе ценностных ориентаций врача, соблюдения им принципов и норм биоэтики. Эта модель аналогична тому, как в современном обществе на договорной основе строятся отношения с выборной властью, заключаются трудовые отношения, оформляются семейные и многие другие юридические документы.
По мнению Р. Витча, именно эта модель в наибольшей степени защищает моральные ценности автономной личности. Для реализации контрактных отношений существенно важны моральные принципы свободы, сохранения достоинства, правдивости, справедливости. - Контрактная модель позволяет избежать ущемлений свободы, характерных для инженерной и патерналистской модели, с одной стороны, а с другой, она не создает иллюзии соучастия пациента в качестве коллеги врача.
- Пациент добровольно устанавливает отношения с врачом на тех условиях, которые считает для себя выгодными и приемлемыми. Если условия не соблюдаются, то пациент вправе считать для себя договор недействительным, лишить врача тех полномочий, которыми он его наделил.
Модели взаимоотношения врач-пациент (по Р. Витчу) Инженерная Принципы (технократические)
Отношение, как к безличному механизму Исправление отклонений физиологического механизма Физиологические параметры, биохимические, рентгенологические Противоречит принципу уважения автономии пациента. Пациент не участвует в обсуждении
монологичное и диалогичное взаимодействие Модели взаимоотношений можно классифицировать также по типу взаимоотношений между врачом и пациентом: монологичному или диалогичному взаимодействию. Монологичной модельюсчитают такую модель, в которой общение между врачом и пациентом выстраивается как монолог специалиста с невежественным слушателем. Диалогичной моделью считается такая модель, при которой взаимодействие врача и пациента разворачивается как диалог равноправных партнеров, обсуждающих общую проблему. Коллегиальная модель приближается к диалогичной. Коллегиальную модель рассматривают через призму солидарной ответственности за здоровье пациентов нескольких врачей.
Система «специалист – пациент». 1. Оптимистическая (рациональный оптимизм, иррациональный оптимизм). 2. Реалистическая (оптимальное сочетание оптимизма и пессимизма) 3. Пессимистическая (рациональный пессимизм, иррациональный пессимизм). - Рациональный оптимизм врача (РОВ) основан на глубоких знаниях о закономерностях течения конкретного патологического процесса, о больших возможностях современной медицинской науки и практики в области лечения диагностированного заболевания, на объективно благоприятном прогнозе течения заболевания у пациента, на адекватной самооценке врача, на уверенности в правильности своих действий, на высокой степени самоконтроля и на личной ответственности за свой моральный выбор.
- Иррациональный оптимизм врача (ИОВ) проявляется в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная возможности современной медицинской науки и практики в области лечения определенного заболевания, предвидя объективно неблагоприятный исход заболевания, демонстрирует пациенту полную уверенность в своих профессиональных способностях и убеждает его в благоприятном исходе заболевания, проявляя при этом завышенную самооценку, низкую степень самоконтроля и безответственность за свой моральный выбор.
- Рациональный пессимизм врача (РПВ) основан на глубоких знаниях о закономерностях течения конкретного патологического процесса, об ограниченных возможностях современной медицинской науки и практики в области лечения диагностированного заболевания, на объективно неблагоприятном прогнозе течения заболевания у пациента, на адекватной самооценке врача, на уверенности в правильности своих действий, на высокой степени самоконтроля и на личной ответственности за свой моральный выбор.
- Иррациональный пессимизм врача (ИПВ) проявляется в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная возможности современной медицинской науки и практики в области лечения определенного заболевания, предвидя объективно неблагоприятный исход заболевания, демонстрирует пациенту полную неуверенность в своих профессиональных способностях и убеждает его в неблагоприятном исходе заболевания, проявляя при этом заниженную самооценку, низкую степень самоконтроля и безответственность за свой моральный выбор.
- Рациональный оптимизм пациента (РОП) основан на обыденных (бытовых) знаниях о течении конкретного патологического процесса, о больших достижениях современной медицинской науки и практики в области лечения диагностированного у него заболевания, на объективно удовлетворительном состоянии, на уверенности в правильности действий врача, на адекватной самооценке, на высокой степени самоконтроля за состоянием своего организма и на личной ответственности за свой моральный выбор.
- Иррациональный оптимизм пациента (ИОП) проявляется в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная возможности современной медицинской науки и практики в области лечения определенного заболевания, отмечая объективно ухудшение состояния, демонстрирует полную уверенность в своих силах и в благоприятном исходе заболевания, проявляя при этом завышенную самооценку, низкую степень самоконтроля за состоянием своего организма и безответственность за свой моральный выбор.
- Рациональный пессимизм пациента (РПП) основан на обыденных (бытовых) знаниях о течении конкретного патологического процесса, об ограниченных возможностях современной медицинской науки и практики в области лечения диагностированного заболевания, на объективном ухудшении состояния, на адекватной самооценке, на неуверенности в правильности действий врача, на высокой степени самоконтроля и на личной ответственности за свой моральный выбор.
- Иррациональный пессимизм пациента (ИПП) проявляется в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная возможности современной медицинской науки и практики в области лечения определенного заболевания, отмечая объективно улучшение состояния, демонстрирует полную неуверенность в действиях врача, проявляя при этом заниженную самооценку, низкую степень самоконтроля и безответственность за свой моральный выбор.
Врач-пациент - Очевидно, что самым лучшим сочетанием стратегий будет такое, при котором рациональному реализм врача соответствует рациональный реализм пациента, а самым худшим – ИПВ/ИПП. Очевидно, что в подавляющем большинстве случаев оправданным моральным выбором врача должна являться стратегия рационального оптимизма, вселяющая надежду на благоприятный прогноз заболевания. И лишь при объективно неблагоприятном исходе заболевания, и при отсутствии каких-либо возможностей его предотвращения можно считать морально оправданным рациональный пессимизм врача, который проявляет при этом по отношению к пациенту милосердие, сочувствие и сострадание.
Модели взаимоотношения врач-пациент (в биографическом плане заболевания) Больные в остром периоде заболевания Заболевание может быть временным с возвращением к прежнему образу жизни. Больные могут быть пассивными участниками взаимоотношений врач-пациент Выделяют следующие виды общения (С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко): 1.«Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски
«Контакт масок» (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
«Контакт масок» В рамках диагностического и лечебного взаимодействия данный вид общения проявляется в случаях малой заинтересованности медицинского работника или пациента в результатах взаимодействия. Примитивное общение, когда оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — «отталкивают». Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения медицинского работника и пациента в случаях, когда целью обращения становится получение каких-либо дивидендов - (больничного листа, справки, формального экспертного заключения и пр.). Формирование примитивного вида общения может происходить и по желанию медицинского работника — в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть его благополучие. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает, вслед за получением желаемого результата.
Формально-ролевое общение, когда регламентированными оказываются и содержание, и средства общения. Подобный выбор вида общения со стороны (медицинского работника) врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой Деловое общение — это общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения. - Духовное межличностное общение редко встречается в системе (медицинский работник) врач - больной. Оно подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения.
- Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает столь интимного контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медицинского работника.
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов. В медицине известен способ, названный «ипохондритизацией пациента». (заключение медицинского работника о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения тяжести обнаруженных расстройств). Целью такой манипуляции может быть: а) снижение ожиданий больного успеха лечения в связи с избежанием медицинским работником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента, б) демонстрация необходимости дополнительным квалифицированных воздействий со стороны медицинского работника с целью получения вознаграждения.
Трансплантация Трансплантация Законодательство РФ В 1930 г. Филатов пересадка роговицы от трупа. - В 1934 г. Ю.Ю. Вороной пересадил почку от трупа женщине умиравшей от отравления ртутью, но пересаженная почка оказалась функционально неполноценной. Четыре последующие операции, выполненные им до 1950 г. не принесли успеха.
В 1954 г. пересадка почки - американский хирург Д. Мюррей. донор – реципиент однояйцовые близнецы Пересадку почки от живого донора впервые в нашей стране осуществил в 1965 г. академик Б.В. Петровский. В 1967 г. пересадка сердца (от погибшего человека) выполнена Кристианом Бернардом
Шамов Владимир Николаевич - В 1928 г. профессор В.Н. Шамов высказал мысль о возможности переливания трупной крови. Через год он доказал, что микробы из кишечника попадают в брыжеечные вены через 20-22 часа после смерти человека.
20 ноября 1919г. в клинике факультетской хирургии военно-медицинской академии В. Н. Шамов произвел первое переливание крови с учетом групповой принадлежности донора и реципиента. - В. Н. Шамов в 1928 г. предложил и успешно провел переливание трупной крови. В 1930 году он проделал такой опыт: выпустил 9/10 крови у собаки, затем перелил ей кровь собаки, которая 10 часов была мертва, и обескровленная собака ожила.
Один из основоположников трансплантологии в СССР.
Основные этические проблемы трансплантации органов и тканей человека Проблема коммерциализации в трансплантации. Проблемы, связанные с ключевыми этапами технологии трансплантации: 1. Констатация смерти человека по критериям смерти мозга. 2. Изъятие (забор) органов и/ или тканей у трупа и живого донора. 3. Распределение органов и/ или тканей реципиентам.
Смерть и умирание В подавляющем большинстве стран мира главным критерием смерти человека признана смерть мозга. Концепция смерти мозга была разработана в неврологии после описания состояния запредельной комы французскими невропатологами П. Моларом и М. Гулоном. - Данная концепция основана на понимании смерти человека как состоянии необратимой деструкции и/или дисфункции критических систем организма, т.е. систем, незаменимых (ни сейчас, ни в будущем) искусственными, биологическими, химическими или электронно-техническими системами, а такой системой является только мозг человека.
- Гарвардские критерии смерти мозга были признаны в несколько измененном виде мировым медицинским сообществом (Сиднейская декларация ВМА). В последующие годы во многих странах мира были приняты законодательные акты, в которых главным критерием смерти человека утверждалась смерть мозга.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Статья 66. Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий 1. Моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека). 2. Смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех его функций, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких.
Глава 8. Медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека - 3. Диагноз смерти мозга устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находится пациент. В составе консилиума врачей должны присутствовать анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее пяти лет. В состав консилиума врачей не могут быть включены специалисты, принимающие участие в изъятии и трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей.
4. Биологическая смерть человека устанавливается на основании наличия ранних и (или) поздних трупных изменений. 5. Констатация биологической смерти человека осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером).
Этические и организационные принципы диагностики «смерти мозга» I. Принцип осуществления единого подхода копределению «смерти мозга», в независимости от того, будет ли в последствии осуществлён забор органов для трансплантации. Реализуется в праве пациента на незаинтересованную констатацию смерти, т. е. на диагностику без учёта возможности дальнейшей пересадки. II. Принцип коллегиальности – обязательное участие в процессе диагностики нескольких врачей (минимум 3-х). III. Принцип организационной и финансовой независимости бригад: ставящих диагноз «смерти мозга» забирающих органы совершающих трансплантацию.
Виды юридического регулирования изъятия органов и тканей у умершего человека. Презумпция согласия (предполагаемое согласие) (Россия, Австрия, Бельгия, Испания, Венгрия, Чехия) Презумпция несогласия (США, Канада, Франция, Германия, Португалия Голландия, Скандинавские страны, Польша)
Предполагаемое согласие Презумпции согласия (или предполагаемого согласия) констатируется отсутствие отказа, хотя согласие и не испрашивается, но предполагается (неиспрошенное согласие). - В соответствии со ст. 8 Закона РФ № 4180-I изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Следовательно, согласие на изъятие органов и (или) тканей у трупа презюмируется в том случае, если эта презумпция не опровергнута заявлением о несогласии подобного изъятия, данным человеком при жизни, либо его близкими родственниками или законным представителем после смерти.
- 1. Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут обеспечить сохранение жизни пациента (реципиента) либо восстановление его здоровья.
- 2. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только в случае, если по заключению врачебной комиссии медицинской организации с привлечением соответствующих врачей-специалистов, оформленному в виде протокола, его здоровью не будет причинен значительный вред.
- 3. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) не допускается у живого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) или признанного в установленном законом порядке недееспособным.
4. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) допускается у живого донора при наличии его информированного добровольного согласия. - 5. Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека допускается при наличии информированного добровольного согласия совершеннолетнего дееспособного реципиента, а в отношении несовершеннолетнего реципиента, а также в отношении реципиента, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если он по своему состоянию не способен дать информированное добровольное согласие, - при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя, данного в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
- 6. Совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- 7. В случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) имеют супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии - один из близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка).
- 8. В случае смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей.
- 9. Информация о наличии волеизъявления гражданина, указанного в части 6 настоящей статьи, иных лиц в случаях, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи, выраженного в устной или письменной форме, заверенной в порядке, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, вносится в медицинскую документацию гражданина.
- 10. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке поставлена в известность о том, что данное лицо при жизни либо иные лица в случаях, указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи, заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти для трансплантации (пересадки).
11. Органы и ткани для трансплантации (пересадки) могут быть изъяты у трупа после констатации смерти в соответствии со статьей 66 настоящего Федерального закона. - 12. В случае необходимости проведения судебно-медицинской экспертизы разрешение на изъятие органов и тканей у трупа для трансплантации (пересадки) должно быть дано судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора.
13. Не допускается принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации (пересадки). 14. В Российской Федерации осуществляется учет донорских органов и тканей, а также лиц, нуждающихся в лечении методом трансплантации (пересадки) органов и тканей. 15. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка) осуществляются в соответствии с федеральным законом». - Необходимым условием для введения в правовое поле презумпции согласия на изъятие в целях трансплантации органов (тканей) человека после его смерти является также наличие опубликованного для всеобщего сведения и вступившего в силу законодательного акта, содержащего формулу данной презумпции, – тем самым предполагается, что заинтересованные лица осведомлены о действующих правовых предписаниях. В Российской Федерации таким актом является Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека».
- Кроме того, российское законодательство не препятствует гражданам зафиксировать в той или иной форме (в том числе нотариальной) и довести до сведения учреждения здравоохранения свое несогласие на изъятие у них органов и (или) тканей после смерти в целях трансплантации, причем нарушение соответствующего волеизъявления влечет наступление юридической ответственности.
Критерии, учитываемые при распределении донорских органов (выборе реципиента) 1.Степень совместимости пары донор – реципиент; 2.Степень тяжести реципиента; 3. Очерёдность (длительность нахождения в «листе ожидания»). - В настоящее время во многих странах мира для обеспечения равноправия граждан при проведении дорогостоящих операций по пересадке органов и тканей применяют два принципа: «природной лотереи» и очередности. Принцип «природной лотереи» подразумевает совместимость пары «донор-реципиент», при которой минимизируется риск отторжения трансплантата.
Евгеника - Евгеника (от греческого благородный, хороший род) - созданное Френсисом Гальтоном и восходящее к «Государству» Платона учение об условиях, при которых рождается потомство, удачное по своим физическим и духовным признакам, и предотвращается рождение неудачного поколения.
Евгеника Впервые этот термин прозвучал в книге английского биолога Ф. Гальтона – «Наследственность таланта, его законы и последствия», изданной в 1869 году. Ф. Гальтон выдвинул теорию о наследственном происхождении склонностей, способностей и талантов. Автор утверждал, что совесть, достоинство и другие проявления высшей психики человека биологически предопределены.
Евгеника Целью этого учения было улучшение «человеческой природы» на первых этапах путем предупреждения возможного ухудшения его наследственных качеств, в дальнейшем через создание и раз-работку методов, способствующих совершенствованию качеств человека, таких как наличие здоровья, умственная способность, одаренность.
Евгеника Программа физического уничтожения душевнобольных во времена третьего рейха в Германии включала ряд последовательных этапов: 1) стерилизацию, которой подлежали больные шизофренией, циклотимией, наследственной эпилепсией, наследственной слепотой и глухотой, алкоголизмом, умственной отсталостью;
Евгеника 2) уничтожение детей с физическими и умственными недостатками; 3) акцию «Т4» — постепенное полное физическое уничтожение взрослых психически больных к 1945 году.
(J. E. Meyer. В. Д. Менделевич)
Евгеника - 5 сентября 1942 г., персонал Дома сирот и двести детей вышли по приказу эсэсовцев на улицу и построились в колонну. Над колонной развивалось детдомовское знамя; четырехлистный золотой клевер на зеленом фоне.
Сомкнутым строем, спокойно и с достоинством, с Корчаком в первом ряду дети прошли по улицам замершей Варшавы к пахнущим хлорной известью вагонам на Умщлягплатце у Гданьского вокзала. Поезд отправился в направлении лагеря смерти в Требленке
Евгеника Януш Корчак – врач – педиатр, писатель – гуманист, педагог. Корчак спокойно, с чувством исполненного долга встретил смерть. После его гибели остались талантливо написанные книги и страстный завет потомкам «Уважать человека ибо каждый человек… заключает в себя весь мир».
Биоэтика Дахау – первый концентрационный лагерь фашистской Германии. Создан в 1933г., сразу же после прихода Гитлера к власти, для уничтожения инакомыслящих. Позже здесь проводились медицинские эксперименты «во имя сохранения чистоты арийской крови». К началу войны лагерь Дахау представлял собой великолепно отлаженную фабрику убийств, пыток и экспериментов на людях со 125 отделениями. За время существования лагеря через него прошли 250 тыс. человек из 24 стран, из них 70 тыс. были зверски замучены и уничтожены, 140 тыс. выживших после «экспериментов» переведены в другие концлагеря Германии и лишь 20 тыс. дожили до освобождения
Врач - антифашист Франтишек Блага (Чехословакия) и его помощники: профессор Лимузен (Клермон-Феррана), профессор Шкерли и доктор Кунц (Югославия), доктор Юннгофф (Нидерланды), доктор Шневайс (Австрия), профессора Вороблевский и Маседкин (СССР) (все заключенные концлагеря Дахау) собрали и сохранили документы, которые стали объективными свидетельствами фашистских зверств в Дахау. - Из 48 обвиняемых 46 были повешены. В ходе Нюрнбергского процесса был разработан Нюрнбергский кодекс, который явился первым международным документом, содержащим перечень этико-правовых принципов проведения исследования на людях.
Данные документы были основными аргументами обвинения на судебном процессе в Нюрнберге над немецкими врачами, надзирателями и начальниками лагеря. Нюрнбергский кодекс был подготовлен участвующими в процессе американскими экспертами – медиками - Лео Александером, Эндрю Иви и стал составной часть решения, вынесенного судом. - В ходе Нюрнбергского процесса над нацистскими учеными и врачами-преступниками, были оглашены свидетельства об экспериментах, проводившихся над заключенными концлагерей. Особо жестокий, бесчеловечный характер экспериментов заключался в том, что в них фактически планировалась смерть испытуемых.
Нюрнбергский кодекс - Тяжесть свидетельских показаний, лежащих перед нами, заставляет сделать вывод, что некоторые виды медицинских экспериментов на человеке в целом отвечают этическим нормам медицинской профессии лишь в том случае, если их проведение ограниченно соответствующими, четко определенными рамками.
- Защитники этой практики отстаивают свои взгляды на том основании, что результаты этих экспериментов полезны всему обществу, но достичь их с помощью других методов невозможно. Таким образом, все согласны, что необходимо соблюдать определенные базовые принципы, удовлетворяющие соображениям морали и закона.
- Прежде всего необходимо добровольное согласие объекта эксперимента, которое означает, что лицо, вовлеченное в эксперимент, имеет защищенное право выбора без какого – либо элемента насилия, обмана, мошенничества, хитрости или других скрытых форм принуждения; обладает достаточными знаниями; чтобы понять сущность предмета эксперимента и принять осознанное решение.
- Последнее требует, чтобы до принятия утвердительного решения объект эксперимента был информирован о его характере, продолжительности и цели; методе и способах, с помощью которых он будет проводиться; обо всех возможностях и неудобствах и рисках; о последствиях для его здоровья или личности, которые могут возникнуть в результате участия в эксперименте.
Каждый, кто руководит экспериментом или занят в нем, несет ответственность за качество полученного согласия. Эта личная ответственность не может безнаказанно делегироваться другим лицам. Эксперимент должен приносить обществу положительные результаты, недостижимые другими методами или способами исследования; они не должны быть случайными или по сути своей ненасущными. - Эксперимент должен основываться на данных, полученных в исследованиях на лабораторных животных, знании естественной истории болезни или других вопросов, имеющих прямое к нему отношение. Он должен быть организован таким образом, чтобы предполагаемые результаты оправдали саму постановку эксперимента.
При проведении эксперимента необходимо максимально избегать всех физических и психических страданий и повреждений. Ни один эксперимент не должен проводиться в том случае, если есть основание предполагать возможность смерти или инвалидизирующего ранения, за исключением тех случаев, когда врачи исследователи сами служат объектом своих исследований. Степень допустимого риска никогда не должна превышать гуманных соображений важности проблемы, которая решается в ходе эксперимента. Должна быть проведена соответствующая подготовка и обеспеченно необходимое оборудование для защиты объекта эксперимента от даже отдаленной возможности ранения, инвалидности или смерти. - Эксперимент должен проводиться только лицами, имеющими научную квалификацию. На все стадии эксперимента необходимо требовать от тех, кто проводит его или занят в нем высшей степени внимания и профессионализма.
Во время проведения эксперимента объект должен иметь право остановить его, если его физическое или психическое состояние, по его мнению, делает продолжение эксперимента невозможным. - Во время проведения эксперимента исследователь должен быть готов прекратить его на любой стадии, если, по его мнению, высшие профессиональные соображения и добросовестная оценка дают основание полагать, что проведение эксперимента приведет к ранению или смерти объекта эксперимента.
ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (1948 г.) Являясь представителем медицинской профессии, я торжественно обещаю посвятить свою жизнь служению человечества. Я буду заниматься своим делом совестливо и с достоинством. Моей основной заботой будет здоровье пациента. Я буду уважать секреты, которые мне доверяют. Я всеми силами буду поддерживать честь и благородные традиции медицинской профессии. Я не позволю, чтобы религия, национализм, расизм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга. Я буду поддерживать высшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия; даже под угрозой я не использую мои знания в области медицины в противовес законам человечности. Я даю эти обещания торжественно, от души, с чистой совестью.
ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (1968г.) ВСЕМИРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АССОЦИАЦИИ В эту минуту, когда я становлюсь полноправным представителем медицинской профессии: Я торжественно связываю себя обещанием посвятить свою жизнь служению человечеству; Я буду относиться к своим учителям с уважением и благодарностью, которых они заслуживают;
Я буду выполнять свой профессиональный долг честно и с достоинством; Здоровье моего пациента да будет всегда моей первой мыслью; Я буду сохранять всеми силами честь и благородные традиции медицинской профессии; Мои коллеги да будут моими братьями; Я не позволю, соображениям религии, национальности, расы, партийной политики или социального положения помешать исполнению моего долга и встать между мной и моим пациентом; Я буду сохранять исключительное уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия; даже под угрозой я не использую свои медицинские знания против законов гуманизма. Я даю это обещание торжественно, свободно и честно Общие особенности врача Врач должен всегда соответствовать высочайшим стандартам профессионального поведения. Врач должен исполнять свои профессиональные обязанности, не думая о выгоде. Следует считать неэтичным: А) любую саморекламу, за исключением разрешенной национальными кодексами медицинской этики; Б) сотрудничество в любом медицинском учреждении, где врач не имеет профессиональной независимости; В) получение любых денег сверх профессионального гонорара за услугу, оказанную пациенту, даже с его согласия. Любое действие или совет, которые могли бы ослабить физическую или психическую сопротивляемость человека, могут быть использованы только в его интересах. Врачу рекомендуется относиться с огромной осторожностью к разглашению открытий или новых технологий лечения. Врач должен подтверждать или свидетельствовать только в пользу того, в чем лично уверен. Обязанности врача по отношению к больному Врач всегда должен помнить, что его обязанность – сохранение человеческой жизни. - Врач должен проявлять по отношению к своему пациенту полную лояльность и использовать в помощь ему все научные знания. Всякий раз, когда исследования или лечение требуют знаний, превышающих его способности, он должен пригласить других врачей, имеющих соответствующую квалификацию.
Врач должен сохранять абсолютную секретность во всем, что касается пациентов, которые ему доверяются. Долг врача – предоставить срочную помощь, если он неуверен, что другие специалисты хотят или могут ее предоставить. Обязанности врачей по отношению друг к другу - Врач должен вести себя по отношению к своим коллегам так, как он хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему. Врач не должен переманивать пациентов у своих коллег. Врач должен соблюдать принципы Женевской декларации, одобренные Всемирной медицинской ассоциацией.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |