Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Традиционно в ней выделяются следующие составные части


Скачать 21.12 Kb.
НазваниеТрадиционно в ней выделяются следующие составные части
Анкорstatya kirova o a.docx
Дата12.09.2019
Размер21.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаstatya_kirova_o_a.docx
ТипУрок
#58710
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Аннотация: в статье рассматривается использование словарно – орфографической работы на уроках русского языка младших школьников.

На сегодняшний момент в обществе складывается новое понимание основных целей образования. Учителю в первую очередь необходимо заботиться о формировании у ребенка способности к саморазвитию, обеспечивающую интеграцию личности в национальную культуру. Основная роль при обучении русскому языку отводится коммуникативно-речевой направленности процесса познания.

В то же самое время, когда происходит реформация системы образования, пересматривается и структура и содержание школьных программ. Нововведения коснулись и обучения русскому языку. В школьной методике преподавания русского языка большое место отведено обогащению словарного запаса учащихся, а именно словарно-орфографическая работа на уроках русского языка как нельзя лучше способствует этому.

Одной из основных задач учителя начальных классов является формирование у детей навыка грамотного письма. Данную задачу необходимо решать на всех этапах уроков русского языка в начальной школе: при знакомстве с орфографическим явлением и правилом, закреплении навыка правописания, повторении учебного материала. Проблема правописания орфограмм является одним из важнейших вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Но несмотря на все старания учителей грамотность учеников на сегодняшний день оставляет желать лучшего.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальной школе является словарно-орфографическая работа.

Традиционно в ней выделяются следующие составные части:
представление нового слова из «Словарика», с которым учащиеся знакомятся на уроке;
  • формулирование лексического значения; освоение его орфографии;
    введение нового слова в активный словарь детей.
    Слова, которые вызывают или могут вызывать у детей затруднения в написании, обуславливают содержание словарно-орфографической работы. Особое внимание учитель уделяет так называемым «трудным» словам. В широком понимании «трудными» словами являются те, которые вызывают у детей различного рода трудности, как правило, орфографические (слова с безударными гласными в корне слова).

    Трудные слова можно разделить на следующие группы: трудные с точки зрения

    а) написания;

    б) написания и произношения;

    в) написания и значения;

    г) написания и связи с другими словами;

    д) написания, значения и связи с другими словами;

    е) написания, значения, произношения и связи с другими словами.

    Данная классификация облегчает осуществление дифференцированного подхода к словам, которые вызывают у детей различные трудности при знакомстве с ними.

    Есть еще более узкое понимание термина «трудные» слова - это слова, которые имеют непроверяемые и трудно проверяемые написания. Правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся одинаково, но средствами современного русского языка их нельзя проверить, и потому их написание нужно запоминать.

    В методике преподавания русского языка уже утвердился подход, в котором основным содержанием работы в процессе обучения орфографии является не столько изучение орфографических правил, сколько формирование у учащихся орфографических умений.

    К числу орфографических учений методисты относят:

    1) обнаружение орфограмм;

    2) различение орфограмм (определение типа орфограммы) и соотнесение их с определенным правилом;

    3) выполнение действия по правилу;

    4) осуществление орфографического самоконтроля.

    Эта задача должна решаться на всех этапах уроков русского языка: при знакомстве с орфографическим явлением и правилом, закреплении навыка правописания, повторении учебного материала. Хотелось бы подробнее остановиться на этапе повторения, так как анализ методической литературы показал, что без правильно организованного повторения невозможно формирование орфографической грамотности учащихся.

    В обучении младших школьников значительную роль при проведении словарно-орфографической работы мы отводили зрительному восприятию, так как этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому нами проводилась работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты. При этом мы не допускали ошибку, которую допускают в основном все учителя начальной школы – это однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, которое, как правило, не дает нужных результатов. С целью формирования орфографических навыков нами проводились следующие виды упражнений для формирования фонетических понятий:
    Выпиши слова с мягкими согласными:
    уч.ник, г.рох, к.пуста, в.окзал, ж.лез., з.мл.ника, .сина, бер.г, с.рень, с.пог, пл.ток, .рех.

    2. Выпиши слова в два столбика:
    с глухими согласными на конце слова
    со звонкими согласными на конце слова




    салют, завтрак, адрес, народ, овес, морковь, билет, рисунок, портрет, багаж, карандаш, язык.

    3. Запиши слова, которые начинаются на букву ……

    4. Запиши слова в алфавитном порядке. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения: ур.жай, т.пор, г.рой, ябл.к., р.кета, п.суда, адр.с, п.нал, б.лот..

    5. Запиши слова, в которых Ь на конце слова, в середине слова.

    6. Придумай слова, ударение в которых на первом, втором, третьем слоге.

    7.Чайнворд.

    8. Игра «Угадай слово»

    Мы показывали карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Дети записывали составленные слова, начинающиеся на этот слог.

    И наоборот детям давался конец слова, а они придумывали начало.

    9. Игра «Собери слово»

    роз, мо; пус, ка, та; тор, трак; же, ин, нер;

    10. Выпиши из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы», «Одежда» и т.д.

    11. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.

    12. Игра «Расшифруй слово»

    Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.

    33,2,13,16,12,16(яблоко) , 26,16,22,7,18(Шофер), 2, 10 ,13, 6 ,20 (билет)

    13. Игра «Ступеньки»

    Нужно записать слова в столбик, так чтобы в каждом последующем было на одну букву больше.

    14. Выборочный диктант. Ребятам предлагалось записывать только слова с орфограммой.

    Также на уроках для работы над словарным словом учителем использовались ребусы, кроссворды. Большой интерес у ребят вызывала работа над составом слова. Примеры таких упражнений следующие:

    1. От слов яблоко, береза, солома, праздник образуй родственные слова. При помощи чего они образовались?

    2. Игра «Найди лишнее слово» учит различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Березняк, березки, березовый, березка, береза, подберезовик, березонька. Праздничный, праздник, праздновать, праздники. Заячья, зайчишка, зайчик, зайцы, зайчиха, заяц.


    в) .

    4. От слов железо, осина, картина, газета образуй новые слова с суффиксом -к-.

    5. Составь словосочетания, вставляя нужные окончания в имена прилагательные.

    6. Шарада.

    Узнай слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. Это слово прилагательное.

    7. Составь и запиши словосочетания.

    Укажи, как в связи с изменением окончания, меняются падеж имени существительного. (Говорил …Дружил …Подарил …)

    8. При изучении словарных слов использовали загадки.

    Данная работа показала, что, проводимая в настоящее время словарно-орфографическая работа, не эффективна и требует более тщательного подхода и дальнейшего изучения. На сегодняшний день существует огромное количество новых идей, подходов, методов и способов проведения словарно-орфографической работы, с некоторыми из них мы ознакомились в рамках данного курсового исследования.
    Список литературы:
    Аромштам М.С., Прудовская С.Н. Лучшие тексты и упражнения по орфографии и развитию речи. 2 класс. – М.: Академия Развития, 2008.
  • Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. -М.: Просвещение, 1991.
  • Лободина Н.В. Русский язык. 1-4 классы. Словарно-орфографическая работа. – М.: Учитель, 2008.
  • Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 1996.
  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей