МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
ТЕТРАДЬ ПРАКТИКАНТА
Факультета образовательного
4 курса 44нз группы
Иванюк Александра Андреевна
(Ф.И.О)
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» ПМ 04. Методическое обеспечение образовательного процесса.
Екатеринбург
2017
Профессиональный модуль 04. Методическое обеспечение образовательного процесса.
Тетрадь практиканта: для студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Екатеринбург: СОПК. - 2016.
Автор-составитель: Балина Ирина Германовна, заведующая отделом учебно-производственных практик
Рецензент: Г.В. Стежка, зам. директора МБОУ СОШ № 166 с углубленным изучением отдельных предметов.
Настоящее пособие создает организационные, методические основания при проведении учебной практики «Проектирование учебно-методических материалов и предметно-развивающей среды кабинета» и производственной практики «Учебно-методический портфель учителя» студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Пособие предназначено для руководителей педагогических практик, методистов и студентов педагогических колледжей.
Свердловский областной педагогический колледж, 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Извлечения из ФГОС по специальности………………………………………….......4
Информационная страница…………………………………………………………....7
предметно-развивающей среды кабинета». Цели и задачи. …………………………..8
Цели и задачи Самоанализ выполненных видов работ……………………………………………...22
Отчет по производственной практике………………………………………………...27
Приложения…………………………………………………………………………….....32
Извлечения из ФГОС СПО по специальности 44.02.02
«Преподавание в начальных классах» Учитель начальных классов должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду профессиональной деятельности «Методическое обеспечение образовательного процесса».
(профессиональный модуль 04).
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных образовательных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в
области начального образования. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт:
анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе федерального государственного образовательного стандарта НОО, примерных основных образовательных программ НОО с учетом вида ОУ, особенностей класса и отдельных обучающихся;
участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;
изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам НОО, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;
оформления портфолио педагогических достижений;
презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
участия в исследовательской и проектной деятельности;
уметь:
анализировать федеральные государственные образовательные стандарты, примерные основные образовательные программы НОО, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам начальной школы;
определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание обучающихся;
осуществлять планирование с учетов возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
адаптировать имеющиеся методические разработки;
сравнивать эффективность применяемых методов НОО, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида ОУ и особенностей возраста обучающихся;
создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области НОО;
использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства; знать:
теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов;
теоретические основы, методику планирования в начальном образовании, требования к оформлению соответствующей документации;
особенности современных подходов и педагогических технологий в области НОО;
концептуальные основы и содержание примерных программ НОО;
концептуальные основы и содержание вариативных программ НОО;
педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете;
источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: 1. Галкина Т.И., Сухенко Н.В. Организация и содержание методической работы в современной школе. Книга современного завуча.- Феникс, 2008.-320с.
2. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений .- М:Академия.2010.-210с.
3. Татарченкова С.С. Организация методической работы в современной школе. М.: Каро, 2008. - 128 с.
Дополнительные источники: Борикова, Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л.В.Борикова, Н.А. Виноградова, – М.: Академия, – 2009,– 128с. Зимняя И.А. Педагогическая технология. М.: «Логос», 2010. - 384 с. Ильенко Л.П. Модели методической службы в общеобразовательных учреждениях.- М.: АРКТИ.-2008. – 64с. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях.-М.: АРКТИ.-2010. – 168с. Методическая служба в школе. Сост. Дмитриева В.Г. и др. М.: Педагогическое общество России, 2007. - 112 с. Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 116 с. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2010 – 272с. Организация работы школьного методического объединения. Нормативные и инструктивно-методические материалы. – Учитель, 2010.-135с. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М. Издательство Магистр, 2007. - 224 с. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.В. Моложавенко; под ред. Н.М. Борытко - 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320с. Телешов С.В., Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. М.: Каро, 2009. – 160с. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. / М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с. Современный кабинет начальных классов. Нормативные документы, информационно-методические материалы. Рекомендации / сост. Т.А. Кобарева, И.Б. Бабаян, И.Г. Судак. = Волгоград: Учитель. 2013. – 159 с.
Электронные пособия и программное обеспечение:
CD-ROM. Методическая работа в школе. – Учитель, 2007
CD-ROM. Портфолио учителя. – Учитель, 2009
Интернет – ресурсы:
www.zavuch.info.ru
www.uchportal.ru
www.openclass.ru
www.school.edu.ru
Информационная страница Школа
№2 Адрес школы
Свердловская область, город Асбест, проспект Ленина, дом № 36/1.
Директор
Кокшаров Валерий Федорович Зам. директора по УВР
Павлова Галина Ивановна
Учитель
Солдатова Любовь Витальевна Класс
2 «а» Руководитель практики Расписание звонков 2 смена
1 урок - 8:30 - 9:10 2 9:20 - 10:00 3 10:20 - 11:00
4 11:15 - 11:55 5 12:15 - 12:55
Учебная практика«Проектирование учебно-методических материалов и предметно-развивающей среды кабинета».
Цель: сформировать представление об особенностях проектирования учебно-методических материалов и предметно-развивающей среды кабинета на основе знакомства с методической работой учителя начальных классов, с системой организации методической службы в образовательном учреждении.
Задачи: Изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблемам НОО. Анализ нормативной, учебно-методической документации, регламентирующей деятельность учителя начальных классов (ФГОС НОО, примерные программы НОО, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам начальной школы, учебный план, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование, отчетная документация, должностные инструкции, локальные нормативные акты). Знакомство с методической службой в образовательной учреждении. Овладение умениями систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, анализа деятельности педагогов ОУ. Проектирование собственной модели предметно-развивающей среды в кабинете. Анализ состояния учебно-материальной базы, предметно-развивающей среды учебного кабинета в начальной школе ОУ. Работа с информационными источниками. Составление картотеки педагогической и методической литературы, статей, опубликованных в журналах «Начальная школа», «Народное образование», Интернет ресурсах, представляющей педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования. Отчетность по практике:
1. Тетрадь практиканта с выполненными заданиями.
2. Результаты анализа нормативной, учебно-методической документации, регламентирующей деятельность учителя начальных классов.
3. Схема «Методическая служба в ОУ».
4. Результаты анализа (экспертизы) состояния учебно-материальной базы кабинета начальных классов.
5. Анализ учебно-методических комплектов по предметам начальной школы (по выбору).
6. Картотека педагогической и методической литературы, статей, опубликованных в журналах «Начальная школа», «Народное образование», Интернет ресурсах, представляющей педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования.
7. Модель (проект) предметно-развивающей среды кабинета.
Вспоминаем теорию: Содержание и направления методической работы учителя:
1. Разработка методической документации в соответствии с учебным планом.
Цель создания методической документации:
- обеспечить систему обучения младших школьников через отработку межпредметных связей;
- организовать самостоятельную работу обучающихся;
- обеспечить систему контроля знаний;
- систематизировать материал по дисциплине.
2. Планирование внеурочной, учебной и внеклассной деятельности.
- Законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ.
-Устава школы, локальных актов к Уставу («Положение о Методическом Совете школы», «Положение о методическом объединении учителей-предметников»), Программы развития школы, ежегодного плана работы школы.
-Новых психолого-педагогических, методических исследований, повышающих уровень методической службы.
-Диагностики и мониторинга состояния учебно-воспитательного процесса, уровня обученности и воспитанности, развития обучающихся, помогающих определить основные проблемы и задачи методической работы.
-Использования информации о передовом опыте методической службы в других школах РФ.
1. Направление : содержание образования Разработка УМД в соответствии с учебным планом Адаптация имеющихся методических работ Планирование внеучебной, внеклассной деятельности 2. Направление : технологии обучения Оценка эффективности технологии методов Выбор технологии методов Разработка технологии методов 3. Направление : контроль знаний и умений в освоении ООП Разработка оценочных средств, тестов и контрольных
Виды и формы организации методической работы учителя:
1. Учебно-методическая работа- включает подготовку к учебным занятиям, включая разработку и обновление заданий для практических и лабораторных занятий, контрольных и семестровых заданий, других курсовых и итоговых аттестаций; ( программы, технологии, конспекты, карты, методические организации, контрольные материалы).
2. Научно- методическая работа- направлена на изучение, анализ систематизации опыта и совершенствование педагогического мастерства ( посещение занятий, семинаров, конференций, создание педагогических папок).
3. Опытно- экспериментальная работа- организация площадки на базе ОУ.
4. Научно- исследовательская работа –направлена на создание нового научного знания. Методическое объединение учителей -Информационное
-Планирование
-Изучающая
-Анализирующая
-Обмен опытном Семинар (информационно-обучающая) Творческие группы учителей (проектировочная, аналитическая) Школа молодого специалиста (обучающая) Мастер класс (обмен опытом, обучающая) Методический кабинет (технологическая)
Виды школьной документации: Личные карты учащихся. Классные журналы. Журналы факультативных занятий. Журналы групп продленного дня. Книга учета золотых медалей "За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение". Книга учета похвальных грамот "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальных листов "За отличные успехи и примерное поведение". Книга учета личного состава педагогических работников школы. Книга приказов по школе. Книга учета и движения детей школьного возраста с 6 до 16 лет включительно; Журнал учета пропущенных и замещенных уроков. Книга протоколов педагогического совета школы. Копии актов о результатах инспекторских проверок работы школы. Книга замечаний и предложений инспектирующих лиц, копии статистических отчетов школы. Книга регистрации входящей и исходящей корреспонденции. Финансово-хозяйственная документация. Технический паспорт школы. Инвентарные списки основных средств. Книга складского учета материалов на нужды учреждения. Ведомости выдачи материала на нужды учреждения. Ведомость оперативного учета движения малоценных и быстроизнашивающихся предметов, находящихся в эксплуатации. Инвентарная книга библиотечного фонда школы. Акты списания материальных ценностей. В делах школы должны находиться тарификационный список учителей и действующее штатное расписание. Виды отчетности: Отчет начальной, базовой девятилетней и средней школы на начало учебного года. Отчет об успеваемости учащихся начальной, девяти летней и средней школы за учебный год. Отчет начальной, девятилетней и средней школы за учебный год.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |