Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лекционный материал. Теоретические основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с трудностями в обучении


Скачать 36.39 Kb.
НазваниеТеоретические основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с трудностями в обучении
Дата07.10.2019
Размер36.39 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекционный материал.docx
ТипКодекс
#64001
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Лекционные материалы по теме


«Теоретические основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с трудностями в обучении»
Определение понятия «дети с трудностями в обучении». Категории детей с трудностями в обучении. Дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) (далее – с трудностями в обучении) согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании составляют одну из категорий детей с особенностями психофизического развития.

В первую очередь необходимо дать ответ на вопрос, о том, какие дети могут быть включены в данную категорию? Ниже представлено наше видение этого вопроса.

К детям с трудностями в обучении могут быть отнесены только те, у которых проблемы в освоении образовательных программ являются следствием:

- некоторых расстройств психологического развития (по терминологии Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра – далее МКБ-10);

- других заболеваний, психических расстройств и расстройств поведения, приведших к нарушению способности к обучению (в рамках показаний для получения специального образования в учреждениях специального образования для лиц
В числе расстройств психологического развития выделим сначала те, которые в Республике Беларусь соотнесены [5] с задержкой психического развития:

смешанные специфические расстройства психологического развития;

смешанное расстройство учебных навыков (рубрика МКБ-10 «Специфические расстройства развития учебных навыков»);

расстройство развития учебных навыков неуточненное (рубрика МКБ-10 «Специфические расстройства развития учебных навыков»);

другие общие расстройства развития (без умственной отсталости) (рубрика МКБ-10 «Общие расстройства психологического развития»).

Смешанные специфические расстройства психологического развития являются показанием для получения специального образования на уровнях дошкольного образования и общего среднего образования [8].

При других указанных выше расстройствах психологического развития, соотносящихся с задержкой психического развития, дети испытывают стойкие или временные трудности при освоении образовательной программы дошкольного образования или образовательных программ общего среднего образования, что признается традиционно.

С учетом того, что «Инструкцией о порядке формирования и ведения банка данных о детях с особенностями психофизического развития» [10] в «Перечень физических и (или) психических нарушений для внесения сведений в банк данных» в этот перечень внесена дискалькулия, детей с дискалькулией (специфическим расстройством арифметических навыков) также следует отнести к категории детей с трудностями в обучении. Нужно исходить из того, что если они признаны детьми с особенностями психофизического развития и испытывают трудности при освоении образовательных программ общего среднего образования, то в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании [2] и Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи [9] имеют право на получение коррекционно-педагогической помощи. Реальная возможность организации для этих детей коррекционно-педагогической помощи определяется их включением в категорию детей с трудностями в обучении.

Из детей, имеющих общие расстройства психологического развития, к детям с трудностями в обучении могут быть отнесены:

часть детей с детским аутизмом (те, которым может быть показано освоение образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования с получением коррекционно-педагогической помощи или освоение образовательных программ специального образования для обучающихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на уровнях дошкольного образования и общего среднего образования);

дети с синдромом Аспергера;

дети с неуточненными общими расстройствами развития без умственной отсталости [8];

дети с другими заболеваниями, приведшими к нарушению способности к обучению (с учетом выраженности нарушений, то есть в рамках умеренно выраженных нарушений) [8];

дети с другими психическими расстройствами и расстройствами поведения, приведшими к нарушению способности к обучению (с учетом выраженности нарушений, то есть в рамках умеренно выраженных нарушений) [8].

Основанием для отнесения части детей с детским аутизмом и с синдромом Аспергера к категории учащихся с трудностями в обучении является «Перечень медицинских показаний и противопоказаний для получения образования» [8].

Дети с неуточненными общими расстройствами развития без умственной отсталости к категории детей с трудностями в обучении могут быть отнесены на том основании, что в «Перечне медицинских показаний и противопоказаний для получения образования» они сгруппированы с детьми с другими общими расстройствами развития.

Наконец, отнесение детей с другими заболеваниями, приведшими к нарушению способности к обучению, и детей с другими психическими расстройствами и расстройствами поведения, приведшими к нарушению способности к обучению (с учетом выраженности нарушений, то есть в рамках умеренно выраженных нарушений) к детям с трудностями в обучении определяется соответствующими показаниями для получения специального образования на уровнях дошкольного образования и общего среднего образования [8].

Отметим, что дети с речевыми нарушениями в категорию детей с трудностями в обучении не включаются, т. к. в рамках решения вопросов организации специального образования и коррекционно-педагогической помощи традиционно выделяются в отдельную категорию.

 

Дети с задержкой психического развития как основная категория детей с трудностями в обучении. В подавляющем большинстве дети с трудностями в обучении имеют задержку психического развития (далее – ЗПР). В рамках этиопатогенетической классификации ЗПР К.С. Лебединской [1], выделяются четыре основных ее типа:
ЗПР конституционального происхождения;
  • ЗПР соматогенного происхождения;
  • ЗПР психогенного происхождения;
  • ЗПР церебрально-органического происхождения.
    В связи с тем, что данная классификация часто рассматривается в публикациях, адресованных педагогам, необходимо указать, что определение клинических типов ЗПР ни в коем случае не может осуществляться учителями-дефектологами. Однако им необходимо владеть психологической и социально-педагогической характеристикой разных типов ЗПР.

    Эта характеристика в разных публикациях [1; 4; 6; 7; 11; и др.] представлена достаточно единообразно и рекомендуется для самостоятельного изучения.
    Феноменология трудностей в обучении, обусловленных задержкой психического развития (ЗПР). Трудности в обучении проявляются проблемами в овладении разными видами деятельности и затруднениями в усвоении социального опыта, в т.ч. программного материала. Если ребенок усваивает программный материал достаточно успешно, то можно говорить об отсутствии проявления ЗПР.

    По общему мнению разных исследователей [4; 11; и др.] у детей с ЗПР дошкольного возраста страдает овладение игровой деятельностью. Проблема овладения ими продуктивными видами деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой) изучена недостаточно.

    В характеристике игровой деятельности этих детей необходимо отметить, что в отличие от дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) у них не наблюдаются неадекватные действия с игрушками и игровыми предметами, не учитывающие их функционального назначения. Однако страдает игровая инициатива, сюжетная (тем более сюжетно-ролевая) игра, если ей специально не обучать, однообразна, в ней обычно не представлен творческий компонент. Мотивы игровой деятельности истощаемы, при неудачах игра прерывается. Для детей с ЗПР характерно затрудненное овладение использованием предметов-заместителей.

    Проблемы игровой деятельности детей-дошкольников с ЗПР, не получивших необходимой коррекционно-педагогической помощи, легко выявляются путем наблюдений. Типичной является ситуация, когда ребенок с ЗПР находится в стороне от своих играющих сверстников.

    Для детей-дошкольников с ЗПР, посещающих обычную группу учреждения дошкольного образования, характерны, как правило, затруднения на занятиях по различным разделам программы. При поступлении в школу у детей с ЗПР достаточно очевидно проявляется не только недоразвитие игровой деятельности, но и обедненность запаса знаний и умений, необходимых для успешного обучения. Известно, например, что у первоклассников с ЗПР часто выявляется несформированность дочисловых количественных представлений, которыми нормально развивающийся ребенок овладевает в возрасте 3-х – 4-х лет.

    У учащихся с ЗПР, которые в процессе школьного обучения не получали необходимой коррекционно-педагогической помощи, выявляются серьезные пробелы в усвоении учебного материала по разным разделам разных учебных предметов. Другое дело, что отставание в усвоении учебного материала по разным предметам у разных учащихся с ЗПР, относящихся даже к одному клиническому типу, может проявляться в разной мере. Например, среди учащихся с ЗПР церебрально-органического происхождения, одни дети «испытывают преимущественные трудности в овладении чтением, другие – письмом, третьи – счетом …» [1, с. 13]. Поэтому крайне важно выявить конкретные пробелы в овладении учебным материалом, чтобы обоснованно определить программу психологического изучения ребенка, направленного на выявление причин возникновения этих пробелов и определение содержания последующей коррекционной работы.

    Конечно, проявления трудностей в обучении, которые выделяют учителя, не сводятся лишь к отставанию в усвоении программного материала. Обычно обращают внимание повышенная отвлекаемость детей с ЗПР, проблемы в понимании объяснения учебного материала и др. Однако недостаточная усвоенность программного материала, которой в итоге проявляются трудности в обучении, усугубляет влияние недостатков психического развития на возможности последующего обучения. В этой связи необходимо указать на изначальное понимание специалистами того, что «проблема ЗПР является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в общей педагогике, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости» [1, с. 6].
    Литература
    Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К. С. Лебединской. – М. : Педагогика, 1982. – 128 с.
  • Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk1100243. – Дата доступа. – 12.08.2014.
  • Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М. : Педагогика, 1989. – 104 с.
  • Масюкова, Н. А. Работа психолога в системе оказания помощи детям с задержкой психического развития от 0 до 7 лет: методические рекомендации / Н. А. Масюкова, Е. С. Слепович. – Минск : ИПК и ПКРР и СО, 1994. – 56 с.
    5. Методические рекомендации по использованию Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – Минск : Учреждение «ГИАЦ Министерства образования РБ», 2002. – 21 с.
      Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей / под ред. Т. А. Власовой [и др.]. – М. : Просвещение, 1981. – 119 с.
    1. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В.Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И.Солнцева [и др.]; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
    2. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asabliva.by/sm_full.aspx?guid=54013. – Дата доступа 25.02.2014.
    3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asabliva.by/ru/sm.aspx?guid=42903. – Дата доступа 25.02.2014.
    4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 5 сентября 2011 г. № 253 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и ведения банка данных о детях с особенностями психофизического развития» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asabliva.by/ru/sm.aspx?guid=46943. – Дата доступа 11.03.2014.
      11. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.

      12. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения / C. Г. Шевченко. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с. ]

      13. Шинкаренко, В. А. Категория детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) / В. А. Шинкаренко // Спецыяльная адукацыя. – 2012. – № 6. – С. 56–58.
      перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей