Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Теории к практике


НазваниеТеории к практике
Дата28.11.2019
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаcherkasova_lor_pdf_a5.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#65450
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
ЛОГОПЕДИЯ
ОТ
ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Е. Л. Черкасова
В
книге раскрывается взаимосвязь детских речевых расстройств и лор-заболеваний у детей, описываются проблемы слухового восприятия у детей с недостатками речи, анализируются причины и механизм развития минимального снижения слуха. Охарактеризованы особенности устной и письменной речи детей с легкими слуховыми расстройствами. Кроме того, предлагаются доступные педагогами родителям методы диагностики минимальных слуховых расстройства также методика коррекции детских нарушений речи и слухового восприятия.
Книга адресована логопедам системы образования и здравоохранения, учителям общеобразовательных и специальных школ, сурдологам, педиатрам, оториноларингологам, воспитателям, гувернерам, родителям.
Научный руководитель серии Г. В. Чиркина, доктор педагогических наук, профессор
Е. Л. Черкасова
Речь детей с заболеваниями лор-органов
www.nbcmedia.ru
национальный книжный центр
Речь детей с заболеваниями лор-органов
Серия Логопедия от теории к практике»
Е. Л. Черкасова
РЕЧЬ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
ЛОР-ОРГАНОВ
Москва
2017
ББК 74.3
Ч45
Серия основана в 2009 году.
Научный редактор — Чиркина Г. В, доктор педагогических наук,
профессор.
Черкасова Е. Л.
Речь детей с заболеваниями лор-органов. — М Национальный книжный центр, 2017. — 72 с. (Логопедия от теории к практике 978–5–4441–0033–2 В книге раскрывается взаимосвязь детских речевых расстройств и лор-заболеваний у детей, описываются проблемы слухового восприятия у детей с недостатками речи, анализируются причины и механизм развития минимального снижения слуха. Охарактеризованы особенности устной и письменной речи детей с легкими слуховыми расстройствами. Кроме того, предлагаются доступные педагогами родителям методы диагностики минимальных слуховых расстройства также методика коррекции детских нарушений речи и слухового восприятия.
Книга адресована логопедам системы образования и здравоохранения, учителям общеобразовательных и специальных школ, сурдологам, педиатрам, оториноларингологам, воспитателям, гувернерам, родителям.
ББК 74.3
Оригинал-макет данного издания является собственностью ООО Национальный книжный центр (НКЦ), и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещено.
Ч45
ISBN 978–5–4441–0033–2
© Черкасова ЕЛ Оформление ООО Национальный книжный центр, 2016
Содержание
ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ РЕБЕНКА С ЛОР-ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
6
Введение Эта книга поможет решить многие проблемы, связанные с особенностями, возникающими в развитии ребенка, часто болеющего простудными заболеваниями, пик которых приходится на холодное время года (осень, зима).
Температура, кашель, насморк, боль в ушах — наиболее частые симптомы различных инфекционных заболеваний, требующих комплексного медицинского лечения и последующего наблюдения состояния ребенка, в первую очередь в семье. Снятие лишь острых симптомов болезни температуры, боли) приводит, как правило, к осложнениям, рецидивам заболевания и развитию хронических воспалительных процессов.
Заболевания лор-органов (уха, горла, носа) являются наиболее частыми у детей грудного, дошкольного и младшего школьного возраста. Согласно статистике, большинство детей уже к трехлетнему возрасту переносят эти инфекции, к счастью, часто без серьезных последствий. Однако правильно и вовремя не пролеченное воспаление, главным образом уха, может привести к различным осложнениям, в том числе к снижению или потере слуха. Нарушения слуха, особенно в детском возрасте, ведут к недоразвитию речи и неполноценному формированию познавательных процессов.
Известно, что человек воспринимает окружающий мир с помощью слуха. Слыша звуки, он ориентируется в окружающей среде, общается с другими людьми, обменивается опытом в игровой, учебной и трудовой деятельности. Говорящий человек с помощью звуковых волн передает слушателю информацию трех видов. Во-первых, слушатель узнает, ЧТО или О ЧЕМ говорится, это смысловая, или семантическая информация во-вторых, КТО говорит — благодаря характерным индивидуальным особенностям голоса каждого человека наконец, КАК говорит, то есть с каким эмоциональным отношением.
Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими. Многое могут также рассказать тембр голоса, манера говорить и интонации. Сих помощью можно узнать о чувствах и характере говорящего человека. Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый и торжествующий и еще со множеством оттенков,
7
ВВЕдЕниЕ выражающих самые разнообразные чувства, настроения и мысли человека. Как правило, эмоциональный контекст речи созвучен ее логическому смыслу и значительно его усиливает.
Таким образом, в процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов.
Это взаимодействие наблюдается с самого рождения ребенка
ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ РЕБЕНКА С ЛОР-ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
8
Развитие слухового восприятия в норме Реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Они выражаются во вздрагивании всем телом, мигании, в изменении дыхания и пульса. Несколько позднее, на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, то есть безусловных рефлексов.
Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни. В результате многократного подкрепления звукового сигнала (например, звонка) кормлением ребенок начинает отвечать на этот сигнал сосательными движениями. В это же время он определяет направление звучания, поворачивает голову в сторону источника звука.
Несколько позднее, на третьем и четвертом месяцах жизни, ребенок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты. Основную семантическую нагрузку в возрасте от трех до шести месяцев несет интонация. В это время развивается способность дифференцировать интонации и выражать свои переживания (например, приятного или неприятного) с помощью оттенков голоса.
В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте работа слухового анализатора продолжает протекать на уровне первой сигнальной системы. Те слова и фразы, которые ребенок начинает понимать, выступают для него в недостаточно расчлененном виде и мало чем отличаются от прочих звуков, являющихся для малыша сигналами предметов и явлений окружающего мира (лай собаки, звонок будильника и т.п.). Так, ребенок шести–
восьми месяцев может уже правильно отвечать напр о из нес е н но е кем- либо слово Ребенок шести — восьми месяцев узнает слово по его ритму, общему звуковому облику.
Реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Эти реакции носят характер врожденных рефлексов. Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни
9
РазВитиЕ СЛухоВого ВоСпРиятия В ноРмЕ часы указыванием на соответствующий предмет. Но при этом такое же действие он выполняет, если произнести не часы, а похожие по звучанию слоги «ти-тb» или «ки-кb». Таким образом, ребенок узнает слово по его ритму, общему звуковому облику. Входящие же в состав слова звуки воспринимаются им еще обобщенно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками.
Последующее развитие функции слухового анализатора на втором и третьем году жизни ребенка, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи ко все более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, тона втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. И, по мнению таких известных исследователей речевого слуха детей, как ФА. Рау, Ф. Ф. Рау
1
, Н. Х. Швачкин
2
, Л. В. Нейман
3
, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. Однако развитие фонематического слуха, его совершенствование продолжается и у взрослых людей. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.
У детей с нарушениями речи фонематический слух формируется поэтапно. РЕ. Левина, ГА. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина выделяют пять этапов становления фонематического восприятия.
Первый этап характеризуется полным отсутствием дифференциации звуков в речи окружающих и аморфным, неотчетливым произнесением ряда звуков Рау ФА, Рау Ф. Ф Методика обучения глухонемых произношению. — М, 1959.
2
Швачкин Н. Х Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Вопросы психологии восприятия и мышления / Отв. ред. Б. М. Теплов. — МЛ Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. — МВ конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи
Ребенок шести–восьми месяцев узнает слово по его ритму, общему звуковому облику
ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ РЕБЕНКА С ЛОР-ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
10
На втором этапе начинается различение наиболее далеких акустических фонем, близкие же остаются недифференцированными, дети еще не отличают в чужой речи правильное произношение наиболее трудных для них звуков от неправильного.
На третьем этапе дети уже в состоянии оценить произношение всех звуков в чужой речи, хотя еще не все звуки умеют произносить правильно.
На четвертом этапе отмечается нестойкое употребление звуков, их смешение в речи, но дети осознают неправильно сказанные слова в чужой речи.
На пятом этапе ребенок не только правильно указывает на недостатки речи окружающих, но и сам хорошо произносит все звуки, умеет контролировать свою речь. Процесс фонематического развития можно считать завершенным.
Следует особо отметить, что формирование фонематического восприятия протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции, причем наряду с общеизвестной зависимостью артикуляции от слуха отмечается и обратная зависимость умение произнести тот или иной звук значительно облегчает ребенку его различение на слух. Закрепление правильного звукоп р оизношен и я во многом зависит от слухового контроля. Слуховой контроль над произношением сохраняет существенное значение и после того, как оно прочно усвоено и автоматизировано. Об этом можно судить по фактам постепенного расстройства произношения при потере или резком снижении слуха даже у взрослого человека. Наиболее отчетливо проявляется зависимость состояния произношения от слуха при врожденной или наступившей в раннем периоде жизни ребенка глухоте, которая влечет за собой немоту.
нарушения слуха у детей Расстройства слуха, особенно в детском возрасте, отрицательно влияют на формирование речи, развитие умственных способностей и эмоциональное становление детей. Многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями доказано, что чем раньше возникло нарушение слуха, тем большее влияние это оказывает на развитие речи и личности.
При оценке нарушений слуха учитываются их вид, степень и влияние на устную речь.
Виды нарушений слуха следует различать в зависимости от поврежденного отдела слухового анализатора. Слуховой анализатор состоит из периферического, проводникового и центрального отделов.
Периферический отдел слухового анализатора (рис. 1) включает наружное (ушная раковина, наружный слуховой проход, среднее барабанная перепонка, барабанная полость, цепь слуховых косточек, евстахиева труба и сосцевидный отросток) и Расстройства слуха, особенно в детском возрасте, отрицательно влияют на формирование речи, развитие умственных способностей и эмоциональное становление детей. Чем раньше возникло нарушение слуха, тем большее влияние это имеет на развитие речи и личности.
При оценке нарушений слуха учитываются их вид, степень и влияние на устную речь.
Формирование фонематического восприятия протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции
11
наРушЕния СЛуха у дЕтЕй нарушения слуха у детей Расстройства слуха, особенно в детском возрасте, отрицательно влияют на формирование речи, развитие умственных способностей и эмоциональное становление детей. Многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями доказано, что чем раньше возникло нарушение слуха, тем большее влияние это оказывает на развитие речи и личности.
При оценке нарушений слуха учитываются их вид, степень и влияние на устную речь.
Виды нарушений слуха следует различать в зависимости от поврежденного отдела слухового анализатора. Слуховой анализатор состоит из периферического, проводникового и центрального отделов.
Периферический отдел слухового анализатора (рис. 1) включает наружное (ушная раковина, наружный слуховой проход, среднее барабанная перепонка, барабанная полость, цепь слуховых косточек, евстахиева труба и сосцевидный отросток) и внутреннее ухо преддверие, полукружные каналы и улитка).
Виды нарушений слуха Различают периферические слуховые расстройства (проведение, восприятие звука и их комбинации) и центральные (фонематические) нарушения слуха
.
Нарушение
звукопроведения
(кондуктивная тугоухость) возникает вследствие поражения так называемых звукопроводящих органов периферической части слухового анализатора. Эти органы наружный слуховой проход, барабанная перепонка со слуховыми косточками, перилимфа — жидкость лабиринта) передают звук таким образом, что воздушные волны с большой амплитудой и малой энергией превращаются в механические колебания с малой амплитуРасстройства слуха, особенно в детском возрасте, отрицательно влияют на формирование речи, развитие умственных способностей и эмоциональное становление детей. Чем раньше возникло нарушение слуха, тем большее влияние это имеет на развитие речи и личности.
При оценке нарушений слуха учитываются их вид, степень и влияние на устную речь.
Рис. 1. периферический отдел слухового анализатора улитка
Евстахиева труба
Слуховые косточки
Барабанная полость
Среднее ухо
Барабанная перепонка ушная раковина
ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ РЕБЕНКА С ЛОР-ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
12
дой, но большой энергией. При этом перилимфа начинает колебаться.
Если функция звукопроводящих органов нарушена (например, при непроходимости слухового прохода, повреждении барабанной перепонки, воспалительных изменениях слуховых косточек и т.д.), то человек плохо слышит низкие звучания (гудение, стуки др, низкий голоса также низкочастотные и среднечастотные звуки речи у, оп, мн, л, р, д, г, в, а, ы, т, ц, к, х. Это негативно отражается на восприятии отдельных слов, предложений и сообщений.
Смысл обращенной речи улавливается по догадке, и его правильность зависит оттого, насколько близка и знакома речевая ситуация ребенку. В словах слабо различаются безударные слоги и окончания, поэтому в собственной речи они часто опускаются. Неполноценно воспринимаемые низко- и среднечастотные звуки заменяются другими или смешиваются между собой. Нарушаются также динамика и темп речи. Дети говорят монотонно, часто в ускоренном темпе. У многих отмечается носовой оттенок голоса.
При расстройстве звукопроведения шепотная и звучная речь слышатся примерно с одинакового расстояния.
Нарушение звуковосприятия
(сенсоневральное) обусловлено расстройством периферической воспринимающей части слухового анализатора (части лабиринта с кортиевым органом и окончаниями слухового нерва. При нарушении звуковосприятия снижается или полностью теряется способность слышать высокие звучания (жужжание, скрип, шорохи и др) и высокочастотные звуки речи (и, э, с, з, ш, ж, ч, щ, ф. Высокие регистры голоса воспринимаются хуже, чем низкие, особенно в шумном помещении, где требования к дифференцировке возрастают. Восприятие слови фразовой речи сужено ив значительной мере происходит наугад ив контексте конкретной ситуации.
При расстройствах звуковосприятия речь разговорной громкости различается значительно лучше, чем шепот.
Смешанные нарушения являются следствием комбинации дефектов звукопроведения и звуковосприятия. При этом расстройстве характерно затрудненное восприятие как низких, таки высоких звуков.
Периферические нарушения слуховой функции могут быть двусторонними или односторонними. При двустороннем нарушении слуха происходит равномерное пониОдностороннее слуховое нарушение ведет к расстройству различения направления звучаний, определения источников звука.
Периферические расстройства слуха обусловливают глухоту или тугоухость различной степени
13
наРушЕния СЛуха у дЕтЕй жение громкости в процессе восприятия разнообразных акустических сигналов (речи, музыки, звуков природы и т.д.). При одностороннем снижении слуха возможности восприятия в два раза ухудшаются в сравнении с двусторонним слухом. Одностороннее слуховое нарушение ведет к расстройству различения направления звучаний, определения источников звука, то есть пространственного слуха.
Периферические расстройства слуха обусловливают глухоту или тугоухость различной степени.
Кроме периферических нарушений слуховой функции, в детском возрасте достаточно распространены центральные слуховые расстройства.
Центральные нарушения слуха являются следствием повреждения корковых отделов слухового анализатора в височных отделах головного мозга. В височной области левого полушария воспринимаются и анализируются речевые звуки, то есть осуществляется классификация фонем по дифференциальным признакам. В правом — воспринимаются музыкальные и интонационные элементы речи. При поражении центральных отделов слухового анализатора нарушаются процессы высшего анализа речевых сигналов — их различение, узнавание, запоминание.
У детей с центральными расстройствами слуха затруднено усвоение смыслоразличительных свойств речевых звуков-фонем (глухости-звонкости, твердости-мягкости и т.д.), а вследствие этого нарушается понимание обращенной к ним речи. Детей с выраженными центральными нарушениями слуха (при сенсорной алалии или сенсорной афазии) можно образно сравнить с иностранцами в своей стране. Родной язык звучит для них как незнакомый или малопонятный. В случаях негрубых фонематических нарушений (при фонетико-фонематическом недоразвитии, общем недоразвитии речи и др) понимание речи сохраняется, ноне в полном объеме. Смысл многих слови предложений носит диффузный (расплывчатый) характер или, наоборот, сужен конкретными представлениями ребенка о предметах и явлениях. В произношении отмечаются множественные замены и смешения звуков, что часто является следствием их неустойчивого слухового образа.
Центральные слуховые расстройства характерны для детей с различными речевыми нарушениями сенсорной алалией, сенсорной афазией, фонетико-фонематическим недоразвитием, ринолалией врожденными расщелинами неба, дизартрией, дислексией, дисграфией и др. Степени нарушения слуха Степень нарушения слуха отражаЦентральные слуховые расстройства характерны для детей с различными речевыми нарушениями
ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ РЕБЕНКА С ЛОР-ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
14
ет количественную оценку периферических расстройств слуха.
Различают глухоту, четыре степени тугоухости и пограничные с нормой минимальные расстройства слуха.
Согласно международной классификации
4
, существуют следующие степени тугоухости.
К I степени тугоухости относится снижение слуха на 26–40 децибел (дБ. При этом восприятие разговорной и громкой речи сохраняется на расстоянии от 3 до
6 метров, а шепотной — на расстоянии не более 2 метров от уха.
Ко II степени тугоухости относят снижение слуха на уровне
41–55 дБ. При этой степени восприятие разговорной и громкой речи доступно на расстоянии не более 3 метров от уха, а шепотной — лишь у самого уха. При понижении слуха более чем на
50 дБ развитие речи протекает в очень затрудненных условиях, ив этом случае грубо нарушается общее развитие речи — произношение, словарный запас, грамматический строй.
К III степени тугоухости относят снижение слуха на 56–70 дБ, что позволяет воспринимать лишь громкую речь у уха. Разговорная речь и шепот недоступны без специальной звукоусиливающей аппаратуры. Потеря слуха свыше 70 дБ, когда восприятие речи возможно только при большой громкости и на очень близком расстоянии, означает практическую невозможность спонтанного развития речи, что может привести к глухонемоте.
С IV степенью тугоухости соотносят потери слуха 71–90 дБ. При этом можно расслышать только крику уха.
Глухота диагностируется при потерях слуха свыше 91 дБ. В этом случае восприятие даже крика с помощью слуха невозможно.
Установлено, что чем тяжелее степень тугоухости, тем более значительно выражена потеря слуха на все частоты. Чаще снижение слуха касается средних и высоких частот от 500 до 8000 Гц, имеющих основное значение для восприятия звуков речи. Впрочем, любая степень нарушений слуха, лишая кору головного мозга полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает формирование речевой функции Королева ИВ Современный подход к диагностике периферических и центральных нарушений слуха у детей СПб., Любая степень нарушений слуха, лишая кору головного мозга полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает формирование речевой функции
15
КаК ВозниКают и РазВиВаютСя наРушЕния СЛуха у дЕтЕй Как возникают и развиваются нарушения слуха у детей Расстройства слуховой функции могут носить стойкий и временный характер.
Стойким нарушением слуха считается такое поражение слуховой функции, при котором не обнаруживается признаков улучшения слуха как самостоятельного, таки в результате лечения. Стойкие нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными.
Временными нарушениями слуха называют такие расстройства слуховой функции, которые нормализуются самостоятельно или в процессе лечения не более трех месяцев. К временным относятся, как правило, приобретенные нарушения слуха.
Причины врожденного нарушения слуха. Инфекционные и вирусные заболевания матери (грипп, корь, сифилис, краснуха, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз) и травмы плода, особенно впервые три месяца беременности. Радиационное облучение. Химическая интоксикация материи плода. Употребление алкоголя вовремя беременности. Прием ототоксических лекарств в период беременности
(канамицина, гентамицина, стрептомицина, тобромицина, неомицина, хинина и др. Наследственная предрасположенность.
Новорожденных, у которых отмечаются какие-либо из приведенных факторов риска по тугоухости и глухоте, необходимо тщательно обследовать у сурдолога, в дальнейшем им назначается наблюдение у лор-врача.
Приобретенные нарушения слуха появляются у детей после рождения и возникают вследствие ряда причин:
поражения внутреннего уха и ствола слухового нерва (звуковоспринимающего отдела слухового анализатора);
Возникающие во внутреннем ухе изменения в большинстве случаев являются стойкими и не поддаются лечению. Степень снижения слуха при этом может быть различна от глухоты до минимальных проявлений слуховой недостаточности

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей