Лекционные материалы по теме
«Теоретические основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с трудностями в обучении» Определение понятия «дети с трудностями в обучении». Категории детей с трудностями в обучении. Дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) (далее – с трудностями в обучении) согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании составляют одну из категорий детей с особенностями психофизического развития.
В первую очередь необходимо дать ответ на вопрос, о том, какие дети могут быть включены в данную категорию? Ниже представлено наше видение этого вопроса.
К детям с трудностями в обучении могут быть отнесены только те, у которых проблемы в освоении образовательных программ являются следствием:
- некоторых расстройств психологического развития (по терминологии Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра – далее МКБ-10);
- других заболеваний, психических расстройств и расстройств поведения, приведших к нарушению способности к обучению (в рамках показаний для получения специального образования в учреждениях специального образования для лиц В числе расстройств психологического развития выделим сначала те, которые в Республике Беларусь соотнесены [5] с задержкой психического развития:
смешанные специфические расстройства психологического развития;
смешанное расстройство учебных навыков (рубрика МКБ-10 «Специфические расстройства развития учебных навыков»);
расстройство развития учебных навыков неуточненное (рубрика МКБ-10 «Специфические расстройства развития учебных навыков»);
другие общие расстройства развития (без умственной отсталости) (рубрика МКБ-10 «Общие расстройства психологического развития»).
Смешанные специфические расстройства психологического развития являются показанием для получения специального образования на уровнях дошкольного образования и общего среднего образования [8].
При других указанных выше расстройствах психологического развития, соотносящихся с задержкой психического развития, дети испытывают стойкие или временные трудности при освоении образовательной программы дошкольного образования или образовательных программ общего среднего образования, что признается традиционно.
С учетом того, что «Инструкцией о порядке формирования и ведения банка данных о детях с особенностями психофизического развития» [10] в «Перечень физических и (или) психических нарушений для внесения сведений в банк данных» в этот перечень внесена дискалькулия, детей с дискалькулией (специфическим расстройством арифметических навыков) также следует отнести к категории детей с трудностями в обучении. Нужно исходить из того, что если они признаны детьми с особенностями психофизического развития и испытывают трудности при освоении образовательных программ общего среднего образования, то в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании [2] и Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи [9] имеют право на получение коррекционно-педагогической помощи. Реальная возможность организации для этих детей коррекционно-педагогической помощи определяется их включением в категорию детей с трудностями в обучении.
Из детей, имеющих общие расстройства психологического развития, к детям с трудностями в обучении могут быть отнесены:
часть детей с детским аутизмом (те, которым может быть показано освоение образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования с получением коррекционно-педагогической помощи или освоение образовательных программ специального образования для обучающихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на уровнях дошкольного образования и общего среднего образования);
дети с синдромом Аспергера;
дети с неуточненными общими расстройствами развития без умственной отсталости [8];
дети с другими заболеваниями, приведшими к нарушению способности к обучению (с учетом выраженности нарушений, то есть в рамках умеренно выраженных нарушений) [8];
дети с другими психическими расстройствами и расстройствами поведения, приведшими к нарушению способности к обучению (с учетом выраженности нарушений, то есть в рамках умеренно выраженных нарушений) [8].
Основанием для отнесения части детей с детским аутизмом и с синдромом Аспергера к категории учащихся с трудностями в обучении является «Перечень медицинских показаний и противопоказаний для получения образования» [8].
Дети с неуточненными общими расстройствами развития без умственной отсталости к категории детей с трудностями в обучении могут быть отнесены на том основании, что в «Перечне медицинских показаний и противопоказаний для получения образования» они сгруппированы с детьми с другими общими расстройствами развития.
Наконец, отнесение детей с другими заболеваниями, приведшими к нарушению способности к обучению, и детей с другими психическими расстройствами и расстройствами поведения, приведшими к нарушению способности к обучению (с учетом выраженности нарушений, то есть в рамках умеренно выраженных нарушений) к детям с трудностями в обучении определяется соответствующими показаниями для получения специального образования на уровнях дошкольного образования и общего среднего образования [8].
Отметим, что дети с речевыми нарушениями в категорию детей с трудностями в обучении не включаются, т. к. в рамках решения вопросов организации специального образования и коррекционно-педагогической помощи традиционно выделяются в отдельную категорию.
Дети с задержкой психического развития как основная категория детей с трудностями в обучении. В подавляющем большинстве дети с трудностями в обучении имеют задержку психического развития (далее – ЗПР). В рамках этиопатогенетической классификации ЗПР К.С. Лебединской [1], выделяются четыре основных ее типа: ЗПР конституционального происхождения; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебрально-органического происхождения. В связи с тем, что данная классификация часто рассматривается в публикациях, адресованных педагогам, необходимо указать, что определение клинических типов ЗПР ни в коем случае не может осуществляться учителями-дефектологами. Однако им необходимо владеть психологической и социально-педагогической характеристикой разных типов ЗПР.
Эта характеристика в разных публикациях [1; 4; 6; 7; 11; и др.] представлена достаточно единообразно и рекомендуется для самостоятельного изучения. Феноменология трудностей в обучении, обусловленных задержкой психического развития (ЗПР). Трудности в обучении проявляются проблемами в овладении разными видами деятельности и затруднениями в усвоении социального опыта, в т.ч. программного материала. Если ребенок усваивает программный материал достаточно успешно, то можно говорить об отсутствии проявления ЗПР.
По общему мнению разных исследователей [4; 11; и др.] у детей с ЗПР дошкольного возраста страдает овладение игровой деятельностью. Проблема овладения ими продуктивными видами деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой) изучена недостаточно.
В характеристике игровой деятельности этих детей необходимо отметить, что в отличие от дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) у них не наблюдаются неадекватные действия с игрушками и игровыми предметами, не учитывающие их функционального назначения. Однако страдает игровая инициатива, сюжетная (тем более сюжетно-ролевая) игра, если ей специально не обучать, однообразна, в ней обычно не представлен творческий компонент. Мотивы игровой деятельности истощаемы, при неудачах игра прерывается. Для детей с ЗПР характерно затрудненное овладение использованием предметов-заместителей.
Проблемы игровой деятельности детей-дошкольников с ЗПР, не получивших необходимой коррекционно-педагогической помощи, легко выявляются путем наблюдений. Типичной является ситуация, когда ребенок с ЗПР находится в стороне от своих играющих сверстников.
Для детей-дошкольников с ЗПР, посещающих обычную группу учреждения дошкольного образования, характерны, как правило, затруднения на занятиях по различным разделам программы. При поступлении в школу у детей с ЗПР достаточно очевидно проявляется не только недоразвитие игровой деятельности, но и обедненность запаса знаний и умений, необходимых для успешного обучения. Известно, например, что у первоклассников с ЗПР часто выявляется несформированность дочисловых количественных представлений, которыми нормально развивающийся ребенок овладевает в возрасте 3-х – 4-х лет.
У учащихся с ЗПР, которые в процессе школьного обучения не получали необходимой коррекционно-педагогической помощи, выявляются серьезные пробелы в усвоении учебного материала по разным разделам разных учебных предметов. Другое дело, что отставание в усвоении учебного материала по разным предметам у разных учащихся с ЗПР, относящихся даже к одному клиническому типу, может проявляться в разной мере. Например, среди учащихся с ЗПР церебрально-органического происхождения, одни дети «испытывают преимущественные трудности в овладении чтением, другие – письмом, третьи – счетом …» [1, с. 13]. Поэтому крайне важно выявить конкретные пробелы в овладении учебным материалом, чтобы обоснованно определить программу психологического изучения ребенка, направленного на выявление причин возникновения этих пробелов и определение содержания последующей коррекционной работы.
Конечно, проявления трудностей в обучении, которые выделяют учителя, не сводятся лишь к отставанию в усвоении программного материала. Обычно обращают внимание повышенная отвлекаемость детей с ЗПР, проблемы в понимании объяснения учебного материала и др. Однако недостаточная усвоенность программного материала, которой в итоге проявляются трудности в обучении, усугубляет влияние недостатков психического развития на возможности последующего обучения. В этой связи необходимо указать на изначальное понимание специалистами того, что «проблема ЗПР является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в общей педагогике, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости» [1, с. 6]. Литература Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К. С. Лебединской. – М. : Педагогика, 1982. – 128 с. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk1100243. – Дата доступа. – 12.08.2014. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М. : Педагогика, 1989. – 104 с. Масюкова, Н. А. Работа психолога в системе оказания помощи детям с задержкой психического развития от 0 до 7 лет: методические рекомендации / Н. А. Масюкова, Е. С. Слепович. – Минск : ИПК и ПКРР и СО, 1994. – 56 с. 5. Методические рекомендации по использованию Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – Минск : Учреждение «ГИАЦ Министерства образования РБ», 2002. – 21 с.
Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей / под ред. Т. А. Власовой [и др.]. – М. : Просвещение, 1981. – 119 с. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В.Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И.Солнцева [и др.]; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asabliva.by/sm_full.aspx?guid=54013. – Дата доступа 25.02.2014. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asabliva.by/ru/sm.aspx?guid=42903. – Дата доступа 25.02.2014. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 5 сентября 2011 г. № 253 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и ведения банка данных о детях с особенностями психофизического развития» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asabliva.by/ru/sm.aspx?guid=46943. – Дата доступа 11.03.2014. 11. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.
12. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения / C. Г. Шевченко. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с. ]
13. Шинкаренко, В. А. Категория детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) / В. А. Шинкаренко // Спецыяльная адукацыя. – 2012. – № 6. – С. 56–58. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |